Главные вкладки
Куликова Екатерина Александровна
Открытый урок по предмету «Окружающий природный мир» в 4 «Б» классе
Тема: «Домашние птицы»
учитель Куликова Е. А.
Дата проведения - 16.02.2023 г.
Учебный предмет – окружающий природный мир
Тема – Домашние птицы
Тип урока – урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Форма занятия – классно-урочная.
Вид урока – урок закрепления данной темы путем совершенствования и использования уже имеющихся знаний и умений учащихся
Уровень образования- 4 класс
Цель урока:
Деятельностная: научить обучающихся применять субъективный опыт знакомства с домашними птицами, дифференцировать и классифицировать птиц при выполнении дидактических заданий и практических упражнений, повторить изученный способ действий в рамках лексической темы.
Содержательная: научить обобщению и систематизации, применению знаний и способов деятельности в рамках изучаемой темы, их связи с уже приобретённым опытом и его значением для последующего обучения.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить представления обучающихся о домашних птицах, видовых признаках птиц;
-умножить и расширить лексический словарь по теме урока:
-систематизировать представления обучающихся о домашних птицах;
-развивать познавательный интерес о жизни домашних птиц;
-вырабатывать навыки классификации по определенному признаку.
Коррекционно- развивающие:
-развивать общую и мелкую моторику;
-развивать зрительное и слуховое внимание и память;
-развивать связную речь;
учить сочетать движение и речь.
Воспитательные:
-воспитывать чувство доброты по отношению к окружающему миру;
-воспитывать любознательность;
-воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества.
Технологии на уроке:
- объяснительно - иллюстративная, игровая, аудиовизуальная, личностно-ориентированная.
Методы:
-словесные (объяснение);
-наглядные (показ, иллюстрация, демонстрация, наблюдение);
-практические (задания на коррекцию речи с движениями, аппликация). - синхронно-моделированный (слайды включены во все этапы урока);
Формы работы – фронтальная, индивидуальная.
Виды деятельности: работа с разрезными картинками, работа на доске, работа с карточками.
Место занятия в структуре образовательного процесса: урок проводится в соответствии с учебным планом, содержание урока регламентировано рабочей программой и календарно-тематическим планированием.
Здоровье сберегающая деятельность на уроке
Санитарно-гигиенических требования: соблюдается режим проветривания помещения, тепловой режим, освещенность, чистота.
Рациональная плотность урока: время, затраченное на учебную работу, соответствует требованиям.
Организация учебного труда- соответствует плану урока.
Соблюдается строгая дозировка учебной нагрузки.
Соблюдается смена видов деятельности.
Обучение осуществляется с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.).
Место и длительность применения ТСО соответствует требованиям.
Включение в урок технологических приемов и методов, способствуют самопознанию, самооценке учащихся.
Построение урока с учитывает работоспособность учащихся.
Осуществляется индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей.
Осуществляется формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся.
Создан благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки.
Осуществляется стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ.
Проводятся физкультминутки и динамические паузы на уроке.
Осуществляется целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
Планируемые результаты:
Предметные: дифференцировать и классифицировать домашних птиц при выполнении дидактических заданий.
Личностные: понимание на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Метапредметные УУД:
• регулятивные: формирование умений с помощью педагога планировать собственную деятельность, корректировать и контролировать свои действия.
• познавательные: формирование умений с помощью педагога определять наиболее эффективные способы достижения результата.
• коммуникативные: развивать умения выражать свои мысли, уметь и быть готовым вести диалог, уметь сотрудничать с педагогом.
Материалы и оборудование: мультимедиапроектор (презентация), компьютер, демонстрационный материал по теме урока, длинные бигуди, карточки с изображением птиц (курица, петух, утка, селезень, гусь, гусыня, индюк, индюшка), карточки с изображением ряда птиц, материал для аппликации.
Время проведения: 40 минут
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оборудование | |||||||||
l.Мотивация/организационный момент -подготовка обучающихся к работе на уроке, настрой на работу, актуализация внимания.
| Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение предмета. Прозвенел звонок веселый.
|
Приветствуют учителя.
| Слайд 1. «Тема урока» | |||||||||
Основной этап -актуализация пространственно- временных представлений | - Ребята, скажите, какое сейчас время года? Какой месяц?
| Отвечают на вопросы - зима, февраль.
|
| |||||||||
II.Проверка домашнего задания | Комментарии | Показывают раскрашенные картинки с изображением птиц |
| |||||||||
ll.Актуализация субъективного опыта обучающихся -расширить знания обучающихся путем наблюдения, опираясь на знакомый материал, развитие речи и мыслительной деятельности за счет уточнения и расширения знаний о домашних птицах
| Учитель актуализирует тему Дидактическая игра «Кого не хватает?» с опорой на образец - Посмотрите внимательно на слайд и ответьте, кто должен жить в пустой комнате?
|
Смотрят, отвечают на вопрос.
| Слайд 2. Таблица. Карточки с изображениями | |||||||||
III. Этап изучения новых знаний
- проблемные вопросы | Возле птичника забор, За забором – птичий двор. Там большое оживленье – Птицы в разном оперенье. Серые индюшки, белые хохлатки, Желтые цыплятки там играют в прятки. Кукарекает петух и гогочут гуси. Стережет их рыжий пёс – Не входи, укусит. Догадались, куда мы сегодня отправимся? -Кто живет на птичьем дворе? - Почему их называют домашние птицы? -Как человек заботится о домашних птицах? -Чем кормят домашних птиц? - Кто ухаживает за птицами на ферме?
|
Слушают, отвечают на вопросы. | Слайд 3. Птичий двор | |||||||||
IV. Усвоение новых способов деятельности
-упражнение по словообразование
Логоритмическое упражнение
| Сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете домашних птиц. Юсуф, посмотри на экран и прочитай стихотворение про эту птичку.
Если у петуха красная бородка, то он какой?
Я предлагаю хором прочитать стихотворение и хлопать в ритм У меня отличный слух, — Как-то хвастался петух, — Ни корове, ни жуку Так не спеть: КУ-КА-РЕ-КУ!
|
Чтение стихотворения
Ходит по двору будильник, Разгребает лапкой сор, Расправляет с шумом крылья И садится на забор
- краснобородый
2 удара справа, 2- слева 4 удара перед собой 2 удара справа, 2- слева 4 удара перед собой |
Слайд 4. Петух | |||||||||
V. Первичная проверка полученных знаний и способов деятельности
- загадка
- фронтальный опрос | Загадка. Распускает хвост павлином, Ходит важным господином, По земле ногами – стук, И зовут его?...
Разгадайте Маринину загадку.
Какую пользу приносят куры? |
Отгадывают загадку - индюк
Марина читает стихотворение. Съем червя, попью водицы,
Отвечают на вопрос (дают мясо, яйца, перья) | Слайд 5. Индюк
Слайд 6. Курица | |||||||||
VI. Этап закрепления знаний и способов деятельности
Пальчиковая гимнастика |
Сейчас я буду читать стихотворение, и мы немного разомнём наши пальчики. Раз, два, три, четыре пять |
Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших.
Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони. |
| |||||||||
VII. Этап применения знаний и способов деятельности в новых ситуациях - загадка
- упражнение по словообразованию
- задание на развитие мнестических процессов (работа у доски)
- загадка
- упражнение по словообразованию
|
Давайте угадаем следующую птицу.
Если у утки красный клюв, то она какая?
Демонстрирует обучающимся изображения ряда птиц, предлагает запомнить и назвать, разложить их по памяти. Работа у доски.
Следующая загадка
Почему от гуся надо убегать?
Если у гуся длинная шея, то он какой?
|
Даня читает стихотворение. Как на речку прилетает, Сразу в воду залезает. «Кря» - нырнула на минутку. Вы узнали? Это – …(утка)
- красноклювая
Один обучающийся выполняет. (петух, курица, гусь, индюк)
Дима читает. Красные лапки, Длинная шея, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. (Гусь)
Отвечают: - длинношеий
| Слайд 7. Утка
Слайд 8. Гусь | |||||||||
Динамическая пауза с использованием нетрадиционных материалов | А сейчас предлагаю вам упражнение для пальчиков Есть у курицы цыплёнок, У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши Все красивы, хороши.
| Дети берут в руки длинную бигуди и замыкают ее в кольцо. Надевают кольцо на указательный палец На средний На безымянный На мизинец Положили бигуди, показывают «фонарики» |
| |||||||||
VIII. Этап обобщения и систематизации - самостоятельная работа (определить лишнее в ряду)
| Перед вами карточки для самостоятельной работы. Определите лишнюю птицу в ряду. Объясните ответ. | Обучающиеся самостоятельно выполняют задание в карточках. Снегирь, курица, петух, утка, гусь. |
| |||||||||
IX.Этап контроля
- задание на классификацию
- задание на имитацию голосов птиц
| Итак, внимание на экран. Читает стихотворение. Тук-тук-тук. Тук-тук-тук.
Посмотрите на картинку и назовите членов куриной семьи
Внимание на экран. Давайте назовём членов птичьих семей. Назовите членов утиной семьи. Назовите членов гусиной семьи.
Назовите членов индюшачьей семьи.
А как - же птицы общаются друг с другом? Как петух, кричит? Значит, что он делает? -Как курица голос подает? Значит, что она делает? -Как утка голос подает? Значит, что она делает? -Как индюк кричит? Значит, что он делает? -Как гусь кричит? Значит, что он делает? - Как кричит цыпленок? Значит, что он делает? |
Отвечают: -папа- петух, мама- курица, детёныши- цыплята
Отвечают: - папа- селезень, мама- утка, детёныши- утята Отвечают: - гусь, гусыня, гусёнок Отвечают: - индюк, индюшка, индюшонок
Отвечают
- кукарекает
- квохчет, кудахчет
- крякает
- болбочет
- гогочет
- пищит |
Слайд 9.
Слайд 10. Птичьи семьи | |||||||||
Динамическая пауза | Вы хорошо поработали. Настало время отдохнуть. Наши уточки с утра: - Кря- кря- кря! Кря- кря- кря! Наши гуси у пруда: - Га- га- га! Га- га- га! Наши курочки в окно: - Ко- ко- ко! Ко- ко- ко А как Петя- петушок Раным- рано поутру Нам споёт Ку- ка- ре-ку!
|
-идут по кругу в развалочку, подражая походке уток -идут по кругу, вытянув шеи вперёд и отставив руки назад
-останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам -встают спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки
|
| |||||||||
- аппликационная работа
- задание на дифференциацию | Предлагает выполнить аппликационную работу.
Итак, назовем части тела каждой птицы. Указкой показывает на слайде схему тела птицы.
Ой, ребята, посмотрите, во двор к домашним птицам прилетели дикие птицы и все они перемешались. Что же нам делать? Да вы же у меня помощники хорошие, помогите расселить диких птиц на дерево, а домашних птиц оставим во дворе.
Давайте посмотрим, правильно ли вы сделали? Во дворе у нас какие птицы? А на дерево каких вы птиц поселили? Ой, спасибо, вы настоящие помощники. | Подбирают к изображениям птиц недостающие части тела (клюв, хвост, лапы, крыло).
Отвечают в виде фронтального опроса по цепочке.
Выполняют. (диких птиц сажают на макет дерева, а домашних- оставляют во дворе.)
Перечисляют, кого поселили во двор. Называют птиц на дереве.
|
Слайд 11. Части тела птицы | |||||||||
X.Этап подведения итогов | Выставляет оценки |
|
| |||||||||
XI. Домашнее задание | Итак, наш урок подходит к концу и вот вам домашнее задание. Раздаёт карточки с заданием и даёт краткое пояснение. Найти домашних птиц и обвести по контуру.
|
| Карточки с домашним заданием | |||||||||
XII. Рефлексия деятельности
|
Ребята, где мы сегодня с вами были? -Вспомните, о ком мы сегодня говорили? -Каких же мы птиц здесь встретили? Итак, ребята, наш урок окончен. Вы все замечательно потрудились. Молодцы!
| Просмотр видеосюжета «Птичий двор
Отвечают.
| Слайд 12. Видеосюжет «Птичий двор» |