"Инновационная деятельность на базе ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
"Инновационная деятельность на базе ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriko-kulturnaya_i_sotsioprirodnaya_sreda.docx | 17.59 КБ |
obrazovatelnye_puteshestviya_kak_metod_osvoeniya_vneshney_sredy.docx | 16.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Историко-культурная и социоприродная среда как факторы организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.
Активное освоения ребенком объектов культурного наследия способствует развитию качеств личности, отмеченных в целевых ориентирах ФГОС, поэтому современной школе необходимо искать новые инновационные формы и методы для оптимизации работы в этом направлении.
Особое место в решении данной задачи занимает качество культурно -образовательного пространства современной школы. Современная инновационная модель образовательной организации должна формировать инновационную среду, в том числе и для освоения культурно-исторического наследия и социоприродной среды.
Мировой опыт свидетельствует о том, что культурный потенциал региона (от музеев, архитектурных комплексов до уникальных культурных мест, мифов, приданий) может быть использован в целях воспитания и приобщения школьников к духовному наследию народа. Образы культуры являются основой формирования мировоззрения и главным способом трансляции традиций и ценностей любого общества, в том числе российского. Татарстан располагает богатейшим культурным наследием, которое проявляется в типологическом разнообразии памятников. В регионе представлены практически все исторические пласты наследия.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ориентированы на становление личностных характеристик выпускников, любящих свой край и свое Отечество, знающих русский и родной язык, уважающих свой народ, его культуру и духовные традиции, а также осознанно выполняющих правила эколо- гически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, в значительной степени базируется на историко-культурологическом подходе, который направлен на развитие способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережномуотношению к культурному наследию. Характеристика многообразия и
взаимодействия культур народов, вошедших на разных этапах истории в состав много- национального Российского государства, помогает формировать у учащихся чувство принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов. Это, в свою очередь, служит основой способности к диалогу в школьном и внешкольном общении, социальной практике. Важным в мировоззренческом отношении является восприятие школьниками памятников истории и культуры как ценного достояния страны и всего человечества, сохранять которое должен каждый.
В настоящее время происходит переход школьного исторического образования на преподавание в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта (далее – ИКС) как части Концепции нового УМК по отечественной истории. ИКС в свою очередь уделяет особое внимание изучению вопросов духовно-нравственной культуры народов России, истории культуры и повседневности. Поэтому на этом фоне актуальность использования историко-культурного материала в образовательном процессе, в культурно-образовательной среде возрастает на порядок.
Можно утверждать, что интерпретация современной историко-культурной и социоприродной среды как мощного образовательного потенциала региона способна дать новые приоритеты в осознании ее назначения и возможностей определяемых необходимостью обеспечения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к культурному и природному наследию, сохранения, развития и
распространения этнической и национально-культурной самобытности.
Важным также является сохранение единого социокультурного пространства страны на началах формирования российского самосознания и гражданской идентичности. Решение этих вопросов в немалой степени зависит от эффективности использования в педагогической практике социоприродного и культурно-образовательного потенциала того места где рождается, развивается и формируется личность ребенка.
Литература:
1. Чебоненко О.В. Культурно-символический потенциал региона как фактор
формирования культурной идентичности молодежи [Электронный ресурс] //
2.Актамов И. Г. Культурно-образовательная среда как фактор формирования экологической
ответственности современных школьников [Электронный ресурс] // http://www.dslib.net/obwpedagogika/kulturno-obrazovatelnaja-sreda-kak-faktor-formirovanija-jekologicheskoj.html
Предварительный просмотр:
Образовательные путешествия как метод освоения внешней среды.
Ведущим требованием Федеральных государственных стандартов нашего времени является формирование умения(способности) учиться.
Этот термин предполагает уникальную возможность современного школьника сегодня, используя своё сознание, современные информационные ресурсы отбирать, фильтровать нужную для себя информацию из любых источников.
Незаменимой и полностью отвечающей современным требованиям является технология образовательного путешествия.
Данная технология имеет метапредметную направленность. Цель ее заключается не только в том, чтобы обогатить ученика новыми впечатлениями, расширить его кругозор. Эта технология призвана научить школьника путешествовать в безграничном пространстве окружающей среды: находить ориентиры, способные «приоткрыть» дверь в прошлое и объяснить настоящее, прокладывать собственные маршруты; читать те «послания», которые содержат объекты окружающей среды. Не случайно такие путешествия получили название образовательных. Открывая мир, ученик, прежде всего, совершает открытие себя, происходит становление личности, ее самоопределение в окружающем пространстве. Что и является, по сути, главным метапредметным и личностным ожидаемым результатом обучения, на пути к которому происходит формирование основных УУД всех типов – познавательных, ре-гулятивных и коммуникативных.
Определяющим для образовательного путешествия является сформулированная проблема, которая «поведет» за собой, соединит все предлагаемые к исследованию объекты, выстроит их в определенный маршрут. Проблема формулируется совместно с обучающимися или ими самостоятельно, что обеспечивает формирование регулятивных и познавательных УУД по целеполаганию и определению познавательной задачи.
Новые стандарты предполагают широкое внедрение социального партнерства школы с другими учреждениями и сообществами: кроме ученика и учителя, равными участниками процесса становятся родители, работники производств, других образовательных учреждений и социальных объектов. Это способствует формированию нового педагогического сообщества.
Как и другие виды исследовательской деятельности образовательное путешествие имеет этапы деятельности:
• Выбор объекта и определение цели образовательного путешествия.
• Подготовка к образовательному путешествию.
• Реализация маршрута(сценария) образовательного путешествия.
• Анализ результатов и рефлексия опыта образовательного путешествия.
Организация образовательных путешествий для обучающихся имеет важное образовательное и воспитательное значение, поскольку:
- способствует самоопределению обучающихся;
- развивает ответственность и самостоятельность;
- способствует развитию навыков ориентации в пространстве и получении опыта освоения нового незнакомого пространства за счет самостоятельного выполнения исследовательских заданий;
- формирует субъективное отношение к себе, окружающей действительности за счет обмена впечатлениями, выражения собственных мыслей и идей;
- способствует развитию навыков коммуникативного общения в группе;
- развивает навык получения, обработки и анализа информации, полученной из разных источников.
Очевидно, что технология образовательного путешествия актуальна и популярна в современной педагогической ситуации, так как полностью соответствует современным подходам к задачам образования и воспитания.
Литература:
1. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей. — М.:
Просвещение, 1964. 304 с.
2. Ванюшкина Л. М. Внеаудиторное образование путь в новое образо-вательное пространство. - СПб., 2003. - 224 с