Экспериментальная и инновационная деятельность
Рабочая программа элективного курса по подготовке к единому государственному экзамену части С " Анализ текста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnaya_nedelya.docx | 35.4 КБ |
sundukova_e.k._elektivnyy_kurs.docx | 43.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметная неделя по русскому языку как инновационный проект в условиях ФГОС
учитель русского языка и литературы
МБОУ Исенбаевской СОШ Агрызского
муниципального района РТ Сундукова Э.К.
Стремительные изменения в современной педагогике заставляют учителя использовать новые подходы к решению задач современного образования. Отличительная особенность нового стандарта - его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Отказавшись от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, стандарт определяет реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения в новых стандартах сформулированы в виде личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; метапредметных, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; предметных, включающих освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систем основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Для того чтобы отвечать этим требованиям, необходимо использовать системно - деятельностный подход и учитывать все междисциплинарные аспекты основной образовательной программы. Именно эти положения являются ключевыми ориентирами для подготовки и проведения в школе предметной недели по русскому языку.
Следует отметить, что у обучающихся слабо сформированы: критическое мышление к научной мысли; способность работать с различными источниками. Для них характерен низкий уровень познавательной мотивации в изучении общеобразовательных дисциплин. Дети не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы, свободно и произвольно общаться, проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения. Они затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний.
Главной задачей я считаю создание условий при проведении предметной недели, которые позволят осознать учащимся ценностный аспект и творческий потенциал предметов, посредством организации предварительного взаимодействия учителей.
Создать условия возможно, если каждый педагог будет изыскивать методы и приемы, способствующие повышению уровня познавательной активности и учебной мотивации обучающихся.
Актуализация задачи. Предметная неделя в ее традиционном виде сегодня неактуальна, поскольку осуществляется преимущественно учителем без учета интересов обучающихся. Учитель актуализирует только содержание своего предмета, сам определяет форму и содержание мероприятий, осуществляет отбор участников и др.
Основным контекстом решения проблемы по созданию условий для проведения предметной недели, на мой взгляд, является:
- подготовка учащихся к неделе должна состоять в расширении кругозора учащихся, обучении их рациональным способам достижения целей, вариативности способов решения проблем и развития творческого мышления;
- вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам, привлечение к самостоятельному планированию, участию и контролю в проведении предметной недели;
- использование современных технологий, направленных на формирование и развитие учебно-познавательной, коммуникативной компетенций, а также компетенции личного самосовершенствования.
Сущностью любой предметной недели является создание эффективной системы взаимодействия обучающихся и учителей, учителя и других учителей-предметников, направленного на развитие познавательных и творческих способностей школьников и пропаганду престижа знаний. Выделим следующие формы взаимодействия учителей:
1.Посещение уроков.
Связи русского языка как предмета школьного преподавания с другими учебными дисциплинами в зависимости от дидактических целей могут рассматриваться с разных позиций. Наиболее распространённой является связь русского языка с литературой, изобразительным искусством, музыкой. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, способствуют развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышают творческий потенциал учащихся, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Например, на уроках литературы в 6 классе при изучении темы « Русские народные сказки» встречается много устаревших слов. Ученикам предлагается работа с текстом: они находят незнакомые слова, узнают их значения из словарей, сопоставляют изображение и слово. Затем представляют групповую защиту. Данный прием развивает интерес у учащихся к слову, способствует развитию умения работать в коллективе, грамотно представлять итоги своей работы.
На уроке ИЗО в 5 классе по теме «Пейзажи родной земли» можно провести разнообразные виды работ по репродукциям картин И. И. Шишкина и И.Левитана: вопросно-ответную форму, устные связные высказывания, описание картин, способствующие развитию связной речи учащихся.
Уроки музыки в 5-7 классах большое внимание уделяется тексту песен, так как они несут особую смысловую нагрузку. Обычные слова разговорной речи в контексте песни обретают новые смысловые нагрузки. Ведь без понимания слова в его эстетической функции, без умения уловить смысловые, эмоциональные оттенки в тексте нет должного восприятия поэзии, в данном случае текста песни. Нужен комплексный анализ текста. Важно, чтобы сам анализ не был громоздким , тем более уроки предназначены для учащихся 5-8 классов . Значит , нужно учесть и возрастные особенности , и содержание учебных программ . По разбору стихотворения можно задать следующие вопросы :
-какой теме посвящена песня?
-какие чувства выражает автор?
-в каких строках выражена основная мысль?
-какое настроение передано в песне?
-автору удалось передать его как?
-какие мысли и чувства рождает у вас эта песня?
-почему повторяются те или иные слова?
-как вы понимаете смысл следующих строк или слов?
-какие средства выразительности использованы автором?
-какие песни этого автора вы знаете?
-какова ваша ассоциация?
Данная форма работы направлена на формирование навыков умений производить комплексный анализ текста.
На уроках физики в основной школе в процессе использования физических терминов и введения их в словарный запас обучающихся часто возникает проблема с правописанием слов и их пониманием. Посмотрим приемы, которые можно применять для решения данной проблемы:
А). Сообщения, раскрывающие этимологию изучаемого термина.
Пример. Хаотическое (от слова «хаос») движение. Слово заимствовано в конце XVIII века не через западноевропейские языки, а непосредственно из латинского или греческого в значении беспорядка, неорганизованности, бессистемности. Корни слова – в греческом слове означающем «раскрываюсь, разверзаюсь». В древнегреческой мифологии «хаос» – первичное бесформенное состояние мира. Он выглядит как бездна, пропасть, пучина. Он наполнен туманом и мраком. Он – бесконечное пространство, неорганизованная стихия. Он – первооснова всего существующего. В настоящее время слово активно и в обыденной жизни, и в науке. В обыденной жизни хаос – это нагромождение, скопление, путаница. В науке – это теория хаоса — раздел математики, изучающий сложное поведение динамических систем. Хаотическое движение — беспорядочное движение в системе.
Б). Морфемный и фонетический анализ слова по плану.
Пример. Фонетический анализ слова диффузия.
1) Орфографическая запись слова: диффузия.
2) Ударение в слове: дифф`узия.
3) Деление слова на слоги (перенос слова): диф-фу-зия.
4) Фонетическая транскрипция слова диффузия: [д'иф`уз'ий'а].
В). Морфемный анализ слова синхрофазотрон. Три корня в слове: синхр (одновременный), фаз (цикличный), трон (сокращение от слова электрон). Синхрофазотрон – ускоритель заряженных частиц.
При реализации межпредметных связей на уроках математики в 5-6 классах эффективной формой является мини исследовательская работа по различным предметам, объединенным одной темой. Например, до изучения темы «Меры длины» учащиеся получают задания провести небольшие исследования по русскому языку (изучить происхождение слов).
При изучении темы «Дроби» для учеников будет интересной информация о том, что в русском языке слово дробь появилось в VIII веке, и происходит от глагола «дробить» — разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VII веке) дроби так и назывались — «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять». Домашним заданием может быть нахождение значение слова «дробь» в различных словарях.
Посещенные уроки показывают, что эффективное применение межпредметных связей позволяет сформировать и развивать у учащихся общекультурные, учебно-познавательные, информационные и коммуникативные компетенции, которые являются результатом ФГОС ООО.
2.Методический совет
На заседании методического совета проводится обсуждение возможности проведения предметной недели по итогам посещения уроков. До этого ученикам предлагается анкетирование:
1. Какие уроки вы выбрали?
2. Почему именно эти уроки?
а) Нравится предмет;
б) нравится учитель;
в) заинтересовала тема;
г) пошел за компанию с товарищем;
д) случайно;
е) посоветовали;
ж) у этого учителя спокойно себя чувствуешь на уроке;
з) на этом уроке можно не отвечать;
и) другие причины (укажите).
3. Что вам понравилось на уроке?
а) Содержание заданий;
б) рассказ учителя;
в) форма рассказа;
г) отдельные фрагменты урока;
д) содержание вашей работы на уроке;
е) отношение к вам учителя;
ж) отношения между учащимися;
з) что еще (допишите).
4. Что для вас на уроке было неожиданным, удивительным?
а) Содержание заданий;
б) материал, который узнал на уроке;
в) форма урока;
г) форма работы ученика на уроке;
д) отношение к вам учителя;
е) отношения между учащимися;
ж) что еще (допишите).
5. Что вам понравилось? Что бы вы хотели изменить, улучшить на уроке?
6. Удовлетворены ли вы тем, что пошли на эти уроки?
а) Полностью удовлетворен;
б) скорее удовлетворен, чем не удовлетворен;
в) затрудняюсь ответить;
г) скорее не удовлетворен, чем удовлетворен;
д) не удовлетворен.
Результаты анкетирования помогают определить познавательные интересы учащихся и выявить уровень учебной мотивации, что поможет учителям спланировать предметную неделю.
3. Творческая группа.
В школе организуется творческая группа учителей (руководители ШМО или кто-то из членов), которая организует встречи по обсуждению предметной недели, совместное планирование нетрадиционных уроков по предметам, внеклассных мероприятий по основной тематике недели, организует сопровождение наглядной информацией, которая находится в различных помещениях школы.
4. Мастерская идей
В течение нескольких дней на доске объявлений каждый учитель пишет кратко основную идею проведения недели. Например:
- задания должны соответствовать изученному программному материалу, но по сложности в некоторой степени выходить за его пределы;
- количество подобранных заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся;
- задания должны требовать от обучающихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого или практического применения;
- в связи с тем, что предметные недели нацелены не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера;
- практические задачи должны допускать возможность решения их несколькими способами. Это позволяет обучающимся проявить свои творческие способности, а членам жюри определить степень их развития.
Учителя могут открыть дискуссионную площадку в группах мобильных приложений: с помощью мобильных приложений для передачи текстовых сообщений поставить проблему для проведения недели, обсудить разные варианты ее решения.
Спланировать план предметной недели можно с помощью календаря Google, так как он является удобным сервисом для управления расписанием мероприятий. Совместное использование дает возможность открыть доступ к календарю учителям творческой группы, которые задействованы в проведении предметной недели.
Одной из форм взаимодействия является совместное создание презентаций к предметной неделе. Например, при помощи Google Docs можно создавать различные презентации для ее демонстрации, работать над ними, редактировать их, и все это одновременно со своими коллегами, находясь друг от друга на почтительном расстоянии.
Элементами образовательной среды, помогающими в применении форм взаимодействия, являются предметные кабинеты, методический кабинет, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютеры с доступом в Интернет.
Итоговая рефлексия:
Выберите один из предложенных вариантов и выполните рефлексию деятельности по итогам предметной недели:
Рефлексию вы можете написать не только в виде ответов на вопросы, но и в свободной форме (можно даже выбрать какой-нибудь литературный жанр: эссе, притчу, детектив, сказку и т.п.)
Главное, чтобы в работе было осознание Вами того, что Вы делали во время предметной недели.
Различные формы взаимодействия: посещение уроков, анализ уроков, анкетирование учащихся, обсуждение результатов на заседании методического совета, создание творческой группы, создание проекта (совместное планирование), создание мастерской идей, сотрудничество в группах мобильных приложений, Google Docs, методы рефлексии.
Одной из эффективных форм внеурочной деятельности школьников основного общего образования в повышении результативности продуктивного варианта образования
в изучении учебных дисциплин на углубленном уровне в соответствии с ФГОС ООО является предметная неделя. Предметная неделя в школе – это не только учебное, внеурочное и внеклассное мероприятие, преследующее определенные учебные и воспитательные цели; это многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими идеологическими задачами. Предметные недели интегрируют все общеобразовательные предметы, несут в себе мощный энергетический заряд, а главное, объединяют не только учащихся, но и формируют целостный, панорамный взгляд на мир и человека. Для современного образования очень важно показать обучающимся, что все получаемые знания по любому предмету взаимосвязаны и нельзя знания по тому или иному предмету воспринимать как отрывочные мозаичные сведения, получаемые в разные годы обучения; они являются частью единого блока знаний, формирующих целостный взгляд на мир. Предметная неделя помогает решить эту задачу. Мероприятия, в ходе которых объединяются и взаимодействуют различные учебные дисциплины, являются одной из необходимых составляющих этого учебно-воспитательного действия.
Взаимодействие учителей-предметников в рамках проведения предметной недели позволяет учитывать все междисциплинарные аспекты основной образовательной программы. В результате интеграции предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Формы взаимодействия учителей – предметников можно использовать:
- в работе научного общества учащихся;
- при участии в научно-исследовательских конференциях;
- при создании различных (экологических, социальных) проектов;
- при проведении методических и метапредметных недель;
- при участии в дистанционных конкурсах, фестивалях.
Результаты применения предложенного решения в ближайшей перспективе:
- это может быть дистанционная предметная неделя, которая предоставит возможность через продуктивную деятельность с использованием телекоммуникаций закреплять знания, полученные на уроках и внеклассных мероприятиях, развивать ключевые личностные, предметные и метапредметные компетентности обучающихся, реализовывать творческий потенциал школьников и педагогов. Это повлечет изменение содержания мероприятий; формы их проведения, изменение контингента участников,
Предварительный просмотр:
Рассмотрено»
Руководитель МО
_____ /Сундукова Э.К../
Протокол № 1 от
« 28 » августа 2017 г.
«Согласовано»
Заместитель
директора по УВР
МБОУ Исенбаевская СОШ
_______ /Хузина Г.Р./
«28» августа 2017 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ Исенбаевская СОШ
____ /Бурганиев Р.Г./
Приказ № 80 от
«29» августа 2017 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА по подготовке к ЕГЭ части С « АНАЛИЗ ТЕКСТА»
МБОУ ИСЕНБАЕВСКАЯ СОШ
Сундукова Эльвира Касимовна,
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ,
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ДЛЯ 11 КЛАССА
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1 от
«29 » августа 2017 г.
2017 год
Пояснительная записка
В современном обществе особо остро ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, владеющих в совершенстве навыками устной и письменной речи. Однако очень часто речь выпускников и учащихся не соответствует этому требованию. Я считаю, что проблема развития речи учащихся представляет особый интерес на современном этапе развития нашего общества. В последние годы, в частности с введением ЕГЭ по русскому языку, возник интерес к проблеме анализа текста. В связи с этим мною был разработан элективный курс по подготовке к ЕГЭ части С «Анализ текста».
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что часть С ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в вуз. Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащихся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями.
Актуальность данной программы состоит в том, что в условиях введения ЕГЭ необходимо больше внимания уделять анализу текстов разных стилей и типов речи; целенаправленно развивать монологическую речь; формировать у учащихся умения рассуждать на предложенную тему, формулировать тезис и приводить аргументы; отрабатывать навыки рационального чтения художественных, научно-популярных, публицистических текстов, формировать на этой основе общеучебные умения работы с книгой. Курс составлен с целью подготовки учащихся к выполнению заданий части С ЕГЭ по русскому языку.
Программа элективного курса состоит из 2-х разделов.
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Программа включает в себя:
- пояснительную записку;
- содержание программы;
- технологию организации учебного процесса;
- формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;
- требования к результатам освоения ЕГЭ;
- контролирующие материалы.
Цели и задачи курса:
1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания части С ЕГЭ.
2. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений
7. Создание условий для формирования ключевых компетентностей у учащихся: коммуникативных, языковых, культуроведческих, лингвистических.
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
- основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
- определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
- виды текста;
- определение понятий «вступление» и «заключение»;
- что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
Обучающиеся должны уметь:
- указывать средства связи между частями текста;
- определить тему и основную мысль текста;
- определить тип и стиль речи;
- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- анализировать форму исходного текста;
- находить характерные для исходного текста языковые средства;
- создавать связное высказывание;
- излагать последовательно собственные мысли;
- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.
Технология организации учебного процесса
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:
- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
-работа в группах;
- индивидуальная работа.
Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.
Формы итогового контроля и критерии их оценки
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
- промежуточный (проводится в форме контрольной работы и теста в соответствии с требованиями ЕГЭ);
- итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМ
Содержание программы
РАЗДЕЛ I . Разноаспектный анализ текста. (18 часов)
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста. (9 часов)
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексико – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
РАЗДЕЛ II. Сочинение-рассуждение на основе текста. (16 часов)
Тема 1. Анализ текста. (4 часа)
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Тренировочные сочинения. (6 часов)
Практические работы:
1) Написание сочинений-рассуждений;
2) редактирование.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Сроки | Тема | Вид урока | ||
П. | Ф. | ||||
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста (9 часов) | |||||
1 | Текст. Тема и основная мысль текста | Лекция | |||
2 | Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте | лекция | |||
3 | Выделение микротем в тексте | Прак. работа | |||
4 | Лексические средства организации текста | Лекция | |||
5 | Морфологические средства организации текста | Лекция | |||
6 | Синтаксические средства организации текста | Лекция | |||
7 | Стили речи | Тренировочный | |||
8 | Контрольная работа №1 (промежуточная ) | Тренировочный | |||
9 | Типы речи | Практикум | |||
Тема 2. Лингвистический анализ текста (9часов) | |||||
10
| Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение | Практикум, тестирование
| |||
11 | Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы. | Практикум | |||
12 | Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы | Практикум | |||
13 | Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись | Практикум | |||
14-15 | Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы | Практикум | |||
16-17 | Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции | Практикум | |||
18 | Промежуточная контрольная работа № 2 (Тестирование) ( Прил.№2) |
| |||
Тема 3. Анализ текста (4 часа) | |||||
19 | Содержание исходного текста | Лекция | |||
20 | Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей | Практикум | |||
21 | Рецензия. Эссе | Практикум | |||
22 | Промежуточная контрольная работа № 3 (Прил.№3) |
| |||
Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения (6 часов) | |||||
23-24 | Выступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция | Практикум | |||
25-26 | Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения | Практикум | |||
27 | Заключительная часть сочинения | Практикум | |||
28-32 | Тренировочные сочинения | Практикум | |||
33-34 | Итоговая контрольная работа. Примерный текст для написания сочинения-рассуждения. (Прил. №4) |
|
Контролирующие материалы
1. Промежуточная контрольная работа в форме практической работы. ( Прил. №1)
2.Промежуточная контрольная работа в форме тестирования (Прил.№2)
3. Промежуточная контрольная работа – лингвистический анализ текста (Прил.№3)
4. Контрольная работа: сочинение – рассуждение на основе исходного текста. (Прил. № 4)
Приложение №1
Промежуточная контрольная работа №1
Практические задания:
- Прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится.
- Прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора.
- Определить, какое утверждение противоречит позиции автора.
- Определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…).
- Найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения (указательного местоимения и другие средства связи).
- Написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце.
- Какой из перечисленных тропов используется в указанном предложении.
Приложение №2
Промежуточная контрольная работа №3 (тестирование) по теме
«Изобразительно – выразительные средства языка»
Нормы оценок за тесты
Нормы оценок за тест- 1-я часть – «Секреты художников слова» - тесты с единственным заданием: «Назвать средство выразительности, которое использовано автором».
«5» - 13-15 правильных ответов,
«4» - 10-12 правильных ответов,
«3» - 7-9 правильных ответов.
2-я часть - «Лексические ресурсы языка» - представляет собой ряд тренировочных заданий.
Оценивать работы учащихся необходимо по следующим нормам:
«5» - 9-10 правильных ответов,
«4» - 7-8 правильных ответов,
«3» - 5-6 правильных ответов
Часть 1. Тест 1
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.А Васька слушает да ест. (И.А Крылов)
2.Лес словно терем расписной. (И.Бунин)
3.Пустых небес прозрачное стекло. (А.Ахматова)
4.Ночевала тучка золотая на груди утеса- великана. (М.Лермонтов)
5.Перо его местию дышит. (А.К.Толстой)
6.Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)
7.Мальчик с пальчик.
8.Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством…( М.Лермонтов)
9.Я царь - я раб, я червь- я Бог! (Г.Державин)
10.Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами. ( А.Пушкин)
11.Живой труп. ( Л.Толстой)
12.Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит. (Я.Полонский).
13.Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня? ( А.Пушкин).
14.Пусть бандой окружат нанятой… ( В.Маяковский).
15. Грохот за грохотом ломал небо,
Широко и шумно шел дождь. (В.Набоков).
Часть 2. Тест 1
1. Определи ряд, где все слова многозначные
А) ерш, золотой, корень в) антонимы, велосипед, автобус
Б) карандаш, хлеб, суффикс г) врач, космонавт, спряжение
2.Найди ряд, где все слова омонимы
А) площадь, слово, лексика, капуста в) лист, ступень, комар, мальчик
Б) гриф, бор, брак, лук г) ответ, язык, упражнение, справка
3.Определи тип лексики, к которому относятся слова:
Цыбарка (ведро), цыбуля ( лук), дробына ( лестница), вечерять ( ужинать), гутарить (говорить), мыгычит (моросит)
4.Найди ряд, где все слова архаизмы:
А)байкер, ваучер, жандарм в) революция, язык, хит
Б) лицедей, пиит, ланиты г) очи, паровоз, ладья
5. Как называются следующие устойчивые словосочетания?
Бить баклуши, намылить шею, зарубить себе на носу, впасть в детство.
6.Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова
грецкий –греческий
а) омонимы в) синонимы
б) паронимы г) антонимы
7.В каком примере слово ГЛУХОЙ употреблено в прямом значении?
А) глухое недовольство в) глухой согласный
Б) глухой к просьбам г) глухой старик
8)В каком ряду представлены синонимы?
А) жизненный – житейский в) высокий- низкий
Б) высокомерие – надменность г) комнату заставили мебелью –
меня заставили учиться
9.В каком ряду все слова являются разговорными? А) кассирша, раззява, картофель в)жадина, картошка, притон
Б) докторша, охламон, весельчак г)электричка, старьевщик, неразбериха
10.В каком ряду все слова являются стилистически окрашенными?
А) лодырь, лентяй, прогульщик в) сгущенка, малюсенький, очи
Б) маленький, малец, шествовать г) вредный, вредничать, глупец
Ключи к 1-ой части
ТЕСТ 1
1.Авторский фразеологизм (афоризм, «крылатое выражение»)
2.Сравнение (прямое)
3.Метафора
4.Олицетворение
5.Метонимия
6.Синекдоха
7.Литота
8.Анафора
9.Антитеза
10.Градация (нисходящая)
11.Оксюморон
12.Параллелизм
13.Риторический вопрос
14.Инверсия
15.Звукоподражание
Ключи ко 2-ой части
Тест 1
1.А |
2.Б |
3.Диалектные слова |
4.Б |
5.Фразеологизмы |
6.Б |
7.Г. |
8.Б |
9.Б |
10.В |
Приложение №3
Вопросы для промежуточной контрольной работы №3
1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
6. Какое настроение преобладает в тексте?
7. Определите тему текста.
8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
11. Как соотносятся начало и конец текста?
12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?
13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
14. Понаблюдайте над лексикой текста:
Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?
Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
Найдите перифразы. С какими целями они использованы ? Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором? Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры и т.д.)
Приложение №4
Алгоритм написания сочинения-рассуждения
- Вступление.
- Проблемы, над которыми размышляет автор.
- Комментарий с иллюстрациями
- Выявление позиции автора.
- Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора).
- Первый аргумент.
- Второй аргумент.
- Вывод (заключение).
Советы:
- Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.
- Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому.
Примерный текст для написания сочинения - рассуждения:
Людей всегда мучают разнообразные сожаления — большие и малые, серьёзные и смешные.
Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето — то «невозвратное» лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства.
Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. А между тем ты ещё не увидел сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.
Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. Наоборот, по ночам они разгораются. И нет такого снотворного, чтобы усыпить их. Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть ещё одно, липкое, как сосновая смола. Это — сожаление о том, что не удалось — да, пожалуй, и не удастся — увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии.
Да что там — весь мир! На знакомство даже со своей страной не хватает ни времени, ни здоровья.
Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. Но не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству. Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. Всё зависит от пытливости и от остроты глаза. Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, — вплоть до множества оттенков совершенно разного зелёного цвета в листьях бузины или в листьях черёмухи, липы или ольхи. Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони — с их нежной припухлостью между тоненьких жилок. (По К.Г. Паустовскому)