Экологическая работа
Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектно-исследовательская деятельность | 41.5 КБ |
Пищевые добавки | 2.89 МБ |
Проект «Зеленый уголок в школе» | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно – исследовательская деятельность учащихся в экологическом воспитании
Экология (от греческого olkos – дом, жилище, местопребывание и logos – слово, учение) – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.
Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки её к производственной, общественной и культурной деятельности. Тесно связано с образованием и обучением.
Задача современного учителя соединить воедино эти два понятия в учебно - воспитательном процессе, в учебном занятии и во внеурочной деятельности, так как школа сегодня ориентирована на разностороннее развитие личности ребенка.
В ходе проектно - исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности осуществляется систематизация и расширение представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта, воспитание у них любви к своей Родине. Идёт формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде. При этом обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся познавательных процессов: сенсорное развитие, развитие мышления, воображения, памяти, внимания; а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Главным в этой работе является предоставление ведущей роли самостоятельной активности учащихся, поиск новых путей в обучении, связанных с возможностью применения учащимися личного опыта при овладении новыми знаниями, которые способствуют переводу познавательной деятельности учащихся на более высокий уровень – исследовательский. Поэтому основным методом работы на уроках и во внеурочной деятельности стал исследовательский метод как один из методов развития способностей учащихся и их умения самостоятельно организовывать процесс получения знаний.
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства.
Формирование начальных основ экологической культуры у школьников требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
В работе своей школы мы используем следующие формы работы по экологическому воспитанию:
- походы
-экскурсии
-урочная деятельность
- проектно-исследовательская работа
- внеурочная работа
- кружки
- опытническая деятельность пришкольного участка
Огромную роль играет проектно-исследовательская деятельность. Учебное исследование школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы:
1. Актуализация проблемы.
Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
2. Определение сферы исследования.
Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
3. Выбор темы исследования.
Цель: обозначить границы исследования.
4. Выработка гипотезы.
Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.
5. Выявление и систематизация подходов к решению.
Цель: выбрать методы исследования.
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации.
Цель: зафиксировать полученные знания.
8. Анализ и обобщение полученных материалов.
Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.
9. Подготовка отчета.
Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
10. Доклад.
Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
11. Обсуждение итогов завершенной работы.
Проектно – исследовательская деятельность в школе охватывает все ступени.
В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время.
В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.
Темы, которые мы используем в своей работе носят экологическую направленность. Я всегда помню: тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования.
При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие интеллектуальных способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с тремя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Третий – нравственное воспитание, в данном случае экологическое. Все эти результаты хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников, получают право на участие в научно-практических конференциях.
Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что мы едим?
У молодёжи широко распространены привычки неправильного питания. Чипсы, чупа - чупсы , фаст - фуды , прочая жирная пища может вызвать ишемическую болезнь сердца уже к 20 годам.
Е 1** - красители Значение Воздействие на организм 1. для восстановления природного цвета, утраченного в процессе обработки и хранения. 2. для окрашивания бесцветных продуктов. 3. для повышения интенсивности цвета. 4. Применяется при подделке продуктов Среди синтетических красителей практически нет безопасных. Большинство из них оказывают аллергенное, мутагенное, канцерогенное действие (Е131 - 142, 153). Запрещённые Е 102. 110, 120, 123, 124, 127, 155
Е 2** - консерванты Значение Воздействие на организм для увеличения срока годности, предотвращения порчи продуктов, происходящей под действием микро- организмов Сорбиновая кислота угнетаетферментные системы организма. Бензойная кислота — аллерген. Ракообразующие: Е210, 211—217, 219. Вредные для кожи: Е230—232, 238. Вызывают расстройство кишечника: Е221, 226. Влияют на давление: Е250, 251. Опасные: Е201, 222—224, 233, 270
Е 3** - антиокислители Значение Воздействие на организм 1. Защищают жиросодержащие продукты от прогоркания. 2. Останавливают самоокисление продуктов Вызывают сыпь: Е311—313. Вызывают расстройство кишечника Е338—341. Повышают холестерин Е320—322
Е 4** - загустители Значение Воздействие на организм 1. Позволяют получить продукты с нужной консистенцией, улучшают и сохраняют их структуру. 2. Используется в производстве мороженого, желе, консервов и майонеза Впитывают вещества независимо от их полезности или вредности, могут нарушить всасывание минеральных веществ, являются легкими слабительными. Вызывают расстройство кишечника: Е—407, 450, 462, 465, 466
Е 5** - эмульгаторы Значение Воздействие на организм Отвечают за консистенцию пищевого продукта, его вязкость. 2. Используется в производстве маргарина, кулинарного жира, колбасного фарша, кондитерских и хлебобулочных изделиях Использование фосфатов может привести к нарушению баланса между фосфором и кальцием, плохому усвоению кальция, развитию остеопороза. Опасные: Е501—503, 510, 513, 527, 560
Е 6** - усилители вкуса Значение Воздействие на организм 1. Для усиления выраженного вкуса и аромата. 2. Придают ощущение жирности низкокалорийным йогуртам и мороженому 3. Смягчают резкий вкус уксусной кислоты и остро- ту в майонезе. 4. Подсластители Глютамат натрия вызывает головную боль, тошноту, сердце-биение, сонливость, слабость, может повлиять на зрение, если употреб-лять его несколько лет Глутаминовая кислота превращается в ами-номасляную, которая является возбудителем ЦНС. Канцерогенные : Е626—63О, 635. Опасные: Е620, 636,637
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
Проект «Зеленый уголок в школе»
1.Актуальность и важность проекта.
Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, перестройки всей своей деятельности, организации её сообразно экологическим законам. Это нельзя достигнуть без соответствующего воспитания и образования нового поколения, без становления экологической культуры личности и общества.
Одно из направлений деятельности школы - экологическое. Неотъемлемой частью работы по этому направлению является экологизация педагогической среды - озеленение школы комнатными растениями. Растения, удачно подобранные и размещенные с хорошим вкусом, создают психологически правильную среду, положительно влияют на настроения людей, придают помещению своеобразный колорит. Занятия комнатным цветоводством - один из видов творческого отдыха, возможность простыми и доступными средствами создать неповторимую обстановку.
Для этого необходимо знать основные правила озеленения помещения, подбора ассортимента растений, ухода за ними.
В школе имеются зеленые насаждения. Но их недостаточно в коридорах и фойе школы, нет стилевого единства в их оформлении. Решение этой проблемы возможно при осуществлении социального проекта «Создание зеленого уголка» в фойе первого этажа школы. В ходе реализации проекта должны быть выполнены следующие работы:
- создание стилевого единства в подборе растений для озеленения школы;
- посадка черенков зеленых насаждений;
- оформление зеленого уголка из комнатных цветов.
Цель проекта: озеленение фойе школы через создание «Зеленого уголка» из комнатных растений.
Задачи проекта:
1.Объединить усилия педагогов, учащихся, родителей, направленных на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение школы.
2.Познакомится с формами и приёмами размещения растений в едином стиле.
3.Развивать практические навыки у школьников работы с комнатными растениями.
7.Этапы реализации проекта «Зеленый уголок в школе»
№ п/п | Название этапа | Цель | Срок выполнения |
1. | Подготовительный | Мотивация, целеполагание проекта. | Декабрь |
2. | Проектировочный | Построение ориентировочной схемы деятельности, конкурс эскизов на лучшее оформление уголка | Январь - февраль |
3. | Практический | Овладение практическими навыками работы с комнатными растениями, знакомство с приёмами и формами цветочного оформления. Подготовка почвы и посадочного материала; Подготовка основы для размещения уголка | Апрель – ноябрь |
4. | Аналитико-коррекционный | Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений | Май – октябрь г. |
5. | Заключительный | Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития. | Октябрь- ноябрь |
9.План мероприятий проектировочного этапа
№ п/п | Мероприятие | Ответственный |
1 | Разработка коллективного проекта школы: - создание проектной группы; |
10.План мероприятий практического этапа
№ п/п | Мероприятие | Ответственный |
1 | Заготовка почвы, кашпо, изготовление настенных перголдля вертикального озеленения | |
2 | Подбор растений теневыносливых, холодоустойчивых | |
3 | Высадка растений, уход за цветочными культурами | |
4 | В своем выборе руководствоваться правилами озеленения, не использовать те растения, которые могут нанести вред здоровью учащихся |
Предполагаемые результаты, их социальная значимость.
1.Создание «Зеленого уголка» в фойе школы.
2.Овладение учащимися практическими навыками ухода за комнатными растениями.
3.Защита социального проекта участниками.
Дальнейшее развитие проекта
Созданный «Зеленый уголок» будет периодически обновляться, будет организован уход за комнатными растениями. Возможно создание «Зеленого уголка» в каждом классе школы.
12.Структура финансирования
- спонсорская помощь родителей;
- финансирование проекта школой
Денежные затраты для приобретения: кашпо, удобрений, почвы.
13.Видовое разнообразие растений
Живые очистители воздуха
Растения, обладающие антибактериальной, антивирусной активностью | Растения, повышающие иммунитет, обладающие успокаивающим действием | Растения, поглощающие вредные газы |
Плющ обыкновенный | Мирт обыкновенный | Хлорофитум |
Пеперомия туполистая | Лимон | Фикус Бенджамина |
Аукуба японская | Герань душистая | Бильбергия |
Сансевьера | Лавр благородный | Бегония |
Монстера | Герань | |
Колеус |
В помещении, где растёт мирт обыкновенный, болезнетворных микроорганизмов в 2 раза меньше.
Герань имеет свойства как бы всасывать сырость, очищает и освежает помещение с застоявшимся запахом.
Теневыносливые растения
Семейство | Название растений | Выносливость |
Амариллисовые | Кливия | Не капризное |
Аралиевые | Плющ обыкновенный | Не капризное |
Шеффлера | Не капризное | |
Ароидные | Монстера | Не капризное |
Антуриум | Капризное | |
Спатифиллум | Не капризное | |
Асфоделовые | Хлорофитум | Не капризное |
Бромелиевые | Бильбергия | Не капризное |
Губоцветные | Колеус | Не капризное |
Драценовые | Драцена | Не капризное |
Коммелиновые | Традесканция | Не капризное |
Зебрина | Не капризное | |
Рео | Не капризное | |
Ластовневые | Хойя | Не капризное |
Миртовые | Мирт обыкновенный | Капризное |
Папоротники | Адиантум | Капризное |
Нефролепис | Не капризное | |
Паслёновые | Перец стручковый | Не капризное |
Тутовые | Инжир | Не капризное |
Фикус каучуковый | Не капризное |
Светолюбивые растения
Семейство | Название растения | Выносливость |
Аспарагусовые | Аспарагус | Не капризное |
Асфоделовые | Алоэ | Не капризное |
Гастерия | Не капризное | |
Хаворция | Не капризное | |
Бромелиевые | Ананас | Не капризное |
Кактусовые | Зигокактус | Капризное |
Ластовневые | Стапелия | Не капризное |
Пальмовые | Финик | Не капризное |
Веерные пальмы | Не капризное | |
Геснериевые | Узумбарская фиалка | Капризное |
Толстянковые | Каланхоэ | Не капризное |
Крассула | Не капризное | |
Амариллисовые | Гиппеаструм | Не капризное |
Гемантус | Не капризное | |
Зефирантес (выскочка) | Не капризное |
Растения, не рекомендованные для использования
Растения, раздражающие кожу | Растения, имеющие ядовитые органы | Растения, вызывающие аллергию |
Пуансеттия | Брунфельсия | Примула |
Молочай Миля | Перец стручковый | Цикламен |
Кодиеум пёстрый | Олеандр | Пеларгония сильно пахнущая |
Диффенбахия | Пахиподиум | Нефролепис |
Аглаонема | Барвинок розовый | |
Филодендрон | Паслён перечный | |
Кала | Кодиеум | |
Гиппеаструм | Плющ (семена) | |
Гемантус | ||
Кливия | ||
Амариллис | ||
Монстера |