Школьное питание
Содействие здоровому образу жизни подростков, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания.
В настоящее время в России в связи с глубоким общественно-экономическим кризисом произошло резкое снижение показателей здоровья и социальной защищенности детей. Это привело, в частности, к тому, что на этапе поступления в школу, как показывают обобщенные данные последних лет, в среднем 28% детей имеют хронические заболевания.
Данные научных исследований показывают, что здоровье зависит от следующих факторов: медицинского обслуживания, наследственности, экологии и образа жизни.
Следовательно, одна из основных задач учебно-воспитательного процесса – это сохранение здоровья детей, формирование у школьников потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение мотивации к этому.
Воспитание здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная и ее первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на учителя. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению различных заболеваний, связанных с неправильным питанием. В этой связи уместно привести слова знаменитого педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию образовательно-оздоровительных программ.
Реализация в нашей школе программы «Разговор о правильном питании» продиктовано самой жизнью. Как показывают последние научные исследования, только 20% родителей знакомы с основными принципами организации здорового питания детей, в школе ребенок с нежеланием ест приготовленную пищу, так как привык питаться всухомятку.
Поэтому непосредственной работе по программе предшествует подготовительный этап – работа с родителями, основная цель которого сделать родителей союзниками.
Уже в начальных классах важно так построить учебно-воспитательный процесс, чтобы дети систематически получали знания и представления о важности правильного питания.
Основными положениями данной программы «Разговор о правильном питании» являются:
O формирование потребности в здоровом образе жизни;
O развитие ВПФ (оперирование такими умственными операциями, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выделение главного);
Oразвитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка (умение сорадоваться, сочувствовать, сопереживать и т. д.);
O формирование социального опыта (обыгрывание жизненных ситуаций, анализ их, драматизация).
Программа разработана в соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, законом Российской Федерации «Об образовании», положением об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. За основу взяты идеи программы «Разговор о правильном питании», разработанной сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования.
Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий «Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов.
Принцип сознательности - нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы здоровьесберегающих технологий педагогики оздоровления.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в школе обеспечивают принцип систематичности. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучают учащихся постоянно соблюдать оздоровительный режим.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе. У младших школьников зрительные анализаторы быстрее и эффективнее воспринимают информацию, чем слуховые.
Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества. Соблюдение принципа активности в педагогической практике позволяет организовать занятия таким образом, чтобы не вредить здоровью детей.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.
Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
Основные методы обучения:
O фронтальный метод;
O групповой метод;
O практический метод;
O познавательная игра;
O ситуационный метод;
O игровой метод;
O соревновательный метод;
O активные методы обучения.
Формы обучения:
Ведущими формами деятельности предполагаются:
O чтение и обсуждение;
Oэкскурсии на пищеблок школьной столовой, продовольственный магазин, хлебопекарные предприятия;
O встречи с интересными людьми;
O практические занятия;
O творческие домашние задания;
O праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.;
O конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);
O ярмарки полезных продуктов;
Oсюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Тема занятия |
Цели занятия |
Формы проведения занятия |
Если хочешь быть здоров |
Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день |
Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин» Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы» |
Самые полезные продукты |
Научить детей выбирать самые полезные продукты |
Динамическая игра «Поезд» |
Как правильно есть(гигиена питания) |
Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания |
Игра «Чем не стоит делиться» |
Удивительные превращения пирожка |
Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания |
Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда и ужина» Дидактическая игра «Доскажи пословицу» |
Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной? |
Сформировать у детей представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака |
Игра «Пословицы запутались» Игра «Отгадай-ка» Игра «Поварята»
|
Плох обед, если хлеба нет |
Формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре |
Венок из пословиц Игра «Советы Хозяюшки» Игра «Лесенка с секретом» |
Полдник. Время есть булочки |
Познакомить детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах |
Конкурс-викторина «Знатоки молока» Игра-демонстрация «Это удивительное молоко» Кроссворд «Молоко» (пословицы и поговорки об изделиях из теста) |
На вкус и цвет товарищей нет |
Познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов |
Практическая работа «Определи вкус продукта»
Конкурс-викторина «Что за чудо пирожки» Игра «Приготовь блюдо» |
Что надо есть, если хочешь стать сильнее |
Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания |
Игра «Меню спортсмена» |
Где найти витамины весной? |
Познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека |
Игра «Вкусные истории» |
Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты |
Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, их значением для организма |
«Витаминная радуга» (стихи об овощах разного цвета)
|
- ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Прежде всего, нужно позаботиться о соблюдении режима питания.
Детям 6-7 лет необходимо есть 4-5 раз в день, перерыв между приемами пищи - не больше 3-3,5 часов. Если время завтрака, обеда, полдника и ужина соблюдается изо дня в день, организм ребенка начинает заранее готовиться к приему пищи. Благодаря этому пища лучше переваривается и усваивается. Соблюдение режима питания - лучшая профилактика заболеваний органов пищеварения.
Если пришло время завтракать или обедать, а ребенок совсем не хочет есть, предложите ему выпить стакан сока, молока или съесть яблоко.
Не стоит принуждать ребенка, сердиться, нервничать. Ваши настойчивые уговоры и требования могут сформировать у малыша стойкое отвращение к еде и привести к развитию анорексии (невротическому нарушению, выражающемуся в отказе от пищи).
Чтобы «разбудить» у ребенка аппетит, перед основным приемом пищи дайте ему овощной или фруктовый салат. Благодаря этому блюду начинает выделяться желудочный сок, и у малыша возникает желание поесть.
Стоит обратить внимание на темперамент вашего сына или дочери. Спокойный, уравновешенный ребенок способен легко «настроиться» на еду, и аппетит у него возникает сразу, как только он начинает есть. Подвижным, впечатлительным мальчикам и девочкам нужно время, чтобы успокоиться и ощутить голод. Поэтому не стоит требовать от таких детей, чтобы они немедленно приступали к еде. Пусть они помогут Вам накрыть на стол, приготовят посуду, все это позволит непоседам «настроиться» на еду.
Питание ребенка должно быть полноценным и обеспечивать организм всем необходимым.
Особое место в рационе питания занимают белковые продукты. На завтрак и ужин ребенку лучше предложить молочные блюда (сырники, вареники, омлет), каши, сваренные на молоке. Они обеспечивают потребность малыша в белке, легко усваиваются организмом.
Мясная пища тоже нужна детям. Но лучше, если блюда из мяса ребенок съест во время обеда. Избыток мясной пищи в рационе столь же вреден, как и ее недостаток.
Жиры служат источником энергии и «строительным материалом» для организма, поэтому их присутствие в дневном рационе ребенка обязательно. Особое место среди жировых продуктов занимает сливочное и растительные масла. В них, помимо жира, содержатся витамины D, Е, К, а также полезные минеральные вещества. Сливочное и растительные масла лучше использовать в натуральном виде (бутерброды, добавка к готовым блюдам, заправка для салатов). Дело в том, что при тепловой обработке разрушаются витамины, и масло теряет свои ценные качества. Сливочные масла с различными пищевыми добавками (шоколадное, фруктовое, сырное, селедочное) имеют пониженное количество жира, поэтому их можно рекомендовать для детей с избыточной массой тела.
Блюда из круп: каши, запеканки - основные источники углеводов. Каши легко усваиваются и обладают обволакивающим действием. Последнее очень важно для предупреждения заболеваний желудочно-кишечного тракта (к сожалению, распространенных среди детей). К тому же каши легки в приготовлении и очень дешевы.
Много углеводов и витаминов содержится в растительной пище. Овощи и фрукты необходимы ребенку каждый день. Но вот беда, зачастую при их выращивании используются химические вещества, способные накапливаться в растении. Если Вы не уверены в «экологической безопасности» овощей, перед варкой нарежьте их кусочками и на 30-40 минут залейте холодной водой.
Следует помнить, что для полноценного усвоения веществ, содержащихся в овощах и фруктах, часто требуются жиры. Вот почему овощные или фруктовые салаты заправляют растительным маслом, майонезом или сметаной, сливками.
Участие родителей в реализации программы
«Разговор о правильном питании»
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы».
2 или 3 команды должны разложить продукты (названия которых написаны на карточках, или нарисованы) на 3 стола, покрытые скатертями трех цветов:
v зеленой (продукты ежедневного рациона);
v желтой (полезные продукты, используемые достаточно часто);
v красной (продукты, присутствующие на столе изредка).
Победителем становится команда, первой выполнившая задание правильно.
Динамическая игра «Поезд»
Один ученик исполняет роль светофора. Остальные учащиеся получают по одной карточке с рисунками продуктов. Дети образуют «длинный поезд», держа карточки в руках.
Едет поезд необычный,
Он большой и симпатичный (непривычный).
Нет вагонов, нет колес,
В нем: капуста, мед, овес,
Лук, петрушка и укроп...
Остановка!
Поезд, стоп!
Поезд движется по классу к светофору. По сигналу «Стоп!» на светофоре загорается красный свет (ученик, исполняющий роль светофора, поднимает красный кружок).
Из колонны выходят дети, в руках которых были карточки с рисунками продуктов, которые можно есть лишь изредка.
Поезд движется дальше и снова по сигналу «Стоп» загорается желтый свет. Из колонны выходят дети, в руках которых карточки с рисунками полезных продуктов, которые не следует есть каждый день.
В составе поезда остаются самые полезные продукты. Каждый ученик рассказывает, чем полезен продукт, изображенный на рисунке.
«Помоги Кубику или Бусинке»
На столе 4 карточки, на которых написаны блюда для завтрака, обеда, полдника и ужина.
Задание: положите карточки к тем часам, на которых указано время этого приема пищи.
Доскажи пословицу
Каждая пословица написана на 2-х карточках, надо найти правильное продолжение.
Кто не умерен в еде - (враг себе)
Хочешь есть калачи - (не сиди на печи)
Когда я ем - (я глух и нем)
Снег на полях - (хлеб в закромах).
Игра «Знатоки»
На столе раскладываются различные колоски. В блюдцах - крупы. Ребятам предлагается по виду колоса определить название растения (пшеница, гречиха, овес...), а затем найти в блюдцах соответствующую крупу и тоже назвать ее (манная, гречневая, овсяная). Следует обратить внимание ребят на форму крупы, ее размеры, цвет.
Игра «Поварята»
В блюдцах насыпаны вперемешку крупы — рисовая, гречневая, пшенная. Задание «поварятам» отделить крупы друг от друга и разложить по отдельным кастрюлям. Победителем станет тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием.
Венок из пословиц
Педагог заранее готовит макет венка из колосков и отдельные колоски. Детям предлагается вспомнить и назвать все пословицы о хлебе. После каждой названной пословицы педагог вплетает в венок новый колосок. После окончания игры венок может украсить класс.
Хлебушко - пирогу дедушка.
Без печки холодно - без хлеба голодно.
Не в пору и обед, коли хлеба нет.
Ешь пироги, а хлеб вперед береги.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Нет хлеба - нет обеда.
Много снега - много хлеба.
Ржаной хлебушко - калачу дедушка.
Хлеб на стол - и стол престол.
Хлеб - батюшка-кормилец.
Без хлеба несытно, без него и у воды жить худо.
Хлеб - всему голова.
Все приедается, а хлеб - нет.
Внеклассное мероприятие «Праздник молока»
Цель:
1. Дать представление о значении молока и молочных продуктов, выявить какова роль молока в жизни человека.
2.Определить значение молока для детского и взрослого организма.
3. Выявить как важно молоко для детского организма.
Оборудование: Костюмы для кота Матроскина, Шарика, бабушки Арины; кувшин, набор различных молочных продуктов, MicrosoftofficePowerPointПрезентация: Чьё молоко полезней?,
Методы обучения: поисковый, коммуникативное взаимодействие, театрализация, метод защиты проектов.
Ход мероприятия:
1. Мотивация познавательной деятельности. Инсценировка.
Кот: Что это мы все без молока и без молока. Так и умереть можно. Надо бы
корову завести.
Пес: Надо бы, только где денег взять? А может занять у соседей?
Кот: А чем отдавать будем? Отдавать надо.
Пес: А… отдавать будем молоком
Кот:Если молоко отдавать, зачем тогда корова?
Пес: А давай спонсоров попросим, они точно нам купят корову.(прошло 3 дня)
Кот:А я тебе говорю – пей!
Пес:От твоего молока уже деваться некуда: все ведра, все тазы молоком заняты, вон, в умывальнике – и то молоко.
Кот: Это еще что! Вот я еще вторую корову заведу.
Пес:А умываться как?
Кот:А так. Надо меньше пачкаться. И вообще, некоторые и языком умываются.
Пес:А некоторые и мышей едят. А если бы твоя корова поумней была, она б не молоко давала, а воду газированную – пепси-колу например.
Кот:фыркает
Пес:Ну… или квас!
Кот:А если бы ты поумнее был у меня, то давно бы гостей встретил, которые хотят нам рассказать о пользе молока.
На сцене появляется бабушка Арина и ведущий.
2. Актуализация и расширение представлений о значении молока и молочных продуктов для детей и взрослых.
Бабушка Арина: Здравствуйте, гости дорогие! Гостю в переднем углу место. Располагайтесь! Гостю – почет, хозяину честь.
Ведущий:Бабушка Арина, наши ребята уже большие, помогут тебе и коровушку встретят и молока попьют.
Бабушка Арина: А знаете ли вы, ребята, кого из стада встречают?
Дети: Коров, коз, овец.
Бабушка Арина: А кто же стадо пасет? Кто скотину стережет?
Дети: Пастух.
Бабушка Арина: А где же стадо пасется?
Дети:На лугу.
Бабушка Арина:Ай, да молодцы, дети. Скажите, дети, молоко каких животных употребляет человек?
Дети:Коровье, овечье, оленье, козье. Презентация: Чьё молоко полезней?
Ведущий: А какое свойство имеет молоко при кипячении? И откуда появилось выражение молоко убежало?
Бабушка Арина:Появилось из практики поваров, ведь уследить за молоком очень трудно. Когда молоко кипит, очень быстро поднимается пена. Она стремительно переваливается за края посуды. Впечатление такое, что молоко убегает. Дети, а что надо делать, чтобы молоко не убежало?
Ведущий:Какие Вам известны устойчивые обороты речи со словом молоко? (Впитать с молоком матери, обжёгся на молоке, кровь с молоком, бледный как молоко и др.) Презентация: Молочная народная мудрость
Ведущий:Молоко идеальный продукт питания. Эта пища, приготовленная самой природой. Установлено, что люди научились использовать молоко 7000 лет назад. Презентация: Из истории употребления молока
1 историк:Древние философы, наблюдая за действиями молока на организм, называли молоко белой кровью, соком жизни.
2 историк: Задолго до нашей эры врачи и Египта, и Древнего Рима, и Греции применяли молоко для лечения чахотки, подагры, малокровия.
1 историк: Авиценна более тысячи лет назад писал о молоке как о лучшем продукте для человека. 2 историк: В одном из самых древних писаний, упоминается, что одна из причин снижения продолжительности человеческой жизни состоит в том, что люди пьют мало молока.
Ведущий:Молоко является не только лакомством, но и лекарством. Особенно полезно молоко коз, овец, оленей. Всего в молоке 20 видов витаминов.
1 ученик:Люди, которые в детстве и юности пили много молока, имеют более крепкие кости.
2 ученик: При добавлении в рацион йогурта и цельного молока отмечается понижение холестерина в крови. Это важно знать тем, кто решил похудеть
3 ученик: Молоко является спасительным средством для укрепления зубов, особенно детских, так как оно содержит кальций – строительный материал костной ткани. Научно доказано: применение «молочного» кальция эффективнее, чем использование его в таблетках.
1 ученик: Известно, что молоко может предупреждать стрессы. Выпитый перед сном стакан молока ускоряет и облегчает засыпание.
2 ученик:Установлено, что молоко облегчает участь курильщиков. Те, кто выпивает ежедневно хотя бы две кружки молока, реже болеют хроническим бронхитом. Исследования показали, что тот, кто регулярно пьет молоко, менее подвержен заболеваниям желудка и кишечника
3 ученик:Но – внимание! Таким воздействием обладает цельное, а не обезжиренное молоко.
Ведущий:А сейчас мы узнаем, как у нашей Любы заболели зубы.
Инсценирование стихотворенияС.Михалкова "Как у нашей Любы заболели зубы".
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные-
Детские, молочные…
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
-Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?..
Бабушка Арина: Ребята что вы посоветуете Любе? Так тебе, Любочка, побольше молока надо пить. Молоко единственный продукт, содержащий много кальция, поэтому дети каждый день должны пить молоко. Ох, и заговорили вы меня, детки. Ведь мне пора идти коровушку встречать. Корова на дворе – еда на столе.
Чтение стихотворений детьми:
1) Раным-рано поутру
Пастушок: "Ту-ру-ру-ру!"
А коровки в лад ему
Затянули: "Му-му-му!"
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.
2) Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль то ей крапивушку нажму!
Кушай вволюшку, коровушка моя!
Ешь ты досыта, буренушка моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек буренушка дала
Ведущий: А сейчас давайте посмотрим, как молоко поступает к нам на стол. Презентация: Дорога молока от дома до рта. У нас много гостей. Слово предоставляется технологам Ершовского молокозавода.
Ведущий:Коли коровушка даст молока, будет у нас всего предовольно. В молоке содержатся все питательные вещества, необходимые организму человека. Посмотрите, что у меня в руках?
Дети:Кувшин.Ведущий: Это не простой кувшин, а волшебный. Какой угодно молочный продукт сможет сотворить. Сейчас, дети я проверю, знаете ли вы, что можно получить из молока? Презентация: Молочный словарь.
Викторина:(Дети достают незаконченные предложения из волшебного кувшина, читают и добавляют нужные слова)
Если молоко поставить на сутки в теплое место, оно прокиснет и образуется…
Если прокисшее молоко слегка подогреть, из него выделится плотный сгусток белого цвета…
Если молоко поставить в горячую духовку и подержать там часа два, то получится…
Если топленое молоко прокиснет, то получается…
Конкурсы:
1) Угадай закрытыми глазами, какой это напиток.
2) Кто быстрее выпьет молоко из бутылочки.
3) «Молочный аукцион» Кто больше назовёт блюд, в приготовлении которых используется молоко. (Соревнуются 3 ученика. Кто назовёт последнее блюдо, тот и получает «Молочную медаль»)
Ведущий:А сейчас посмотрим, какие частушки знают дети про молоко.
Исполнение частушек мальчиками и девочками.
1) Бабка строгая была,
Деньги тратить не любила.
В день рождения всегда,
Деду молоко дарила.
2) Дед Семен восьмой десяток
Разменял совсем легко.
Потому, что как теленок
Пьет одно лишь молоко
3)Тете Вале пятьдесят,
Топ модель вокруг твердят.
Тетя Валя, как царица
Ваннами из молока гордится.
4) С молоком наш Ваня рос набираясь сил,
Тетра Паку никогда он не изменил.
Сильным, умным стал Иван, все вокруг легко,
Всех здоровьем награждает это молоко
5)Губит нашу молодежь
Про полезность пива ложь.
Дурить себя не позволяйте,
Молочку лишь доверяйте.
6) Белый цвет – ярче нет!
Я люблю малинку,
А у бабушки в гостях,
Йогурты с начинкой.
7) Деревня Вкуснотеево
Приглашает в гости!
Пей живое молоко -
К молодости мостик!
8) Творог, ряженка, кефир
Покоряют целый мир.
Молоко с рогаликом
Вкусно, как и с пряником.
9) Белые цвет – вкуснее нет!
Ряженка, кефирчик.
И заглядывает в рот
Со сметаной блинчик.
10) Зайка, слушай мой дружочек,
Не спеши носить очки,
Творожка ты съешь кусочек.
Видно всё теперь с доски.
11)Что-то ночью мне не спится,
Молочка с медком попью,
Сон чудесный мне приснится,
Будто в школу я иду.
12) У меня коса большая
Ленточка коротенька,
Масло с мёдом уплетаю,
Потому молоденька.
3. Итог и рефлексия занятия.
Ведущий: Игра «Правильно - неправильно»
Вам, мальчишки и девчушки,
Приготовил я частушки.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный ответ
Вы потопайте – нет, нет!
Постоянно нужно есть
Для здоровья важно!
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад,
Это правильный совет? (Нет, нет, нет!)
Зубы вы почистили и идите спать.
Захватите булочку сладкую в кровать.
Это правильный совет? (Нет, нет, нет!) Ведущий: Вот и подошёл к концу «Праздник молока». Ребята, какие бы «молочные» советы вы дали своим младшим братьям и сёстрам, а мамам и папам. Попробуйте дома эти советы «озвучить» в рисунках или листовках, буклетах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravilnoe_pitanie.doc | 436.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10
СТ.НОВОМЫШАСТОВСКОЙ
КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА
Тема классного часа
Разработчик:
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №10
Пономаренко Л.В..
2011 год
ЦЕЛЬ: закрепить у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, компьютерная презентация в программе Power Point, магнитофон, мелодия песни «Кто пасется на лугу», карточки с заданиями, карточки с названиями продуктов, светофор, памятки.
Ход урока
1.Орг. момент.
2.Эмоциональный настрой.
Учитель.
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
3.Приветствие
Учитель. Здравствуйте ребята. Я проведу сегодня урок по курсу здоровое питание по теме: «Здоровое питание - отличное настроение!» (Слайд 1)
Учитель. Ребята, послушайте загадку.
Загадка
Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает.
Когда это бывает? (Летом)
Психогимнастика
Учитель. Ребята, представьте, что сейчас лето, наши руки и лицо греет ласковое солнышко. (Дети имитируют расслабление). Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек. (Дети напрягаются). Опять светит солнышко, нам тепло, приятно. (Дети показывают расслабление и удовольствие).
Учитель. Ребята, вы хотите узнать, как вырастить сильным, красивым, здоровым? (Ответы детей)
Учитель. Для этого надо соблюдать режим дня, следить за чистотой своего тела, заниматься гимнастикой и есть полезные продукты. (Слайд 2)
Учитель. Посмотрите на экран. Давайте вместе прочитаем вопросы. (Слайд 3)
Вопросы для детей на экране
1. Какие продукты полезны?
2. Как правильно есть?
3. Почему лучше есть в одно и то же время?
4. Знаете ли вы, из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?
5. Что такое меню?
6. Что надо есть, если хочешь стать сильным?
Учитель. Ответы на эти и многие другие вопросы нам помогут узнать герои мультфильма «Трое из Простоквашино». (Слайд 4)
(Слайд 5) (Слайд 6)
Учитель. Итак, с героями мультфильма мы с вами познакомились, а теперь давайте отправимся к ним в гости в деревню Простоквашино. Но для этого мы должны познакомиться с правилами здорового питания, так как там нет взрослых, и за вами следить будет некому.
Учитель. Давайте прочитаем правила здорового питания от кота Матроскина. (Слайд 7)
- Перед едой вымой руки с мылом.
- Фрукты и овощи надо хорошо мыть.
- Не торопись! Ешь небольшими кусочками, тщательно пережёвывай пищу с закрытым ртом.
- Во время еды не разговаривай и не читай.
- Не переедай! Ешь в меру.
Учитель. С правилами питания кота Матроскина мы познакомились. А теперь нам нужно приобрести билет на поезд, чтобы добраться до деревни Простоквашино. Для этого мы должны выполнить задание, которое приготовил Шарик. (Слайд 8)
Задание от Шарика.
У вас на партах лежат карточки с заданием, на них написаны слова, из которых нужно составить пословицу. Ответ: ( Кто не умерен в еде – тот враг себе).
Учитель. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей)
Учитель. Молодцы, ребята. Теперь у нас есть билет на поезд. Поехали! Но путь будет длинный, впереди нас ждут четыре остановки, на которых нам нужно будет выполнять задания, которые приготовили наши герои, чтобы двигаться дальше. (Слайд 9)
Учитель. Вот первая остановка «Завтрак». Ребята, что означает это слово? (Ответы детей). (Слайд 10)
Учитель. Слушаем задание от Шарика.
Почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»? (Ответы детей). (Слайд 11)
Учитель. Правильно. Каша - это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными. Каша является наиболее подходящим блюдом для завтрака, потому что каши содержат необходимое количество питательных веществ и легко усваиваются, что очень важно для растущего организма.
Учитель. Ребята, а вы знаете из чего варят каши? (Ответы детей).
Учитель. А теперь послушайте рассказ о приключениях зернышка.
Посадили весной в землю маленькое зернышко. Сначала появился росточек, потом он превратился в колосок. Всё лето колосок рос, набирался сил. В колоске стало много зёрнышек. Земля солнце, вода, тепло помогли маленькому зёрнышку превратиться в сильный колос, полный новых зерен. А в них много полезных веществ. Осенью колоски собрали, обмолотили и достали зёрна. Из зёрен сделали крупу, а из крупы можно сварить кашу. (Слайд 12)
Учитель. Пора отдохнуть и выполнить гимнастику для глаз, чтобы продолжить движение дальше. (Слайд 13-14)
Учитель. А вот и следующая станция «Обед». (Слайд15)
На этой станции нам должен был приготовить задание дядя Федор. Но посмотрите, его нет, но он оставил нам письмо. Давайте прочитаем, что он нам написал.
Письмо от дяди Федора (Слайд16)
Здравствуйте, друзья! Свое письмо я пишу лежа на кровати. У меня ухудшилось здоровье. Болит голова, в глазах звездочки, тело вялое, живот болит. Мама говорит, что мне нужно правильно питаться . Я составил себе меню на обед.
Меню: торт с лимонадом, чипсы, варенье, Пепси -кола и Чупа - чупс. Это моя любимая еда, наверное, я скоро поправлюсь и буду здоров! Ваш дядя Федор.
Учитель Правильно составил дядя Федор меню?
Все вы, наверное, любите газированную воду, лимонад, колу. Вы считаете, что эти напитки утоляют жажду, но в них содержится так много сахара, который наоборот вызывает жажду. Покупаете сосательные конфеты, жевательные резинки, а они вызывает образование желудочного сока, который способствует заболеванию желудка. (Гастрит, язву желудка и многие другие болезни)
Учитель. А давайте узнаем почему болеет дядя Федор.
Учитель. Колу наливаем в чашку и опускаем в нее «Ментос» - происходит всплеск газа (фонтан) вот так происходит в нашем желудке, большое количество газа опасно - ребенок может задохнуться или поперхнуться. Кусочек мяса опустим в колу, он промаринуется, как шашлык.
Учитель. Ребята, давайте поможем дяде Федору составить такое меню, от которого он сразу пойдет на выздоровление.
Знаете ли вы, что такое меню? (Ответы детей).
Меню – это список блюд. Вы можете выбрать то, что больше нравится. Но в меню могут входить разные блюда. Но сначала надо выбрать холодные закуски: разные салаты, винегрет. Потом первые блюда – борщ, рассольник, бульон, овощные и рыбные супы. На второе можно выбрать мясное или рыбное блюдо с овощным гарниром. На третье – компот, фрукты, соки. Ну и, конечно же, хлеб. В хлебе очень много полезных веществ. Они нужны всем, особенно детям.
Учитель. Следующая остановка «Полдник». На этой станции нам приготовил задание почтальон Печкин. (Слайд 17)
Слушаем задание.
Какие блюда лучше всего использовать для полдника?
Отгадайте загадки:
- В нем витаминов куча.
Я пить его всегда готов, ведь нет напитка лучше.
Он морковный и томатный, и на вкус и цвет приятный.
Чтоб здоровым стать ты смог, пей скорей фруктовый…
Дети… Сок!
Фрукты, ягоды сварились,
Вкусно елись, сладко пились (Компот)
Дяденька смеётся, на нем шубонька трясется (Кисель)
Учитель. Станцию «Полдник» мы с вами проехали и отправляемся дальше.
Следующая станция «Ужин». (Слайд 18)
На этой станции нам приготовил задание кот Матроскин.
Учитель. Ребята ,ужинать нужно не позднее, чем за 2 часа до сна. Пища должна быть легкой. Желудку тоже нужен перерыв в работе.
Итог занятия
Учитель. Вот мы и приехали с вами в деревню Простоквашино. (Слайд 19)
Дядя Федор и его друзья очень рады нас видеть. Ребята, за нашим путешествием в деревню Простоквашино наблюдал Доктор Айболит.
(Слайд 20)
Учитель. Он принес нам памятку о здоровом питании. Я раздам их каждому из вас, что бы вы знали правила здорового питания и напомнили о них своим родителям.
Домашнее задание
Нарисовать памятку, в каких продуктах какие полезные вещества
Используемые ресурсы (Слайд 21)
- Рабочая тетрадь для школьников М.М. Безруких, Т.А. Филиппова Москва 2003г.
- http://nklassitumch.ucoz.ru/publ/konspekt_uroka_okruzhajushhego_mira_quotpitanie_i_zdorovequot_2_klass/1-1-0-3
- http://www.kinderyata.ru/ramka-18-Ot-vinni-pukha-s-ljubovju
- http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-28109
- http://bayun.ru/dia/Dyadya_Fedor,_pes_i_kot.html
- http://p-i-f.livejournal.com/1874820.html
- http://sombevtyh.tk/zdorovyy-obraz-zhizni-risunki-detey.html
- http://rastimdetok.ru/2010/07/03/zdorovoje_pitanije_dlja_djetjej