Учителям
Предварительный просмотр:
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
основы внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности (русский язык и литературное чтение)
Выполнила
студентка 331 группы
Бояринцева Дарья
Сыктывкар, 2024
ПРИЁМЫ:
1) Дисциплина
«Звуковой сигнал». Используйте на уроке звон колокольчика, чтобы акцентировать внимание детей на том, что дисциплина нарушилась.
«Использование шумомера». Для наглядности уровня шума на уроке можно использовать шумомер.
«Лесенка шума». В начале урока учитель рисует на доске 5 ступеней. На верхнюю ступень помещают картинку кота, на нижней сидит мышка. С нарушением дисциплины кот всё ближе и ближе подбирается к мышке.
«Соревнования». В начале урока учитель устанавливает на доске по три магнита для каждого ряда. Если на ряду нарушается дисциплина, магнит с ряда убирают. Побеждает тот ряд, на котором магнитов больше.
«Тишина». Учитель записывает на доске слово «ТИШИНА» в начале урока. С нарушением дисциплины стирается буква.
«Соревнования между мальчиками и девочками». В начале урока на доске устанавливают две группы магнитов по пять штук. Пять магнитов для девочек и пять для мальчиков. Учащиеся соревнуются между собой. В зависимости от ученика, который нарушил дисциплину, магниты «путешествуют» между командами.
«Кто меня слышит». При возникновении шума на уроке, учитель тихим голосом говорит: «Кто меня слышит…(например, погладьте себя по голове, хлопните в ладоши и т.д.)». Далее учитель продолжает урок.
«Руки-ноги». На один хлопок учителя класс поднимает руки, на два хлопка – встает. Если руки уже подняты, то на один хлопок их нужно опустить (соответственно, когда дети уже стоят, то на два хлопка они должны сесть). Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников с толку, тренируя их собранность.
«Тихая десятка». Учитель начинает неожиданно считать от 1 до 10. За это время в классе должна установиться тишина.
2) Эмоциональный настрой
«Приветствие». Начинать урок с приветствия друг друга. Учитель может предложить детям придумать необычные формы приветствия, такие как рукопожатие, объятие или танец.
«Утренний круг». Собраться в круг и поделиться своими мыслями, чувствами или новостями. Это помогает установить доверительные отношения и настроить детей на совместную работу.
«Комплименты». Дети по кругу говорят друг другу комплименты. Это повышает самооценку и создает дружелюбную атмосферу.
«Музыкальная разминка». Включить веселую музыку и вместе потанцевать или попеть. Это заряжает энергией и поднимает настроение.
Игры на внимание. Простые игры на внимание, такие как "Что изменилось?" или "Найди отличие", помогают сосредоточиться и включиться в учебный процесс.
«Улыбка». Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
«Здравствуйте!» Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
«Доброе утро!»
- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).
- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).
- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).
«Стихотворение»
Делу время, потехе час. Послушайте мой рассказ. Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь! | Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! |
«Хвалилки». Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: «Ах, какой я молодец!» А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: «Ах, какой ты молодец!»
3) Рефлексия
«Цветик – многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
«Шкала прогресса». На доске рисуется шкала от 0 до 100%. Ученики отмечают на ней свой уровень понимания материала. Затем учитель может задать вопросы: «Что помогло вам достичь этого уровня?», «Какие шаги нужно предпринять, чтобы продвинуться дальше?»
«Светофор». Ученики получают три карточки: зелёную, жёлтую и красную. Зелёная означает полное понимание материала, жёлтая – некоторые трудности, красная – необходимость повторения темы. Учитель собирает карточки и анализирует результаты.
«Дерево знаний». Ученики рисуют дерево, где корни символизируют базовые знания, ствол – текущие достижения, а ветви и листья – цели на будущее. На каждом листе ученики пишут, что им хотелось бы узнать или улучшить.
«Карусель вопросов». Учитель задаёт вопросы, а ученики отвечают на них, передавая друг другу мяч или другой предмет. Вопросы могут касаться как содержания урока, так и личных впечатлений учеников.
«Лестница успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.
«Карта эмоций». Участники отмечают на карте свои эмоциональные состояния в разные моменты времени или при выполнении различных задач. Это помогает лучше понять, какие факторы влияют на их настроение и продуктивность.
«Пять пальцев». Каждый участник поднимает руку и по очереди загибает пальцы, отвечая на пять вопросов:
- Большой палец: Что нового я узнал?
- Указательный палец: Какие у меня были успехи?
- Средний палец: С какими трудностями я столкнулся?
- Безымянный палец: Чему мне ещё нужно научиться?
- Мизинец: Как я могу применить полученные знания?
«Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал…/Было интересно…/Было трудно…/Я выполнял задания…/Я понял, что…
«Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
«Карлики и великаны». Если Ведущий говорит великаны - дети должны стать на носки и поднять руки вверх; если карлики - все должны присесть и вытянуть руки вперед. Ведущий может говорить и делать разные движения, детям главное не сбиться.
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох))
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Три медведя шли домой: (дети идут как медведь)
Папа был большой-большой. (поднимают руки вверх)
Мама с ним – поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперёд)
А сыночек просто крошка, (садятся на корточки)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил. (встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)
Эй! Попрыгали на месте. (прыжки)
Эх! Руками машем вместе. (движение "ножницы" руками)
Эхе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)
Посмотрели на картинки. (нагнувшись, поднять голову как можно выше)
Эге-ге! Нагнулись ниже. (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)
Наклонились к полу ближе. (дотронуться руками до пола)
Э-э-э! Какой же ты лентяй! (выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)
Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)
Повертись на месте ловко. (покружиться)
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)
Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)
Деревцо все выше, выше. (Встать на носки)
Раз, два - выше голова, (Поднять голову.)
Три, четыре—руки шире, (Руки в стороны.)
Пять, шесть—тихо сесть. (садятся за парты)
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. Рывки руками: вверх, вниз.
То на стенку посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. Повороты корпусом.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! Приседания.
И в последний раз присели,
А потом на место сели. Дети садятся.
Осенние листья.
Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулачки.)
Будем листья собирать.
Листья берёзы, (Загибают на каждую сточку по одному пальцу.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Снеговик.
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Мы во двор пришли гулять. («Идут « по столу пальчиками.)
Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладошками.)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А ещё в снегу валялись. (Кладут ладони на стол то одно, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)
Мыши.
Вышли мыши как-то раз.
Посмотреть который час. (протираем глаза)
Раз, два, три, четыре — (загибаем по очереди пальцы)
Мыши дернули за гири. (сжимаем руки в кулаке)
Вдруг раздался страшный гром — (хлопок в ладоши)
Убежали мыши вон. (шагаем пальчиками по столу/ладони)
КВЕСТ
Квест — это развлекательная игра или задание, в котором участникам нужно решать различные головоломки, искать подсказки и исследовать окружающую среду с целью достижения определённой цели или решения загадки.
1 - Определение цели и темы квеста
2 - Создание сценария
3 - Подготовка материалов и реквизита
(задания, реквизиты, костюмы, декорации)
4 - Организация пространства
5 - Инструктаж участников
6 - Проведение квеста
7 - Подведение итогов (анализ, оценка деятельности)
ДИСКУССИЯ
Дискуссия – всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений.
Цель: достижение согласия её участников по спорному вопросу
1 - Подготовка к дискуссии
(Определение темы и целей, подготовка участников)
2 - Начало дискуссии
(Представление участников, постановка вопроса)
3 - Основная часть дискуссии
(Выслушивание мнений, конструктивная критика)
4 - Заключение дискуссии
(Итоги, оценка и обратная связь)
УРОК-СУД
Урок-суд – одна из разновидностей деловой игры. Проводится в форме судебного процесса, между учениками распределяются роли. Задача каждого участника подготовить выступление в соответствии с ролью. В заключении выносится «приговор» относительно заявленной проблемы.
Цель – исследование обозначенной учителем проблемы.
Структура:
1 – постановка проблемы (обозначение темы и «обвиняемого»)
2 – распределение ролей (роли – обвиняемый, судья, присяжные, обвинитель(прокурор), защитник (адвокат), потерпевший, секретарь суда, свидетели, помощники (адвоката, судьи, прокурора) выбирают сами ученики или распределяет учитель. Важно, чтобы участвовали все ученики).
3 – подготовительная работа (учитель объясняет, как проходит судебный процесс, цель, роль каждого участника, контролирует учеников. Ученики работают с информацией и составляют план своего выступления).
4 – реализация ( воссоздание обстановки судебного зала. В конце этапа судья, выслушав все точки зрения, выносит «приговор»)
ИНТЕРВЬЮ
Интервью — разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.
Структура:
1 - Подготовительный этап (определение темы, цели, составление плана, составление вопросов)
2 – Основной этап (проведение интервью)
3 - Заключительный этап (подведение итогов, анализ информации)
МАСТЕР - КЛАСС « Памятка выразительного чтения»
Цель: Развитие у учащихся начальных классов навыков выразительного чтения через практические упражнения и анализ текстов.
Актуальность: Навык выразительного чтения важен для формирования грамотной устной речи, развития воображения и эмоциональной восприимчивости детей. Это также способствует лучшему пониманию литературных произведений и повышает интерес к чтению.
Умение выразительно читать поэтические произведения не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Наиболее доступной для детей формой восприятия поэтического произведения является слушание выразительного чтения.
При заучивании с детьми стихотворений перед педагогом стоят две главные задачи:
- Добиваться хорошего запоминания стихотворений, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
- Учить детей читать стихи выразительно.
- Сядьте удобно, ноги с опорой на пол, спина прямая, между вами и партой свободно проходящая ладонь. Чтобы все могли меня слышать и видеть.
- Убедитесь, что рабочее пространство достаточно просторное и удобное.
- Подготовьте необходимые материалы: тексты для чтения, карточки с заданиями, ручки, карандаши, бумагу.
- Соблюдайте тишину и будьте внимательны.
- Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению стихотворений. Умение выразительно читать поэтические произведения не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.
- Интонация - совокупность звуковых элементов речи. Интонация включает следующие компоненты: темп, силу, высоту голоса, ритм, речевое дыхание, тембр.
- При работе с детьми над тембром речи можно использовать пиктограммы с изображением эмоций. Произнесите фразу: «Открой дверь!» разными голосами (весело, грустно, раздраженно)
При работе над высотой голоса произносим фразы низким, средним или высоким голосом, например: «Кто сидел на моем стуле?» голосами трех медведей.
Упражнение на выбор адекватной громкости «Ауканье»: Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: АУ-АУ! Произносить звуки нужно сначала тихо, потом громче и затем еще громче. Чем больше ступенек вы осилите, тем больше у вас запас громкости.
В развитии мелодики речи необходимо помнить, что в вопросительных предложениях голос повышается, причем повышение голоса приходится на то слово, в котором заключена суть вопроса. При утвердительной интонации голос к концу фразы понижается. В данном случае нужно объяснить детям, что человеческий голос может изменяться «подниматься на горку и спускаться с горки». Он пришел? Он пришел.
При формировании выразительности чтения необходимо помнить о зависимости интонации от знаков препинания.
- Темп - это скорость произнесения речи. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость внятность, при замедленном темпе речь теряет свою выразительность. С детьми можно потренироваться проговаривать фразы быстро, как скачет лошадка, или медленно, как ползет черепаха: На улице выпал снег.
- Ритм - это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Такая упорядоченность речи делает речь мелодичной, музыкальной. Лучше всего для формирования правильного ритма подходят детские считалки.
- Также очень важна работа по формированию речевого дыхания. Упражнение «Вьюга» - на выдохе произносим: «Ууууу!» или «Цветы» - на выдохе произносим: «Роза пахнет»», «Роза хорошо пахнет», «Роза очень хорошо пахнет».
- Логическое ударение - выделение главного по смыслу слова во фразе. От постановки логического ударения зависит смысл фразы.
На поляне зреет земляника.
На поляне зреет земляника.
На поляне зреет земляника.
- Логические паузы - деление фразы на смысловые отрезки. Если пауза сделана неправильно, может исказиться смысл высказывания, и иногда очень существенно:
Что, /болит?//- Что болит?//
Ну что,/ споем?//- Ну,/ что споем?//
Как вы закончили?//- Как,/ вы закончили?//
- При выразительном чтении стихотворений важна хорошая дикция, т.е. ясное, четкое произношение каждого звука: « От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт».
Также хотелось бы напомнить, что выразительность речи во многом зависит и от правильной осанки.
- А сейчас, давайте попробуем, соблюдая все рекомендации, прочитать выразительно стихотворение «Киска» (И. Жуков).
Здравствуй, киска, как дела?
Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)
Не могу я с вами жить -
Хвостик негде положить! (обиженно)
Ходите, зеваете,
На хвостик наступаете! (сердито)
- Отметьте в тексте ключевые моменты, которые требуют особого внимания при чтении вслух. Используйте все элементы выразительного чтения, которые помогут вам прочитать выразительно. Подготовьтесь к выразительному чтению вслух.
- Кто желает прочитать этот текст выразительно? (читают текст)
- Давайте отметим, что получилось при прочтении текста, что необходимо доработать.
- Отметьте моменты, в которых было сложно выразить эмоции или передать смысл текста.
- Поделитесь своими впечатлениями и мыслями о прочитанном тексте.
- Как использование различных элементов выразительности повлияло на восприятие текста?
- Пришло время подводить итоги:
Что нового вы узнали?
Какие трудности возникли?
Как вы планируете применять полученные знания в будущем?
- Подводя итоги нашего мастер - класса можно сделать вывод: выразительное чтение стихотворений развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры.
КТП внеурочных занятий по литературному чтению 2 класс 1 четверть
№ | Дата | Тема программы/учебного плана | Тема занятия | Форма | Часы | Ответственные лица |
1 | 03.09 | Русские народные песни | «Поём коми песни» | Мастер-класс | 1 | Классный руководитель, учитель музыки, педагог организатор |
2 | 10.09 | Потешки и прибаутки | «Весёлые потешки» | Инсценирование (мини-спектакль) | 1 | Классный руководитель, родители |
3 | 17.09 | Считалки, небылицы, загадки | «Мир считалок, загадок, небылиц» | Конкурс | 1 | Классный руководитель, родители, педагог организатор |
4 | 24.09 | Сказки | «В гостях у сказки» | Викторина | 1 | Классный руководитель, педагог организатор |
5 | 01.10 | Осенние листья | «Осенняя пора в глазах коми поэтов» | Мастер-класс (создание книжки-малышки) | 1 | Классный руководитель, библиотекарь |
6 | 08.10 | Поговорим о самом главном | «Блокадный хлеб» | Встреча с ветеранами | 1 | Классный руководитель, советник директора по воспитанию. |
7 | 15.10 | А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…», «Сказка о рыбаке и рыбке» | «В гостях у Пушкина» | Стенгазета | 2 | Классный руководитель, библиотекарь |
8 | 29.10 | И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей» | «По следам басен И. А. Крылова» | Викторина | 1 | Классный руководитель, педагог организатор |
КТП внеурочных занятий по русскому языку 2 класс 2 часть
№ | Дата | Тема программы/учебного плана | Тема занятия | Форма | Часы | Ответственные лица |
1 | 04.03 | Имя существительное как часть речи | «Создаём свою историю» | Лингвистическая сказка | 1 | Классный руководитель, педагог организатор |
2 | 11.03 | Роль имён существительных в речи | «Существительное главный герой нашей речи» | Игра-путешествие | 1 | Классный руководитель. |
3 | 18.03 | Единственное и множественное число существительных | «Один или много» | Интеллектуальная игра | 1 | Классный руководитель, родители, педагог организатор |
4 | 25.03 | Что такое глагол? | «Мир глагола» | Викторина | 1 | Классный руководитель, педагог организатор |
5 | 01.04 | Единственное и множественное число глаголов | «Изменяем глаголы» | Дидактическая игра | 1 | Классный руководитель. |
6 | 08.04 | Правописание частицы НЕ с глаголами | «Вместе и врозь» | Стенгазета | 2 | Классный руководитель, советник директора по воспитанию |