Конспекты занятий

Копликова Наталья Николаевна

Дифференциация звуков Б-П.

Зимующие птицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differenciaciya_zvukov_b.docxinna.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon zimuyushchie_pticy.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия во 2 классе  для детей с ОВЗ школы 8 вида.

                                                     Учитель-логопед Копликова Наталья Николаевна.

Коррекционный раздел: логопедия.

____________________________________________________

Дифференциация  звуков б-п в словах и  предложениях.

Цель:

  1. - Уточнение и сравнение артикуляции звуков б-п, соотнесение звука и буквы;
  2. - развитие простых форм фонематического анализа слов в структуре предложения, слогового анализа и синтеза, навыков анализа предложений;
  3. - расширение глагольного словаря; закрепление в речи формы атрибутивного Р.п., структуры распространенного предложения;
  4. - воспитание выразительности речи и интереса к познавательной деятельности.

Оборудование:

 предметные картинки, тетрадь, ручка, простой и цветные карандаши, сигнальные карточки с буквами Б и П, магнитофон,

кассета с записью музыки из сказки «Буратино», звуковые домики.

                                              Ход урока:

  1. Организационный момент.

 Сядет тот, кто отгадает загадку.

             Это что за очень странный

             Человечек деревянный?

             На земле и под водой

             Ищет ключик золотой,

             Всюду нос сует он длинный,

             Кто же это?                 (Буратино)

Вы правильно отгадали загадку. К нам в гости сегодня пришел Буратино. Он то- же хочет учиться. На доску вывешивается иллюстрация Буратино

 2.Актуализация опорных знаний.

  Какой 1й звук в слове Буратино?    Звук  Б. Уточнение артикуляции данного звука. А из чего сделан Буратино? Из полена (вспомнить лексическое значение слова). Полено- это кусок распиленного бревна. А какой 1й звук в слове полено? Звук П. Уточнение артикуляции данного звука.

  1.  Введение в тему (проблемное). 

Посмотрите на доску и подумайте, с какими звуками мы сегодня   будем работать? Сравнить артикуляцию и дать характеристику  звуков Б-П.

Ребята, давайте поиграем. Я вам буду называть слова, а вы, если услышите звуки  Б или П., то поднимите соответствующую букву.

  1. Упражнение развивающей кинезиологической программы.

 Ухо-нос. Представим с вами, что мы Буратино. Левой рукой взять кончик носа, правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук “с точностью до наоборот”.

  1. Логопедическое лото.

 А теперь  поможем Буратино отыскать и закрыть картинки, в названии которых есть звуки Б или П. Цель: развитие фонематического анализа слов.

  1. Работа со словами паронимами.

На доске записаны предложения, с пропущенным словом  и набором картинок.  Подобрать вместо пропущенных слов соответствующую по смыслу картинку. Дети по очереди работают у доски.

Набухли – увеличились в процессе роста, наполнившись соком, питательными веществами; распухнуть. Уточнить лексическое значение слов забор и запор. Забор – изгородь для отделения границы земельного участка. Запор (от слова запереть)- устройство, которым запирают, замыкают двери, ворота на заборе.

Около сарая стоят ….    На деревьях набухли ….

                         Картинки: бочки, почки.

Около дома высокий ….  Ворота закрыты на ….

                         Картинки: забор, запор.

Сначала дети называют первую пару картинок (бочки, почки). Определяют различие этих слов по значению и звучанию.

- Какой 1-й звук в слове бочки? (б). Какой 1-й звук в слове почки? (п). А остальные звуки одинаковые или разные? (Одинаковые).

Ребята,  как называется головной убор Буратино?

  1. Гимнастика для глаз.

Цель: разгрузка зрения. Следим  глазами за колпаком Буратино, не поворачивая при этом головы (колпаком «прописываем» ленивые восьмерки,  лежащие на горизонтальной плоскости).

  1. Работа в тетради.

 Запись предложений с доски в тетрадь. Сделать анализ и начертить схему последнего предложения.

 

  1. Динамическая пауза: « Буратино» под музыку из этой сказки.

      Буратино потянулся,

Раз - нагнулся

Два - нагнулся.

Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.

  1. Распределение предметных картинок в звуковые домики.

 Игра «Найди домик для картинки». Цель: развитие слогового анализа и синтеза.

  1. Дидактическая игра «Чего не стало?».

 Убирание предметных картинок с доски. Цель: отработать родительный падеж имени существительного во множественном числе.

  1. Итог урока.

 Какие звуки мы сегодня учились различать? Оценка деятельности учащихся.

 А теперь,  проводим Буратино в кукольный театр, который его уже заждался. А сами сядем и отдохнем. Руки положим вверх ладошками на стол, представив, что в них струится солнечный свет. Ноги вытянем и почувствуем, как они наполняются тяжестью. Закроем глаза, опустив голову на грудь. Сделаем быстрый вдох через нос бесшумно, выдох долгий с произнесением согласных – пш,  представляя,  что из нас выходит усталость. А в ладошки,  вместе с солнечными лучами,  приходит тепло, и бодрость… Открываем глазки, улыбаемся, благодарим себя за хорошую работу (дети гладят себя по голове) и пусть хорошее настроение останется с вами на целый день. А гостей поблагодарим  за внимание (аплодисменты).



Предварительный просмотр:

Тема: «Зимующие птицы».

Цели: 

  1. -уточнение и расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках данной темы;
  2. -практическое усвоение навыков словообразования и словоизменения;
  3. - развитие простых форм фонематического анализа слов, слухового и зрительного восприятия, логического мышления, всех видов моторики, когнитивных процессов;
  4. -воспитание выразительности речи и интереса к познавательной деятельности.

Оборудование: предметные картинки, тетради, ручки, карандаши, зеркала, магнитофон.  

                                              Ход урока:

  1. Организационный момент.  Создание положительного настроя на занятие. Ритуальное приветствие.
  2. Актуализация опорных знаний.  А теперь сядет тот, кто правильно отгадает мои загадки.

Объяснение семантики слов:

Повадка- особенность поведения данной птицы, чем ее поведение отличается от поведения других птиц. Вороватая- любит красть все подряд. Персона- важная, большая птица. Примостилась- присела рядом, с краю.

  1. Введение в тему (проблемное). Ребята, как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? Дети вспоминают птиц, которых они называли. Молодцы! Вы правильно догадались, мы сегодня поговорим о птицах. Скажите, как называются птицы, которые с наступлением зимы улетают на юг, в теплые края? А почему они улетают?  Но есть такие птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях. Такие птицы называются зимующими. Многих из них вы видели на улицах нашего села.
  2. Дидактическая игра: «Кого не стало?»  На доске прикреплены картинки с изображением перелетных и зимующих птиц. Дети, по очереди, выбирают картинки с изображением зимующих птиц. Цель: закрепление знаний о зимующих птицах, отработка атрибутивной формы родительного падежа.
  3.  Работа по теме занятия. Отобранные картинки складываются  на иллюстрацию лесной поляны. Ребята, некоторые из зимующих птиц живут в лесу. Давайте совершим увлекательное путешествие в зимний лес и посмотрим, как там зимуют птицы. Звучит тихая музыка. Все отправляются в лес. В лесу много снега,  чтобы не увязнуть и не провалиться мы пойдем на лыжах. Дети имитируют ходьбу на лыжах, и приходят на лесную поляну. Где находятся картинки с изображением птиц.  Стойте тихо, смотрите не спугните птиц. Дети берут картинки знакомых  птиц. Остается одна не знакомая – глухарь. Это  самый большой лесной петух. Он обитает (живет) в самом густом месте леса, чащобе. Когда он исполняет песню, то на несколько секунд теряет слух – поэтому его и называют глухарем. Глухарь питается ягодами, зимой сосновыми хвоинками.
  4. Динамическая пауза. Мы с вами долго гуляли по лесу, замерзли, давайте погреемся.  Будьте внимательными, выполняйте только те движения, которые я назову:

В стороны руки ими помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Руки в замок и назад.

  1.  Работа в тетради.  Штриховка.
  2. Итог урока.   Оком мы сегодня с вами говорили? О какой новой птице вы узнали? Оценка деятельности учащихся.


 

Комментарии

Копликова Наталья Николаевна

Конспект группового занятия по логопедии для детей с ОВЗ школы 8 вида в 6 классе.
Учитель-логопед Копликова Н.Н.

Тема: Предложение как единица речи. Границы предложения. Схемы.

Цель: Научить различать предложение, от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений. Тренировать в наблюдении за интонацией голоса, соотнося это с правилом обозначения границ предложения в письме. Составлять схемы предложений.
Развивать слухоречевую и зрительную память, произвольное внимание, активизировать словарь.
Воспитывать толерантность, любовь к русскому языку.
Оборудование: карточки с текстом, тетради, ручки, слайды.
Ход занятия
1. Организационный момент. Что это? Отгадайте.

Синтаксически и интонационно оформлен¬ная конструкция, выражающая сооб¬щение. Оно бывает простым и сложным, рас¬пространенным и нераспространенным, имеет главные и второстепенные члены.
Ответы детей.
2. Введение в тему (проблемное). Ребята, как вы думаете, над, чем мы будем сегодня работать на уроке?
3.Актуализация опорных знаний. На доске в 2 ряда записаны слова, из которых нужно составить предложения:
- сырые, выползают, оврагов, туманы, из
- осень, тропинкам, бродит, по.
Слова, записанные в беспорядке, передают мысль? Это предложение?
Предложение образовано из слов, которые между собой связаны по смыслу и выражает законченную мысль.
4. Послушайте стихотворение Е. Измайлова в магнитофонной записи.
Большая буква
Буква обычная выросла вдруг,
выросла выше букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги-
но почему? За какие заслуги?
Буква расти сама захотела.
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
буква такого высокого роста!
Ставится буква у строчки в начале-
чтобы начало все замечали.
Дети говорят о том, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце ставится точка.
5.Психогимнастика. Дети мимикой показывают, какое предложение по цели высказывания написано на слайдах. Кто правильно показал мимикой все предложения по цели высказывания, тот получает жетон с «Улыбкой».
Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3
Давайте вспомним, какие предложения бывают по цели высказывания.
(Повествовательные, вопросительные, восклицательные).
6. Дидактическая игра. Хлопнуть в ладоши, если предложение закончилось. Хлопок будет обозначать точку.
Бабушка вяжет.
Бабушка вяжет (...?) носки.
Бабушка вяжет носки (..?) внуку.
Бабушка вяжет носки внуку (..?) Максиму.
6. Физминутка.
Стоял ученик на развилке дорог,
Где право, где лево понять он не мог.
Но, вдруг ученик в голове почесал,
Той самой рукою, которой писал,
И книгу листал, и пол подметал, и мячик бросал
-Победа! Раздался ликующий крик.
Где право, где лево узнал ученик.
7. Работа в тетради. Слайд №4. Выделить в тексте предложения. Списать текст, подчеркивая заглавные буквы и точки. Составить схему последнего предложения. Устно провести анализ предложения.
Гроза.
Было жаркое лето дети пошли за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаше
8. Зрительная гимнастика.
9. Работа по карточкам
Прочитай отрывок из стихотворения. Сколько в нем предложений?
Блекнут травы. Дремлют хаты.
Рощи вспыхнули вдали.
По незримому канату
Протянулись журавли.
(М. Исаковский)
Какому предложению подходит данная схема?

10. Итог урока. Чем мы сегодня занимались на занятии? Границы чего мы выделяли? Как выделяются на письме границы предложения? Как при чтении? Оценка деятельности учащихся.