Методический материал
Мои наработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.49 КБ |
![]() | 268.22 КБ |
![]() | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ
Ф.И.О. студента: Бондарчук Екатерина Владимировна
Тема урока: «Устные вычисления»
Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии
Класс: 2А
Цель урока: создание условий для обобщения знаний учащихся о свойствах сложения; формирование умений выполнять сложение и вычитание чисел устных вычислений переместительного и сочетательного свойств.
Задачи урока:
Дидактические:
- повторить свойства сложения;
- продолжить формирование умения находить значения выражений удобным способом;
- применять правила выполнения сложения при выполнении устных вычислений;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память;
- развивать устную речь;
- развивать произвольное внимание;
Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные отношения между учащимися;
- воспитывать умение внимательно слушать, уважать чужое мнение.
- прививать аккуратность и последовательность при выполнении письменных работ
Ход занятия:
Этап фрагмента урока: Образовательная задача этапа урока (ОЗ) | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации уч.деят.(Ф,И,П,Г) | Дидактические ср-ва, интерактив. оборудование | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-позн., Р – регул., К – коммун.) | Личностные | ||||||
1. Мотивирование на УД ОЗ: включение детей в УД | Словесный: беседа | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Владимировна сегодня урок математики проведу у вас я. - Раз, два, три, четыре, пять. Осень к нам пришла опять! Листья в воздухе кружатся, В танце на реку ложатся. - Проверим свою готовность. У вас на столах должны лежать учебник, дневник, тетрадь и пенал. - Поднимите руку те, у кого такая готовность. Ребята сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в «Путешествие в страну математики». -Поднимите руку, кто готов со мной отправиться в это путешествие. Отлично! | Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку. | Ф | Контроль учителя Слайд1 Слайд2 | К- формирование коммуникативных связей. | Мотивация к обучению и познанию. | |
2. Актуализация опорных знаний ОЗ: повторение ранее изученного материала | Словесный: беседа, наглядный практический: упражнения | - Цель нашего путешествия будет нахождение сундука с математическими сокровищами, но этот сундук закрыт. Чтобы открыть сундучок вам нужно выполнить 3 задания. - Итак, первая наше задание «Занимательные треугольники» На слайде и на карточках, которые у вас лежат на столах, вы видите треугольники, на углах которого числа. Вам нужно поставить так арифметические действия, чтобы получилось число в центре этого треугольника. Эту работу вы выполняете в парах. - Посмотрите на слайд и сравните свои ответы. - Что мы повторили, выполняя это задание? Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. Теперь можно приступать к следующему заданию. 2 задание называется «Задачки в мешке» -Ребята, чтобы добыть ключ, вам необходимо устно решить задачи. Для этого сядьте правильно и слушайте внимательно. 1) Говорил учитель Ире, что два больше, чем … (один, а не четыре) 2) Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три) 3) Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего … (пять, а не четыре) 4) Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось - … (не две, а четыре) 5) У меня собачка есть, у неё хвостов аж … (один, а не шесть) - Молодцы! Вы были очень внимательными, поэтому мы можем переходить к заключительному заданию для получения ключа. 3 задание «Устный счёт». -Я буду называть выражения, а ваша задача не устно найти значения. 18-9=9 60+7=67 33-2=31 20+5+2=27 13-3=10 23-3+6=26 45+4=49 9-7=2 - Что мы повторили, выполняя это задание? - Как мы считали? | Работают в паре. Осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль. Проверяют правильность выполнения задания (пошагово сравнивая с эталоном). Применяют знания в практической деятельности; | П Ф Ф | Слайд3 Контроль учителя; самоконтроль; взаимоконтроль Слайд4 Слайд5 | читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100; проводить одно-двухшаговые логические рассуждения и делать выводы; | П- развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) П- (общеучебные) поиск необходимой информаци, структурирование знаний, построение речевого высказывания; Р- определение учениками границ собственного знания – незнания; К -комментировать процесс вычисления, построения, решения; | применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат; |
3. Выявление места и причины затруднения ОЗ: определение конкретного места, причины затруднения | - Вы молодцы, решили логически-сложные задания, поэтому вы получаете заветный ключик, чтобы открыть сундучок. - Открыв сундук, мы нашли карту с островами, на которых мы сегодня побываем. Готовы ли вы отправиться со мной в это путешествие? Нас будет сопровождать путеводитель -Незнайка. | Отправляются в путешествие | Ф | Слайд6 | ||||
4. Построение проекта решения проблемы ОЗ: формулировка УЗ | Словесный: беседа | - Итак, давайте с вами поставим цель урока дополнив предложения: Я повторю…(Я повторю свойства сложения) Я буду учиться…(Я буду учиться применять свойства сложения в устных вычислениях) -Ребята, давайте составим план на наш сегодняшний урок. Посмотрите на слайд и скажите, в правильной ли последовательности стоят пункты? А как должно быть? - Давайте проверим. 1.Повторим свойства сложения 2.Будем применять их в работе 3.Проверим полученные знания | Ставят цели: -Я повторю свойства сложения. -Я буду учиться применять свойства сложения в устных вычислениях. Уточняют тему урока, определяют цель урока и планируют пути выхода из затруднения; Составляют план. | Ф | Слайд7 Слайд8 | Р -планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | научатся планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; научатся определять наиболее эффективные способы достижения результата | |
5. Этап реализации построенного проекта. ОЗ: выполнение учебных действий для решения УЗ | Словесный: беседа, практический: упражнение | - Первый остров, на который мы отправимся называется «Решайкин». На этом острове очень много сложных выражений. Готовы ли вы выполнить их, чтобы оправиться на следующий остров? - Прежде чем приступить к заданиям, отройте тетради, запишите число, классная работа. - Откройте учебник на странице 57 и найдите № 1. Прочитайте задание про себя. Кто желает прочитать задание вслух? - Какие свойства сложения вы знаете? Хорошо, используя эти свойства вычислим сумму удобным способом. - Кто желает выйти к доске, записать первое выражение и вычислить сумму? Второе? Третье? Четвёртое решите самостоятельно. Посмотрите на слайд, и сравните ответы. Поднимите руку у кого всё правильно и нет ни одной ошибки. Поднимите руку, у кого одна ошибка. Молодцы! 20+2+8+40=70 30+3+50+7=90 6+40+4+20=70 1+10+9+60=80 - Какие свойства сложения мы с вами повторили? - Посмотрим задание № 2. Что в этом задании нужно сделать? Кто желает выйти к доске и записать первое неравенство? Второе? Третье? Четвёртое? 30+2=2+30; 20-1=19; 8+(7+5)=8+7+5;70+5<80; - Скажите, а выражение 30+2 и 2+30 можно было не считая сравнить? Почему? - Почему получились одинаковые выражения, ведь там стоят скобки? - Какими свойствами мы пользовались для удобства складывать. - Что мы повторили выполняя это задание? - Вы хорошо справились и с заданиями этого острова. Поэтому мы можем отправляться на следующий остров. - Остров, на который мы отправляемся дальше, называется «Задачкин». - Для того, чтобы нам перейти на другой остров, нам нужно на этом острове решить задачу. - Откройте учебник на странице 57 и найдите № 3. - Прочитайте задачу сначала про себя. - Кто желает прочитать задачу вслух? - О каких классах говорится в задаче? - Запишем краткую запись. Я на доске, а вы вместе со мной в тетради. Ставим номер и записываем. - Сколько учеников во 2А классе? - Сколько учеников в 3А классе? - Сколько учеников в 4А классе? - Что требуется найти в задаче? - Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос? - Что мы будем находить первым действием? Каким арифметическим действием? - Что мы будем находить вторым действием? - Кто желает выйти к доске и записать решение этой задачи? - Остальные пишут в тетради. 2А – 20 учеников 3А - ? уч., на 2 уч.> 4А - ?уч., на 1 уч.< 1)20+2=22(уч.) – в 3А классе. 2)22-1=21(уч.) – в 4А классе Ответ: 21 ученик. - Вы хорошо справились и с заданиями этого острова. Поэтому мы можем отправляться на следующий, но перед этим немного разомнёмся. ФИЗМИНУТКА Быстро встали, Улыбнулись, Выше-выше подтянулись, Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите, Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь, Сели, встали, сели, встали И на месте побежали. | Открывают тетради, записывают число и классную работу Вспоминают свойства Актуализируют способы действия, выполняют пробное учебное действие, фиксируют затруднение. Решают задачу. Выполняют физминутку | Ф Ф | Слайд9 Контроль учителя; Слайд9 Слайд10 | выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 – устно и письменно; решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись, рисунок, таблица или другая модель), планировать ход решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде арифметического действия или действий, записывать ответ; проверять правильность вычисления, измерения | П-изучат учебный текст К-учатся включаться в диалог с учителем и сверстниками, принимать чужую точку зрения, отличную от своей; П -представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой | пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач. |
6. Первичное закрепление ОЗ: решение типовых заданий на новый способ действий | Словесный: беседа, практический: упражнение | - Следующий остров называется «Считалкин». Задание этого острова - «Назови соседа». - На слайде вы видите числа, вам нужно подумать, вспомнить состав числа и назвать второе неизвестное число, так как первое уже известно. - Чтобы ответить, поднимаем руку. С места не выкрикиваем. - Что мы повторили выполняя это задание? - На каком острове мы находимся? - Вы успешно справились с заданием, значит мы можем переходить на следующий, заключительный остров. | Вспоминают состав числа; называют неизвестное число
| Ф | Слайд11 Слайд12 | Р- осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения. | применять правила совместной деятельности со сверстниками | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Метод самостоятельных работ | - Чтобы узнать название нашего острова, я предлагаю вам отгадать загадку: - А братишка мой, Серёжа, Математик и чертёжник – На столе у бабы Шуры Чертит разные ... (фигуры) - Сейчас мы находимся на острове «Фигурник». - Я предлагаю на странице 57 выполнить задание по красной линией (№8) под цифрой 1. - Прочитайте задание про себя. Кто желает вслух прочитать задание? - Что это за фигура? - Что вы знаете о четырехугольнике? - Давайте измерим стороны. - Сколько см верхняя сторона? Нижняя? (3,5 см) - Сколько см левая сторона? Правая? (2 см) - Что такое периметр? - Какой буквой обозначается? - Как мы находим периметр? - Для удобства нахождения давайте переведём см в мм. Сколько мм в 1 см? - Кто желает выйти к доске и записать решение? Остальные записывают в тетради. Р=20 мм + 20 мм + 35 мм + 35 мм = = 40 мм + 70 мм = 4 см + 7 см = 11 см. - Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием. - Что мы повторили, выполняя это задание? - На каком острове мы находимся? - Удалось ли нам побывать на всех островах? - Какой остров вам запомнился больше всего? Почему? | Отгадывают загадку Перерабатывают, используют информацию для решения учебных задач; | Ф | Слайд13 | распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок; использовать при выполнении практических заданий единицы величин длины | П -приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач | осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке ОЗ: самооценка учащимися УД | Словесный: беседа. | - Наш урок подходит к концу, а значит и завершается путешествие. - В какое путешествие мы с вами отправлялись? - Какую ставили цель? Достигли ли мы её? - Что такое периметр? Какой буквой он обозначается? - Какой остров для вас оказался самый сложный? - Откроем дневники и запишем домашнее задание – с. 57 № 4. - На память о нашем путешествии, я хочу раздать вам значки юных путешественников. - Спасибо за урок. До свидания! | Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала; Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат; | Ф | Слайд14 | оценивать достижение целей с личностных позиций. |
Методист:____________________(Шамай О.В)
Учитель начальных классов____________________(Смирнова Н. Ю.)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Ф.И.О. студента: Бондарчук Екатерина Владимировна
Тема занятия: «История возникновения бумаги»
Класс: 4В
Цель занятия: создать условия для представления детей о бумаге.
Задачи:
образовательные: расширить знания о бумаге, познакомить с техникой обрывной аппликации;
развивающие: развивать мелкую работу детей;
воспитательные: воспитать бережное отношение к окружающей среде;
Прогнозируемые результаты:
Личностные УУД
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные УУД
-познавательные УУД
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- установление причинно-следственных связей.
- регулятивные УУД
- предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
- коммникативные УУД
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Этап занятия Цель: | Деятельность учителя | Использованные технологии | Деятельность детей | Планируемые результаты УУД |
1. Организация начала занятия. Цель: Настрой учащихся на занятие | - Прозвенел уже звонок Начинается урок Улыбнулись. Подравнялись Друг на друга поглядели И тихонько дружно сели. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Владимировна, и сегодня внеурочное занятие проведу у вас я. - Давайте проверим вашу готовность. У вас на столах должны лежать шаблон, клей и кусочки салфеток. Поднимите руку у кого такая готовность. - Хорошо, тогда мы можем приступать к работе. | Презентация Слайд 1 | Приветствуют учителя Проверяют готовность к занятию | Л: Формирование социальной компетентности учеников Р: стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач |
2.Основная часть. Цель: Первичное усвоение новых знаний, и его закрепление, самостоятельная работа. | - Предлагаю вам посмотреть небольшой видео фрагмент из мультфильма. И определить, о чём в нём говорится? - Какое замечание сделала Симка Дим Димычу? - Почему? - А зачем бумагу беречь? Её же и так слишком много. Из чего делают бумагу? - Верно, потому что из деревьев делают бумагу, а это очень сложный процесс. - Кто знает, как появилась привычная нам белая тонкая бумага? Чтобы это узнать, нам с вами придётся совершить путешествие во времени и узнать имя человека, благодаря которому у каждого в доме есть бумага. - Предположите, как будет звучать тема нашего занятия? - А сейчас давайте поставим цели нашего занятия. Я узнаю... (историю возникновения бумаги) получают бумагу) Я научусь...(делать подделки одного из вида бумаги - салфеток) - Давайте подумаем, на чем люди писали раньше? - Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. - Сначала люди писали на сырых глиняных табличках. Наши далекие предки сушили их на солнце или обжигали в огне, чтобы закрепить текст - В Древней Греции писали на деревянных дощечках, покрытых воском. Наши предки славяне наносили свои тексты на бересту. - А сейчас мы отправимся в страну, где была изобретена бумага. Чтобы узнать, куда мы отправимся, предлагаю вам разгадать ребус. - Верно, сегодня мы отправимся в Древний Китай. (видео) - Кто изготовил первые листы бумаги? - Для этого Цай Лунь взял волокна шелковицы. - Шелкови́ца (тутовник) – дерево с плодами черных, красных и белых цветов. - Из шелковицы шелкопряд делает шелк. Шелкопряд – гусеница, которая плетёт коконы из шелка и становится бабочкой - Затем Цай Лунь растолок волокна шелковицы с древесной золой, с тряпками и пенькой – волокном из стеблей конопли и высушил массу на солнце. - Примерно вот так выглядела первая бумага. - А как же в настоящее время делают бумагу? Давайте это выясним (включаем видео) - Какие виды бумаги вы знаете? - Чем отличаются виды бумаги? (прочностью, цветом, назначением) - Ребята, а что вы делаете с бумагой, которую уже использовали? - Одним из способов сбережения является её вторичное использование. Например, из неё можно сделать поделку или украшение. Посмотрите на слайд, какие замечательные вещи можно сделать из бумаги. - Скажите, а что за праздник отмечается в конце ноября? - Я предлагаю вам сегодня сделать обрывную аппликацию из салфеток в подарок своей маме. - Но перед этим, давайте немножко отдохнём и сделаем физминутку. Хомка, Хомка-хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт: Шейку моет, глазки трёт. Подметает Хомка хатку И выходит на зарядку. 1,2,3,4,5 Хомка хочет сильным стать. - Посмотри, что получилось у меня. - У вас на столах лежит всё необходимое. Но для начала вспомним технику безопасности с клеем. - Хорошо, молодцы! Для начала подготовим шарики, которые мы будем приклеивать на наш шаблон. Лепестки цветка будут розовым цветом, поэтому скручиваем шарики из розовых салфеток. 1.Скручиваем шарики. 2.Намазываем клеем место на шаблоне, кладём шарим и немного прижимаем его. - Листья нужно разукрасить зелёным карандашом. Вазу мы будем обклеивать голубыми салфетками. Нужно разорвать салфетку на несколько небольших частей и нанести клей на шаблон. Прикладывать салфетки нужно прижимая салфетки к шаблону. - Если вам нужна будет моя помощь, вы можете обратиться ко мне. - Так как все закончили, давайте с места покажем свои работы остальным ребятам. 1 ряд поднимите свои работы. (2 и 3 ряды) - У вас получились прекрасные работы. - По окончанию работы уберите свои рабочие места. | Видео 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Видео 2 Слайд9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Видео 3 Слайд15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 | Смотрят видео фрагмент, отвечают на вопросы учителя - Написать сочинение Дим Димыч не бережёт бумагу Предполагают тему занятия Определяют и ставят цели Отвечают Слушают Отвечают Разгадывают ребус - Китай Смотрят видео - Цай Лунь Отвечают Слушают Смотрят видео Отвечают Отвечают Слушают - День Матери Вспоминают ТБ Скручивают шарики из салфеток Клеят шарики на шаблон Показывают работы | П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме творческого и исследовательского характера; К: формулировать собственное мнение и позицию. П: установление причинно-следственных связей; К: определять цели. Л: формирование коммуникативной компетенции. Л: овладение начальными сведениями об особенностях явлений действительности (культурных) их происхождении и назначении; Л: установление причинно-следственных связей. Р: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. П: запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ. П: установление причинно-следственных связей. Л: овладение начальными сведениями об особенностях явлений действительности (культурных) их происхождении и назначении. Л: формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников. П: установление причинно-следственных связей; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. Л: овладение начальными сведениями об особенностях явлений действительности (культурных) их происхождении и назначении. К: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения. Л: формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (природа), ценностного отношения к социальной реальности в целом. П: ставить и формулировать проблемы. К: формулировать собственное мнение и позицию; предлагать помощь и сотрудничество Р: адекватно воспринимать предложения учителей: предвосхищать результат. П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. К: определять функции участников, способы взаимодействия. П: установление причинно-следственных связей. |
3.Заключительная часть. Цель: Обобщение занятия, рефлексия | - Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, какая была тема занятия? - Что вы сегодня узнали? - Чему научились? - Какие цели мы ставили на это занятие? - Все ли цели мы выполнили? - На слайде вы видите предложения. Я предлагаю вам их дополнить.
- У вас на партах лежат зелёное и красное яблоки. Поднимите зелёное яблоко те, у кого сегодня всё получилось, он был активен на занятии. Поднимите красное яблоко те, у кого сегодня ничего не получалось, он постоянно отвлекался и мешал остальным. - Ребята, спасибо за работу. До новых встреч! | Слайд 19 Слайд 22 | Вспоминают пройденный материал Дополняют предложения | Л: формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников К: ставить вопросы, формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение и позицию |