Семейный клуб "Компетентный родитель"
Уважаемые родители! Здесь вы сможете найти необходимый материал для музыкального развития Вашего малыша!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ СЕМЬИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Педагоги, которые занимаются с детьми младшего дошкольного возраста найдут в этой статье интересующую их информацию по музыкальному воспитанию. Статья направлена на повышение компетентности родителей в области музыкального воспитания детей раннего возраста. Семейное музыкальное воспитание очень важно для развития детей, и родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.
Рождение ребенок, — это не только огромная радость для родителей, но и огромная ответственность. Многие родители задают себе вопросы: «Каким вырастет их ребенок?», «Сколько необходимо дать ему навыков, умений, знаний?», «Как воспитать в нем чуткость к окружающему миру, способность понимать и ценить красоту?». И напрашивается ответ, что в гармоничном воспитании ребенка обязательно должна присутствовать музыка. И не надо думать, что это дело только музыкантов, что, когда ребенок подрастет, вот тогда и отдадим его в музыкальную школу, и пусть этим занимаются профессионалы. Это, конечно, хорошее решение вопроса. А что же делать сейчас, когда ребенок еще не может ни ходить, ни говорить? Надо понимать, что полноценное музыкальное воспитание ребенка начинается с момента его рождения, с самых первых дней его жизни, а возможно, еще и до его рождения и продолжается постоянно, на разных этапах жизни по-разному.
Наше государство предоставило матерям находится со своим ребенком дома до 3 лет и не посещать дошкольные учреждения. Но это обстоятельство не снимает с родителей ответственность за развитие ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, воспитать у них положительное к ней отношение, а возможно и любовь на всю жизнь. Семья – это та музыкальная среда, в которой маленький человечек проводит большую часть своей жизни. И его музыкальное воспитание, и развитие зависит от условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками, образом жизни и традициями семьи, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.
Семейные ценности в области музыкального искусства изначально формируют музыкальные вкусы и предпочтения ребенка. Позиция семьи во многом определяет, как сам факт, так и успешность получения ребенком музыкального образования.
Мы все прекрасно понимаем, что все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. Есть семьи, где мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей. Родители не видят в этом практической пользы, к музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок, даже с очень хорошими задатками, слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны. В других семьях, с уважением относятся к народной и классической музыке, к профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности. В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура.
Научить маленького ребенка чему-то можно лишь тогда, когда у него удается вызвать интерес и желание сделать то, что от него требуют. Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только тогда, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми. «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит.» (Плутарх)
Педагог-музыкант, владеющий необходимой методикой, может помочь родителям получить представление о формах, методах и приемах организации музыкального воспитания в семье, понять его значение. Повышая свой собственный культурный уровень, родители смогут помочь детям в воспитании интереса и уважения к музыке, к этому источнику радости и вдохновения.
Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.
Наглядно-слуховой метод – основной метод музыкального воспитания. Ребенок в течении дня должен слышать не только развлекательную музыка, но и классическую, народную, накапливая слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.
Наглядно-зрительный метод - рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.
Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Взрослый может помочь ребенку обратить внимание на смену настроения музыки, на изменения звучания музыкальных инструментов т.п.
Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.
Огромная сила музыки заключается в её способности эмоционально воздействовать на духовную сферу человека, особенно в его детские годы. У детей в процессе овладения музыкальной культурой формируются определённые качества личности. В детском возрасте остро проявляется потребность, которую психологи обозначают как "потребность в эмоциональном насыщении", в особенности при восприятии произведений искусства, музыки. Это естественная потребность детей в смене эмоциональных состояний, в желании пережить разнообразную гамму эмоциональных состояний, испытать новые яркие чувства. [ 9 с.5]
Существует огромное количество современной и классической музыки разных жанров и направлений. И эта музыка должна быть высокохудожественной и доступной для детей. В музыкальном репертуаре должны присутствовать произведения фольклора, лучшие образцы классической, современной и специфически «детской» музыки. Наличие произведений разных стилей, эпох позволит обогатить слуховой опыт дошкольников, расширить их кругозор, сделает их восприимчивыми к разнообразным «музыкальным языкам». Эмоциональная отзывчивость на музыку формируется и воспитывается вместе с развитием специальных музыкальных способностей, к которым относятся музыкально-слуховые представления, музыкальный слух в широком понимании, музыкальная память. Первым условием развития всех этих способностей в процессе восприятия музыки является правильный отбор музыкальных произведений. Этим требованиям удовлетворяют известнейшие произведения например, классическая музыка: фортепианные пьесы: П.И. Чайковского «Детский альбом», А.Т.Гречанинова «Детский альбом», Р.Шумана «Альбом для юношества», С.С.Майкапара «Бирюльки», Г.В.Свиридова «Альбом пьес для детей», Д.Д.Шостаковича «Танцы кукол», белорусского композитора Г.Вагнера «Детский альбом», «В мире сказок» и др.; симфонические произведения: «Детская симфония» И.Гайдна, Сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе, концерты «Времена года» А. Вивалльди, симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк», симфонические картины А.Лядова «Кикимора», «Баба Яга» и др. [30 с.12 ]
Музыкальное воспитание оказывает воздействие и на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится отзывчивым к красоте, к искусству и жизни. У него развиваются как художественно-эстетические, так и интеллектуальные способности. Дети лучше и быстрее усваивают материал и начинают правильно говорить. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешен в математике и логике, быстро и правильно заговорил, учите его музыке. Он должен овладеть всеми видами музыкальной деятельности.
Огромная роль в развитии музыкальности ребенка раннего дошкольного возраста принадлежит звуковым дифференцировкам. Это способность слышать звуки, соотносить их с источником, различать их по тону, тембру, окраске, сравнивать одни звуки с другими и т.д. Только с пониманием изобразительных средств музыки, приходит осознание красоты, в любом ее проявлении.
В раннем дошкольном возрасте еще нельзя говорить о подлинно-продуктивном и исполнительском творчестве, речь идет о предпосылках к его формированию. Дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр. Они напевают марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют. Могут непроизвольно петь колыбельную, убаюкивая куклу. С удовольствием импровизируют мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.
Игра - это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом и народной педагогики. Игры-потешки и песенки сопровождаются разнообразными движениями и звуками. Малышей привлекает простота и легкость действий, сочетание знакомого и неожиданного. Атмосфера радости от совместной со взрослым игры, способствует эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию понимания речи, обогащению словаря, произвольности действий, умению синхронно действовать с партнером - все это является огромным развивающим потенциалом. В каждой семье имеются свои традиции игрового общения с детьми. Мамы и папы играют с детьми в те игры, в которые играли с ними их родители. Наверное, нет такого ребёнка, с которым не играли бы в "Ладушки", "Сорока-ворона", "Коза рогатая", "По кочкам, по кочкам" и др. Каждая из этих игр имеет множество вариантов. Игры "Кулачки", "Дружно поднимаем ручки" помогут разнообразить игровое взаимодействие с ребенком.
Иногда родители, стремясь, чтобы их чадо достигло непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями, его наказывают. Любой насильственный метод чужд в воспитании, а особенно на занятиях искусством. Ребенок должен находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении и чувствовать себя защищенным и любимым.
В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна – он побуждает ребенка к совместному слушанию музыки. Организует совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, игры с музыкой). К менее активным формам руководства взрослого относятся: слушание музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Но ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание. Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным, музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений маленького ребенка. У него происходит накопление слухового опыта, он привыкает к интонациям различной по стилям музыки.
Таким образом, ребенок раннего дошкольного возраста при активном участии взрослого (родителя) в музыкально-практической деятельности делает огромный скачок как в общем, так и в музыкальном воспитании которое происходит:
- В области эмоций - от импульсивных откликов на простейшие
музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным проявлениям;
- В области развития музыкального слуха - от отдельных различений
музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;
- В области исполнительской деятельности - от действий по показу,
подражанию, к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении, в музыкально-ритмической и инструментально-исполнительской деятельности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
- в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если
ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.
- педагог в своей работе должен ориентироваться на различные
условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.
Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей и родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.
Библиографический список
1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей / В.П. Анисимов. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 127 с.
2. Баталина Е.К. Музыкальное воспитание, образование и массовая музыкальная культура / Е.К. Баталина. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2014. - с.229.
3. Беляева Л.Г. Русская народная музыкальная педагогика: вопросы теории практики. Учебное пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов и колледжей / Л.Г. Беляева, В.В. Васильева. - Мурманск: МГПИ, 2014. - 278 с.
4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2014. - 415 с.
5. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова.-М.: Просвещение, 2011. 270 с.
6. Волдырева Н.Н. Музыкально-игровой материал для младших дошкольников / Н.Н. Волдырева, В.А. Николаев. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 192 с.
7. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева - М.: Питер, 2013. - 237 с.
8. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада Дзержинская И.Л. (из опыта работы). М.: Просвещение, 1985.160с, нот.
9. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. /Учебник для вузов под ред. Додонов Б. И. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
10. Дошкольная педагогика/Учебник под. ред. Н.В.Микляевой. - М.: 2012.-501 с.
11. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Учебник для вузов под ред.А. Гогоберидзе. - М.: 2015. - 464 с.
12. Дошкольная педагогика / Учебник под. ред. Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова - М.: 2015. - 496 с.
13. Дошкольная педагогика: Методика и организация воспитания в детском саду / учебник под ред.В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2009. - 288с.
14. Зеньковский, В.В. Психология детства: учеб. пособие для вузов / В.В. Зеньковский - М.: Академия, 1996. - 347 с.
15. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 304 с.
16. Зинченко, В.П. О целях и ценностях образования / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. - 1997. - № 5. - С.3-16.
17. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие О.Л. Князева, М.Д. Маханева.2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 304 с ил.
18. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников / Н.Г. Кононова. - М: Просвещение, 2012. - 396 с.
18. Коренева, Т.Ф. Музыкально ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.Ф. Коренева. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 225 с.
19. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев. - М.: 2009. - 211с.
20. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. - М.: 2005. - 276 с.
21. Музыка в детском саду: Песни, игры, пьесы для детей 2-3 лет /сост.
Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Н. Фок. - М.: Музыка, 1978.
22. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: 2013. - 871 с.
23. Петрова В.А. Музыка малышам: метод, пособие / В.А. Петрова - М.: Мозаика-Синтез, 2001. - 144 с.
24. Психологический словарь / Под ред.В. В. Давыдова, А.В. Запорожца. - М.: Педагогика, 1999. - 341 с.
25. Психология / Учеб. для вузов под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2011. - 656 с
26. Радынова О.П. Л. Н. Комиссарова Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. –Дубна: Феникс+, 2011. – 352 с.
27. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. Методическое пособие для преподавателей ДОУ / Е.Э. Сугоняева.- Ростов на Дону: Феникс,2014.-173 с.








