Образовательные технологии на уроках информатики и ИКТ
Выбранная мною образовательная программа по информатике и ИКТ обусловлена следующими факторами. Во-первых, расширением предмета школьной информатики, исходя из нового понимания предмета информатики как науки. Весьма вероятным для меня представляется расширение предмета школьного курса информатики, выход его за рамки только «компьютерной информатики». Во-вторых, преодолением достаточно одностороннего подхода к изучению в курсе информационных процессов, когда из всех видов этих процессов изучается по существу только один - обработка информации. Необходимо усилить внимание к процессам представления, передачи и, главное, использования информации. Что привнесет в содержание курса чрезвычайно важные в мировоззренческом и практическом отношении вопросы об информационных основах процессов управления.
Таким образом, на мой взгляд, в содержании обучению информатике должны включаться следующие разделы:
· темы «Информация и информационные процессы», «Формализация и моделирование»;
· вопросы, связанные с информационными технологиями (особенно на этапе дифференциации содержания обучения по этому предмету в старших классах), более подробно раскрыть телекоммуникационные технологии; курс информатики должен включать в себя формирование следующих умений и навыков: обработка текста, создание и редактирование документов, включающих мультимедиа объекты; создание и редактирование изображений, презентации; обработка числовых данных с помощью электронных таблиц, деловая графика; хранение, поиск и сортировка информации с помощью баз данных; компьютерное проектирование и черчение с помощью систем автоматизированного проектирования (САПР), применение информационных технологий в экономике, бизнесе и др.), использование электронной почты, Всемирной паутины, файловых архивов, публикаций в Интернет и т.д.;
· вопросы, связанные с использованием информации для принятия решений, информационными основами процессов управления;
· правовые и социальные аспекты информатики, представления об информационной безопасности.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе ориентировано мною на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс. 7 класс - М. БИНОМ, 2010 г.
- Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс. 8 класс - М. БИНОМ, 2010 г.
- Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс. 9 класс - М. БИНОМ, 2010 г.
- Семакин И.Г. Информатика.10 – 11-й класс- М. БИНОМ, 2010 г.
- Семакин И.Г. Информатика. Задачник-практикум в 2 томах. - М. БИНОМ, 2010 г.
- Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М. / Под ред. Кузнецова А.А. Информатика и ИКТ (профильный уровень). 10-11 кл. [Дрофа]
Данные учебные пособия мною выбраны в связи с тем, что в них большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.
Использование ИКТ приводит к существенной экономии учебного времени. В отработанных моделях такого использования время, затрачиваемое на освоение ИКТ, окупается за счет повышения эффективности учебного процесса по учебным дисциплинам, где применяются ИКТ. Вместе с тем, на уроках с использованием ИКТ идет освоение новых, приоритетных моделей деятельности.
Использование ИКТ в классе, во время урока, является наиболее сложным и ответственным делом. На своих уроках я использую ряд достаточно отработанных моделей:
демонстрация компьютерной презентации (или отдельных мультимедиа иллюстраций), подготовленной учителем, или являющейся частью сайта Интернета, компакт-диска и т.д.;
лабораторная работа с компьютерным измерением, записью и анализом результата;
лабораторная работа в виртуальном конструкторе;
тестирование, с выбором ответа;
отработка технических навыков с помощью компьютерного тренажера (клавиатурный ввод, языки, «компьютерная грамотность»);
Современные ИКТ становятся одним из важнейших инструментов модернизации школы в целом - от управления до обучения и воспитания, обеспечения доступности образования. ИКТ являются одним из основных инструментов реализации открытого образования, способов получения образовательных услуг, форм аттестации, охватывающего все виды образования – дополнительного, заочного, непрерывного и т.д.
Одна из наиболее важных возможностей, открываемых ИКТ - существенное повышение уровня индивидуализации образования, как в отношении вариативности содержания, так и в отношении разнообразия форм и методов образовательного процесса, в частности, связанных с индивидуальными для учащихся стилями восприятия и интеллектуальной деятельности.
ИКТ дают возможность принципиального повышения доступности образования, прежде всего для учащихся со специальными потребностями, проблемами физического и психического развития, одаренных детей.