Занимательная математика
- Программы по занимательной математике.
-Олимпиады.
-Занимательные задачи.
-История математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rayonaya_olimpiada_po_matematike_2010.zip | 58.04 КБ |
distantsionnaya_olimpiada_po_matematike_1-11_klass.zip | 1.2 МБ |
olimpiapda_ot_videourok_otvety_5-7_klass.zip | 17.97 КБ |
programma_zanimatelnaya_matematika.docx | 1.12 МБ |
matematicheskaya_igra.rar | 121.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап 2010–2011 уч. г.
Ответы. Указания
7.1 Две машины едут по трассе скоростью 80 км/ч и с интервалом 10 м. У знака ограничения скорости машины мгновенно снижают скорость до 60 км/ч. С каким интервалом они будут двигаться после знака ограничения?
Ответ. 7,5 м.. Указание. Пусть v (м/час) – скорость машин до знака, u (м/час) – скорость машин после знака. Вторая машина проедет знак позже первой на 10/v (час). За это время первая машина проедет 10u/v (метров) =10⋅6/8 =7.5 метров. Этот интервал и будет сохраняться после знака.
7.2 Из прямоугольника размером 8×11 клеток требуется по линиям сетки вырезать несколько квадратов так, чтобы не было одинаковых квадратов. Какое наибольшее число квадратов можно вырезать?
Ответ. 5 квадратов. Указание. 6 квадратов вырезать не удастся, т.к. даже самые маленькие 6 квадратов занимают площадь 1+4+9+16+25+36=91, что превосходит площадь прямоугольника. (Другое рассуждение, приводящее к тому же выводу без привлечения площадей, основано на следующем: если мы поместим два квадрата со стороной 6 и 5, то они примыкают друг к другу, и тогда для квадрата со стороной 4 не хватит места, т.к. 5+4>8).
5 квадратов со сторонами от 1 до 5 разместить очень просто (например, поместим квадрат со стороной 5 в угол прямоугольника и приставим к одной его «свободной» стороне квадрат со стороной 4, а к другой – квадраты со сторонами 3 и 2).
7.3 В шестизначном числе зачеркнули одну цифру и получили пятизначное. Из исходного числа вычли это пятизначное число и получили 654321. Найдите исходное число.
Ответ. 727 023. Указание. Заметим, что зачёркнута была последняя цифра, т.к. в противном случае после вычитания последняя цифра числа была бы нулевой. Пусть y – последняя цифра исходного числа, x – пятизначное число после зачёркивания. Тогда полученное число равно 10x+y–x = 9x+y =654 321. Деля это число на 9 с остатком (и учитывая, что y не превосходит 9), получим остаток y=3 и частное x=727 02.
7.4 а) Имеется 9 палочек длины 1, 2, …, 9. Можно ли из них сложить равносторонний треугольник? (Палочки нельзя ломать, их можно прикладывать концами друг к другу; требуется использовать все палочки.) б) Аналогичная задача, если имеется 10 палочек длины 1, 2, …, 10.
Ответ. а) Можно, б) нельзя.. Указание. а) Сосчитав сумму длин 1+2+…+9=45, разобьём палочки на три группы с суммой длин 15 в каждой. Это можно сделать, например, так: 9+6=8+7=6+5+4+3+2+1. Палочки каждой группы приставим друг к другу, сложив тем самым соответствующую сторону треугольника. б) Сумма 10 палочек равна 55, она не делится на 3, и поэтому сложить треугольник нельзя.
7.5 Даны натуральные числа a и b. Обязательно ли они оканчиваются на одну и ту же цифру, если известно, что: а) числа и оканчиваются на одну и ту же цифру; б) числа и оканчиваются на одну и ту же цифру?
Ответ. а) Да, обязательно, б) нет.. Указание. а) Вычитая эти два числа и , получаем, что разность a– b делится на 10, т.е. a и b оканчиваются на одну и ту же цифру. б). Можно взять, например, a=1 и b=6, тогда оба числа и оканчиваются на 9.
8.1 Две машины едут по трассе скоростью 80 км/ч и с интервалом 10 м. У знака ограничения скорости машины мгновенно снижают скорость до 60 км/ч. С каким интервалом они будут двигаться после знака ограничения?
. Указание: см. задачу 7.1
8.2 В шестизначном числе зачеркнули одну цифру и получили пятизначное. Из исходного числа вычли это пятизначное число и получили 654321. Найдите исходное число.
Указание: см. задачу 7.3
8.3 Дан треугольник ABC. Точка M лежит на стороне BC. Известно, что AB = BM и AM = MC, угол B равен 100°. Найдите остальные углы треугольника ABC.
Ответ. угол А=60°, угол В= 20°. Указание. Треугольники ABM и AMC – равнобедренные, поэтому углы при их основаниях равны. Обозначим эти углы x и y соответственно. Тогда по свойству внешнего угла AMB для треугольника AMC, имеем x=2y. Отсюда сумма углов A и C равна 4y=180°–100°, значит у=20°.
8.4 Какое наибольшее число ладей можно разместить на шахматной доске так, чтобы для каждой ладьи либо её горизонталь, либо её вертикаль (либо и та, и другая), были свободны от других ладей?
Ответ. 14.. Указание. Ладью на шахматной доске назовём вертикальной, если на её вертикали нет других ладей. Аналогично, определим горизонтальные ладьи (в принципе, ладья может оказаться одновременно горизонтальной и вертикальной). Если имеется 8 вертикальных ладей, то больше на доске ладей нет (иначе новая ладья попала бы на чью-нибудь вертикаль из данных восьми ладей). Аналогично, если есть 8 горизонтальных ладей, то больше ладей нет. Покажем, что можно поставить 7 горизонтальных и 7 вертикальных ладей, что даст максимальное количество – 14 ладей. Действительно, их можно расположить на первой горизонтали и первой вертикали, кроме угловой клетки a1 (т.е. ладьи занимают клетки a2, a3,…,a8, b1, c1,…, h1).
8.5 а) Даны натуральные числа a и b. Обязательно ли они имеют одинаковые остатки при делении на 10, если известно, что числа и имеют одинаковые остатки при делении на 10.
б) Даны натуральные числа a, b и с. Известно, что у чисел 2a + b, 2b + c и 2c + a остатки при делении на 10 одинаковые. Докажите, что у чисел a, b и с остатки при делении на 10 тоже одинаковые.
Ответ. а) нет.. Указание. а) См. задачу 7.5 б) б) Пусть s=a+b+c. Уменьшая каждое из чисел 2a + b, 2b + c и 2c + a на s, получим числа a–с, b–a, c–b (некоторые из них могут быть отрицательными), причём у этих чисел одинаковый остаток, скажем x, при делении на 10. Заметим, что сумма чисел a-b, b-c, c-a равна нулю, а с другой стороны, сумма их остатков при делении на 10 равна 3x. Значит, x=0.
9.1 Число a является корнем уравнения . Найдите значение .
Ответ. 10100.
Указание. Возводя в квадрат выражение , получим . Отсюда получаем ответ задачи.
9.2 Дан треугольник ABC, точка M лежит на стороне BC. Известно, что AB = BM и AM = MC, угол B равен 100°. Найдите остальные углы треугольника ABC.
Указание. См. задачу 8.3
9.3 Имеется 6 палочек длины 11, 12, 13, 14, 15, 16. Можно ли из них сложить равнобедренный тупоугольный треугольник? (Палочки нельзя ломать, их можно прикладывать друг к другу; требуется использовать все палочки.)
Ответ. Нельзя. Указание. Если бы такой треугольник можно было сложить, то в его основании должно было быть две палочки (в основании не могут быть три или четыре палочки: дело в том, что тогда оставшиеся три или две палочки нельзя разложить на две группы с одинаковой суммой, т.к. 16<11+12). Но даже если в основании будут две самые длинные палочки, (т.е.15+16), равнобедренный треугольник со сторонами 31, 25, 25 будет остроугольным, т.к. (31) 2 (25).
9.4 Какое наибольшее число ладей можно разместить на шахматной доске так, чтобы для каждой ладьи либо её горизонталь, либо её вертикаль (либо и та, и другая) были свободны от других ладей?
Указание. См. задачу 8.4
9.5 Квадрат простого числа р увеличили на 160 и получили квадрат натурального числа. Найдите р.
Ответ. p=3. Указание. Случай p=2 сразу после проверки исключаем. Имеем уравнение . Значит, произведение множителей (n+p) и (n–p) равно 160=2⋅5. Разность этих множителей равна 2p и поэтому делится на 2, но не на 4. Тогда получаем два возможных варианта разложения 160 на два множителя с общим делителем, кратным 2, но не 4: это разложения 80⋅2 и 16⋅10. Первое разложение даёт p=39, но это не простое число, а второе разложение даёт p=3.
10.1 Число a является корнем уравнения . Найдите значение .
Указание. См задачу 9.1
10.2 Дан треугольник АВС. На сторонах АВ, ВС и АС взяты точки С, А и В соответственно, так что Обязательно ли все три точки А, В1, С1 являются серединами сторон, если известно, что серединами сторон являются по меньшей мере: а) две из них? б) одна из них?
Ответ. а) нет, б) нет. Указание. а) Возьмём неравнобедренный треугольник АВС и рассмотрим геометрическое место точек, из которых отрезок А1С1 виден под углом, равным углу B. Известно (по свойству вписанных углов), что это – две дуги окружностей с общей хордой А1С1 Та дуга, которая лежит «ниже» А1С1 (т.е. по ту же сторону от А1С1,что и AC) пересекает AC не только в середине, но и ещё в одной точке (симметричной этой середине относительно серединного перпендикуляра к А1С1 ). Можно привести и более конкретный пример: пусть ABC – прямоугольный неравнобедренный треугольник с прямым углом B; в качестве точки В возьмём основание перпендикуляра из точки B. Нетрудно доказать, что этот пример удовлетворяет условию задачи.
б) Конечно, отрицательный ответ следует из пункта а), но можно получить независимое решение, рассмотрев такой пример: ABC – прямоугольный равнобедренный треугольник с прямым углом B. Из точки В1 (середины гипотенузы) проведём две взаимно перпендикулярные прямые (чтобы они не составляли с гипотенузой угол 45°). Тогда точки А1 и С1 (точки пересечения с катетами) не будут их серединами, а треугольник прямоугольный и равнобедренный.
10.3 Можно ли из 25 натуральных чисел 1, 2, …, 25 выбрать 9 различных чисел и расположить их по кругу так, чтобы сумма квадратов любых трех подряд идущих чисел делилась на 10 ?
Ответ. можно. Указание. Пример расположения чисел: 1, 2, 5, 11, 12, 15, 21, 22, 25 . См. также указание к задаче 11.5, которое поясняет подобный пример.
10.4 Квадрат простого числа р увеличили на 160 и получили квадрат натурального числа. Найдите р.
Указание. См. задачу 9.5
10.5 У квадратного трехчлена известна сумма коэффициентов Чему равна сумма коэффициентов а) многочлена 4-й степени (P(х))2 (после возведения в квадрат и приведения подобных членов)? б) многочлена 20-й степени (P(х))10?
Ответ. а) 4, б) 1024 Указание. Пункт а) нетрудно решить непосредственно, преобразовав искомое выражение к виду (a+b+c) = 4. Однако оба пункта задачи проще решить, если заметить, что сумма коэффициентов любого многочлена равна значению этого многочлена при x=1. Поэтому сумма коэффициентов многочлена (P(х))n равна (P(1))n = sn, где s – сумма коэффициентов многочлена P(х). Подставляя в последнюю формулу значения из условия задачи, получаем ответ.
11.1 Найдите число корней уравнения в зависимости от значения а.
Ответ. Если a<1 или a>, то корней нет. Если 1a< , то два корня. Если a= , то один корень. Указание. Результат получается при исследовании (с помощью производной) функции из левой части уравнения. Эта функция определена и непрерывна на отрезке [0; 1], она возрастает от 1 до на отрезке [0; 1/2], и убывает от до 1 на отрезке [1/2; 1]. Отсюда получается ответ на вопрос задачи.
11.2 Решите уравнение
Ответ. x = -1. Указание. Левая часть уравнения не превосходит по модулю числа 2, а правая часть (по модулю) не меньше 2 (это следует из многих элементарных неравенств, например, неравенства между средним арифметическим и средним геометрическим, или, как в предыдущей задаче, можно исследовать функцию y=x+1/x), причем значение=2 (по модулю) достигается только при x =1 или x = –1. Проверив эти два возможных решения, получаем, что подходит x= –1.
11.3 Дан прямоугольный параллелепипед и произвольная точка М в пространстве. Докажите, что
Указание. Если ввести прямоугольные координаты, взяв за координатные оси рёбра параллелепипеда, выходящие из одной вершины, то искомое равенство проверяется непосредственно. Можно доказать его также, если воспользоваться формулой для длины медианы: а именно, в треугольнике PMQ квадрат медианы MO выражается из соотношения
4MO2+PQ2=2(MP2+MQ2)
(это, фактически, формула для квадратов сторон и диагоналей параллелограмма). Для нашей задачи возьмем за точки P,Q – концы любой диагонали параллелепипеда , O - центр параллелепипеда. Тогда MP2+MQ2=const=С для всех четырех диагоналей, и значит каждая часть доказываемого равенства равна 2С.
11.4 У квадратного трехчлена известна сумма коэффициентов Чему равна сумма коэффициентов а) многочлена 4-й степени (P(х))2 (после возведения в квадрат и приведения подобных членов)? б) многочлена 20-й степени (P(х))10?
Указание. См. задачу 10.5
11.5 Из 25 натуральных чисел 1, 2, …, 25 требуется выбрать несколько различных чисел и расположить их по кругу так, чтобы сумма квадратов любых трех подряд идущих чисел делилась на 10. Можно ли выбрать а) 8 чисел?; б) 9 чисел?
Ответ. а) Нельзя, б) можно. Указание. а) Предположим, от противного, что такое расположение возможно. Возьмём соседние тройки чисел и вычтем из суммы квадратов первой тройки сумму квадратов второй. Получим, что квадрат каждого числа на круге даёт тот же остаток при делении на 10, что и квадрат числа, расположенного по кругу через два. (другими словами, и оканчиваются одной и той же цифрой при всех i) «Прыгая» от любого числа на круге через два (на третье), мы обойдём весь круг (так как 8 взаимно просто с тройкой). Значит, квадраты всех восьми чисел оканчиваются одной и той же цифрой. Но в каждой десятке подряд идущих натуральных чисел есть не более двух чисел, квадраты которых оканчиваются одинаковой цифрой (а именно, такими парами являются числа, оканчивающиеся на 1 и 9, на 2 и 8, на 3 и 7, на 4 и 6).Поэтому от 1 до 25 будет не более 6 чисел с одинаковыми последними цифрами квадрата (точнее, их не более пяти, т.к. от 21 до 25 таких пар не будет; а 5 чисел можно было бы, например, расставить так: 2, 8, 12, 18, 22). Противоречие. б) См. задачу 10.3
Внимание! Уточнения к ответу на задание для 10 класса:
В задаче 10.2 ответы: а) да, б) нет
В пункте а) в приведенном указании в случае неравнобедренного треугольника для второй точки пересечения окружности с отрезком АС получится симметричный «малый» треугольник, для которого углы при вершинах в серединах АВ и ВС равны углу А и углу С, соответственно, т.е. углы поменялись местами. В равнобедренном треугольнике указанная окружность касается АС, т.е. пересекает АС в единственной точке – середине АС.
Предварительный просмотр:
© VIDEOUROKI.NET
8 класс
- (3 балла) Из ряда чисел –9, –6, –3, 0, 3, 6, выбрали два числа и перемножили их. Наибольший возможный результат равен:
а) 27
б) -54
в) -36
г) 54
- (3 балла) Для нумерации страниц учебника потребовалось всего 1452 цифры. Нумерация начиналась с единицы. Сколько всего страниц в учебнике?
а) 1263
б) 421
в) 520
г) 1452
3. (3 балла) Может ли дискриминант квадратного уравнения быть равным 2013?
а) может
б) не может
4. (3 балла) Восстановить зашифрованные цифры ТРИ = ИКС.
а) 172 = 289
б) 173 = 4913
в) 142 = 196
г) 143 = 2744
5. (3 балла) Какова величина DOF , если CFO = 60 и ABCD – квадрат? (Ввести число без единицы измерения)
Ответ: ______________________________________
6. (4 балла) На рисунке изображена развертка куба, на гранях которого написаны числа от 1 до 6. Какое самое большое произведение можно получить, перемножив числа на трех гранях, имеющих общую вершину?
а) 72
б) 60
в) 120
г) 90
7. (4 балла) Какие из следующих дробей имеют наибольшее значение?
а)
б)
в)
г)
8. (4 балла) Слева направо на прямой отмечены 6 точек: А, В, С, D, E, F. Известно, что AВ = CD и AD = CF. Тогда обязательно:
а) BD = DF
б) ВС = DE
в) CD = EF
г) AC = BD
9. (4 балла) В некоторых клетках прямоугольника 2 х 11 лежит по монете. Монеты расположены так, что если в какой-то клетке нет монеты, то хотя бы в одной из соседних клеток монета есть (соседними считаются клетки с общей стороной). Тогда наименьшее возможное число монет равно:
а) 5
б) 3
в) 6
г) 4
10. (4 балла) В коробке находятся 37 красных и синих шаров. Определить, сколько синих и сколько красных шаров в коробке, если среди любых 14 шаров хотя бы 1 синий, а среди любых 25 шаров хотя бы 1 красный.
а) 26 красных и 11 синих
б) 13 красных и 24 синих
в) 24 красных и 13 синих
г) 11 красных и 26 синих
11. (5 баллов) Найти такое простое число , что + 9 тоже простое.
Ответ: ______________________________________
12. (5 баллов) Тыква весила 18 кг и содержала 99% воды. Когда она немного усохла, то стала содержать 98% воды. Сколько теперь весит тыква?
а) 9
б) 17
в) 16
г) 12
13. (5 баллов) На какое число частей нельзя разделить плоскость четырьмя различными прямыми?
а) 9
б) 8
в) 5
г) 7
14. (5 баллов) Числа х и у – нечетные. Тогда каким будет число
?
а) четное
б) нечетное
15. (5 баллов) Сколько четырехугольников с вершинами в отмеченных точках изображено на картинке?
Ответ: ______________________________________
Всего 60 баллов.
Предварительный просмотр:
7 класс
- б
- 14
- а
- б, г
- г
- в
- а
- 45
- в
- б
- в
- г
- б
- а
- г
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1раунд: «Разминка»
1команда:
1.Как называется результат сложения? /сумма/
2.Как называется треугольник с равными сторонами? /равносторонний/
3.Произведение чисел 7 и8 равно….. /56/
4.Метод Эратосфена,в котором простые числа «отсеиваются» от составных называется…..? /решето/
5.Самая большая хорда в круге? /диаметр/
6.Найдите среднее арифметическое чисел 6 и 18 /12/
7.Сколько минут в 1 часе? /60мин./
8.Что тяжелее:1кг ваты или 1кг железа? /одинаково/
9.Может ли в треугольнике быть 2 тупых угла? /нет/
10.Петух,стоя на одной ноге , весит 3кг.Сколько он весит,стоя на двух ногах? /3кг/
11.Вычислите: /27/
12.Что означает в переводе с греческого «геометрия»? /землемерие/
13.Что является графиком функции: у=5-х ? /прямая/
14.На что похожа половина яблока? /на другую половину/
15.Назовите наименьшее двухзначное число. /10/
16. Сколько пальчиков на руках у четырёх мальчиков? /40/
Для ведущего
1раунд: «Разминка»
1команда:
1.Как называется треугольник, у которого две стороны равны? /равнобедренный/
2.Как называется прибор для измерения углов? /транспортир/
3.Как называется дробь, у которой числитель равен знаменателю? /неправильная/
4.Вычислите: /миллион/
5.Чему равна сумма углов треугольника? /180◦/
6.Сколько корней имеет уравнение:? /бесконечно много/
7.Назовите наибольшее трехзначное число. /999/
8.Может ли гипотенуза быть больше катета? /нет/
9.На какие разделы делится школьный курс геометрии?
/планиметрия и стериометрия /
10. Как называется результат вычитания? /разность/
11.Вычислите /6/
12.Сколько концов у 3,5 палок? /8/
13.Кто был автором первого учебника геометрии? /Евклид/
14.Назовите древнегреческого математика, который был философом и спортсменом? /Пифагор/
15.Укажите степень одночлена: /14/
16. Сколько ушей у пяти малышей? /10/
Для команды 2(читает)
2 раунд: «Ты мне я тебе»
1 команда.
1.Старинная мера длины, которая для России не подходит. /аршин/
2.Площадь прямоугольника равна… /аb/
3. Сотая чего либо называется…. /процентом/
4.Формула пути. /S=vt/
5.41 – это простое число? /да/
6. Как на плоскости могут располагаться две прямых? /совпадать, пересекаться, параллельны/
7. Как называется знак сложения? /плюс/
8. Полторы рыбы стоит полтора рубля, сколько стоит 5 рыб? /5 руб/
9.Высший балл в школах России? /5/
10. Город, состоящий из 101 имени? /Севастополь/
11. Сумма одночленов? /многочлен/
12.Сколько лет спал Илья Муромец? /33 года/
13.Какой вал изображен на картине Айвазовского? /9/
14.Масса 1м воды? /1000 кг или 1т/
15.Соперник нолика? /крестик/
16. В сколько раз километр длиннее метра? /в 1000 раз/
Для команды 1(читает)
2 раунд: «Ты –мне, я- тебе»
2 Команда
1.Наименьшее четное число. /2/
2.Геметрическая фигура, которая имеет начало и конец? /отрезок/
3.Сколько биссектрис имеет угол? /одну/
4.Старая мера веса? /пуд/
5.Какое число нельзя возводить в нулевую степень? /0/
6. Одна сотая метра? /1см/
7.Чему равен периметр квадрата со стороной а? /4а/
8.63 – это простое число? /нет/
9.Какие прямые пересекаются под прямым углом? /перпендикулярные/
10.Как называется знак вычитания? /минус/
11.Кирпич весит 2 кг и еще пол кирпича. Сколько весят 4 кирпича? /16кг/
12. Очень плохая оценка знаний? /1/
13. Сколько козлят было у многодетной мамы? /7/
14.Равенство, содержащее неизвестную? /уравнение/
15.Сколько музыкантов в квартете? /4/
16. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? /сто/
Для ведущего
3 Раунд
«Темная лошадка»
1. Указать древнегреческого учёного математика, который составил
таблицу простых чисел и этот способ назван его именем?
«Темная лошадка»
2. Указать выдающегося математика Древней Греции,
основоположника геометрии?
«Темная лошадка»
3. Указать французского математика 17 века, имя которого носит одна из систем координат?
«Темная лошадка»
4. Этот математик и его ученики изобрели музыкальную шкалу,
с помощью которой до сих пор настраивают арфы и органы?
«Заморочки»
1 команда
1. Запишите число 100 пятью тройками:
3 3 3 3 3=100
2. Как из пяти спичек сделать один метр?
3. Сколько прямоугольников?
«Заморочки»
2 команда
1.Представьте число «2» в виде суммы четырех различных дробей, числители которых равны 1 , а знаменатели - натуральные числа.
2.Как из трех спичек сделать 4?
3. Сколько здесь треугольников?