Умные слова
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Воображение – это способность
создавать идею или ментальную
картину в вашем уме.
Шакти Гавэйн
Когда-то давным – давно люди в большинстве не умели читать и писать. И накопленную жизненную мудрость они передавали своим детям устно в коротких, но запоминающихся фразах – так складывались пословицы и поговорки.
Одним из первых изучением пословиц и поговорок занялся Владимир Иванович Даль. Благодаря его трудам до нас дошёл сборник «Пословицы русского народа», включающий 30000 пословиц и поговорок.
«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей ! Что за
золото! А не даётся в руки, нет!»
А.С.Пушкин.
Многогранно и неисчерпаемо устное народное творчество. Совершенно особое место в нём занимают пословицы и поговорки. Они никогда не бытовали самостоятельно, а только в неразрывной связи с разговорным языком. Каждое поколение вносило свой вклад в образность и содержательность этих «жемчужин народного языка».
Пословицы – это краткое образное законченное изречение с назидательным смыслом, обычно ритмичное по форме. Например: «Без труда не вытащить и рыбку из пруда», - это пословица.
С пяти лет ведущей функцией является воображение. С 5 – 6 лет нужно целенаправленно побуждать ребёнка к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности. В это время развивается планирующая функция речи, то есть ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Поэтому с пяти лет детей уже можно знакомить с устойчивыми оборотами речи, помогать понять их настоящий смысл.
Актуальность.
Чем раньше наши ребятишки научатся понимать и ценить красоту родного языка, тем больше надежды на то, что из них вырастут настоящие граждане своей страны, патриоты родной истории, культуры, литературы, многовеко- вых народных традиций.
При нарушенном речевом развитии дошкольника формированием связной речи необходимо заниматься специально. Понимание ребёнком смысла пословицы, поговорки, фразеологизма происходит в том случае, если ребёнок умеет работать с информацией через установление логических и причинно – следственных связей, умозаключений. Но дошкольнику, особенно с речевым нарушением, очень сложно понять переносное значение выражений, вникнуть в их суть. Поэтому данный курс занятий построен на работе с пословицами.
Цель:
Учить детей запоминать пословицы, вникать в их суть и понимать переносное значение выражений.
Задачи:
- формирование связной речи;
- развитие познавательной активности
- развитие образного мышления и воображения;
- развитие умения работать с информацией через установление причинно – следственных связей;
- развитие детского сотрудничества.
Логопед может модифицировать вопросы и задания в соответствии с уровнем подготовки детей и их индивидуальными возможностями. Когда для ребёнка смысл пословицы становится ясен он без труда придумывает ситуации «под пословицу», а следовательно, развивается образная речь, словесное творчество, то есть обогащается связная речь в целом.
Занятия этого курса помогают раскрыть образность, красочность и богатство русского языка.
Игра с пословицами учит детей определять прямой и переносный смысл, улучшает связную речь, воображение, способствует развитию абстрактного мышления.