Емелина Ольга Анистиславовна

РОДИТЕЛЯМ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков. Сформированность учебных умений и навыков. К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, а кому-то требуется подготовительный период. Один ребенок начинает выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких. Есть дети, которые лучше усваивают материал с опорой на графические изображения и рисунки, схемы и т. п.), и есть дети, предпочитающие словесное объяснение. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно. Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно отметить следующие: – слушать учителя; – выделять главную мысль сообщения; – связно пересказывать содержание текста; – отвечать на вопросы к тексту; – ставить вопросы к тексту; – делать содержательные выводы на основе полученной информации; – письменно выражать свою мысль; – привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.); – адекватно оценивать результаты собственной работы. Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и вывод. Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастет количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся. Детей необходимо учить работать с учебным текстом: выделять главную мысль; составлять план; запоминать содержание и пересказывать его с опорой на план и т. д. Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня. Индивидуальные особенности и склонности детей. К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и, на первый взгляд, одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддержать. Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе. Хотите вырастить одаренного ребенка? В помощь вам – советы американского педагога и психолога Девида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одаренные дети. • Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез. • У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок может демонстрировать свои работы. Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена. • Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий. • Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения. • Я предоставляю ребенку посильную возможность в проявлении заботы. • Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения. • Я стараюсь показать ребенку интересные места. • Я помогаю ребенку улучшить результаты его работы. • Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя в доме. • Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей. • Я никогда не наказываю ребенка унижением. • Я покупаю ребенку книги, связанные с его интересами. • Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно. • Я приучаю ребенка к чтению с детства. • Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка. • Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине. • Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейного бюджета. • Я никогда не ругаю ребенка за неумение и ошибки. Я хвалю ребенка за учебную инициативу. • Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста. • Я позволяю играть ребенку со всяким хламом. В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы. • Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком. • Я помогаю ребенку быть личностью. • Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы. • Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: « Я это тоже не умею». • Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему. Если вы согласны с 20 % этих советов, то вам необходимо срочно подумать над остальным. Если советы устраивают вас и соответствуют вашей программе воспитания на 50 % у вас все должно получиться, у вас есть на это шансы. Если вы выполняете эти советы на 90 %, дайте больше свободы ребенку и себе. НАУКА БЫТЬ РОДИТЕЛЯМИ Как любить ребенка? Все мы знаем цитату из произведения Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Фраза, сказанная великим писателем более 100 лет назад, превратилась в одну из самых известных психологических формул, описывающих взаимоотношения в семье. Вряд ли кто-нибудь возьмется ее оспаривать. Каждый родитель по-своему выражает свою любовь к детям. Психологи установили, что существует несколько способов выражения любви к ребенку, среди которых можно выделить самые значимые: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание. Каждый из этих способов принципиально важен. Некоторые родители особенно увлекаются дисциплиной. В таких семьях дети, как правило, не чувствуют себя окруженными любовью. Родители здесь путают дисциплину с наказанием, как будто это синонимы. Чтобы дети вели себя прилично, были любопытны, имели избыток радости, могли вести себя спонтанно (то есть без непосредственного воздействия со стороны других), надо выражать свою любовь к ним всеми способами. Оказывается, что внимательнее всего ребенок слушает нас, когда мы смотрим ему в глаза. Тяжелой для ребенка является родительская привычка – избегать смотреть ему прямо в глаза. Увы! Как часто мы выбираем такую суровую меру наказания! Для ребенка очень мучительно, когда родители специально и сознательно избегают смотреть на него. Это действует на него угнетающе, и может оказаться, что такие тяжелые минуты своей жизни ребенок никогда не забудет. Итак, глаза родителей должны постоянно излучать нежность и любовь независимо от того, довольны вы им в данный момент или нет. Оказывается, уже в 6–8 недель глаза ребенка, как два радара, все время ищут встречи с глазами другого человека. Ему всего два месяца от роду, но он уже ищет источник эмоционального питания. Так рано формируется эмоциональная связь ребенка с миром. Многие исследователи подчеркивают, что основные параметры личности, тип мышления, стиль речи, черты характера уже формируются к пяти годам. Значит, с первых дней жизни ребенка нужно как можно чаще дарить ему любящий и нежный взгляд. Большая ошибка родителей – использование лишь строгого взгляда как средства контроля над детьми. Второй способ выражения любви к ребенку – физический контакт. В жизни, к сожалению, очень редко встречаются родители, которые просто так, по доброй воле, без всякого повода пользуются возможностью ласково прикоснуться к своему ребенку. Те родители, которые не используют физический контакт, наверное, считают, что их дети – это механические двигающиеся куклы, и задача заключается только в том, чтобы научить их ходить и правильно себя вести. А на самом деле папа и мама упускают огромные возможности во взаимоотношениях с детьми. При каждодневном общении с ребенком любящий взгляд и нежное прикосновение необходимы ему. Они должны быть естественными, действовать на него умиротворяюще. Ребенок, растущий в доме, где родители щедро одаривают его этими ценными дарами, будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с окружающими его людьми. Ему будет легко общаться, а следовательно, он будет пользоваться всеобщей симпатией. Выражение любви родителей с помощью физического контакта должно соответствовать возрасту детей. Если мы со дня рождения до 6–7 лет часто целуем детей (им это нравится), то ребенка в 8–10 лет можно обнять, прижать к себе, ласково потрепать. А в подростковом возрасте многие дети считают такие проявления любви со стороны родителей «телячьими нежностями». Девочки тянутся больше к мамам, им нравится, когда мама их целует и обнимает; мальчики же начинают это отвергать. Их больше тянет к отцам, но потребность в физическом контакте остается. Поэтому возня, борьба, похлопывание по плечу, шутливые потасовки и толкания позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, а также чувствовать мужскую поддержку отца. Теперь поговорим о третьем способе выражения любви – пристальном внимании. В чем оно заключается? В том, что мы сосредоточиваемся на ребенке полностью, не отвлекаемся ни на какие мелочи, так чтобы наш ребенок ни на мгновение не усомнился в нашей полной, безоговорочной любви к нему. Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что для своих родителей он – самый важный человек в мире. Не имея возможности уделять ребенку достаточно внимания, родители часто заменяют его подарками, выполнением просьб. Почему родителям трудно быть достаточно внимательными к детям? Да потому, что это требует времени. На самом деле пристальное внимание – это насущная потребность каждого ребенка. От ее удовлетворения зависит, как ребенок оценивает себя, как его принимают окружающие. Не получая достаточно внимания, ребенок испытывает беспокойство, не чувствует себя в безопасности, тем самым нарушается его эмоциональное и психическое развитие. Ежедневно выкраивайте время, чтобы побыть с ребенком наедине. Как сказал выдающийся педагог и психолог С. Л. Соловейчик: «Дом должен быть уютной норкой для маленького ребенка и берлогой для большого». Не скупитесь на любовь к вашему ребенку. 55 способов сказать ребенку «я тебя люблю». Уважаемые родители! Чтобы ребенок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему малышу учиться с радостью и усилит его желание ходить в школу. 1. Молодец! 2. Хорошо! 3. Удивительно! 4. Гораздо лучше, чем я ожидал. 5. Лучше, чем все, кого я знаю. 6. Великолепно! 7. Прекрасно! 8. Грандиозно! 9. Незабываемо! 10. Именно этого мы давно ждали. 11. Это трогает меня до глубины души. 12. Сказано здорово – просто и ясно. 13. Остроумно. 14. Экстра-класс. 15. Талантливо. 16. Ты одаренный. 17. Ты сегодня много сделал. 18. Отлично! 19. Уже лучше. 20. Еще лучше, чем я мог подумать. 21. Потрясающе. 22. Замечательно. 23. Поразительно. 24. Неподражаемо. 25. Несравненно. 26. Красота! 27. Как в сказке. 28. Очень ясно. 29. Ярко, образно. 30. Очень эффектно. 31. Прекрасное начало. 32. Ты просто чудо. 33. Ты на верном пути. 34. 3дорово! 35. Ты в этом разобрался. 36. Ты ловко это делаешь. 37. Это как раз то, что нужно. 38. Ух!!! 39. Поздравляю. 40. Я тобой горжусь. 41. Я просто счастлив. 42. Мне очень важна твоя помощь. 43. Работать с тобой – просто радость. 44. Ты мне необходим. 45. Для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит. 46. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится. 47. С каждым днем у тебя получается все лучше. 48. Для меня нет никого красивее тебя. 49. Научи меня делать так же. 50. Тут мне без тебя не обойтись. 51. Я знал, что тебе это по силам. 52. Ты мне нужен именно такой, какой есть. 53. Никто мне не может заменить тебя. 54. Я горжусь тем, что тебе это удалось. 55. Я сам не смог бы сделать лучше. Мы думаем, что в вашем арсенале найдутся и другие признания, адресованные вашему малышу, и вы с удовольствием продолжите предложенный список.

Добавить запись

Защита от спам-роботов