Материалы для родителей
Материалы для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.24 КБ |
![]() | 34.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушения письма (дисграфия) — это распространенная проблема среди детей младшего школьного возраста. Она может проявляться в виде стойких ошибок на письме, трудностей с запоминанием букв, пропусков слов или замены букв. Однако с правильным подходом и поддержкой родителей и специалистов эти трудности можно успешно преодолеть.
Что такое дисграфия?
Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, связанное с недостаточным развитием высших психических функций, отвечающих за письменную речь. Она не связана с интеллектуальными способностями ребенка, а скорее с особенностями восприятия, памяти и моторики.
Основные виды дисграфии:
1. **Оптическая** — ребенок путает буквы, похожие по начертанию (например, «б» и «д»).
2. **Акустическая** — трудности с различием звуков, что приводит к замене букв (например, «ж» и «ш»).
3. **Артикуляторно-акустическая** — ошибки связаны с неправильным произношением звуков.
4. **Аграмматическая** — трудности с согласованием слов в предложении.
5. **Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза** — пропуски букв, слогов, слов или их перестановка.
Как помочь ребенку преодолеть нарушения письма?
1. **Диагностика и консультация специалистов**
Если вы заметили у ребенка стойкие трудности с письмом, обратитесь к логопеду, нейропсихологу или дефектологу. Они помогут определить тип дисграфии и составят индивидуальный план коррекции.
2. **Регулярные занятия**
Коррекция дисграфии требует систематического подхода. Занимайтесь с ребенком ежедневно, но не перегружайте его. Достаточно 15–20 минут в день.
3. **Упражнения для развития фонематического слуха**
- Играйте в игры на различение звуков (например, «хлопни, когда услышишь звук [с]»).
- Учите ребенка делить слова на слоги и звуки.
- Используйте карточки с буквами и звуками.
4. **Работа над зрительным восприятием**
- Играйте в игры на поиск отличий.
- Рисуйте буквы в воздухе, на песке или на манке.
- Используйте прописи для тренировки написания букв.
5. **Развитие мелкой моторики**
- Лепка из пластилина, работа с ножницами, нанизывание бусин.
- Пальчиковая гимнастика.
- Рисование и раскрашивание.
6. **Игры для развития памяти и внимания**
- Игра «Найди пару» с карточками.
- Запоминание и воспроизведение последовательностей (например, цифр, слов, картинок).
- Упражнения на концентрацию внимания (например, «найди все буквы А в тексте»).
7. **Создание благоприятной атмосферы**
- Не ругайте ребенка за ошибки.
- Хвалите за усилия и прогресс.
- Поддерживайте интерес к письму через игры и творческие задания.
8. **Использование мультисенсорных методов**
- Пишите буквы на разных поверхностях (песок, манка, доска).
- Используйте магнитные буквы или кубики с буквами.
- Читайте и пишите вместе с ребенком, чтобы он видел правильный образец.
9. **Работа с текстами**
- Читайте вместе с ребенком, обсуждайте прочитанное.
- Учите его пересказывать тексты своими словами.
- Постепенно усложняйте задания: от слов к предложениям, а затем к текстам.
10. **Сотрудничество с учителями**
Обсудите с учителем особенности вашего ребенка. Возможно, ему потребуется дополнительное время на выполнение заданий или индивидуальный подход.
Заключение
Преодоление нарушений письма — это долгий процесс, который требует терпения, поддержки и систематической работы. Но с вашей помощью и участием специалистов ребенок сможет справиться с этими трудностями и научиться писать грамотно и уверенно.
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по речевому развитию детей с ОВЗ
Как показывает статистика, в настоящее время увеличивается количество детей с дефектами речи. Форма речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы фонетика, лексика, грамматика, связная речь, называется общим недоразвитием речи (ОНР). У детей с ОНР отмечаются неустойчивость внимания, снижение продуктивности запоминания, нарушения в двигательной сфере, недоразвитие мелкой моторики, имеются особенности в речевом дыхании
Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка:
1. Развивайте мелкую моторику рук.
2. Выполняйте артикуляционную гимнастику
3. Развивайте речевое дыхание
4. Выполняйте рекомендации логопеда
Развитие мелкой моторики рук:
Учеными доказано, что тренировка движений пальцев рук является важным фактором развития речи ребенка и средством повышения работоспособности коры головного мозга. Речевое развитие детей рекомендуется стимулировать путем тренировки движений пальцев рук.
Выполняйте с детьми различные графические упражнения:
- Обведи узор,
- Продолжи узор,
- Дорисуй,
- Шнуровки,
- Застёжки.
- Нанизывание.
Такие способы развития мелкой моторики рук помогут и в обучении школьников и в общем развитии ребенка.
Параллельно с недоразвитием речи у детей происходит нарушение в развитии психических процессов:
- слабая память,
- быстрая утомляемость,
- неустойчивое внимание,
- затруднения процессов обобщения,
- классификации,
- исключения.
Детям с общим недоразвитием речи и нарушением психических процессов
нужно постоянное осмысливание событий и явлений, например:
- Почему летом нельзя кататься на лыжах?
- Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдет?
- Как, не выходя на улицу, узнать - дует ли ветер?
Важно приучать детей задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из телефильмов, рассказов, сказок.
Важным упражнение является сравнение, выявление различий в сходном и общее в различном. Например:
- Чем отличаются кукла и девочка?
- Чем отличаются птица и самолет?
- Чем отличаются куст и дерево?
Полезным упражнение является отгадывание загадок. Например:
- Передние лапы короткие, а задние длинные (заяц).
- Четыре ноги, да не ходит (стол, стул).
Для развития познавательных действий ребѐнка, умения классифицировать, распределять предметы по группам на основании общих признаков – предлагаются следующие игры:
- Я начну, а ты закончи.
- Чего не стало.
- Вчера, сегодня, завтра.
- Вспомни, как было.
- Сломанный телефон.
- Найди отличие.
- Выучи слова.
У детей с общим недоразвитием речи внимание характеризуется неустойчивостью, наблюдается его колебания, снижена работоспособность,
При формировании устойчивости внимания можно использовать следующие игры:
- Найди два одинаковых предмета;
- Найди такого же цвета;
- Найди предметы заданной геометрической формы;
- Выкладывание палочек;
- Нанизывание бусинок;
- Выкладывание узора из мозаики;
- Вырисовывание по клеточкам;
- Какое слово лишнее;
- Работа с разрезанными картинками;
- Найди тень;
- Собирание пазлов;
- Работа с лексическим материалом;
- Заучивание ряда слов и словосочетаний;
- Складывание различных фигур из счѐтных палочек и др.
Для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного внимания и запоминания использую следующие упражнения: Определение изменений в предъявленном ряду предметов.
- Нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки,
- Различение двух сходных сюжетных картинках,
- Нахождение элементов «нелепых» картинок,
- Узнавание предмета по частям,
- Объединение частей в целое по образцу,
- Штриховка различных изображений.
Главной задачей, так же является развитие таких видов восприятия как восприятие пространства, времени, формы и величины. Формирование представлений о системе координат:
- ―сверху – снизу, ―спереди – сзади, ―слева – справа,
- Назови, что находится перед девочкой, позади нее, слева, справа от нее. Найди предмет по тени,
- Расскажи кто, где сидит,
- Раскрась (нарисуй) правую половину предмета так же, как левая,
- Запоминание 6-8 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур и воспроизведение их в исходной последовательности.
Процесс воображения у детей с нарушениями речи их представления о предметах оказываются неточными и неполными. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество. Поэтому, помогут такие упражнения:
- Несуществующее животное,
- Выдумай историю,
- Продолжи рисунок,
- Клякса. Дорисуй,
- Оживление предметов,
- Так не бывает!
- Нарисуй настроение,
- На что похожи облака,
- Угадай настроение,
- Найди недостаток в портрете.