Эффективные формы взаимодействия ДОУ с родителями по психолого-педагогическому сопровождению детей в ДОУ.

Гусева Мария Александровна


В материале раскрыты основные формы взаимодействия ДОУ с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные формы взаимодействия ДОУ  с родителями по психолого-педагогическому сопровождению  детей в ДОУ.

                                                                               Гусева Мария Александровна

                                                                                 

Важность семейного воспитания  определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе ДОУ, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности  общественного и семейного воспитания не используются в полной мере.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как сопровождение всеми участниками образовательного процесса развития ребенка. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов, среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, вопросы самопознания и личностной самореализации.

Свою работу по психолого-педагогическому сопровождению мы строили исходя из следующих принципов:

  • непрерывность;
  • системность;
  • индивидуальный подход;
  • обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса;
  • взаимодействие всех участников в команде  сопровождения.

Работа началась с  совместного обсуждения целей, задач, приоритетов и планов, стоящих перед всеми участниками образовательного процесса. Формы и методы работы были самыми разнообразными: проблемные педсоветы; мозговые штурмы; регламентированные дискуссии; стимулирование личной ответственности;  внутригрупповые и межгрупповые тренинги взаимодействия педагогов и родителей; тренинги педагогов, родителей и детей  и т.д.

Работа проходила по четырем направлениям:

  1. Работа с ребенком:
  • диагностика положения ребенка в семье;
  • диагностика личностных особенностей;
  • индивидуальная работа с ребенком, на основе диагностики.

2. Работа с семьей:

  • диагностика стиля семейного воспитания;
  • диагностика взаимоотношений в семье;
  • составление паспорта семьи;
  • консультация по итогам диагностики семей;
  • консультация по проблемам взаимоотношения детей, родителей и воспитателей;
  • консультация по возникающим проблемам;
  • беседы с  родителями:  «Возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста»,  «Проблемы воспитания дошкольников»,  «Психологическая атмосфера семьи»;  
  • групповая работа с различными типами семей (на основе дифференциации);
  • круглый  стол  с презентацией семейного альбома;
  • совместная творческая деятельность  родителей и детей.

3. Работа с педагогами:

  • консультирование по итогам диагностики детей;
  • консультирование по итогам диагностики родителей и  учету их социального запроса (интересов, нужд, потребностей);
  • методические семинары, по проблемам: психические, физические особенности дошкольников;  индивидуальный подход к воспитанию ребенка; индивидуальный и дифференцированный подход  в образовании дошкольника и т.д.;
  • выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
  • учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей.

Содержание работы строилось по определенному алгоритму.

При поступлении ребенка   в ДОУ:

  1. Педагоги изучали документацию, сопровождающую поступление ребенка в ДОУ:
  • медицинскую карту;
  • психолого-педагогические характеристики от специалистов (если есть);
  • рекомендации по условиям обучения (воспитания) ребенка, режиму пребывания в образовательном учреждении (если есть).
  1. Организовывали собеседование с родителями о проблемах ребенка, трудностях в  его воспитании.
  2. Формировали «мини-команду» специалистов, которые будут работать с ребенком и его семьей  по запросу родителей (старший воспитатель, воспитатель возрастной группы, помощник воспитателя, педагог-психолог, логопед, проводили  встречу «мини-команды» для совместного анализа имеющейся информации о ребенке и его семье, предварительного планирования действий на адаптационный период.
  3. Организовывали деятельность педагогов и специалистов в адаптационный период пребывания ребенка в ДОУ (наблюдение и  диагностику с целью выявления возможностей и затруднений ребенка; подбор адекватного возможностям ребенка и семьи режима пребывания в ДОУ; определение  тактики (важно – длительность периода адаптации у различных детей может быть разная, необходимо обсудить это с родителями).
  4. Анализировали результаты диагностики, прохождения ребенком адаптационного периода, разрабатывали индивидуальную программу развития ребенка.
  5. Организовывали сбор и анализ материалов, иллюстрирующих динамику продвижения ребенка, качество реализации образовательной  программы ДОУ.
  6. На первом собеседовании разъясняли родителям возможности образовательного учреждения в плане оказания образовательных услуг и психолого-педагогической поддержки.
  7. Приглашали родителей на консультации по разработке индивидуальной программы развития ребенка.
  8. Согласовывали с родителями режим пребывания ребенка в ДОУ и организацию психолого-педагогического сопровождения, включая коррекционно-развивающие занятия.
  1. Извещали родителей о возможном времени проведения индивидуальных и групповых консультаций, приглашает на тренинги, собрания  и другие мероприятия.
  2. Анализировали «обратную связь» – мнение о ходе адаптации ребенка в ДОУ, темпах и путях его дальнейшего развития, эмоциональном состоянии самих родителей. Анализировали запрос семьи, привлекали внутренние и внешние ресурсы для поддержки семьи (если есть необходимость).

Результатом нашей работы стало:

  • отсутствие формализма в организации работы с семьей;
  • увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
  • осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей;
  • предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации и др.);
  •  преобладание у детей положительных эмоций  и проявление  их в чертах характера и личности детей (положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах).