Рабочая программа "Основы мировых религиозных культур"
Рабочая программа
на 2012-2013 учебный год
к комплексному курсу "ОРКиСЭ"
предметная область : "Основы духовно-нравственной культуры народов России",
модуль - "Основы мировых религиозных культур"
(дидактическая система "Русское слово"). 4 класс.
Структура программы.
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи курса
3. Обоснование выбора количества часов по разделам курса.
4. Реализация национально-регионального компонента содержания образования
5. Учебно - методический комплекс.
6. Планируемые результаты на выходе 4 класса.
7. Календарно - тематическое планирование по курсу "Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России"
8. Критерии оценки достижений планируемых результатов.
Ссылка для скачивания :
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_na_2012-2013_g_osnovy_mirovyh_religioznyh_kultur.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 135 г. Челябинска
Рассмотрено на заседании МО учителей _________________ «___» ______________ 20 г Протокол № _______ _________ Ф.И.О. | Согласовано: заместитель директора по УВР _________ З.З. Хуснутдиновой | « Утверждаю»: Директор МАОУ СОШ № 135 _________ Н.В. Ахметов |
Рабочая программа
на 2012- 2013 учебный год
к комплексному курсу «ОРКиСЭ»
предметная область:
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»,
модуль - «Основы мировых религиозных культур»
(дидактическая система «Русское слово»).
4 класс
Составитель:
Чиртик Татьяна Ивановна
учитель ОРКиСЭ
первой квалификационной категории
Челябинск, 2012 г.
Пояснительная записка
к рабочей программе по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»:
«Основы религиозных культур народов России»
4 класс
1. Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»: «Основы религиозных культур народов России» 4 класс на 2012-2013 уч. год составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению в 2012-13 учебном году во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики"».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13 февраля 2012 г. № 01-234 «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года в общеобразовательных учреждениях Челябинской области комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"»
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24 февраля 2012 г. № 24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год»
- «О разработке и утверждении рабочих программ учебных дисциплин, предметов, курсов (модулей) в общеобразовательных учреждениях» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2009 г. № 103/3404);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) – М.: Просвещение, 2011
- Письмо МОиН Челябинской области «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012- 2013 учебном году»: Приложение 22 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012 г № 24/5135
- Учебного плана МАОУ СОШ № 135 г. Челябинска на 2012-2013 учебный год.
- Положения о рабочих программах МАОУ СОШ № 135 г. Челябинска (Утверждено Педагогическим Советом от 29.08. 2011 г. протокол № 1)
- Рабочие программы: к учебникам А.Н. Сахарова, К. А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России», М.Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс / авт.-сост. К.А. Кочегаров, М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник» , 2011. – 32 с.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) составлена в соответствии с авторской рабочей программой к учебнику А.Н. Сахарова, К. А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России». 4 класс / авт.-сост. К.А. Кочегаров, М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник» , 2011. – 32 с.
Обоснование выбора : рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» (авторы – составители К.А. Кочегаров, М.Т. Студеникин ) :
- Доступно излагает историю возникновения и развития традиционных религий России, их обычаи и традиции.
- Раскрывает духовно-нравственный идеал каждой из традиционных религий России, основанной на общности представлений о добре и зле.
- Комплексно освещает нравственные, культурологические и исторические аспекты религий России.
- Показывает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовно-нравственной культуры.
- Прививает обучающимся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.
- Способствует воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
В целом изложение материала носит светский, общеобразовательный характер.
Данный курс предлагается изучать комплексно. Без деления класса на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации, так чтобы все ученики получили основные представления обо всех традиционных религиях России.
2. Цели и задачи курса.
Основная цель модуля – духовно – нравственное развитие и воспитание младшего школьника, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
Основные задачи курса вытекают из действующих стандартов и других нормативных документов, в том числе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
- дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;
- сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий - представлений о добре и зле;
- воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.
3. Обоснование выбора количества часов по разделам программы.
На изучение предмета «Основы религиозных культур народов России» в 4 классе по программе отводится 34 часа в год. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе составлено на 35 часов (из расчета 35 учебных недель - 1 часа в неделю), что соответствует учебному плану школы на 2012-2013 учебный год, годовому календарному графику школы на 2012-2013 учебный год.
Распределение часов по разделам программы.
№ п/п | Раздел | Количество часов | Обоснование изменений | |
По Примерной программе | По рабочей программе | |||
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» | В соответствии с используемыми учебниками. | |||
1 | 1 Блок. Православие и церковь. | 14 | 15 | |
2 | 2Блок. Католичество. | 1 | 1 | |
3 | 3 Блок. Протестанты | 1 | 1 | |
4 | 4 Блок. Ислам. | 6 | 6 | |
5 | 5 Блок. Иудаизм. | 6 | 6 | |
6 | 6 Блок. Буддизм. | 6 | 6 | |
Итого: | 34 | 35 |
Распределение учебной нагрузки по полугодиям.
Количество часов | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||||
По плану | По факту | По плану | По факту | По плану | По факту | По плану | По факту | |
Учебных часов | 9 | 7 | 10 | 9 | ||||
НРК |
*д – дисперсно
4. Реализация национально-регионального компонента содержания образования:
Национально-региональный компонент реализуется в объеме 3 часов, встроенного в базовый курс, в темы уроков и предполагает изучение особенностей развития различных сфер общественной жизни на Южном Урале в г. Челябинске, в частности с опорой на публикации в средствах массовой информации.
№ урока | Дата | Раздел тема | Региональное содержание изучаемых вопросов | Количество часов | Форма проведения |
Православие и церковь. | Православие в Челябинске. | Д | |||
Католицизм. | Католицизм в Челябинске. | Д | |||
Ислам, возникновение и особенности веры. | Мусульманская вера в Челябинске. | Д | |||
Иудаизм, особенности веры. | Иудаизм в Челябинске | Д | |||
Буддизм, особенности веры. | Буддизм в Челябинске | Д |
*Д – дисперсно
6. Учебно-методический комплекс:
Реализация указанной программы предусматривает использование учебно-методического комплекта, включающего учебные программы, учебники учебные пособия, методические и учебно-методические пособия.
Программа и учебник | Методическое и дидактическое обеспечение | |
учителя | ученик | |
|
|
|
Программно - методический комплекс по «Основам религиозных культур народов России» полностью соответствует требованиям Государственного стандарта и обеспечивает реализацию рабочей программы.
7. Планируемые результаты на выходе 4 класса.
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты.
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального общества;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование отношений к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Предметные результаты.
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первичных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре. Истории и современности России;
- первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жаров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессо и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Календарно-тематическое
планирование по курсу
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России».
4 классы.
№ п/п уро ка | Тема урока | К/ч | Тип урока | Целевая установка урока (уроков) | Планируемые результаты | ФК ГОС | Дата проведения (план /факт) | |||
Понятия | Предметные результаты | Универсальные учебные действия | Личностные результаты | Дидактические единицы стандарта. | ||||||
Первая четверть 9 часов | ||||||||||
1 | Моя Родина – Россия. | 1 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. | Расширить первичное представление о родном крае, о Родине. Показать значение родины в жизни человека. | Родина, Отчизна, Малая Родина, национальность, народ, гражданин. патриот, традиции. | Ознакомление с народностями, проживающими на территории России, их вероисповеданием, познакомить с новым предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России», с учебником «Основы религиозных культур народов России». | Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, выразительно читать; осуществлять словарную и графическую работу. Коммуникативные: знать правила коллективной работы. | Компетенции: дружелюбное отношение друг к другу; знание народностей проживающих в России и их вероисповедания. | Россия – наша Родина. любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | |
2,3 | Введение в предмет | 2 | Вводный | Возникновение первобытных религий. Представление первобытных людей о загробном мире. Обожествление сил природы. Понятие души. Язычество. Возникновение монотеистических религий - выход человека на новый уровень нравственного развития. Отличие монотеизма от язычества. | Душа, религия, язычество, пророк, монотеизм, заповеди, спасение души. | Понимать причины возникновения религиозных верований. Уметь характеризовать понятие «душа». Объяснять смысл возникновения Монотеистических Религий в связи с выходом человечества на новый уровень нравственного развития. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. | Культура и религия. Древнейшие верован ия. Человек в религиозных традициях мира. | |
4,5 | Древние предания христиан. | 2 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. | Ветхий завет – часть Библии. Сотворение Богом мира и человека. Адам и Ева. Грехопадение древних людей и их изгнание из рая. Первородный грех. Понятия греха. Дьявол (сатана). Свобода выбора человека. | Ветхий Завет, Библия, древо познания добра и зла, запретный плод, первородный грех, свобода выбора, ковчег, Десять заповедей, Мессия. | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей, Всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием Моисею Десяти заповедей на гое Синай. Иметь представления о христианских воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать смысл грехопадения первых людей. Объяснять, в чём заключается свобода выбора человека. | Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. | Формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Древнейшие верования. Священные книги религий мира. Человек в религиозных традициях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | |
Всемирный потоп, Вавилонская башня. Пророк Моисей и Десять заповедей. | ||||||||||
6,7 | Возникновение христианства | 2 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. | Новый Завет – часть Библии. Евангелие – благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проповедь Иисуса, Любовь к Богу и ближнему- основа христианского учения. Апостолы – ученики Иисуса Христа. Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест и распятие Иисуса Христа. Сошествие в ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа. | Новый Завет, Евангелие, апостол, таинство, искупительная жертва Христа, второе пришествие. | Знать основные события земной жизни Иисуса Христа. Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную. В заповедях Христа. Объяснять смысл искупительной жертвы Христа. | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей. | Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Человек в религиозных традициях мира. Нравственные заповеди в религиях мира. | |
8,9 | Христианская церковь | 2 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. | Гонения на первых христиан в Римской империи. Катакомбы – место, где укрывались первые христиане. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение христианства в Римской империи в качестве государственной религии. Складывание церковной организации: священник, епископ, митрополит, патриарх. Монастыри и монашество. Римские папы. Разделение единой христианской Церкви на Католическую и Православную. | Мученик, священник, церковь, патриарх – патриархат, епископ – епархия, митрополит – митрополия, монах – монастырь. римский папа | Знать основные события, связанные с жизнью и деятельностью первых христиан и распространением христианства. Иметь представление об устройстве Церкви. Характеризовать основные различия между православием и католичеством. | Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов ( в первую очередь текстов) | Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Хранители предания в религиях мира. Религиозные ритуалы. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. | |
Вторая четверть 7 часов. | ||||||||||
10,11 | Христианство на Руси и в России | 2 | Урок первичного закрепления и изучения новых знаний | Русь и Византия. Владимир – креститель Руси. Посольства о вере. Крещение Руси. Его значение для русской культуры и истории. Возникновение Русской православной церкви. Появление иконописи. Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества при Петре Великом. Гонения на церковь при советской власти . Церковь в современной России. | Крещение Руси, иконопись. | Знать основные этапы появления и развития христианство на Руси. Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности. Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков. | Основы гражданской идентичности. Своей этнической принадлежности в форме «осознания» я как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | Религии России. Искусство в религиозной культуре. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. | |
12,13 | Христианские святые. Православный храм. | 2 | Урок первичного закрепления и изучения новых знаний | Почитание святых в христианстве. Мощи – нетленные останки святых. Первые русские святые Борис и Глеб. Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Храм, его место в жизни христианина. Первые христианские храмы на Руси. Фреска и мозаика. Название храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Устройство храма. Икона Владимирской Божией Матери, правила поведения в храме. | Святой, мощи. | Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба. Иметь понятие о сути святости и святых, об основных элементах и устройстве православного храма. Осознавать важную роль храма в жизни христианина. Уметь правильно вести себя в православном храме. | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей. | Священные сооружения .искусство в религиозной культуре . Религиозные ритуалы в искусстве. | |
14,15 | Христианские праздники и таинства | 2 | Урок первичного закрепления и изучения новых знаний. Обобщающий. | Церковное богослужение, его распорядок и связь с событиями с земной жизнью Иисуса Христа. Церковные праздники, Рождество Христово и Рождественский пост. Крещение господне и Благовещение пресвятой Богородицы. Пасха – главный христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные праздники. Христианские таинства. | Храм, собор, фреска, алтарь, иконостас, царские врата, амвон, крестный ход, крещение, покаяние, венчание, причастие. | Понимать суть церковного богослужения. Знать основные праздники и особенности церковного календаря, Понимать смысл основных христианских таинств и осознавать их важность в жизни христиан. | Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) | Формирование целостного ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы, Обычаи и обряды. Календари религий мира. Семья, семейные ценности. | |
16 | Католичество Тема 8. | 1 | Урок первичного закрепления и изучения новых знаний. Обобщающий. | Католичество – самое распространенное христианское учение на Земле. Рим – главный город для католиков всего мира. Ватикан. Римский папа - глава Католической церкви. Кардиналы. Понятие чистилища. Франциск Ассизский. Мать Тереза. Уния и униатская церковь. | Католики, чистилище, крестовые походы, уния, униатская церковь. | Иметь представление об устройстве Католической церкви и её распространении в мире, унии и униатской церкви. Знать обрядовые и другие отличия католичества от православия. Характеризовать суть понятия «чистилище». | Сравнение, сериация и классификация по заданным критериям. | Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре . Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Обычаи и обряды. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. | |
17 | Протестанты Тема 9. | 1 | Урок первичного закрепления и изучения новых знаний. Обобщающий | Понятие протестантизма и реформации. Мартин Лютер. Основные положения протестантского вероучения. Борьба между католиками и протестантами. Распространение протестантизма в Европе и Америке. Община протестантов. Пастор. Течения протестантизма | Протестанты, реформация, пастор, кальвинисты, пресвитер | Понимать причины начала Реформации и осознавать суть недовольства протестантов Католической церковью. Характеризовать основные особенности протестантского вероучения. Знать имена крупнейших протестантских лидеров. | Сравнение, сериация и классификация по заданным критериям. | Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | |
Третья четверть 10 часов. | ||||||||||
18,19 | Пророк Мухаммад и возникновение ислама | 2 | Урок первичного закрепления и изучения новых знаний | Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди ислама. Хиджра – уход Мухаммада из Мекки в Медину. Распространение ислама среди арабских племён. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть Мухаммада. | Кааба, мусульмане, Коран, Хиджра, шариат. | Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада. Осознать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл понятия «шариат» | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | Формирование российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. | Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | |
20,21 | Во что верят мусульмане | 2 | Урок первичного закрепления и изучения новых знаний | Аллах – творец и повелитель мира. Ангелы и демоны. Пророки - посланники Аллаха. Коран – священная книга мусульман. Сунна – книга преданий и деяниях пророка Мухаммада. Судный день. Намаз, закят, хадж. | Божественное откровение, Сунна, намаз, закят, хадж, Рамадан. | Знать содержание основных ном шариата. Иметь представления о воззрениях мусульман на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать значение свободы выбора в исламе, которая даётся Аллахом человеку. Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,понимание и сопереживание чувствам других людей. | Человек в религиозных традиция мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Долг, свобода, ответственность. | |
22,23 | Мусульманские обряды и обычаи | 2 | Урок первичного закрепления и изучения новых знаний. Обобщающий | Мусульманский календарь и мусульманское летоисчисление. Месяц Рамадан в жизни мусульман. Мусульманские праздники: рождение пророка Мухаммада, Ночь могущества, Ночь прощения, праздник разговения, Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам). Пятница – самый почитаемы день у мусульман. Устройство мечети: михраб и минбар. Минарет. | Ночь прощения, Ночь могущества, Курбам-байрам, мечеть, михраб, минбар, минарет, муэдзин. | Характеризовать основные особенности мусульманского календаря. Знать основные мусульманские праздники. Иметь представление об устройстве мечети. | Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья. Семейные ценности. | |
24,25 | Иудаизм – древняя религия евреев. | 2 | Вводный. Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. | Иудаизм – вера одного народа (евреев). Легендарное происхождение еврейского народа. Завет, заключенный Авраамом с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака. Иосиф и переселение еврейского народа в Египет. Порабощение евреев Египетскими фараонами. Пророк Моисей. Десять казней египетских и исход евреев из Египта. Дарование Богом Моисею десяти заповедей | Святая земля (Земля обетованная), казни египетские, Песах, манна небесная, скрижали, Ковчег Завета. | Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма. Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы иудейской религии. Характеризовать особенности положения еврейского народа в мире. Знать основную причину появления еврейского населения в России. | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и гражданской принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. | Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Священные сооружения. Религиозные ритуалы | |
26,27 | Во что верят иудеи | 2 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Иегова (Яхве) – единый Бог для иудеев. Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя. Галаха – свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев в избранничество еврейского народа. Вера в мессию. Священные книги иудеев: Танах и талмуд. | Галаха, богоизбранность, Танах, Талмуд. | Иметь понятие об основных взглядах иудеев на мир. Понимать суть и нравственное значение основных норм иудейского вероучения. Объяснять смысл представлений о богоизбранности еврейского народа. | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | |
Четвёртая четверть 9 часов. | ||||||||||
28,29 | Обычаи и обряды иудеев. | 2 | Урок первичного изучения и закрепления знаний. Обобщающий. | Иудейский календарь. Почитание субботы иудеями. Иудейские праздники: Рош-ашана, Песах, Щавуот. Иудейская община. Раввин – наиболее авторитетный иудей, хорошо знающий тексты священных книг. Синагога – место собрания членов иудейской общины. | Шабат, Рош – ашана, шофар, Йом – Кипур, Шавуот, раввин, синагога. | Знать основные иудейские праздники. Характеризовать особенности иудейского календаря. Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина. О синагоге. | Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов ( в первую очередь текстов) | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Хранители предания в религиях мира. Священные сооружения. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. | |
30,31 | Кто такой Будда. | 2 | Вводный. Урок первичного изучения и закрепления знаний. | Древняя Индия – родина буддизма. Сиддхартха Гаутама – основатель буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхартхи и его уход из дома. Странствия Сиддхартхи. Понятие медитации. Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда. Распространение буддизма | Нирвана | Знать основные этапы деятельности Будды. Иметь представление о медитации. Понимать значение просветления Будды в истории буддизма. | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. | Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | |
32,33 | Во что верят буддисты | 2 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Четыре благородные истины буддизма. Понятия сансары и кармы. Счастливые и несчастливые перерождения. Правильная речь, правильное поведение и правильное сосредоточение в буддизме. Йога. Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры – записи бесед и проповедей Будды. | Четыре благородные истины, карма, сансара, счастливые и несчастливые перерождения, три драгоценности буддизма. | Объяснять суть четырёх благородных истин буддизма. Характеризовать счастливые и несчастливые перерождения. Понимать суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения. Иметь представление о способах достижения нирваны, трёх драгоценностях буддизма. | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | |
34 | Направления и обряды буддизма | 1 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. Обобщающий. | Основные направления буддизма – махаяна, хинаяна и ваджраяна. Бодхисатва и шесть качеств в махаяне. Тантры – священные тексты ваджраяны. Мантры – магические заклинания ваджраяны. Монастыри и монашество в буддизме. Буддийский календарь. Буддийские праздники: Новый год, Рождение Будды,Уход Будды на небеса и др. | Махаяна, бодхисатва, хинаяна, ваджраяна, ступа, лама. | Знать основные праздники и обряды буддизма. Характеризовать основные направления буддизма и их особенности. Понимать роль бодхисатв и обладание буддистами шестью качествами в махаяне. Иметь представление о роли монашества и монастырей в буддизме. | Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | |
35 | Повторительно-обобщающий урок по курсу. | 1 |
9. Критерии оценки достижений планируемых результатов.
Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает предметные,
метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.
Критерии результатов усвоения курса Инструментарий
1)Предметные результаты:
- знание и принятие ценностей; - тесты,
- понимание светской и религиозной - составление словарей терминов
морали для выстраивания конструктивных и понятий,
отношений;
- осознание и принятие нравственной - контрольно-измерительные материалы,
нравственности и духовности в жизни. - защита проектов.
2)Метапредметные результаты - творческие работы, - участие в конференциях,
- ролевые игры,
- тесты,
- тренинги.
3)Личностные качества - карта наблюдений, - диагностика качеств личности,
- портфолио.
Содержательный контроль и оценка знаний четвероклассников предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ОРКСЭ учеником и не
допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
стартовые и итоговые проверочные работы;
тестовые диагностические работы;
текущие проверочные работы;
«портфолио» ученика.
Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить уровень
знаний, необходимый для обучения.
Итоговая проверочная работа (проводится в мае) включает защиту проекта по основным
темам учебного периода.
Система оценивания курса содержит диагностику теоретических знаний и диагностику
личностных изменений учащихся.
Для диагностики теоретических знаний разрабатываются
поурочные тесты на бумажных носителях и анкеты, результат в которых оценивается
словами «спасибо», «молодец», «поздравляю»;
тестовые задания предлагаются всех видов тестов:
- верно/неверно;
- соотнеси;
- краткий ответ.
Для диагностики личностных изменений учащихся реализуется мониторинг духовно-
нравственного развития и воспитания младших школьников, ведётся Портфолио ученика.
Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые
могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие
работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-
справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные
работы и пр.
Динамика результативности усвоения курса учащимися фиксируется учителем.
Ведение документации
По комплексному курсу составляется календарно-тематическое планирование на год,
которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.
Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно
программе. Отметки не выставляются.
Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических
картах
(Лист достижений ученика / Мониторинг уровня нравственной воспитанности /
Портфолио), составленных согласно программам по каждому предмету.
Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных
суждений:
«+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);
отсутствие «+» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.
По итогам года на основе полученных материалов от учителей администрация проводит
педагогический анализ работы по курсу ОРКСЭ, определяя «проблемные» места, достижения и трудности как учащихся, так и учителя, на основе которых определяются стратегические задачи на следующий год обучения.