Интегрированный урок (математика-география) "Масштаб"
Масштаб
Цели: повторить понятие масштаб; чтение масштаба; решать задачи, связанные с понятием масштаба; воспитывать аккуратность и дисциплинированность обучающихся; умение работать в тишине, помогать товарищам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
-Сегодня на уроке мы попробуем доказать, что математика и география и тесно связаны между собой.
2. Сообщение темы и цели урока.
-Итак, тема нашего урока «Масштаб». Мы повторим понятие «масштаб», виды масштаба, будем учиться читать масштаб и решать задачи, связанные с понятием масштаб.
3. Повторение и закрепление пройденного материала.
- Ребята, начертите в своих тетрадях план школьного двора в натуральную
величину.
-Какая проблема возникла? Почему не можете начертить? ( Двор большой, а тетрадь маленькая.)
-Что мы должны сделать, чтобы выполнить задание? (Уменьшить школьный двор или увеличить тетрадь.)
- Какие знания необходимо применить?! Знания о масштабе.)
-Дайте определение «Масштаб». (Величина, которая показывает восколько раз расстояние на плане меньше чем на местности.)
- А где еще применяют масштаб? ( На картах.)
-Рассмотрим физическую карту полушарий в атласе.
-Что можно сказать о географических объектах, о реках, озерах?( Они все уменьшены.)
-Прочитайте масштаб данной карты.( 1:90 000 000 )
-Что означает данный вид масштаба? ( Расстояние на карте уменьшили в 90 млн. раз)
-Какой это вид масштаба?( Численный, так как записан в виде числа.
-Запишите масштаб 1:90 000 000 в виде дроби
-Как по-другому можно записать данный масштаб? (Используя наименования.)
-Запишите. Что получилось? ( в 1 см.-900 км.)
-Как называется этот вид масштаба? ( Именованный)
-Что означает эта запись?(В одном см. карты содержится 900 км. местности.)
- Верно ,т.е, он показывает, какое расстояние на местности соответствует
одному сантиметру на карте или плане.
-Выполните следующее задание :
1.Перевести численный масштаб в именованный: 1:30 000, 1:75 000 000.
2. Перевести именованный в численный: в!см.-500км, в!см.-100м.
- Запишите решение в ваших тетрадях.
- На ваших картах указан третий вид масштаба, как он называется?
(Линейный.)
-Для чего он наносится на карту? ( Он показан в виде вспомогательной мерной линейки, наносится на карту для удобства измерения расстояний.)
-Итак ребята, мы с вами вспомнили и повторили понятие масштаб и виды масштаба. Я вам предлагаю используя ваши знания, выполнить практическую работу.
Задание: Используя масштаб физической карты полушарий, определите протяженность Уральских гор.
-Каким видом масштаба будете пользоваться при выполнении работы? ( Именованным)
-Какова протяженность Уральских гор, как вы определили? (протяженность составляет 1800км. Расстояние на карте равное 2см. умножили на величину масштаба 900.)
-Молодцы! Продолжаем работать над понятием «масштаб», и решать математические задачи.
- Понятие масштаба с Юлией Валерьевной вы повторили, а именно понятие масштаба показывает нам практическое применение отношений.
III. Изучение нового материала
На столах у вас лежат карточки с заданиями. Рассмотрим задачу № 1.
Задача № 1. Длина отрезка на карте 3 см. Найдите длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1 : 1 000 000.
- Прочитайте задачу.
- Что известно? (Масштаб)
-Какой вид масштаба используется в задаче? (Численный)
- Что означает данный масштаб? (1 см на карте равен 1 000 000 см или 10 000 м или 10 км на местности)
- Что надо узнать? (Длину отрезка на местности)
- Какие величины рассматриваются в задаче? (Расстояние и масштаб)
- Определите, какая зависимость между расстоянием и масштабом? (Прямая пропорциональная зависимость)
- Какие величины называют прямо пропорциональными?
- Давайте решим эту задачу, оформив краткую запись в виде таблицы. Обозначим длину отрезка на местности через х.
Решение:
Пусть х см – расстояние на местности.
| расстояние | масштаб |
На карте | 3 см | 1 |
На местности | Х см | 1 000 000 |
;
Х = = 3000000(см) = 30000(м) = 30(км) – длина отрезка на местности.
Ответ: 30 км.
- Сформулируйте основное свойство пропорции.
- Так что же означает масштаб 1 : 1000000? (в 1 см – 10 км)
IV. Физкультминутка.
- Немного отдохнем. Мысленно и эмоционально настроимся на формирование красивого, здорового и «умного» тела.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше – выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
V. Закрепление изученного материала
- На карточке под № 2 составлена похожая задача. Попробуйте решить ее самостоятельно, а затем сверим свое решение с записями на доске.
Задача № 2. Длина отрезка на карте 15 см. Найдите длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1 : 10 000.
Решение:
Пусть х см – расстояние на местности.
| расстояние | масштаб |
На карте | 15 см | 1 |
На местности | Х см | 10 000 |
;
Х = = 150000(см) = 1500(м) = 1,5(км) –расстояние на местности.
Ответ: 1,5 км.
- Что означает масштаб 1 : 10 000? (в 1 см – 0,1 км)
- Сейчас рассмотрим практическую задачу № 804 (820)
- Прочитайте задание. Можем сразу найти расстояние?
- Что нужно знать сначала? (Длину отрезка на карте)
- Как узнать длину отрезка на карте? (Измерить по карте с помощью линейки)
- Измерьте расстояние на карте. Чему он равен? (3 см)
- Что означает масштаб 1 : 100 000? (1 см на карте равен 100 000 см или 1 000 м или 1 км на местности)
- Запишем решение.
Решение:
Пусть х см – расстояние на местности.
| расстояние | масштаб |
На карте | 3 см | 1 |
На местности | Х см | 100 000 |
;
Х = = 300000(см) = 3000(м) = 3(км) –расстояние на местности.
Ответ: 3 км.
- Ребята, кто закончил раньше, либо помоги товарищу, которому требуется помощь, либо выполни задание № 4.
Задача № 4. Расстояние между городами А и В на карте равно 8,5 см. Найдите расстояние между городами на местности, если масштаб карты .
Задачу решаем самостоятельно.
Решение:
Пусть х см – расстояние на местности.
| расстояние | масштаб |
На карте | 8,5 см | 1 |
На местности | Х см | 1 000 000 |
;
Х = = 8500000(см) = 85000(м) = 85(км) – на местности.
Ответ: 85 км.
- Какую пропорциональную зависимость использовали?
VI. Зарядка для глаз
VII. Тест
Вариант 1
1. Переведите численный масштаб в именованный
а) в 1 см – 10 м; б) в 1 см – 1 км; в) в 1 см – 100 мм.
2. Какая из пропорций верна: а) 2: 6 = 5 : 15; б) 7 : 8 = 3 : 4; в) 7 : 14 = 8 : 15.
3. Неизвестный член пропорции 24 : х = 12 : 4
а) х = 5; б) х = 8; в) х = 11.
4. Неизвестный член пропорции:
а) х = 12; б) х = 8; в) х = 3.
Тест
Вариант 2
1. Переведите численный масштаб в именованный
а) в 1 см – 25 км; б) в 1 см – 250 м; в) в 1 см – 25 м.
2. Какая из пропорций верна: а) 5: 7 = 10 : 15; б) 4 : 7 = 8 : 14; в) 4 : 7 = 7 : 15.
3. Неизвестный член пропорции 28 : х = 36 : 9
а) х = 7; б) х = 9; в) х = 6.
4. Неизвестный член пропорции:
а) х = 5; б) х = 9; в) х = 8.
- Подведение итогов урока
- Девиз урока мы сегодня претворили в жизнь?
- Что называют масштабом карты?
- Где в практической деятельности человек пользуется этим понятием?
Оценки за урок
- . Домашнее задание
п. 23, № 842, 844, 846 (а).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masshtab._otkrytyy_urok.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Масштаб
Цели: повторить понятие масштаб; чтение масштаба; решать задачи, связанные с понятием масштаба; воспитывать аккуратность и дисциплинированность обучающихся; умение работать в тишине, помогать товарищам.
Ход урока
- Организационный момент
- Сообщение темы и цели урока
-Сегодня на уроке мы попробуем доказать, что математика и география и тесно связаны между собой.
2. Сообщение темы и цели урока.
-Итак, тема нашего урока «Масштаб». Мы повторим понятие «масштаб», виды масштаба, будем учиться читать масштаб и решать задачи, связанные с понятием масштаб.
3. Повторение и закрепление пройденного материала.
- Ребята, начертите в своих тетрадях план школьного двора в натуральную
величину.
-Какая проблема возникла? Почему не можете начертить? ( Двор большой, а тетрадь маленькая.)
-Что мы должны сделать, чтобы выполнить задание? (Уменьшить школьный двор или увеличить тетрадь.)
- Какие знания необходимо применить?! Знания о масштабе.)
-Дайте определение «Масштаб». (Величина, которая показывает восколько раз расстояние на плане меньше чем на местности.)
- А где еще применяют масштаб? ( На картах.)
-Рассмотрим физическую карту полушарий в атласе.
-Что можно сказать о географических объектах, о реках, озерах?( Они все уменьшены.)
-Прочитайте масштаб данной карты.( 1:90 000 000 )
-Что означает данный вид масштаба? ( Расстояние на карте уменьшили в 90 млн. раз)
-Какой это вид масштаба?( Численный, так как записан в виде числа.
-Запишите масштаб 1:90 000 000 в виде дроби
-Как по-другому можно записать данный масштаб? (Используя наименования.)
-Запишите. Что получилось? ( в 1 см.-900 км.)
-Как называется этот вид масштаба? ( Именованный)
-Что означает эта запись?(В одном см. карты содержится 900 км. местности.)
- Верно ,т.е, он показывает, какое расстояние на местности соответствует
одному сантиметру на карте или плане.
-Выполните следующее задание :
- Перевести численный масштаб в именованный: 1:30 000, 1:75 000 000.
- Перевести именованный в численный: в!см.-500км, в!см.-100м.
- Запишите решение в ваших тетрадях.
- На ваших картах указан третий вид масштаба, как он называется?
(Линейный.)
-Для чего он наносится на карту? ( Он показан в виде вспомогательной мерной линейки, наносится на карту для удобства измерения расстояний.)
-Итак ребята, мы с вами вспомнили и повторили понятие масштаб и виды масштаба. Я вам предлагаю используя ваши знания, выполнить практическую работу.
Задание: Используя масштаб физической карты полушарий, определите протяженность Уральских гор.
-Каким видом масштаба будете пользоваться при выполнении работы? ( Именованным)
-Какова протяженность Уральских гор, как вы определили? (протяженность составляет 1800км. Расстояние на карте равное 2см. умножили на величину масштаба 900.)
-Молодцы! Продолжаем работать над понятием «масштаб», и решать математические задачи.
- Понятие масштаба с Юлией Валерьевной вы повторили, а именно понятие масштаба показывает нам практическое применение отношений.
III. Изучение нового материала
На столах у вас лежат карточки с заданиями. Рассмотрим задачу № 1.
Задача № 1. Длина отрезка на карте 3 см. Найдите длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1 : 1 000 000.
- Прочитайте задачу.
- Что известно? (Масштаб)
-Какой вид масштаба используется в задаче? (Численный)
- Что означает данный масштаб? (1 см на карте равен 1 000 000 см или 10 000 м или 10 км на местности)
- Что надо узнать? (Длину отрезка на местности)
- Какие величины рассматриваются в задаче? (Расстояние и масштаб)
- Определите, какая зависимость между расстоянием и масштабом? (Прямая пропорциональная зависимость)
- Какие величины называют прямо пропорциональными?
- Давайте решим эту задачу, оформив краткую запись в виде таблицы. Обозначим длину отрезка на местности через х.
Решение:
Пусть х см – расстояние на местности.
расстояние | масштаб |
На карте | 3 см | 1 |
На местности | Х см | 1 000 000 |
;
Х = = 3000000(см) = 30000(м) = 30(км) – длина отрезка на местности.
Ответ: 30 км.
- Сформулируйте основное свойство пропорции.
- Так что же означает масштаб 1 : 1000000? (в 1 см – 10 км)
IV. Физкультминутка.
- Немного отдохнем. Мысленно и эмоционально настроимся на формирование красивого, здорового и «умного» тела.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше – выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
V. Закрепление изученного материала
- На карточке под № 2 составлена похожая задача. Попробуйте решить ее самостоятельно, а затем сверим свое решение с записями на доске.
Задача № 2. Длина отрезка на карте 15 см. Найдите длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1 : 10 000.
Решение:
Пусть х см – расстояние на местности.
расстояние | масштаб |
На карте | 15 см | 1 |
На местности | Х см | 10 000 |
;
Х = = 150000(см) = 1500(м) = 1,5(км) –расстояние на местности.
Ответ: 1,5 км.
- Что означает масштаб 1 : 10 000? (в 1 см – 0,1 км)
- Сейчас рассмотрим практическую задачу № 804 (820)
- Прочитайте задание. Можем сразу найти расстояние?
- Что нужно знать сначала? (Длину отрезка на карте)
- Как узнать длину отрезка на карте? (Измерить по карте с помощью линейки)
- Измерьте расстояние на карте. Чему он равен? (3 см)
- Что означает масштаб 1 : 100 000? (1 см на карте равен 100 000 см или 1 000 м или 1 км на местности)
- Запишем решение.
Решение:
Пусть х см – расстояние на местности.
расстояние | масштаб |
На карте | 3 см | 1 |
На местности | Х см | 100 000 |
;
Х = = 300000(см) = 3000(м) = 3(км) –расстояние на местности.
Ответ: 3 км.
- Ребята, кто закончил раньше, либо помоги товарищу, которому требуется помощь, либо выполни задание № 4.
Задача № 4. Расстояние между городами А и В на карте равно 8,5 см. Найдите расстояние между городами на местности, если масштаб карты .
Задачу решаем самостоятельно.
Решение:
Пусть х см – расстояние на местности.
расстояние | масштаб |
На карте | 8,5 см | 1 |
На местности | Х см | 1 000 000 |
;
Х = = 8500000(см) = 85000(м) = 85(км) – на местности.
Ответ: 85 км.
- Какую пропорциональную зависимость использовали?
VI. Зарядка для глаз
VII. Тест
Вариант 1
- Переведите численный масштаб в именованный
а) в 1 см – 10 м; б) в 1 см – 1 км; в) в 1 см – 100 мм.
- Какая из пропорций верна: а) 2: 6 = 5 : 15; б) 7 : 8 = 3 : 4; в) 7 : 14 = 8 : 15.
- Неизвестный член пропорции 24 : х = 12 : 4
а) х = 5; б) х = 8; в) х = 11.
- Неизвестный член пропорции:
а) х = 12; б) х = 8; в) х = 3.
Тест
Вариант 2
- Переведите численный масштаб в именованный
а) в 1 см – 25 км; б) в 1 см – 250 м; в) в 1 см – 25 м.
- Какая из пропорций верна: а) 5: 7 = 10 : 15; б) 4 : 7 = 8 : 14; в) 4 : 7 = 7 : 15.
- Неизвестный член пропорции 28 : х = 36 : 9
а) х = 7; б) х = 9; в) х = 6.
- Неизвестный член пропорции:
а) х = 5; б) х = 9; в) х = 8.
VIII. Подведение итогов урока
- Девиз урока мы сегодня претворили в жизнь?
- Что называют масштабом карты?
- Где в практической деятельности человек пользуется этим понятием?
Оценки за урок
IX. Домашнее задание
п. 23, № 842, 844, 846 (а).