КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ПО ПРЕДМЕТАМ: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И БИОЛОГИЯ; ИСТОРИЯ И ЛИТЕРАТУРА; ИСТОРИЯ РОССИИ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
«ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ,
ЛИТЕРАТУРЫ, БИОЛОГИИ»
ВЫПОЛНИЛ: УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ГБОУ СОШ № 448 ВАО
г.МОСКВЫ, СЛУШАТЕЛЬ КУРСОВ ОБЩ – 4
МАЛЫШКИНА Н.А.
РУКОВОДИТЕЛЬ:
ДОЦЕНТ ФАДЕЕВА Д.А.
МОСКВА, 2012 г.
ВВЕДЕНИЕ
В 2011 г. мною была продолжена разработка приемов оптимизации образовательного процесса, повышающего образовательную эффективность.
В 11 классе в ходе учебного процесса предстояло изучить одну и ту же тему «Глобальные проблемы современности» сразу по четырем предметам: истории, обществознанию, экологии Москвы, биологии. Предметная дифференциация не могла дать учащимся целостной картины серьезности и актуальности мировых проблем. Кроме того, очень хотелось «погрузить» ребят в процесс изучения глобальных животрепещущих проблем, заставить их попытаться самим найти способ решения сложнейших задач современности.
Необходимо было объединить вышеназванные четыре предмета и провести один урок – интегрированный.
На заседании МО я рассказала о проделанной работе по подготовке к интегрированному межпредметному уроку. Было решено продолжить интеграцию с другими предметами, в частности, с предметом литература. Выяснилось, что синхронно будут изучаться по истории - движение диссидентов, а по литературе - творчество Бродского, Галича, Шаламова . Появилась идея провести совместный открытый урок по этим темам, объединив их вместе.
В отечественной педагогике в настоящее время существуют ленинградская школа межпредметников под руководством профессора Максимовой В.Н., свердловская школа под руководством доктора педагогических наук, профессора Безруковой В.С.
К проведению интегрированного урока совместно с учителем биологии нас подвигло: дублирование темы, нехватка времени, желание показать тему более выпукло, проблемно, глубже. Кроме этого хотелось использовать на уроке информационные технологии, использовать возможности Интернета. При подготовке к уроку использовались «Методическое пособие для учителя» Ягодина Г.А.,Аргунова М.В., Моргуна Д.В., Плюсниной Т.А. по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» и Безруковой В.С. «Все о современном уроке в школе: проблемы и решения»
Нами были выбраны следующие формы интегрирования:
1) предметно-образная для создания более широкого и целостного представления о теме; 2) мировоззренческая (нравственное обоснование изучаемого явления);
3) концептуальная, когда учащиеся разрабатывают новые идеи, выдвигают предложения.
На подготовку уроков ушло много времени. Была проделана следующая работа:
- постановка цели;
- отбор материала в учебниках;
- изучение содержание дополнительного материала (газеты, журналы);
- поиск актуальной информации в Интернете;
- анализ подготовленного материала
- методы подачи материала;
- подготовка презентаций;
- разработка таблиц (обществознание, биология)
- разработка технологии взаимодействия;
- последовательность и порядок действия каждого учителя;
- продуман ход урока;
- подготовлены технические средства ( компьютеры, телевизор либо экран);
- подготовлен раздаточный материал.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 11 КЛАССЕ
ТЕМА: «ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ: НЕХВАТКА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГМО В РЕШЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ».
Цель урока: сформировать у учащихся представление об одной из глобальных проблем человечества, пробудить интерес к проблеме, осмыслить причины возникновения проблемы, информировать об одном из возможных вариантов решения проблемы голода.
Задачи урока: ознакомить с проблемой, найти причины ее возникновения, научить детей отбирать и систематизировать материал, давать оценку полученной информации, заполнять таблицы, суметь прийти к консенсусу при выработке общей точки зрения, оценить каждому свою работу на уроке, дать возможность каждому ученику оценить урок в целом, а учителю получить обратную связь.
Тип урока: интегрированный, развивающий, валеологический.
Оборудование урока: компьютеры, телевизор (либо экран), две презентации, раздаточный материал, карты- задания, таблицы для заполнения .
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя обществознания
3. Введение в тему, сопровождаемое презентацией на экране телевизора (уч. обществознания)
4. Организация работы в группах с материалом, заполнение таблиц с использованием компьютера
5. Презентация работы групп на экранах телевизора с комментариями учащихся
6. Подведение учителем работы групп
7. Дальнейшее развитие темы учителем биологии, сопровождаемое презентацией на экране телевизора
8. Организация работы в группах:
- сторонники ГМО;
- противники ГМО;
- конструктивисты
9. Презентация работы групп
10. Совместная работа представителей групп для выработки общего решения
11. Совместное резюме учителей обществознания и биологии
12. Оценка работы групп на уроке. Самооценка учащихся.
Интегрированный урок рассчитан на два часа.
I ЭТАП : Организационный момент ( поздороваться с учащимися, предложить им сесть на свои места, отметить в журнале отсутствующих учащихся).
II ЭТАП. Вступительное слова учителя.
Учитель истории и обществознания: Стремительная интернационализация хозяйственной жизни привела к тому, что необычайно выросло значение глобальных проблем это:
- проблема сохранение мира;
- проблема экологии;
- продовольственная, сырьевая, энергетическая, демографическая проблемы;
- проблема освоения космоса и Мирового океана;
- проблема преодоления отсталости стран и народов;
- проблема развития самого человека, обеспечения его достойного будущего.
Эти проблемы носят планетарный характер, затрагивают жизненные интересы всех государств и народов мира, угрожают гибелью всему человечеству, нуждаются в неотложных эффективных решениях, требующих совместных действий всех народов. Они порождены ростом потребностей человека, возросшими техническими средствами воздействия человека на природу, огромными планетарными масштабами его хозяйственной деятельности, неравномерностью социально-экономического развития стран и обострением противоречий между ними.
Сегодня на уроке мы предлагаем вам рассмотреть только одну проблему, но какую! Эта проблема касается всех, проблема нехватки продовольствия и использования генно-модифицированных продуктов как одного из средств решения данной проблемы.
III ЭТАП. Введение в тему, сопровождаемое презентацией на экране ( слайды, дублирующие и иллюстрирующие слова учителя).
Массовый голод — социальное бедствие, вызванное длительной нехваткой продовольствия и приводящее к массовой гибели населения на территории крупных регионов.
Сущность проблемы заключается в том, что большая часть населения Земли недостаточно обеспечена продовольствием. Причина возникновения такого явления заключается в следующем:
- недостаточно рациональное использование природных ресурсов в условиях социально-экономической отсталости;
Сельское хозяйство африканского континента переживает кризис, и, согласно Международному институту продовольственной политики, именно в связи с этим 200 миллионов человек страдают от голода.
Континент, который полвека назад, когда многие страны добились независимости, был более чем самодостаточным в плане производства продуктов питания, теперь является крупным импортером продовольствия. В книге "Африканский продовольственный кризис" говорится, что менее чем за 40 лет экваториальная Африка, бывшая экспортером основных продуктов питания, сейчас зависит от их импорта и продовольственной помощи.
Проблема еще более усугубляется из-за состояния почвы в африканских странах.
В некоторых районах Африки земли много. Но есть районы, где нехватка пригодных для обработки земель становится серьезной проблемой. В горных районах Эфиопии и Эритреи часть земли так активно обрабатывалась в прошлом, что вряд ли ее можно будет когда-либо использовать для выращивания сельскохозяйственных культур.
В экваториальной Африке почва квалифицируется как "деградированная" или "пришедшая в негодность" примерно на 72% пахотных земель и на 31% пастбищных угодий. Кроме того, что в почве не хватает некоторых важных элементов, ее плодородие из года в год уменьшается. Это связано с тем, что некоторые элементы, теряющиеся из-за вымывания почвы, эрозии и других причин, не восстанавливаются.
Не избежала проблемы голода в ХХ веке и Россия. Разруха, экономический хаос, кризис власти и отказ в помощи со стороны иностранных государств после Гражданской войны вызвал новый массовый голод в 1921/22 гг.. Этот голод стал первым в зарождающемся СССР. Региональные и локальные проблемы с продовольствием и голод среди отдельных слоёв населения, вызванные различными факторами, периодически возникали и в течение 1923-31 годов . Второй массовый голод в СССР разразился в 1932/33 гг. в период коллективизации — тогда от голода и болезней, связанных с недоеданием, погибло около 7 миллионов человек. И, наконец, после Великой Отечественной войны население СССР охватил последний в истории Советского Союза массовый голод 1946/47 гг.
В дальнейшем массового голода с голодными смертями в СССР и в России не отмечалось, однако, до сих пор проблема голода остаётся актуальной: по данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в 2000—2002 году в России от голода страдали 4 % населения (5,2 млн. человек).
Количество пищи, необходимое человеку для нормальной жизни и деятельности, зависит: от пола, возраста, веса, роста, от характера и условий труда, быта, от климатических особенностей территории.
Ученые считают, что медицинская норма калорийности потребляемой пищи должна быть не меньше 2300 – 2600 ккал и 70 -100 г белка в сутки. В странах же Юга этот показатель едва дотягивает до медицинской нормы, а в Африке, к югу от Сахары, составляет всего 2000 ккал/сутки.
Иную картину мы с вами увидим в станах Севера. Население высокоразвитых стран потребляют 88% совокупного мирового продукта. Одна из острейших проблем жителей этих государств – переедание и , как следствие, ожирение, гиподинамия, низкая рождаемость, проблема миграции, этносоциальные проблемы
Глобальный экологический кризис современности характеризуется следующими негативными социальными последствиями: нарастающей нехваткой продовольствия в мире, ростом заболеваемости населения, возникновением новых болезней, миграцией населения, возникновением военных конфликтов.
Нарастание экологической напряженности из-за истощения природных ресурсов, загрязнения окружающей среды проявляется и в социальной сфере.
Выделяют следующие причины современного глобального экологического кризиса:
- Количество изъятий из природы исходного сырья, необходимого для удовлетворения потребностей человека, превышает их восполняемость, обеспечиваемую круговоротом веществ.
- Численность населения мира постоянно растет. При этом потребление ресурсов опережает рост численности населения.
- Мир изобилия и мир нищеты сосуществуют рядом и разрыв между ними продолжает увеличиваться. Одна пятая всех доходов планеты сосредоточена в развитых странах.
- Количество обрабатываемых земель постоянно сокращается в результате нарушения продуктивности (опустынивание, перевыпас скота, нерациональная агротехника).
- Нарастающий дефицит пресной воды, особенно в местах интенсивного земледелия.
- Человек вовлекает в производство и потребляет такое большое количество вещества и энергии, что приводит к нарушению энергетического баланса планеты.
Экологические кризисы, как правило, имели в истории человечества благополучное разрешение. Уже 35-50 тысяч лет назад началось истощение запасов съедобных растений и истребление небольших животных. Это привело к тому, что многие племена людей стали вести кочевой образ жизни и перемещались с одной территории на другую, когда исчерпывались пищевые ресурсы.
Использование огня и изобретение оружия привели к массовому уничтожению крупных млекопитающих: шерстистого носорога, большерогого оленя, пещерного медведя, мамонта. Это послужило причиной экологического кризиса около 10-30 тыс. лет назад.
Этот кризис заставил человека перейти от присваивающего типа хозяйствования (охоты и собирательства) к производящему (скотоводству и земледелию).
С 18 века в результате промышленной, а затем и научно-технической революций на смену доиндустриальной эпохе пришла индустриальная.
Усиливающееся воздействие человека на природу в результате роста населения и научно-технического прогресса имеет не только экологические последствия.
Рассмотрим возможные пути решения проблемы голода:
1. Экстенсивный путь заключается в дальнейшем расширении пахотных, пастбищных и рыбопромысловых угодий.
Однако, поскольку все самые плодородные и удобно расположенные земли практически уже освоены – этот путь требует очень больших затрат.
2. Интенсивный путь заключается прежде всего в повышении биологической продуктивности существующих угодий. Решающее значение для него будут иметь биотехнология, использование новых, высокоурожайных сортов и новых методов обработки почвы, дальнейшее развитие механизации, химизации, а также мелиорации.
IV ЭТАП. Организация работы в группах. Разбивка учащихся на группы. Раздача письменного материала и таблиц, раздача общего и индивидуального заданий каждой группе.
Учитель истории и обществознания: Дальнейшая работа будет проходить следующим образом. Класс делится на три равные по количеству учащихся группы; каждая группа выбирает лидера группы, получает раздаточный материал и таблицы. Работа с материалом и таблицей делится на три этапа.
1-ый этап: используя полученный материал, вы должны заполнить таблицу каждый член группы индивидуально;
2-й этап: обсудив полученные результаты и внеся в них необходимые исправления и дополнения, заполнить общую итоговую для группы таблицу письменно.
3-ий этап: перенести данные общей таблицы на компьютер. Электронная таблица выводится через локальную сеть на экран. Каждая группа поясняет полученные результаты классу.
ПРИЧИНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ | РЕЗУЛЬТАТЫ | |
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
|
|
|
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ Антропогенные |
|
|
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ Природные |
|
|
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
|
|
|
СОЦИАЛЬНЫЕ
|
|
|
Общее задание группам:
1.Изучить проблемы нехватки продовольствия, используя полученный материал индивидуально.
2. Результаты записать в таблицу
3. Обсудить в группе полученные результаты, внести в свои ответы исправления и дополнения по результатам обсуждения
4. Заполнить общую для всей группы итоговую таблицу, пользуясь компьютером
5. Вывести полученный групповой результат на экран
6. Один или два члена группы объясняют всему классу полученный результат
Индивидуальное задание группам:
- первая группа выполняет задание по странам Севера ( США, Западная Европе);
- вторая группа выполняет задание по России;
- третья группа выполняет задание по странам Африканского континента.
V ЭТАП. Презентации своих результатов каждой группой
VI ЭТАП. Учитель подводит итоги работы групп, делает необходимые замечания. ОБЯЗАТЕЛЬНО подчеркивает положительные моменты в работе каждой группы
VII ЭТАП. Дальнейшее развитие темы учителем биологии. Выступление учителя сопровождается презентацией на экране.
Учитель биологии: Для решения проблемы нехватки продовольствия сегодня разрабатывается новый нетрадиционный способ производства продовольствия, который заключается в «конструировании» искусственных пищевых продуктов на основе белка из натурального природного сырья с помощью генной модификации организмов, ГМО позволяет прокормить население планеты ввиду высокой скорости роста и большой урожайности таких продуктов. Однако такие продукты имеют свои недостатки: некоторые из них могут нанести вред человеческому здоровью.
ГМО имеют большой потенциал, так что, возможно, в будущем человечество полностью перейдет на них, в случае, если ученые сумеют обезопасить модифицированные продукты для здоровья человека.
VIII ЭТАП. Организация работы в уже ранее сформированных группах. Каждая группа получает от учителя биологии раздаточный материал и трафарет силуэта шляпы определенного цвета. На доске с помощью магнита прикреплены такие же трафареты с пояснительной надписью: «положительное решение проблемы»; «отрицательное решение проблемы»; «конструктивное решение проблемы».
Учитель биологии: Предлагаю вам, используя полученный материал, провести работу в группах, разделившись на «три шляпы» мышления.:
- группа «Красная шляпа» рассматривает вопрос о применении ГМО для решения проблемы голода положительно;
- группа «Черная шляпа» эту же проблему решает отрицательно;
- группа «Фиолетовая шляпа» решает проблему использования ГМО конструктивно.
IX ЭТАП. Каждая группа рассказывает о полученных результатах работы в соответствии с заданием.
«Красная шляпа»:Первое трансгенное растение было создано в 1982 г., спустя 29 лет, после открытия первичной структуры ДНК. Это был табак Наш главный аргумент – это характеристики самих овощей и фруктов, зерновых культур, улучшенных инженерами. Генетически модифицированные продукты более устойчивы ко всевозможным вирусам, бактериям и другим патогенам. Они дольше хранятся и теперь фермеры могут сэкономить деньги на химикатах, которые они раньше применяли для хранения овощей и фруктов. К тому же модифицированные продукты могут быть устойчивыми к холоду, к жаре и засоленные почвы им нипочем. Что касается животных, то здесь генетические технологии нацелены на ускорение и увеличение роста животных. Были получены коровы с увеличенным содержанием жира в молоке, выведен лосось, который очень быстро растет и ему не надо мигрировать из морской воды в пресную при метании икры. Комиссия по сельскому хозяйству Совета Европы считает, что генетически модифицированные продукты позволят поддержать сельское хозяйство, что особенно важно для развивающихся стран.
«Черная шляпа»: если отбросить этические моменты в производстве данных продуктов как противоестественном вмешательстве существуют еще не менее веские аргументы против:
Генная инженерия несовершенна и не в состоянии управлять процессом встраивания нового гена с тем, чтобы предсказать последствия. В результате искусственного добавления чужеродного гена непредвиденно могут образоваться опасные вещества, вредные для здоровья
Сейчас генные продукты скорее удовлетворяют чисто коммерческие интересы, т.юк. никаких серьезных результатов в борьбе с голодом в развивающихся странах с помощью модифицированных продуктов достигнуто не было.
Не доказано еще, что модифицированные организмы не окажут вредного воздействия на окружающую среду. Экологи считают, что возможно неконтролируемое распространение потенциально опасных генов, в том числе передача генов бактериями и вирусами. И тогда осложнения, вызванные в окружающей среде, вероятно, невозможно будет исправить.
«Фиолетовая шляпа»: общественное мнение в целом настроено против ГМО продуктов. Под давлением общественных организаций некоторые государства ввели отдельную сертификацию для данных продуктов. С 1996 года в России существует закон, регулирующий деятельность в области генной инженерии. Импортные продукты, содержащие ГМО, должны проходить сертификацию и тесты на безопасность.
Генетически модифицированные продукты, призванные решить проблему голода во многих развивающихся странах, пока появились только на прилавках развитых стран. Стоит надеяться, что исследования возможных вредных воздействий модифицированных продуктов на организм человека и окружающую среду продолжаться и они будут призваны решить все споры.
Х ЭТАП. Учитель биологии дает оценку работы каждой группы.
XI ЭТАП. Оценка учителями работы групп и урока в целом
Оценка учителями урока: что удалось сделать успешно, что не получилось, причины неудач, заключительное слово учителя истории и обществознания.
Учитель истории и обществознания: подводя итог уроку можно сказать словами известного американского специалиста М.Кастельса: «глобальная экономика характеризуется наличием фундаметальной асимметрии между странами по уровню их интеграции, конкурентному потенциалу и доле выгод от экономического роста. Эта дифференциация простирается и на регионы в пределах каждой страны. Следствием этой концентрации ресурсов, динамизма и богатства на некоторых территориях является сегментацией мирового населения… в конечном счете ведущая к глобальному росту неравенства». Большинство стран афро-азиатского мира осталось в тисках экономической отсталости, являются зоной экономических, политических, идеологических, этнических и социальных конфликтов и потрясений. Наиболее тревожной тенденцией в этом смысле становится появление «глубокого Юга», которое свидетельствует о реальной опасности полной деградации целого ряда государств, способных утратить способность к поддержанию элементарного воспроизводства социальной инфраструктуры и населения..
Проблемы РФ лежат в плоскости проводимой властями неэффективной социальной и экономической политики. В России прослеживается опасная тенденция зависимости от ввоза в страну импортных продуктов питания, огромное количество земель сельскохозяйственного назначения находятся в запустении и не используются по прямому назначению, деревни пустеют, молодежь уезжает в города в поисках заработка. Нет желающих работать на пустующих землях из-за отсутствия необходимых средств, отсутствия поддержки со стороны государства, высоких банковских кредитов, высокой стоимости сельхозтехники и топлива, низкой стоимости сельхозпродукции на товарных биржах. Всему человечеству и каждой стране придется решать назревшую продовольственную проблему, ставшей очень актуальной в современном мире.
XII ЭТАП. . Заполнение каждым учащимся листа самооценки и листа оценки урока (сдаются учителю после окончания урока)
Учитель истории и обществознания: на столах лежат листы самооценки и оценки урока в целом , а также лист оценки работы каждого члена группы лидером .
Прошу всех заполнить оба листа, лидера группы заполнить также лист оценки работы каждого учащегося группы и сдать их мне после окончания урока.
Лист самооценки:
ФИО учащегося ______________________
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ | РЕЗУЛЬТАТ |
Мне удалось справиться с заданием хорошо |
|
Работал(а) посредственно |
|
Я не справился(ась) с работой |
|
Что помешало справиться с работой |
|
Что необходимо улучшить |
|
Лист оценки урока учащимся:
ФИО учащегося _____________________
ОЦЕНКА УРОКА | РЕЗУЛЬТАТ |
Урок полезный. Я читала, обсуждала, думала |
|
Урок был интересным. Узнала много нового |
|
Урок был скучным. Почему? |
|
Урок показался трудным. Что вызвало наибольшие трудности |
|
Лист оценки работы учащихся в группе (лист заполняет лидер группы)
№№ | Фамилия имя | Результат работы в группе | Отметка |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
4. |
|
|
|
5. |
|
|
|
6. |
|
|
|
7. |
|
|
|
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
ПО ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЕ
ТЕМА: «ВРЕМЯ И СУДЬБЫ»
УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ
МАЛЫШКИНОЙ Н.А., ХАНАЕВОЙ Н.К.
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить с судьбами писателей и поэтов, показать, как эпоха отражается в их творчестве, как политика влияет на жизнь людей, готовых противостоять режиму власти.
ТИП УРОКА: интегрированный
ФОРМА УРОКА: комбинированная
ЗАДАЧИ УРОКА: синтезировать знания истории и литературы, развить у обучающихся:
а) самостоятельность мышления,
б) умение найти, подготовить и представить информационный материал;
в) подготовить иллюстративный материал в форме презентации
г) использовать ранее полученные знания для углубления понимания эпохи
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: компьютер, телевизор, раздаточный материал, презентации.
Х О Д У Р О К А:
Звучит песня В.Высоцкого «Охота на волков»
Затем ученик читает стихотворение Б.Пастернака «Нобелевская премия»:
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Вступительное слово учителя литературы: Прозвучало известное стихотворение Б.Пастернака «Нобелевская премия», которое я предлагаю считать эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Вам известно, что Пастернак под угрозой выдворения из СССР вынужден был отказаться от Нобелевской премии. Как такое могло произойти, разве такое возможно?
Сегодня мы поговорим на нашем интегрированном уроке о том, как историческая эпоха, время влияли на судьбы людей, познакомимся с наиболее известными и яркими именами писателей и поэтов, которых называют дисссидентами.
Толковый словарь русского языка под редакцией Ожегова трактует это слово так:»Человек, не согласный с господствующей идеологией, инакомыслящий».Кто такие диссиденты, как и когда возникло это явление в нашем обществе?
Презентация № 2
Чтение стихотворения И.Бродского ученицей
Рассказ ученицы о жизни и творчестве И.Бродского
Презентация № 3
(жизнь и творчество И.БРОДСКОГО)
Учитель истории: НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ ДИССИДЕНТОВ ПРИХОДИТСЯ НА ШЕСТИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ. ЭТО ОСОБОЕ ВРЕМЯ В ИСТОРИИ ХХ ВЕКА. Шестидесятые годы можно разделить на два периода: 1).период правления Н.С.Хрущева, получившие название «оттепели» и 2).правление Л.И.Брежнева названное периодом «ползучей сталинизации».
C 1957 г. на ставших регулярными встречах с деятелями литературы и искусства первый секретарь ЦК КПСС Н.Хрущев неоднократно подчеркивал, что «высшее общественное назначение литературы и искусства – поднимать народ на борьбу за новые успехи в строительстве коммунизма», в очищении марксистско-ленинской теории от сталинского наследия и хороши лишь те работники культуры, которые «в политике партии, в ее идеологии находят неисчерпаемый источник творческого вдохновения» Таким образом, можно сказать, что политика «оттепели» в духовной жизни имела четко обозначенные границы.
Слова ученика 11 класса:
8 марта 1963г. на очередной встрече с литераторами Н. Хрущев заявил, что достигнутое в последние годы «вовсе не означает, что теперь после осуждения культа личности ( И.Сталина) наступила пора самотека, что будто бы ослаблены бразды правления, общественный корабль плывет по воле волн и каждый может своевольничать, вести себя как ему заблагорассудится. Нет. Партия проводила и будет последовательно и твердо проводить… ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний и попыток нарушить нормы жизни нашего общества»
Учитель истории:
Примером этому стало «дело Пастернака», а затем и творчество А.И.Солженицына.
Стало понятно, что в стране начался процесс возрождения традиций, характерных для русских писателей: при любых обстоятельствах говорить правду.
Реакция первого лица государства последовала незамедлительно: Н.Хрущев специально обратил внимание писателей на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, соблюдая чувство меры.
Все это привело к появлению к концу 1950-х гг. «самиздата», т.е. выпуску машинописных журналов, публиковавших произведения молодых поэтов, писателей, историков, философов. Первым стал ЖУРНАЛ «Синтаксис» А.Гинзбурга», в котором публиковались произведения Б.Ахмадуллиной, Е.Гинзбурга, Б.Окуджавы, В.Шаламова и др.
Рассказ ученика, сопровождаемый презентацией.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ № 4 (ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО В.ШАЛАМОВА)
Учитель истории: В 1960 г. А.Гинзбург был арестован, «Синтаксис» перестал издаваться и именно эти события положили начало зарождению диссидентского движения.
Время правления Л.И.Брежнева и его команды - это «закручивание гаек», подавление всякого инакомыслия, возобновление практики публичных политических процессов, появление новых форм репрессий – внесудебное помещение в психиатрические лечебницы, возобновление высылки граждан СССР за границу, лишение гражданства. В ответ на усиление реакции и попрание гражданских прав, сформировалось правозащитное движение.
24 сентября 1967г. В ЦК КПСС было направлено письмо детей, чьи родители были репрессированы в годы правления И.Сталина.
Ученик: (читает отрывок из письма)
«Из письма в ЦК КПСС детей коммунистов, необоснованно репрессированных Сталиным.
24 сентября 1967 г.
«В настоящее время с трибун, в печати, по радио и телевидению пропагандируются «заслуги» Сталина. Фактически это является пересмотром постановлений ХХ и XXII съездов КПСС.
Нас это тревожит. И не только потому, что наши родные и мы сами, как миллионы других людей, стали жертвами созданной Сталиным машины преступлений. Нам тяжело осознавать, что в одобрение произвола в свое время были втянуты жестоко обманутые массы.
Это не должно повториться. Возрождение прошлого ставит под удар идеи коммунизма, дискредитирует нашу систему, возводит в закономерность гибель миллионов невинных людей.
Любые попытки обелить черные дела Сталина таят в себе опасность повторения страшной трагедии нашей партии, всего нашего народа и коммунистического движения в целом.
…Мы просим учесть все сказанное и рассматривать наше письмо как составную часть борьбы за коммунизм. Надеемся, что это письмо поможет предотвратить непоправимую ошибку.
П.Якир, Л.Петровский, А.Антонов-Овсеенко, Ю.Ларин-Бухарин, Ю.Вавилов, А.Бокий, И.Шляпников и другие. Всего 43 подписи» (История России.ХХв…Материалы и документы. Под ред, М.Е.Главацкого-М.; Дрофа,1999)
Учитель истории:
По данным КГБ в 1967-71 гг. было выявлено 3906 групп правозащитного толка в разных городах страны. Среди диссидентов были люди разных взглядов: социалистических и либеральных, религиозных и националистических. Что их объединяло? Неприятие действительности, желание отстаивать права человека. Предлагаю ознакомиться с хроникой событий тех лет.
ИДЕТ ПРЕЗЕНТАЦИЯ № 7. Два ученика по очереди зачитывают информацию, размещенную на слайдах презентации.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Одним из тех, кого выслали из
СССР, был Александр Галич – известный поэт, бард, драматург.
О трагических страницах его жизни расскажет нам сейчас Нина Петрова.
Ученица рассказывает о жизни и творчестве А.Галича.
ПРЕЗЕНТАЦИИ № 5, 6
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:
По данным КГБ в 1967-71 гг было выявлено 3906 групп правозащитного толка в разных городах страны. Предлагаю посмотреть хронику событий тех лет.
Мы познакомились с теми, кто в несвободном обществе вел себя как свободный человек, отстаивая свое право на самовыражение, на свободу слова, на уважение себя как личности, строя кирпичик за кирпичиком, словом и делом гражданское общество.
Предлагаю вашему вниманию список тех, кого принято называть ДИССИДЕНТАМИ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ № 8.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРОШУ ПРИСУТСТВУЮЩИХ ПОЧТИТЬ ПАМЯТЬ ВСЕХ ПОСТРАДАВШИХ ОТ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ.
АНАЛИЗ УРОКОВ
Учащиеся 11 класса понимают поставленные на уроке задачи, умеют анализировать и обобщать информацию, четко прослеживают межпредметные связи, проявляют критичность мышления, показали хорошую вербальную культуру, умеют работать в группах, взаимодействовать и сотрудничать между собой.
Интегрированный урок преследовал:
1. мировоззренческую цель:
- духовно – нравственное обоснование изучаемого наукой явления – проблемы голода и использования ГМО;
- роль общественного движения в становлении гражданского общества;
2. концептуальную цель: учащиеся практикуются в разработке идей и предложений
На первом интегрированном уроке планировалось изучить глобальный процесс нехватки продовольствия и использования ГМО для решения проблемы голода, которые изучаются по предметам истории, обществознания, биологии и экологии. Намечалось изучить следующие понятия:
- глобальные проблемы человечества;
- голод;
- норма потребления;
- «Север и Юг»;
- ГМО;
- клонирование
Урок был разбит на этапы, которые следовали один за другим, логично и последовательно развивая тему интегрированного урока.
Сильными сторонами урока были: использование информационных технологий , самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом, умение согласованно работать, независимость выводов, самооценка работы на уроке и оценка урока учащимися (обратная связь учителя с учеником).
Цель урока была достигнута. Учащиеся вникли в серьезность стоящей перед мировым сообществом проблемы, ознакомились с одним из вариантов ее решения. В процессе учебной деятельности оба учителя смогли сформировать ценностную ориентацию учащихся.
На втором интегрированном уроке по предметам история и литература, планировалось углубить знания по отечественной истории ХХ века, ярче, полнее обрисовать события 1960-х годов, соединив политику с судьбами людей того времени, их борьбой за уважение к себе и другим, за право свободно высказывать свое мнение и считаться с мнением других, за исполнение законов страны.
Учащиеся с удовольствием самостоятельно готовили презентации о жизни и творчестве писателей и поэтов, правозащитников, подготовили хронику событий тех лет, читали стихи и письмо в ЦК КПСС. Слова: долг, честь, совесть, самоотверженность, жертвенность наполнились глубоким смыслом, пробудили гражданственность у детей.
Цель урока была достигнута: «сухие» факты и эмоции соединившись в одном уроке разрушили равнодушие в детях к бесстрастной объективной истории, наполнив ее живым, трепетным содержанием человеческих судеб.
Интегрированный урок по теме: «БУРНЫЕ 1960-е ГОДЫ».
Тип урока: интегрированный, комбинированный.
Цель урока:
-объединить события отечественной и всемирной истории, создать целостную картину событий;
- ознакомить обучающихся с событиями 60-х гг. ХХ века, происходивших на разных континентах, в разных государствах: СССР, США, Франции, Чехословакии;
- выявить факторы, повлиявшие на события тех лет;
- проанализировать полученную информацию, сопоставить, обобщить, структурировать.
Задачи урока:
- сформировать представление о 60-х годах ХХ века, систематизировать представления о влиянии различных факторов на жизнь людей изучаемых стран; рефлексии власти на «сигналы», поступившие «снизу» ; показать изменения в жизни людей и ее зависимость от режима правления в странах;
- продолжить формирование навыков работы у учащихся с информацией из Интернета, материалом из учебников;
- способствовать развитию логического и аналитического мышления, умению выделять главное и обобщать;
- воспитывать чувство сострадания, понимание необходимости участия в общественной жизни страны.
Оборудование урока: раздаточный материал, учебники по истории России и всеобщей истории, мультимедийные презентации, доска, телевизор, компьютер.
План урока:
1.Проблема урока.
2.Решение проблемы урока.
3.Итоги урока.
4.Домашнее задание.
ХОД УРОКА
Учитель: Наш урок посвящен событиям 1960-х гг., происходивших в СССР, США, Франции, Чехословакии. Сначала мы ознакомимся с событиями в СССР, а затем, соответственно, с событиями, которые имели место в тот же временной промежуток в вышеперечисленных государствах. Наша задача: зная факты, выяснить причины, последствия событий, их значение для дальнейшего развития государств и их граждан. На доске вы видите схему. Мы с вами будем ее дополнять по мере изучения темы.
Действия учителя | Действия учеников |
Предлагаю вам просмотреть презентацию «Хроника событий. СССР» | Учащиеся смотрят презентацию. Последний кадр с вопросами фиксируется на экране. |
Прошу вас ознакомиться внимательно с вопросами и ответить на них в рабочей тетради. Озвучивает вопросы презентации: 1)Чем были вызваны эти события? 2)Кто участвовал в событиях? 3)Какими были ответные действия властей? 4)Последствия и их значение для людей и государства. Для более полного и правильного ответа на вопросы вам необходимо использовать учебник по истории России ХХ век на стр.242-244. | Учащиеся работают с учебником, делают необходимые записи. В тетрадях появляется запись: 1)Попытки реформировать систему, демократизировать. Процесс десталинизации продолжался, не смотря на «ползучую сталинизацию» и приобрел характер оппозиции власти в лице диссидентов и правозащитников; 2)Участниками были: писатели поэты, ученые, юристы, военные, студенты 3)Аресты, суды, заключение в лагерь, высылка за границу, помещение в психиатрические лечебницы, лишение гражданства; 4)Движение подавлено. Обсуждение проблем переместилось «на кухни», недовольство выливалось в анекдотах, песнях, стихах. Впоследствии привело к распаду СССР. |
Сейчас мы с вами дополним схему на доске в разделе «СССР». | Один из учеников делает на доске соответствующие записи, остальные в тетрадях. |
Представляю вашему вниманию презентацию о событиях 1960х гг. в США. На экране фиксируется последний кадр с вопросами. | Учащиеся знакомятся с презентацией. |
Учитель озвучивает вопросы: 1)Против чего протестовала американская молодежь? 2)Чем были вызваны волнения в гетто для афроамериканцев? 3)Как разрешилась проблема черного населения США? Какими были последствия? И снова предлагаю вам воспользоваться учебником по всеобщей истории для исчерпывающего ответа на эти вопросы | Учащиеся изучают учебник, затем пишут ответы на вопросы в тетради: 1)80% вузов США были охвачены движением протеста против продолжения войны во Вьетнаме и идеалов общества потребления; 2)Афроамериканское население страны боролось за гражданские права. Движение возглавил Мартин Лютер Кинг, который был убит на одном из митингов протеста в 1968г. 3)В США были приняты законы против сегрегации. Черные граждане получили равные права с белыми. При принятии решений власти учитывали интересы всех слоев населения страны. США стали правовым государством. В 2008г. был избран Президентом США. афроамериканец Барак Абама. Война во Вьетнаме закончилась поражением США. |
Кто из вас сделает запись на доске, дополнив схему в разделе «США»? | Учащийся дополняет схему на доске и в тетради. |
Вновь мы с вами возвращаемся к презентации. Изучаем события во Франции. Презентация останавливается на вопросах. | Ученики внимательно следят за презентацией. Знакомятся с вопросами. |
Обратите внимание на вопросы. Вы видите, что во Франции противостояние достигло критической точки. Государство стояло на пороге гражданской войны. 1)Почему возникла угроза гражданской войны во Франции? 2)Чем можно объяснить быстрое исчезновение угрозы гражданской войны во Франции? Каковы последствия этих событий? Воспользуйтесь учебниками по всеобщей истории при подготовке ответов на вопросы. | Ученики делают записи в тетрадях: 1)Взрыв недовольства в обществе возник из-за недовольства авторитарной политикой Президента Ш. де Голля. Первыми начались волнения среди студентов. Действия полиции вызвали взрыв негодования в стране. 2)Проиграв референдум Ш. де Голль, как и обещал, ушел в отставку. Угроза противостояния миновала благодаря демократическим традициям и законам, обеспечившим правовое решение проблемы. |
Нам осталось ознакомиться с событиями 60-х годов в Чехословакии. Прошу вас обратить внимание на то, ЧССР была членом СЭВ и ОВД. Стоп-кадр на вопросах по теме. | Учащиеся смотрят презентацию. Знакомятся с вопросами. |
Прошу ответить на вопросы, воспользовавшись учебником по всеобщей истории: 1)Какие процессы происходили в Чехословакии? 2)Назовите цели и действия реформаторов. 3)Какими были последствия реформ? | Просмотрев учебник, учащиеся записывают в тетради: 1)Либерализация экономической и политической основ общества; 2)Создание условий, необходимых для функционирования рыночного механизма: -расширилась доля частного сектора в экономике -реабилитировались жертвы репрессий 1940-50-х гг. -большая идеологическая открытость общества, плюрализм в общественной и политической жизни 3)По «приглашению» консервативной части компартии ЧССР 21 августа 1968г. в страну были введены войска стран ОВД. Через год от «Пражской весны» ничего не осталось. Мечта осуществилась только в 1990-е годы. |
Прошу внести изменения в схему на доске в раздел «Чехословакия» | Ученик вносит последнюю запись в схему на доске, учащиеся записывают в тетрадях. |
Какие выводы вы можете сделать, анализируя все увиденное, сказанное и написанное? | Учащиеся: -ведущие страны мира, изученные нами на уроке, переживали социальный и политический кризисы; -в обществе, где были сильные демократические традиции, там, где закон был выше власти, несмотря на серьезное противостояние и человеческие жертвы, власть была вынуждена пойти на уступки. Были приняты законы, учитывающие интересы меньшинства; -в обществе несвободном, тоталитарном ростки нового гражданского, демократического общества безжалостно уничтожались бездушной государственной машиной. |
Благодарю вас за работу на уроке. Отметки за урок получили следующие учащиеся… |
|
Домашнее задание: внимательно перечитать записи в тетради, изучить схему, прочесть в учебнике по истории России параграфы 29-30, по всеобщей истории параграфы 33, 40. | Запись в дневниках |
АНАЛИЗ УРОКА.
Урок распланирован таким образом, чтобы он не был сведен к простому объяснению материала. С этой целью учителем заранее были подготовлены презентации и продуманы вопросы, на которые учащиеся должны были ответить после просмотра презентаций и ознакомления с материалами двух учебников: истории России и всеобщей истории. Урок должен был создать у обучающихся целостную картину событий 60-х годов ХХ века. Необходимо было сконструировать такую ситуацию, чтобы учащийся получил непредвзятый критический подход к информации и смог осуществить анализ этой информации, ее сопоставление, обобщение и структурирование. Учащиеся могли работать как индивидуально, так и в группах. Составленная учащимися схема является кратким конспектом текстов двух учебников, дает возможность легко запомнить полученные знания.
Цели урока были достигнуты: учащиеся получили необходимые знания, решая проблемные ситуации в диалоге с учителем; осуществляли поиск решения проблемы, получая дополнительные знания; применяли новые знания, делая вывод.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения.
2.История России. Т.2Учебное пособие для вузов, колледжей, лицеев, гимназий, школ.М.М.Горинов, А.А.Горский, А.А.Данилов и др.; Под ред. С.В.Леонова. М.:ВЛАДОС,1997.
3. Волобуев О.В., Кулешов С.В. История России, ХХ-начало ХХ1 века. М.,Мнемозина,2010 г.
4. Загладин Н.В. Всемирная история: ХХ век. М., «Русское слово», 2009.
5. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. Учебник для общеобразовательных учреждений под ред. Л.В.Полякова. «Просвещение» .ОАО «Московские учебники» .М: 2008.
6. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений: профильный уровень под ред. Л.Н.Боголюбова.»Просвещение».М: 2009
7. Симонова Е.В. История России. 11 класс: учеб.-метод. Пособие к учебнику О.В.Волобуева, В.С.Кулешова «История России ХХ – начало ХХ1 века. М.: Мнемозина,2010.
8.Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В. Экология Москвы и устойчивое развитие. Учебное пособие для 10-11 классов. МИОО ОАО «Московские учебники».М: 2008.
9 .Ягодин Г.А.,Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Методическое пособие для учителя по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». Центр «Школьная книга».,М, 2008
10. И.В.Ермакова, ДБН, Генетически модифицированные организмы (ГМО): борьба миров.
Издательство «Белые мальвы» М., 2010.
11. Интернет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no_2_prezentaciya_no_1urok_vremena_i_sudby_11_klass.ppt | 353 КБ |
no_4_shalamov.pptx | 1.12 МБ |
no_6_aleksandr_arkadevich_galich.pptx | 1.36 МБ |
no_7_hronika_sobytiy_sssr.pptx | 210.84 КБ |
no_8_spisok_aksyonov_vasiliy_pavlovich.pptx | 282.38 КБ |
shema.doc | 39 КБ |
urok_zapad._vremena_i_sudby.ppt | 952.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Варла́м Ти́хонович Шала́мов (5 июня 1907 — 17 января 1982 года) — русский прозаик и поэт советского времени. Создатель одного из литературных циклов о советских лагерях.
юность Варлам Шаламов родился 5 июня 1907 в Вологдев семье священника Тихона Николаевича Шаламова. Мать Варлама Шаламова, Надежда Александровна, была домохозяйкой. В 1914 году поступил в гимназию, но завершал среднее образование уже после революции. В 1924 году, после окончания вологодской школы 2-й ступени, приехал в Москву, работал два года дубильщиком на кожевенном заводе в Кунцеве . С 1926 по 1928 г. учился на факультете советского права МГУ, затем был исключён «за сокрытие социального происхождения»
репрессии 19 февраля 1929 года Шаламов был арестован за участие в подпольной троцкистской группе и за распространение дополнения к «Завещанию Ленина». Во внесудебном порядке как «социально-опасный элемент» был осуждён на три года лагерей. Отбывал наказание в Вишерском лагере. В 1932 году Шаламов возвращается в Москву, работает в ведомственных журналах, печатает статьи, очерки, фельетоны. В январе 1937 года Шаламова вновь арестовали за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» . Он был осуждён на пять лет лагерей и провёл этот срок на Колыме. Шаламов прошёл золотые прииски, таёжные командировки, работал на приисках «Партизан», Чёрное озеро, Аркагала , Джелгала , несколько раз оказывался на больничной койке из-за тяжёлых условий Колымы. 22 июня 1943 года его повторно осудили на десять лет за антисоветскую агитацию, состоявшую — по словам самого писателя — в том, что он назвал Бунина русским классиком.
После войны... В 1951 году Шаламов был освобождён из лагеря, но поначалу не мог вернуться в Москву. С 1946 года, окончив восьмимесячные фельдшерские курсы, стал работать в Центральной больнице для заключённых на левом берегу Колымы в посёлке Дебин и на лесной «командировке» лесорубов до 1953 года. Своей карьерой фельдшера Шаламов обязан врачу А. М. Пантюхову , который лично рекомендовал Шаламова на курсы фельдшеров. Затем жил в Калининской области, работал в Решетниково. Результатами репрессий стали распад семьи и подорванное здоровье. В 1956 году после реабилитации вернулся в Москву.
Кстати о семье С Галиной Гудзь Варлам Шаламов был дважды женат. В первый раз — на Галине Игнатьевне Гудзь (1909—1986), которая в 1935 родила ему дочь Елену. Вторым браком (1956—1965) был женат на Неклюдовой Ольге Сергеевне (1909—1989), также писательнице, сын которой (Неклюдов Сергей Юрьевич) известный русский фольклорист, доктор филологических наук.
творчество В 1932 году Шаламов вернулся в Москву после первого срока и начал печататься в московских изданиях как журналист. Также он опубликовал несколько рассказов. Одна из первых крупных публикаций — рассказ «Три смерти доктора Аустино ». В 1949 году на ключе Дусканья он впервые на Колыме, будучи заключённым, стал записывать свои стихи. После освобождения в 1951 году Шаламов вернулся к литературной деятельности. Однако с Колымы он уехать не мог. Лишь в ноябре 1953 года было получено разрешение на выезд. Шаламов приезжает в Москву на два дня, встречается с Пастернаком, с женой и дочерью. Однако жить в крупных городах ему нельзя и он уехал в Калининскую область, где работал мастером на торфоразработках, агентом по снабжению. И всё это время он одержимо писал один из главных своих трудов — «Колымские рассказы». Писатель создавал «Колымские рассказы» с 1954 по 1973 год.
Шаламов :Что я видел и понял в лагере Понял , что дружба, товарищество никогда не зарождается в трудных, по-настоящему трудных — со ставкой жизни — условиях. Дружба зарождается в условиях трудных, но возможных (в больнице, а не в забое). Понял, что человек позднее всего хранит чувство злобы. Мяса на голодном человеке хватает только на злобу — к остальному он равнодушен. Понял разницу между тюрьмой, укрепляющей характер, и лагерем, растлевающим человеческую душу. Понял , что человек стал человеком потому, что он физически крепче, цепче любого животного — никакая лошадь не выдерживает работы на Крайнем Севере. Увидел , каким веским аргументом для интеллигента бывает обыкновенная плюха. Что народ различает начальников по силе их удара, азарту битья. Понял , что можно жить злобой. Понял, что можно жить равнодушием. Понял, почему человек живет не надеждами — надежд никаких не бывает, не волей — какая там воля, а инстинктом, чувством самосохранения — тем же началом, что и дерево, камень, животное.
И физические и духовные силы мои оказались крепче, чем я думал, — в этой великой пробе, и я горжусь, что никого не продал, никого не послал на смерть, на срок, ни на кого не написал доноса. Видел , что женщины порядочнее, самоотверженнее мужчин — на Колыме нет случаев, чтобы муж приехал за женой. А жены приезжали, многие. Понял неудержимую склонность русского человека к доносу, к жалобе. Узнал, что мир надо делить не на хороших и плохих людей, а на трусов и не трусов. 95% трусов при слабой угрозе способны на всякие подлости, смертельные подлости. Научился «планировать» жизнь на день вперед, не больше. Понял, что воры — не люди. Я понял, что такое власть и что такое человек с ружьем.
Последние годы Последние три года жизни тяжелобольной Шаламов провёл в Доме инвалидов и престарелых Литфонда (в Тушине). Тем не менее и там он продолжал писать стихи. Наверное, последняя публикация Шаламова состоялась в парижском журнале «Вестник РХД». В 1981 году французское отделение Пен-клуба наградило Шаламова премией Свободы. 15 января 1982 года Шаламова после поверхностного обследования медицинской комиссией перевели в интернат для психохроников . Во время транспортировки Шаламов простудился, заболел пневмонией и скончался 17 января 1982 года.
Я здесь живу, как муха, мучась, Но кто бы мог разъединить Вот эту тонкую, паучью, Неразрываемую нить? Я не вступаю в поединок С тысячеруким пауком, Я рву зубами паутину, Стараясь вырваться тайком. И, вполовину омертвелый, Я вполовину трепещу, Еще ищу живого дела, Еще спасения ищу. Быть может, палец человечий Ту паутину разорвёт, Меня сомнёт и искалечит — И все же на небо возьмёт.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отец – экономист; Мать работала в консерватории; Дед – известный в городе педиатр; Дядя – литературовед; Брат – кинооператор; СЕМЬЯ
1920 г. – Севастополь 1923г.-Москва: Первая публикация – стихотворение «Мир в рупоре» ; Литературный институт им.Горького +Оперно-драматическая студия К.С. Станиславского; Театр-студия А.Н. Арбузова и В.Н. Плучека (1939г .); Дебют в драматургии; Путь
Призыв в армию выявили порок сердца освобождение от службы; Г. Грозный – работа в театре до декабря 1941 г.; Г. Ташкент – театральная группа во главе с Арбузовым; 1941 г.
С конца 1950-х годов Галич сочиняет песни , исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре; Творчество
Преуспел в жанре авторской песни так же, как и:
Песни: «Леночка» (1959), «Про маляров, истопника и теорию относительности» и «Закон природы» (1962) – диссонанс с официальной советской этикой; ЧЕРНАЯ ПОЛОСА
Пьесу «Матросская тишина» запретили к показу, заявив, что он искаженно представляет роль евреев в Великой Отечественной Войне;
Песни стали более глубокими и политически острыми - запрещено давать концерты; - не печатали; - не позволяли вупускать пластинки;
Выступал по квартирам; Его песни распространялись и передавали друг другу; Становится более популярным; ВОПРЕКИ ВСЕМУ
1968 г. – в Новосибирске прошел фестиваль авторской песни, где состоялся единственный публичный концерт Галича в СССР ; ОДНАЖДЫ
1969 г. – в издательстве «Посев» вышла книга его песен причина его исключения из Союза писателей СССР; Союза кинематографистов; Литфонда; Травля в печати; Прекращение публикации в прессе; ОТВЕРЖЕНИЕ
ЭМИГРАЦИЯ Версия 1 Версия 2 Выехал в Норвегию для участия в семинаре по творчеству Станиславского, но лишился советского гражданства; Эмигрировал по «израильской визе»;
Норвегия Мюнхен ( работал на американском радио «Свобода») Париж ; ЗАГРАНИЦА
15 декабря 1977 г., Париж – погиб от удара током, при подключении антенны к телевизору; А.А. Галич похоронен н н а кладбище Сент - Женевьв-де-Буа ; СМЕРТЬ
Театр на Таганке и «Современник» провели митинги его памяти; В театре Сатиры был устроен поминальный вечер; 1988 г. - А.А. Галича восстановили в Союзе кинематографистов, в Союзе писателей; 1993 г. – было возвращено российское гражданство; ПОСМЕРТНО
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сентябрь 1965 год – арест писателей А. Синявского и Ю. Даниэля, напечатавших свои произведения на Западе и обвиненных в «антисоветской агитации и пропаганде, направленной на подрыв Советской власти» 5 декабря 1965 года – в Москве на Пушкинской площади состоялось демонстрация под правозащитными лозунгами. Участники «митинга гласности» были арестованы.
Декабрь 1965 – февраль 1966 годов – в защиту подсудимых было написано более двух десятков петиций, которые подписали 80 человек, в том числе 60 членов Союза писателей. Однако Верховный суд СССР приговорил Синявского к 7-ми, а Даниэля к 5-ти годам лишения свободы. Январь 1967 года – арест группы Ю. Галанскова и А. Гинзбурга, занимавшейся самиздатом. 22 января 1967 года – состоялась демонстрация в их защиту, во время которой были арестованы и затем осуждены В. Хаустов, В. Буковский , И. Габай, В. Делоне, Е. Кушев.
30 апреля 1968 года – начало выхода в свет самиздатовского сборника «Хроника текущих событий». 25 августа 1968 года – демонстрация на Красной площади в Москве с протестом против ввода войск в Чехословакию, участники которой были приговорены к различным срокам лагерей и ссылки. 1969 год – создание координирующего органа правозащитного движения – Инициативной группы защиты прав человека в СССР, которая тут же написала письмо в ООН с перечислением фактов нарушения прав человека в СССР.
Начало 1970-х годов – появление национально-культурных движений на Украине и в Литве. Лето-осень 1972 года –арест членов группы П. Якира и В. Красина. Январь 1973 года – приостановлено издание «Хроники». В прессе была развернута травля духовных лидеров правозащитного движения А. Д. Сахарова и А. И. Солженицына. Солженицына выслали из страны.
Май 1974 года – возобновлено издание «Хроники текущих событий», осуществлено подпольное типографское издание книги «Архипелаг ГУЛАГ». 30 октября 1974 года – политзаключенные мордовских и пермских лагерей, а так же Владимирской тюрьмы проводят согласованную акцию – День политзаключенного. Май 1976 года – начало деятельности группы содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР, получившей широкую поддержку зарубежного общественного мнения и ряда западных правительств.
1980 год - задержан и без суда выслан в город Горький А. Д. Сахаров, арестованы последние оставшиеся на свободе руководители московской Хельсинской группы. 1984 год – закрыт Фонд помощи политзаключенным. 1980-1984 года – спад в движении правозащитников, что было обусловлено как ужесточением преследований со стороны властей, так и внутренними проблемами движения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Белинков Аркадий Викторович русский прозаик. В 1968 году Белинков вместе с женой сбежал в США.
Бродский Иосиф Александрович русский и американский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года. С 1972 - вынужденная эмиграция.
Бородин Леонид Иванович русский писатель. находился в заключении с 1967 по 1973 годы. 13 мая 1982 года за публикации на Западе и в самиздате был повторно арестован и приговорён, как «рецидивист», к 10 годам заключения и 5 годам ссылки. О т помилования отказался
Войнович Владимир Николаевич русский писатель, поэт и драматург. В декабре 1980 года был выслан из СССР В 1981 — лишён советского гражданства
Галич Александр Аркадьевич русский советский поэт, сценарист, драматург, автор и исполнитель собственных песен. В 1971 г. Галич был исключён из Союза писателей СССР. В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать.
Зиновьев Александр Александрович российский советский логик, социальный философ, выдающийся социолог; писатель. В 1939 году был исключён из МИФЛИ, затем арестован и подвергнут психиатрической экспертизе. 1978 года А. Зиновьев с семьей был выслан из СССР в ФРГ.
Копелев Лев Зиновьевич П исатель, публицист, ученый-германист, правозащитник, диссидент. В 1980 году писатель выехал в ФРГ.
Коржа́вин Нау́м Моисе́евич российский поэт, прозаик, переводчик и драматург эмигрировал в 1974 в США и обосновался в Бостоне.
Максимов Василий Максимович российский художник, передвижник, живописец-жанрист. Последние годы жизни Максимова оказались полны горькой нужды и лишений. Нужда и болезни свели художника в могилу.
Некрасов Виктор Платонович русский советский писатель, затем диссидент и эмигрант, лауреат Сталинской премии второй степени (1947). 21 мая 1973 года исключён из КПСС. 12 сентября 1974 года Виктор Платонович выехал из Киева в Цюрих. Далее жил в Париже. В самом начале восьмидесятых лишен советского гражданства.
Синявский Андрей Донатович русский литературовед, писатель, литературный критик, политзаключенный. Осенью 1965 года Синявский был арестован вместе с Ю. Даниэлем по обвинению в антисоветской пропаганде и агитации. В феврале 1966 года осуждён Верховным Судом на семь лет колонии.
Солженицын Александр Исаевич русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1970), д иссидент. февраль 1945 Солженицын был арестован, а затем отправлен в Москву, в Лубянскую тюрьму. Освобождён 13 февраля 1953 года . В 1968 году он был исключён из Союза писателей СССР. 12 февраля 1974 Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине и лишён советского гражданства. 13 февраля 1974 он был выслан из СССР.
Шаламов Варлам Тихонович русский прозаик и поэт советского времени. Создатель одного из литературных циклов о советских лагерях. 19 февраля 1929 года Шаламов был арестован за участие в подпольной троцкистской группе. Был осуждён на три года лагерей. В январе 1937 года Шаламова вновь арестовали за «контрреволюционную троцкистскую деятельность». О суждён на пять лет лагерей. 22 июня 1943 года его повторно осудили на десять лет за антисоветскую агитацию. В 1951 году Шаламов был освобождён из лагеря. 15 января 1982 года Шаламова после обследования медицинской комиссией перевели в интернат для психохроников . С кончался 17 января 1982 года .
Предварительный просмотр:
Недовольство режимом де Голля борьба негров за гражданские права
Причины причины
Протест против общества потребления борьба с обществом потребления
забастовки волнения
Захват университетов митинги США протест против войны во Вьетнаме
действия
Разгон демонстрантов ФРАНЦИЯ результаты приняты законы против сегрегации
Завершена война во Вьетнаме
Проведение референдумов
Результаты действие убийство лидеров
Де Голь ушел в отставку
Применение полицией силы
Избран новый президент
Расстрел митингующих
Либерализация жизни общества попытки демонстрации
Введение элементов рыночной экономики борьба с «ползучей сталинизацией»
Причины ЧССР причины
Реабилитация жертв репрессий требования исполнять законы
«пражская весна» действия
Плюаризм в политической жизни арест
результат
Ввод в страну войск стран ОВД СССР суд
Реформы свернуты действия диссидентов заключение в лагерь
Сменилось руководство строны результаты Высылка за границу
Помещение в психиатрическую лечебницу
Движение подавлено недовольство ушло «в глубь»
Лишение гражданства
1960-е годы