Игры и игровые упражнения для воспитанников

Переводова Ольга Васильевна

Игра "Закрой окошки в автобусе"

     

Цель: Развитие зрительного восприятия и внимания. Обобщение и закрепление знаний детей о форме предметов.

Задачи: Закреплять умение детей самостоятельно складывать одну геометрическую форму из нескольких других (квадрат - из двух треугольников, из двух прямоугольников; квадрат - из четырех квадратов, четырех треугольников, трех прямоугольников).

Игровой материал представляет собой плоскостные автобусы без окон, набор геометрических фигур.

Ход игры: - Дети, хотите отправиться на прогулку в зоопарк? (да.)

- Мы поедем в зоопарк на автобусах. Посмотрите, в автобусах нет окошек, как же мы поедем – нам будет холодно, в окна будет дуть ветер?! (Ответы детей.)

- Какой формы окна в автобусе? (Квадратные.) Давайте закроем их стеклышками при помощи геометрических фигур меньшего размера: первое окно закроем при помощи квадратов, второе – треугольников, третье окошко при помощи прямоугольников.

- Денис, какие геометрические фигуры ты взял, чтобы закрыть первое окно? (Квадраты.) Сколько квадратов ты взял? (Четыре.)

- Ваня, сколько ты взял треугольников для второго окна? (Два.) А можно ли сделать окно из четырех треугольников?

- Никита, какие геометрические фигуры ты взял, чтобы закрыть третье окно? (Прямоугольники.) Сколько прямоугольников тебе пригодилось? (Два.)

Детям, затрудняющимся выполнить задания по словесной инструкции, предлагаю образец.

- Теперь наши автобусы в порядке, можно ехать.

Игра "Ловим рыбу"

     Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о количестве предметов.

     Задачи: Закреплять умение соотносить цифры с количеством предметов в пределах шести.

     Игровой материал представляет собой карточки- ведерки с цифрами, набор рыбок.

     Ход игры: - Волчок – серый бочок возвращается с рыбалки. Только почему-то ведра у него пустые. Что случилось, Волчок?

     Волк: Не смог я рыбы наловить! (Плачет.)

     - Давайте, дети, поможем волку, наловим рыбы столько, сколько показано на карточке. (Дети выполняют задание.)

 

Игра "Заселяем домик"

     

Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о цвете, форме предметов.

Задачи: Учить детей классифицировать и обобщать геометрические фигуры по двум признакам: цвету и форме.

Игровой материал представляет собой игровое поле, разделенное по горизонтали и вертикали на пять частей в форме домика, набор геометрических фигур разного цвета.

Ход игры: - Дети, у нас в коробке лежат геометрические фигуры. (Показываю.) Они одинаковые или разные? Чем они отличаются? Давайте поселим их в домик: в первом подъезде будут жить круги, во втором – квадраты, в третьем – треугольники, в четвертом подъезде – прямоугольники, в пятом – овалы. Но не только мы расселим фигуры по подъездам, но еще и по этажам: на каждом этаже будут жить фигуры одного цвета. (Объясняю.)

- Молодцы, дети, заселили геометрические фигуры в дом.

Игра "Собери букет"

     

Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о количестве предметов.

Задачи: Закреплять умение соотносить цифры с количеством предметов в пределах пяти.

Игровой материал представляет собой карточки с цифрами, набор разноцветных цветочков.

Ход игры: - Наши автобусы приехали в зоопарк.

- В вольере нас встречает жираф.

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок! (С.Маршак «Детки в клетке»)

- Ребята, давайте поможем жирафу собрать цветочки. Нужно собрать столько цветов, сколько показано на карточке. Собирать цветы можно разного цвета.

- Никита, какая цифра находится на карточке? Значит, сколько цветочков нужно взять?

- Молодцы, ребята, сколько цветов собрали для жирафа!

Игра "Подарки для мамочки"

     

Цель: Развитие сенсорного восприятия, формирование целостного восприятия предметов.

Задачи: Учить детей воссоздавать целостное изображение предмета из геометрических фигур. Продолжать учить детей воспроизводить пространственные отношения по образцу.

Игровой материал представляет собой карточки, разделенные на две части. С одной стороны карточки располагается предмет, составленный из геометрических фигур, с другой стороны карточка пустая.

Ход игры: - Дети, скоро праздник наших мам. Давайте сделаем для них подарки. (При помощи образца дети выкладывают на пустой стороне такое же изображение предмета.) - Молодцы, ребята! Сколько подарков сделали для мам. Они будут очень рады!

Игра "Разрезные картинки"

     

Описание материала:

     Разрезные картинки представляют собой варианты игры, суть которой состоит в том, чтобы из отдельных кусочков собрать целое изображение.      Разрезная картинка - это картинка, разрезанная по прямым линиям. Ребенку не надо думать о форме кусочков, и он может сосредоточиться на изображении. Собирая картинку, ребенок должен представить, что он собирает, иными словами, у него должен возникнуть образ, который будет направлять его действия. При этом он должен соотносить кусочки между собой и со всей картинкой, то есть находить для каждого кусочка свое, единственно верное место. Иначе картинка не получится. Это требует от ребенка серьезной работы мысли, внимания и сосредоточенности. Складывая разрезные картинки, ребенок учится осознавать целостность предмета, складывать из частей целое, у него развивается мышление, пространственная ориентировка, тренируется память. Разрезные картинки прекрасно влияют на развитие мелкой моторики рук. На первых порах картинки лучше использовать самые простые, с малым количеством отдельных кусочков.  Изображение на картинке должно быть узнаваемым и хорошо знакомым ребенку. Хорошо, если у вас две одинаковые картинки. Тогда одну можно оставить как образец. Позже, когда малыш уже  хорошо освоит эту игру, образец ему будет не нужен. Для игры могут пригодиться картинки из старых книжек или раскрасок. Также можно нарисовать картинки своими руками, так получится еще интереснее. Используемые в рисунке цвета должны быть яркими, но не раздражающими. Для начала мы разрезаем картинку на две части, потом на три и постепенно увеличиваем количество кусочков. Увеличивайте количество деталей постепенно (после того как предыдущую картинку ребёнок складывает сам). Знайте, что количество собираемых элементов увеличивается, а размер элемента уменьшается. Даже если ребенок с легкостью складывал картинки с крупными кусочками, то с более мелкими может произойти заминка.  Количество деталей должно соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям вашего малыша.

Игра "Собери бусинки на ниточку"

    Описание материала:  Игра направлена на сенсорное развитие детей. В этой игре дети учатся различать цвета путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Этот прием позволяет ребенку выделить цвет как отличительный признак предмета и совершенствует зрительное восприятие и внимание: у детей формируется устойчивый образ цвета. Игру можно использовать как в подгрупповой, так и в индивидуальной работе с детьми.

     Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о цвете.

     Задачи: Учить детей сличать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов.

     Игровой материал представляет собой карточки с нарисованными ниточками, на которых располагаются контурные бусинки. Ниточки с бусами предлагаются в различных вариантах.

     Игровая ситуация: - Ребята, у куклы Кати рассыпались бусы. Давайте поможем ей собрать бусинки на ниточку. 

     В ходе игры дети должны научиться сличать одинаковые предметы (бусинки) по цветовому признаку, пользуясь методом наложения, а также оценивать результат своих действий «Такая бусинка - не такая». В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способы ориентировки - пробы. В игре могут использоваться такие наглядные методы, как выбор по образцу, действия по подражанию, совместные действия педагога и ребенка. Наглядные методы обязательно должны сочетаться с речью – словесной инструкцией, устным объяснением задания. 

Игра "Зажги на ёлочке фонарики"

     Цель: Развитие зрительного восприятия и внимания. Обобщение и закрепление знаний детей о форме, цвете.

      Задачи: Учить дифференцировать плоскостные формы (круг, квадрат, треугольник) в процессе игрового задания. Учить детей сличать основные цвета (красный, желтый, синий) по образцу. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов.

      Игровой материал представляет собой вырезанные из картона зеленого цвета елочки с белыми фонариками. На одной елочке располагаются фонарики, имеющие разную форму (круглую, квадратную, треугольную), на другой – все фонарики круглые, но имеют разную контурную окраску.

      Игровая ситуация: - Ребята, скоро Новый год. Давайте зажжем на елочке яркие фонарики.

      В ходе игры дети учатся сличать одинаковые предметы (фонарики) по форме и цвету, пользуясь методом наложения, а также оценивать результат своих действий. В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способы ориентировки - пробы. В игре могут использоваться такие наглядные методы, как выбор по образцу, действия по подражанию, совместные действия педагога и ребенка. Наглядные методы обязательно должны сочетаться с речью – словесной инструкцией, устным объяснением задания.

Игра "Накорми животных"

     

Цель: Формирование представлений о диких животных.

Задачи: Закреплять и расширять у детей представления о диких животных (где живут дикие животные, чем питаются). Закреплять в речи детей обобщенное понятие «дикие животные». Продолжать формировать у детей коммуникативные умения. Учить детей составлять предложения с существительным в творительном падеже.

 Игровой материал представляет собой вырезанные из картона карточки с изображением диких животных медведя, зайца, лисы, ежа, белки. Также предлагается «угощение» для животных: морковка, грибок, бочонок мёда, орех, рыбка.

 Ход игры: - Белка, заяц, лиса, медведь, еж – какие это животные? (дикие) Почему вы так думаете? (потому что они живут в лесу и сами добывают пищу). Давайте вспомним, чем питаются дикие животные, и подберем угощения для них. Что любит еж? (яблоки, грибы)  Что любит заяц? (морковь, капусту)  Что лиса? (рыбу)  Что медведь? (малину, мед) Что белка? (орехи, грибы)

Работа с карточками. - Чем ты угостил медведя? (Я угостил медведя медом. Я угостил белку орехом. Я угостил зайца морковкой. Я угостил ежа грибом.) - Кому не досталось угощения? (Лисе.) Давайте угостим ее рыбкой.

Игра "Паровозик"

     

Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о цвете, форме предметов.

Задачи: Упражнять детей в подборе предметов по цвету и форме. Способствовать развитию зрительного восприятия и внимания. Продолжать формировать мыслительную деятельность.

Игровой материал представляет собой вырезанный из картона паровозик с вагонами (плоскостной) без колес и окон, набор геометрических фигур.

Ход игры: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес. А поедем вот на этом паровозике.

- Ой, а сможет ли паровоз нас прокатить? (Нет.) Почему? (Потому что у него нет колес.)

- Давайте вместе с вами сделаем паровозику колеса: к желтому вагончику приставим желтые колеса и т.д.

- А какой формы колеса у паровоза? (Круглые.) А можно ли их сделать из квадратов? (Нет.) Почему?

Выполнение задания. 

- А теперь, чтобы нам не было холодно, закроем окошки в вагончиках. Степа, какой формы это окошко? (Круглое.) Значит, что ты возьмешь? (Круг.)

Выполнение задания.

- Теперь можно отправляться в лес.

«Едем на поезде.»

                         Вот поезд наш едет, колеса стучат.

                         А в поезде нашем ребята сидят.            

                         Мы едем, мы едем, гудит паровоз,

                         Он к заиньке в гости ребяток привез.

                         Чу-чу-чу, чу-чу-чу, спешит паровоз,

                         Он нас на лесную поляну привез.

                         Вот поезд наш едет, колеса стучат.

                         А в поезде нашем ребята сидят.