АТТЕСТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
п.1.1. Образование соответствует требованиям Единого квалификационного справочника Должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Диплом рег.номер 1032 о профессиональной переподготовке по теме "Практическая педагогика и психология дополнительного образования", 2016г; диплом зоотехника, 1984 г.
п.1.2. Прошла курсы повышения квалификации по теме "Проектная деятельность как средство формирования межличностных отношений у детей подросткового возраста", 2017г; "Организация летнего отдыха детей в современных условиях", 2017г; "Воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС", 2015г; участие в вебинаре "Методика коллективной творческой деятальности в развитии интеллектуальных способностей учащихся (на примере проектной деятельности,) 2018г; в семинаре для представителей органов местного самоуправления, руководителей оздоровиельных организаций, руководителей программ, организаторов детского отдыха и оздоровления , 2018г.; в практико-ориентированном семинаре "Взаимодействие семьи и школы. Ценностное воспитание", 2017г. Диплом о профессиональной переподготовке "Учитель астрономии", 2018г.
п.1.3. Полученные в процессе дополнительного профессионального образования знания использую при организации учебно-воспитательного процесса, при проектировании и корректировке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработке планов воспитательной работы и организации работы лагеря с дневным пребыванием детей (Программа "Лаборатория исследователя природы", "Школа проектной деятельности"; КИМ)
п 1.4. С 2014 года работаю над темой самоообразования «Проектная и исследовательская деятельность учащихся». В результате доработала и обновила дидактические материалы, практикумы для программ «Лаборатория исследователя природы» и «Школа проектной деятельности».
п.1.5 Планируемое самообразование соответствует стратегическим ориентирам в ХМАО- Югре государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие
образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы" (ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 октября 2013 г. N 413-п )- цели: 1. Обеспечение доступности качественного
образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого жителя Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
задачи: 8. Развитие системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей, лидеров в сфере образования. 8.5- Реализация образовательных программ в рамках летнего отдыха в
Югре.Направления - Обеспечение доступности дополнительного образования; Обеспечение качества и эффективности дополнительного образования детей путем
обновления содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей; обеспечение их преемственности на всех уровнях образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
п.1.1.Диплом допобразования | 1000.16 КБ |
п.1.2. | 1.3 МБ |
п.1.2. | 882.71 КБ |
п.1.2 | 1012.67 КБ |
п.1.2 | 867.3 КБ |
п.1.5. план самообразования | 362.01 КБ |
п.1.5. планируемое самообразование | 362.89 КБ |
vselennayaimy.docx | 315.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы: | 2 | |
Введение …………………………………………………………………. | 2 | |
1 | Пояснительная записка………………………………………………… | 3 |
2 | Содержание программы ………………………………………………... | 7 |
2.1. | Учебно-тематический план ……………………………………………. | 5 |
2.2. | Содержание учебно-тематического плана ……………………………. | 6 |
3 | Планируемые результаты ………………………………………………. | 7 |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий: | 7 | |
4 | Календарный учебный график …………………………………………. | 8 |
5 | Материально-техническое обеспечение программы………………….. | 9 |
6 | Информационное обеспечение программы …………………………… | 8 |
7 | Кадровое обеспечение программы ……………………………………. | 10 |
8 | Формы аттестации учащихся ………………………………………….. | 11 |
9 | Список литературы……………………………………………………... | 13 |
Приложение …………………………………………………………….. | 15 |
Введение
Название одной из самых древних наук человечества, изучающей Вселенную состоит из двух греческих сдов: "номос" - "закон", и "астрон" - "светило, звезда". Этот термин можно перевести как "закон звёзд". Астрономия – это целые тысячелетия наблюдений за небом, накопление разнообразных знаний, по сравнению с другими науками уровень этой науки был чрезвычайно высок уже в древности. Астрономия является не только научной, но также мировоззренческой дисциплиной, которая может показать единство законов природы, их применимость к небесным телам, звёздам, способная дать целостное представление о строении Вселенной и познаваемости мира.
Астрономия имеет огромное значение в современном обществе:
- Вопросы, связанные с измерением времени и обеспечением человечества знанием точного времени, решаются теперь специальными лабораториями – службами времени, организованными, как правило, при астрономических учреждениях. Вычисление и составление календаря, который широко применяется в народном хозяйстве, также основаны на астрономических знаниях;
- Астрономические методы ориентировки наряду с другими по-прежнему широко применяются в мореплавании и в авиации, а в последние годы – и в космонавтике;
- Составление географических и топографических карт, предвычисление наступлений морских приливов и отливов, определение силы тяжести в различных точках земной поверхности с целью обнаружения залежей полезных ископаемых;
- Исследования процессов, происходящих на различных небесных телах, позволяют астрономам изучать материю в таких ее состояниях, какие еще не достигнуты в земных лабораторных условиях. Астрономия тесно связана с физикой, химией, математикой, способствует их развитию и дает толчок развитию техники;
- Астрономия имеет исключительно большое значение в борьбе против идеализма, религии, мистических идей. Её роль в формировании научного мировоззрения огромна, именно астрономия доказывает материальность Вселенной, определяет положение Земли, а вместе с ней и человека в окружающем нас мире, во Вселенной.
История астрономии показывает, что она была и остается ареной ожесточенной борьбы материалистического и идеалистического мировоззрений. Отсюда вытекает необходимость изучения астрономии в образовательных учреждениях разного уровня.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
XX век был богат своими многочисленными научными достижениями и по праву считается веком космоса, так как именно с ним связано начало космической эры человечества, выход человека за пределы его родной планеты, освоение ближнего космического пространства. Любознательный человек всегда задумывался над вопросами, как и когда, образовалась наша Земля, из каких веществ состоит, каковы ее форма, размер, масса, что было в прошлом и что происходит сейчас в ее недрах и в ее космических окрестностях. Чтобы правильно сформировать умозаключения учащихся о наблюдаемых ими явлениях, дать наиболее целостное и истинное представление о мире, Вселенной, звездах и т.д., необходимо изучать астрономию.
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Вселенная и мы» имеет естественнонаучную направленность и нацелена на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе, имеет практическую направленность в виде изучения звездного неба и написания творческих проектов учащихся.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вселенная и Мы» (далее – Программа) по содержанию является естественнонаучной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой. Программа разработана с учетом современных требований к программам дополнительного образования.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Требованиями Министерства образования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года (распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 года № 91-рп).
- Концепцией системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утвержденной приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.07.2018 № 10-п-1058;
- Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утвержденными приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.08.2018 № 1142.
Новизна программы заключается в необходимости и возрастающей значимости космического образования в условиях все более широкого практического использования результатов космической деятельности и освоению человеком Космоса. Астрономия – это, прежде всего правильное научное мировоззрение, которое должно формироваться как можно ранее.
Актуальность программы:
Во-первых, знакомство с астрономией, с историей формирования представлений человека о Вселенной, с разнообразными методами исследований космоса необычайно расширяет кругозор.
Во-вторых, в процессе занятий астрономией развивается умение работать с информационными источниками, вести систематические наблюдения, обрабатывать результаты, формируются навыки обращения с разнообразным оборудованием.
В-третьих, это одна из немногих наук, при изучении которой учащиеся могут сами делать открытия и внести свой посильный вклад в изучение Космоса.
Кроме того, занятия астрономией делают жизнь более содержательной и интересной.
Для того чтобы правильно сформировать умозаключения учащихся о наблюдаемых ими явлениях, дать наиболее целостное и истинное представление о мире, Вселенной, звездах, Солнце и т.д., необходимо изучать астрономию. Данная программа нацелена на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе.
Педагогическая целесообразность. Программа позволяет восполнить отсутствие систематической информации по астрономии и космонавтике для учащихся среднего возраста. Главная особенность этой программы – развитие познавательного интереса детей к астрономии и проектной деятельности.
Цель программы: содействовать формированию целостного естественнонаучного мировоззрения учащихся.
Задачи программы:
обучающие:
- дать знания по астрономии в интересной и доступной форме;
- овладение основами организации проектно-исследовательской деятельности;
- формирование навыка работы с различными информационными источниками;
- формирование знаний о профессиях будущего в космической отрасли, надпрофессиональных навыков и компетенций;
развивающие:
- развитие образного и логического мышления, творческих способностей;
- развитие личностных качеств: аккуратности, усидчивости, трудолюбия;
- развитие умения работать индивидуально и в группе;
воспитательные:
- формирование у обучающихся основ научного мировоззрения и научных убеждений;
- формирование культуры публичного выступления;
- воспитывать гордость за исторические достижения отечественной науки и техники в деле освоения Космоса.
Отличительные особенности программы:
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий на основе следующих принципов обучения – индивидуальности; сознательности и активности; наглядности; доступности, научности и позволяет использовать Интернет в учебном процессе как источник систематической информации по астрономии и космонавтике. Программа составлена для учащихся средних классов, с учетом их первоначальных знаний, интересующихся космосом. В программе показана взаимосвязь наук и в частности астрономии и экологии. Комплектование групп для изучения программы осуществляется на добровольной основе, исходя из индивидуальных образовательных интересов и потребностей учащихся.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 11 - 14 лет.
Срок реализации программы – программа рассчитана на один год обучения (в объеме 144 часа.
Формы и режим организации образовательного процесса.
Основными формами проведения занятий являются: лекция, беседы, лабораторные и практические занятия, индивидуальное консультирование и самостоятельная работа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывами по 10 минут каждый учебный час и состоят из теоретической и практической частей. Количество часов и объем изучаемого материала позволяют принять темп продвижения по курсу программы, соответствующий возрасту учащихся средних классов.
Используемые формы занятий:
-по количеству учащихся - коллективная, групповая, индивидуальная;
-по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и учащихся - лекция, семинар, самостоятельная работа, практикум, экскурсия;
-по дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий. Большинство занятий в рамках программы комбинированные. Также программа предусматривает значительный объём самостоятельной работы учащихся.
Методы организации образовательного процесса
Реализация программы осуществляется с использованием таких методов обучения как объяснительно-иллюстративный (педагог объясняет и наглядно иллюстрирует учебный материал; осуществляется в форме лекции, беседы, демонстрации опытов, экскурсии, наблюдений) и репродуктивный метод (воспроизведение знаний при решении задач, воспроизведении опытов), широко используется метод проблемного обучения (реализуется в форме проблемного изложения учебного материала с использованием проблемных вопросов и решением проблемных задач), частично-поисковый метод (реализуется при выполнении практических работ), исследовательский метод (при выполнении исследований), применяются также методы дистанционного и дифференцированного обучения (домашнее задание, самостоятельный поиск информации).
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа. В связи со спецификой организации занятий и использованием лабораторного оборудования и инвентаря занятия для учащихся проводятся в группах от 10 до 15 человек, при необходимости группа разбивается на подгруппы.
Содержание Программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Раздел 1. | История изучения Вселенной. Ученые астрономы. Телескопы и обсерватории. | 8 | 4 | 4 |
Раздел 2. | Солнечная система. Планеты. | 42 | 10 | 32 |
Раздел 3. | Солнечная система. Малые тела. Космическая безопасность | 44 | 12 | 32 |
Раздел 4. | Вселенная. Большой Космос. Современный взгляд науки на Вселенную. Гипотезы, исследования, факты | 46 | 14 | 32 |
Раздел 5. | Атлас новых профессий. Профессии будущего. | 4 | 2 | 2 |
ИТОГО: | 144 | 42 | 102 |
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. История изучения Вселенной. Ученые астрономы. Телескопы и обсерватории (теория- 4 часа: практика 4 часа)
Раздел включает знакомство с планами работы, целями и назначением программы, технику безопасности в объединении. Теория: формирование науки астрономии, история изучения Вселенной.
Практика: Определение начальных знаний, умений, навыков (ЗУН). Знакомство с оборудованием для изучения Космоса.
Раздел 2. Солнечная система. Планеты. 42 часа (теория - 10 часов; практика - 32 часа)
Теория: Солнце – источник жизни, знакомство с Солнцем, Солнечной системой, планетами земной группы и исследованиями, и экспериментами на планетах Солнечной системы.
Практическая часть: решение тестов, наблюдение за изучаемыми объектами, сбор информации и подготовка рефератов.
Раздел 3. Солнечная система. Малые тела. Космическая безопасность. 44 часа (теория - 12 часов; практика - 32 часа)
Теория: Малые тела Солнечной системы: метеороиды, кометы, астероиды, пояс Койпера. Катастрофы в Солнечной системе. Кометно-астероидная опасность. Всемирная служба космической безопасности. Мифы и реальность.
Практика: решение тестов, подготовка рефератов по темам раздела программы. Знакомство с оборудованием.
Раздел 4. Вселенная. Большой Космос. Современный взгляд науки на Вселенную. Гипотезы, исследования, факты. 46 часов (теория - 14 часов; практика -32 часа)
Теория: Вселенная (Беспредельность). Масштабы Вселенной. Видимая и невидимая Вселенная. Галактики. Звездные скопления. Созвездия. Характеристики и классификация звезд. Звезды: жизненный цикл. Черные дыры. Кротовые норы. Эволюция Вселенной. Происхождение Жизни. Разум во Вселенной.
Практическая часть: решение тестов, подготовка рефератов по темам раздела программы. Изучение оборудования.
Раздел 5. Атлас новых профессий. Профессии будущего. 6 часов (теория - 4 часа; практика – 2 часа)
Теория: Знакомство с Атласом новых профессий. Развитие космической отрасли. Профессии будущего в космической отрасли: Космобиолог, Космогеолог, Проектировщик жизненного цикла космических сооружений. Менеджер космотуризма. Инженер-космодорожник. Учебные заведения.
Практическая часть: Надпрофессиональные навыки и умения. Тесты. Итоговое занятие.
Планируемые результаты
Предметные результаты.
По завершении изучения Программы обучающиеся получат представление:
– об истории открытий и изобретений в астрономии; о значении астрономии в жизни современного человека; о специфике проектно-исследовательской деятельности;
– о профессиях будущего в космической отрасли, о надпрофессиональных навыках и компетенциях.
будут знать:
– строение Солнца, Солнечной системы, планеты и малые тела Солнечной системы; историю исследования Солнечной системы и космических катастроф; строение Галактики и жизненный цикл звезд; о созвездиях и звездных скоплениях; о структуре и масштабах Вселенной;
– методику подготовки реферативных и проектно-исследовательских работ;
– Атлас новых профессий, образовательные организации по обучению профессиям будущего.
будут уметь:
– ориентироваться на звездном небе;
– работать со справочной литературой и тематическими сайтами для поиска информации;
– создавать реферативные и проектно-исследовательские работы и представлять их перед публикой.
Личностные результаты
Учащиеся разовьют самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей; способность к самоорганизации и самоконтролю, приобретут уверенность в своих силах; сформируют экологическую культуру.
Метапредметные результаты
Самостоятельное нахождение информации по каталогам, в Интернете, формулирование ключевых слов; структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; расширится круг интересов и знаний учащихся.
Регулятивные УУД. Учащиеся научатся определять цель, проблему в деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели. У учащихся сформируется проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, осмысление и интерпретация полученных результатов.
Коммуникативные УУД. Развитие умений слушать и понимать других, с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения), использование ИКТ как инструмент для достижения своих целей.
Познавательные УУД. Развитие умений работать с разными видами информации: текст, рисунок, знак, схема. научаться обобщать и классифицировать предметы по какому - либо общему признаку; выявлять закономерности в чередовании предметов; наблюдать. Понимание смысла терминов.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Календарный учебный график реализации Образовательной программы Муниципального бюджетного учреждения молодежи и дополнительного образования «Центр молодежи и дополнительного образования» (далее – Центр) разработан в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п.92; ст.47, п.5) и утвержден приказом Центра от 31.08.2018 № 233 «Об организации учебно-воспитательного процесса на 2018-2019 учебный год».
Настоящий Календарный учебный график Центра составлен с учетом мнений участников образовательных отношений: учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, педагогических работников и определяет чередование учебной деятельности и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года, а также систематизирует организацию учебного года.
Начало и окончание учебного года устанавливаются Центром в соответствии с годовым календарным учебным графиком и учебным планом образовательной программы.
Учебный год в Центре начинается с 3 сентября 2018 года и продолжается до 31 августа 2019 года. (Если первый учебный день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним рабочий день). Продолжительность учебного года составляет 50 учебных недель.
Центр реализует дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
В процессе освоения дополнительных общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются Центром самостоятельно.
Учебный год | Летний период* | |
Дата (с какого по какое) | с 03.09.2018г. по 31.05.2019г. | с 01.06.2019г. по 31.08.2019г. |
Количество недель, дней | 37 учебных недель, 254 дня | 13 недель, 91 день |
Учебный период Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в системе персонифицированного финансирования | Итого недель, дней в учебном периоде | |||
I полугодие | II полугодие | |||
Период | Кол-во недель, дней | Период | Кол-во недель, дней | 37 недель, 254 дня |
03.09-29.12.2018г. | 17 недель, 117 дней | 09.01-31.05.2019г. | 20 недель, 137 дней | |
Сроки организации промежуточного и итогового контроля | ||||
17.12-28.12.2018г.; 13.05-27.05.2019г. | ||||
Учебный период Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и образовательных проектов в летний период | Итого недель, дней в учебном периоде | |||
Период | Количество недель, дней | |||
01.06-31.08.2019г. | 13 недель, 91 день | 13 недель, 91 день | ||
Итого в учебный период с 03.09.2018г. по 31.08.2019г. | 50 недель |
Методическое и техническое обеспечение
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Для реализации программы имеются:
- учебный кабинет, оснащенный школьной мебелью и оргтехникой, ноутбук, принтер, сканер;
- методические комплексы, состоящие: из информационного материала и конспектов; презентаций Power Point, рефератов по темам программ, технологических и инструкционных карт; методических разработок и планов конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям;
- материалы для контроля и определения результативности занятий: тесты, вопросники, контрольные упражнения; систематизирующие и обобщающие таблицы; схемы и алгоритмы заданий, деловые и развивающие игры;
- учебная и научная литература (словари, справочники, познавательная литература).
- Телескоп (Sky-Watcher Dob 10" (250/1200); Meade ETX-105; PST-40)
Аксессуары:
окуляр Sky-Watcher Zoom 8–24 мм
линза Барлоу Sky-Watcher 2x, 1,25" (с адаптером для камеры)
лунный фильтр Sky-Watcher 1,25"
цифровая камера Levenhuk T300 PLUS;
-Бинокли (Celestron SkyMaste);
- Астропланетарий (Bresser Delux);
-Мобильный планетарий сферический;
- Подвижная карта звездного неба;
Печатные материалы:
-комплект постеров Levenhuk «Космос»;
-справочник астронома-любителя «Увидеть все!», А.А. Шимбалев;
-пособие «Хронология развития отечественной космонавтики» (настольное);
-карта звездного неба (ламинированная, настенная);
-книга знаний «Космос. Непустая пустота».
Дополнительно:
-Модель «Строение Солнечной системы»;
-Теллурий. Модель «Солнце, Земля, Луна»;
-Карта звездного неба (настенная);
-Карта звездного неба (ламинированная, настольная);
-Пособие «Хронология развития отечественной космонавтики» (настенное);
-Пазл детский «Космос» (на подложке, 63 элемента);
-Карта детская «Наши достижения в космосе» (настольная);
-Карта детская «Наши достижения в космосе» (настенная);
-Глобус звездного неба диаметром 120 мм;
-Глобус звездного неба диаметром 320 мм;
-Глобус Луны диаметром 120 мм;
-Глобус Луны диаметром 320 мм;
-Глобус Марса диаметром 320 мм;
-Глобус Марса диаметром 320 мм (с подсветкой);
-Глобус звездного неба диаметром 210 мм (с подсветкой);
-Глобус Луны диаметром 210 мм (с подсветкой);
-Глобус звездного неба диаметром 210 мм;
-Глобус Земли для детей диаметром 210 мм (с подсветкой).
Кадровое обеспечение
В реализации Программы задействован педагог дополнительного образования, имеющий высшую квалификационную категорию, прошедший профессиональную переподготовку по программе дополнительного профессионального образования «Учитель астрономии. Технологии проектирования и реализации учебного процесса в средней школе с учетом требований ФГОС», 340 часов (диплом о профпереподготовке).
Формы аттестации
Для определения результативности обученности учащихся предусмотрены следующие виды контроля:
- входной (начальный) – выявление уровня мотивации изучения предмета на начало учебного года;
- текущий (промежуточный) - проводится за полугодие в форме теста, после каждой пройденной темы и состоит из нескольких вопросов, на которые надо выбрать один правильный вариант.
- итоговый - осуществляется в конце учебного года и проводится в форме тестирования. Тест состоит из вопросов по всей тематике программы обучения.
Мониторинг результатов обучения учащихся осуществляется на основании материала в Приложении.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы происходит во время собеседования, проведения викторин, тематических игр по астрономии, конкурсов, конференций, открытых занятий, тестов, использования кроссвордов, загадок, ребусов по астрономии и пр., а также в процессе педагогического наблюдения.
Критерии оценки результативности
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
– высокий уровень – учащийся освоил практически весь объем знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
– средний уровень – у учащегося объем усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
– низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% объема знаний, предусмотренных программой; учащийся, как правило, избегает употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
– высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;
– средний уровень – у учащегося объем усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
– низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Результаты аттестации фиксируются в Протоколе аттестации учащихся, который является одним из отчетных документов.
Учащемуся (по запросу) освоившему дополнительную общеобразовательную программу и успешно прошедшему итоговую аттестацию, выдается справка об обучении утвержденного образца руководителем Центра
Итоговая аттестация проводится согласно Положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся муниципального бюджетного учреждения молодежи и дополнительного образования «Центр молодежи и дополнительного образования».
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: протоколы аттестации учащихся (на начало учебного года, за полугодие, за учебный год); аналитический материал, дипломы, грамоты, электронный журнал учета, материал анкетирования и тестирования, готовая работа или проект, перечень готовых работ или проектов, фотоматериалы, статья и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал по итогам проведения диагностики, открытое учебное занятие, защита творческих работ и проектов, олимпиада, конкурс, научно-практическая конференция, отчет итоговый и др.
Система контроля и оценки детских достижений дает возможность проследить развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для их развития, определить степень освоения программы и своевременно внести корректировку в образовательно-воспитательный процесс.
Список литературы
для педагогов:
1. Астрономический Вестник. - М.: Наука.
2. Афанасьев И., Лавренов А. Большой космический клуб. - М.: 2006.
3. Звездный. Сборник. - М.: Московский рабочий, 1982.
4. Кононович Э.В., Мороз В.И. Общий курс астрономии. - М.: Едиториал УРСС, 2001.
5. Космонавтика. Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1985.
6. Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии. - М.: Эдиториал УРСС, 2002.
7. Муртазов А.К. Экология околоземного космического пространства. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004.
8. Теребиж В.Ю. Современные оптические телескопы: Учеб. пособие для вузов. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005.
9. Угольников О.С. Небо начала века. - М.: А.Д. Сельянов, 2000.
10. Физика космоса. Маленькая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1986.
11. Гиндилис Л.М. SETI: Поиск Внеземного Разума. - М.: Физматлит, 2004- 648 с.
12. Уллерих Клаус. Ночи у телескопа. - М.: Мир Год, 1966 - 268 с.
для обучающихся и родителей:
1. Аткинсон С. Астрономия. Энциклопедия окружающего мира. - М.: Росмэн, 1997.
2. Дубкова С.И. Прогулки по небу. Атлас созвездий. - М.: Белый город, 2000.
3. Космос. Сверхновый атлас Вселенной / Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2005.
4. Маран Стивен П. Астрономия для "чайников" / Пер. с англ. - М.: Диалектика-Вильямс, 2004. 13
5. Хабер Х.. Звезды. - М.: Слово, 1994.
6. Энциклопедический словарь юного физика. - М.: Педагогика пресс, 1995.
7. Юбелакер Э. Солнце. - М.: Слово, 1995
8. Маковецкий П.В. Смотри в корень. Сборник любопытных задач и вопросов. - М.: Наука, 1979.
для обучающихся и педагога:
1. Астрономия. Энциклопедия. - М.: Аванта+ , 2006.
2. Биология. Энциклопедия. - М.: Аванта+ ,
3. Земля и Вселенная. - М.: Наука.
4. Космонавтика. Энциклопедия. - М.: Аванта+ , 2007.
5. Новости Космонавтики. - М.: Издательский дом Журнал «Российский Космос»
6. Сборник тезисов участников Московского открытого конкурса исследовательских проектов школьников. - М.: МГДД(Ю)Т, 2006.
7. Физика. Энциклопедия. - М.: Аванта+
8. Химия. Энциклопедия. - М.: Аванта+
9. Эксперимент в Космосе. Московская открытая научно-образовательная программа. Положение о конкурсе исследовательских проектов школьников. - М.: МГДД(Ю)Т, 2005, 2007.
10. Пшеничнер Б.Г. Космос безграничный, загадочный, грозный. Издательство: - М.: Серафим и София, Мой учебник. 2011 г.
Информационные источники:
- http://masters.donntu.org/2011/fkita/gorbunov/ind/index.htm
- Сайт Федерального Космического Агентства.
- Режим доступа: http://www.roscosmos.ru
- Сайт журнала "Новости Космонавтики": номера журнала в электронном виде, форум, новости - наиболее адекватный русскоязычный сайт с новостями.
- Режим доступа: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru
- Сайт Энциклопедия «Космонавтика», А. Железняков.
- Режим доступа: http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications
- Сайт «Космический мир. Информация о российском космосе».
- Режим доступа: http://www.cosmoworld.ru
- Сайт «Информационный центр орбитального комплекса "МИР"».
- Режим доступа: http://www.cosmoworld.ru/mirstation/index.shtml
- Сайт «NASA TV - прямые трансляции в Интернет».
- Режим доступа: http://www.nasa.gov/multimedia/nasatv/index.html
- Сайт Ракетно-космической корпорации "Энергия" им. С.П.Королева.
- Режим доступа: http://www.energia.ru
- Сайт «Государственный Центр подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина».
- Режим доступа: http://www.gctc.ru
- Сайт НПО им. С.А.Лавочкина.
- Режим доступа: http://www.laspace.ru
- Сайт «Космодром.ру».
- Режим доступа: http://www.kosmodrom.ru
- Сайт «Астронет».
- Режим доступа: http://www.astronеt.ru
- Сайт «Космическая Энциклопедия ASTROnote».
- Режим доступа: http://www.astronaut.ru
- Сайт «Институт космических исследований РАН».
- Режим доступа: http://arc.iki.rssi.ru
- Сайт «Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн».
- Режим доступа: http://www.izmiran.rssi.ru
- Сайт «Телестудия РОСКОСМОС».
- Режим доступа: http://tvroscosmos.ru
- Сайт «Кosmos-x».
- Режим доступа: http://kosmos-x.net.ru
- «История астрономии». Электронный ресурс.
- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/История_астрономии
- «Древняя астрономия и современная астрономия». Электронный ресурс.
- Режим доступа: http://www.prosvetlenie.org/mystic/7/10.html
- «Практическое и идеологическое значение астрономии». Электронный ресурс.
-Режим доступа: http://space.rin.ru/articles/html/389.html
- «Начала астрономии. Гномон - астрономический инструмент». Электронный -Ресурс. Режим доступа: http://www.astrogalaxy.ru/489.html
- «Астрономия XXI века - Астрономия в XX веке». Электронный ресурс.
-Режим доступа: http://astroweb.ru/hist_/stat23.htm
- «Астрономия» Электронный ресурс.
-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Астрономия
- «Астрономия XXI века - Итоги XX и задачи XXI века». Электронный ресурс.
-Режим доступа: http://astroweb.ru/hist_/stat29.htm
- «Компьютерный планетарий RedShift». Электронный ресурс.
-Режим доступа: http://www.bellabs.ru/RS/index.html
- «Google Планета Земля». Электронный ресурс.
-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Планета_Земля
- «Google Maps». Электронный ресурс.
-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Maps
- «Celestia». Электронный ресурс.
-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Celestia
- «KStars». Электронный ресурс.
-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/KStars
- «Stellarium». Электронный ресурс.
-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Stellarium
Приложение
Мониторинг результатов обучения учащихся
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики |
Теоретическая подготовка | ||||
А) теоретические знания | Соответствие теоретических знаний программным требованиям; | Минимальный уровень: овладение менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; | 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос |
Средний уровень: Объем усвоенных знаний более ½; | 2 | |||
Максимальный уровень: освоен практически весь объем знаний, предусмотренный программой за конкретный период времени; | 3 | |||
Б) владение специальной терминологией; | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии. | Минимальный уровень: овладение менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; | 1 | Тестирование, собеседование. |
Средний уровень: Объем усвоенных знаний более ½; | 2 | |||
Максимальный уровень: освоен практически весь объем знаний, предусмотренный программой за конкретный период времени; | 3 | |||
Практическая подготовка: | ||||
А) Практические умения и навыки предусмотренные программой; | Соответствие практических умений и навыков программным требованием; | Минимальный уровень: овладение менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой | 1 | Практическая работа, предусмотренная программой. |
Средний уровень: Объем усвоенных знаний более ½; | 2 | |||
Максимальный уровень: освоен практически весь объем знаний, предусмотренный программой за конкретный период времени; | 3 | |||
Б) Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Минимальный уровень: овладение менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; | 1 | Самостоятельная работа, Защита проектов, Проведение игровых программ. |
Средний уровень: Объем усвоенных знаний более ½; | 2 | |||
Максимальный уровень: освоен практически весь объем знаний, предусмотренный программой за конкретный период времени; | 3 | |||
Общеучебные умения и навыки: | ||||
А) учебно-интеллектуальные умения; | Самостоятельность в подборе и анализе литературы, пользование компьютерными источниками информации | Минимальный уровень: овладение менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; | 1 | Анализ выступлений, проектов. |
Средний уровень: Объем усвоенных знаний более | 2 | |||
Максимальный уровень: освоен практически весь объем знаний, предусмотренный программой за конкретный период времени; | 3 | |||
Б) Выступление перед аудиторией; | Свобода во владении и подачи подготовленной информации. | Минимальный уровень: овладение менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой | 1 | Проведение игровых программ, участие в круглых столах, диспутах |
Средний уровень: Объем усвоенных знаний более ½ | 2 | |||
Максимальный уровень: освоен практически весь объем знаний, предусмотренный программой за конкретный период времени | 3 | |||
Учебно-организаторские умения и навыки: | ||||
А) Умение в организации рабочего места; | Самостоятельность в подготовке рабочего места и его уборка | Минимальный уровень: овладение менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; | 1 | Наблюдение |
Средний уровень: Объем усвоенных знаний более ½; | 2 | |||
Максимальный уровень: освоен практически весь объем знаний, предусмотренный программой за конкретный период времени; | 3 | |||
Б) Навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности; | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям. | Минимальный уровень: овладение менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; | 1 | Наблюдение |
Средний уровень: Объем усвоенных знаний более ½; | 2 | |||
Максимальный уровень: освоен практически весь объем знаний, предусмотренный программой за конкретный период времени; | 3 |