Страница для педагогов

Афтаева Татьяна Юрьевна

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Приобщение к русской национальной культуре через

знакомство с русским народным бытом.

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

В.Г.Белинский

Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни  человека — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего  эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знает наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п.  очень поверхностно.       

Ведь среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.      

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.            

Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, что ели и пили. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствуют воспитанию патриотических чувств, приобщают к миру прекрасного. Человек должен гордиться своей Родиной. Любовь к отчизне необходимо закладывать с самого раннего детства. Беречь все то, что делает нас русскими. Из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу. С самого раннего возраста надо научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, воспитывать в них нравственные качества. А для этого надо познакомить их с русскими народными традициями, с историей нашего народа,  с русским народным бытом.

Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.

Однако дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.  Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей систему игр, упражнений и экскурсий. 

Цель работы в этом направлении: воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре и ставить перед собой  следующие задачи:

1.    Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно-прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.

2.    Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.

3.    Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её. 

4.    Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.

В работе с детьми использовать методы, наиболее интересные и эффективные в плане усвоения материала:

  • метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и приданий посредством театрализованных постановок праздников, традиций; 
  • эвристический (частично-поисковый) метод;
  • метод моделирования,  
  • социо-игровые технологии,
  • игровой метод,
  • метод практических действий,
  • наглядный.

Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу .Хочу такой сайт

В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделить знакомству с русской народной избой. Провододить беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызываем интерес к музею и желание создать свой мини-музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фото-сессии, подготовленные родителями), который использовать в работе с детьми в приобщении к русской народной культуре. Также знакомить детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. На праздник Рождества с детьми разучивать колядки, русские народные песни, заклички. Ежегодно проводить в ДОУ праздник Масленицы, на котором дети ближе узнают традиции встречи этого праздника и всей масленой недели.

В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле-самоделке). Знакомить с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, Каргопольской игрушкой, хохломской росписью, гжелью и т.д. Изготовить игрушки своими руками: лепить из глины и расписывать их по известным народным промыслам, а затем организовать выставки детского творчества: «Русская барыня», «Лепка дымковского коня».

На протяжении всего дошкольного возраста знакомить детей с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит» и др.; хороводными: «Вставай, вставай Иванушка», «Баю-бай», «Спи, моя радость, усни…».

В работе использовать современные развивающие программы и технологии: «Детство» Т.И. Бабаевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева; «Система патриотического воспитания в ДОУ» Александрова Е.Ю.; «Патриотическое воспитание дошкольников» Алешина Н.В..

Результатом работы является перспективный план работы по теме «Воспитание патриотизма у детей через ознакомление с русской народной культурой»; серия занятий, способствующих приобщению к русской народной культуре детей дошкольного возраста. Оформить картотеки русских народных подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни); разработать консультации для родителей: «Роль народного-прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Воспитание патриотических чувств у детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал музей», «Сказка как средство патриотического воспитания»; рекомендации для родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитание патриотизма», «Давайте попоем», «Семейный музей» и др.

Большое значение в приобщении детей к русской народной культуре имеет работа с родителями. С родителями проводить беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к русской народной культуре»,  организации «Мини-музеев». Изготовить своими руками деревянные игрушки, костюмы, кокошники.  

В результате дети получат первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа. иметь представление о русских традициях и праздниках. У детей улучшится внимание, усидчивость, расширится активный словарь, повысится интерес к русским народным подвижным и хороводным играм, к русской народной культуре в целом.

Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

Я – человек!

Я живу на этой Земле!

Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них!

Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа!

Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом!

Это все – моя Родина!

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Приобщение к русской национальной культуре через

знакомство с русским народным бытом.

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

В.Г.Белинский

Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни  человека — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего  эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знает наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п.  очень поверхностно.       

Ведь среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.      

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.            

Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, что ели и пили. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствуют воспитанию патриотических чувств, приобщают к миру прекрасного. Человек должен гордиться своей Родиной. Любовь к отчизне необходимо закладывать с самого раннего детства. Беречь все то, что делает нас русскими. Из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу. С самого раннего возраста надо научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, воспитывать в них нравственные качества. А для этого надо познакомить их с русскими народными традициями, с историей нашего народа,  с русским народным бытом.

Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.

Однако дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.  Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей систему игр, упражнений и экскурсий. 

Цель работы в этом направлении: воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре и ставить перед собой  следующие задачи:

1.    Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно-прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.

2.    Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.

3.    Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её. 

4.    Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.

В работе с детьми использовать методы, наиболее интересные и эффективные в плане усвоения материала:

  • метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и приданий посредством театрализованных постановок праздников, традиций; 
  • эвристический (частично-поисковый) метод;
  • метод моделирования,  
  • социо-игровые технологии,
  • игровой метод,
  • метод практических действий,
  • наглядный.

Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу .Хочу такой сайт

В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделить знакомству с русской народной избой. Провододить беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызываем интерес к музею и желание создать свой мини-музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фото-сессии, подготовленные родителями), который использовать в работе с детьми в приобщении к русской народной культуре. Также знакомить детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. На праздник Рождества с детьми разучивать колядки, русские народные песни, заклички. Ежегодно проводить в ДОУ праздник Масленицы, на котором дети ближе узнают традиции встречи этого праздника и всей масленой недели.

В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле-самоделке). Знакомить с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, Каргопольской игрушкой, хохломской росписью, гжелью и т.д. Изготовить игрушки своими руками: лепить из глины и расписывать их по известным народным промыслам, а затем организовать выставки детского творчества: «Русская барыня», «Лепка дымковского коня».

На протяжении всего дошкольного возраста знакомить детей с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит» и др.; хороводными: «Вставай, вставай Иванушка», «Баю-бай», «Спи, моя радость, усни…».

В работе использовать современные развивающие программы и технологии: «Детство» Т.И. Бабаевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева; «Система патриотического воспитания в ДОУ» Александрова Е.Ю.; «Патриотическое воспитание дошкольников» Алешина Н.В..

Результатом работы является перспективный план работы по теме «Воспитание патриотизма у детей через ознакомление с русской народной культурой»; серия занятий, способствующих приобщению к русской народной культуре детей дошкольного возраста. Оформить картотеки русских народных подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни); разработать консультации для родителей: «Роль народного-прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Воспитание патриотических чувств у детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал музей», «Сказка как средство патриотического воспитания»; рекомендации для родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитание патриотизма», «Давайте попоем», «Семейный музей» и др.

Большое значение в приобщении детей к русской народной культуре имеет работа с родителями. С родителями проводить беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к русской народной культуре»,  организации «Мини-музеев». Изготовить своими руками деревянные игрушки, костюмы, кокошники.  

В результате дети получат первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа. иметь представление о русских традициях и праздниках. У детей улучшится внимание, усидчивость, расширится активный словарь, повысится интерес к русским народным подвижным и хороводным играм, к русской народной культуре в целом.

Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

Я – человек!

Я живу на этой Земле!

Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них!

Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа!

Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом!

Это все – моя Родина!

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                         Консультация для педагогов

 «Экологическое воспитание детей через проектную деятельность»

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем   того   мира, который   его   окружает.  Для   него   всё впервые: солнце и дождь, страх         и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ   на   все   интересующие   его   вопросы   –   ему   помогают   педагоги.  

В дошкольных   учреждениях   воспитатели   широко   используют   метод проблемного   обучения:   вопросы,   развивающие   логическое   мышление, моделирование   проблемных   ситуаций,   экспериментирование,   опытно исследовательскую  деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и другое. Одной из эффективных форм работы по экологическому воспитанию является проектная деятельность.

Проект — самостоятельная и коллективная творческая завершенная  работа,   имеющая  социально   значимый   результат.   В   основе   проекта   лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Экологические сказки.  Релаксационные паузы можно  использовать   весь   арсенал   доступных средств,   которые   условно   можно   разделить   на   три   направления:  

1) занятия;   2)совместная деятельность воспитателя с детьми (беседы, наблюдения и опыты, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, труд в природе); 

3) самостоятельная деятельность детей.

На   занятиях   происходит   последовательное   формирование   у   детей системы   элементарных   знаний   и   представлений   о   многообразии   природных явлений, расширение   представлений   о   домашних   и   диких   животных   и   их детенышах, о растениях, как живых существах.   Наиболее всего познавательная активность детей проявляется во время проведения   различных   наблюдений   и   экспериментов, а   также   собственной продуктивной деятельности в природе.  

Наблюдение  одно из самых значимых средств познания окружающего мира, так   как   именно   наблюдения   позволяют   показать   детям   природу   в естественных   условиях   во   всем   её   многообразии,   в   простейших,   наглядно представленных   взаимосвязях.   Непосредственное   общение   с   природой, наблюдение   за   её   объектами   является   неисчерпаемым   источником эстетических   впечатлений,   эмоционального   воздействия   на   детей,   познания  связей и отношений в природе.  Как пример, можно привести наблюдения  за погодными   явлениями,   которые   впоследствии   дети   с   удовольствием отражают в календаре погоды.

Наряду   с   наблюдениями,   занятиями,   играми,   чтением  художественной литературы,  огромное   значение,   воспитательное   и   образовательное,   имеет трудовая   деятельность,   а   именно   труд   в   природе.     В   труде   как   нигде, воспитывается   любовь   к   природе,  бережное   и   заботливое   отношение   к   ней. Кроме   того  формируются   практические   навыки   ухода   за   растениями   и животными.   В   процессе   труда   в   природе,   у   детей   формируются   знания   о растениях (их строении, потребностях, основных стадиях развития, сезонных изменениях), о насекомых (внешний вид, потребности, способы передвижения и др.). Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений   и   насекомых от   удовлетворения   их   потребностей, узнают   о   роли человека в управлении природой. Детей   всегда   привлекает   этот   вид   деятельности. Попробуйте расположиться в группе с цветочным горшком,                леечкой, совочком, как тут же, побросав   все   дела, дети   окружат   вас,  а   предложение   поучаствовать   в совместном труде  вызовет бурю восторга  и                      энтузиазма.  

Огромную роль в воспитании экологической культуры детей, гуманного отношения   к   природе   играет   семья,   родители   ребенка,   поскольку   именно родители   являются   главными   авторитетами   для   него.   Для   родителей можно оформить папки передвижки на экологическую тему.

В результате у детей сформируется осознано правильное отношение к                                      объектам и явлениям природы, экологическое мышление. Дети научатся  экспериментировать,   анализировать,   делать   выводы.  Дети   станут бережно относиться к насекомым.   У детей появится желание общаться с природой, проявляя   свои впечатление через различные виды деятельности. Так же появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.  Мини инсценировки.   Физкультминутки. Пальчиковые игры.  Народные игры. Подвижные игры экологического                                     характера. («Ходят капельки по кругу» и др.) Упражнения, развивающие воображение.  Дидактические игры для формирования нравственно – оценочного опыта. («Путешествие», «Что такое хорошо, и что такое плохо» и др.) Дидактические  игры для развития эстетического  восприятия  природы. («Беседа с деревьями», «Встреча с растениями» и др.)  Игры   –   тренинги   экологического   характера.   («На   прогулке», «Весна, лето, осень, зима», «Снежинки» и др.)  Дидактические игры.

Цикл занятий по проекту.  Обязательно надо вовлекать   родителей   в   совместную   работу   по   экологическому воспитанию детей. В проекте использовать следующие виды деятельности:  Способствовать   формированию   первоначальных   умений   и   навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Воспитать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.  Развивать познавательный интерес к миру природы.  Формировать   систему   элементарных   научных   экологических   знаний, доступных пониманию ребенка.  

Творческие   проекты   в   детском   саду (оформление   результата   в   виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). Основные этапы работы в проекте: постановка цели, разработка  содержания  всего   учебно-воспитательного   процесса   на   основе   тематики проекта,   организация   развивающей,   познавательной,   предметной   среды, организация   совместной   (с   педагогами,   родителями   и   детьми)   творческой, поисковой и практической деятельности, коллективная реализация проекта, его демонстрация.

По экологическому воспитанию можно разработать проект по теме  «Земли прекрасней нет»  и реализовать его в стенах детского сада. Проводя работу   по   проекту,  надо  находить   нужный материал не только в стенах детского сада, но и дома, вовлекая в работу всех членов   семьи.   Во   время   работы   над   проектом можно   опираться   на     программы   воспитания   и обучения детей.

Задачами работы над проектом являются: информационно -практикоориентированные   проекты, где дети   собирают информацию   и   реализуют её, ориентируясь   на   социальные   интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).  Ролево-игровые   проекты (с   элементами   творческих   игр,   когда   дети входят   в   образ   персонажей   сказки   и   решают   по-своему   поставленные проблемы) учатся работать в команде, выполняя разные социальные  роли размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные   выводы;   принимать   самостоятельные   аргументированные решения;  



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Сюжетно – ролевая игра как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада»

        Важное место в патриотическом воспитании дошкольников занимают игровые формы (имитации, соревнования, ролевые и деловые игры, игровые ситуации), поскольку игра – является главным видом занятий ребенка дошкольника.

          Игрой называется такой вид непродуктивной деятельности, цель которой проявляется не в результатах, а в самом процессе.                                                       Для малышей игра, которая зачастую в педагогических методических пособиях имеет название «спутника детства», являет собой главное содержание жизнедеятельности, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с практикой и познанием окружающего. В играх задействованы все стороны личности ребенка: малыш совершает движения, 30 говорит, воспринимает окружающую действительность, размышляет, строит планы; в течение игры задействованы все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются проявления воли и эмоций. В этом проявляется свойство игры как важного средства воспитания

         Сюжетно-ролевая игра - это особая творческая игра детей 5 – 7 лет, которая в развернутом виде представляет воображаемую деятельность, в ходе которой дошкольники принимают на себя роли взрослых и в упрощенной форме в специально создаваемых игровых условиях пытаются повторить деятельность взрослых и отношения между ними . Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то сюжетно-ролевая игра становится главным средством в формировании социального поведения ребенка, т.к. ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы

        Сюжетно-ролевой игре присущи основные характеристики игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность участвующих в ней детей, эмоциональность, самостоятельность, активность, творчество.

         Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность ближайшего социума, взрослых и сверстников. Определяющей особенностью сюжетно-ролевой игры служит присутствие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет и роли, которые принимают на себя участники в ходе 31 игры, также включает своеобразное применение атрибутов игры: вещей и предметов. Сюжет игры – это некоторый ряд событий, объединенных замотивированными связями. В сюжете проявляется содержание игры – характер тех действии и отношений, которыми связаны участники воображаемой ситуации. Ребенок 5-7 лет может обдуманно выбирать сюжет игры, намечать ее план, намечать примерную последовательность действий, то есть может в общих чертах вообразить изображаемые события. Дети в этом возрасте могут также распределять между собой роли, хотя здесь и требуется помощь педагога-воспитателя. Роль служит главным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок желает принимать на себя роль взрослого. Существование роли означает, что в своем сознании малыш отождествляет себя с тем или иным персонажем и действует в сюжетно-ролевой игре от его имени. Малыш соответствующим образом применяет те или иные предметы (взвешивает продукты как продавец, готовит завтрак как мама), вступает в различные взаимоотношения с другими играющими (приходит в гости, возит пассажиров на машине и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Исследователь детства Л.С. Выготский отмечал, что, хотя малыш создает в процессе сюжетно-ролевой игры воображаемые ситуации, однако чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. Содержание игры - это то, что стремится воспроизвести ребёнок в качестве основного момента в отношениях с другими играющими. Конкретный тип отношений между людьми, который дети стремятся выстроить в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребёнка. Одна и та же по своему сюжету игра (например, «Семья») может иметь абсолютно различное содержание: одна «мама» будет ругаться и бить своих «детей», другая - наряжаться перед зеркалом и ходить в гости, третья - постоянно подметать пол, стирать и 32 готовить, мыть посуду , четвёртая – рассказывать детям сказки, играть с ними и пр. Все эти разнообразные варианты отражают то, что впитывает ребёнок из окружающей жизни. То, как ведет себя мама со своей дочкой, дочка будет демонстрировать в сюжетно-ролевой игре с куклой (или подружкой по игре). Человеческие отношения и условия, в которых живёт малыш, детерминируют не только сюжеты, но, прежде всего, содержание детских игр. Таким образом, сюжетно-ролевая игра возникает из условий, в которых растет ребёнок и отражает, воспроизводит эти условия.