Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
В последнее время в образовании происходят принципиальные изменения: все больше внимания уделяется совершенствованию качества образования. Для дальнейшей эффективной работы учителю, в том числе русского языка и литературы, необходимо понимать теоретическую основу введения новых стандартов. Концепция филологического образования характеризует новый подход к содержанию филологического образования в школе. Одно из ключевых понятий Концепции – системно-деятельностный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ege.docx | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Приемы подготовки к ЕГЭ по русскому языку на современном этапе в рамках реализации концепции филологического образования»
Автор: Чибышева Ирина Филипповна, учитель русского языка и литературы
«Приемы подготовки к ЕГЭ по русскому языку на современном этапе в рамках реализации концепции филологического образования»
В последнее время в образовании происходят принципиальные изменения: все больше внимания уделяется совершенствованию качества образования. Для дальнейшей эффективной работы учителю, в том числе русского языка и литературы, необходимо понимать теоретическую основу введения новых стандартов. Концепция филологического образования характеризует новый подход к содержанию филологического образования в школе. Одно из ключевых понятий Концепции – системно-деятельностный подход. В чем же суть данного подхода? Дело в том, что будущее зависит не столько от объема знаний, полученных детьми в школе, сколько от сформированности у них универсальных учебных действий, то есть умения добывать знания, самостоятельно добывать информацию и проводить её анализ. Таким образом, главной задачей учителя становится подготовка учащихся к саморазвитию. «Научить ребенка учиться» - вот девиз современного педагога. Как это сделать? В «новом образовании» учитель не всезнающая энциклопедия с готовым ответом на любой вопрос, а «глупый взрослый», задающий вопросы и «не знающий» на них ответы. Понятно, что такая игра требует полной перестройки методики преподавания.
В Концепции филологического образования сказано: «Содержание предмета (русский язык) ориентировано на формирование предметных компетенций учащихся (коммуникативной, языковедческой и культуроведческой), на достижение в процессе обучения русскому языку комплекса результатов: личностных, метапредметных и предметных…» Как проверяется достижение комплекса результатов? Посредством Единого государственного экзамена. Как успешно сдать ЕГЭ? Нужно качественно к нему подготовиться. Казалось бы, простые вопросы и простые ответы, но на деле все не так просто. Найти действенные приемы обучения в рамках системно-деятельностного подхода приходится потрудиться.
Данное выступление посвящено некоторым приемам, помогающим произвести качественную подготовку к ЕГЭ и, таким образом, способствовать реализации Концепции филологического образования.
Эта ситуация приводит к необходимости разрабатывать такие методики подготовки к ЕГЭ, которые были бы универсально полезны как для лучших учеников, так и для учеников со средним и низким уровнем знаний.
В первую очередь, мне хотелось бы обратить Ваше внимание на сайт «Решу ЕГЭ». Он представляет собой открытый банк заданий и является абсолютно бесплатным ресурсом, с которым ученики могут работать как на уроке, так и дома. Работать с этим сайтом очень удобно, так как учеников привлекает, возможность отвлечься от традиционной работы с учебником и выполнение заданий в режиме онлайн.
Первый способ работы с сайтом заключается в том, что учитель формирует домашнее задание, в которое может включить неограниченное количество однотипных или разнотипных заданий 1й и 2й части. Составленному заданию присваивается номер, который учитель сообщает ученикам в качестве домашней работы. После того, как дети выполняют это задание, сайт автоматически выдает им правильные ответы, их ошибки и комментарии к этим ошибкам. Таким образом, ребенок может проверить себя и, если потребуется, сделать домашнюю работу снова. Результаты домашней работы, выполненной классом, попадают в журнал, расположенный на личной странице учителя. В журнале отражается оценка, ошибки, сделанные ребенком, а также время, потраченное на выполнение задания. Тем самым учитель может проконтролировать не только качество, но и скорость выполнения работы. Преимуществом этого способа является то, что время урока не тратится на решение тестов и может быть посвящено разбору ошибок, сделанных в домашнем задании.
Второй способ работы с сайтом «Решу ЕГЭ» - это формирование на нём контрольных работ. Этот тип заданий отличается от домашней работы тем, что ученик может выполнить её всего один раз, по окончании теста ему выдается только оценка, а правильные ответы и допущенные учеником ошибки видны только в журнале учителя. Этот тип заданий подходит для проведения проверочных работ на уроке.
Оба типа описанных выше работ значительно сокращают время подготовки к уроку, не требуют материальных затрат (в отличие от покупки пособий) и, главное, могут сподвигнуть учеников самостоятельно работать с сайтом и готовиться к экзамену.
Ещё одна эффективная методика подготовки к решению заданий 1й части заключается в следующем: ученикам дается задание подготовить презентации, включающие краткую формулировку правила, которому посвящен этот тип заданий (например, №2 – вводные слова), и 10 заданий этого типа. Каждому ученику дается свой тип заданий (23 задания 1й части как раз соответствуют количеству учеников в классе). Рекомендуется не давать учащимся на самостоятельную подготовку задание №1, так как для его выполнения необходимо прочитывать текст полностью, а это займет на уроке очень много времени. Далее, когда ученики подготовят презентации, в конце или в начале каждого урока ученики вслух по очереди выполняют задания, предложенные в презентации, аргументируя свой ответ правилом, а тот, кто составлял презентацию, должен проверять ответы одноклассников, при необходимости исправлять их и объяснять ошибки. Чем полезен данный тип работы? Во-первых, для того, чтобы кратко сформулировать правило, ученик дома должен его внимательно изучить и выучить, иначе он не сможет исправить ошибки одноклассников и тем более объяснить их. Во-вторых, запоминанию правила способствует самостоятельный подбор учеником однотипных заданий, их прорешивание и объяснение. В-третьих, этот тип работы позволяет задействовать всех учеников, не позволяет никому «отсидеться».
Как известно, наибольшие трудности у детей вызывает не столько решение 1й части, сколько написание сочинения, поэтому большую часть своего доклада я хочу посвятить именно ему. Как показывает практика, ученикам сложно сразу понять структуру сочинения, запомнить все требования, так что заставлять детей сразу писать полноценное сочинение не представляется мне разумным и эффективным. Гораздо большую пользу может принести методика фрагментарного написания сочинения. Суть методики состоит в следующем: учитель объясняет, а лучше, зарисовывает в виде схемы, ученикам структуру экзаменационного сочинения, затем обращается ко второму звену – определение проблемы и её комментарий (первое звено – введение – пропускается, так как обычно его написание не вызывает затруднений). Дети читают текст и формулируют проблему, которую в нем увидели. Если удается сформулировать несколько проблем, то записываются все варианты. Затем каждый ребенок выбирает понравившуюся ему проблему и пишет комментарий к ней. После этого желающие зачитывают вслух то, что у них получилось, класс обсуждает это, делает замечания. Важно, чтобы в корректировке получившегося комментария к проблеме участвовал не только учитель, но и ученики, так как это позволит им лучше усвоить структуру сочинения, научиться видеть ошибки в собственном тексте. Это самая сложная часть сочинения, поэтому тренироваться выделять проблему и писать к ней комментарий лучше в течение 15-20 уроков.
После того, как ученики научатся выделять в тексте проблему и комментировать её, можно переходить к формулировке авторской позиции. Учащиеся также все вместе определяют проблему текста и пишут соответствующую ей авторскую позицию, затем желающие читают вслух то, что написали, результаты работы комментируются, обсуждаются ошибки. Как показывает опыт работы этим методом, эффективнее тренироваться писать авторскую и свою позицию одновременно. Это позволит ученикам лучше понять структуру данных фрагментов сочинения и их связь друг с другом. После освоения этой части сочинения, ученики подобным же образом учатся писать аргументы.
Таким образом, метод фрагментированного написания сочинения позволяет учащимся усвоить структуру сочинения, потренироваться в написании отдельных его частей. Этот метод хорош и тем, что не занимает весь урок, написанию какой-то части сочинения можно посвятить только 10-15 минут в конце урока.
Близко к методу фрагментарного письма стоит и метод взаимокомментирования. Его можно применять как на стадии написания «кусочков» сочинения, так и при написании сочинения в полном объёме. Суть метода заключается в следующем: учащиеся дома пишут сочинение по одному и тому же тексту, приходя на урок, они обмениваются с соседом по парте тем, что написали. В течение 10-15 минут каждый ученик читает чужую работу, отмечает на полях ошибки (под ошибками понимается не только исправление орфографии и пунктуации, но и некорректная формулировка проблемы, её комментария или любого другого фрагмента текста). Затем сочинения возвращаются авторам, и те исправляют свою работу с учетом замечаний и сдают её на проверку учителю. Этот метод эффективен, так как дает возможность ученикам взглянуть на тот же самый текст под другим углом, отнестись критически к тому, что сам написал. Также он помогает усвоить структуру сочинения и отдельных его частей, ведь чтобы найти ошибку, нужно знать, как правильно должен выглядеть этот фрагмент.
Сожалению, не всегда возможно применять метод взаимокомментирования на уроке, так как в классе могут оказаться дети, которые стесняются показывать свои сочинения одноклассникам. В этом случае учитель может найти в интернете образцы неправильного написания сочинения и дать их детям для разбора и комментирования. Можно также найти эталонные образцы написания сочинений и проанализировать в них то, как автор совершает переходы от одного фрагмента к другому, как вводит примеры, как пишет комментарий к проблеме. Возможно, из этих образцом ученики возьмут какие-то фразы или «связки» для своих сочинений.
В подготовке к ЕГЭ по русскому языку могут также помочь уроки литературы. В 9 классе мы с детьми заводим отдельную тетрадь, которую делим на блоки. Каждый блок соответствует какой-то проблеме (например, проблема долга, проблема предательства, проблема любви к родине и т.д.). В процессе изучения программных произведений, а также на уроках внеклассного чтения, когда нам в тексте встречается какая-то ситуация, которую можно использовать в качестве примера к какой-то из проблем, мы записываем в тетрадь краткое описание ситуации, автора и название произведения. В результате каждый ученик формирует свой собственный «банк примеров», который может пополняться не только на уроке, но и самостоятельно. Составление «банка примеров» помогает быстро запоминать их, легко повторять. Плюс такого типа работы и в том, что она не отнимает много времени (на уроке можно только указать ученикам на какую-либо сцену, а запишут они её дома), но тренирует учеников в поиске проблематики текста или его фрагмента, учит видеть параллели между произведениями или между произведением и жизнью. Таким образом, этот метод увеличивает эффективность обучения как литературе, так и русскому языку.
Все описанные мной методы достаточно эффективны. Их применение на уроках русского языка и факультативах дает ощутимый результат: ученики перестают испытывать страх перед ЕГЭ, с бо́льшим удовольствием готовятся к экзамену. Использование этих методов позволяет системно усваивать знания, вводит в подготовку больше творчества и меньше механизированности, аппелирует к активности учащихся. Уход от традиционного нарешивания готовых тестов позволяет углубить и закрепить знания. Описанные способы написания сочинения помогают ученику усвоить его структуру, понять, что именно требуется от него на экзамене. В завершение следует сказать, что эффективность данных методик снижается при несистематичном их применении. В своей практике преподавания я начинаю готовить учеников к ЕГЭ с начала 10 класса, благодаря чему уже к началу 11 класса они имеют представление о том, что такое проблема текста и комментарий к проблеме, свободно решают большую часть теста. Также с начала 11 класса я даю ученикам задание: за неделю прочитать такой-то текст и написать по нему сочинение. В конце недели я проверяю сочинения и возвращаю их ученикам со своими комментариями. Такой тип работы, во-первых, не требует жертвовать временем урока на написание сочинения, во-вторых систематическое написания сочинений улучшает их качество. Главным же в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ я считаю способность учителя убедить детей, что высокий балл за экзамен, прежде всего, нужен им самим, не учителю, что в их интересах готовиться тщательно, потому что от этого зависит их дальнейшая учеба.
При описании работы с сочинением напишу о методике фрагментарного написания сочинения (дети учатся писать его не целиком, а по частям: комментарий к проблеме, аргументы, своя позиция и т.д.), о методике взаимокомментирования.