Эффективные формы взаимодействия ДОУ с родителями по психолого-педагогическому сопровождению детей в ДОУ.
В материале раскрыты основные формы взаимодействия ДОУ с родителями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эффективные формы взаимодействия ДОУ с родителями по психолого-педагогическому сопровождению детей в ДОУ.
Гусева Мария Александровна
Важность семейного воспитания определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе ДОУ, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности общественного и семейного воспитания не используются в полной мере.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как сопровождение всеми участниками образовательного процесса развития ребенка. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов, среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, вопросы самопознания и личностной самореализации.
Свою работу по психолого-педагогическому сопровождению мы строили исходя из следующих принципов:
- непрерывность;
- системность;
- индивидуальный подход;
- обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса;
- взаимодействие всех участников в команде сопровождения.
Работа началась с совместного обсуждения целей, задач, приоритетов и планов, стоящих перед всеми участниками образовательного процесса. Формы и методы работы были самыми разнообразными: проблемные педсоветы; мозговые штурмы; регламентированные дискуссии; стимулирование личной ответственности; внутригрупповые и межгрупповые тренинги взаимодействия педагогов и родителей; тренинги педагогов, родителей и детей и т.д.
Работа проходила по четырем направлениям:
- Работа с ребенком:
- диагностика положения ребенка в семье;
- диагностика личностных особенностей;
- индивидуальная работа с ребенком, на основе диагностики.
2. Работа с семьей:
- диагностика стиля семейного воспитания;
- диагностика взаимоотношений в семье;
- составление паспорта семьи;
- консультация по итогам диагностики семей;
- консультация по проблемам взаимоотношения детей, родителей и воспитателей;
- консультация по возникающим проблемам;
- беседы с родителями: «Возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста», «Проблемы воспитания дошкольников», «Психологическая атмосфера семьи»;
- групповая работа с различными типами семей (на основе дифференциации);
- круглый стол с презентацией семейного альбома;
- совместная творческая деятельность родителей и детей.
3. Работа с педагогами:
- консультирование по итогам диагностики детей;
- консультирование по итогам диагностики родителей и учету их социального запроса (интересов, нужд, потребностей);
- методические семинары, по проблемам: психические, физические особенности дошкольников; индивидуальный подход к воспитанию ребенка; индивидуальный и дифференцированный подход в образовании дошкольника и т.д.;
- выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
- учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей.
Содержание работы строилось по определенному алгоритму.
При поступлении ребенка в ДОУ:
- Педагоги изучали документацию, сопровождающую поступление ребенка в ДОУ:
- медицинскую карту;
- психолого-педагогические характеристики от специалистов (если есть);
- рекомендации по условиям обучения (воспитания) ребенка, режиму пребывания в образовательном учреждении (если есть).
- Организовывали собеседование с родителями о проблемах ребенка, трудностях в его воспитании.
- Формировали «мини-команду» специалистов, которые будут работать с ребенком и его семьей по запросу родителей (старший воспитатель, воспитатель возрастной группы, помощник воспитателя, педагог-психолог, логопед, проводили встречу «мини-команды» для совместного анализа имеющейся информации о ребенке и его семье, предварительного планирования действий на адаптационный период.
- Организовывали деятельность педагогов и специалистов в адаптационный период пребывания ребенка в ДОУ (наблюдение и диагностику с целью выявления возможностей и затруднений ребенка; подбор адекватного возможностям ребенка и семьи режима пребывания в ДОУ; определение тактики (важно – длительность периода адаптации у различных детей может быть разная, необходимо обсудить это с родителями).
- Анализировали результаты диагностики, прохождения ребенком адаптационного периода, разрабатывали индивидуальную программу развития ребенка.
- Организовывали сбор и анализ материалов, иллюстрирующих динамику продвижения ребенка, качество реализации образовательной программы ДОУ.
- На первом собеседовании разъясняли родителям возможности образовательного учреждения в плане оказания образовательных услуг и психолого-педагогической поддержки.
- Приглашали родителей на консультации по разработке индивидуальной программы развития ребенка.
- Согласовывали с родителями режим пребывания ребенка в ДОУ и организацию психолого-педагогического сопровождения, включая коррекционно-развивающие занятия.
- Извещали родителей о возможном времени проведения индивидуальных и групповых консультаций, приглашает на тренинги, собрания и другие мероприятия.
- Анализировали «обратную связь» – мнение о ходе адаптации ребенка в ДОУ, темпах и путях его дальнейшего развития, эмоциональном состоянии самих родителей. Анализировали запрос семьи, привлекали внутренние и внешние ресурсы для поддержки семьи (если есть необходимость).
Результатом нашей работы стало:
- отсутствие формализма в организации работы с семьей;
- увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
- осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей;
- предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации и др.);
- преобладание у детей положительных эмоций и проявление их в чертах характера и личности детей (положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах).