Моя педагогическая находка «Использование кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста»

Усманова Динара Дамировна

Совершенствование познавательного развития у детей дошкольного возраста с использованием приема «Кубик Блума».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kubik_bluma.docx615.49 КБ
Файл ispolzovanie_kubika_bluma_v_rabote_s_detmi_v_dou.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

https://avatars.mds.yandex.net/get-altay/5596516/2a0000017d9925af3ece0da4a61a65bb02f7/S Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 «Ласточка» р.п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Проект «Блум кубигын мәктәпкәсә йәштәге балалар менән эшләүҙә ҡулланыу»

Проект «Использование кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста»

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1811900/pub_617a7abcb09df5592c348e30_617a8a081e63a0483fd6f735/scale_1200

Воспитатель

Усманова Динара Дамировна

р.п.Приютово, 2024г.

Актуальность

Каждый педагог в процессе планирования образовательной деятельности задумывается над ее целями и конкретными задачами: как повторить, обобщить или систематизировать знания по теме? Как закрепить умения? Как сформировать интерес к теме? Подбирает необходимый материал, составляет задания, и именно здесь многие из педагогов попадают в ловушку: все вопросы и задания сводятся к тому, чтобы воспитанник знал и понимал материал.

Цели современного дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, ФОП ДО ориентированы на принцип «учить не науке, а учить учиться». В настоящее время воспитаннику нужно не столько передавать готовую информацию, сколько познакомить с методами ее получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает способами познания окружающего мира. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

        В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

        А как развивать в ребенке навыки критического мышления, словарный запас, диалогическую и монологическую речь? Ведь мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к школе.

Так в современной педагогике появилась модель «4К», которая предполагает развитие, таких качеств в человеке, как:

  • Критическое мышление (способность анализировать информацию, вырабатывать разнообразные аргументы, делать выводы, формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию).
  • Креативность
  • Коммуникативные навыки
  • Командность

Работая в режиме данной модели, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя современные приемы, превращает занятия с детьми в совместный и интересный поиск.

Итогом встает проблема: как совершенствовать в ребенке познавательное развитие, развить критическое мышление и в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.

Изучая методическую литературу по данному вопросу, можно сказать что,  один из приемов технологии критического мышления - разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.

Прием называется «Кубик Блума». Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности.  

Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную (Знаю), психомоторную (Творю) и аффективную (Умею). То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Чтобы решить данную проблему,  сформирована гипотеза: Если активно применять кубик Блума в работе с детьми, то познавательное развитие детей будет совершенствоваться. Дети будут пополнять свой словарный запас, самостоятельно искать пути решения к проблеме, неординарно отвечать на вопросы, работать в коллективе.

Цель: Совершенствование познавательного развития у детей дошкольного возраста с использованием приема «Кубик Блума».

Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:

  1. Разработать Кубики Блума для детей дошкольного возраста по темам.
  2. Познакомить детей с приемом «Кубик Блума».
  3. Способствовать познавательному развитию детей, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить).
  4. Способствовать развитию словарного запаса и связной речи.
  5. Учить выстраивать коллективные взаимоотношения с другими детьми; участвовать в совместном принятии решения, сотрудничать и работать в группе и т. д.  
  6. Способствовать развитию интеллектуально-творческих проявлений детей: любознательности, стремления к поиску нестандартных решений и задач;

Новизна  заключается в использовании современных образовательных технологий и форм работы с детьми, где ребенок является субъектом детской самостоятельной деятельности, а воспитатель партнером по деятельности. Новым методом в познавательном развитии детей дошкольного возраста совместное применение приема «Кубик Блума» и «Круг вопросов».

Ожидаемые результаты  проекта: Дети овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.

 Воспитанники обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Воспитанники проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; проявляется желание наблюдать и экспериментировать.

Для достижения результатов разработан практический материал: Кубики Блума по темам образовательных деятельностей по познавательному и речевому развитию, дидактический материл для работы с кубиком Блума.

Используя теорию Б. Блума, в деятельность детей, на разных ее этапах (как часть занятия, дидактическая игра, наблюдение в природе), были включены приемы: «Кубик Блума» и метод технологии «Круг вопросов».

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа: «Назови»; «Почему»; «Объясни»; «Предложи»; «Придумай»; «Поделись».

Грань «Назови» -  Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Например, «Назови три весенних месяца. Какие весенние праздники ты знаешь?». Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

        Грань «Почему» -  Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Например: Почему весной возвращаются перелётные птицы? Какая перелётная птица возвращается первой?

         Грань «Объясни» -  Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему с разных сторон.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: - Как ты думаешь, какие изменения в природе происходят весной? Как встречают весну звери?

Грань «Предложи» -  Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. Например: Предложи игры, в которые можно поиграть в весенний день

         Грань «Придумай» — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай красивые слова о весне. Как её можно описать?

         Грань «Поделись» — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребёнка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Например: «Нравится ли тебе такое время года как весна? За что ты её любишь?

Так как дети не умеют читать, я подбираю картинки, соответствующие теме для закрепления. Работа с кубиком строится следующим образом: педагог формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии; ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.

«Кубик Блума» можно использовать во всех возрастных группах и по всем образовательным областям. Этот приём я использую на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. А на этапе изучения какого-либо материала, работу с кубиком делаю групповой, то есть ответы на вопросы дети формулируют вместе.

Благодаря этой методике ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания. Этот процесс отвечает всем трём целям, описанным в методе.

При наблюдении на прогулке использование Кубик Блума вовлекает детей в игру, наблюдением за погодой, деревьями или каким-либо предметом.

Использование приема Блума в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста значительно обогатит содержание, разнообразит формы работы.

Также в  работе  метод «Круг вопросов» можно применять Кубик Блума. Этот метод помогает детям в сравнении предметов, развитии памяти, обогащении словарного запаса. Суть этого метода в том, что на круге написаны определенные вопросы, на которые дети должны ответить. Ребенок, бросая кубик Блума на котором нарисованы определенные объекты, должен ответить на все вопросы.

Освоение детьми способов формулировки вопросов дает положительный результат на занятиях по развитию речи детей, в частности в ответах на вопросы после прочтения художественного произведения, что было довольно трудной частью.

Совместное использование таксономии Б. Блума в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста освоение способов формулировки вопросов значительно обогатило содержание занятий и разнообразило формы работы. Данную систему можно использовать в работе с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста.

Практика показывает, что данные приемы очень нравятся детям, они быстро осваивают прием «Кубик Блума» и «Круг Вопросов». А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления в активной и занимательной форме, проверять знания и умения воспитанников.

            Опыт применения современных педагогических технологий может и должен получить как можно более широкое распространение: каждый воспитатель –начинающий, и опытный – способен творчески применить эти технологии в своей работе.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КУБИК БЛУМА в работе с детьми дошкольного возраста Подготовила: Усманова Динара Дамировна

Слайд 2

Человек , не знающий ничего, может научиться. Дело только в том, чтобы зажечь в нём желание познавать. Д. Дидро

Слайд 3

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое. Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип «учить не науке, а учить учиться». А как развивать в ребенке навыки критического мышления, словарный запас, диалогическую и монологическую речь? Ведь мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе . Так к акие же приёмы и технологии использовать? Предлагаю вашему вниманию один из популярных приёмов, разработанных американским учёным и психологом Бенджамином Блумом . Приём называется «Кубик Блума ».

Слайд 4

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Слайд 5

Методика использования «Кубика Блума ». 1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано: Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись. 2. Формулируется тема НОД. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придётся отвечать. 3. «Кубик Блума » уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Воспитатель или один из детей бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Слайд 6

Г рань «Назови » - Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Например , Назови три главных цвета светофора. Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме. Грань « Почему » - Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например: Почему нужно соблюдать правила дорожного движения. Грань « Объясни » - Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Например : Объясни, что за полосатая зебра находиться на дороге.

Слайд 7

Грань « Предложи » - Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребёнок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Например: Предложи правила, которые помогут перейти дорогу. Грань « Придумай» — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например: Придумай, что произойдет, если не будет дорожных знаков. Грань « Поделись» — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребёнка, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например : Поделись как ты соблюдаешь ПДД.

Слайд 8

Применение «Кубик Блума » можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Слайд 9

Использование приёма «Кубик Блума » оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности. Но практика показывает, что приём очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот приём помогает в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.

Слайд 10

«Кубик Блума » — для совершенствования познавательной деятельности дошкольников

Слайд 14

Спасибо за внимание!