Конкурс "Педагог года 2015"
На темном небе, где-то высоко,
Там, где Персей уверенно шагает,
Созвездью новому зажечься суждено,
И пусть оно всех ярче воссияет!
В нем звезды дарят свет добра и теплоты,
Зовут к себе в неведомые дали,
И, если не случайно в школе ты,
То мы в одно созвездие попали.
Созвездие учительских побед
Нам дарит вновь любовь, надежду, веру!
Как важно для твоих учеников
Чтобы ты был, нет не кумиром, а примером.
Мы учим их быть честными во всем,
Неравнодушными, на зло искать управу.
И верим в то, что каждый повзрослев
Однажды принесет России славу.
Нам не свернуть с дороги нашей, не уйти.
Стремиться лишь вперед и ждать свершений.
И верить, что твои ученики
Окажутся прогрессом поколений .
ГОРОДСКОЙ ЭТАП КОНКУРСА ЗАВЕРШЕН!!! ЗАПУСКАЕМ ОБРАТНЫЙ ОТСЧЁТ ДО РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА!
ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС ПЕДАГОГ ГОДА -2015 НАЧАЛСЯ!!!
Уважаемые коллеги!
Нашла в великом и могучем интернете любопытный материал. И коль скоро, психологического тренинга у нас не было, думаю, что кому - то будет полезна эта ссылка. Мне точно она просто необходима! Делюсь!
А вот ещё одна любопытная ссылка о правилах проведения мастер-класса
Нашла шикарную видеолекцию по ораторскому искусству. В предверии образовательного проекта и круглого стола это просто находка. Делюсь!
ДНЕВНИК ГОРОДСКОГО КОНКУРСА
16 февраля 2015 год. Открытие конкурса. Все очень красиво, чуть сумбурно, весело. Нас 13 (!) человек. Счастливое для меня число. Для конкурсантов - минута славы. Какие мы все разные и творческие! Удачи нам всем!
17 февраля 2015 год. Первые, а для кого-то последние :( , испытания очного тура. У каждого своё. Суть одна - взаимодействие с детьми. Перед классным часом ст-р-р-рашно волновалась. Но ребята 8-Б класса 30 гимназии оказались очень творческими и думающими. Спасибо вам большое, без вас я бы не сравилась.
В этот же день у "дошколят" и "классных мам" прошли мастер классы. Было очень интересно и весело, рождались на ходу новые идеи и пытались тут же улетучиться. Но несколько очень интересных "узелков на память" я все же сделала. Спасибо Оксане Везнер и Елене Павленко за позитив и творчество.
18 февраля 2015 год. Прошли мастер классы у педагогов общего образования. Ирина Николаева научила выражать главную мысль в шести словах. Применяю: Интересно, непонятно, динамично. Буду применять обязательно.
После обеда прошла защита образовательных проектов. Каждый из нас творческая личность, у каждого свой подход к проекту. У каждого своя концептуальная (или не очень концептуальная) идея. Оксана, твой проект очень крутой :), как говорит мой любимый 9-А. Возьми меня на слёт :)
19 февраля 2015 год. Прошел круглый стол. Тема: "Образовательные стандарты: готов ли учитель учить и учиться по-новому?" Разговор получился бурный и интересный. Страсти кипели нешуточные. Большое спасибо ведущей круглого стола - Ольге Владимировне Пастюк. Она не только умело направляла диалог в нужное русло, но и строила разговор так, что каждый из участников круглого стола сумел высказать свою точку зрения. Тяжелее всего пришлось зрителям, пришедшим поддержать участников. Ведь у них были свои мысли на этот счет. Когда пролетел час, отведенный на это испытание, мы даже немного расстроились. Ведь столько всего осталось невысказанного. Конкурс завершен! Мы все вместе сделали это!
20 февраля 2015 год. Сегодня прошло закрытие конкурса. Рада ли победе? Безусловно, рада! Но ничуть не меньше радуюсь и за коллег. Ирина Николаева, Оксана Везнер, поздравляю вас с золотым финишем этой марафонской гонки. Но дело даже не в победе. Мы все 13 человек лучшие из лучших. Просто сейчас так сошлись звезды! Девочки, спасибо вам за позитив и огромное количество креатива. Этот конкурс подарил мне новых друзей и новый опыт. И, возможно, это самое главное!
А еще спасибо команде, кто помогал мне в течение всего конкурса и, конечно, моему любимому 9-А! Ребята, без вашей поддержки, без вашей уверенности в мои силы и вашей самостоятельности у меня бы ничего не получилось!!! Это наша общая победа
ДНЕВНИК ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА "ПЕДАГОГ ГОДА"
15 апреля 2015 года - конкурс всё ближе, уверенности в собственных силах все меньше. С "озарением" что-то происходит. Точнее ничего не происходит, не озаряет :(. Неоднократно посещает мысль: "Зачем я в это ввязалась?" Но отступать некуда... значит только вперед!
17 апреля 2015 года - Не желайте мне удачи! Просто ВЕРЬТЕ в меня!
18 апреля 2015 года - Стартуем....
Скачать:
Предварительный просмотр:
Городской конкурс " Педагог года 2015"
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Бережнова Е.А.,
МАОУ "Гимназия № 13"
.
Утро. Под ногами поскрипывает снег. Холодное солнце окрашивает чуть розоватым светом заснеженные деревья, пускает солнечных зайчиков в окна домов. Я спешу на работу... хотя, впрочем, нет! Спешу в школу!
И каким бы ни было настроение, я радуюсь предстоящей встрече с детьми. С самого порога, отвечая на многочисленные приветствия, выслушивая новые идеи, договариваясь с кем и когда должна встретиться, чувствую, что душа наполняется радостью.
Звенит звонок. Гул весёлых голосов в коридоре стихает. Открываю ноутбук, но вот почему-то в тишине думается хуже, и уже не хочется творить. Откидываюсь на спинку кресла и в который раз задумываюсь о том, почему я здесь?
Моя мама работала почтальоном, бабушка - в военизированной охране. Профессии очень далекие от учительства, так что о династии речи быть и не могло. Тогда что? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться туда, назад в детство.
Когда я была маленькой.... Как правило, с этой фразы начинаются все истории. Моя тоже не будет исключением. Итак, когда я была маленькой, я никогда не играла в школу. У меня не возникало желания усадить за стол игрушки и читать им книжки, я не звала подружек и не объясняла им прописные, на мой взгляд, истины. Мне было куда интересней играть с мальчишками в казаки-разбойники или прятки, убегать на берег моря, чтобы искать там ракушки и красивые камушки, забираться на крыши гаражей. И мечтала отнюдь не о профессии учителя. Хотела быть пожарным или милиционером. Ну, в крайнем случае, космонавтом.
В 7 лет я пошла в Магаданскую среднюю школу № 5. Сейчас её уже нет, но иногда накатывает чувство ностальгии: это было счастливое время.
Когда же мужественные профессии отошли на второй план? Может быть, когда мы перешли в среднее звено? У нас был самый лучший классный руководитель - Ирина Львовна Бестужева, учитель химии. Молодая, красивая, справедливая, добрая, хорошая, какими только эпитетами мы не награждали её. Сколько любви и искренности она дарила нам, несмышленышам! Сколько истин вложила в наши души! Мы были лучшим классом, потому что рядом был не только классный наставник, но и старший друг. Походы, игры, "Зарница", праздники, просто разговоры по душам... Вот тогда, наверное, меня посетила эта мысль. Я подумала о том, что тоже хочу работать в школе. Только не учителем, а классным руководителем.
Но жизнь человека не зависит от расписания уроков и школьных звонков. В данном случае важной для всех нас стала перемена...перемена семейного статуса. И мы простились с любимым классным руководителем. Она писала нам письма, рассказывала о своей жизни в заснеженном Певеке, и мы строили планы, что однажды поедем к ней в гости.
А потом в седьмом классе пришел тот самый переходный возраст, когда юношеский максимализм порой побеждает здравый смысл. Он совпал с приходом нового классного руководителя. Я очень благодарна Наталье Михайловне Гришенко, ныне директору лицея имени Крупской, за жизненные уроки, мудрые советы, удивительный такт в общении и знания по истории. Именно она, заметив с каким восторгом, я вожусь с малышами из начальной школы, сказала, что из меня выйдет хороший педагог. С её легкой руки надолго любимой книгой стала "Педагогическая поэма" Антона Семеновича Макаренко. Но разве в 17 лет мы прислушиваемся к советам старших? Мне была интересна психология и журналистика, но и мысли об учительстве будоражили мою романтическую натуру.
Окончив 10 класс, я стояла на перепутье, как Иван-Царевич перед камнем-указателем. Направо пойдешь - журналистом станешь, налево - психологом, прямо - учителем. Но разве учитель не делится своими мыслями, не учит словом? Разве он не разбирается в хитросплетениях человеческих, пусть и маленьких, судеб? Вот и выбрала я дорогу в Магаданский государственный педагогический институт. И об этом не пожалела ни разу. Учительство стало моим счастливым билетиком в мир, где всегда искрится свет детских глаз, плещется радость, а смех и слёзы самые искренние, где решаются порой очень важные проблемы, не всегда понятные нам, забывшим, что такое детство, где так важно протянуть крепкий мостик в мир взрослых, не нарушив хрупкого баланса.
И вот уже 25 лет я каждый день спешу в школу. Была старшей пионерской вожатой, затем педагогом-организатором. Последние три года - ещё и классный руководитель, сбылась детская мечта!
И всё же я не работаю учителем. Я - учитель. Кто-то удивится, кто-то не заметит разницы. А для меня очень важно, что есть не возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняться вместе с ними. Мне нравится смотреть на мир их глазами и находить в этом радость и удивление. Нести за них ответственность и даже порой хранить секреты, просто любить их… Я часто думаю о своих учениках, вместе с ними переживаю их успехи и неудачи. Так уж случилось, что для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа…Это состояние души, образ жизни и мыслей. Это моя дорога, мой путь. Конечно, он не всегда был прямым и широким, встречались и крутые повороты, и камнепады. Были ошибки и падения, в кровь разбитые коленки и острое желание остановится и больше не делать ни шагу. Но в такие минуты вспоминалась немецкая пословица "Scary ist nicht zu fallen, nicht steigen" - страшно не упасть, а не подняться. Эти слова я часто повторяю детям. Для них любая даже самая маленькая неудача, иногда становится огромным препятствием на пути. И от меня, педагога, во многом зависит, пойдут ли они вперед, или вернуться обратно, извлекут ли из этой ситуации жизненные уроки. Генри Форд говорил: "Наши неудачи поучительнее наших удач", но так хочется, чтобы мои ученики учились всё- таки на собственных успехах и маленьких победах. А для этого нужно уметь не бояться трудностей, быть Человеком с большой буквы, никогда не идти на компромисс со своей совестью, не бояться вступиться за слабого, делать добро и не ждать за это вознаграждения.
Всему этому я учу и свой класс, и пятиклассников на уроках «Основы проектной деятельности», и ребят – единомышленников, с кем вместе разрабатываем и реализуем социальные проекты, и юных артистов, когда готовимся к мероприятиям и пишем сценарии. Я учу их, а они меня. Ведь обучение это процесс двусторонний. Жозеф Жубер говорил: «Обучать - значит вдвойне учиться».
А учиться приходится постоянно. Иначе как успеть за быстро меняющимся течением жизни? Стандарты, модули, образовательные проекты – всё требует внимательного изучения, переосмысления и действия. Вот и выходит, что учительское ученичество продолжается.
Облетает календарь школьных дней. Вчерашние малыши взрослеют, уходят выпускники, но им на смену торопятся новые ученики. Открытый взгляд, настороженная улыбка или замкнутая на замок душа. Как подобрать к каждому ключик? И снова на помощь приходят книги Макаренко. Открыв почти наугад «Флаги на башнях», цепляюсь взглядом за фразу: «Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания». Как будто мои мысли прочитал Антон Семенович. Наверное, на интуитивном уровне, я поступаю именно так со своими воспитанниками – доверяю им и требую в ответ ответственных поступков и взвешенных решений. А они понимают и принимают это. Родители привыкли к нашим неожиданным и креативным идеям, и в их лице я приобрела надежных помощников. Все вместе мы стараемся раскрасить мир яркими красками. В 7 классе писали письма и вязали варежки ребятам в детский дом, в восьмом собирали игрушки и книжки, организовав акцию «Подарок просто так», ходили в гости к малышам детского сада. В этом году взялись серьезно за социальное проектирование и волонтерскую работу. Конечно, не каждый ребенок безоговорочно принимает такую деятельность. Не все ещё умеют доводить начатое дело до конца, но я верю, что это придет к ним со временем. И вновь позволю себе обратиться к словам Макаренко: «Видеть хорошее в человеке всегда трудно. Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться». Вот и получается, что профессия педагога – это самый большой образовательный проект, требующий много сил, эмоционального труда, уверенности в себе и профессионального мастерства. А проект, как известно, имеет результат и, самое главное, возможность развиваться дальше.
Каким будет он этот результат? Об этом мы узнаем через несколько лет, прочитав знакомые имена и фамилии в газетах и журналах. А может, когда наши выпускники передадут нам в руки ладошки своих детей. Когда каждый из нас испытает гордость за своего ученика. И неважно станут ли они чиновниками или водителями, артистами или учителями, бизнесменами или врачами. Главное, что вырастут они, я в это верю, замечательными людьми, яркими индивидуальностями, каждый из них будет Личностью. Дмитрий Иванович Менделеев говорил: "Гордость учителя в его учениках". Я бы добавила, гордость учителя в делах его учеников.
И вот снова звенит звонок. Школьные коридоры наполняются детскими голосами. Дверь в мой кабинет открывается и прямо с порога раздается: "Здравствуйте, Елена Алексеевна! У меня есть идея! Давайте..." Кабинет заполняется ребятами, и я заряжаюсь их позитивной энергией. Спасибо вам, мои дорогие! Вот из таких мгновений складывается моё учительское счастье. И если бы снова нужно было выбирать профессию, я снова выбрала бы учительство.
Предварительный просмотр:
Городской конкурс "Педагог года -2015"
Методический семинар "Социальное проектирование как педагогическая технология"
Е. А. Бережнова
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА МАГАДАНА
КОНКУРС "ПЕДАГОГ ГОДА - 2015"
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
"СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ"
Бережнова Елена Алексеевна,
педагог-организатор МАОУ "Гимназия № 13",
классный руководитель 9-А класса
Магадан,
2015 год
Объяснительная запискаСлайд № 1. Образовательная организация – это открытая саморегулирующаяся система, развитие которой обусловлено социальным заказом.
Современный социальный заказ образовательной организации сформулирован прежде всего в таких документах, как: Государственный образовательный стандарт (2004 г.), национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.), Федеральные государственные образовательные стандарты (2009, 2010, 2012 гг.).
Слайд № 2 Анализ данных документов и результатов ряда социологических исследований, изучающих запросы общества системе российского образования, которые проводились в течение последних 3-х лет на разных уровнях, позволяет определить следующее содержание современного социального заказа образовательной организации:
- формирование у выпускников базовых национальных ценностей;
- получение выпускниками качественного современного образования, включающего в себя как глубокие академические знания, так и владение исследовательскими и проектными методами, навыками организации самостоятельной учебной деятельности и командной работы;
- определение каждым выпускником индивидуального жизненного и профессионального маршрута в соответствии со своими способностями, возможностями и целями;
- формирование всесторонне развитой личности, имеющей сформированные механизмы продуктивного поведения, позитивные установки.
Слайд № 3 Как показывает практика, для выполнения данного заказа необходимы продуктивные педагогические технологии. Необходимостью поиска подобных технологий определена актуальность моего педагогического опыта.
Слайд № 4. Новизна опыта заключается в том, что социальное проектирование рассматривается не только как социальная и научная практика, но и как педагогическая технология.
Слайды № 5-8. Социальное проектирование как педагогическая технология – это набор методов и приёмов обучения и воспитания, создающих условия для прохождения воспитанниками следующих этапов: социальная проба, социальная практика и социальный проект.
Социальная проба – это вид социального взаимодействия, в ходе которого воспитанник получает информацию о социальных объектах и явлениях, осознанно приобретает опыт своего социального взаимодействия.
Социальная практика – это процесс выработки социальных навыков, протекающий совместно с процессом познания не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.
Социальный проект – это создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность – мостом, связывающим социум и личность.
Слайд № 9. Объектом деятельности воспитанников в ходе социального проектирования могут выступать:
- социальные явления,
- социальные институты;
- социальная среда:
- ландшафт в целом,
- социальный ландшафт
Слайд № 10. На этапе социального проекта важно, чтобы воспитанники действовали по следующему алгоритму действий:
1. Анализ ситуации, выбор и актуализацию проблемы
2. Исследование проблемы
3. Выбор пути решения проблемы
4. Разработка плана действий и реализация проекта
5. Защита проекта
6. Рефлексия.
Слайд № 11. Каждый из этих этапов имеет свои особенности, приёмы и инструменты работы.
Слайд № 12. Методы работы над проектом разнообразны. Но в школьной среде, в зависимости от возраста, и этапа (проба, практика, проект) можно использовать следующие методики: "Три вопроса ", "Мозговой штурм", "Семь мы..", "Мыслительные карты", "Паутина", "Стрелка" и т.д.
Слайд № 13. Воспитанники легко зажигаются идей проекта, и получают от этого удовольствие. Но в работе над ним есть определенные риски и типичные ошибки:
- нарушение логики и технологии подготовки и реализации социальных проектов
- переоценка своих сил и возможностей проектной группой;
- провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны учащихся, то есть без доведения до практических результатов;
- глобализация проблемы и масштабность проекта
- отсутствие реальных источников реализации предложенного социального проекта.
Эти риски и ошибки можно нивелировать в ходе работы над проектом, скорректировав задачи и рассмотрев новые пути решения проблемы. Ведущая роль в этой ситуации принадлежит педагогу (куратору)
Слайд № 14. Чтобы понять, качественно ли выполнен проект, понять, на что еще необходимо обратить внимание необходимо учесть требования к проекту:
- Ограниченность проекта
- Целостность
- Последовательность и связность
- Объективность и обоснованность
- Компетентность
- Жизнеспособность
Самое главное требование к проекту – он должен иметь не только продукт (результат), но перспективу своего развития
Слайд № 15. Исходя из всего вышесказанного, мы можем представить социальное проектирование в виде "шести П":
- Проблема
- Поиск информации
- Проектирование проекта
- Продукт
- Портфолио проекта
- Презентация
Слайд № 16. Социальное проектирование – процесс трудоёмкий, но увлекательный. Работая над проектом, воспитанники учатся писать официальные письма и договариваться с различными категориями социума (чиновники, СМИ, жители микрорайона). Прохождение всех трёх этапов позволяет воспитанникам приобрести чувство уверенности в своих силах, позволяет им увидеть не только результат своего труда, но и почувствовать гордость за проделанную работу, понять, что уже сейчас (будучи простыми школьниками), они тоже граждане России.
Слайд № 17. Опыт работы в области социального проектирования показывает, воспитанники, которые активно принимают участие в работе над проектами, успешны в нескольких сферах деятельности.
В ходе учебной деятельности школьника социальное проектирование можно рассматривать и как мотивационный компонент, и как методический прием организации учения. Неотъемлемой составляющей проектирования при этом является межличностное общение.
Слайд № 18 Анализ полученного опыта показывает, что при систематическом вовлечении воспитанников в специально организованную деятельность, т. е. при использовании технологии социального проектирования, их гражданская позиция формируется и развивается успешнее. Данный результат соответствует требованиям ФГОС ООО (личностные предполагаемые результаты).
Слайд № 19. К тому же работа над проектом – это часто использование предметных знаний из разных научных областей. При разработке замысла, подготовке и реализации проекта воспитанники разрабатывают собственную методологию достижения успеха. Таким образом, деятельность воспитанников носит надпредметный характер, то есть социальное проектирование как педагогическая технология реализует метапредметный подход в образовании.
Слайд № 20 Важно отметить, что данная технология позволяет реализовывать мою педагогическая миссию: содействовать формированию успешной, интеллектуально развитой, творческой личности, способной свободно адаптироваться в социальных условиях, что соответствует задачам и основным направлениям модернизации Российского образования.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание современного социального заказа образовательной организации формирование у выпускников базовых национальных ценностей; владение исследовательскими и проектными методами, навыками организации самостоятельной учебной деятельности и командной работы; формирование всесторонне развитой личности, имеющей сформированные механизмы продуктивного поведения, позитивные установки. формирование у выпускников базовых национальных ценностей; получение выпускниками качественного современного образования возможностями и целями
Условия возникновения и становления педагогического опыта. Изучение методической литературы и других источников информации Внедрение ФГОС Изучение передового опыта коллег Мониторинг собственного опыта Актуальность темы обусловлена адаптацией современной школы к новым условиям, внедрением ФГОС и потребностями современного общества
Обоснование проблемы Потребность общества в формировании гражданской позиции школьников как активных участников различных процессов, происходящих в стране Недостаточная изученность в педагогической науке способов включения учащихся в деятельность по решению социально значимых проблем. Актуальность моей работы: определение способов формирования гражданской позиции в процессе социального проектирования ?
Теоретическое обоснование педагогического опыта Станислав Теофилович Шацкий , Макаренко Антон Семенович , Метод проектирования активно использовался в российской педагогике начала 20 века. русский педагог, первым разработал такие вопросы в педагогике, как самоуправление учащихся, воспитание как организация жизнедеятельности школьников. Выдающий русский и советский педагог. Считал, что начальный этап всего воспитательного процесса – педагогическое проектирование. «Для занятия педагогикой нужен определённый склад души…» С.Т. Шацкий Настоящая педагогика - это та, которая повторяет педагогику всего общества. А.С. Макаренко Обратите внимание, на странице имеются гиперссылки
Педагогический смысл технологии социального проектирования - создание условий для социальных проб личности. Основные задачи социализации становиться социально-активной личностью формировать свою Я - концепцию и мировоззрение устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых
Социальная активность «Социальная активность — это сознательная и целенаправленная деятельность личности направленная на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Деятельность является реальным проявлением социальной активности человека». В.З. Коган , кандидат философских наук, заведующий лабораторией медико-социальных и психологических проблем здоровья.
Структура социального проектирования Социальная проба - такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия. Социальная практика — это процесс освоения, отработки социальных навыков познание не внешней социальной действительности, а внутреннего состояния Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, социально значимого продукта. Обратите внимание, на странице имеются гиперссылки Социальное проектирование — цельное комплексное явление и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.
Объекты и субъекты деятельности в ходе социального проектирования 1 социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи , к детям) 2 3 социальные институты (органы власти и управления, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.) 4 социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки и т.п.) Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование. социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм)
Алгоритм действий работы над проектом 3. Выбор пути решения 4. Разработка плана действий 5. Защита проекта 6. рефлексия 1. выбор проблемы 2. Исследование проблемы Отличительная черта проекта заключается в наличии жесткого алгоритма действий и в отсутствии жесткого перечня шагов: инвариантность, взаимозаменяемость, дублируемость различных способов перехода к следующему проектному шагу — обязательная характеристика проектной деятельности.
Инструментарий Знакомство со структурой работы над проектом Рефлексия Деловая переписка в работе над проектом Экономическая база проекта Социологические опросы Обратите внимание, на странице имеются гиперссылки
Методы работы над проектом Обратите внимание, на странице имеются гиперссылки Семь МЫ Мыслительные карты Стрелка планирования Мозговой штурм Три вопроса Ваш вариант
Типичные ошибки команд в работе над проектом : нарушение логики и технологии подготовки и реализации социальных проектов; переоценка своих сил и возможностей проектной группой; провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны учащихся, то есть без доведения до практических результатов; глобализация проблемы и масштабность проекта; отсутствие реальных источников реализации предложенного социального проекта .
Требования к проекту Ограниченность проекта 1 Целостность 2 Последовательность и связность 3 3 Объективность и обоснованность 4 4 Компетентность 5 Жизнеспособность 6 Самое главное требование к проекту - он должен иметь не только продукт (результат), но перспективу своего развития
Шесть «П» проекта 1. Проблема 6 4 2 3 5 Презентация проекта Продукт Планирование действий Поиск информации Портфолио проекта
Отзывы о своей работе в проекте участников команды «ШАГ» разных поколений Это невероятно. Разве несколько месяцев назад мы могли предположить, что мы добьемся результата? Разве думали, что в мэрии нас не только выслушают , но и услышат ! (Аня П., 2004 год. Проект «Создание архитектурного ансамбля памяти» ) Неважно победишь ты на фестивале или нет. Но памятник летчикам стоит! Значит мы победители по жизни! (Дима З., 2005 год Проект «Создание архитектурного ансамбля памяти» ) Быть в Орлёнке и рассказывать о своём проекте – это непередаваемые ощущения. ШАГ сумел шагнуть за пределы Магадана. (Катя К. 2005 год. Проект «Создание архитектурного ансамбля памяти» ) Мы узнали много нового о проблеме пагубного влияния никотина на организм. И не только сами узнали, но и другим рассказали! (Кристина, 2006 год. Проект «Минздрав предупреждает)
Отзывы о своей работе в проекте участников команды «ШАГ» разных поколений Сегодня открытие детской игровой комнаты в больнице. И это сделали мы! Спасибо всем взрослым, кто откликнулся на нашу просьбу! (Ира К., 2007 год. Проект «Радость есть) Мы едем на финал акции в Орлёнок! Мы большие молодцы!(Аня Ш., 2008 год. Проект «Радость есть») Пусть сегодня нас не поняли, пусть раскритиковали эксперты фестиваля! Но мы столько узнали о вреде насвая , что просто обязаны рассказывать об этом другим! (Маша Ш., 2009 год. Проект «Выбор за тобой») Мы три года работали над своим проектом. Каждая часть была дополнением к другой! И вот мы едем в Анапу. Едем покорять Россию! Приятно когда твой труд оценивают по достоинству (Миша Щ. 2012 год. Проект «Имена на карте» )
Проекты, реализованные моими воспитанниками 2004 год – 2006 год - проект «Создание архитектурного ансамбля памяти первостроителям и репрессированным жителям города Магадана». 2007 год - проект «Минздрав предупреждает!». 2008 год – проект «Радость есть!». 2009 год – проект «Выбор за тобой!» 2009 год – проект «Дыши легко!» 2010 год – проект «По праву памяти» 2011 год –проект «Мой город - моя судьба!» 2012 год – проект «Имена на карте» 2013 год – проект «Благодарю» 2014 год – проект « Game Over » 2015 год – работа продолжается…
Трансляция опыта Публикации в сборнике «Школа классного руководителя (картотека воспитательных форм). Издательство «Учитель», серия «Методическая работа в школе» (2011 год) Участие в I Всероссийском слете учителей в г. Сочи Проведение консультаций для руководителей команд и участников акции «Я гражданин России» На протяжение 10 лет команда «ШАГ» гимназии является лауреатом акции на разных уровнях (муниципальный, региональный, всероссийский) . Команда входит в 15 лучших команд России. О реализованных проектах можно узнать здесь .
Используемые ресурсы : 1. WEB-справочник для педагогов и старшеклассников «Как разработать социальный проект» - http://edu.zelenogorsk.ru/project/1sush.html 2. Бестужев–Лада И.В. Социальное прогнозирование: курс лекций / И.В. Бестужев–Лада, Г.А. Наместникова . – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 392 с. 3. О. Ю. Веселяева , А. В. Никитин. Путеводитель в помощь участникам – школьникам и педагогам. МАГАДАН, 2006 4. Рубцов В.В. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды// Психология проектирования. – М., 1996 5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 1998. 7. Ясвин В.А. Тренинг психологического взаимодействия в творческой образовательной среде / Под ред. В.И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997. 8. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 9. Луков, В.А. Социальное проектирование /В.А.Луков. - Изд-во Флинта. М.: 2007. 10. Рукавишникова Е. В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников / Доп. образование. – 2005. – № 10. – С. 26–29.