Моя деятельность


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Каменская общеобразовательная средняя школа Мезенского района» (структурное подразделение «Детский сад «Журавушка»)

Принята

на педагогическом совете  детского сада «Журавушка» «___»                   2012г.                                                                                                                                         

Согласовано:

Старший воспитатель    

   «____»                         2012                                        

                          Е.В.Мылюева                                           

Утверждаю:

Заместитель директора по

УВР КРДО

«___»                   2012г    

                             Л.В.Окулова                                                                                                                                                                                                    

Рабочая программа

Безопасность

и  здоровый образ жизни

для детей

старшего дошкольного возраста

в детском саду «Журавушка»

Андреева Светлана Евгеньевна

социальный педагог

Каменка

2012г.

Пояснительная записка

    Ребенок, который еще толком читать и писать не умеет, порой свободно управляется с цветным телевизором, магнитофоном, компьютером…, разве может случиться несчастье там, где все так знакомо и привычно? А ведь каждый из этих предметов таит для ребенка незримую опасность. Взрослому и в голову не придет, к примеру, сунуть гвоздь в розетку, либо развести костер в комнате или на кухне, а ребенок из озорства, любопытства или по недомыслию может.  Порой, оставшись без присмотра, дети беспечно открывают краны, включают утюг, пытаются исследовать “внутренности” включенного пылесоса, пробуют бабушкино лекарство, оставленное на виду, иногда по ошибке утоляют жажду совсем неподходящей для этой цели жидкостью. Случается, выпадают из открытых окон многоэтажных домов, играют с ножом или острыми ножницами и получают травмы  от неумелого и неосторожного обращения с ними.  Дети 5-7 лет  уже знают, как обращаться со спичками (видели у взрослых) и поэтому в своем действии могут шагнуть на более высокую ступень – попробуют изучить, что способно к горению. Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию, сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, на природе, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации.

     Так же необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Познакомить их с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как экология оказывает влияние на здоровье человека и живую природу. Необходимо учить детей ответственному и бережному отношению к природе

Целью  программы «Безопасность и здоровый образ жизни» является  формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

        1.Способствовать формированию у детей представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

        2.Познакомить детей с правилами безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

        3.Сформировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям, умение действовать в тех или иных ситуациях.

        4. Помочь ребенку выработать привычку соблюдать меры безопасности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

Срок реализации программы – два года. Организованная образовательная деятельность (далее - ООД) проводится в старшей и подготовительной к школе группах, один раз в неделю. Объем программы рассчитан на тридцать три  ООД в каждой группе.

На ООД дети знакомятся со строением организма человека, учатся  осознанно заботиться о своем здоровье, бережно  относиться к себе, соблюдать гигиену. Узнают об опасных для здоровья и жизни предметах и ситуациях, которые встречаются в быту, на улице, в природе. Знакомятся с правилами пожарной безопасности, дорожного движения, с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми, животными и др.

Для реализации поставленных задач по программе используются следующие формы работы: беседы, чтение стихов, рассказов, сказок, загадывание загадок, игры, рисование, аппликация,  рассматривание иллюстраций, разбор конкретных поступков и ситуаций, презентации, прослушивание аудиосказок, просмотр мультфильмов.

После проведенной работы планируется, что дети должны знать:

О значении природного окружения для здоровья человека, правила безопасного поведения, пути и средства укрепления здоровья;

 - как устроен человек;
 - источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
 - опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
 - правила дорожного движения;
 - правила безопасного поведения на улицах и дорогах, где можно и где нельзя играть;
 - правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;
 -  влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег).
 - чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;
 - правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу;
 -  как могут быть опасны животные и насекомые,  правила безопасного поведения  при контакте с ними;

Уметь:

    Общаться со сверстниками и взрослыми;

    Соблюдать навыки личной гигиены, ухаживать за своим телом ( полостью рта, руками, ногами), одеждой (устранять при небольшой помощи взрослых непорядок в одежде);

    Безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;
    Оказать посильную медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых;

    Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора. Называть дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи", «Пункт питания»;
   Действовать правильно в случае опасности в доме;
    Правильно вести себя в парках, скверах, в лесу, а также при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами);

    Вызвать службы «01», «02», «03»;
       

Календарно-тематическое планирование ООД в старшей группе

Тема

Формы работы

сентябрь

1

Строение тела человека

Беседа, чтение стих-я, игра «Солдаты», рисование, эксперимент, показ иллюстраций

2

Чтоб здоровой была кожа, следить за ее чистотой надо тоже

Беседа, загадывание загадок, практическое упражнение, чтение стих-я, сказки «Про зайца грязнулю»

3

Органы пищеварения

Беседа, показ иллюстраций, опыт

4

Скелет – главная опора моего тела

Беседа, показ иллюстрации  скелета человека, верблюда, чтение стих-я, отрывок из сказки «Цветик – семицветик» Катаева

октябрь

5

Смотри, малыш, во все глаза

Беседа, чтение стих.  загадывание загадок, показ иллюстраций, схема Базарова, игра «Хорошо – плохо», гимнастика для глаз, опыт

6

Чтобы уши слышали

Беседа, игровое упражнение «Определи по звуку», опыт «Слышу – не слышу», чтение стих-й, показ иллюстраций

7

Зубы и уход за ними

Беседа, отгадывание загадок, игра «Веселый и грустный зубик», чтение стих-я,»Зубы», прослушание аудиосказки «Сказка про больные зубки», показ иллюстраций

8

Режим дня

Беседа, чтение стих-й «Победа», «Тихий час», «Кто как спит» выполнение физ.упражнений, чтение сказки «Манная каша с бородой», рассматривание картины «Распорядок жизни в детском саду»

ноябрь

9

Откуда берутся болезни

Беседа, показ иллюстраций, работа с микроскопом, чтение сказки «Урок здоровья»  

10

Здоровое питание

Беседа, показ иллюстраций №10 из серии «ОБДДВ», чтение рассказа «Сластена – своевольник» Е.Пермяк, прслушивание аудиосказки «Про умывание и правильное питание»

11

Сохрани свое здоровье

Беседа, чтение сказки «Заячья дорожка», показ иллюстраций, чтение и заучивание пословиц,  пальчиковая гимнастика, дид. игры  «Чудесный мешочек», «Полезно-вредно», загадывание загадок, самомассаж

12

Как беречь здоровье ребенка, таблетки – не конфетки

Беседа, показ иллюстрации, чтение сказки «Неосторожная резвушка» стих-е «Таблетки – не конфетки», загадывание загадки

декабрь

13

Витамины в жизни человека

Беседа, показ иллюстраций, загадывание загадок, спортивная игра «Путешествие за витаминами», дидактическая игра «Разложи овощи и фрукты в корзины»

14

Одежда

Беседа, показ иллюстраций, дидактическая игра «Одень куклу», чтение рассказов «Такая разная одежда» с элементами игры, «Глупая история»

15

Каждому опасному предмету - свое место

Беседа, показ иллюстраций, загадывание загадок, чтение стих. «Катушка», чтение сказки «Умный наперсток»

16

Ребенок и незнакомец

Беседа, показ иллюстраций, чтение сказки «Марта и Чичи в парке», чтение стих-й, показ мультфильма.

январь

17

О послушании и доверии близким людям

Беседа, загадывание загадок, чтение сказок «Умей обождать» и «Ссора с бабушкой», речевки (автор О.Колосова)

18

Игры могут быть опасны

Беседа, показ мультфильма, показ иллюстраций, чтение сказки «Новые приключения Стобеда», «Как Стобед качался на качелях»

19

Безопасность на водоемах  зимой

Беседа, показ иллюстраций, чтение стих., речевки, загадывание загадок

февраль

20

Животные и человек

Кошки и собаки – наши друзья

Беседа. показ иллюстраций, чтение сказки «День рождения Васи» загадывание загадок, рисование любимого животного

21

Безопасность на природе

Беседа, чтение стих. «Про маленького цыпленка» , загадывание загадки, просмотр мультфильма.

22

В лес по грибы Лекарственные растения

Беседа, показ иллюстраций, загадывание загадок, чтение сказки «Под грибом», рассказов о растениях

23

Ядовитые растения и грибы

Беседа, загадывание загадок, просмотр мультфильма,

март

24

Безопасность на водоемах ранней весной и в летний период

Беседа, загадывание загадок, показ иллюстраций, чтение сказки «Добрая Ивушка»

25

Гроза

Беседа, прослушивание аудиозаписи,  чтение стих. «Гроза», загадывание загадок,  показ иллюстраций,

26

Неизвестные предметы

Беседа, показ иллюстраций,  чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», имитация ситуации

27

Огонь-друг или враг

Беседа, показ иллюстраций, чтение стих, практическое задание

апрель

28

Шалости с огнем

Беседа, показ иллюстраций, чтение стих., рассказа «Пожар» Л. Толстого, экспериментирование

29

Пожарная служба

Беседа, показ иллюстраций, чтение стих, рассказ «Как Тимоша царевну спас»

30

Правила дорожного движения для пешеходов

Беседа, показ иллюстраций, просмотр мультфильма «Смешарики» чтение стихотворений

31

Уроки светофора

Беседа, показ иллюстраций, игровые упражнения, рассматривание дорожных  знаков, чтение стих-я про дорожные .знаки, загадывание загадок

май

32

Общественный транспорт, правила поведения в нем

Беседа, показ иллюстраций, разбор ситуаций,

 просмотр мультфильма   «Спасик и его друзья»,

 загадывание загадок,

33

Итоговое занятие

Показ иллюстраций, загадывание загадок, работа с картинками, рисование, игровые упражнения

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе

Тема

Формы работы

сентябрь

1

Человек и его тело

Беседа,  показ иллюстраций, практическое упражнение, чтение стих-я «Тело человека»

2

Наши помощники

Беседа, дид.игра «Чудесный мешочек» подвижная игра «АУ» чтение стих-й,

3

Как работают сердце и легкие

Беседа, показ иллюстраций, практическое упражнение, прослушивание аудиозаписи «Кровообращение и дыхание

4

Что мы делаем, когда едим

Беседа,  показ иллюстраций,  загадывание загадок, чтение стих. «Куда пропала пища»

октябрь

5

Микробы и вирусы

Беседа, показ иллюстраций, работа с микроскопом, просмотр мультфильма,

6

Личная гигиена

Беседа, чтение стих-й, загадывание загадок, показ иллюстраций, игра – имитация, работа с тетрадями, прослушивание аудиосказки «Медвежонок, который не любил купаться»

7

Здоровье, болезни.

Отношение к больному человеку

Беседа, показ иллюстраций, самомассаж,  

8

Витамины и полезные продукты

Беседа, показ иллюстраций, муляжей овощей и фруктов, чтение стих,

ноябрь

9

Одежда и здоровье

Беседа, показ презентации, загадывание загадок, дид.игра «Назови одежду»

10

Вежливость  и как не стать неряхой

Прослушивание аудиосказок «Что такое вежливость и почему не надо мусорить» , «Сказка про страну нерях»

11

Детские страхи

Беседа, чтение сказки, чтение стих-я, упражнение «Нарисуй свой страх»

12

Предметы, требующие осторожного обращения, использования и хранение опасных предметов

Беседа, чтение сказки про Ивана и Митрофана, чтение стих-й, работа с карточками, показ иллюстраций, загадывание загадок

декабрь

13

Кухня- не место для игр

Беседа, загадывание загадок, показ иллюстраций, картины, просмотр мультфильма, работа с карточками

14

Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности

Беседа, показ иллюстраций,  загадывание загадок,  чтение стих-я, работа с карточками,  просмотр мультфильма

15

Конфликты между детьми

Беседа, работа с карточками, чтение стих-й, разбор ситуаций, чтение рассказа «Как настроение»

16

Запомните, детки, таблетки -не конфетки

Беседа, показ иллюстраций,  чтение стих-я, загадывание загадок, чтение сказки «Сказка о том, как полезные вещества чуть не стали опасными» , просмотр м/ф «Если заболел»

январь

17

Старшие приятели

Беседа, чтение стих-я, игровое упражнение, чтение рассказа «В шалаше»

18

Дом под крышей голубой

Беседа, чтение стих, показ иллюстраций, работа с карточками «Найди, чей домик», чтение рассказа «Бездомные белки», работа с картинками

19

Контакты с животными

Беседа, показ иллюстраций, чтение стих, загадывание загадок, просмотр м/ф «Кошки и собаки»

февраль

20

Насекомые

Беседа, показ м/медиапрезентации, показ иллюстраций, картины «Насекомые» загадывание загадок, работа с дид.материалом.

21

Съедобные и несъедобные грибы

Беседа,  чтение рассказа «Знакомство с грибами», стих. О грибах, загадывание загадок, игра-имитация «Грибная полянка», показ иллюстраций

22

Гроза

Беседа, прослушивание аудиозаписи звука грозы, показ иллюстраций

23

Как не стать жертвой преступления

 Как вызвать полицию

Беседа, чтение рассказов . показ иллюстраций, показ м/ф.

март

24

Пожароопасные предметы

Беседа, чтение стих, загадывание загадок,  показ иллюстраций,  работа с карточками, чтение сказки «Как неразлучные друзья в огне не сгорели»

25

Мир огня и правила безопасного обращения с огнем

Беседа, м/медиапрезентация, показ иллюстраций, проведение опытов

26

Безопасность на водоемах ранней весной и летом

Беседа, показ иллюстраций, чтение сказки «Волшебные вороны»

27

Сделай компьютер своим другом

Беседа, чтение сти-я, загадывание загадки, чтение сказки «Спаси Веронику», прослушивание аудиосказки «Прилипчивый телевизор»

апрель

28

Проезжая часть

Беседа, показ картины, чтение сказки «Марта и Чичи идут в парк», работа в тетрадях

29

Дорожные знаки

Беседа, показ картины, работа в тетрадях,

30

В общественном транспорте

Беседа, показ иллюстраций, загадывание загадок, показ мультфильма «Спасик и его друзья», работа в тетрадях

31

Игры во дворе и на улице

Беседа, показ картины, чтение сказки «Волшебный мяч», «Как Стобед качался на качелях»

май

32

К кому можно обратиться, если ты потерялся на улице

Беседа, чтение стих., сказки «О важности того, как зовут твоих родителей», «Как Тучка свой домашний адрес запомнила»

33

Итоговое занятие

Чтение стих, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, игровые упражнения, рисование, работа с дид.материалом

Литература

  1. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения  дошкольников – Волгоград, Издательство «Учитель», 2008
  2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность – С.П., «Детство-Пресс», 2002
  3. Фисенко М.А. ОБЖ  разработки занятий подготовительная группа 1 и 2 часть серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010
  4. Фисенко М.А. ОБЖ  разработки занятий старшая группа серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010
  5. Радзиевская Л.И.  «Ты и дорога» серия «Азбука безопасности», 2009
  6. Радзиевская Л.И.  «Ты и лес» серия «Азбука безопасности», 2007
  7. Радзиевская Л.И.  «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2009
  8. Радзиевская Л.И.  «Ты и животные» серия «Азбука безопасности», 2009
  9. Как обеспечить безопасность дошкольников – М.; Просвещение, 2001
  10. Шорыгина Т.А.«Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»- М.; ТЦ «Сфера», 2008
  11. Ганул Е.А. Правила поведения на природе - С.П., ИД «Литера», 2010
  12. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. «Человек» Академия развития, 2003
  13. Шукшина С.Е. Я и мое тело –М., Школьная Пресса, 2009
  14. Как устроен человек Энциклопедия дошкольника и младшего школьника, - ЗАО «Издательство «Газетный мир»
  15. Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях - С.П., ИД «Литера», 2010
  16. Как много вам хочу сказать – М., ИД «Карапуз», 2001
  17. Звонят, откройте дверь – М., ИД «Карапуз», 2005
  18. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера», 2009
  19. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора - М., Издательство Мозаика-Синтез, 2008
  20. Игуменова Д.Б., Иванников И.Г. Чтобы не было беды - М., Стройиздат, 1992
  21. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании – М., Олма-Пресс, 2006
  22. Добина Н.И. Развитие личности ребенка в детском саду - Ярославль, Академия развития, 2008



Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта «Дорога к доброму здоровью»

Структурное подразделение Каменской СОШ

 «Детский сад №2 «Журавушка»

1

Название проекта

Дорога к доброму здоровью

2

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный

3

Вид проекта

Средней продолжительности, межгрупповой

4

Цель проекта

Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни

5

Задачи

  1. Через различные формы работы способствовать общему укреплению здоровья детей.
  2. Формировать у детей представление о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и личной гигиены, взаимосвязи здоровья и питания.
  3. Закрепить представления детей о том, что спорт является одним из составляющих здорового образа жизни.
  4. Воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни.
  5. Способствовать развитию физических качеств с целью закрепления здоровья детей. аккуратности, опрятности, желанию следить за своим внещним видом.

6

Краткое содержание

1.Беседы, занятия

2.Физкультурные досуги совместно с  родителями

3.  Неделя зимних игр и забав

4. Участие детей в соревнованиях имени Федоркова

5. Издание  альбома о здоровом образе жизни (сделанных совместно с родителями)

6. Кукольный театр «Секреты здоровья»

7. Анкетирование родителей

8.Информационно-наглядное просвещение родителей

9. Школа педагогического мастерства «День здоровья педагога»

7

Место проведения

Разновозрастная старшая и подготовительная к школе группы детского сада

8

Сроки проведения

Ноябрь 2012 – Февраль 2013

9

Количество участников

53 человека (из них 49 детей,

социальный педагог-1, инструктор по физической культуре – 1)

10

Возраст детей

5-7 лет

11

Ожидаемые результаты

У детей будет сформировано элементарное

представление о здоровом образе жизни

                              План реализации проекта

Обозначение проблемы:  недостаток у детей знаний о здоровом образе жизни .

План мероприятий:

дата

мероприятия

ответственный

Занятия

По ОБЖ

06.11.2012

08. 11.2012

Сохрани свое здоровье

Андреева С.Е.

13.11.2012

15.11.2012

Откуда берутся болезни

Андреева С.Е.

20.11.2012

22.11.2012

Здоровое питание

Андреева С.Е.

27.11.2012

29.11.2012

Как беречь здоровье ребенка, таблетки – не конфетки

Андреева С.Е.

04.11.2012

06.11.2012

Витамины в жизни человека

Андреева С.Е.

11.12.2012

13.11. 2012

Одежда и здоровье

Андреева С.Е.

18.12.2012

20.12.2012

Режим дня

Андреева С.Е.

25.12.2012

27.12.2012

Микробы и вирусы

Андреева С.Е.

10.01.2013

Личная гигиена

Андреева С.Е.

Физкультурно-досуговая деятельность

Ежедневно

Утренняя гимнастика

Гаева Н.А.

02.11.2012

День здоровья

«Спортивный праздник урожая»

Гаева Н.А.

Ноябрь

Игры – эстафеты на свежем воздухе

Гаева Н.А.

Веселые старты

Гаева Н.А.

Январь-Февраль

Катание детей на лыжах, санках,

 с горки

Гаева Н.А.

13.12.2012

Физкультурное занятие, состоящее из игр и упражнений с санками

Гаева Н.А.

22.01.2013

Просмотр мультфильмов из серии «Уроки осторожности»

  1. «Микробы»
  2. «Если заболел»

Андреева С.Е.

21.01.2013

25.01.2013  

Участие в Неделе зимних игр и забав»

Гаева Н.А.

24.01.2013

29.01.2013

Изодеятельность

Андреева С.Е.

Гаева Н.А.

30.01.2013

Мы любим играть

Гаева Н.А.

10.02.2013

Участие детей в соревнованиях имени Федоркова

Гаева Н.А.

Андреева С.Е.

Кукольный театр «Секреты здоровья

Андреева С.Е.

               Гаева Н.А.

Работа с педагогами

01.11.2012

Знакомство воспитателей групп с предстоящей проектной деятельностью и планом работы по проекту

Андреева С.Е.

Гаева Н.А.

11.12.2012

Школа пед. Мастерства

«День здоровья педагогов»

Гаева Н.А.

Работа с родителями

02.11.2012-

04.11.2012

Анкетирование родителей

Андреева С.Е

             Гаева Н.А.

«Газетный турнир (совместно с родителями)

Гаева Н.А.

Создание альбома о здоровом образе жизни

Андреева С.Е.

Гаева Н.А.

07.12.2012

Оформление папки-передвижки для родителей:

«Роль физического воспитания в семье»

«Правильное питание дошкольников»

Гаева Н.А.

 Андреева.С.Е.

Оформление витрины для родителей

1.«Мы здоровью скажем «Да»

2. «Подвижная игра в жизни детей»

Андреева С.Е.

Бовыкина И.В.

Гаева Н.А.



Предварительный просмотр:

      Дидактическая игра в жизни дошкольника

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

     Дидактическая игра позволяет :

  • руководить деятельностью  детей,  не вставая в позицию педагога;
  • создавать действенную для дошкольника    игровую    мотивацию,    делая    тем самым деятельность привлекательной для него,   учитывающей   его   потребности   и интересы;
  • ставить близкую и понятную дошкольнику цель, которая непосредственно связана с игровым мотивом;
  • обеспечить вариативность ситуаций, в которых  ребенок  применяет полученные знания, интеллектуальные умения и навыки, обобщенные способы  действия;
  • стимулировать активность всех детей.

         Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. В этом отношении роль дидактической игры заключается в том, что она создает жизненные условия для разнообразного применения знаний, для активизации умственной деятельности.

         Дидактическая игра имеет и глубокое воспитательное влияние, о котором писала еще Е. И. Тихеева: «Эти игры также нельзя оценивать только со стороны их явно дидактической цели - ориентировки детей в том или ином представлении или усвоении знаний. Эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности: они организуют детей, повышают их самостоятельность. Если они проводятся живо, умелой воспитательницей, дети реагируют на них огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение»

            Дидактические игры способствуют формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу и радоваться успеху товарища. Игры создают возможность формирования положительных черт личности: честности, правдивости; упражняют детей в моральных поступках, помогают формированию морального опыта. В процессе дидактической игры создается атмосфера сотрудничества взрослого с ребенком , ребенка со сверстниками и складываются благоприятные условия для развития личности.

          Дидактическая игра содействует также развитию инициативы. Многие игры типа лото, домино и другие по мере усвоения их детьми используются самостоятельно и оказывают благотворное влияние на развитие организаторских способностей.

         Игра - важное средство умственного воспитания. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

         Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности.



Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим "Дни недели"

Андреева Светлана Евгеньевнасоциальный педагог

Цели:

  • Закрепить знания детей о названиях дней недели, с их некоторыми особенностями.
  • Учить детей ориентироваться в днях недели, познакомить с календарем «Дни недели».

Оборудование и материалы к занятию: календарь «Дни недели», карточки и лоточки с различными фигурками на каждого ребенка для самостоятельной работы, мультимедиаплеер для показа презентации «Дни недели»

Ход занятия

I. Ребята, я загадаю вам загадку.

Что за птицы прилетают?
По семерке в каждой стае,
Вереницею летят,
Не воротятся назад?

– О чем говорится в загадке? О днях недели.

– Как вы думаете, сколько дней в одной неделе? (показываю детям календарь) (приложение 1)

– Посмотрите на календарь, по которому можно определить количество дней в неделю. (Дети вместе с воспитателем считают дни недели на календаре)

– В одной неделе семь дней (суток) и у каждого дня свое название и свой порядковый номер(дети вместе с воспитателем произносят название дней недели).

– Какие дни недели вы запомнили? (дети называют)

– Каждый день на календаре обозначен фигурами.

Первый рабочий день – понедельник. Ваши мамы и папы после выходных идут на работу, а вы в детский сад. На календаре он отмечен цифрой один и одной фигуркой.

– Посмотрите, сколько фигурок обозначено во вторник (ответы детей).

– Две. Значит, это второй день недели.

– Как называется седьмой день недели? Давайте, посчитаем на пальчиках.

– Седьмой день недели – воскресенье. Все взрослые и дети в этот день отдыхают. Это выходной день.

– Ребята, к нам в гости пришел Емеля. Вы знаете, кто это? Что он любит делать больше всего? (валяться на печи)

– Посмотрите, чем он занят всю неделю. (показ презентации) (Приложение 2)

– Вот какой непутевый Емеля. За семь дней ничего не успел сделать.

– Ребята, сегодня среда. Это середина рабочей недели. Каким числом он обозначен в нашем календаре. (3) Давайте посчитаем, сколько фигурок стоит в этот день.

– Какой день недели будет завтра? (дети отвечают).

– А какой день недели будет перед воскресеньем? (ответы детей)

II. Игра на внимание:

– Когда я скажу «ночь» вы закрываете глаза. Я прикрываю любой день на календаре. Вы, после того, как я скажу «Утро» открываете глаза и называете тот день недели, который прикрыт.

III. Чтение стихотворения Александровой «Новая столовая»

Мы кормушку мастерили, мы столовую открыли,
Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед.
В гости, в первый день недели, к нам синицы прилетели
А во вторник, посмотри, прилетели снегири.
Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех сторон – стая жадных воробьев.
В пятницу, в столовой нашей, голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог прилетело семь сорок.
В воскресенье, воскресенье прилетел гонец весенний
Путешественник-скворец, вот и песенке конец.

IV. Самостоятельная работа:

А сейчас посмотрите, у вас на столах у каждого есть карточки, похожие на календарь. Я предлагаю вам сделать свой персональный календарь для дома. В левой стороне карточки проставлены числа и названия дней недели. В правую вам надо вклеить напротив числа столько же фигурок.

V. Итог занятия:

Повторяем названия дней недели, рассматриваем календари, сделанные детьми.

                                                                                                                       

                                                                                                                       

 Приложение 1

1

Понедельник

2

Вторник

3

Среда

4

Четверг

5

Пятница

6

Суббота

7

Воскресенье


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                                                                                                                       

                                                                                                                         Приложение 1

1

Понедельник

2

Вторник

3

Среда

4

Четверг

5

Пятница

6

Суббота

7

Воскресенье



Предварительный просмотр:

Влияние семьи на развитие ребенка

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.

Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Влияние семьи:

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования. Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка. Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Морально-психологический климат семьи — это школа отношений с людьми.

Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!



Предварительный просмотр:

"Беседа для родителей будущих первоклассников"

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

В школе детей ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности.

Большинство первоклассников успешно овладевают школьной программой, но для части детей радость жизни в школе омрачается неудачами. Они не в состоянии спокойно высидеть урок и сосредоточенно заниматься; очень скоро начинают вертеться, отвлекаться. Невнимательно слушая объяснения учителя, ребята недостаточно хорошо и полно осмысливают преподносимый на уроке материал. В результате учебная “задолженность” с каждым днём становится всё больше и больше. Не справляясь с нагрузкой, постоянно испытывая неудачи, дети теряют интерес к учёбе. Это может даже стать причиной формирования отрицательного отношения к школе, нежелания учиться.

Особенно трудными бывают первые дни (а для части детей даже первые месяцы) пребывания в школе: в это время происходит сложный процесс приспособления (адаптации) к новым условиям. Для периода адаптации характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость, несвойственное ребёнку многословие или, наоборот, молчаливость и др. Это всё внешние проявления крайнего нервного напряжения, которые со временем проходят. Дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают; возвращается хорошее ровное настроение, они охотно общаются с родителями и сверстниками, появляется готовность выполнить поручения, выходящие за рамки учёбы.

Так проходит процесс приспособления к школе у большинства детей. Но для части первоклассников привыкание к новым условиям оказывается непосильной задачей: они часто или длительно болеют, а заболевания ещё больше ослабляют их организм.

Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обусловливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют

состояние здоровья, уровень биологической зрелости, а так же развитие тех умений и действий, которые необходимы для процесса обучения.

Отсюда следует вывод: ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков. Залог успеха – объединение усилий врачей-педиатров, родителей и воспитателей.

Таким образом, первая забота родителей будущих первоклассников, не посещающих детский сад, - проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребёнка, а затем – выполнение всех назначений врача. 

Данные медицинских осмотров являются основой для определения готовности ребёнка к обучению в школе. Дети здоровые, физически выносливые, с нормальным физическим развитием, с высокой сопротивляемостью (редко, нетяжело и недлительно болеют) легко переносят адаптацию, без затруднений справляются с учебной нагрузкой. Ослабленность организма, частые заболевания, хронические болезни – вот фактор риска в отношении готовности ребёнка к поступлению в школу. К этой группе относят также детей, биологический уровень зрелости которых отстаёт от возрастного. Окончательно вопрос о возможности начать обучение в школе с шести лет решает врач. И если, по его заключению, надо год подождать, родителям не следует добиваться пересмотра этого решения.

Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе?

Эти советы адресованы и тем, чьи дети посещают детский сад.

Прежде всего создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного (в сумме примерно 12 часов) дети не утомляются, с удовольствием не только играют и резвятся, но и занимаются – рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому.

Помните о пользе свежего воздуха – это подлинный элексир здоровья. Примерно половину времени бодрствования (т. е. около 6 часов) дети должны находиться в состоянии активной деятельности. Известно, что наибольшую пользу приносят совместные с родителями занятия. Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, лыжные и пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд, купание в реке. Не забывайте и о закаливании: оно надёжно повышает сопротивляемость детского организма. Сколько радости доставит это вам и вашим детям! Затраты энергии на активный рост и большую двигательную активность полностью компенсируются только полноценным и регулярным питанием.

Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.

При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?

Существует много игр и упражнений по развитию моторики.

  1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
  2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
  3. Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
  4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
  5. Конструирование.
  6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
  7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
  8. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
  9. Всасывание пипеткой воды.
  10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
  11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
  12. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!
  13. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать
  14. “Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
  15. Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.
  16. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.

Если вам удалось организовать дома спортивный уголок и ребёнок может лазить по спортивной лестнице, подтягиваться на канате, кувыркаться на турнике, рука у него будет крепкой и твёрдой. Дайте своему ребёнку молоток, пилу, гвозди и смастерите вместе с ним нехитрую, но полезную поделку – рука ребёнка приобретёт уверенность и ловкость.

При такой всесторонней тренировке школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными. Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”, проведя его до начала тренировки и по её окончании.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, почаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребёнка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. Пользу принесут подвижные игры, если поручать ему “командные” роли, привлекайте его к труду и не забывайте одобрить его помощь.

Ваш ребёнок непоседлив, охотно начинает любую игру, любое дело, но не доведя до конца, берётся за что-то новое. Он не умеет найти общий язык со сверстниками в играх, так как претендует на положение лидера и не может подчиниться правилам игры. Ребёнок не терпелив, без стеснения перебивает взрослых, не выслушивает объяснения. Такого нужно настойчиво приучать вести себя в соответствии с той или иной ситуацией, научить хорошо и до конца выполнять задания. Иначе он просто не сможет войти в ритм школьной жизни, будет отнесён к числу “неуправляемых” детей и нарушителей порядка.

На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

В обучающем азарте не забывайте, что ваш ребёнок пока ещё дошкольник и потому не пытайтесь усадить его за стол и по 45 минут “проходить” с ним предметы.

Ваша задача – лишь правильно оценить объём знаний и навыков, которыми должен владеть будущий ученик.

МАТЕМАТИКА

Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птички, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.

ЧТЕНИЕ 

К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” - кидаете вы ему мяч, “белый” - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное-несъедобное, одушевлённое-неодушевлённое.

ОБЩИЙ КРУГОЗОР

тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально “купают

Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и о окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.

Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.

Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.



Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта «Книжкина больница»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Журавушка»

1

Название проекта

«Книжкина больница»

2

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный

3

Вид проекта

Краткосрочный, межгрупповой

4

Цель проекта

Развитие познавательных, творческих способностей детей в процессе практических действий

5

Задачи

  1. Развивать познавательную деятельность детей.
  2. Учить бережно обращаться с книгами.
  3. Побуждать детей к  ремонту книг
  4. Способствовать развитию аккуратности, настойчивости, доводить дело до конца.
  5. Формировать способность к самостоятельной деятельности, поиск путей к выполнению работы.

6

Краткое содержание

1.Сбор информации о происхождении книги, свойствах бумаги

2. Беседы, занятия

3. Ремонт книг

4. Издание собственной книги (сделанной своими руками)

7

Место проведения

Старшая и подготовительная к школе группы МДОУ детский сад №2 «Журавушка»

8

Сроки проведения

Март 2011г.

9

Количество участников

53 человека (из них 49 детей,

воспитатели-3, социальный педагог-1)

10

Возраст детей

5-7 лет

11

Ожидаемые результаты

1.Ремонт книг в группе

2.Рисунок обложки для книги

3.Создание книги своими руками

4.Изготовление закладок

5.Изготовление детьми журналов

6.Витрина «Книга – лучший друг» для родителей

                          План реализации проекта

Обозначение проблемы:   Небрежное отношение к книгам в детском саду.

План мероприятий:

дата

мероприятия

ответственный

Занятия

18.03.2011

 «Откуда пришла книга» 

в подготовительной группе

Андреева С.Е.

22.03 2011

«Откуда книга пришла»

в старшей группе

Шубина Н.А.

23.03.2011

«Берегите книгу»

В старшей и подготовительной группе

Андреева С.Е.

Шубина Н.А.

25.93.2011

Занятие с использованием опытно-экспериментальной деятельности  

в подготовительной группе 

Лебедева М.В.

Андреева С.Е.

Работа вне занятий

10.03.2011

Беседа о происхождении книги

в подготовительной группе

Лебедева М.В.

14.03.2011

Беседа о свойствах бумаги в подготовительной группе

Лебедева М.В.

11.03.2011

Беседа о происхождении книги

в старшей группе

Кондратьева Л.Г.

15.03.2011

Беседа о свойствах бумаги

в старшей группе

Кондратьева Л.Г.

21.03.2011

Литературная викторина

Кондратьева Л.Г.

Лебедева М.В.

23.03.2011

Чтение стихотворений, пословиц о книге

Андреева С.Е.

9.03-25.03

2011

Ремонт книг в старшей и подготовительной группах

Кондратьева Л.Г.

Шубина Н.А.

Лебедева М.В.

11.03.2011

17.03.2011

Изодеятельность

Лебедева М.В.

Кондратьева Л.Г.

17.03--24.03.2011

Создание книги своими руками,

Изготовление закладок

Лебедева М.В.

Кондратьева Л.Г.

23.03.2011

Оформление витрины для родителей

Андреева.С.Е.

Шубина Н.А.

В конце апреля отмечается День книги.

В наш стремительный век технологий, компьютер занимает все большее место в жизни человека, постепенно вытесняя книги. Но, никакие технологии не могут заменить ребенку живого общения и чтения книг.

Наши дети еще маленькие, и далеко не все  умеют читать. Поэтому они с таким вниманием слушают, когда воспитатель читает любимую сказку, ловя каждую интонацию, боясь пропустить хоть одно слово! И в семье чтение книг родителями, бабушкой или дедушкой – тоже настоящий праздник для детей. Дети с удовольствием слушают взрослых, рассматривают книжные иллюстрации, задают вопросы, вместе со взрослыми обсуждают прочитанное. Так и зарождается любовь к чтению.



Предварительный просмотр:

Занятие – практикум

Тема:

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»

Форма проведения: деловая игра

Дата проведения: 13. 11. 14 год .

Цель: Активизация педагогов в вопросах взаимодействия с семьей.

Задачи:

 Выявить проблемы, препятствующие плодотворному взаимодействию педагогов с родителями;

 формировать умение дифференцированно подходить к организации работы с родителями;

обозначить направления работы педагогов с семьями воспитанников.

Оборудование:

  • Мультимедийная установка.

Повестка

  1. Вступительное слово
  2. Презентация и выступление на тему «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи».
  3. Деловая игра.

Ход  мероприятия:

  1. 1. Вступление:  Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.  Сегодня на нашем занятии мы обсудим профессиональную компетентность педагога в сфере общения с родителями. Тема нашего занятия «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи». (слайд 1)

Итак – начинаем!

Цивилизованное общество не может существовать без смены поколений, единственным источником которых является семья. Все дети приходят в мир беспомощными и беззащитными. Их жизнь, здоровье и будущее до периода взросления целиком зависят от родителей. Важнейшими факторами влияния семьи на детей являются атмосфера кровно - родственных эмоциональных связей и близость между ее членами. Особую значимость они приобретают для детей дошкольного возраста. Взаимные глубинные чувства и отношения между ребенком и родителями, доверие к ним делают его особенно восприимчивым к их нравственным установкам и требованиям, определяют прочность воздействия семейного примера.

(Слайд 2). Приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка отчетливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровней – Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Законе «Об образовании», Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей. Обозначена роль других социальных институтов – ДОУ в том числе, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.     В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка".  В "Концепции дошкольного воспитания" подчеркивается: "Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов" . Семья и дошкольное учреждение являются двумя важнейшими институтами социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их активное взаимодействие, нацеленное на позитивное формирование подрастающего поколения.

Так ли важно взаимодействие  с родителями?

На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь,  картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто не возможно.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

(Слайд 3) Из чего же складывается успех общения?

Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом,  равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

(слайд 4) Кому принадлежит ведущая роль в организации общения?

Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

(слайд 5) В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки

Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в

области общения с родителями воспитанников

     Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями

 Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с

родителями

  Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...

                  

Знания (содержательный компонент)

 о семье

 об особенностях семейного воспитания

 о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания

 о методах изучения семьи

      о современных формах организации общения

 о методах активизации родителей.

Умения и навыки (деятельностный компонент)

 Умение преодолевать психологические барьеры общения

 Владение методами изучения семьи

 Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье

 Умение ориентироваться в информации

 Умение конструировать программу деятельности с родителями

 Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы

общения с родителями

  Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с

родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников

(слайд 6) Портрет педагога

     Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в

сфере общения с родителями

Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»

Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей

Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.

В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.

Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.

Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.

Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.

Обладает развитыми коммуникативными навыками.

(слайд7) Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно,  должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Педагогу в работе с семьей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения.

Сейчас я предлагаю перейти к 2 части нашего занятия, под названием «Деловая игра».

5. Деловая игра:

 Игра будет состоять из нескольких частей:

1 часть. Разминка.

Вопросы зачитываются по очереди.

1. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс, Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Концепция дошкольного воспитания) 

2. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи) 

3. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.) 

4. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей) 

5. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье) 

  1. Какие семти можно назвать трудными?

Просмотр и обсуждение мультфильмов «Про Вову Сидорова» и «Обезьянки – осторожно, обезьянки»

2 часть. Упражнения на развитие коммуникативности педагога.

Упражнение 1 «Кто эта маска?»

Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом.

Предлагаю разыграть образы родителей:

  • «Рубаха-парень»;
  • «Вечно недовольный»;
  • «Сомневающийся»;
  • «Интересующийся».

Образ  называть вслух не надо, пусть другие угадают тот образ, который вы изобразите. Зрители при затруднении могут задавать вопросы.

Вопросы к упражнению:

  1. Что было проще создать образ или угадать его?
  2. Какие  ассоциации  появились у вас, воспоминания в связи с тем или иным образом?
  3. Способны ли вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?

Упражнение 2 «Искусство общения»

Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам.

Инструкция: Необходимо прочитать тезис и подготовить короткий комментарий к нему. Могут высказываться и другие участники игры.

Тезисы

Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.

Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.

Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.

Упражнение 3 «Желаю Вам...»

Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.

Задача — сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.

Вопросы после упражнения:

  1. Что вы чувствовали, высказывая пожелания?
  2. Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
  3. Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?

4 часть.  Обсуждение педагогического диктанта.

5 часть. Решение педагогических ситуаций:

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

  1. Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась.
  2. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по

поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?

  1. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на доске объявлений. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
  2. Днём к детскому саду подвезли песок для детских песочниц. "Вечером попросите родителей перенести песок в песочницы",- предложила заведующая педагогам.  Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?

6 часть.  Игровое упражнение

"Определи логическую последовательность".

Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.

Ход упражнения. 

Играющие представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.

  1. Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников.
  2. Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, муз. работник, медицинский работник и др.
  3. С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.
  4. Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.
  5. Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.
  6. Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.

6 часть. Подведение итогов.

"Ребёнок должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно, чтобы ребёнку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что дома его ждут любящие взрослые".

Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали  родителей в образовательную работу детского сада.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи ».

Слайд 2

Законодательные документы международного и отечественного уровней Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ; Закон «Об образовании», Семейный кодекс. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении "Концепция дошкольного воспитания"

Слайд 3

Из чего же складывается успех общения? Желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.

Слайд 4

Воспитателю принадлежит ведущая роль в организации общения?

Слайд 5

Профессиональная компетентность педагога Личностные качества и установки; Знания (содержательный компонент); Умения и навыки (деятельностный компонент).

Слайд 6

Портрет педагога Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями. Признает роль родителей в воспитании детей, как ведущую , и роль педагога, как их «помощника». Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей. Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями. В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества. Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей. Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними. Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей. Обладает развитыми коммуникативными навыками.

Слайд 7

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть. Знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным. И, главное, активно действует.

Слайд 8

Деловая игра

Слайд 9

Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка? В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей?

Слайд 10

Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью ребенка, диагностические методы, и т.д.)

Слайд 11

Назовите формы работы с семьей? Родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятия, проведение общих досугов с приглашением родителей и т.д.

Слайд 12

Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? Какие семьи можно назвать трудными!

Слайд 13

«Определи логическую последовательность". Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников. Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, музыкальный работник, медицинский работник и др. С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч. Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей. Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней. Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.



Предварительный просмотр:

Сценарий кукольного спектакля для детского сада «Как Баба Яга аппетит потеряла»

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Физкультура», «Музыка», «Коммуникация», «Познание».

Цель:

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать у детей навыки личной гигиены.

Образовательные:

Учить детей внимательно слушать и смотреть кукольный спектакль, сопереживать героям, развивать усидчивость. Создавать веселое настроение, бережное отношение к своему здоровью. Формировать навыки общения, чувство радости от коллективной музыкально-игровой деятельности.

Развивающие:

Развивать речь, память, воображение, мышление.
Материал и оборудование: напольная ширма, декорации леса и тридевятого царства, бублик, зубная щётка из картона, тюбик с зубной пастой, бутылочка с витаминами, ноутбук; фонограммы детских песен «Улыбка» В. Шаинского, «Веселая песенка про дружбу» из репертуара группы «Бамбарики», «Вместе весело шагать» музыка В. Шаинского, фонограмма песни «Веселая зарядка» из репертуара группы «Учитель танцев»; Куклы:  мальчик-Коля, Баба Яга , Волк; костюм доктора Айболита.

Ход спектакля.

Автор: Как-то раз гулял мальчик Коля по тридевятому царству и встретил Бабу Ягу.

Под музыкальное сопровождение песни «Вместе весело шагать» слова М. Матусовского, музыка: В. Шаинского, на ширме появляются кукла -мальчик Коля и кукла- Баба Яга.

Коля: Ой, какая Баба Яга! Сейчас она меня съест!
Автор:  А Баба Яга совсем не обращает внимания на Колю.
Коля: Интересно! Никакого внимания!, Баба Яга, а Баба Яга ,

Баба Яга!  Аппетит я потеряла, да и настроения нет. Ничего мне не хочется! Кощей бессмертный предлагал и серого козленочка, и водицы болотной с тиной! Все мне не в радость! Ни мне  аппетита, ни настроения!
Коля: В нашем саду у всех ребят аппетит отменный! Наши повара такие борщи и каши вкусные готовят – просто класс! Посмотри на меня – видишь, какой я упитанный мальчик, тебе сразу захочется съесть что-нибудь.
Баба Яга: Да какая уж там еда без аппетита! Так, только одно пережевывание, а с этим и кариес заработать недолго. Никакой «Бленд - а - мед» и «Орбит» не помогут.


Коля: Да…. А с утра аппетит у тебя был? 

Баба ЯгаКажется, был. Не помню.
Коля: Вот и с памятью у тебя что-то не очень. Жалко тебя, Баба Яга, правда, ребята? Того и гляди – отощает, и летать в ступе не сможет. Исчезнет из всех сказок. А без сказок нам, детям, никак нельзя. Надо тебе помочь. Решено! Сначала будем поднимать тебе настроение. Ребята, как можно поднять настроение?

Ответ детей.
Коля:  Правильно! Споём, тебе, бабушка, песню. 

Баба Яга:  А с чем её едят?
Коля: Да ни с чем. Темнота! Песню надо слушать!

Исполняется песня «Улыбка» музыка В. Шаинского.

Коля: Ну, как, не появился аппетит? На вот тебе бублик, попробуй.

Баба Яга : Фу, невозможно есть!
Коля: Так. Я смотрю аппетит так и не появился. Интересно, а если потанцевать?

Звучит песня «Веселенькая песня про дружбу» из репертуара детской группы «Бамбарики»

Дети выполняют танцевальные движения - притопы, прихлопы, кружение, взмахи рук.
Коля: Ну как, никаких изменений?

Баба Яга: Такая веселая песня, и вы, дети, такие веселые! Кажется, что-то меняется в моем настроении. Боюсь, без помощи санитара леса – Волка мне не обойтись. Давайте, ребята, его позовем, повторяйте за мной: Серый Волк из лесной глуши, поскорее к нам иди!
Дети повторяют фразу 3 раза.
На ширме появляется кукла волк.
Волк: (напевает) А ты такой холодный, как айсберг в океане,
А я - такой голодный…
Коля: Здравствуй, Волк!
Волк: Привет! Чего звали?
Коля: Так мы с Бабой  Ягой тебя по делу побеспокоили.
Волк: Ну, если по делу, тогда давайте быстрее говорите: какое у вас ко мне дело? А то мне надо ещё с зайцем встретиться и зубную щетку найти.

Баба Яга:  А зачем тебе зубная щетка?
Волк: Как зачем? А вы разве не знаете, что после еды зубы надо чистить, чтобы они не болели, да ещё и правильной пастой.
Коля: Слушай, Баба Яга, а ты зубы чистишь после еды?

Баба Яга : Что ещё за глупости!
Коля: Вот аппетит на тебя и обиделся.! Ну-ка, открой рот, а мы с Волком посмотрим! Микробов – целая тьма!
Волк: Да я в ее рот могу и не заглядывать. И так понятно - ей срочно нужно к зубному врачу.
Баба Яга:  Нет, нет, нет! Только не к врачу!
Коля: Да ты не бойся! Я с тобой пойду. Стыдно тебе  должно быть перед ребятами. Такая большая, а боишься! Спасибо, тебе, Волк,  подсказал, что делать.
Волк: Да ладно! Если встретите зайца, скажите, что я его жду у большого дуба.
Коля: Ты его, случайно, не хочешь съесть?
Волк: Да нет! Мы с ним на мультфильмы пойдем. Там сегодня «Ну, погоди» показывают. Ну, пока всем!
Коля: Ну, что, Баба Яга, пойдем?

Баба Яга : А может, в другой раз?
Коля: Нет. Сегодня. 
Звучит музыка, декорации меняются на «кабинет врача».
Выходит взрослый в костюме доктора.
Коля: Здравствуйте, доктор!
Айболит: Здравствуйте, ребята, здравствуй, Коля, здравствуй, Баба Яга.. С чем пожаловали?
Коля: Да вот, у Бабушки беда! Нет настроения и нет аппетита. Я очень боюсь, что она исчезнет из сказок, а без нее будет не интересно.
Айболит: Да, это серьёзная проблема. А вы, ребята, здоровы?
Ответ детей.
Айболит: Ну, Баба Яга , открой рот!

Баба Яга:  Нет, я очень боюсь!
Айболит: Эх, ты, такая большая, а трусливая. Вот дети не боятся, правда? Вот смотри!
Доктор Айболит проходит по рядам, дети показывают ему зубки.
Айболит: Видишь! Совсем не страшно! Давай открывай рот! Так, все понятно. Зубы чистишь?
Баба Яга:  Нет.
Айболит: А чем питаешься?

Баба Яга:  Ну как чем! Мухоморами маринованными, тиной болотной да поганками.
Айболит: Эх, ты! Овощи да фрукты нужно кушать, да ещё и мыть их перед едой. Покажи свои руки! Ай-я-яй! Ты когда их мыла последний раз?

Баба Яга:  В прошлом году.
Айболит: Конечно, ты совсем не соблюдаешь правил гигиены. 

Баба Яга:  А какие это правила?
Айболит: Давай спросим у ребят, они, точно все знают.
Ответы детей.
Айболит: Вот видишь! Ребята и зубы чистят, и руки моют перед едой, и овощи и фрукты тоже моют. Да ещё и зарядкой занимаются. А раз ты ничего этого не делаешь, вот и аппетит у тебя пропал, и настроение тоже.
Коля: Что же делать?
Айболит: Сейчас почистим зубки, помоем лапки, примешь витаминчики аппетит и вернется.
Айболит «чистит» зубы, Бабе Яге даёт баночку с витаминами.

Баба Яга : (поёт) как хорошо в России нашей жить, чистить зубы и не тужить!
Айболит: Осталось только сделать зарядку, ребята, покажите Бабе Яге, как вы делаете зарядку.

Исполняется песня « Веселая зарядка» из репертуара группы «Учитель танцев».

Баба Яга:  Спасибо, вам, доктор Айболит, я все поняла. 
Айболит: Возьми зубную щетку и пасту, я тебе их дарю, а мне пора, другие пациенты ждут, до свидания, ребята! Желаю вам крепкого здоровья!
Айболит уходит.

Баба Яга: Спасибо, тебе, Коля, и вам, дорогие, ребята, за помощь.
И настроение у меня веселое, и что-то кушать захотелось!
Коля: Ты, Баба Яга, кушай только овощи и фрукты, да мыть не забывай, теперь мы с тобой друзья! Ребята в нашем саду тоже все дружные и всегда придут на помощь, если что – зови! 

Баба Яга Спасибо, до свидания, ребята!
Автор: Вот как бывает, ребята, оказывается, правила гигиены полезны всем. И большим, и маленьким. Их нужно обязательно соблюдать. Вот и сказке конец, до новых встреч!