Моя методическая копилка

Копцева Галина Михайловна

 

Уважаемые посетители моего сайта! Надеюсь, мои наработки будут интересны вам. Оставляйте свои отзывы, буду рада общению.

На этой страничке:

                

 Больше или меньше?                 Словарь ассоциаций.  

   

               Нормы чтения в начальной школе.

       

 

   Дидактический материал для проведения устного счета.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научить различать  знаки «больше»,  «меньше».

 

Часто первоклассники путают знаки «больше - меньше». Существуют разные приемы запоминания этих знаков. Я использую очень эффективный прием, правда, не подходящий для «левшей».

-Какая рука у вас работает больше? Верно, правая. Этой рукой мы пишем, держим ложку, бросаем мяч. Согните правую руку в локте. Перед вами знак «больше».

- Какая рука работает меньше? Согните в локте левую руку – это знак «меньше».

C:\Users\Worker\Desktop\Downloads\15.gif

Если ребенок «левша», использую знакомый многим прием сравнения знака с клювиком птички.  Птичка очень хочет кушать. И поэтому ротиком поворачивается только в сторону  большего числа. Меньшее число птичка просто понюхает своим острым носиком.  

C:\Users\Worker\Desktop\Downloads\5.jpeg



Предварительный просмотр:

Запоминание словарных слов методом ассоциаций.

При работе над словарными словами определенную трудность для школьников представляет прочное запоминание орфографического образа слова.  Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Следовательно, и упражнения должны опираться на различные виды памяти.

К мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Эти приемы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка.

В своей работе я использую проверенный на практике и показавший хорошие результаты метод ярких ассоциаций.

Суть этого метода  заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова. Удачно подобранное слово-ассоциация становится "проверочным"  для трудного и непроверяемого ранее словарного слова. И хоть оно и не является однокоренным родственником словарному слову, но выделить и запомнить в нём  нужную орфограмму ребёнку очень поможет.

Ассоциация должна быть обязательно связана со словарным словом каким-то общим признаком: цветом, формой, действием, материалом,  звучанием, назначением, местом расположения и т.д.

 Ассоциативное проверочное слово должно иметь в своём написании не вызывающую сомнения (т.е. находящуюся под ударением) букву, которая является сомнительной в словарном слове. Связь между такими словами может усилить рифма: веселый стишок, загадка.

Ценность данного приёма работы – наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа. На начальном этапе работы с использованием приёма ассоциативного образа учитель сам показывает и создаёт образы. В дальнейшем уже ведётся совместный разбор словарных слов, учитель выполняет лишь роль помощника. И уже потом учащиеся выполняют данные задания самостоятельно.

Приведу примеры ассоциаций, придуманных в совместной работе с учащимися.

Собака по-английски «дог», значит, пишем букву О.

Капуста – капли. Капуста промокла от капель росы.

Завод – за углом. 

За углом стоит завод, к облакам дымок плывет.

Завтрак – рак. 

На завтрак – рак, кричи «ура»!

Стакан – ставь.

Поставь быстрей на стол стакан, нальем тебе мы сладкий чай.

Машина – Маша, мама.

Мама за рулем сидит, машина наша вдаль летит.

Ветер – смерч.

Превратился ветер в смерч.

Петух – петь, Петя.

Петуха назвали Петя, петь он любит на рассвете.

Медведь – мёд.

Мёд в лесу медведь нашёл. (С. Маршак)

Декабрь – снег.

В декабре, в декабре много снега на дворе.

   Дежурный – держит.

Дежурный содержит класс в чистоте.

   Стоит дежурный на посту и держит флаг под мышкой. (С. Маршак)

Деревня – дедушка, дерево.

В деревне дедушка живет, много деревьев в саду у него.

Четверг – четверо.

 Корабль – флот.

Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле. (С. Маршак)

Инженер – Женя.

Быстро вырос мальчик Женя, стал теперь он инженером.

Облако – лак.

Облако прозрачно так, как красивый мамин лак.

Ягода – год.

Ягод я не ела год.



Предварительный просмотр:

Класс                

I полугодие

II полугодие

1

Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов. Темп чтения - не менее 20 - 25 слов в минуту.

Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 35 - 40 слов в минуту.

2

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 40 - 50 слов в минуту.

        Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций. Темп чтения - не менее 55 - 60 слов в минуту.

3

Осознанное, правильное чтение целыми словами с  соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 60 - 70 слов в минуту.        

Осознанное, правильное чтение целыми словами с  соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 70 - 75 слов в минуту.

4

Осознанное, правильное чтение целыми словами с  соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не  только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 75 - 80 слов в минуту.        

Осознанное, правильное чтение целыми словами с  соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не

 только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его  содержанию. Темп чтения - не менее 100 слов в минуту

Требования к технике чтения в начальной школе.



Предварительный просмотр:

Дидактический материал  для уроков математики  в 1 классе, задания  могут быть использованы   для проведения   устного  счета.

           

Пояснительная  записка.

     Материал  предоставлен в виде  блоков  и разделен  на две части:   задачи  разного  уровня  сложности  и   вычислительные задания.    Задания  направлены на развитие  вычислительных  навыков  и интеллектуальных способностей  у  учащихся.

Логические задачи.

В трехэтажном доме жили три котенка: белый, черный и рыжий. Котята с первого и второго этажей не были черными. Белый котенок жил на первом этаже. Какой котенок на каком этаже жил?

У мальчика и девочки было одинаковое число орехов. Мальчик отдал девочке три ореха. На сколько орехов стало больше у девочки, чем у мальчика?

Во дворе гуляли 5 друзей: Коля, Саша, Петя, Миша и Вася. Они собрали все свои деньги и купили четыре булочки. Вася предложил поделить их так: «Вы все возьмите себе по целой булочке, а мне дайте каждый по половинке». Сколько булочек получил Вася?

Год назад Ире было 5 лет. Сколько лет ей будет через 3 года?

На трех тарелках лежат 9 конфет. На второй на 2 конфеты меньше, чем на первой, на третьей на 1 конфету меньше, чем на первой. Сколько конфет лежит на каждой тарелке?

В первой клетке сидят 4 цыпленка и 2 кролика. Во второй 5 цыплят. В какой клетке больше глаз и на сколько? Где больше лап и на сколько?

Отец и два сына катались на велосипедах. Мама решила посчитать рули и колеса. Рулей оказалось 2, а колес – 5. Как это может быть?

У девочки есть монеты достоинством 2 руб. и 5 руб. Как ей оплатить покупку в 13 рублей?

Петя купил в киоске эскимо, а Вася стаканчик фруктового мороженого. Вместе они заплатили 14 рублей. Петя заплатил на 2 рубля больше. Сколько стоит каждое мороженое?

Ваня живет выше Пети, но ниже Сени, а Коля живет ниже Пети. На каком этаже четырехэтажного дома живет каждый из них?

Задачи в стихах.

Повезло опять Егорке, у реки сидит не зря.

Два карасика в ведерке и четыре пескаря.

Но смотрите – у ведерка появился хитрый кот…

Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесет?

Сколько бубликов в мешок положил ты, Петушок?

- Два, но дедушке дадим, и останется… (один).

Карандаш один у Миши, карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей у обоих малышей?

В класс вошла Маринка, а за ней – Иринка,

 А потом пришел Игнат. Сколько стало всех ребят?

Три яблока из сада ежик притащил,

Самое румяное белке подарил.

С радостью подарок получила белка.

Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке!

На блюдце у Андрюши 4 желтых груши,

Есть мальчик захотел, одну из груш он съел.

Теперь считайте груши на блюдце у Андрюши.

Красиво вышила Татьяна  две лилии и два тюльпана.

Какие чудные цветы! А сколько их – нам скажешь ты.

Две мышки проникли в квартиру, решили попробовать сыру.

Тут следом явились подружки – три сереньких мышки-норушки.

Кот спал в это время на крыше, про этот не ведая пир.

А  ну сосчитай, сколько мышек съели оставленный сыр?

Четыре краски есть у Сани, одна у маленького брата.

Все краски посчитайте сами, ну, постарайтесь-ка, ребята!

- Три да три – сложите, дети.

- Не могу, - Андрей ответил.

Громко за дверьми тотчас

Гавкнул пес подряд… (6 раз).