Куликова Екатерина Александровна

 Открытый урок   по предмету «Окружающий природный мир» в 4 «Б» классе

Тема: «Домашние птицы»

учитель Куликова Е. А.

Дата проведения - 16.02.2023 г.

 

 

Учебный предмет – окружающий природный мир

Тема – Домашние птицы

Тип урока – урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Форма занятия – классно-урочная.

Вид урока   – урок закрепления данной темы путем совершенствования и использования уже имеющихся знаний и умений учащихся

Уровень образования- 4 класс

Цель урока:

Деятельностная: научить обучающихся применять субъективный опыт знакомства с домашними птицами, дифференцировать и классифицировать птиц при выполнении дидактических заданий и практических упражнений, повторить изученный способ действий в рамках лексической темы.

Содержательная: научить обобщению и систематизации, применению знаний и способов деятельности в рамках изучаемой темы, их связи с уже приобретённым опытом и его значением для последующего обучения.

Задачи:  

Образовательные:

  -закрепить представления обучающихся о домашних птицах, видовых признаках птиц;

  -умножить и расширить лексический словарь по теме урока:

  -систематизировать представления обучающихся о домашних птицах;

  -развивать познавательный интерес о жизни домашних птиц;

  -вырабатывать навыки классификации по определенному признаку.

Коррекционно- развивающие:

 -развивать общую и мелкую моторику;

 -развивать зрительное и слуховое внимание и память;

 -развивать связную речь;

  учить сочетать движение и речь.

Воспитательные:

-воспитывать чувство доброты по отношению к окружающему миру;

-воспитывать любознательность;

-воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества.

Технологии на уроке:

- объяснительно - иллюстративная, игровая, аудиовизуальная, личностно-ориентированная.

Методы:

-словесные (объяснение);

-наглядные (показ, иллюстрация, демонстрация, наблюдение);

-практические (задания на коррекцию речи с движениями, аппликация). - синхронно-моделированный (слайды включены во все этапы урока);

Формы работы – фронтальная, индивидуальная.

Виды деятельности: работа с разрезными картинками, работа на доске, работа с карточками.

Место занятия в структуре образовательного процесса: урок проводится в соответствии с учебным планом, содержание урока регламентировано рабочей программой и календарно-тематическим планированием.

Здоровье сберегающая деятельность на уроке

Санитарно-гигиенических требования: соблюдается режим проветривания помещения, тепловой режим, освещенность, чистота.

Рациональная плотность урока: время, затраченное на учебную работу, соответствует требованиям.

Организация учебного труда- соответствует плану урока.

Соблюдается строгая дозировка учебной нагрузки.

Соблюдается смена видов деятельности.

Обучение осуществляется с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.).

Место и длительность применения ТСО соответствует требованиям.

Включение в урок технологических приемов и методов, способствуют самопознанию, самооценке учащихся.

Построение урока с учитывает работоспособность учащихся.

Осуществляется индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей.

Осуществляется формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся.

Создан благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки.

Осуществляется стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ.

Проводятся физкультминутки и динамические паузы на уроке.

Осуществляется целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

 

Планируемые результаты:

Предметные: дифференцировать и классифицировать домашних птиц при выполнении дидактических заданий.

Личностные: понимание на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Метапредметные УУД:

•                регулятивные: формирование умений с помощью педагога планировать собственную деятельность, корректировать и контролировать свои действия.

•                познавательные: формирование умений с помощью педагога определять наиболее эффективные способы достижения результата.

•                коммуникативные: развивать умения выражать свои мысли, уметь и быть готовым вести диалог, уметь сотрудничать с педагогом.

 

Материалы и оборудование: мультимедиапроектор (презентация), компьютер, демонстрационный материал по теме урока, длинные бигуди, карточки с изображением   птиц (курица, петух, утка, селезень, гусь, гусыня, индюк, индюшка), карточки с изображением ряда птиц, материал для аппликации.

Время проведения: 40 минут

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оборудование

l.Мотивация/организационный момент

-подготовка обучающихся к работе на уроке, настрой на работу, актуализация внимания.

 

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение предмета.

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

 

 

Приветствуют учителя.

 

 

 

 

 

 

Слайд 1.

«Тема урока»

Основной этап

-актуализация пространственно- временных представлений

- Ребята, скажите, какое сейчас время года? Какой месяц?

 

Отвечают на вопросы

- зима, февраль.

 

 

II.Проверка домашнего задания

Комментарии

Показывают раскрашенные картинки с изображением птиц

 

ll.Актуализация субъективного опыта обучающихся

-расширить знания обучающихся путем наблюдения, опираясь на знакомый материал, развитие речи и мыслительной деятельности за счет уточнения и расширения знаний о домашних птицах

 

Учитель актуализирует тему

Дидактическая игра «Кого не хватает?» с опорой на образец

- Посмотрите внимательно на слайд и ответьте, кто должен жить в пустой комнате?

петух

курица

индюк

индюк

петух

курица

 

петух

индюк

 

 

Смотрят, отвечают на вопрос.

 

 

 

Слайд 2.

Таблица.

Карточки с изображениями

III. Этап изучения новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- проблемные вопросы

Возле птичника забор,

За забором – птичий двор.

Там большое оживленье –

Птицы в разном оперенье.

Серые индюшки, белые хохлатки,

Желтые цыплятки там играют в прятки.

Кукарекает петух и гогочут гуси.

Стережет их рыжий пёс –

Не входи, укусит.

Догадались, куда мы сегодня отправимся?

 -Кто живет на птичьем дворе?

- Почему их называют домашние птицы?

 -Как человек заботится о домашних птицах?

-Чем кормят домашних птиц?

- Кто ухаживает за птицами на ферме?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают, отвечают на вопросы.

Слайд 3.

Птичий двор

IV. Усвоение новых способов деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-упражнение по словообразование

 

 

Логоритмическое упражнение

 

 

 

 

 

Сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете домашних птиц.

Юсуф, посмотри на экран и прочитай стихотворение про эту птичку.

 

 

 

 

 

 

Если у петуха красная бородка, то он какой?

 

 

Я предлагаю хором прочитать стихотворение и хлопать в ритм

У меня отличный слух, —

Как-то хвастался петух, —

Ни корове, ни жуку

Так не спеть: КУ-КА-РЕ-КУ!

 

 

 

 

Чтение стихотворения

 

Ходит по двору будильник,

Разгребает лапкой сор,

Расправляет с шумом крылья

И садится на забор

 

 

- краснобородый

 

 

 

 

2 удара справа, 2- слева

4 удара перед собой

2 удара справа, 2- слева

4 удара перед собой

 

 

Слайд 4.

Петух

V. Первичная проверка полученных знаний и способов деятельности

 

 

 

 

 

 

- загадка

 

 

 

 

 

- фронтальный опрос

Загадка.

Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами – стук,

И зовут его?... 

 

Разгадайте Маринину загадку.

 

 

 

 

 

 

 

Какую пользу приносят куры?

 

 

Отгадывают загадку

- индюк

 

 

Марина читает стихотворение.

Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Курица)

 

Отвечают на вопрос (дают мясо, яйца, перья)

Слайд 5.

Индюк

 

 

 

 

 

 

Слайд 6.

Курица

 

VI. Этап закрепления знаний и способов деятельности

 

 Пальчиковая гимнастика

 

Сейчас я буду читать стихотворение, и мы немного разомнём наши пальчики.

Раз, два, три, четыре пять
Будем мы цыплят считать
Раз — цыпленок на крыльце,
Два — еще сидит в яйце,
Три — цыпленок самый смелый,
А четыре — самый белый,
Пятый — маленький цыпленок,
Кушать захотел спросонок.
                                                

 

 

 

 

 

 

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших.

 

 

Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони.

 

VII. Этап применения знаний и способов деятельности в новых ситуациях

- загадка

 

 

 

- упражнение по словообразованию

 

 

 

- задание на развитие мнестических процессов (работа у доски)

 

 

 

- загадка

 

 

 

 

 

 

 

- упражнение по словообразованию

 

 

 

 

 

Давайте угадаем следующую птицу.

 

 

 

 

 

Если у утки красный клюв, то она какая?

 

 

Демонстрирует обучающимся изображения ряда птиц, предлагает запомнить и назвать, разложить их по памяти. Работа у доски.

 

Следующая загадка

 

 

 

 

 

Почему от гуся надо убегать?

 

Если у гуся длинная шея, то он какой?

 

 

Даня читает стихотворение.

Как на речку прилетает,

Сразу в воду залезает.

«Кря» - нырнула на минутку.

Вы узнали? Это – …(утка)

 

- красноклювая

 

 

 

Один обучающийся выполняет.

(петух, курица, гусь, индюк)

 

 

 

Дима читает.

Красные лапки,

Длинная шея,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (Гусь)
Отвечают:- гусь щиплет

 

Отвечают:

- длинношеий

 

Слайд 7.

Утка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8.

Гусь

Динамическая пауза с использованием нетрадиционных материалов

А сейчас предлагаю вам упражнение для пальчиков

Есть у курицы цыплёнок,      

У гусыни есть гусёнок,        

У индюшки – индюшонок,     

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши    

Все красивы, хороши.

 

Дети берут в руки длинную бигуди и замыкают ее в кольцо.

Надевают кольцо на указательный палец

На средний

На безымянный

На мизинец

Положили бигуди, показывают «фонарики»

 

VIII. Этап обобщения и систематизации

- самостоятельная работа (определить лишнее в ряду)

 

Перед вами карточки для самостоятельной работы. Определите лишнюю птицу в ряду.

Объясните ответ.

Обучающиеся самостоятельно выполняют задание в карточках.

Снегирь, курица, петух, утка, гусь.

 

IX.Этап контроля

 

- задание на классификацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- задание на имитацию голосов птиц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, внимание на экран. Читает стихотворение.

Тук-тук-тук. Тук-тук-тук.
Кто это стучится тут?
Курочка в гнезде сидела,
Долго-долго яйца грела.
Десять маленьких цыплят
Выйти из яиц хотят.
По скорлупке тук-тук-тук.
Здравствуй мамочка, мы тут!
Есть теперь у нашей квочки
Дочки и сыночки - желтые комочки.
Запищали: пик-пик-пик-
Есть хотим ! Хотим пить!

 

Посмотрите на картинку и назовите членов куриной семьи

 

Внимание на экран.

Давайте назовём членов птичьих семей.

Назовите членов утиной семьи.

Назовите членов гусиной семьи.

 

Назовите членов индюшачьей семьи.

 

 

А как - же птицы общаются друг с другом?

Как петух, кричит? Значит, что он делает?

-Как курица голос подает? Значит, что она делает?

-Как утка голос подает? Значит, что она делает?

-Как индюк кричит? Значит, что он делает?

-Как гусь кричит? Значит, что он делает?

- Как кричит цыпленок? Значит, что он делает?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают: -папа- петух, мама- курица, детёныши- цыплята

 

Отвечают: - папа- селезень, мама- утка, детёныши- утята

Отвечают: - гусь, гусыня, гусёнок

Отвечают: - индюк, индюшка, индюшонок

 

Отвечают

 

- кукарекает

 

 

- квохчет, кудахчет

 

- крякает

 

- болбочет

 

- гогочет

 

- пищит

 

Слайд 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10.

Птичьи семьи

Динамическая пауза

Вы хорошо поработали. Настало время отдохнуть.

Наши уточки с утра:

- Кря- кря- кря! Кря- кря- кря!

Наши гуси у пруда:

- Га- га- га! Га- га- га!

Наши курочки в окно:

- Ко- ко- ко! Ко- ко- ко

А как Петя- петушок

Раным- рано поутру

Нам споёт Ку- ка- ре-ку!

 

 

 

-идут по кругу в развалочку, подражая походке уток

-идут по кругу, вытянув шеи вперёд и отставив руки назад

 

 -останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам

-встают спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки

 

 

 

- аппликационная работа

 

 

 

 

 

 

- задание на дифференциацию

Предлагает выполнить аппликационную работу.

 

Итак, назовем части тела каждой птицы.

Указкой показывает на слайде схему тела птицы.

 

Ой, ребята, посмотрите, во двор к домашним птицам прилетели дикие птицы и все они перемешались. Что же нам делать? Да вы же у меня помощники хорошие, помогите расселить диких птиц на дерево, а домашних птиц оставим во дворе. 

 

Давайте посмотрим, правильно ли вы сделали? Во дворе у нас какие птицы?

 А на дерево каких вы птиц поселили?

Ой, спасибо, вы настоящие помощники.

Подбирают к изображениям птиц недостающие части тела (клюв, хвост, лапы, крыло).

 

Отвечают в виде фронтального опроса по цепочке.

 

 

 

 

 

Выполняют. (диких птиц сажают на макет дерева, а домашних- оставляют во дворе.)

 

Перечисляют, кого поселили во двор.

Называют птиц на дереве.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11.

Части тела птицы

 

X.Этап подведения итогов

Выставляет оценки

 

 

XI. Домашнее задание

Итак, наш урок подходит к концу и вот вам домашнее задание.

Раздаёт карточки с заданием и даёт краткое пояснение. Найти домашних птиц и обвести по контуру.

 

 

Карточки с домашним заданием

XII. Рефлексия деятельности

 

 

 

 

 

 

Ребята, где мы сегодня с вами были?

-Вспомните, о ком мы сегодня говорили?

-Каких же мы птиц здесь встретили?

Итак, ребята, наш урок окончен. Вы все замечательно потрудились. Молодцы!

 

Просмотр видеосюжета «Птичий двор

 

 

 

Отвечают.

 

 

 

Слайд 12.

Видеосюжет «Птичий двор»

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов