КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «МОДЕРНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ НА ОСНОВЕ ФГТ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«МОДЕРНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ НА ОСНОВЕ ФГТ»
Цель: понять основные отличия в элементах планирования образовательной деятельности в традиционной практике и после внедрения ФГТ и принять необходимость изменений в планировании. Отработать навык проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей, принципа комплексно-тематического планирования.
- Теоретическая часть.
Уважаемые коллеги!
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (пункт 6.2 статьи 9), приказом министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 утверждены федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы ДО. ФГТ фиксируют структуру основной общеобразовательной программы, кроме того положения ФГТ являются основой структуры планирования образовательной деятельности. Выделим некоторые из положений:
«Программа должна основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса…»;
далее «Программа должна…предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов…;
далее «Программа должна…предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра». В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать адекватными для ребёнка дошкольного возраста: кроме игровой, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, музыкально – художественная деятельность, чтение (восприятие) художественной литературы.
Рассмотрим, что предполагает комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.
Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике. В логопедических группах в течение года изучается несколько лексических тем, это является наиболее эффективным способом преодоления лексической недостаточности детей имеющих тяжёлые нарушения речи. Комплексно – тематический принцип в данном случае реализуется не в «чистом виде», а в совокупности с учебной моделью: занятия продолжают оставаться основной формой организации образовательного процесса, построенного по предметному принципу.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Это позволит сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Потому что ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой.
Принцип комплексно – тематического планирования тесно связан с принципом интеграции организационных форм, различных видов детской деятельности. Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.
При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Учебный блок в прежнем его понимании не может и не должен присутствовать в практике ДОУ. Проведение занятий как основной формы организации образовательного процесса целесообразно в возрасте не ранее 6 лет. Однако из данных положений вовсе не следует, что процесс обучения отменяется. Обучение является одной из главных составляющих дошкольного образования, наряду с воспитанием и развитием. В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие» не потому, что Министерство образования и науки РФ перешло на позиции «свободного воспитания» - отсутствие термина «занятие» обусловлено главной причиной: не спровоцировать понимание термина «образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности» в качестве той самой учебной деятельности, основной формой которой и являлось в прежней дидактике специально организованное занятие. На вопрос: «Что же, теперь занятия в детском саду отменяются?», авторы- разработчики проекта ФГТ отвечают: «Вовсе нет, просто в само понятие «занятие» вкладывается иной смысл – увлекательное, занимательное дело, без отожествления с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
Таким образом, ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования образовательной деятельности. Основным принципиальным отличием является замена учебного блока, который ранее в календарном и перспективном планировании назывался «Специально организованные занятия» на блоки «Образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей», где существенным признаком совместной деятельности является наличие партнёрства, сотрудничество взрослого и ребёнка, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей. Образовательная работа реализуется: в работе с детьми; в работе с родителями и включает время, отведенное на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей.
План – это рабочий документ, с помощью которого Вы можете без затруднений решать поставленные программой задачи.
Планирование – заблаговременное определение четкого порядка, последовательности средств, форм и методов, с помощью которых вы реализуете и интегрируете образовательные области. Работа, отраженная в плане, должна вестись в системе, охватить все виды деятельности детей. От того, насколько продуманно, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность реализации образовательных областей в целом.
При планировании необходимо:
- Учитывать возраст детей и их индивидуальные психические особенности;
- Знать программу, по которой работает Ваше ДОУ, а также его приоритетные направления развития воспитанников;
- Разработать систему тем по образования;
- Составить режим дня детей Вашей группы;
- Учитывать время года;
- Иметь в виду, что сквозь тему проходят все виды деятельности детей и формы работы, дети должны «прожить» тему;
- Планировать временной отрезок «проживания» темы – одна-две недели, больше не надо, т.к. дети могут устать от нее. Если вы считаете, что что-то детьми не усвоено, то следующая тема может быть родственной предыдущей, но не такой же;
- Обязательно в конце недели провести досуг, викторину, фестиваль, выставку или другие формы итоговой работы.
- Практическая часть.
Шаг 1: обсудить отличия организации образовательного процесса «До ФГТ» - предметная модель, примерно 9-10 предметов, занятие как миниурок, отсутствие связи между предметами и связи предметов с совместной и самостоятельной деятельностью; и «После ФГТ» - комплексно-тематическая – тема проецируется на 10 образовательных областей и на непосредственно образовательную деятельность, деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей и взаимодействие с семьей.
Заполнить всем вместе сравнительную таблицу №1.
Основания сравнения | До ФГТ | После ФГТ |
Название |
Сетка (расписание) занятий |
Расписание непосредственно образовательной деятельности |
Что отражает |
Предметность | Принцип интеграции, комплексно-тематический подход |
Что обозначено |
Предметы | Образовательные области (обсудить, какие именно образовательные области могут лечь в основу ) |
Подход | Жесткая заданность, неизменность | Задает рамки и возможность вариативности |
Связь с календарным планированием |
Строго соответствует | Соответствует в пределах образовательной области, но вариативность, в зависимости от разработки темы и организации деятельности |
Шаг 2: обсудить какие виды планирования существуют сейчас в детском саду
- Перспективные планы – годовые цели, задачи развития – предметное –описываются комплексной программой;
- Календарное – предметное – разрабатывается педагогами ДОУ.
Что должно быть в соответствие с ФГТ
- Перспективные планы – задачи развития по образовательным областям – описываются примерной ООП;
- Перспективное комплексно-тематическое - задается примерной ООП (80%);
- Разработка темы – осуществляется педагогами ДОУ;
- Календарный план - разрабатывается педагогами ДОУ.
Выстроить логику планирования: Задачи развития – тема – образовательные области и задачи – виды деятельности.
Шаг 3: работа в подгруппах по разработке темы.
Темы: Моя семья. Мой город. Здоровье. Мой детский сад. Животные. Птицы. Осень. Огород.
Раздаточный материал: таблица №2, «Задачи деятельности ДОУ по основным направлениям развития».
Шаг 4: презентация разработанных тем. Общее обсуждение как должны обозначаться задачи в календарном плане – записываются \полностью или – через условные знаки ( в перспективном плане все задачи пронумерованы)? Откуда они могут браться?
Выводы, как должно измениться планирование, что появится как обязательный компонент.
Задачи деятельности ДОУ по основным направлениям развития:
1. Познавательно-речевое развитие
- Образовательная область "Познание"
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей
Задачи:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
- Образовательная область "Коммуникация"
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
Задачи:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
1.3. Образовательная область "Чтение художественной литературы"
Цель: формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг
Задачи:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
2. Социально-личностное развитие
2.1 Образовательная область "Безопасность"
Цель: формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
Задачи:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
- Образовательная область "Социализация"
Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений
Задачи:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
2.3. Образовательная область "Труд"
Цель: формирование положительного отношения к труду
Задачи:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
3. Художественно-эстетическое развитие
3.1Образовательная область "Художественное творчество"
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении
Задачи:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
3.2Образовательная область "Музыка"
Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку
Задачи:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
4.Физическое развитие
4.1. Образовательная область "Физическая культура"
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
Задачи:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
4.2 Образовательная область "Здоровье"
Цель: охрана здоровья детей и формирования основы культуры здоровья
Задачи:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Литература:
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ № 665 Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009г.
- О комплексно-методическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании / Скоролупова О.А., Федина Н.В. //Дошкольное воспитание, 2010, № 5, с.40-45.
- Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2007.
- Особенности планирования работы с учетом ФГТ/ Белая К.Ю.//
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2011, № 11.