Проекты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.99 КБ |
![]() | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №161 «Ёлочка»
ПРОЕКТ
В логопедической подготовительной к школе группе
«Радуга»
«Блокада Ленинграда»
Выполнила:
воспитатель: Шамсетдинова Е.О
г. Улан-Удэ
2025 г.
Актуальность
Великая Отечественная война - важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей, помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла - женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.
Цель проекта:
Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Задачи проекта:
1. Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.
2. Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.
3. Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда.
4. Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.
5. Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.
Прогнозируемые результаты:
1. Расширять знание детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
2. Развивать интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.
3. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения, посвящённые Блокаде Ленинграда.
Предполагаемый результат:
Предлагаемый проект поможет в сохранении и развитии чувства гордости за свою Родину, за свой город, в сопричастности поколений к истории Отечеств; в воспитании уважения к подвигам жителей и защитников нашего города в тяжелые дни Блокады.
Чтобы священная память о блокаде и дальше хранила, удерживая Россию в истории. Чтобы наши дети росли настоящими Людьми, Гражданами, Патриотами России.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Тип проекта:
- информационно-практико- ориентированный
Сроки реализации проекта:
-краткосрочный (1 неделя). С 27.01.25-31.01.25
Реализация проекта по этапам
Подготовительный этап:
Предварительная работа педагога:
-разработка проекта и подбор материала по теме «Война», «Блокада»
-альбомы и материал по лексическим темам: « Военная техника», «Танки».
-пополнение картотеки стихов: о блокаде, о городе, о героях.
-подбор и изготовление дидактических игр:
Работа с родителями:
-информационные папки «Детям о блокаде»,
-художественные произведения для чтения детям по теме «Блокада»
Определение цели и задачи проекта:
- изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями.
Заинтересовать, вовлечь детей в проектную деятельность:
-именно Ленинград первым в Европе не сдался без боя гитлеровской армии. Он сдержал натиск немцев и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны. Хотите об этом узнать?
Основной этап:
-проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, НОД, презентации, дидактические игры, чтение периодической печати и художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность, анализ проблемных ситуаций).
Заключительный этап:
-подведение итогов, тематическое мероприятие «Мы помним те годы, Блокадные годы…», мини-музей «900 дней».
Реализация проекта с детьми
Художественно эстетическое развитие
Рисование «900 дней»
Цель: Систематизировать знание детей о великом подвиге защитников блокадного Ленинграда через изобразительное творчество, художественную литературу.
Социально - коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Мы военные», «Летчики».
Цель: Продолжать учить детей, связывать игры единым сюжетом; самостоятельно распределять роли; использовать знания, полученные из жизни и на занятиях; воспитывать уважение к защитникам Отечества.
Познавательное развитие
Тематическая беседа: «Блокада Ленинграда».
Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду.
Дидактические игры: «Что изменилось»; «Шифровка»; «Военная техника».
Цель: Развитие внимания, памяти, логического мышления.
Речевое развитие
Рассматривание иллюстраций «Дорога жизни».
Цель: Обогащение словаря по заданной теме, умение детей грамматически правильно строить предложение, составлять небольшой рассказ по иллюстрации.
Чтение художественной литературы:
Стихи: О. Бергольц «Мы - ленинградцы», С. Маршак «Ленинградское кольцо».
Рассказы: С. Алексеев «Рассказы о ленинградцах и подвиге Ленинграда».
Просмотр и обсуждение с детьми презентации «Блокада Ленинграда»
Физическое развитие
Подвижные игры: «Разведчики»; «Полоса препятствий».
Цель: Продолжать закреплять умение детей договариваться, выполнять правила игры. Развитие ловкости, быстроты, умения ориентироваться в пространстве.
Работа с родителями:
- информация для родительского уголка по теме «Маленькие герои Ленинграда».
Заключительный этап:
-проанализировать результативность.
-мини-музей «900 дней».
По реализации проекта «Блокада Ленинграда» получены следующие результаты:
1. Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
2. Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.
3. В группе созданы условия для углубленного изучения детьми истории блокадного Ленинграда:
-предоставлен наглядный и дидактический материал по теме «Блокадный Ленинград», «Защитники отечества».
-у детей повысилась способность договариваться. Оказывать друг другу поддержку, находить верное решение в проблемных ситуациях.
-родители приняли активное участие в проекте.
Работа в рамках проекта «День снятия блокады Ленинграда» получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила увеличить кругозор каждого ребенка. На основе чувств патриотизма укрепилась любовь к Родине, появилось чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, уважение к старшему поколению.
МАДОУ №161 «Ёлочка»
Конспект НОД
Посвященный Дню снятия Блокады Ленинграда
«Мы вспомним те годы, блокадные годы…»
в подготовительной к школе группе.
Разработала: Шамсетдинова Е.О
Улан-Удэ
2025 г
Цели:
- Привит к детям любовь к Отечеству, гордости за его культуру, воспитание чувства патриотизма, уважения к прошлому своего народа;
- Расширение исторических знаний детей о блокаде Ленинграда;
- Воспитание любви и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны
Задачи:
1.Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы;
2. Формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;
3. Формировать умение слушать окружающих.
Оборудование:
мультимедийное сопровождение мероприятия, плакаты и картинки с изображениями блокадного Ленинграда, «Ленточки Ленинградской Победы», рисунки воспитанников, фонограммы песен о войне, видео о блокаде.
Оборудование и материалы (оформление зала):
- проектор,
- экран,
- музыкальная аппаратура с аудиозаписями,
- презентация «Блокада Ленинграда»,
- детские рисунки, макеты, книги по теме,
- стенд с наглядным материалом о Блокаде.
Ход занятия:
Вводная часть:
На экране слайд 1
Дети входят в зал под песню «Дети Блокады»
Воспитатель: Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы вспомнить подвиг Ленинграда. Так во время Великой Отечественной войны назывался город Санкт-Петербург.
Много испытаний было у этого прекрасного города: наводнения, пожары, но Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием для него.
Наше занятие посвящено Дню снятия блокады Ленинграда, этот день вся Россия отмечает 27 января.
Ребята, давайте вернемся в то время, когда город Санкт-Петербург назывался Ленинградом, а ваши прадедушки и прабабушки были еще совсем юными, но на их долю выпали тяжкие испытания.
22 июня 1941 года без предупреждения на нашу Родину напала фашистская Германия Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Летом 1941г. немецкие войска подошли к Ленинграду на расстояние 180 - 200 км.Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город голодом.8 сентября 1941 года фашисты окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания.
Слайд 2
Посмотрите на карту. Наш город находится там, где нарисован красный круг. Слева – Финский залив, справа – Ладожское озеро. А сверху и снизу город окружен черными крестами. Что это значит? Почему они появились на карте? Ломаный чёрный крест- это фашистский знак. И называется он «свастика». На всех знаменах, технике фашистов была изображена свастика. За границей свастики земля нарисована коричневой. Это значит, что ее захватили фашисты. А где стояли наши войска, Красная Армия, нарисованы звезды. Это так близко подошли враги к нашему городу, что могли обстреливать из пушек все улицы. Посмотрите, враги не просто подошли близко к городу. Фашистам удалось окружить его. А из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. И приехать никто не может в окруженный город. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. А когда город окружен врагами, это и значит, что он в блокаде.
Сейчас дети расскажут стихотворения о блокаде Ленинграда
Звучит пьеса «Времена года. Июнь» П. И. Чайковского.
Дети читают стихи.
1 ребёнок
Хотели враги Ленинград уничтожить.
Стереть этот город с Земли
Но захватить и прорвать оборону
Фашисты никак не смогли.
2 ребёнок
Враги окружили наш город.
В блокадном кольце Ленинград.
Над Лиговским, Невским проспектом
Снаряды и пули летят
3 ребёнок
Рано зима в этот год наступила
Морозы пришли, холода,
И в мирную жизнь ленинградцев
Нежданно ворвалась беда.
Основная часть:
Воспитатель:
Слайд 3, 4, 5
Очень быстро враги оказались рядом с городом. Днём и ночью они бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, разрушались дома, заводы.
Слайд 6,7
Опустели цеха заводов и фабрик. Потому что много рабочих ушла на фронт. Они стали солдатами и матросами. Но заводы должны работать. Идет война, солдатам нужны снаряды, пушки, пулеметы, гранаты, танки. Кто же их будет делать? Ведь у станков остались только пожилые рабочие, которых не взяли в армию.
Подростки сказали: «Мы научимся работать на станках наших отцов и старших братьев. Мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов».
Слайд 8
Юные ленинградцы вместе со взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, дежурили в госпиталях, тушили зажигательные бомбы, собирали цветной металл.
Воспитатель:
Слайд 9,10,11
Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.
Слайд 12
В конце ноября 1941 г. ударили сорокаградусные морозы. Замёрзли водопроводные трубы, жители остались без воды. Вскоре в городе закончилось топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет.
Слайд 13
В городе заканчивались продовольственные запасы, люди голодали.
Слайд 14
Дети показывают сценку: (Брат и сестра в ожидании матери.)
Сестра: Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет
Ну, хоть бы крошечку где отыскать!
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Хоть разрываются снаряды здесь,
Но дом у нас с тобою есть.
Вот, правда, враг недалеко,
Ну, а кому сейчас в стране легко?
Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,
Которые по праздникам пекла она?
Сейчас я съела б все одна!
Брат: Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра: А вот и мамины шаги слышны!
Брат: Не вздумай хныкать перед ней!
Дай отдохнуть сначала ей.
Входит мама
Мама: Я покушать принесла. (Достает детям кусочки хлеба)
Воспитатель:
Сколько испытаний принесла блокада! Город был изолирован от Большой земли. Поэтому катастрофически уменьшались нормы выдаваемых продуктов. Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день. Хлебу цену знает каждый ленинградец, маленький кусочек 125 грамм. Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали.Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому чтобыли не способны дойти до дома. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. Более 800 тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде.
Когда Ленинград оказался в блокадном кольце, связь с другими городами была только по воздуху, т.е. только самолеты прилетали с продуктами и лекарствами.
Ребята давайте представим, как будто мы с вами встали на защиту Ленинграда
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре пять,
(Поочередно соединяют пальчики обеих рук)
Будем мир мы защищать!
(Жмут руки друг другу)
На границу встанем
(Прямые руки вытягивают вперед)
Всех врагов достанем
(Шаг, выпад вперед)
Будем чаще улыбаться
(Повороты в стороны, улыбаются друг другу)
А не ссориться и драться
(Обнимаются друг с другом)
Воспитатель:
Слайд 15
21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни».
Слайд 16,17
Очень опасно было передвигаться по льду Ладоги. Но это был единственный путь спасения для жителей Ленинграда.
Слайд 18
Ребенок: Чтобы жизнь спасти ленинградцам,
Зимой в 41-м году
С хлебом шли в город машины
По Ладоге прямо по льду.
Бомбёжки, метели, заносы,
Уходят машины под лёд,
Но каждый шофёр твёрдо верил,
Что город любимый спасёт.
Слайд 19
Видеоролик «Ладога»
Воспитатель:
Слайд 20,21
Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не опасаясь бомб и снарядов, вышли на израненные, но прекрасные и праздничные улицы, площади, набережные.
Слайд 22
Город праздновал своё освобождение, за которое заплатил дорогой ценой – сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, сотни тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.
За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны нашему городу было присвоено звание – Город-герой Ленинград.
Слайд 23
Воспитатель:
Давайте встанем, помолчим, почтим героев Ленинграда.
Всех, чьи жизни унесла в суровый час блокада.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Звучит метроном
Слайд 24
В память о подвиге Ленинграда и его защитников была создана «Ленточка Ленинградской Победы». Это небольшая полоска ткани двух цветов: оливкового и зеленого. Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зеленый – цвет жизни.
Дети дарят ленточки.
- Уважаемые гости пусть эта ленточка останется у вас в память о подвиге героев Ленинграда.
Рефлексия. Кубик Блума.
Список используемой литературы:
-Г.Т.Алифонова. «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет». Санкт- Петербург. «Паритет». 2005 год.
-Берггольц О.Ф. Стихи и поэмы. - Л.: Сов. писатель, 1979.
-Ю.Воронов. Книга стихов «Блокада». Лениздат. 1985 год.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Посмотрите на карту. Наш город находится там, где нарисован красный круг. Слева – Финский залив, справа – Ладожское озеро. А сверху и снизу город окружен черными крестами. Что это значит? Почему они появились на карте? Ломаный чёрный крест- это фашистский знак. И называется он «свастика». На всех знаменах, технике фашистов была изображена свастика. За границей свастики земля нарисована коричневой. Это значит, что ее захватили фашисты. А где стояли наши войска, Красная Армия, нарисованы звезды. Это так близко подошли враги к нашему городу, что могли обстреливать из пушек все улицы. Посмотрите, враги не просто подошли близко к городу. Фашистам удалось окружить его. А из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. И приехать никто не может в окруженный город. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. А когда город окружен врагами, это и значит, что он в блокаде. 2
Очень быстро враги оказались рядом с городом 3
Полыхали пожары, разрушались дома, заводы. 4
Опустели цеха заводов и фабрик. Потому что много рабочих ушла на фронт. Они стали солдатами и матросами. Но заводы должны работать. Идет война, солдатам нужны снаряды, пушки, пулеметы, гранаты, танки. Кто же их будет делать? Ведь у станков остались только пожилые рабочие, которых не взяли в армию. 5
6 И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.
7 Сколько испытаний принесла блокада! Город был изолирован от Большой земли. Поэтому катастрофически уменьшались нормы выдаваемых продуктов. Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день. Хлебу цену знает каждый ленинградец, маленький кусочек 125 грамм. Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали.Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому чтобыли не способны дойти до дома. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. Более 800 тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде. Когда Ленинград оказался в блокадном кольце, связь с другими городами была только по воздуху, т.е. только самолеты прилетали с продуктами и лекарствами.
21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни». 8
9 Очень опасно было передвигаться по льду Ладоги.
Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. 10
11 Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не опасаясь бомб и снарядов, вышли на израненные, но прекрасные и праздничные улицы, площади, набережные.
Город праздновал своё освобождение, за которое заплатил дорогой ценой – сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, сотни тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады. За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны городу было присвоено звание – Город-герой Ленинград. 12
В память о подвиге Ленинграда и его защитников была создана «Ленточка Ленинградской Победы». Это небольшая полоска ткани двух цветов: оливкового и зеленого. Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зеленый – цвет жизни. 13







