Главные вкладки
Молчанова Валентина Робертовна
Эссе «Моя педагогическая философия»
Никогда не задумывалась, почему стала учителем и только сейчас, готовясь к конкурсу, я поняла, что это произошло не случайно.
Судьба подарила мне возможность рядом с близким человеком и с замечательным педагогом, мастером своего дела, умной, доброй хрупкой женщиной – моей классной руководительницей и тётей Ипоевой Альбиной Семёновной. Это удивительный человек, талантливый педагог, сильная личность, строгая, внимательная, требовательная, с огромной силой воли, неиссякаемым чувством юмора и безграничной любовью к детям. Она, как огромная, пылающая ярким огнём звезда, «горела» сама и «зажигала» других. Та деловая атмосфера урока с его проблемными ситуациями, творческим поиском, ожиданием открытия новых знаний вспоминается мне и сейчас и является для меня образцом. А всегда доброжелательный взгляд моего учителя, как тёплый лучик солнца, подбадривал, согревал. Как мне тогда хотелось быть хоть чуть-чуть похожей на неё! Вот так, сама того не зная, Альбина Семёновна направила меня по пути, ведущему к профессии педагога.
Профессия учителя – одна из самых важных, трудных, интересных и творческих. И это именно то, что приносит мне радость и чувство полноты жизни. Я ощущаю себя на своём месте, я даже не представляю себя в какой-то другой роли!
Учитель начальных классов – профессия особая. Когда в школу приходит маленький человек, то я должна стать «второй мамой», потому что без полного доверия, понимания, любви научить и воспитать невозможно. Начальная школа – начало начал! Первоклассник, не умеющий ничего, через несколько месяцев начинает читать, писать буквы алфавита, решать примеры и простейшие задачи – вот это и есть начало начал! И я всегда искренне радуюсь первым успехам, но и, конечно, переживаю за неудачи своих воспитанников, чувствую огромную ответственность за их обучение и воспитание. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. Они ждут от меня чего-то нового, интересного. И мне хочется донести до них всё то, что знаю я. Я стараюсь найти много интересного, не боюсь экспериментировать, постоянно нахожусь в поиске совершенствования методов преподавания, люблю детей, стараюсь найти подход к каждому ученику. Чтобы урок был увлекательным, ищу дополнительный материал в интернете, в дополнительной литературе. Детям очень нравится выполнять различные творческие задания. А я смотрю и радуюсь, как мои ученики сидят и «пыхтят» над ними. Таким образом, они развивают своё мышление и самостоятельность.
За партами сидит будущее России. И в этом будущем предстоит жить мне и моим детям. И оттого, какими станут мои ученики, зависит не только жизнь страны, но и моя жизнь. У каждого ученика свой путь, своя судьба… Но заложить прочный стержень нравственности в детские и школьные годы ребёнку – главная задача учителя, моя задача. Каждое первое сентября передо мной новые ученики или просто повзрослевшие всего за три месяца, но всё-таки новые. Первый месяц они присматриваются, а через месяц начинают общаться как близкие люди, которые знают друг друга, доверяют. Начинают посвящать меня в свои маленькие радости, обиды. В свою очередь я общаюсь с детьми как с родными. Хвалю ли, ругаю ли, мне очень хочется, чтобы они росли хорошими людьми. Я не допускаю в общении с детьми фальши, неискренности. Детское сердце чуткое и щедрое. Если детей одаривают любовью, они возвращают её.
Мне хочется, чтобы мои ученики умели удивляться, сопереживать, дружить и уважать друг друга. Каждый ребёнок уникален и обладает способностями. Неравнодушный, внимательный учитель даст каждому ученику шанс проявить себя. Главное, чтобы дети не боялись экспериментировать, а для этого они должны чувствовать, что учитель верит в них и всегда поддержит. А ещё я стараюсь похвалить каждого ученика, чтобы на урок шёл с улыбкой, и из школы уходил с улыбкой. Улыбка учителя способна на многое, стоит ему только улыбнуться, и ребёнок начинает чувствовать себя увереннее.
Я с большим удовольствием хожу с ребятами в поход, на горку, катаюсь на лыжах, участвую в играх и конкурсах. Пусть они видят во мне не только учителя, но и верного друга, пусть запомнят своего первого учителя способным «на всё».
Да, профессия учителя не из лёгких. Но лёгких профессий не бывает! Каждая работа имеет свои плюсы и минусы – без этого не обходится. Но чем мне нравится моя профессия? Так это тем, что я нужна. Нужна своим ученикам. Каждый день, каждый час, иногда и каждую минуту… Приходишь в класс, а тебе с порога начинают рассказывать новости, задавать вопросы. Нужна родителям своих учеников, ведь они доверили мне своих любимых детей. Они надеются, что я помогу их детям научиться учиться, добывать знания, жить в коллективе и трудиться сообща. Нужна коллегам, у которых часто спрашиваю совет, просто делюсь наболевшим. Вот в этом и заключается смысл моей работы – любимой работы!
Учительскую дорогу я выбрала сама. Выбрала, хотя понимала, что она не очень легка. Но я нашла свой путь – быть с детьми. Да, порой это и бессонные ночи, и бесконечные переживания, и нескончаемые ученические тетрадки, а ещё планы, конспекты, отчёты, педсоветы, конференции… Но это и величайшая возможность наполнить добротой и любовью каждое мгновение жизни детей. «В добром учительском сердце, которое распахнуто настежь, может находиться целая вселенная…»