Презентации по литературе
В разделе представлены презентации по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Древнерусская литература 9 класс | 2.89 МБ |
Пейзаж в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг" | 1.15 МБ |
Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева 9-10 класс | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дмитрий Сергеевич Лихачев 1906-1999
Схема храма Внутреннее убранство Владимирского собора в Киеве
Святой Георгий Святые мученники Борис и Глеб Вознесение Христа Евангелист Матфей
Церковь была микромиром для человека Древней Руси, и вместе с тем она была макрочеловеком
Владимир I Святославович 956 (?) - 1015 Владимирский собор в Киеве
Перун Христиане и язычники Свержение идола Перуна
В 988 году Русь принимает христианство
Русь во времена Владимира
Псалтырь Так выглядели первые книги Берестяная грамота
Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кириллица
1) переводные; 2) оригинальные (с XI века). Жанры древнерусской литературы
Послание обычно использовалось в публицистических целях, то есть было посвящено каким-либо актуальным проблемам Первое послание Андрея Курбского Ивану Грозному 1. Послание
Киево-Печерский патерик Патерик – сборник коротких рассказов о монахах и мирских людях 2. Патерик
Богоматерь Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли или приключения «Хождение Богородицы по мукам» 3. Хождение
Житие – описание жизни святого Протопоп Аввакум Петр и Феврония Муромские Сергий Радонежский 4. Житие
Летописи – погодные (по «летам» по «годам») записи. В летописях ученые монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год «Повесть временных лет» Никон 5. Летопись Нестор
Поучение –жанр, излагающий правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его. Владимир Мономах 1053-1125 6. Поучение
"Поучение Владимира Мономаха" 2. Какова основная идея данного текста? 1. К какому стилю и типу речи относится «Поучение Владимира Мономаха»? 3. Какие средства художественной изобразительности использовал в своем «Поучении» автор? 4. Что, по мнению Владимира Мономаха, надо делать, если какие-то из его наставлений забудутся? 5. Из абзаца, начинающегося со слов «Что умеете хорошего…», выпишите слово, которое называет то, что является матерью «всему дурному».
6. Какие из поучений Владимира Мономаха актуальны до сих пор? Напишите на данную тему мини-сочинение.
Домашнее задание Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Подготовить пересказ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока определить роль пейзажа; увидеть и понять, как создаются картины природы в художественном произведении и живописи; показать взаимосвязь человека и природы в рассказе.
Диктант «Понятийный» Запиши название изобразительно-выразительного средства: образное определение 1( эпитет) скрытое сравнение 2(метафора) предание неживому предмету свойств живого 3(олицетворение) Какое средство выразительности использовано : «чистые, словно обмытые» 4(сравнение) «заря пылает пожаром» 5(метафора)
Спасское-Лутовиново «КОГДА ВЫ БУДЕТЕ В СПАССКОМ, - ПОКЛОНИТЕСЬ ОТ МЕНЯ ДОМУ, САДУ, МОЕМУ МОЛОДОМУ ДУБУ, - РОДИНЕ ПОКЛОНИТЕСЬ…» И.С. Тургенев. Письмо из Парижа
Гремите, не сходя с места, всеми громами риторики: вам большого труда это не будет стоить, попробуйте понять и выразить, что происходит хотя бы в птице, которая смолкает перед дождём, и вы увидите, как это нелегко. И.С. Тургенев
… Охота сближает нас с природой: один охотник видит ее во всякое время дня и ночи, во всех ее красотах, во всех ее ужасах И.С. Тургенев
Был прекрасный июльский день… Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба...
Сравним! Утро и день «Небо ясно», «кроткий румянец», солнце «светлое и приветно-лучезарное», облака «золотисто-серые, с нежными белыми краями», «ровная синева», к небосклону облака «все насквозь проникнуты светом и теплотой». «Цвет небосклона легкий, бледно-лиловый», «краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости». Сумерки «холодные тени», «неприятная неподвижная сырость», высокая трава… ходить по ней было как-то жутко» «Летучие мыши» «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча» «с вышины лилась темнота» «громадными клубами вздымался угрюмый мрак» «На дне ее (долины) торчало стоймя несколько больших белых камней, – казалось, они сползлись туда для тайного совещания… … Какой-то зверек, слабо и жалобно пискнул между камней».
Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. – Огни…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Овстуг - родовое имение Тютчевых
Ф.И. Тютчев в детстве. Копия с портрета К. Барду. 1805–1806 Ф.И.Тютчев родился в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии 23 ноября (5 декабря) 1803 в культурной старо-дворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала.
Герб рода Тютчевых Родители Тютчева, Иван Николаевич и Екатерина Львовна, принадлежали к старинному дворянскому роду.
Отец Тютчева, Иван Николаевич, радушный,гостеприимный и добро- сердечный хозяин-помещик, не стремившийся к служебной карьере. Художник Ф. Кюнель. 1801
Мать Тютчева, Екатерина Львовна, < урожденная Толстая > , женщина умная, но нервная и впечатлительная. Неизвестный художник. Конец XVIII века
С.Е. Раич, домашний учитель Ф.И. Тютчева. Художник Б. Бельтюков. 1985 1812 год – в семью Тютчевых для воспитания сыновей приглашен молодой поэт-переводчик С.Е. Раич. В течение семи лет Раич руководил домашним образованием Федора Тютчева и оказал большое влияние на формирование его характера.
1817 год – Тютчев под руководством Раича переводит послание Горация к Меценату. Раич представил перевод своего воспитанника Обществу любителей российской словесности, и работа была одобрена. Переводчика Тютчева, которому тогда было 14 лет, удостоили звания «сотрудника», а перевод напечатали в XIV части «Трудов» общества. 1819 год – Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. 1821 год – Федор Тютчев получает степень кандидата словесных наук. 1822 год – Тютчев направлен в Петербург, на службу в государственную коллегию иностранных дел. В этом же году поэт уезжает в Мюнхен – родственник помог ему устроиться сверхштатным чиновником русской миссии.
Из первого стихотворения Ф. И. Тютчева «На новый 1816 год» Века рождаются и исчезают снова, Одно столетие стирается другим; Что может избежать от гнева Крона злого? Что может устоять пред грозным богом сим? Пустынный ветр свистит в руинах Вавилона! Стадятся звери там, где процветал Мемфис! И вкруг развалин Илиона Колючи терни обвились!.. Тютчев начал писать стихи в ранней юности. Выступил в печати в 1819 году, но в дальнейшем печатался редко и с большими перерывами.
Вольнорожденных вспыхнет смело Чистейший огнь идей и чувствований – Для нас, рабов природных, непостижный! («Прекрасный будет день», – сказал товарищ...) Творчество Тютчева отличается сложностью, противоречивостью, отражающей двойственность отношение поэта к современной ему социальной действительности. В 20-е годы Тютчеву были свойственны вольнолюбивые настроения.
Политическое мировоззрение Тютчева в 40-е годы складывалось под влиянием идей славянофилов. В публицистических статьях Тютчев противопоставлял самодержавную и православную Россию революционному и “безбожному” Западу; оплот против революции он видел в единении славянских стран под главенством России. В политической лирике (“Море и утес” 1848, и др.) Тютчев пропагандировал идеи панславизма.
МОРЕ И УТЕС И бунтует, и клокочет, Хлещет, свищет, и ревет, И до звезд допрянуть хочет, До незыблемых высот... Ад ли, адская ли сила Под клокочущим котлом Огнь геенский разложила - И пучину взворотила И поставила вверх дном? Волн неистовых прибоем Беспрерывно вал морской С ревом, свистом, визгом, воем Бьет в утес береговой,- Но, спокойный и надменный, Дурью волн не обуян, Неподвижный, неизменный, Мирозданью современный, Ты стоишь, наш великан! И, озлобленные боем, Как на приступ роковой, Снова волны лезут с воем На гранит громадный твой. Но, о камень неизменный Бурный натиск преломив, Вал отбрызнул сокрушенный, И клубится мутной пеной Обессиленный порыв... Стой же ты, утес могучий! Обожди лишь час-другой - Надоест волне гремучей Воевать с твоей пятой... Утомясь потехой злою, Присмиреет вновь она - И без вою, и без бою Под гигантскою пятою Вновь уляжется волна...
МОРЕ И УТЕС
Тютчев остро ощущал переломный характер своей эпохи. Поэтому поэзия Тютчева вся проникнута тревогой, ощущением трагизма жизни. Несмотря на открытое враждебное отношение к революции, его постоянно влекло к “высоким зрелищам“социальных потрясений, для него характерен повышенный интерес к “роковым” моментам истории. Поэт испытал особенное тяготение к изображению “бурь” и “гроз” в природе и человеческой душе. Явления природы, переживания человека раскрываются в единстве борющихся противоположностей.
Последний катаклизм Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И божий лик изобразится в них!
В самом себе поэт ощущает трагичную раздвоенность, “двойное бытие“: страстную любовь к жизни, к “матери-земле“, способность погружаться в “земное забвение“, упиваться преизбытком жизни и наряду с этим — настроение “ущерба” , “изнеможения” , естественные для “обломка старых поколений” , не находящего себе места среди “пришельцев новых” . Космические темы и образы, занимающие видное место в поэзии Тютчева, порою прямо переплетаются с мотивами социальными.
Поток сгустился и тускнеет, И прячется под твердым льдом, И гаснет цвет, и звук немеет В оцепененье ледяном, - Лишь жизнь бессмертную ключа Сковать всесильный хлад не может: Она все льется - и, журча, Молчанье мертвое тревожит. Так и в груди осиротелой, Убитой хладом бытия, Не льется юности веселой, Не блещет резвая струя, - Но подо льдистою корой Еще есть жизнь, еще есть ропот- И внятно слышится порой Ключа таинственного шепот.
Silentium!* Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои – Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, - Любуйся ими - и молчи. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, - Питайся ими - и молчи. Лишь жить в себе самом умей - Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, - Внимай их пенью - и молчи!.. * Молчание! (лат.).
Поэт-философ Тютчев был в то же время подлинным поэтом-художником, мастером стихотворной формы, автором непревзойденных пейзажей в стихах и тонким психологом. В своем художественном развитии он отразил общее для русской поэзии движение от романтизма к реализму. Образы природы обычно привлекаются Тютчевым в качестве соответствия переживаниям человека.
«На бесконечном на вольном просторе…» Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Тютчева. Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Тютчева. Природа у Тютчева изменчива, динамична , очеловечена, одухотворена , многолика, насыщена звуками, красками, запахами.
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...
Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-Земля... Духов бесплотных сладострастья, Твой верный сын, не жажду я... Что пред тобой утеха рая, Пора любви, пора весны, Цветущее блаженство мая, Румяный свет, златые сны?.. Весь день в бездействии глубоком Весенний, теплый воздух пить, На небе чистом и высоком Порою облака следить, Бродить без дела и без цели И ненароком, на лету, Набресть на свежий дух синели Или на светлую мечту?..
ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР Уж солнца раскаленный шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила. Уж звезды светлые взошли И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли Своими влажными главами. Река воздушная полней Течет меж небом и землею, Грудь дышит легче и вольней, Освобожденная от зною. И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ея Коснулись ключевые воды.
Выдающимся явлением в русской и мировой литературе была любовная лирика Тютчева, отличающаяся глубиной мысли поэтической силой в передаче человеческих чувств и ярко индивидуализированным лирическим образом женщины, любящей “наперекор и людям и судьбе” .
Любовь, любовь – гласит преданье – Союз души с душой родной – Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И …поединок роковой… Ф.И.Тютчев
«Отец мог искренне любить, глубоко любить…не только одну женщину за другой, но и одновременно. И это многим казалось свидетельством огромного таланта в любви, щедрости сердца, несшего в себе благодарную память о тех, кто подарил ему счастье любить.» И.Ф.Тютчев Кто же были они, эти Прекрасные Дамы, вдохновившие поэта на создание стихов необыкновенной силы и глубины. И.Ф.Тютчев,1860 год
Амалия фон Лерхенфельд (1808 – 1888)
Амалия Адлерберг. Художник А. Цебенс. 1865 Весной 1823 года Тютчев влюбился в совсем ещё юную Амалию фон Лерхенфельд. Амалия лишь считалась дочерью видного мюнхенского дипломата графа Максимилиана фон Лерхенфельд-Кеферинга. На самом деле она была внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III и княгини Турн-и-Таксис (и являлась, таким образом, побочной сестрой другой дочери этого короля-русской императрицы Александры Федоровны).
Ф.И. Тютчев. Неизвестный художник. 1819–1820 Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. И на холму, там, где, белея, Руина замка вдаль глядит, Стояла ты, младая фея, На мшистый опершись гранит. Ногой младенческой касаясь Обломков груды вековой; И солнце медлило, прощаясь С холмом, и с замком, и тобой. И ветер тихий мимолетом Твоей одеждою играл И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал. Ты беззаботно вдаль глядела… Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах. И ты с веселостью беспечной Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень.
Королевская дочь, ослепительной красоты, Амалия явно стремилась добиться как можно более высокого положения в обществе. И это ей удалось. За время отъезда Тютчева в отпуск Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Александром Сергеевичем Крюндером. Неизвестно, когда точно Тютчев узнал о свадьбе Амалии, но легко представить себе его тогдашнюю боль и отчаянье. Но, несмотря на обиды, взаимоотношения Амалии с Тютчевым продолжались целых полвека, несмотря на то, что он был женат на другой, он посвятил ей стихи:
Амалия Крюденер. Фотография с портрета маслом работы художника И.Штилера. 1838 г. Твой милый взор, невинной страсти полный, Златой рассвет небесных чувств твоих Не мог - увы! умилостивить их - Он служит им укорою безмолвной. Сии сердца, в которых правды нет, Они, о друг, бегут, как приговора, Твоей любви младенческого взора. Он страшен им, как память детских лет. Но для меня сей взор благодеянье; Как жизни ключ, в душевной глубине Твой взор живет и будет жить во мне: Он нужен ей, как небо и дыханье. Таков горе - духов блаженный свет; Лишь в небесах сияет он, небесный; В ночи греха, на дне ужасной бездны, Сей чистый огнь, как пламень адский, жжет.
К. Б. Я встретил вас - и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое - И сердцу стало так тепло... Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас,- Так, весь обвеян духовеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты... Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне,- И вот - слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне... Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,- И то же в нас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..
Элеонора Петерсон (1799 – 1838)
Элеонора Ботмер, первая жена Ф.И. Тютчева. Миниатюра И. Щелера. 1830-е 1826 год – Тютчев женится на графине Ботмер. Их семью посещает вся баварская интеллигенция. Тютчев переводит на русский язык стихотворение Гейне «С чужой стороны». Перевод произведения назывался «Сосны» и годом позже был напечатан в «Аонидах». Известно также, что Федор Иванович спорил с немецким философом Шеллингом.
Это был во многих отношениях необычный, странный брак. Двадцатидвухлетний Тютчев тайно обвенчался с совсем недавно овдовевшей женщиной, матерью четырёх сыновей в возрасте от одного до семи лет, к тому же с женщиной на четыре года старше. Еще и через два года многие в Мюнхене, по свидетельству Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе. «Серьёзные умственные запросы были ей чужды», но однако бесконечна очаровательная, обаятельная - писал биограф поэта К.В. Пигарев об Элеоноре . Ф.И. Тютчев. Неизвестный художник. 1825
Можно предположить, что Тютчев решился на женитьбу главным образом ради спасения от мук и унижения, вызванных утратой истинной своей возлюбленной. Но, так или иначе, Тютчев не совершил ошибки. Элеонора беспредельно полюбила его. Она сумела создать уютный и гостеприимный дом. Тютчев прожил с Элеонорой 12 лет. От этого брака у него было три дочери: Анна, Дарья, Екатерина. Ф.И. Тютчев. Неизвестный художник. 1825
Элеонора Тютчева, первая жена поэта. Художник И. Штилер. 1830-е С горы скатившись, камень лег в долине. Как он упал? Никто не знает ныне - Сорвался ль он с вершины сам собой, Иль был низринут волею чужой? Столетье за столетьем пронеслося: Никто еще не разрешил вопроса.
Ф.И. Тютчев. Художник И. Рехберг. 1838 В часы, когда бывает Так тяжко на груди, И сердце изнывает, И тьма лишь впереди; Без сил и без движенья, Мы так удручены, Что даже утешенья Друзей нам не смешны, – Вдруг солнца луч приветный Войдет украдкой к нам И брызнет огнецветной Струею по стенам; И с тверди благосклонной, С лазуревых высот Вдруг воздух благовонный В окно на нас пахнет... Уроков и советов Они нам не несут, И от судьбы наветов Они нас не спасут. Но силу их мы чуем, Их слышим благодать, И меньше мы тоскуем, И легче нам дышать... Так мило-благодатна, Воздушна и светла, Душе моей стократно Любовь твоя была. (1858) Федор Иванович Тютчев, 1838 год
В 1838 году Элеонора Ф.Тютчева умерла после перенесенного потрясения (спасла детей с горящего парохода, плывшего из Петербурга в Италию) «Тютчев был так огорчен смертью жены, что проведя ночь подле ее гроба, поседел от горя в несколько часов…» Ф.Ф.Тютчев Дочери поэта
Эрнестина Дёрнберг (1810 – 1894)
Эрнестина Пфеффель, вторая жена поэта. Художник Ф. Дюрк. Начало 1840-х 1839 год – Тютчев женится на баронессе Дернгейм. В этом же году за самовольный отъезд в Швейцарию (чтобы заключить брак) он отставлен со службы и лишен звания камергера. Тютчев с женой переезжают в Мюнхен.
Эрнестина Дёрнберг. Литография Г. Бодмера с портрета работы Й. Штилера. Мюнхен. 1833 Люблю глаза твои, мой друг, С игрой их пламенно-чудесной, Когда их приподымешь вдруг И, словно молнией небесной, Окинешь бегло целый круг… Но есть сильней очарованья: Глаза потупленные ниц, В минуты страстного лобзанья, И сквозь опущенных ресниц Угрюмый, тусклый огнь желанья.
Посвящается Эрнестине Тютчевой. (Некоторые исследователи творчества Тютчева считают, что стихи посвящены Е. Денисьевой) Она сидела на полу И груду писем разбирала, И, как остывшую золу, Брала их в руки и бросала. Брала знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело... О, сколько жизни было тут, Невозвратимо пережитой! О, сколько горестных минут, Любви и радости убитой!.. Стоял я молча в стороне И пасть готов был на колени,- И страшно грустно стало мне, Как от присущей милой тени.
Эрнестина Федоровна Тютчева. Петербург. Фото 1862 Как дымный столп светлеет в вышине! - Как тень внизу скользит, неуловима!.. "Вот наша жизнь, -промолвила ты мне, - Не светлый дым, блестящий при луне, А эта тень, бегущая от дыма…"
Эрнестина Федоровна Тютчева (справа) с дочерью Марией Федоровной. Петербург. Фото 1860
Елена Денисьева (1826 – 1864)
Е.А. Денисьева. Фото начала 1860-х «Денисьевский» цикл - это собрание стихотворений Ф.И. Тютчева, в которых говорится о его любви к Елене Денисьевой. Отношения поэта с Денисьевой были более чем драматичными, однако продолжались в течение четырнадцати лет. Общество с трудом мирилось с их связью: во-первых, Тютчев был женат, во-вторых, возлюбленная годилась ему в дочери. Но, несмотря ни на что, отношения продолжались.
У Денисьевой и Тютчева родились дочь и двое сыновей. С официальной своей семьей Тютчев не порывал, тем не менее в гостиных Петербурга и окрестностей его нещадно поносили - ему не могли простить этот роман на стороне, потому что здесь была подлинная страсть, не таимая от света, отличавшаяся постоянством. На самое Денисьеву было воздвигнуто общественное гонение. Трудны и тяжелы были для Тютчева и сцены, нередко происходившие между ним и Денисьевой. Мы знаем о ней мало, помимо стихов, посвященных ей Тютчевым. Отрывочные сведения, дошедшие до нас, рисуют нам Денисьеву с чертами иных героинь Достоевского, душевно растерзанных, способных к самым мрачным выходкам.
«Денисьевский цикл» Стихи посвящены Е.А.Денисьевой Художественные особенности: Автобиографичность, стихи-исповедь Романтическая концепция любви Фрагментарность стихотворений Стихи исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя Внутренний монолог – основная форма раскрытия темы любви в цикле В цикле всего 16 стихотворений
Е.И. Денисьева с дочерью Еленой Тютчевой. Фото 1862–1863 Не раз ты слышала признанье: "Не стою я любви твоей". Пускай мое она созданье - Но как я беден перед ней… Перед любовию твоею Мне больно вспомнить о себе - Стою, молчу, благоговею И поклоняюся тебе… Когда, порой, так умиленно, С такою верой и мольбой Невольно клонишь ты колено Пред колыбелью дорогой. Где спит она - твое рожденье - Твой безымянный херувим, - Пойми ж и ты мое смиренье Пред сердцем любящим твоим .
О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя… Год не прошел - спроси и сведай, Что уцелело от нея? Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей? Все опалили, выжгли слезы Горячей влагою своей. Ты помнишь ли, при нашей встрече, При первой встрече роковой, Ее волшебный взор, и речи, И смех младенчески-живой? И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он! Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла! Жизнь отреченья, жизнь страданья! В ее душевной глубине Ей оставались вспоминанья… Но изменили и оне. И на земле ей дико стало, Очарование ушло… Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе ее цвело. И что ж от долгого мученья, Как пепл, сберечь ей удалось? Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез! О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!…
Чему молилась ты с любовью, Что, как святыню, берегла, Судьба людскому суесловью На поруганье предала. Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей, И ты невольно постыдилась И тайн и жертв, доступных ей. Ах, если бы живые крылья Души, парящей над толпой, Ее спасали от насилья Бессмертной пошлости людской!
Вся тяжесть осуждения пала на Е.А.Денисьеву «…я более ему жена, чем бывшие его жены, и никто в мире никогда так не любил и не ценил, как я его люблю и ценю, никогда никто его так не понимал, как я его понимаю…я вся живу его жизнью…» Отец отрекся от дочери Блестящая карьера Тютчева не состоялась 1864 год- Е.Денисьева умирает от чахотки «Пустота, страшная пустота. И даже в смерти не предвижу облегчения. Она мне на земле нужна, а не там где-то …» Ф.И.Тютчев
Е.И. Денисьева. Художник Иванов. 1850-е В последние годы жизни Тютчев несет одну потерю за другой: умирают старший сын, брат, дочь Мария, в 1864 году скончалась от чахотки Денисьева, в 1865 – двое их детей, потом мать Тютчева.
Ф.И. Тютчев. Художник С. Александровский. 1876 О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, - Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность… О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность.
Любить и заставлять страдать – удел Тютчева. Осознание этого тяготило его, ужасало и отталкивало от собственного «я». В такие минуты Тютчев-поэт отторгался от Тютчева- человека. Несте в великой любви к Тютчеву возвысилась до понимания его испепеляющих сердце страданий. Удары судьбы, сыпавшиеся на Тютчева, она ослабляла своим присутствием, своей готовностью защитить, принять, простить. Она примиряла его с самим собой, бичующий кнут самоистязаний и горьких раскаяний Нести приглушала своим прощением… Он себя никогда не простил… Две параллели в жизни, в жизни неслиянны, Неразделимо устремились ввысь И осиялись светом первозданным – В стихе одном два ангела слились.
Нет дня, чтобы душа не ныла, Не изнывала б о былом, Искала слов, не находила, И сохла, сохла с каждым днем, - Как тот, кто жгучею тоскою Томился по краю родном И вдруг узнал бы, что волною Он схоронен на дне морском.
Ф.И. Тютчев. Раскрашенное фото. 1850-е Не рассуждай, не хлопочи!.. Безумство ищет, глупость судит; Дневные раны сном лечи, А завтра быть чему, то будет. Живя, умей все пережить: Печаль, и радость, и тревогу. Чего желать? О чем тужить? День пережит - и слава богу!
Душа моя - Элизиум теней, Теней безмолвных, светлых и прекрасных, Ни помыслам годины буйной сей, Ни радостям, ни горю не причастных. Душа моя - Элизиум теней, Что общего меж жизнью и тобою! Меж вами, призраки минувших, лучших дней, И сей бесчувственной толпою?.. Ф.И. Тютчев. Гравюра с фотографии 1860-х
ДОЧЕРИ Мария Федоровна Тютчева, дочь поэта. Фото 1848–1849
Екатерина Федоровна Тютчева, дочь поэта. Художник И. Макаров. 1850-е Анна Федоровна Тютчева, дочь поэта. Фото 1865
Дарья Федоровна Тютчева, дочь поэта. Фото начала 1870-х Екатерина Федоровна Тютчева, дочь поэта. Художник О. Петерсон. 1851
Сижу задумчив и один, На потухающий камин Сквозь слез гляжу... С тоскою мыслю о былом И слов в унынии моем Не нахожу. Былое - было ли когда? Что ныне - будет ли всегда?.. Оно пройдет - Пройдет оно, как все прошло, И канет в темное жерло За годом год. За годом год, за веком век... Что ж негодует человек, Сей злак земной!.. Он быстро, быстро вянет - так, Но с новым летом новый злак И лист иной. И снова будет все, что есть, И снова розы будут цвесть, И терны тож... Но ты, мой бедный, бледный цвет, Тебе уж возрожденья нет, Не расцветешь! Ты сорван был моей рукой, С каким блаженством и тоской, То знает бог!.. Останься ж на груди моей, Пока любви не замер в ней Последний вздох.
Федор Иванович Тютчев умер ранним утром 15 июля 1873 года. О, не кладите меня В землю сырую - Скройте, заройте меня В траву густую! Пускай дыханье ветерка Шевелит травою, Свирель поет издалека, Светло и тихо облака Плывут надо мною!..
Памятник Ф.И. Тютчеву в Овстуге Две силы есть - две роковые силы, Всю жизнь свою у них мы под рукой, От колыбельных дней и до могилы,- Одна есть Смерть, другая - Суд людской. И та и тот равно неотразимы, И безответственны и тот и та, Пощады нет, протесты нетерпимы, Их приговор смыкает всем уста... Но Смерть честней - чужда лицеприятью, Не тронута ничем, не смущена, Смиренную иль ропщущую братью – Своей косой равняет всех она…
Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, - И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать.