План урока по физике в восьмом классе
Испарение и конденсация. Насыщенный пар.
Продолжительность урока – 45 минут.
Цели урока:
1. Образовательная: в ходе творческой индивидуальной и групповой работы учащихся ввести понятия о процессах испарения и конденсации пара.
2. Развивающая: развивать логику, умение сопоставлять, анализировать, делать теоретические выводы на основе эксперимента.
3. Воспитывающая: воспитывать познавательную активность, уверенность в собственных силах, учить детей работать в группах, воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности за своих товарищей.
Тип урока:
урок изучения нового материала.
Используемые технологии:
1. Игровые.
2. Обучение в сотрудничестве.
3. Информационно – коммуникативные.
4. Проблемное обучение.
Оборудование:
карточки с задачами, компьютер, проектор, диск «Электронное приложение к учебнику физики»
(Физика. 8 класс. Электронное приложение к учебнику. Авторы: Белага В.В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю.А., М., Просвещение, 2011.),
лабораторное оборудование для проведения эксперимента (индивидуально для каждой группы учащихся).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_vosmoy_klass.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока по физике в восьмом классе
Испарение и конденсация. Насыщенный пар.
Учитель: Шворак Е.К.
(МОУ СОШ № 11 пос. Дружба Раменского района Московской области)
Продолжительность урока – 45 минут.
Цели урока:
1. Образовательная: в ходе творческой индивидуальной и групповой работы учащихся ввести понятия о процессах испарения и конденсации пара.
2. Развивающая: развивать логику, умение сопоставлять, анализировать, делать теоретические выводы на основе эксперимента.
3. Воспитывающая: воспитывать познавательную активность, уверенность в собственных силах, учить детей работать в группах, воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности за своих товарищей.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Используемые технологии:
- Игровые.
- Обучение в сотрудничестве.
- Информационно – коммуникативные.
- Проблемное обучение.
Оборудование: карточки с задачами, компьютер, проектор, диск «Электронное приложение к учебнику физики» (Физика. 8 класс. Электронное приложение к учебнику. Авторы: Белага В.В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю.А., М., Просвещение, 2011.), лабораторное оборудование для проведения эксперимента (индивидуально для каждой группы учащихся).
Ход урока:
(Для проведения урока класс делится на 4 группы.
2. Постановка цели урока:
Проблемная ситуация: мы знаем, что роса, появившаяся утром на траве, к полудню исчезает, лужи после дождя высыхают, жидкость в открытом сосуде со временем убывает. Однако молекулы жидкости не могут бесследно исчезнуть. Куда же они деваются?
(жидкость превращается в пар)
Приведите примеры образования пара.
(пар над кипящим чайником, облака)
Учитель вместе с учениками приходит к выводу, что существует два способа парообразования: испарение и кипение.
Тема сегодняшнего урока: ИСПАРЕНИЕ (на экране).
2. Основная часть.
- определение испарения – на экране (электронное приложение);
- схема испарения - на экране (электронное приложение).
От каких факторов зависит скорость испарения?
- Работа в группах: у каждой группы на столе лежит карточка с экспериментальным заданием («сегодня мы с вами будем исследователями, у каждой группы своя лаборатория и свой руководитель – капитан команды»).
I группа. У вас на столе имеются две влажные салфетки. Положите одну из них на стол, другую на батарею. По результатам эксперимента сделайте вывод о причине разной скорости испарения жидкости в двух случаях.
II группа. Капните две капли воды на твёрдую поверхность, одну оставьте без изменения, а другую разотрите пальцем по поверхности. По результатам эксперимента сделайте вывод о причине разной скорости испарения жидкости в двух случаях.
III группа. Капните две капли воды на твёрдую поверхность, возьмите насос и с его помощью направьте струю воздуха на одну из капель, а вторую каплю оставьте без изменения. По результатам эксперимента сделайте вывод о причине разной скорости испарения жидкости в двух случаях.
IV группа. В двух шприцах на вашем столе две разные жидкости: вода и спирт. Капните на одну бумажную салфетку несколько капель воды, а на другую столько же капель спирта. Через 2 - 3 минуты сделайте вывод о причине разной скорости испарения жидкости в двух случаях.
Выступление учащихся по результатам эксперимента.
На экране – план:
- Какая задача была перед вами поставлена?
- Какой эксперимент вы провели?
- Ваш вывод о причине скорости испарения жидкости.
Подведение итогов: на экране таблица из электронного приложения «факторы, от которых зависит скорость испарения жидкости».
Выставление оценок командам (макс. – 3 балла) – см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Динамическая пауза.
Исследование изменения внутренней энергии при испарении.
Все команды выполняют одинаковое задание: измеряют температуру сухим термометром, затем оборачивают резервуар термометра влажным ватным диском и опять измеряют температуру.
Задание: объяснить причину понижения температуры.
Командам даётся 1 минута на обсуждение вопроса. Команда, правильно объяснившая данное явление, получает 1 балл.
Введение понятия «испарение»:
На экране – слайд «облака».
Вопрос: что происходит с паром после того, как он собрался в облака?
(В верхних слоях атмосферы температура ниже, чем вблизи поверхности Земли, скорость молекул уменьшается и они собираются в капли. Когда капли становятся большими, идёт дождь.)
Учитель подводит учащихся к определению понятия процесса конденсации (на экране, из электронного приложения).
Вопрос: где ещё можно наблюдать конденсацию водяного пара?
(Капли воды на стёклах окон, на крышках кастрюль, выпадение росы и т. д.)
Учитель: у вас на столах находятся стаканы с водой, закрытые крышками. Поднимите крышку, на ней кальки воды. Испарившиеся молекулы собираются в капли, возвращаются в сосуд с водой, а затем вода опять испаряется. Когда число молекул, испарившихся за единицу времени будет равно числу молекул, вернувшихся в жидкость за это же время, наступает динамическое равновесие.
На экране слайды – «динамическое равновесие между паром и жидкостью»; «нарушение динамического равновесия при изменении температуры».
Насыщенный и ненасыщенный пар – определение на экране(электронное приложение).
3. Закрепление изученного на уроке.
Представитель каждой команды после короткого обсуждения в группе отвечает на вопрос из раздела «ЭКЗАМЕНАТОР» электронного приложения, проверяется правильность ответа и в ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ставится оценка команде (1 балл за правильный ответ).
4. Контроль знаний.
Каждая команда получает бланк с заданиями (5 вопросов с выбором ответа), 5 минут на выполнение задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Затем команды меняются бланками и осуществляют проверку, за каждый правильный ответ – 1 балл. Ключ для проверки – на доске. Баллы по результатам выставляютя в таблицу (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
5. Подведение итогов урока.
С помощью ПРИЛОЖЕНИЯ 1 производится подсчёт баллов и выставление оценок группам учащихся:
6 -7 баллов – оценка «3»
8 - 9 баллов – оценка «4»
10 и более баллов – оценка «5»
6. Домашнее задание: §12,т/т стр.19 №12,13.14, стр. 21 №5 (на экране).
7. Рефлексия: 1) Какая часть урока вам запомнилась лучше других?
2) Что вам больше всего запомнилось в этой части урока?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
КОМАНДА | Эксперимен-тальное задание | Ответы учащихся | Закрепление изученного. | Тест | Итог |
I. 1. 2. 3. 4. | |||||
II. 1. 2. 3. 4. | |||||
III. 1. 2. 3. 4. | |||||
IV. 1. 2. 3. 4. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Тест для учащихся.
- Переход вещества из жидкого состояния в газообразное:
а) конденсация
б) сублимация
в) парообразование
г) десублимация
2. При испарении внутренняя энергия жидкости:
а) увеличивается
б) уменьшается
в) не изменяется
г) зависит от рода жидкости
3. Испарение жидкости происходит:
а) только при температуре кипения
б) только при температуре плавления
в) при любой температуре
г) только при температуре кристаллизации
4. К факторам, которые влияют на скорость испарения жидкости, не относятся:
а) температура
б) площадь поверхности жидкости
в) время наблюдения
г) род жидкости
5. Испарение – это парообразование, которое…
а) …происходит с поверхности жидкости»;
б) …наступает при нагревании жидкости;
в) …наблюдается лишь у некоторых жидкостей.
6. Динамическое равновесие между паром и жидкостью наступает…
а) …когда масса пара становится равной массе жидкости;
б) …когда число молекул, вылетающих из жидкости, становится равным числу молекул пара, вылетающих из неё;
в) … когда число молекул пара становится столь большим, что испарение прекращается.
КЛЮЧ К ТЕСТУ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
в | б | в | в | а | б |
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время на уроке |
1 | Организационный момент | Организация учащихся в группы. | Занять свои места согласно списку на доске | 2 мин |
2 | Объявление темы урока. Постановка цели урока. | Учитель при помощи создания проблемной ситуации подводит учащихся к определению темы урока | Учащиеся под руководством учителя приходят к выводу о существовании двух видов парообразования, один из которых будет изучаться на данном уроке | 5 мин |
3 | Изучение нового материала. Задачи: - развитие умений анализировать результаты эксперимента, делать соответствующие теоретические выводы; - развитие коммуникативных навыков общения. | Учитель направляет работу учащихся, следит за соблюдением техники безопасности, оценивает ответы представителей команд. | Выполняют фронтальный эксперимент, делают теоретические выводы. | 20 мин |
Динамическая пауза | 1 мин | |||
4 | Первичная проверка знаний и закрепление учебного материала Задачи: - установить правильность и осознанность учащимися изученного материала. | Создаёт условия для представителю каждой группы для ответа на поставленный вопрос и проведение самооценки. | Обсуждают правильность ответа в группах, представитель команды даёт ответ и проверяет его правильность при помощи электронного приложения. | 3 мин |
5 | Контроль полученных на уроке знаний. Задача: - Организовать деятельность учащихся по применению полученных на уроке знани . | Учитель предлагает выполнить тест в группах и осуществить взаимоконтроль. | Учащиеся выполняют тест (Приложение 2), проверяют правильность выполнения теста членами соседней команды. | 6 – 7 мин |
6 | Подведения итогов урока. Задача: Дать количественную оценку работы класса и учащихся. | Используя данные об ответах учащихся (Приложение 1), учитель выставляет оценки учащимся. | Выставление оценок в дневники и готовят их для подписи учителя. | 2 мин |
7 | Информация о домашнем задании. | Домашнее задание: § 12 т/т стр.19 №12,13.14, стр. 21 №5 (на экране). | Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. | 2 мин |
8. | Этап рефлексии. Задача: Инициировать рефлексию. | Учитель выводит на экран вопросы: - Какая часть урока запомнилась вам больше других? - Что больше всего запомнилось вам в этой части урока? | Учащиеся высказывают своё мнение об отдельных этапах урока. | 2 – 3 мин |