Для родителей

Розенберг Надежда Юрьевна

Советы и рекомендации родителям в воспитании детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_malyshami.docx22.31 КБ
Файл pamyatka_o_rezhime_rebenka.docx16.28 КБ
Файл rekomendatsii_rodielyam.docx16.29 КБ
Файл sovety_pro_giperopeku.docx16.35 КБ
Файл krizis_treh_let.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

 Играем с детьми дома.

 ( игры для детей младшего дошкольного возраста)

Как провести интересно и полезно с ребенком время дома? Игра должна длиться 10-15 минут, иначе ребенок потеряет к ней интерес.

Основные правила  игры с ребенком:

  • не начинайте играть за час до сна или перед едой;
  • после игры  убирайте игрушки вместе;
  • учитывайте особенности своего малыша.

1. Не перепутай!

Для игры нам понадобиться: мячики  разных цветов, цветная бумага разного цвета (домик для кубиков).

Суть игры состоит в том, что вы раскладываете кубики и листки бумаги на полу. По очереди берите в руки кубики и называйте цвета. Попросите ребенка разложить кубики на соответствующие листки бумаги.

2. Найди кубик.

Для игры нам потребуется: пластмассовые кубики разных цветов.

Разложите кубики в доступные ребёнку места (на стол, на диван, на тумбочку). Предложите построить башню. Обнаружив, что кубиков нет на месте, удивитесь и попросите малыша найти их. Комментируйте действия ребенка, подбадривайте его. Обязательно обращайте внимание на цвет найденного кубика и называйте место, где он лежал. Игра способствует развитию слухового восприятия, учит различать цвета.

3. Ча-ча-ча.

Придумываете простые рифмованные строчки, проговаривая или напевайте во время игры, на прогулке, во время купания. Вскоре ребенок запомнит и научиться заканчивать фразу словами в скобках.

Ча-ча-ча- (мы увидели грача)

Чу-чу-чу- (на приём идем к врачу)

Жа- жа -Жа- (мы увидели ежа)

Цу-цу-цу — (мы поесть несём птенцу)

Ла-ла-ла- (у гусей по Два крыла)

Ко-ко-ко – (не ходите далеко)Хочу такой сайт

Ом-ом-ом – (мы найдём красивый дом)

Ух-ух-ух- (загоняй коров пастух)

Ра-ра-ра- (дождик капает с утра)

Бы-бы-бы- (выросли в лесу грибы)

Ай-ай-ай – (жук скорее залетай)

Ой-ой-ой – (нам пора идти домой)

4. Сортируем макароны.

Для игры потребуется: макаронные изделия разного вида ракушки, пёрышки, вермишель, рожки.

Покажите ребенку, какие бывают макароны: «Это ракушка, а это-спираль, это бантик, это вермишель». Смешайте их, попросите ребенка разобрать макароны: ракушки к ракушке бантики к бантику и так далее.

. Игра способствует развитию мелкой моторики рук навыку классифицирования. Аналогично можно организовать игру с разными крупами(фасоль, горох и др.)

5. Попробуй расстегни.

Для игры потребуется: взрослая одежда, которая застегивается  на молнию или  липучки.

Покажите ребенку. как работает молния, как расстёгивать одежду на липучках.

 Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков самостоятельности.

 Найдите в повседневном графике час - полтора на эти занятия.. Ребенок будет счастлив!

  «Собери пирамидку»

  Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

  Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.

   Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста  такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

  «Складывание матрешки с двумя вкладышами»

   Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

   Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).

  Методические приемы: показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются  словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

 «Закрой окошки»

   Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

   Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки)

Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.

   «Оденем куклу»

   Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.

    Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.

     Методические приемы:  предлагается детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4  варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.

   «Чудесный мешочек»

  Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

   Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы 

Методические приемы: определять на ощупь предметы.

         «Ежик»

  Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величин

 Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного     цветов.

     «Карусель»

     Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук,  различать предметы один – много. 

  Дидактический материал: Внешний вид шпульки из под ниток, верхний и нижний сектор разделены на  6 цветов: 4 основных, черный и белый. К верхнему сектору прикреплены мешочки (цвет мешочков соответствует цвету сектора к которому он прикреплен), в мешочках находятся кубики.     

  Методические приёмы: ребенку предлагается дидактическое пособие «карусель», верхний сектор которой разделен на 6 цветов. К каждому из которых прикреплен мешочек, в котором лежат кубики (цвет кубиков и  мешочка соответствует цвету сектора). Задача детей развязать мешочки, вынуть кубики, и поставить их на сектор соответствующего цвета. 
 Закрутилась карусель

Ну давай играть скорей.

Кубик ставим на свой цвет

Будет правильный оттвет

                                                     
                                                       



Предварительный просмотр:

Режим дня младшего дошкольника.

Режим дня младшего дошкольника играет ключевую роль в его развитии и благополучии. Правильная организация времени помогает создать комфортную среду, способствующую обучению, социализации и физическому развитию ребенка.

Утро младшего дошкольника начинается с пробуждения в 7-8 часов. Важно, чтобы ребенок вставал в одно и то же время, так как это формирует у него чувство времени и стабильности. Каждый день нужно начинать с утренней зарядки, которая подготавливает детей к активному дню. Простые физические упражнения способствуют улучшению физической формы и повышают настроение. Родители могут подключаться к этому процессу, создавая атмосферу игры и соревновательности. Тем самым они не только совместно проводят время, но и воспитывают у детей любовь к активному образу жизни.


После утренних процедур и завтрака, который должен быть питательным и разнообразным, следует время для активных игр и занятий.
Важным аспектом режима дня является сбалансированное питание. Полезные перекусы с фруктами, овощами или другими продуктами, богатыми витаминами, помогают поддерживать уровень энергии и концентрации малыша. Родители должны обращать внимание на пищевые предпочтения и развивать у ребенка привычку к здоровой пище.
Основная часть дня включает в себя обучающие занятия, направленные на развитие моторики, логики и креативности. Прогулки на свежем воздухе, игры на площадке и общение с ровесниками способствуют физическому развитию и укрепляют иммунитет.

После обеда следует тихий час, который помогает детям восстанавливать силы.
После тихого часа младшие дошкольники обычно становятся более активными и готовы к новым видам деятельности. В это время можно организовать творческие занятия, такие как рисование, лепка или конструирование. Эти активности не только развивают мелкую моторику, но и стимулируют креативное мышление. Важно поощрять детскую фантазию и возможность самовыражения, создавая для них благоприятную атмосферу.

Не менее важным элементом режима дня является время для самостоятельной игры. Это способствует развитию независимости и творческих навыков, позволяя детям изучать мир вокруг. Такие моменты особенно важны для формирования личности и эмоционального интеллекта.

Кроме того, организуя совместные занятия, родители могут разнообразить досуг детей, предлагая им новые увлечения. Например, занятия музыкой или танцами развивают слух и координацию, а занятия на свежем воздухе укрепляют здоровье. Важно вовремя менять виды активности, чтобы поддерживать интерес и внимание детей.

Заканчивается день спокойными вечерними ритуалами, такими как чтение книг или совместное обсуждение событий дня. Такие упражнения формируют эмоциональную связь между родителями и ребенком и помогают снизить уровень тревожности перед сном. Наконец, важно следить за тем, чтобы время укладывания также было стабильным, что способствует полноценному сну и общему оздоровлению ребенка.
Вечером время для семейных игр, чтения книг и подготовки ко сну.


Важно учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка, корректируя режим дня для оптимального развития и гармоничного роста.
Таким образом, сбалансированный режим дня, включающий в себя физическую активность, творческие занятия и качественное время с родителями, создает прочный фундамент для гармоничного развития ребенка.



Предварительный просмотр:

Как справиться с детской истерикой

Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой (психологической и физиологической) они сопровождаются. В такой ситуации, когда на вас смотрят посторонние люди, легко растеряться или выйти из себя.

Вот что советуют психологи:

  1. Помните, что даже самые замечательные мамы оказываются в таких ситуациях, и дело тут не в маме, а в темпераменте и характере вашего ребенка.

          Задумайтесь над причиной истерики ребенка:

  1. Ребенку не хватает вашего внимания, и он таким способом стремится завоевать его (такая привычка очень быстро закрепляется и часто используется и во взрослой жизни);
  2. Ребенок манипулирует вами, он привык таким способом добиваться всего, что он хочет.

Отличить манипуляцию нелегко, но понаблюдайте за своим ребенком: как именно он плачет, что помогает ему успокоиться.

Если вы поняли, что вами манипулируют, дайте ребенку понять, что вы не одобряете его действия;

          в) ребенок устал, хочет спать, он голоден: искорените причину, и истерика пройдет.

     2.  Главное средство от истерик – не впадать в такое же неистовство, пытаясь сохранять спокойствие, выразить свое сочувствие ребенку:

«Я понимаю, что ты сейчас злишься, потому что мы не можем купить тебе…», «Я знаю, как это обидно»; «Когда ты успокоишься, мы обсудим с тобой, что произошло».

Ребенок не услышит вас с первого раза, но, повторив эту фразу раз 20, вы достучитесь до своего малыша и он будет благодарен вам, что вы не дали волю своим чувствам (а как хотелось!). Договорите с ребенком, выясните причины его поведения.

     3. Можно попытаться взять ребенка на руки, прижать к себе и ждать, когда все закончится, выражая свое сочувствие, желательно одной часто повторяющейся фразой.

     4. Дети 3 - 5-ти лет вполне способны понять логичные объяснения взрослых. Пора учить ребенка переживать и проживать неприятности, а не делать вид, что ничего не произошло.

Конечно, объяснить что-либо громко кричащему ребенку очень трудно.

     5. По возможности забудьте, что на вас смотрят: эти люди и сами не раз опадали в такую ситуацию.

     6. Когда буря грянула, не корите себя, не обвиняйте ребенка, его (бабушкин, дедушкин, папин, мамин, тетин) характер.

Помните, что никто не знает вашего ребенка так, как он себя. Вывод: чаще беседуйте с ребенком о его настроении, желаниях, интересах и обязанностях.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей детей дошкольного возраста "Чем опасна гиперопека?"

Работая в детском саду педагогом – психологом часто сталкиваюсь с тем, что дети старшего дошкольного возраста не умеют самостоятельно одеваться, обуваться, раздеваться. Плачут, если не получается выполнить какой – либо продукт деятельности, отказываются его переделать. Такое поведение наталкивает на мысль – отчего и почему так ведут себя дети? Одной из причин может быть проявление родительской гиперопеки.

Давайте подумаем, что же такое гиперопека? Это избыточная забота над ребенком, не согласованная с его возрастом. Как правило, гиперопека полностью захватывает ребенка. Заботливые родители контролируют каждый шаг ребенка - неумело складывает игрушки, медленно одевается.

Не каждый взрослый может запастись терпением и дать ребенку время, чтобы он сам оделся, завязал шнурки, убрал на место игрушки, сложил вещи. Родители готовы контролировать каждый шаг ребенка, и как им кажется из лучших побуждений.

К чему приводит подобный стиль воспитания? Дети из гиперопекающих семей часто не умеют ладить со сверстниками, с навыками самообслуживания просто беда. Такие дети, взрослея, не могут отстоять свое мнение, не могут самостоятельно принимать решения. И как следствие, гиперопекаемые дети стараются избегать трудностей. Если таких детей дразнят, они стараются меньше общаться со сверстниками. Формируется привычка постоянно уходить от трудностей, при этом ребенок оправдывает сам себя - раз он неловкий и неумелый, надо отказаться от того, что не получается.

В последствие, избегание трудностей может повлечь развитие тревожных расстройств. Может ли чувствовать себя такой ребенок полноценной личностью, если его самостоятельность пресекалась прямо в корне? Получается, что повзрослевшему ребенку, когда мамы и папы рядом не будет, не на кого будет опереться, в самом себе он опоры находить не будет. Как же будет себя вести повзрослевший ребенок? Скорее всего, замкнется в себе и будет страдать от одиночества.

Так как же быть родителям, которые хотят избежать гиперопеки, оставаясь при этом чуткими и заботливыми? Родителям не следует, даже из лучших побуждений, жить за собственного ребенка. Разбитая коленка или ссора со сверстником – это часть опыта, который делает его крепче, мудрее, устойчивее. Родители обязаны предоставить ребенку возможность его получить.

Важно ориентироваться, в каком возрасте ребенок должен обладать теми или иными навыками. Необязательно учить четырехлетку читать, но важно позволить ему самостоятельно одеваться. Ведь основная задача родителей – сделать своих детей как можно более приспособленными к жизни. Это получается тогда, когда дети самостоятельно решают посильные для них задачи.

Побуждайте детей к самостоятельному принятию решений. Предоставляйте выбор одежды - если на улице похолодало, какую кофту лучше одеть? Какой ложкой лучше есть то или иное блюдо?

Вселяйте в ребенка уверенность в себе, в собственных силах: «Ты сможешь, ты справишься, у тебя получится». Советуйтесь с ребенком в решении простых бытовых вопросов.

Родителям хорошо бы сделать собственную жизнь интересной и насыщенной. Таким образом, не будет соблазна в чрезмерной опеке над ребенком. И конечно же, родителям стоит поработать над собственной тревогой, поскольку именно она и является причиной гиперопекающего поведения.

Если родителю мир кажется враждебным и полным угроз, и каждый день не проходит без волнения о ребенке, значит надо начинать с себя. Постоянная родительская тревожность негативно влияет на внутрисемейные отношения. Как же научиться доверять своему ребенку? Необходимо победить привычку постоянно тревожиться за него.



Предварительный просмотр:

Кризис трёх лет у ребёнка: что делать родителям

Разбираем основные симптомы и особенности кризиса трёх лет — одного из самых трудных периодов в жизни ребёнка как для него самого, так и для родителей. Необходимо пережить сложное время и помочь ребёнку развить важнейшие качества, которые формируются именно в этом возрасте.

Слово «кризис» в психологии не имеет той негативной оценки, которую мы придаём ему в быту. Возрастные кризисы естественны и необходимы для нормального развития личности. Это важный период в жизни человека, когда его сознание переходит на новый уровень. 

Кризис трёх лет начинается примерно в два с половиной года и заканчивается к четырём годам. Чтобы пережить его максимально безболезненно и не заработать психологических травм, ребёнку необходима грамотная поддержка значимых для него взрослых.

Внешние признаки кризиса трёх лет

Отношения с ребёнком будто ломаются. Они и в самом деле требуют перестройки. Малыш уже не такой ласковый, как раньше. Он становится очень упрямым и своевольным, во всём отказывается от помощи взрослых, игнорирует запреты, просьбы, отказывается от занятий, которые раньше приносили ему удовольствие. Главные слова ребёнка в этот период: «я», «сам», «нет», «не буду». 

Что бы ни предложили родители, малыш протестует, даже если на самом деле предложение ему нравится. Но это была не его идея, поэтому он против. Иногда он говорит родителю «нет», а через несколько минут предлагает то же самое — это нормально для детского кризиса трёх лет.  

Непреодолимое желание ребёнка быть «большим» заставляет его буквально воевать со старшими и другими детьми за ресурсы и лидерство. Он ярко выражает негативные эмоции, устраивает публичные протесты, проявляет ревность, деспотизм и агрессию: ломает любимые игрушки, может оскорбить взрослого или заявить, что не любит его. Такими провокациями ребёнок изучает, как отреагируют другие люди и где находятся границы допустимого.

Но когда малыша хвалят, он весь расцветает. Ребёнок очень ярко реагирует на любые признания его успехов: это даёт ему повод чувствовать себя взрослым и гордиться собой. 

Внутренние причины кризиса трёх лет

В этом возрасте у ребёнка начинает развиваться важнейший инструмент сознания — воля. Позже она превратится в упорство при достижении целей, настойчивость, уверенность в себе, способность обучаться и доводить дело до конца. Чтобы ребёнок сформировал волю, важно прожить этот период честно и разумно. Отнеситесь с уважением и терпением к его потребностям. 

Ключевая фраза для понимания того, что проживает ребёнок: «Я хочу гордиться собой».

Кризис трёх лет ещё называют кризисом дошкольного возраста: малыш узнаёт много нового, преисполнен уверенности в себе, хочет знать и уметь всё на свете, стать независимым и ответственным. 

Ребёнок, к проявлениям воли которого относились с уважением, выходит из кризиса с замечательной способностью к обучению и самоорганизации. Детское любопытство к миру ограняется самодисциплиной. Появляются первые моральные ценности и опыт решения конфликтов. Конечно, здесь очень многое зависит от взрослого — его мудрости, эмоциональных и моральных ресурсов для воспитания. 

Ошибки в воспитании 

Гиперопека и авторитарность 

Как две стороны одной медали, они дают одинаковый результат: авторитарный или гиперопекающий родитель — идеальная мишень для бунта. 

С такими взрослыми дети тренируют самооценку «от противного»: чем важнее родителю доказать, что он лучше знает, как правильно и что ребёнку сейчас нужно, тем сильнее малыш протестует в ответ. 

Ребёнок не хочет быть объектом ни воспитания, ни заботы. Он хочет быть действующим лицом и будет добиваться этого методами, которые перенял от своих родителей: это может быть крик, непрошибаемое «потому что я так сказал» и запреты. 

Конечно, слышать это из уст малыша может быть смешно или как-то по-особенному раздражающе. Однако очень важно понимать, что сейчас ребёнок не издевается, не манипулирует и не проявляет патологическую агрессию. Просто он пытается выйти в лидерскую позицию и делает это единственным известным ему образом. Это отличный повод поискать вместе с ребёнком другие способы стать заметным и достичь своих целей. В первую очередь это важно и для самого родителя. 

Самый худший вариант в такой ситуации — сломить волю ребёнка, доказывая ему, кто здесь главный. Потому что главные всегда здравый смысл и уважение друг к другу

Подавленный кризис трёх лет — это бомба замедленного действия для будущей способности человека проявлять волевые качества, добиваться своего и не пасть жертвой обстоятельств. Воля к жизни — это прививка от зависимостей, токсичных отношений и нереализованности: не лишайте ребёнка права тренировать и взращивать её. 

Вседозволенность

При всём желании ощущать себя взрослым ребёнок всё ещё не самостоятелен. Абсолютная свобода, отсутствие правил в семье, общение с ребёнком по-приятельски — это перекладывание ответственности с родителя на малыша и бесконечные источники его тревог. 

В этом возрасте ребёнку как никогда нужен взрослый, который не оставляет его в сильных чувствах, не предлагает принимать важные решения и нести за них ответственность. Малышу необходим человек, который твёрдой рукой сможет провести его через кризис и обучить тому, как всё работает в большом мире. 

Вы же не отпускаете ребёнка кататься на велосипеде по автостраде, верно? Вы обучаете его от малого к большему: владеть транспортом (собой) и двигаться в нужном направлении, следуя правилам дорожного движения (общественным нормам). Пока ребёнок не повзрослеет, вы полностью отвечаете за его действия. 

Непоследовательность или несогласованность 

Ребёнок ждёт чётких ориентиров на взрослость и ясной системы, что в вашей семье хорошо, а что плохо, как здесь принято и не принято делать. Он понимает, когда правила условны: если в них есть исключения, он будет следовать им — ведь это некая привилегия.

Не путайте ребёнка и не нагружайте его тысячей запретов, которые при желании можно сломить. Нельзя часто менять договорённости и выяснять их с другими родственниками при ребёнке. Лучше всей семьёй проговорите, что принципиально важно, что делается из соображений безопасности, а что обусловлено традициями. 

Стандартная рекомендация психологов — ввести не более пяти самых важных, часто повторяемых запретов. Лучший аргумент: «Мы, взрослые, так (не) делаем и гордимся этим». Обсудите не только что нельзя, но и что можно делать вместо этого.

Как пережить кризис трёх лет: советы родителям

Разрешайте ребёнку быть самостоятельным, где это возможно. Уступайте в мелочах: пусть что-то решает сам, смелее пробует. Помните: лучше показать, как исправить ошибку, чем не позволить допустить её, иначе обучение не состоится. 

Предоставляйте выбор. Он может быть очень смешным для вас, но критически важным для ребёнка: «С какой ноги будешь надевать штаны  с левой или правой?» Это сработает гораздо эффективнее авторитарного «Одевайся!». 

Хвалите. Отмечайте любые успехи малыша, рассказывайте о них другим взрослым в его присутствии. Пусть он слышит, что может гордиться собой, и видит, как им гордитесь вы. Не унижайте ребёнка обсуждением его недостатков, особенно в третьем лице — это очень ранит его, вешает ярлык и опять же выводит из статуса действующего лица. 

Играйте. Самыми понятными формами взаимодействия для ребёнка остаются игра, песенка, потешка. Они ведут ребёнка за собой и позволяют прожить чувства или переключить их. 

Учите заботе. Делайте это ненавязчиво, без перегибов. Дайте ребёнку посильную роль взрослого, например, по отношению к игрушке: это не вы ведёте малыша на прогулку — это он выгуливает свою плюшевую собаку. Совсем большой!

Берите паузы. Когда ребёнка или вас захлёстывают чувства, отложите решение проблем. Проживите их вместе: побегайте, подурачьтесь, порвите старые газеты — в общем, переключитесь и уже после обсудите ситуацию. Выделите время на эмоции и сброс напряжения. Отыграйте неприятные моменты на игрушках. В этом возрасте очень хорошо работают терапевтические сказки. Сейчас их можно найти практически на любой случай. 

Учите коммуникации. Показывайте ребёнку, как надо решать конфликты. Малыш с этого возраста способен сам в некоторой степени регулировать отношения с другими детьми. Обучайте фразам и действиям, которые помогут договориться. Ярко оценивайте успехи ребёнка в коммуникации. Показывайте, что именно так можно получить желаемое или нового друга. 

Любите ребёнка. Осознание, что тебя любят каким угодно — и сердитым, и радостным, и непослушным, — бесценно. А опыт отвержения, родительской агрессии и пустого морализаторства разрушителен. Помните, что любить — это не то же самое, что поощрять, и наоборот. 

Заботьтесь о себе. Самая большая наука в родительстве — это поддерживать себя в ресурсном состоянии, хорошо спать и питаться, выделять время для отдыха, личных дел и хобби. Это необходимо, чтобы иметь возможность помочь ребёнку адекватным образом и чтобы ребёнок видел, как нужно о себе заботиться. Важно поставить себя в приоритет, чтобы оставаться безопасным, надёжным взрослым, не разрушиться от «мама, ты плохая, я тебя не люблю» и иметь силы для уважения этого большого маленького человека.