2. Моя методическая тема
Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС 2012-2016гг
Использование цифровых инструментов в формировании функциональной грамотности школьников 2021-2025гг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Моя тема | 182 КБ |
nurtdinova_lr.pptx | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС
Л.Р. Нуртдинова учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «Гимназия №90» Советского района г Казани
Два мира есть у человека –
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса.
Цель: разработка механизма формирования действий самоконтроля и самооценки, способствующего:
- Осознанию учащимися процессуальной стороны УД
- Повышению познавательной активности учащихся
- Организации собственной деятельности
- Самореализации учащихся
Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей, я считаю развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способена регулировать и контролировать свою деятельность. Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать ученика, и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий. Она позволяет яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно, что ещё требуется узнать и изучить, то есть, приводит к осознанию учащимися противоречия между знанием и незнанием, и появлению познавательного затруднения. У школьника рождается чувство недовольства самим собой, своими имеющимися знаниями, умениями и навыками, появляется необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений. Таким образом, потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить. Ученик будет анализировать свои действия не только после или в ходе непосредственного её совершения, но и заранее до её совершения. Прежде чем выполнить, он рассмотрит каждое свое действие с разных точек зрения, выдвинет различные гипотезы, рассмотрит различные возможности её решения и постарается выбрать наиболее оптимальный вариант. Возникшее в ходе рассуждения противоречия будут толчком к самостоятельному пересмотру своих действий, а если это необходимо, то и к её корректировке, к выявлению причин своих ошибок и неудач.
Считаю, что потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося.
Опыт показывает, что часто из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы. И как результат – пробелы в знаниях. Именно поэтому все усилия я направляю на организацию собственных контрольно-оценочных действий обучающихся.
Главным в учебной деятельности ребёнка считаю понимание того, что он изучает и ради чего он это делает. Важнейшей предпосылкой для этого считаю создание психологического комфорта для приобретения учащимися знаний и самовыражения. Компонентами положительной психологической атмосферы являются: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение учителя и учащихся. При любых продвижениях ученика в изучении моего предмета не скуплюсь на положительные эмоциональные отзывы, слова поощрения. Стараюсь вселить в них уверенность в себе, своих способностях. Поддерживаю положительный настрой разнообразными видами деятельности на уроке, стимулированием, созданием ситуаций успеха, предоставлением каждому ученику возможности для самовыражения, повышения самооценки.
От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.
В результате этой работы:
- во-первых, учащиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её, тогда самоконтроль и самооценка выполняют функцию рефлексивного замыкания некоторого этапа этой работы;
- во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности.
Негативные выводы, полученные в результате объективной самооценки, заставляют учащегося задуматься, искать причину своих ошибок и изменять методы своей работы.
Следовательно, в течение всего периода выполнения задания включается единый механизм рефлексивного самоконтроля, основанный на обобщении и анализе промежуточных результатов, поэтому оценивание и контроль своих действий учеником несколько раз периодически повторяются. То есть благодаря потребности в самоконтроле и в критической самооценке своих действий учащиеся вынуждены неоднократно просматривать и анализировать то, что они уже выполнили.
Таким образом, я предполагаю, что такая работа должна привести:
- во-первых, к формированию у учащихся устойчивой потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и каждого шага своего действия;
- во-вторых, к развитию мыслительных и творческих умений ученика, чему будет способствовать выполняемые в ходе такой деятельности специфические мыслительные операции.
- в-третьих, к пробуждению внутренней инициативы, активизации внутренних сил самого ученика, к самоуправлению и саморегуляции своей деятельностью со стороны самих учащихся, и к управляемости процессом обучения и развития учеников со стороны учителя.
Каждый учитель несет свое представление и находит всевозможные методы по словесной характеристике знаний в начальной школе. В систему традиционного контроля я внесла самооценку знаний учащихся. Это помогает прогнозировать результаты учебной деятельности, воспитывать у ребенка честность и объективность, стимулировать его быть лучше. В этом состоит зерно сознательного отношения к учению, интерес к предмету. Ведь ученик сам оценивает состояние своего «багажа» знаний на данный момент.
Не менее важным является ведение индивидуальной карты самоконтроля (поурочной и тематической). На уроке учащиеся выполняют задания разного вида и за каждый вид деятельности ставят себе оценку. Это эффективный способ развития творческой самостоятельности в выборе шагов дальнейшей деятельности - что сделать, чтобы устранить пробелы в знаниях. Двойка, полученная за один вид работы, не расстраивает ученика, что является гарантом его продуктивной работы в течение всего урока. В конце урока, анализируя карту самоконтроля, ученик четко представляет свое домашнее задание, и у каждого ребенка оно может быть индивидуальным.
В своем опыте я делала много попыток в разработке диагностических листов, оценочных карт, в которых давались словесные и цифровые оценки знаний учащихся, показанных при изучении школьного предмета и отдельных его тем. Результат заносится в специальные таблицы, как индивидуальные, так и общие. Последней стала таблица, в которой можно было проследить работу ученика на протяжении всего дня. Разделив урок на этапы, учащиеся сами определяют, какое количество баллов можно получить на определенных видах работы. Перед тем как сложилась общая таблица, была проведена работа по изучению каждого вида деятельности. Как нужно отвечать на уроках; какими должны быть устные ответы; как правильно оформлять письменные работы; как подготовить доклад или сообщение и выполнить домашнее задание. Рассмотрим оценочную карту:
Вид работы | баллы | Деятельность ученика |
Работа на уроке | О | Активно участвовал на уроке |
О | Правильно отвечал | |
О | Работал на всех этапах урока | |
Работа у доски | О | Работал у доски |
О | Сделал все правильно | |
Работа в тетради | О | В тетради работал, но кое-что не успел записать или сделал неаккуратно |
О | Все записал в тетради аккуратно. | |
Самостоятельная работа | О О О | -1 балл -1 балл -1 балл |
Подготовил | О О О О | Сообщение или доклад Пересказ Стихотворение наизусть Другое |
Самооценка | Понравилось ли тебе, как ты работал? Подумай, что не получилось? |
Теперь рассмотрим конкретно каждый вид.
Работа на уроке | О | Активно участвовал на уроке |
О | Правильно отвечал | |
О | Работал на всех этапах урока |
Ученики должны точно усвоить, что проявленная активность на всех этапах урока может дать положительный результат. Если ученик не всегда участвует на уроке, но все-таки проявил небольшую активность, он получает 1 балл. В этом случае закрашивается 1 кружок в индивидуальной карте учащегося. При правильных ответах закрашивается еще 1 кружок. Итого 2 балла. Подчеркнем, только при правильных и точных ответах. Если ученик работал практически на всех этапах урока, то он зарабатывает еще 1 балл. И так получается 3 максимальных балла.
Возьмем следующий вид работы, то есть работа в тетрадях.
Работа в тетради | О | В тетради работал, но кое-что не успел записать или сделал неаккуратно |
О | Все записал в тетради аккуратно. |
Соответственно по таблице, если была работа в тетрадях - работал, но кое-что не успел записать или сделал неаккуратно- 1 балл.
Если же наоборот- сделал все правильно и аккуратно- 2 балла, что является максимальным баллом за данный вид работы.
Следующий вид- самостоятельная работа.
Самостоятельная работа | О О О | -1 балл -1 балл -1 балл |
Этот вид работы применяется не на всех уроках, но их можно разделить на три вида, относительно формирования умений оценивания:
- урок с преобладающей целью выработать способы оценки;
- урок, где оценивание является только этапом урока;
- обобщающий урок контроля и оценки, то есть урок, на котором проводится итоговый контроль уровня овладения предметными знаниями и способами действия.
На уроке с преобладающей целью выработать способы оценивания, непосредственно переносятся на конкретные виды учебной деятельности и предметный материал. Например. Сначала ученики выполняют задание, оценивают. Затем проверяются работы учителем, но не указываются ошибки. На следующем уроке организуется проверка и оценка в процессе сличения с эталоном, предварительно повторив критерии.
В основном при самоконтроле использую устоявшиеся формы критерий для удобства и быстрого определения результата.
Не допустил ошибок ( либо имеется 1 ошибка) ( зависимости от объема самостоятельной работы ) | 3 балла |
Допустил в работе 1-2 ошибки (3 ошибки) | 2 балла |
Допустил 3ошибки (4 ошибки) | 1 балл |
Более 4 ошибок (5 ошибок) | Работа не оценивается |
В любом случае прежде чем проверить работу по эталону я даю возможность учащимся еще раз взглянуть на свою работу для выявления ошибок, если они имеются, тем самым мотивируя детей серьезно отнестись к самоконтролю.
Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:
1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.
3-й этап Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении. В своей практики я использую следующие приемы:
- Обучающимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал. При составлении задачи ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задачу, и в позиции ученика, который решает задачу. Он старается составить задачу таким образом, чтобы задача и решалась, и в то же время она в себе содержала некоторую трудность, т. е требовала обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. При этом ему необходимо оценивать свои силы, знания, заранее запланировать свои действия. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение. Ему придется решать задачу, анализировать и обобщать её по нескольку раз, вновь возвращаясь к условию задачи.
- Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление "допущенных” ошибок. Сознательно допущенная ошибка заставит ученика подумать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.
- Учитель при объяснении "допускает” ошибку. Учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку: при выводе формулы или решения задачи, и т.д. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включаться в активную умственную деятельность.
- Учащиеся объясняют доказательство или решение задачи одноклассникам. Во время объяснения учащимся решения или доказательства какой-либо задачи, все остальные должны напряженно искать возможных возражений и немедленно их высказывать. Ученик, прежде чем сказать, будет обдумывать, анализировать каждый шаг своего решения, рассматривать его с различных точек зрения, пересматривать свою точку зрения, аргументировать и доказывать свое мнение, изыскивать исчерпывающие аргументы. Если он "отобьется” от всех возражений, ему удастся убедить в своей правоте других, то он испытает радость, удовлетворение от своей работы.
- Учащиеся решают одну и ту же задачу несколькими способами, обсуждают и выбирают наиболее удачное решение. Выбор наиболее оптимального решения, требует от учащихся разностороннего рассмотрения условия задачи, тщательного анализа каждого шага их решений, сравнения методов и способов решения этих задач. Ученик опять же будет изыскивать аргументы в пользу понравившегося ему решения, будет стараться доказывать и отстаивать свое мнение.
- Учащимся дается задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить. Если в задачах отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Цель таких заданий научить учащихся "схватывать” в процессе восприятия условия задачи ее формальную структуру, обнаружить неполноту данных. В таких задачах следует дать самостоятельность в подборе необходимых подходящих величин из опыта, что также требует неоднократного анализа задачи и самоконтроля результатов решения.
- Учащимся дается задание с избыточными данными. В таких задачах введены дополнительные, ненужные, не имеющие значения показатели. Учащиеся должны уметь из совокупности данных им величин выделить именно те, которые представляют собой систему отношений, комплекс взаимосвязанных величин, составляющих существо задачи, и являются необходимыми и достаточными для ее решения.
- Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля. Самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию…. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения. При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: "Как решать?”, "Каким приёмом воспользоваться?”, "Какой теоретический материал надо знать?”, "Что знаю?”, "Что не знаю?”, "Где возьму?”. Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью.
- Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням. Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания. Задача учителя тактично посоветовать ребёнку правильный выбор, если он на первых порах затрудняется в выборе.
- На своих уроках использую разные приемы рефлексии. Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
На уроке, где оценивание является только этапом урока, т.е учащиеся получат оценку только за один из видов деятельности на уроке, отрабатываются умения и навыки самооценивания в групповой, парной, но чаще всего в индивидуальной работе. Учащиеся самостоятельно или в группе оценивают свою работу по критериям, выделенным предварительно на уроке, и определяют оценку всей работы. Здесь очень эффективно использовать взаимопроверку
На уроке «Обобщающего контроля и оценки» проводятся различные проверочные работы, которые сначала проверяет и оценивает сам ученик, а затем уже учитель.
Таким образом на данных этапах работы ученик фиксирует максимальный балл за самостоятельную работу -это 3 балла.
При подготовке к уроку часто учащиеся не видят особой надобности в выполнении домашнего задания. Применяя современные формы и методы обучения, учитель может разнообразить виды деятельности домашних работ, подходя к этому творчески. Заинтересованность и увлеченность- залог успеха в выполнении домашних заданий.
Подготовив материал, ученик фиксирует заработанный балл.
Подготовил | О О О О | Сообщение или доклад Пересказ Стихотворение наизусть Другое |
Выстроив всю цепочку своих суждений учащиеся определяют максимальный балл (МБ) за урок. На этой основе учащиеся сами оценивают себя, свои возможности, качества, достигнутые результаты. Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям.
Фиксируем МБ за урок. 3балла за активность, 2 балла за работу в тетрадях, 3 балла за самостоятельную работу и 1 балл за подготовленный материал к уроку (домашнее задание). 9 баллов максимальный балл.
Последний этап –работа у доски не входит в общую численность. Это дополнительная возможность повысить свою оценку за урок. Если ученик выходит к доске, выполняет работу или отвечает- 1 дополнительный балл. Еще 1 балл, если все решено верно и ответы правильные.
Работа у доски | О | Работал у доски |
О | Сделал все правильно |
Если при подсчете баллов максимальным за урок являются 9 баллов, то благодаря работе у доски ученик может набрать максимум 11 баллов. Иногда удается выявить ученика завышающего свои баллы. Необходимо взять его на особый контроль, так что бы класс видел и осознавал, что фальсификация собственных результатов ведет к жесткому контролю со стороны учителя. Дать понять, что такой путь приводит к недоверительным отношения между учеником и учителем.
МБ за урок фиксируется в зависимости от предмета и применяемых разных видов деятельности. Если на уроке чтения учитель берет урок по изучению новой темы, то максимальным может быть даже 3 балла.
ОЦЕНКА за урок | БАЛЛЫ за урок | ЕСЛИ… |
5 | 3 балла (8-9 БАЛЛОВ) | Выполнил все хорошо, без ошибок |
4 | 2 балла (6-7БАЛЛОВ) | Есть ошибки |
3 | 1 балл (5 БАЛЛОВ) | Многое не сделал, будь внимательнее! |
Плохо! | нет | Старайся! |
Соберем все в одну таблицу и распределим по дням недели и предметам. Таким образом получаем оценочную карту учащегося. (приложение 1)
Карта может заполняться постепенно по мере работы данного этапа или в конце урока. Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учащийся должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень.
Далее, ребёнок соотносит свои оценку с оценкой товарищей или учителя, проводит анализ работы, выделяет свои «трудности» (проблемы), дает окончательную оценку своей работы на уроке, делает вывод.
Можно попросить проанализировать себя или товарища вслух.
А если эту работу правильно организовать, проводить систематически и целенаправленно, то учащиеся быстро её осваивают, и она даёт хорошие результаты. Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.
Если посмотреть на карту, то не сразу поймешь как с ней работать. Я считаю её универсальной, так как могу адаптировать на любой урок. Так, например, пункт РАБОТА В ТЕТРАДИ можно использовать и при работе в альбомах, и при изготовлении поделок, при оформлении проектов. Важно не упустить и проконтролировать работу детей над самоконтролем и самооценкой.
С чего начинать для работы с этой картой? С 1 класса.
Работа на уроке.
Учащиеся получают первые кружки за участие на уроке. Затем планка повышается. Получил кружок за участие. А затем получают дополнительно те, которые были наиболее активны на уроке. И последнее, более сложное, так как мы учим детей не боятся отвечать на уроках неправильно, так как мы только учимся. Получают кружок тот, кто давал правильные ответы.
И так постепенно проводиться подготовительная работа по каждому виду работу на уроке. Какие трудности встречаются при работе:
-несоответствие отметки ученика и учителя;
- недостаточная мотивация для работы над самоконтролем. (А зачем мне это надо)
Ученик принимает решение о том, согласен ли он с количеством баллов и претендует ли на большее. Если претендует, тогда он составляет план по коррекции своих проблем, после тренировочных упражнений по освоению того или иного способа действия на уроках, в индивидуальной работе в школе и дома, вновь пишет подобную работу, чтобы увидеть, удалось ли «решить свои проблемы». В таком случае в журнал заносится отметка, полученная при повторном написании проверочной работы. При организации такой работы у учащихся повышается не только уровень ответственности, самостоятельности, но и мотивация в получении необходимых знаний
Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Мы в основном учили ребят оценивать уже полученный результат: ответ, работу, а процесс получения, оценивание деятельности не планировали. И конечно, особая проблема – это
-подготовка всего педагогического коллектива к осознанию необходимости перехода на новую «философию оценки».
«Самого большого успеха добивались те, кто, поняв проблему, превращали ее в возможность» Джозеф Шугерман.
НА ВЫСТУПЛЕНИЕ
Карта самооценки как средство формирования у учащихся навыков самоконтроля и самооценки своего труда
Два мира есть у человека –
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
АКТУАЛЬНОСТЬ
Начальное общее образование – первая ступень общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно-новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение основных целей, одной из которых является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться.
Целевая программа развития образования одной из главных задач ставит задачу повышения качества образования Для достижения данной цели недостаточно контролировать, оценивать, корректировать только знания. Необходимо развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, отслеживание их динамики, развитие общих способностей.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса.
В ходе реализации этих идей возникают проблемы и противоречия:
- процесс обучения, направлен на то, чтобы учение стало для школьников одной из ведущих личностных потребностей, а контрольно-оценочный механизм продолжает находиться в руках учителя. В связи с этим место, роль контроля и оценки должны меняться в направлении постепенной передачи контрольно-оценочных механизмов от учителя к учащимся.
- Кроме того, недостаточно исследований, где бы изучались контрольно-оценочные действия с учетом различных этапов обучения.
- Но наиболее существенной проблемой представляется отсутствие разработок, которые бы являлись связующим звеном между теоретическими основаниями системы и тем инструментарием, контроля и оценки, который мог бы применяться всеми участниками образовательного процесса.
Одной из ключевых проблем образовательных систем является проблема контроля и оценки у разных субъектов учебно-воспитательного процесса (учащихся, их родителей и педагогов) в условиях становления и развития учебной деятельности детей на разных этапах школьного образования - начального, основного и среднего.
- между необходимостью осуществления учащимися саморегуляции собственной учебной деятельности на основе рефлексивного самоконтроля и отсутствием механизмов их подготовки к этому виду деятельности.
ИСТОЧНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
В настоящее время появился ряд исследований, в которых рассматриваются различные формы совершенствования системы контроля и оценки.
Однако педагоги видят по своему роль контроля и оценки в учебном процессе. Так как контроль и оценка в учебном процессе - явление многоаспектное, поэтому педагогические исследования в этой области имеют разную направленность. Например для выявления условий формирования у учащихся умений самоконтроля и самооценки можно рассмотреть труды педагогов М Амтаниус, 1978; К. Деметер, 1981; Г.П. Кукла, 1985; И.М. Чередов, 1980
Над разработкой конкретных методик проведения текущего и тематического контроля работали А. Анастази, 1982; М.М. Балашов, 1988; Т.А. Ильина, 1967; В.А. Коринская , 1964; В.И. Лозовская, 1972; А.Н. Майоров, 1996; Н.А. Шубин, 1971 и др.);
В теории педагогики и психологии раскрываются некоторые подходы к разрешению этих противоречий. Вопросы, связанные с обучением школьников самоконтролю и оценке своих действий рассматривали Алгушева В.Р., Ануфриева Н.В., Воронцов А.Б., Репкин В.В., Селезнёв Н.В., Цукерман Г.А. и др.)
Однако целостное, системное обоснование условий формирования
действий самоконтроля самооценки у учащихся не было предметом научных исследований.
Это и определило выбор моей темы: «Карта самооценки как средство формирования у учащихся навыков самоконтроля и самооценки своего труда».
ЦЕЛЬ
Исходя из вышеперечисленных противоречий и проблем целью моей работы является разработка механизма формирования действий самоконтроля и самооценки, приводящее в итоге к повышению качества образования
Цель: разработка механизма формирования действий самоконтроля и самооценки, способствующего, повышению качества образования младших школьников:
- Осознанию учащимися процессуальной стороны УД;
- Повышению познавательной активности учащихся;
- Организации собственной деятельности;
Опыт показывает, что часто из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы. И как результат – пробелы в знаниях. Именно поэтому все усилия я направляю на организацию собственных контрольно-оценочных действий обучающихся.
От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.
Благодаря потребности в самоконтроле и в критической самооценке своих действий учащиеся вынуждены неоднократно просматривать и анализировать то, что они уже выполнили.
ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.
3-й этап Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
ИНСТРУМЕНТЫ КАЧЕСТВЕННОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Каждый учитель несет свое представление и находит всевозможные методы по словесной характеристике знаний в начальной школе. В систему традиционного контроля я внесла самооценку знаний учащихся. ЭТО ПОМОГАЕТ ПРОГНОЗИРОВАТЬ результаты учебной деятельности, воспитывать у ребенка честность и объективность, стимулировать его быть лучше. В этом состоит зерно сознательного отношения к учению, интерес к предмету. Ведь ученик сам оценивает состояние своего «багажа» знаний на данный момент.
Не менее важным является ведение индивидуальной карты самоконтроля (поурочной и тематической). На уроке учащиеся выполняют задания разного вида и за каждый вид деятельности ставят себе оценку. Это эффективный способ развития творческой самостоятельности в выборе шагов дальнейшей деятельности - что сделать, чтобы устранить пробелы в знаниях. Двойка, полученная за один вид работы, не расстраивает ученика, что является гарантом его продуктивной работы в течение всего урока. В конце урока, анализируя карту самоконтроля, ученик четко представляет свое домашнее задание, и у каждого ребенка оно может быть индивидуальным.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
В своем опыте я делала много попыток в разработке диагностических листов, оценочных карт, в которых давались словесные и цифровые оценки знаний учащихся, показанных при изучении школьного предмета и отдельных его тем.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНИВАНИЯ
Первый этап ( 1 класс )
Формирование контрольно-оценочной деятельности в 1 классе
Цель: запуск учебной деятельности . Задачи:
1. Сформировать мотивационный компонент контрольно-оценочной деятельности.
2. Создать условия для формирования самоконтроля и самооценки.
3. Обеспечить сотрудничество с родителями по безотметочному обучению.
4. Создать условия для здоровьесберегающего потенциала оценки.
Подготовительный этап по формированию навыков самооценивания
Элементы рефлексии
1 шаг работы над картой
Работа на уроке | О | Активно участвовал на уроке |
О | Правильно отвечал | |
О | Работал на всех этапах урока |
Ученики должны точно усвоить, что проявленная активность на всех этапах урока может дать положительный результат. Если ученик не всегда участвует на уроке, но все-таки проявил небольшую активность, он получает 1 балл. В этом случае закрашивается 1 кружок в индивидуальной карте учащегося. При правильных ответах закрашивается еще 1 кружок. Итого 2 балла. Подчеркнем, только при правильных и точных ответах. Если ученик работал практически на всех этапах урока, то он зарабатывает еще 1 балл. И так получается 3 максимальных балла.
Возьмем следующий вид работы, то есть работа в тетрадях. 2 ШАГ
Работа в тетради | О | В тетради работал, но кое-что не успел записать |
О | Имеются все записи в тетради | |
О | Работал аккуратно. |
Соответственно по таблице, если была работа в тетрадях - работал, но кое-что не успел записать - 1 балл.
Если же все успел выполнить, имеются все записи- - еще 1 балл, итого 2 балла, Если в тетради работал аккуратно, без помарок- еще один балл, итого 3 балла, что тявляется максимальным для данного этапа.
Второй этап ( 2 класс)
Формирование контрольно-оценочной деятельности во 2 классе.
Задачи:
1. Способствовать формированию критериальной основы обучения.
2. Продолжить работу по созданию условий для наращивания рефлексивного опыта учащихся (в выражении своего отношения к уроку и своей работы).
3. Разнообразить виды и соответственно приемы формирования контрольно-оценочных действий.
4. Вести учет учебных достижений.
3 ШАГ
Следующий вид- самостоятельная работа.
Самостоятельная работа | О О О | -1 балл -1 балл -1 балл |
Этот вид работы применяется не на всех уроках, но их можно разделить на три вида, относительно формирования умений оценивания:
- урок с преобладающей целью выработать способы оценки;
- урок, где оценивание является только этапом урока;
- обобщающий урок контроля и оценки, то есть урок, на котором проводится итоговый контроль уровня овладения предметными знаниями и способами действия.
На уроке с преобладающей целью выработать способы оценивания, непосредственно переносятся на конкретные виды учебной деятельности и предметный материал. Например. Сначала ученики выполняют задание, оценивают. Затем проверяются работы учителем, но не указываются ошибки. На следующем уроке организуется проверка и оценка в процессе сличения с эталоном, предварительно повторив критерии.
В основном при самоконтроле использую устоявшиеся формы критерий для удобства и быстрого определения результата.
Не допустил ошибок ( либо имеется 1 ошибка) ( зависимости от объема самостоятельной работы ) | 3 балла |
Допустил в работе 1-2 ошибки (3 ошибки) | 2 балла |
Допустил 3ошибки (4 ошибки) | 1 балл |
Более 4 ошибок (5 ошибок) | Работа не оценивается |
В любом случае прежде чем проверить проверку по эталону необходимо дать возможность учащимся еще раз взглянуть на свою работу для выявления ошибок, если они имеются, тем самым мотивируя детей серьезно отнестись к самоконтролю.
Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении. В своей практики я использую разные приемы. Не буду конкретно останавливаться. Они вам всем известны. Например: найди ошибки в тексте, в слове, составь задачу таким образом, чтобы задача и решалась, и в то же время она в себе содержала некоторую трудность, т. е требовала обдумывания, разноуровнивые задания и тд
На уроке, где оценивание является только этапом урока, т.е учащиеся получат оценку только за один из видов деятельности на уроке, отрабатываются умения и навыки самооценивания в групповой, парной, но чаще всего в индивидуальной работе. Учащиеся самостоятельно или в группе оценивают свою работу по критериям, выделенным предварительно на уроке, и определяют оценку всей работы. Здесь очень эффективно использовать взаимопроверку
На уроке «Обобщающего контроля и оценки» проводятся различные проверочные работы, которые сначала проверяет и оценивает сам ученик, а затем уже учитель.
Таким образом на данном этапе работы с любым из видов ученик фиксирует максимальный балл за самостоятельную работу -это 3 балла.
Третий этап (3 класс)
Расширение способов обучения контролю и оценке.
Цель: формирование и становление субъекта коллективной деятельности.
Задачи:
1. Формировать учебно-познавательную активность и самостоятельность детей в контрольно-оценочной деятельности.
2. Научить детей контролировать и оценивать свои действия, соотносить результат с целью.
4 ШАГ
При подготовке к уроку часто учащиеся не видят особой надобности в выполнении домашнего задания. Применяя современные формы и методы обучения, учитель может разнообразить виды деятельности домашних работ, подходя к этому творчески. Заинтересованность и увлеченность- залог успеха в выполнении домашних заданий.
Подготовив материал, ученик фиксирует заработанный балл.
Подготовил | О О О О | Сообщение или доклад Пересказ Стихотворение наизусть Другое |
Выстроив всю цепочку своих суждений учащиеся определяют максимальный балл (МБ) за урок. На этой основе учащиеся сами оценивают себя, свои возможности, качества, достигнутые результаты. Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям.
Фиксируем МБ за урок. 3балла за активность, 3 балла за работу в тетрадях, 3 балла за самостоятельную работу и 1 балл за подготовленный материал к уроку (домашнее задание). 10 баллов максимальный балл.
Последний этап –работа у доски не входит в общую численность. Это дополнительная возможность повысить свою оценку за урок. Если ученик выходит к доске, выполняет работу или отвечает- 1 дополнительный балл. Еще 1 балл, если все решено верно и ответы правильные.
Работа у доски | О | Работал у доски |
О | Сделал все правильно |
Если при подсчете баллов максимальным за урок являются 10 баллов, то благодаря работе у доски ученик может набрать максимум 11-12 баллов. Иногда удается выявить ученика завышающего свои баллы. Необходимо взять его на особый контроль, так что бы класс видел и осознавал, что фальсификация собственных результатов ведет к жесткому контролю со стороны учителя. Дать понять, что такой путь приводит к недоверительным отношения между учеником и учителем.
МБ за урок фиксируется в зависимости от предмета и применяемых разных видов деятельности. Если на уроке чтения учитель берет урок по изучению новой темы, то максимальным может быть даже 3 балла.
ОЦЕНКА за урок | БАЛЛЫ за урок | ЕСЛИ… |
5 | 3 балла (8-9 БАЛЛОВ) | Выполнил все хорошо, без ошибок |
4 | 2 балла (6-7БАЛЛОВ) | Есть ошибки |
3 | 1 балл (5 БАЛЛОВ) | Многое не сделал, будь внимательнее! |
Плохо! | нет | Старайся! |
Соберем все в одну таблицу и распределим по дням недели и предметам. Таким образом получаем оценочную карту учащегося.
Результат каждого этапа заносится в специальные таблицы, как индивидуальные, так и общие. Карта может заполняться постепенно по мере работы данного этапа или в конце урока. Результатом моей проделанной работы и стала карта, в которой можно было проследить работу ученика на протяжении всего дня. Разделив урок на этапы, учащиеся сами определяют, какое максимальное количество баллов можно получить на определенных видах работы. Перед тем как сложилась общая таблица, была проведена работа по изучению каждого вида деятельности. Как нужно отвечать на уроках; какими должны быть устные ответы; как правильно оформлять письменные работы; как подготовить доклад или сообщение и выполнить домашнее задание. Рассмотрим оценочную карту:
Вид работы | баллы | Деятельность ученика |
Работа на уроке | О | Активно участвовал на уроке |
О | Правильно отвечал | |
О | Работал на всех этапах урока | |
Работа у доски | О | Работал у доски |
О | Сделал все правильно | |
Работа в тетради | О | В тетради работал, но кое-что не успел записать сделал неаккуратно |
О | Имеются все записи в тетради | |
О | Работал аккуратно. | |
Самостоятельная работа | О О О | -1 балл -2 балла -3 балла |
Подготовил | О О О О | Сообщение или доклад Пересказ Стихотворение наизусть Другое |
Самооценка | Понравилось ли тебе, как ты работал? Подумай, что не получилось? |
Четвертый этап (4-й класс)
Развитие контрольно- оценочной деятельности.
Задачи:
1) Введение предупреждающего контроля. Сравнение результатов с образцом, эталоном через систему необходимых условий, т.е. при каких условиях возможен результат.
2) Обучение планированию с отсутствующими звеньями.
Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учащийся должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень.
Далее, ребёнок соотносит свои оценку с оценкой товарищей или учителя, проводит анализ работы, выделяет свои «трудности» (проблемы), дает окончательную оценку своей работы на уроке, делает вывод.
Можно попросить проанализировать себя или товарища вслух.
При анализе своей работы учащиеся стараются выявить проблемы при низких и средних показателях, тем самым определяя над чем стоит поработать дополнительно .
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТЫ САМООЦЕНКИ
Если посмотреть на карту, то не сразуе поймешь как с ней работать. Я считаю её универсальной, так как могу адаптировать на любой урок. Так, например, пункт РАБОТА В ТЕТРАДИ можно использовать и при работе в альбомах, и при изготовлении поделок, при оформлении проектов. Важно не упустить и проконтролировать работу детей над самоконтролем и самооценкой.
Какие трудности встречаются при работе:
-несоответствие отметки ученика и учителя, что требует обязательного пояснения решения,
- недостаточная мотивация для работы над самоконтролем. (А зачем мне это надо). Необходима четкая постановка цели изучения материала.
Ученик принимает решение о том, согласен ли он с количеством баллов и претендует ли на большее. Если претендует, тогда он составляет план по коррекции своих проблем, после тренировочных упражнений по освоению того или иного способа действия на уроках, в индивидуальной работе в школе и дома, вновь пишет подобную работу, чтобы увидеть, удалось ли «решить свои проблемы». В таком случае в журнал заносится отметка, полученная при повторном написании проверочной работы. При организации такой работы у учащихся повышается не только уровень ответственности, самостоятельности, но и мотивация в получении необходимых знаний
А если эту работу правильно организовать, проводить систематически и целенаправленно, то учащиеся быстро её осваивают, и она даёт хорошие результаты.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Нельзя добиться высоких результатов, не проводя диагностики знаний и умений учащихся. Поэтому неотъемлемой частью моей работы является ведение мониторинга знаний учащихся. Это позволяет держать в поле зрения каждого ученика и его «багаж» знаний, вовремя организовать индивидуальную работу на уроке и во внеурочное время. Ведь в каждом классе есть дети с высокой обучаемостью, с хорошими способностями и дети, имеющие низкий познавательный уровень и интеллектуальные возможности.
Повышение активности один из результатов работы с внедрением карт самооценки. В результате мониторинга учебных универсальных действий учащихся 1 классов можно заметить повышение мотивации. В свою очередь они приводят к стабильности ик повышению качества образования. Работая над картой я не сразу заметила её недостатки, плюсы. Лишь только анализируя результаты учащихся можно внести коррективы для того чтоб данный механизм работал на успех
Заключение
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Основными показателями развития
учащихся начальной школы в ходе реализации
данного механизма являются
- сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей
- устойчивый учебно-познавательный интерес
- сформированность умения учить себя самостоятельно
- способность к рефлексии
- самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям
- способность и склонность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи
Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.
«Самого большого успеха добивались те, кто, поняв проблему, превращали ее в возможность» Джозеф Шугерман.
Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важнцо помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Мы в основном учили ребят оценивать уже полученный результат: ответ, работу, а процесс получения, оценивание деятельности не планировали. И конечно, особая проблема – это подготовка всего педагогического коллектива к осознанию необходимости перехода на новую «философию оценки».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Начальное общее образование – первая ступень общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно-новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение основных целей, одной из которых является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться.
Ведущая педагогическая идея Личностное развитие младшего школьника соотносится с формированием его самосознания, важной и неотъемлемой частью которого является сформированность самоконтроля и самооценки.
Противоречия процесс обучения, направлен на то, чтобы учение стало для школьников одной из ведущих личностных потребностей, а контрольно-оценочный механизм продолжает находиться в руках учителя между необходимостью осуществления учащимися саморегуляции собственной учебной деятельности на основе рефлексивного самоконтроля и отсутствием механизмов их подготовки к этому виду деятельности. В ходе реализации данной идеи возникают проблемы и противоречия : недостаточно исследований, где бы изучались контрольно-оценочные действия с учетом различных этапов обучения отсутствие разработок, которые бы являлись связующим звеном между теоретическими основаниями системы и тем инструментарием, контроля и оценки, который мог бы применяться всеми участниками образовательного процесса проблема контроля и оценки у разных субъектов учебно-воспитательного процесса (учащихся, их родителей и педагогов) в условиях становления и развития учебной деятельности детей на разных этапах школьного образования - начального, основного и среднего
-осознанию учащимися процессуальной стороны УД -повышению познавательной активности учащихся -организации собственной деятельности -самореализации учащихся повышение качества образования разработка механизма формирования действий самоконтроля и самооценки, способствующего Цель:
Источники педагогического опыта Формирование самоконтроля и самооценки в начальной школе позволит решить личностные задачи ребенка по самосовершенствованию, формированию индивидуального субъекта учебной деятельности (Н.В.Ануфриева) В теории педагогики и психологии раскрываются некоторые подходы к разрешению возникающих противоречий. Вопросы, связанные с обучением школьников самоконтролю и оценке своих действий рассматривали Алгушева В.Р., Ануфриева Н.В., Воронцов А.Б., Репкин В.В., Селезнёв Н.В., Цукерман Г.А. и др.) Однако целостное, системное обоснование условий формирования действий самоконтроля и самооценки у учащихся не было предметом научных исследований.
Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля: 1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя 2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей 3-й этап Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию .
Самооценка учащихся помогает: прогнозировать результаты учебной деятельности воспитывать у ребенка честность и объективность стимулировать к улучшению собственного результата Во всём этом состоит зерно сознательного отношения к учению, интерес к предмету. Ведь ученик сам оценивает состояние своего «багажа» знаний на данный момент.
Индивидуальная карта самооценки учащихся Вид работы баллы Деятельность ученика Работа на уроке О Активно участвовал на уроке О Правильно отвечал О Работал на всех этапах урока Работа у доски О Работал у доски О Сделал все правильно Работа в тетради О В тетради работал, но кое-что не успел записать сделал неаккуратно О Имеются все записи в тетради О Работал аккуратно. Самостоятельная работа О О О -1 балл -2 балла -3 балла Подготовил О О О О Сообщение или доклад Пересказ Стихотворение наизусть Другое Самооценка Понравилось ли тебе, как ты работал? Подумай, что не получилось?
Технология опыта 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Этапы формирования самоконтроля и самооценки
Первый этап ( 1 класс ) Формирование контрольно-оценочной деятельности в 1 классе Цель: запуск учебной деятельности . Задачи: 1. Сформировать мотивационный компонент контрольно-оценочной деятельности. 2. Создать условия для формирования самоконтроля и самооценки. 3. Обеспечить сотрудничество с родителями по безотметочному обучению. 4. Создать условия для здоровьесберегающего потенциала оценки.
«Говорящие рисунки», «Дерево успеха» «Светофор» «Экран настроения» и т.д Подготовительный этап Элементы рефлексии
1 шаг Работа на уроке О Активно участвовал на уроке О Правильно отвечал О Работал на всех этапах урока 2 шаг Работа в тетрадях О В тетради работал О Имеются все записи в тетради О Работал аккуратно
Второй этап ( 2 класс) Формирование контрольно-оценочной деятельности во 2 классе. Задачи: 1. Способствовать формированию критериальной основы обучения. 2. Продолжить работу по созданию условий для наращивания рефлексивного опыта учащихся (в выражении своего отношения к уроку и своей работы). 3. Разнообразить виды и соответственно приемы формирования контрольно-оценочных действий. 4. Вести учет учебных достижений.
Критерии оценивания «5» - без ошибок. «4» - 1-2 ошибки. «3» - 3-5 ошибок. «2» - более 5 ошибок. Самостоятельная работа О О О -1 балл -1 балл -1 балл 3 шаг Не допустил ошибок ( либо имеется 1 ошибка) ( зависимости от объема самостоятельной работы ) 3 балла Допустил в работе 1-2 ошибки (3 ошибки) 2 балла Допустил 3ошибки (4 ошибки) 1 балл Более 4 ошибок (5 ошибок) Работа не оценивается ОЦЕНКА БАЛЛЫ ЕСЛИ… 5 3 Выполнил все хорошо, без ошибок 4 2 Есть ошибки 3 1 Многое не сделал 2 - Старайся!!!!!
Третий этап (3 класс) Расширение способов обучения контролю и оценке. Цель: формирование и становление субъекта коллективной деятельности. Задачи: 1. Формировать учебно-познавательную активность и самостоятельность детей в контрольно-оценочной деятельности. 2. Научить детей контролировать и оценивать свои действия, соотносить результат с целью.
Подготовил О О О О Сообщение или доклад Пересказ Стихотворение наизусть Другое 4 шаг Работа у доски О Работал у доски О Сделал все правильно Дополнительный бал получает каждый ученик, работавший у доски
Вид работы баллы Деятельность ученика Работа на уроке О Активно участвовал на уроке О Правильно отвечал О Работал на всех этапах урока Работа у доски О Работал у доски О Сделал все правильно Работа в тетради О В тетради работал, но кое-что не успел записать сделал неаккуратно О Имеются все записи в тетради О Работал аккуратно. Самостоятельная работа О О О -1 балл -2 балла -3 балла Подготовил О О О О Сообщение или доклад Пересказ Стихотворение наизусть Другое Самооценка Понравилось ли тебе, как ты работал? Подумай, что не получилось? Карта самооценки
Четвертый этап (4-й класс) Развитие контрольно- оценочной деятельности. Задачи: 1) Введение предупреждающего контроля. Сравнение результатов с образцом, эталоном через систему необходимых условий, т.е. при каких условиях возможен результат. 2) Обучение планированию с отсутствующими звеньями. АНАЛИЗ КАРТЫ САМООЦЕНКИ ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
на протяжении всего урока при оценивании работы группы использование для самооценки при работе над проектом при работе в тетрадях, альбомах, дневниках И Т.Д Использование карты самооценки возможно :
Результативность
Результативность
Адресная направленность Предлагаемая система контроля и оценки результатов деятельности младшего школьника может быть использована не только учителями начальных классов , а так же учителями среднего звена так как на сегодняшний день актуальна проблема преемственности между начальной и основной школой
Список литературы: 1. Аванесов B.C. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме. М.; 199.5265 с. 2. Алгушаева В.Р.Формирование у младших школьников умения оценивать учебную деятельность: Автореф . дис.канд.педагог.наук .- Спб ., 1996 18 3. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и общеобразовательная функция оценки учения школьников,- М: Педагогика, 1984. 296 с. 4. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка.Отметка ,- М.,1980,- 180 с. 5. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте: Автореф . дис . канд.психол.наук.- М.,1978,- 18 с. 6. Ануфриева Н.В. Особенности самоконтроля учащихся в системе развивающего обучения: Автореф.дис . канд.педагог.наук -Спб,2000 18 с. 7. Артищева Е.К. Оценка фонового уровня знаний как способ диагностики результатов усвоения учебного предмета : Автореф . дис.канд . педагог.наук . Калининград., 1997. -16 с. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-tekhnologiya-kontrolya-i-otsenki-v-uchebnoi-deyatelnosti-sistema-razvivayus#ixzz4RWVcGy7o Интернет ресурсы