Экологическое воспитание дошкольников

Храмова Наталья Викторовна

Человек и природа! Философы, поэты, художники всех времён и народов отдавали дань этой вечной и всегда актуальной теме.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

           МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

     УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 26 «РОМАШКА» СТАНИЦЫ ИРКЛИЕВСКОЙ

              МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН

Информационный материал

РАБОТА С ДЕТЬМИ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 26  

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

             Подготовила: воспитатель Храмова Наталья Викторовна

        Содержание

  1. Проблема природоохранной деятельности
  2. Работа с детьми МБДОУ детский сад № 26 по ознакомлению детей с природой и формированию осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
  1. Создание условий для работы по ознакомлению детей с природой. Предметно – развивающая среда

 МБДОУ детский сад № 26.

   

  1. Образовательная деятельность с детьми

МБДОУ детский сад № 26.

  1. Взаимодействие с семьями воспитанников

МБДОУ детский сад №26.

  1. Результаты работы

 1. Проблема природоохранной деятельности

  Человек и природа! Философы, поэты, художники всех времён и народов отдавали дань этой вечной и всегда актуальной теме.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

 Эти проблемы побудили меня к работе с детьми дошкольного возраста по направлению «Познавательно-речевое развитие», в образовательной области «Познание», уделяя наибольшее внимание формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей  посредством  ознакомления детей с природой и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

 

  1. Работа с детьми МБДОУ детский сад № 26 по ознакомлению детей с природой и формированию осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
"Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Для решения задач экологического воспитания    опираюсь на  основную общеобразовательную программу дошкольного образования МБДОУ детского сада № 26, примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – м. :мозаика-синтез, 2011, использую материалы и методические пособия О.А. Соломенниковой, С. Николаевой.  

         2.1.   Создание условий для работы по ознакомлению детей с

                  природой. Предметно – развивающая среда

                  МБДОУ детский сад № 26.  

 Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода экологического развития детей является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.                                                                                                         В рамках решения проблемы экологического воспитания  детей МБДОУ детский сад № 26, оформила экологический уголок, где имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.

В экологическом уголке определены зоны для изучения объектов живой природы: растений, животных, рыб, птиц, насекомых, и неживой природы: времена года, природные материалы.  

В экологическом уголке определена зона изучения природоохранной деятельности,  где имеются экологические знаки,  изготовленные  вместе с детьми, используемые для дальнейшего обучения детей и для оформления экологической тропы МБДОУ детского сада № 26. (Файл 009. Экологические знаки..docx )

Подобрала   материал  и оформила папку на тему «Я - человек».  «Права ребенка».

                                                                                                                                                                                                                            Создан  уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.  Имеется картотека комнатных растений.  

Созданы условия  и материал для детского экспериментирования,   художественного творчества, самостоятельной и индивидуальной работы.      

                                                                                               

Имеется стенгазета «Экологический светофор», материалы которой вместе с детьми  регулярно обновляются подборками из детских журналов на природоохранную тему.  

В экологическом уголке определена зона для детского чтения.  

На территории МБДОУ детский сад № 26  в 2009 году создала экологическую тропу  и обозначила ее экологическими знаками. Имеется карта-схема экологической тропы, с обозначением природных объектов.

Растения экологической тропы МБДОУ детский сад № 26   описала в картотеке, оформила паспорт каждого растения. Картотеки снабдила дидактическим материалом по каждому растению.  

Для изучения объектов и материалов неживой природы создана каменная «клумба»

Подробная информация об использовании экологической тропы в работе с детьми МБДОУ детский сад № 26 описана в работе  «Современная форма воспитания и образования детей  -  экологическая тропа МБДОУ детский сад №26». (Файл 002. Экологическая тропа МБДОУ детский сад № 26. Ссылка

 http://nsportal.ru/node/682073)

  1. Образовательная деятельность с детьми

МБДОУ детский сад № 26.

      Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
-развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
       Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по   уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

         Принципы гуманности и комплексного подхода учитываются при разработке конспектов образовательной деятельности с детьми МБДОУ детский сад №26.          

 Подготовила план работы по экологическому воспитанию  и разработала конспекты  НОД с детьми по направлениям: «Растения»,  «Животные», «Неживая природа», «Земля - наш дом»,  по которым работаю с детьми с 2008года по настоящее время.                                                                      

 В работе с детьми  использую художественную литературу о природе, рекомендованную основной общеобразовательной программой   МБДОУ детского сада № 26,  детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф.Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие.  

После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота  и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.

    В 2010- 2011 учебном году   начала работу с детьми первой младшей группы. На данный момент дети  средней группы успешно  получают необходимый уровень знаний по экологическому воспитанию, предусмотренный  основной общеобразовательной программой  МБДОУ детского сада № 26 .

 В апреле 2013г. дети  активно участвовали в проекте «Космос» (Файл 003 « Проект космос фото. docx»,  ссылка http://nsportal.ru/node/672233)  

    .

 В марте – апреле 2013г. дети вместе с родителями и воспитателями осуществили проект «Птицы весной» (Файл 004. Проект  птицы весной. docx, ссылка http://nsportal.ru/node/679702)

 

 С апреля 2013года  работаем вместе с детьми и родителями  по  проекту «Есть у нас огород»  

                                             

     

Передаю накопленный опыт работы воспитателям МБДОУ детский сад №26.  Участвовала в конкурсе "Воспитатель года - 2013".  В рамках конкурса "Воспитатель года-2013",   провела  открытое  мероприятие  НОД  «Природа – наш общий дом» в старшей группе   05.12.2012г .  (Файл 005 . Конспект  НОД. Воспитатель года 2013.docx,ссылка   http://nsportal.ru/node/444456).   Подготовила и провела открытые  мероприятия: НОД   «Эта зеленая планета» в старшей группе,  НОД  «Листопад, листопад - листья желтые летят» в первой младшей группе,  НОД «Природа – наш общий дом» в старшей группе,  

доклад  «Ознакомление детей с природой» (Файл  006. Ознакомление детей с природой доклад, ссылка  http://nsportal.ru/node/640328),  

семинар – практикум для педагогов «Правильный подход в экологическом воспитании дошкольников»  ( Файл 007. Семинар-практикум для педагогов. docx , ссылка  http://nsportal.ru/node/680436),

консультацию «Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников» (Файл 008 Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников, ссылка http://nsportal.ru/node/682275).

Для работы   используются аудио и видео материалы. Дети с умилением слушают "звуки природы" и активнее включаются в образовательный процесс.

Для более продуктивной организации образовательной деятельности с детьми используется экологическая тропа МБДОУ детского сада № 26.

  В разное время мы   посещаем разные остановки экологической тропы.. Одни и те же объекты  наблюдаем и исследуем много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка,   посещаем разные  объекты, если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке   проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.  Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают  в организованной деятельности  по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.

Прогулки   широко используются для экологического воспитания детей.  Дети знакомятся  с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках   организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).  Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.

Экскурсии- один из основных видов  организованной деятельности и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям  развивается наблюдательность, возникает интереса к природе. Находясь на лугу,  на берегу реки, в парке  дети собирают разнообразный  природный материал для последующих наблюдений и работ в  экологическом  уголке природы. С нашими детьми были организованы очень интересные экскурсии: "Насекомые - наши помощники или вредители?", " Парк нашей станицы".  Красота природы, окружающая детей, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Огромную роль в организации образовательной деятельности с детьми имеют дидактические  игры и  игровые упражнения  " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных", «Экологический светофор»,  «Радости и огорчения», «Беседа с деревьями» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т.д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры  дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.  В МБДОУ детский сад № 26 ежегодно проводятся сезонные праздники и развлечения: осенний утренник «Осеннее путешествие в Простоквашино»,  «Эх, зимушка -  зима» развлечения на свежем воздухе,  тематическое развлечение «Весенний праздник птиц» в рамках проведения проекта «Космос»,  спортивное тематическое развлечение Большое космическое путешествие» в рамках проведения проекта «Космос», «Летние забавы».  Ежегодно проводятся традиционные народные развлечения: осенью «Покровские гуляния»  ( в станице расположена церковь «Покрова Пресвятой Богородицы»), зимой «Зимние забавы» на свежем воздухе, «Рождественские святки», «Коляда, Коляда отворяй ворота»,  весной «Масленица», летом «Яблочный спас». Праздники и тематические развлечения способствуют закреплению полученных знаний.

  1. Взаимодействие с семьями воспитанников

МБДОУ детский сад №26.

 Работа  по экологическому воспитанию детей ведется в тесном сотрудничестве с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями  по экологическому воспитанию детей   использую  как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).

При организации родительского собрания    провожу предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем.

Перед  собранием всегда провожу небольшое тематическое развлечение с участием детей и родителей,  показывая, чего достигли дети.

 В ходе собрания вместе с родителями идет  анализ нашей совместной работы  и делаются выводы.
Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол "Воспитание доброты к природе". Начинаю с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы - не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель - заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

Такую форму работы, как консультации, например "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье", можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей.

Можно показать родителям сценку, например "Лесные уроки вежливости, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра можно побеседовать с родителями, дать конкретные советы, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие- то телевизионные передачи и т. д.

Активное обсуждение получили консультации для родителей «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Файл 008. Дидактические игры в экологическом воспитании, ссылка http://nsportal.ru/node/682275), «Экспериментирование и развитие речи».

Дети активно привлекают родителей к работе в проектной деятельности.   Родители активно участвовали в проекте «Космос»,  в проекте «Птицы весной»,  Семь семей нашего детского сада участвовало в краевом конкурсе «Семейные экологические проекты», где работа Шепель Алины заняла второе место в Выселковском районе в номинации «Малыши и взрослые».

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

  1. Результаты работы

Работа с детьми МБДОУ детский сад № 26 по ознакомлению детей с природой и формированию предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира), осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям дает  положительные результаты.
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.                                          

 Дети успешно продолжают осваивать материал в школе.                             Результаты анкетирования и диагностической работы психолога МОУ СОШ №5 Смирновой Т.А. показали хороший уровень подготовки в вопросах   природоведения моих бывших воспитанников  Мороз Тани, Храмовой Ани,  Тимошенко Юли, Таплиашвили Зуры, успешно обучающихся в  третьем  классе  в 2012-2013году.  

              Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Таким образом,   создавая условия,  осуществляя  комплексный подход  в вопросах воспитания детей по  ознакомлению   с природой и формированию предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира),

 в ребенке с детства закладываются основы экологической культуры.

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!