Статья. Театрализация в школе.
«Человек формируется в деятельности…»
А.С.Макаренко.
Театр, в каком виде он появился в глубокой древности - это, прежде всего объединяющее культурное влияние множества людей в едином эмоциональном переживании момента. Человек, ставший зрителем, непроизвольно включается в действие, на сцене сопереживая героям в силу наглядности происходящего (то, что Аристотель назвал катарсисом). Аналогичное воздействие оказывает и учебный театр. Участники спектакля наравне со зрителями смотрят на происходящее изнутри и со стороны, непроизвольно усваивая информацию, причём в том ключе, в котором её преподнесёт умелый постановщик спектакля.
Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Как показывает многолетний опыт, театрализация может быть использована не только в организации учебного процесса и усвоение материала по гуманитарным дисциплинам, но и в математике, химии, физике, биологии. Что лучше запомнит ребёнок – формулу или танец атомов или и молекул?
Однако, словосочетание «театр на уроке» часто пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, репетиций. Именно поэтому я использую и говорю «элементы театрализации». Урок ни в коем случае нельзя подменять развлекательной постановкой, а в полной мере использовать средства театра можно на факультативе, в кружке, школьном театре.
Приемы использования элементов театрализации на уроке
Персонификация – реально живший исторический персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.)
“Кто я?” - Ученик в костюме персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают, кто он.
Выступление исторического лица (речь, программа, законы и др.).
Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.
Подготовка: написание сценария, распределение ролей, подготовка костюмов и реквизита, репетиции.
Актёрская и режиссёрская деятельность
Учащиеся в этом случае выступают как актёры или как режиссёры. Работа в качестве актёров позволяет школьникам прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет. Режиссёрская работа заставляет анализировать все детали, все взаимосвязи и взаимодействия в эпизоде, определять его место в целом произведении, объяснять поведение всех действующих лиц и разгадывать авторскую позицию.
Естественно, что такие уроки не проводятся каждый день: во-первых, это невозможно по причине огромных затрат сил и времени, а во-вторых, потерялся бы весь смысл проведения подобных уроков, если бы они стали привычным делом.
Оформительская работа
Остановимся ещё на одном виде “театральных” заданий: оформительская работа: создание эскизов костюмов, декораций, гербов, портретов героев; музыкальное оформление произведений; афиши к спектаклям или фильмам.
Выполненные учениками работы не должны оставаться незамеченными. В классе обязательно надо проводить защиту творческих работ учащихся. Только тогда эти задания будут эффективны. Смысл их в том, что, придумывая оформление, афиши, обложки, ученик обязательно анализирует произведение, причём анализирует для чего-то, но не ради анализа. А анализ, целью которого является выполнение конкретной работы, результативнее и глубже.
Правила инсценирования текста
И, наконец, на мой взгляд, одно из самых эффективных заданий – инсценирование текста. Определяемся с учениками, что такое инсценирование. Это перевод текста в сценический вариант (для постановки на сцене). Мы выводим для дальнейшей работы 4 правила инсценирования текста:
1-е правило: мы должны точно представить и описать (на основе текста) время и место действия;
2-е правило: авторский текст не должен потеряться, мы имеем право отдать его персонажам, только надо точно определить, кому;
3-е правило: мы имеем право видоизменить текст, не искажая его смысла;
4-е правило: мы имеем право вводить новых персонажей или убирать кого-то из имеющихся.