Моя педагогическая философия.

Рощина Ирина Николаевна

И ныне с высоты духовной

Мне  руку простираешь ты…

А.С. Пушкин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filosofiya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия.

 И ныне с высоты духовной

Мне  руку простираешь ты…

А.С. Пушкин

  • Ты что не слышишь?
  • Я тебе говорю или нет?
  • Сколько раз тебе повторять?
  • Ты что молчишь?

Как часто мы слышим такие слова? Однажды, когда я была начинающим учителем, после одного из уроков меня спросили, что было труднее всего. И я, не задумываясь, ответила: «Найти общий язык с детьми». Нам кажется, что дети нас действительно не слышат, и надо повторить, надо сказать в третий раз, да прикрикнуть – вот и услышат, вот и поймут, и все будет хорошо. Но многое из того, что мы говорим ребенку, до него никогда не дойдет, потому что мы не на том языке говорим.

Общий язык – это не язык команды и послушания, это язык желаний, веры и любви. Дети больше всех нуждаются в общении, без него детская душа не развивается. Она не может ни любить, ни    верить, ни надеяться.  Общаться – значит пробуждать чувство, привлекать внимание  - именно в этом суть моей педагогической философии.

Пушкинский Фауст, который «с жизни взял возможную дань и не видит толку  ни в глубоком  знании, ни в славе, ни в мирской чести», все же признает:

Но есть

Прямое  благо: сочетанье

Двух душ…

Общение с ребенком – это и есть соединение двух душ. Один миг общения дает для воспитания больше, чем целые часы поучений. Общение – это уравнивание.  Но  как можно быть равным с ребенком? В каком смысле? Не равны между собой старший и младший, академик и трех летняя девочка, полководец и солдат. Однако есть в них что-то такое,  что позволяет им, при определенных условиях, общаться, сочетаться душами, испытывать «прямое благо». Потому что души всех людей в известном смысле равны. Не равны ум, опыт, возраст, таланты, положения – во всех направлениях люди не равны   между собой, а души их -  равны. Более того, равны души живущих людей и тех, кто жил 1000 или 500 лет назад. Иначе мы давно перестали бы читать Эзопа и Шекспира. Мы только потому и можем наслаждаться их книгами, что между нашими душами и душами их героев нет разницы.

Все могут общаться со всеми, но не все умеют это делать, потому что не все взрослые нуждаются в общении – душа высохла, и не все могут снять с себя доспехи превосходства, разоружиться при встрече с ребенком, открыться душой, почувствовать чужую душу равной, прикоснуться душой к душе и открыться к такому касанию. Не у всех хватает просто - душия, способности чувствовать просто.

Собственно,   в этом то и состоит педагогический талант – в умении почувствовать в ребенке равного себе душой, в способности к душевному общению. Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце – способность к признанию равенства душ. Чтобы ребенок общался со мной, я должна не вызывать у него ни малейшего чувства опасности, он должен полностью доверять мне – вот и все.

Дети пришли на урок. Как привлечь их внимание, вызвать на откровенный разговор? В этом мне помогают первые инструменты общения –  голос и взгляд.

Невыдержанный, несобранный, неумный или недалекий -  всякий может воспитывать детей лучше или хуже, и только злобный не может. Это исключено. Злоба плотиной  стоит на пути общения.

Что  делать? Человек чувствует себя неудачником, обижен на жизнь, и злость переполняет его сердце.  Но идет урок… Учитель должен найти в себе   хоть какие-то резервы доброты, собрать ее по крохам, выразить. Как? В голосе.  

Первое, что слышит  ученик – голос учителя, а не его слова, надо следить за своим голосом и выражать в нем прежде всего доброту. Выражать в голосе доброту иногда трудно потому, что недобрые интонации и тембры окружают нас со всех сторон и портят наши голоса. Не приторно,  не елейно, а доставая из-под спуда жизненных забот ту доброту, которая все-таки есть у меня, буду я говорить с детьми,  и постепенно  я и в самом деле начну добрее относиться к ним. Чуть больше правды, искренности, чем всегда, - и этого достаточно. Доброта, серьезность плюс чуть – чуть юмора – вот лучший рецепт для учительского голоса.

Голос – и  взгляд!

Говорят: « Любовь с первого взгляда». Не с первого слова – с первого взгляда.  Если мы научимся говорить с учеником добрым голосом и смотреть на него добрыми глазами, больше ничего и не нужно, никаких педагогик. Все  проблемы с детьми возникают там, где учителю не хватает доброго голоса и доброго взгляда. Мы выстраиваем монбланы теорий, методик и предписаний, чтобы покрыть эту недостачу, возместить не возместимое…      

Представим себе тяжелое бревно; чтобы поднять его, нужно 10 человек. Сколько человек должны стараться, когда несут? Очевидно, все 10, иначе бревно упадет.

Теперь представим себе школьный класс  с 10 учителями. Сколько из них должны быть духовными людьми, чтобы в классе была чистая атмосфера? На этот вопрос отвечают по-разному: кто говорит – все 10, кто – 5. На самом деле – 1. Для переноски бревна, для физической, административной  и другой подобной работы нужны усилия каждого. Но там, где речь идет о духовной деятельности, там достаточно и одного человека, сильного духом. У нас 40 минут в день на ученика. Но он может быть прекрасно воспитан и за это короткое время, если мы будем помнить, что воспитание – это не уход, не надзор, а душевное и духовное общение. Уход в 40 минут труден, надзор невозможен, а сила общения измеряется не временем.

Моя педагогическая философия. Куда короче – в шести строках!

Кн. П.П. Вяземскому.

Душа моя Павел,

Держись моих правил;

Люби то-то, то-то,

Не делай того-то.

Кажись, это ясно.

Прощай, мой прекрасный.

В шести строчках – все искусство воспитания! «Душа моя Павел» - люби ребенка, как душу свою, умей выразить любовь в ласковом слове, в ласковой интонации.

«Павел», «Кн. П.П. Вяземскому» - обращайся с ребенком как с равным.

«Держись моих правил» - сначала  обзаведись, пожалуйста, своими правилами жизни – без них к ребенку лучше и не подходить. В обязательном «держись» поучение, необходимые ребенку, и свобода от поучения. Взрослый направляет, а действует ребенок сам.

«Люби то-то, то-то…» - люби! Все воспитание держится на одном этом слове: люби! Где любовь, там и благодарность, там доверие, там все лучшие человеческие чувства – люби!

«Не делай того-то…» - это правило взрослого, а не особое детское правило. «Не делай» - закон взрослых ,серьезных, честных людей. Не запрещено, не осудят, не накажут, но не делаю – не в моих правилах. «Не делай» и «люби» - двух этих слов достаточно. Есть поле человеческого поведения. Нижняя граница его твердая: «не делай», а верхней границы нет, она бесконечна – «люби!».

«Кажись, это ясно» - ребенку и надо внушить, что все наши установления и советы просты, понятны, безусловны, ими весь мир живет. Вера в понятливость ребенка сделает его умнее: люди удивительно быстро умнеют, когда их держат за умных.  

«Прощай, мой прекрасный» - прощай! Взрослые и не должны слишком много заниматься детьми. И словно кольцо замыкается: «прощай, мой прекрасный». Я внушаю ребенку, что он прекрасен в моих глазах! Кто умеет от сердца сказать ученику: «Мой прекрасный», - тот счастлив в учениках и  у него  счастливые ученики. Между двумя этими обращениями  «душа моя» и «мой прекрасный» заключено все искусство воспитания детей.