Взаимодействие с коллегами
Эффективность сотрудничества с коллегами протекает в совместной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Клочкова Оксана Александровна г. Когалым МАОУ «Средняя школа № 6»
Моделирование воспитательной работы в начальной школе
В условиях внедрения Федеральных государственных стандартов, одним из важнейших направлений модернизации начального общего образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка, его личностного самоопределения.
В нашей школе определён «портрет» выпускника начальной школы:
- Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
- Владеющий основами умения учиться.
- Любящий родной край и свою страну.
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, умеющий высказать свое мнение.
- Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Школа - один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка.
Ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остается классный руководитель, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни.
Задачи деятельности классного руководителя по ФГОС:
- формирование здорового образа жизни;
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности
Классному руководителю необходимо знать:
- психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста;
- быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности;
- владеть современными технологиями воспитания.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.
Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю.
В нашем учебном учреждении построена и успешно функционирует воспитательная система. Поэтому, построение воспитательной системы в классе является не только желанием классного руководителя, но и реализацией воспитательной системы школы.
В своей работе я использую перспективное планирование, для этого разрабатываю программу воспитательной работы. Программа помогает систематизировать направления работы.
Я являюсь классным руководителем 2 класса. Но я хочу рассказать, по какой программе была построена модель воспитательной работы с детьми, которых я выпустила в 5 класс в 2014 году.
Программа “Наш класс – дружная семья” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.
Данная программа рассчитана на учащихся 1 – 4 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
- помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
- создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
- формирование классного коллектива как воспитательной системы;
- организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
- вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
- диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
- воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- формирование здорового образа жизни школьника;
- воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
Ученик начальной школы проходит 4 ступени.
На 1-ом году обучения важным является освоение роли ученика, поэтому работа с классом условно представлена модулем «Я - ученик».
Затем, в 2-ом классе важным, на мой взгляд, является получение опыта сотрудничества в коллективе «Мы – класс».
В 3-ем классе расширяется спектр возможностей участия в жизни класса через участие в проектах, конкурсах. Модуль «Мы и мир добрых дел».
Накопив определенный опыт общения в классе необходимо научить взаимодействию с учащимися разного возраста. Этот 4–ый этап «Мы и школа». У каждого этапа есть своя цель и ряд специфических задач и в соответствии с ними разработала комплекс праздников, классных часов, бесед, экскурсий и других мероприятий.
Одним из самых широких и ёмких в деятельности классного руководителя считаю направление «Семья». В семье растёт, формируется, воспитывается ученик. Я ставлю перед собой задачи:
1. Изучение атмосферы, образа жизни каждой семьи.
2. Знакомство с традициями и обычаями семьей моих учеников.
3. Создание условий для обмена опытом родителей по воспитанию детей.
4. Осуществление психолого – педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.
5. Вовлечение родителей в жизнь класса.
6. Воспитание уважения к семье и семейным ценностям.
В выборе темы родительских собраний стараюсь выбирать интересные, глубоко волнующие проблемы, расширяющие педагогический кругозор родителей. Выбираю разнообразные нестандартные формы проведения родительских собраний: обмен мнениями, дискуссия, круглый стол. На каждом собрании нахожу место для минуток психологической разгрузки, побуждаю высказывать своё мнение, делиться опытом, участвовать в решении педагогических ситуаций.
Родители являются моими единомышленниками и помощниками, активно поддерживают в любых начинаниях: вместе с нами ходят в кино, на экскурсии, создают благоприятные условия для выполнения домашних заданий, сохранения здоровья детей в школе, с энтузиазмом откликаются на инициативы о проведении праздников, спортивных мероприятий. Родители проявляют заинтересованность не только в организации досуга детей, но и в создании в классе благоприятного психологического микроклимата. Проблемам общения детей, их взаимоотношений друг с другом, учителями и родителями посвящается значительная часть времени на родительских собраниях.
Оценить любовь и заботу близких, испытать чувство уважения к старшим, прочувствовать прелесть семейных традиций и устоев помогаю детям в ходе проведения семейных праздников « День Матери», конкурсных семейных программ «Мама, папа, я», выставок творческих работ « Моя мама лучшая на свете», «Кем я горжусь». Историю своей семьи, её традиции ребята изучают при разработке проектов « Моя семья», «Моя родословная», «Моё генеалогическое древо».
В процессе воспитания проводятся диагностика и мониторинг уровня воспитанности учащихся. Динамика положительных результатов представлена на диаграммах.
С введением ФГОС начального общего образования встала необходимость организации внеурочной деятельности детей, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появляется возможность выбрать себе интересное направление:
1. Спортивно-оздоровительное
2. Духовно-нравственное
3. Социальное
4. Общеинтеллектуальное
5. Общекультурное
Направления внеурочной деятельности:
Целевой установкой воспитательной модели класса является создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития учащихся на основе общечеловеческих нравственных ценностей. В соответствии с целью мною были разработаны программы внеурочной деятельности:
- «Умники и умницы»; (задания по развитию познавательных способностей) На занятиях в увлекательной форме (путешествие, игра, опыт) развивается интерес к математике, воспитывается неординарная личность с нестандартным мышлением. Приоритетной целью данного курса является формирование у младших школьников общеучебных интеллектуальных умений, что позволяет более эффективно подготовить детей к изучению систематического курса математики.
- «Школа юного краеведа «ЭКОклуб»» разработаны на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных связей.
Актуальность программы заключается в том, что она составлена при наличии местного краеведческого материала. На конкретных примерах дети знакомятся с историей и традициями своих земляков, с особенностями культуры и быта людей разных национальностей, с растительным и животным миром.
Основными формами этого курса являются: беседы, экскурсии, фотовыставки, посещение достопримечательностей города;
- Народное искусство и художественное творчество.
Хочу представить вашему вниманию маршрут индивидуального развития обучающихся 1 А класса Биргулиевой Сабины.
Индивидуальный маршрут предполагает наличие кружков и секций вне школы. Очень важно о них знать учителю, чтобы ребёнок не был перегружен.
Маршрутный лист ученицы 1 «А» класса
Биргулиевой Сабины (2015/2016уч.г.)
День недели Направления внеурочной деятельности | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
Обще интеллектуальное | Умники и умницы 11.30 – 12.10 | |||||
Социальное | Классный час 12.30-13.05 Каб№207 | |||||
Общекультурное |
| «Народное творчество» 11.30-12.10 | «Ритмика» Рук-ль Зенина О.М. 11.30-12.10 | «Хор» Рук-ль Лащенко Т.В. 12.30-13.10 |
| |
Духовно-нравственное | Школа юного краеведа 11.30-12.10 | |||||
Спортивно-оздоровительное | Дворец спорта «Гимнастика» 13.00. | Дворец спорта «Гимнастика» 13.00. | Дворец спорта «Гимнастика» 13.00. | Дворец спорта «Гимнастика» 13.00 | Дворец спорта «Гимнастика» 13.00. | Дворец спорта «Гимнастика» 13.00 |
Итого | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
У учителя есть электронный банк маршрутных листов, который можно корректировать в зависимости от текущих изменений. В начале учебного года учитель совместно с родителями, помогает ребенку определить маршрут внеурочной деятельности, учитывая способности ребёнка и состояние здоровья. Благодаря тесному сотрудничеству с семьёй и педагогическим коллективом наши дети достаточно успешно выступают на школьных и городских конференциях проектов и исследований.
Для систематизации работы в классе по внеурочной деятельности, мною создан маршрутный лист класса, который позволяет проконтролировать количество часов в неделю.
Если у обучающегося отсутствует выбор программы по какому-то направлению, то родителям даны рекомендации:
- Социальное направление – семейное воспитание;
- Общекультурное – посещение музеев, выставок, театров с последующим обсуждением в классе;
- Спортивно – оздоровительное – велосипедные прогулки, посещение бассейна, семейный спортивный отдых.
- Общеинтеллектуальное – домашнее и семейное чтение книг, энциклопедий, просмотр детских познавательных передач и фильмов, с последующим обсуждением в классе.
Контроль осуществляется путём бесед с ребёнком, наблюдений, ролевых игр с участием ребёнка.
Участие детей во внеурочной деятельности помогает развивать основные учебные навыки умения учиться, организовывать свою деятельность, взаимодействовать с педагогами и сверстниками, умения ставить перед собой цели и следовать им в учебной и иной деятельности, заботиться о своём здоровье. Всё вышесказанное готовит учащегося уверенно смотреть в будущее и соответствует характеристикам «портрета» выпускника начальной школы.