Конкурс "Учитель года -2015"
Методический семинар "Применение артпедагогики на уроках истории"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Методический семинар
«Применение артпедагогики на уроках истории»
«История – наука, изучающая факты и закономерности развития общества и природы. Самая, пожалуй, необъективная из всех известных человечеству наук… Каждый из историков видит и описывает события по-своему, в зависимости от личных интересов и пристрастий». В ряду прочих школьных дисциплин история и обществоведение в силу своего содержания и степени «гуманитарности» не могут не претендовать на некий особый статус.
Если объектом социальных наук является общество и его развитие (именно развитие, а не просто условное обозначение движения объекта во времени), то оно предполагает становление полноценных членов общества, формирование гражданских качеств личности. История и обществоведение – науки. Предназначение наук – служение людям. Может ли в этом смысле быть исключением школа, в которой происходит становление будущих полноправных членов общества? Школа определяет состояние общества, пожалуй, в гораздо большей степени, нежели принято думать. Приобщая учеников к знаниям того или иного предмета, педагог сознательно, а чаще всего неосознанно стремится придать процессу обучения воспитывающую функцию.
Вот так и я искала свои методы, которые помогут мне лучше узнать детей, а детям историю. Я решила, что артпедагогика это один из лучших методов работы с детьми на уроке. Термин артпедагогика появился сравнительно недавно – в середине прошлого века. Это метод способствуя достижению целей и решению задач современного образования, имеет свои специфические цели и задачи. Определяя их, следует отметить, что корень арт - говорит не только об использовании средств искусства (как творческого отражения действительности, воспроизведение ее в художественных образах) для решения педагогических задач. Art переводится еще и как мастерство. Педагогика является не только наукой, но и искусством, то есть, мастерством. Мастерством образовывать не насильственным вдалбливанием программного материала, но искусством обучать самостоятельной исследовательско-поисковой работе, мотивировать к познанию и обучению, воспитывать личностные качества, способствующие успешной социализации и самореализации. Процесс обучения становится более качественным и эффективным, когда человек, чувствует внутреннюю потребность в освоении знаний, умений, навыков, приобретении мастерства, профессионализма в тех областях, к которым у него есть склонность, "сродство", как писал Г.Сковорода, который сам был талантливым педагогом. Из этого следует, что для успешного обучения с последующей успешной реализацией в социуме важно помочь ученику понять и познать себя, чтобы самоопределиться относительно направления своей деятельности. Кроме того, для успешного обучения важно держать цель на результат – самореализацию.
Исходя из этого, цели артпедагогики можно определить как поиск, разработка и внедрение средств, методов и технологий, способствующих более качественному и эффективному обучению и воспитанию.
На своих уроках я применяю данный метод. На одном из примеров хочу продемонстрировать это.
Анализ урока истории в 6 классе по теме «Русские князья времен язычества»
Тема: Русские князья времён язычества
Цели урока.
Образовательные: продолжить работу по формированию у учащихся понятия “государство”; продолжить рассказ о начале складывания древнерусского государства; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами; рассказать о походах первых русских князей и их роли в сложении государства; проследить общее направления внутренней и внешней политики первых русских князей;
Развивающие: развивать когнитивную коммуникативность, продолжить формирование у учащихся основных умений: самостоятельной работы с текстом, продолжение формирований хронологических умений, навыков в составлении таблиц, определение причинно-следственных связей, формулирования выводов;
Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, уважения к великому прошлому нашей страны.
Методическая цель: показать применение активных методов обучения.
Тип: комбинированный
Вид урока: урок - ролевая игра.
Основные понятия: государство, варяги, полюдье, уроки, погосты.
Оборудование: мультимедийный проектор, стенд с заданиями для игры, карточки с терминами;
Предварительный просмотр:
Эссе «Я – учитель»
Если учитель соединяет в себе любовь
к делу и к ученикам, он – совершенный
учитель.
Л. Н.Толстой
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, меняется мир. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ребёнку войти в этот сложный мир. «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом самым живым примером для ученика - является сам учитель», - утверждал немецкий педагог Фридрих Дистервег. Как же мне стать настоящим учителем? Как сделать так, чтобы ребятам на моих уроках было интересно, чтобы моё стремление дать им частичку знаний отзывалось в их душах желанием эти знания получить, применить в жизни. А ещё, что немало важно, как сделать так, чтобы ребята росли добрыми, отзывчивыми и порядочными людьми?
Желание быть учителем во мне заложили с самого детства мои родители. Мама учила меня помогать людям, заботиться об окружающих, отец учил уважать себя и других. Я росла окружённая пониманием, доверием, заботой. Пожалуй, это и сыграло решающую роль в моем жизненном самоопределении. А сколько опытных и замечательных педагогов обучали меня в школе! Каждый из них заслуживает не только отдельного сочинения, но и похвальной оды. Оставалось выбрать предмет. Школьные предметы для меня все были интересны, а особенно привлекали и завораживали история и литература. За семь лет педагогической деятельности ни разу не пожалела, что я связала свою судьбу со школою, стала учителем. Педагог в переводе с древнегреческого означает «ведущий за руку». Это слово сохранило свое символичное значение. Современный педагог тоже ведёт ученика за руку, помогая ему преодолевать трудности в познании накопленного человечеством опыта. Я считаю, что сегодня учитель должен быть очень креативным, добрым, отзывчивым, внимательным к детям и компетентным в своей профессии. Нужно быть очень хорошим психологом, так как дети сегодня требуют от нас, взрослых, особого внимания. Мне кажется, что профессия учителя предназначена исключительно для людей творческих. Не каждый сможет изо дня в день видеть и слышать радости и горести, принимать участие в жизни не одного ребенка, а десятков детей. Чуткость, терпение, преданность профессии, воля и сила характера помогают учителю в его трудной миссии. Мне нравится быть учителем. Для меня, как для многих учеников, школа – это второй дом, место, где человек проживает десяток лет своего личностного становления. Как же оценить то, что познано, сделано, вложено в своих учеников? Количеством призов и грамот? Выигранными конкурсами? Наверное, и ими тоже, но главные критерии для оценок в другом. В том, что позволило кому-то из подопечных стать увереннее в себе, здоровее и крепче физически, красивее внешне и внутренне; что позволило увидеть в жизни не только свое призвание, но и потребность в более широком наборе необходимых знаний и умений.
Кто-то из моих учеников пойдет дальше других, кто-то в профессиональном мастерстве превзойдёт меня, окажется ближе к совершенству. В таком случае моя работа будет выполнена достойно.
Справедливо сказано, что «писатель живёт в своих книгах, художник – в картинах, а учитель – в мыслях и поступках своих учеников».
Учитель – связующая нить между прошлым и будущим. Всё, что им сделано, остаётся жить в нём самом и в других людях, передаётся из поколения в поколение как незримое духовное богатство, как самая главная ценность на земле.
Многому можно научить ребёнка, но не привить ему чувства справедливости, милосердия, принципиальности, не сформировать любознательность, самостоятельность, организованность. Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя. Лев Николаевич Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….».
В эссе я размышляю о том, что значит для меня школа, ученики; что получилось, что было трудным; нашла ли я своё призвание, не разочаровалась ли в своей профессии? Почему я выбрала профессию учителя? Ответ на этот вопрос я нахожу сразу: примером для меня стала учитель русского языка и литературы Татусь Вера Ивановна. Она преподавала нам «уроки жизни». Мы с ней постигали этот мир заново. Я поняла, что могу сочинять стихи, выступать перед аудиторией, высказать свое мнение, не оставаться безучастной к общественной жизни. Вера Ивановна помогла мне понять, что именно эта профессия является моим призванием.
Я убеждена, что современный учитель – человек, способный интересоваться всем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребёнку. Внешняя работа учителя кажется будничной: бесконечные тетради, журналы, уроки… А по сути своей она даёт отдачу, потому что мы растим людей и должны сделать их счастливыми, а значит и себя тоже. Пекарь через несколько часов радуется испечённому хлебу, парикмахер уже через час видит результат своей работы. И только нам учителям надо трудиться, чтобы увидеть результат своего творения и чувствовать себя счастливым. Главная моя задача как учителя – воспитать в ученике человечность и доброту. Ещё я должна научить детей самостоятельно добывать знания, а для этого мне нужно постоянно совершенствоваться, только тогда я смогу быть интересной и полезной своим ученикам. Именно это является одной из причин моего личного участия в семинарах, конкурсах профессионального мастерства, курсах повышения квалификации. Учеба, учеба… бесконечно. Когда же наступает педагогическая зрелость, при достижении которой учиться станет необязательно? Но тогда остановится развитие. Значит учёба всегда, в той или иной степени, просто необходима. Такое условие человеческой диалектики. А если к приобретенным опыту, умению и знаниям, добавить изобретательность и сделать то, что еще никто не делал – это уже новаторство и шаг к лидерству!
Общаясь с коллегами, родителями, как часто в последние годы я слышу фразу: «Это ваши проблемы». Для многих это чуть ли не формула спокойствия: не моё и ладно. Исчезнувшее было слово «дефицит» снова возвращается к нам. Только речь идёт не о продуктах и вещах. Сегодня мы ощущаем дефицит внимания, доверия, любви, душевной теплоты к человеку, общения. Дети чувствуют это сильнее и начинают испытывать некоторую неуверенность, а некоторые в ситуациях, и страх, требующих от них решения каких-либо учебных или жизненных, значимых для них проблем. И порой, пожалуй, учитель – единственный человек, кому есть дело до ребёнка. Поэтому я считаю, что сегодня в период падения нравственных ценностей, распада семейного воспитания, с одной стороны, и возросшей потребностью общества в личности активной, творчески мыслящей, обладающей высоким духовным потенциалом, с другой стороны, возрастает значимость педагогической поддержки ребенка. И уже мало быть хорошим «предметником», профессия учителя сегодня всё больше предполагает работу тьютора, наставника, который всегда рядом, в соучастии, в поддержке. И именно поэтому сейчас моя позиция учителя сводится к идее, которую можно выразить словами: «Создай себя сам, а я тебе помогу!» Не навязывая себя, а раскрывая стремления и потребности ребенка, я показываю, что каждый сам творит себя, проявляет свою неординарность. Когда я вхожу в класс и начинаю урок, пристально всматриваюсь в глаза своих учеников. В одних вижу настороженность, в других – интерес, в третьих – надежду, в чьих-то – пока равнодушие. Какие они разные! У каждого свои интересы, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться, выработать свой индивидуальный образовательный маршрут. Убеждена, что если в человеке при умелой и ненавязчивой поддержке педагога прорастет личность, укрепится духовное начало, то он дальше будет двигаться сам, и станет успешным человеком, успешным во всем. Не в этом ли счастье учительской профессии?! На уроках истории, представляя ушедшее время через череду человеческих судеб, фактов, событий, я даю возможность почувствовать учащимся гордость за неповторимость истории своего народа. Сегодня с уверенностью могу сказать, что благодарна своей судьбе, которая привела меня в школу. Я благодарна ей за те минуты, когда удалось пробудить лучшие чувства в детях, за те мгновения, когда победа ребенка стала моей победой, его радость - моей радостью, и за любовь детей, которая вернулась ко мне в их благодарных глазах.
Для меня быть учителем – это и значит жить!
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.