Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Тема педагогического опыта «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie_opyta.doc | 663 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Печказовой Светланы Петровны
Развивающийся рынок труда предъявляет к подрастающему поколению высокие требования. Во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие качества, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, готовность к демократическому общению и другие качества, определяющие конкурентоспособность личности. Таким образом, развитие всесторонне развитой личности школьника, его творческого мышления, языковой интуиции и коммуникативных способностей невозможно без овладения культурой речевого общения и поведения, т.е. без формирования коммуникативной компетенции.
Тема инновационного педагогического опыта: «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость): Сегодня приоритетным направлением образования является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить подростка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть формировать у учащихся коммуникативную компетенцию.
Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка. Почему, что, где, когда, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств – все это регулируется коммуникативной компетенцией. Уровень владения языком определяется не только теоретическими знаниями о языке и правилами правописания, но и практическими навыками, выражающимися в речевой деятельности школьников, в их творческой и исследовательской работе над словом.
В программе по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм. Термин лингвистическая компетенция иногда употребляется как синоним языковой компетенции, однако это понятие шире. Это знания обучающихся о самой науке «Русский язык», этапах развития языка, знания о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Приоритетной компетенцией, на мой взгляд, является коммуникативная, т.к. язык – это средство общения и адаптации учащихся в современном мире. Коммуникативная компетенция предполагает овладение основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельную творческую активность каждого ученика. Обучение предполагает на первоначальном этапе совместную образовательную деятельность под руководством учителя, а затем самостоятельную в «зоне ближайшего развития», уделяя большое внимание практической стороне вопроса.
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.
Какова же роль предмета «Русский язык» в школе? Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста.
Так, взяв учеников в 5 классе, учителя-предметники совместно с администрацией школы проводят диагностику учебной деятельности учащихся, в которой учтены учебная работоспособность и уровень сформированности интеллектуальных умений. Определив учебную работоспособность каждого, определяются и направления работы с классом в определенной последовательности: составление алгоритмов, система упражнений, развивающих механизмы речи и т.д.
На уроках развития речи особое внимание уделяется коммуникативным компетенциям на основе работы с текстом. В этом нам с учениками помогают дополнительные тетради с печатной основой, словари-справочники. Уроки объяснения нового материала целесообразно заменять уроками открытия знаний (ОС «Школа 2100»): ребята сами стараются формулировать цели урока, определяют проблему и находят пути решения проблемы.
Работать над «развитием речи вообще» нельзя, важно в каждом классе сосредоточиться, что должны знать и уметь дети в определенных разновидностях устной и письменной речи. Так, в 5 классе: это текст, тема текста, идея. В 6 классе: стили, виды стиля и особенности, особенности прямой и косвенной речи и т.д.
Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.
Особое место в системе работы учителя русского языка занимают уроки развития речи, посвящённые подготовке и написанию учащимися различных видов изложений и сочинений. Известно, что в программе выделяется специальное время для проведения уроков по развитию речи, распределяющиеся более или менее равномерно по всем неделям и четвертям учебного года.
Уроки развития речи – это уроки, на которых должна проявиться индивидуальность каждого ученика, его творческие способности, так как творчество по утверждению известного психолога Л.С.Выготского, – норма детского развития. Он неоднократно писал, что чувство радости, удовольствия нередко связано с удивлением, изумлением. Написание сочинения на основе восприятия принесённой в класс картины – привычный традиционный вид школьной работы. Он имеет свои очевидные достоинства: красочная картина живо волнует учащихся, и, пробуждая глубокие чувства и благородные помыслы, активно зовёт детей к их словесному выражению. Произведения живописи, являясь источником ярких впечатлений, даёт повод для осмысленного связного высказывания учащихся. Сосредотачивая внимание на очередной теме, оно помогает уяснить цель высказывания, понять значение плана, приучает к последовательности в изложении мысли.
Особенность написания сочинения по картине состоит в том, что живописное полотно предоставляет пишущим весь необходимый материал, причём уже осмысленный и обобщённый художником в соответствии с темой и идеей произведения. Это заметно отличает работу над сочинением по картине от выполнения сочинения на основе самостоятельных наблюдений над действительностью. «Картина, стоящая перед глазами ученика или сильно врезавшаяся в его память, сама собой, без посредства чужого слова пробуждает в учащихся мысль. На глазах учителя и под его руководством ощущения должны превращаться в понятия, из понятий составляется мысль, а мысль облекается в слово», – писал К.Д.Ушинский
Работа учащихся над сочинением по картине освобождает их от обычного сбора материала – в этом случае накопление знаний идёт за счёт изучения картины, её глубокого, обстоятельного анализа. Познание объекта речи требует от учащихся по возможности полно понять мир художника – его волнения и чувства, его оценки и призывы, чтобы потом с помощью слов выразить это понимание.
Поэтому работа над сочинением сама собой разграничивается на два этапа: изучение картины, её «разгадывание», а затем обдумывание содержания и формы передачи накопленного понимания и сама эта передача. Смешение этих этапов мешает общему развитию детей и развитию их речи.
Объявив о теме и цели урока, рассказав о художнике и времени создания картины, учитель предлагает учащимся ещё раз – внимательно! – ознакомиться с картиной. В методической литературе неоднократно высказывалась мысль о том, что необходимой предпосылкой для овладения речью является умение видеть, наблюдать. Прогрессивный методист начала прошлого века В.П.Вахтеров писал: «Когда мы учим детей правильному наблюдению, мы учим и правильному суждению. Картина – одно из эффективных средств развития наблюдательности, внимания. Чтобы научить детей говорить живым, образным языком, надо, прежде всего, научить их смотреть и видеть, чтобы они не растерялись в массе деталей, сумели выделить существенное, главное. Именно картины должны помочь обучить детей смотреть».
Вводная беседа о картине начинается обычными, традиционными вопросами: нравится ли вам картина? Чем она вас привлекает? Что в ней интересно? Какие чувства и настроение рождает эта картина? Затем учитель выясняет, насколько внимательно учащиеся всматривались в картину, всех ли персонажей заметили, все ли предметы увидели. Это необходимо, чтобы научить детей правильно понимать «найденную» на картине лексику, безошибочно ею пользоваться. Некоторые слова и словосочетания, трудные по правописанию, нужно написать, но потом убрать запись, чтобы она не воспринималась учащимися как перечень опорных слов. Хотя для слабых учеников можно подготовить карточки с опорными словами и подробным планом описания картины.
Следующий шаг – первоначальное заключение о композиции, изучение картины, разгадывание». Вопросы этой беседы носят проблемный характер, т.е. зовут детей к размышлениям и доказательствам. Во время этой беседы не следует отвлекаться на разговоры об орфографии и пунктуации, т.к. это снижает силу воздействия художественного полотна. Действенным средством активизации и пополнения словаря учащихся является речь учителя, хорошо продуманная, точная, образная. Её обучающая роль заметно возрастает, если учитель стремиться сделать её вариативной. Разных по форме ответов нужно добиваться и от учеников. Это создаёт благоприятные условия для отбора слов в работе по картине.
Второй этап начинается с объявления новой цели работы – непосредственной подготовки к высказыванию. Теперь объект изучения становится объектом речи, теперь следует думать над тем, что и как сказать о нем, с какой целью. В зависимости от уровня подготовленности класса может быть составлен план работы, по которому будет вестись письменная работа. К каждому пункту плана подбираются слова и словосочетания. Именно на этом этапе целесообразно проводить орфографическую работу. В результате такой деятельности в тетрадях появляется следующая таблица:
План | Рабочие материалы | Дополнение |
… | … | … |
Подготовительная работа завершается выводом, который должен перекликаться с тезисом сочинения.
Как известно, очень трудно начать сочинение, поэтому нужно продумать варианты начала и обсудить их. Учителю полезно для этой работы иметь свои заготовки. Варианты обсуждаются, но не записываются, чтобы сохранить за учащимися свободу выбора и самостоятельность оформления. Если будет необходимость, нетрудно составить варианты окончания и рассмотреть их в классе.
Коллективная работа над идеей текста, тезисами, вариантами начала и окончания может быть расширена или сокращена в зависимости от подготовленности учащихся в классе. Нужно иметь в виду и индивидуальную помощь, которую учитель окажет в ходе написания сочинения, когда работа выполняется в классе, или перед её написанием, если она состоится дома.
Завершая подготовку, учителю уместно посоветовать детям, прежде чем начать писать, задуматься над тем, каким они хотят видеть своё будущее сочинение – его общую структуру, его начало, узловые моменты, окончание. Так начинается любое дело – с уточнения, с планирования, с намерения хотя бы в общих чертах увидеть его конечный облик. Очень важно помочь учащимся найти форму словесного оформления высказывания об увиденном и пережитом, научить фиксировать впечатления, полученные в результате наблюдений, с помощью выразительного слова.
Можно построить урок развития речи с использованием музыки, образцов художественного слова. Это даёт возможность для моделирования на уроке такой ситуации, которая раскрепощает ученика, будит в нём творческое начало, мотивирует его речевую деятельность. Например, во время работы над картиной А.Пластова «Летом» можно использовать пьесу Э.Грига «Утро» или пьесу П.Чайковского «Июль», во время работы над картиной И.Грабаря «Февральская лазурь» – И.Штрауса «Сказки Венского леса», Р.Шумана «Зима», А.Комарова «Наводнение» – «Апрельскую песню» П.Чайковского, О.Яновской «Ждут» – отрывок из оперы Римского-Корсакова «Садко» «Море во время шторма» и т.д., П.Кончаловского «Сирень» – К.Дебюсси «Сады под дождём».
«Музыка – выражение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребёнок развивает свои духовные силы», – писал В.А.Сухомлинский. Такая постановка сочинений, проводимая систематически, успешно решает проблемы развития речи, облегчает труд учителя, приводит видимые результаты и заслуженное удовлетворение.
Концептуальность опыта: Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Системно-деятельностный подход, исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология «критического мышления», интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
Наличие теоретической базы опыта: Теоретической базой опыта явились работы таких ученых, как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Ш.А.Амонашвили и многих ученых, которые активно занимались вопросами педагогики в последние десятилетия. К ним добавился опыт и авторские методики учителей, сумевших достичь значительных успехов в своей профессиональной деятельности.
В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Т.е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Речь идет о «зоне ближайшего развития», которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции.
Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Ведущая педагогическая идея: Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы – необходимое условие для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Совершенствование методов работы по формирование коммуникативной компетенции обучающихся, развитие их творческого воображения, логического мышления, внимания, памяти необходимо ориентировать на качественное овладение школьниками русским языком как важнейшим средством человеческого общения.
Оптимальность и эффективность средств: Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.
К методам, ориентированным на развитие устной коммуникации можно отнести все виды пересказа, все формы учебного диалога, доклады и сообщения, ролевые и деловые игры, учебные исследования, обсуждение, дискуссия, диспут, выступления в качестве ведущих на мероприятиях и др. Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: различные виды сочинений и изложений, подготовка к выполнению письменных заданий предметных олимпиад, участие в конкурсах сочинений и др.
В настоящее время на уроках русского языка использую такие средства ИКТ, формирующие коммуникативную компетенцию, как: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка и литературы», «Готовимся к ЕГЭ», «ГИА: Пишем изложение». Различие между ними определяется назначением программы, основным видом деятельности, степенью трудности и самостоятельности, типом оценки результатов.
Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.
Применение компьютера на уроках литературы может быть самым разнообразным, преследовать разные цели (ознакомление с наиболее интересными фактами биографии писателя, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью поэта или писателя, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, мультипликационных фильмов, спектаклей, балетов по произведениям того или иного писателя, прослушивание мастеров художественного слова, их исполнения отрывков из произведений и т. д.
Развитие коммуникативной компетенции учащихся путём использования информационно-компьютерных технологий формирует креативные способности ученика и коммуникативную культуру. Овладение социально-коммуникативной компетентностью вооружает школьников языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и социально адаптированным членом социума. В целом это – одно из важнейших условий самореализации, социализации молодых людей и востребованности на рынке труда, а в широком смысле – важнейшее условие общения в диалоге культур и цивилизации современного мира.
Результативность опыта: Обобщая опыт работы по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы, можно сделать вывод, что для основной части учащихся характерно положительное отношение к предмету; на уроке преобладает благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам чувствовать себя комфортно, свободно и уверенно; развиваются творческие способности.
Сравнительный анализ итогов внутреннего и внешнего мониторинга, государственной аттестации в форме ЕГЭ, ГИА по русскому языку и литературе показывает стабильно хороший результат. Учащиеся ежегодно становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня, пишут собственные произведения в стихах и прозе, показывая сформированные исследовательские и коммуникативные умения, презентационные навыки, навыки работы в группах, а также навыки самостоятельной деятельности и самореализации.
За межаттестационный период 57% обучающихся от числа аттестующихся показали результаты ЕГЭ выше уровня среднереспубликанских результатов по русскому языку; 50% обучающихся от числа аттестующихся показали результаты ЕГЭ выше уровня среднереспубликанских результатов по литературе. Процент качества знаний по русскому языку по результатам итоговой аттестации в форме ГИА в 2010 – 2011 учебном году – 86,95 %.
Средние данные качества знаний в рамках независимой экспертизы учебных достижений обучающихся (внешнего мониторинга) за межаттестационный период – 61,6%
Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде: 5 победителей и 8 призеров на муниципальном уровне, 1 призер на республиканском уровне.
2009 – 2010 учебный год | ||||
Уровень | Предмет | Ф.И. учащегося | Класс | Результат |
Региональный | литература | Асеинова Александра | 11 | призёр |
Муниципальный | литература | Асеинова Александра | 11 | победитель |
Муниципальный | литература | Пиксаева Алена | 8 | призёр |
2010– 2011 учебный год | ||||
Муниципальный | русский язык | Логинова Елена | 9 | победитель |
Муниципальный | литература | Пиксаева Алена | 9 | призёр |
2011 – 2012 учебный год | ||||
Муниципальный | русский язык | Логинова Елена | 10 | призёр |
Муниципальный | литература | Шкурова Юлия | 10 | победитель |
Муниципальный | литература | Пиксаева Алена | 10 | призёр |
2012 – 2013 учебный год | ||||
Муниципальный | русский язык | Логинова Елена | 11 | призёр |
Муниципальный | литература | Горячкина Дарья | 7 | призёр |
Муниципальный | литература | Шкурова Юлия | 11 | призёр |
2013 – 2014 учебный год | ||||
Муниципальный | русский язык | Базарнова Екатерина | 8 | победитель |
Муниципальный | русский язык | Лябушева Екатерина | 8 | призёр |
Муниципальный | литература | Горячкина Дарья | 8 | победитель |
Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предмета: 11 победителей и призеров на муниципальном уровне, 5 победителей и призеров на республиканском уровне, 8 победителей и призеров на российском уровне, 14 победителей и призеров на международном уровне.
2009 – 2010 учебный год | ||||
Уровень | Название конкурса | Ф.И. учащегося | Класс | Результат |
Международный | V Международный литературно- художественный конкурс для детей и юношества «Гренадёры, вперёд!» | Зыбкин Дмитрий | 11 | Диплом победителя |
Логинова Елена | 8 | Диплом победителя | ||
Всероссийский | Всероссийский литературный конкурс «Гагарин в судьбе моей страны» | Зыбкин Дмитрий | 11 | II место по РМ |
Всероссийский | Всероссийский конкурс рецензий на российский кинофильм | Пиксаева Алена | 8 | Победитель |
Республиканский | XI Республиканский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Интеллектуальное будущее Мордовии» | Асеинова Александра | 11 | Диплом II степени |
Зыбкин Дмитрий | 11 | Грамота участника | ||
Макарова Анна | 8 | Грамота участника | ||
Федюшева Татьяна | 8 | Грамота участника | ||
Муниципальный | Поэтический конкурс «Истоки добра» | Макарова Анна | 8 | I место |
Люлева Елена | 11 | III место | ||
2010 – 2011 учебный год | ||||
Международный | VI Международный литературно- художественный конкурс для детей и юношества «Гренадёры, вперёд!» | Семенова Яна | 9 | Диплом победителя |
Логинова Елена | 9 | Диплом победителя | ||
Пиксаева Алена | 9 | Диплом победителя | ||
Макарова Анна | 9 | Диплом победителя | ||
Международный | Детская международная творческая олимпиада «Kid Olimp». Художественная проза | Пиксаева Алена | 9 | Диплом I степени |
Курочкин Даниил | 5 | Диплом II степени | ||
Международный | Детская международная творческая олимпиада «Kid Olimp». Поэтическое искусство | Колесникова Алена | 5 | Диплом III степени |
Пиксаева Алена | 9 | Диплом III степени | ||
Международный | Детская международная творческая олимпиада «Kid Olimp». Публицистика | Зеленова Татьяна | 5 | Диплом II степени |
Всероссийский | Всероссийский литературный конкурс «Волшебное перышко» | Зеленова Татьяна | 5 | Диплом победителя |
Макарова Анна | 9 | Диплом лауреата | ||
Республиканский | Республиканский фестиваль детского творчества по безопасности дорожного движения «Дорожный калейдоскоп» | Митрюхина Полина | 5 | Диплом II степени |
Республиканский | XII Республиканский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Интеллектуальное будущее Мордовии» | Митрюхина Полина | 5 | Диплом III степени |
Горячкина Дарья | 5 | Грамота участника | ||
Международный | Детская международная творческая олимпиада «Kid Olimp». «Наука и исследования» | Макарова Анна | 9 | Диплом III степени |
2011 – 2012 учебный год | ||||
Международный | VII Международный литературно- художественный конкурс для детей и юношества «Гренадёры, вперёд!» | Горячкина Дарья | 6 | Диплом победителя |
Логинова Елена | 10 | Диплом победителя | ||
Международный | Международный детский фестиваль «Южный полюс». Конкурс «Наука и исследования» | Горячкина Дарья | 6 | Диплом участника |
Митрюхина Полина | 6 | Диплом участника | ||
Зеленова Татьяна | 6 | Диплом участника | ||
Общероссийский | Мультитест по русскому языку, организованный Институтом развития школьного образования | Горячкина Дарья | 6 | Диплом лауреата |
Базарнова Екатерина | 6 | Диплом лауреата | ||
Всероссийский | Всероссийский конкурс творческих работ «Почему мы помним Ломоносова» | Логинова Елена | 10 | Диплом лауреата |
Республиканский | Республиканский конкурс творческих работ «Искусство слова» | Базарнова Екатерина | 6 | Диплом победителя |
2012 – 2013 учебный год | ||||
Межрегиональный | Всероссийский конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех!» | Логинова Елена | 11 | Диплом победителя |
Республиканский | II Республиканская учебно-практическая конференция учащихся «Юный исследователь» | Митрюхина Полина | 7 | Диплом призёра |
Муниципальный | Муниципальный уровень XII Республиканского конкурса молодежных проектов и творческих работ «Калейдоскоп профессий» | Батаев Александр | 7 | I место |
Курочкин Даниил | 7 | I место | ||
Куприянов Иван | II место | |||
Муниципальный | Муниципальный конкурс «Я помню! Я горжусь!» Номинация «Письменная работа» | Макарова Анна | 11 | I место |
Горячкина Дарья | 7 | II место | ||
Муниципальный | Муниципальный конкурс «Я помню! Я горжусь!» Номинация «Презентация» | Горячкина Дарья | 7 | III место |
2013 – 2014 учебный год | ||||
Муниципальный | Муниципальный конкурс литературных работ «Искусство слова». Номинация «Поэзия» | Лябушева Ектерина | 8 | I место |
Курочкин Даниил | 8 | II место | ||
Фомичева Татьяна | 8 | III место |
Возможность тиражирования: По теме инновационного педагогического опыта «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы» созданы презентации: «Обучение сжатому изложению текста-повествования «Старый пень», «Подготовка к подробному изложению текста-повествования «Первый русский генералиссимус», «Обучение сжатому изложению текста-повествования «Встреча в лесу», «Подготовка к обучающему изложению текста публицистического стиля «Городские прогулки», «Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова «Летом», «Анализ произведения Н.М.Рубцова «Тихая моя родина», «Анализ стихотворения Е.А.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет», «Читаем и обсуждаем стихотворение О.Э.Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Читаем и обсуждаем повесть Н.С.Лескова «Запечатленный ангел» и др., которые размещены в электронных СМИ: «Педагогический мир» http://svetpet.pedmir.ru/index.php; «Педагогическая газета» http://svetlana.pedgazeta.ru/; «НУМИ (научные, учебные и методические издания)» http://numi.ru/727 и др.
Тезисы урока русского языка в 9-м классе «Место придаточного в сложноподчиненном предложении» опубликованы в сборнике «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (книга 1), Москва: Первое сентября, 2009 г., стр. 366. Тезисы урока литературы в 11-м классе «Особенности композиции и проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» опубликованы в сборнике «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (книга 1), Москва: Первое сентября, 2010 г., стр. 417, а также на сайте «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» по адресу: http://festival.1september.ru/articles/556813/ и http://festival.1september.ru/articles/561574/.
Статья «Мой путь к успеху» опубликована в «Сборник статей по итогам Всероссийского интернет-конкурса «Моя педагогическая инициатива», Екатеринбург: Центр творческих проектов, 2011 г., стр. 330 – 332.
Накопленный мною опыт работы может быть использован учителями русского языка и литературы в любом образовательном учреждении.
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися: За время работы учителем разработаны:
программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8 класса «Учимся писать изложение»,
программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9 класса «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме» (Приложение I),
в электронных СМИ опубликованы дидактические материалы к элективному курсу «Учимся писать изложение» «Что такое изложение как средство формирования связной речи», «Основные приёмы компрессии исходного текста», «Изобразительно-выразительные средства языка» и др. (Приложение II),
на сайтах педагогических сообществ учителей русского языка и литературы размещены разработки уроков «Обучение сжатому изложению текста-повествования», «Подготовка к подробному изложению текста-повествования», «Подготовка к обучающему изложению текста публицистического стиля», «Подготовка к сочинению по картине» и др. (Приложение III)
Подтверждением качественной работы по формированию коммуникативной компетенции можно считать и стихи, рассказы собственного сочинения и другие творческие работы учащихся, отмеченные на конкурсах разного уровня и опубликованные в сборниках произведений участников конкурса:
рассказ Зеленовой Татьяны «Всё обо мне, или Жизнь Николая Бубенчикова» опубликован в сборнике творческих работ «Литературный альманах «Волшебное перышко», Екатеринбург: Центр творческих проектов, 2010 г., стр. 76-77;
эссе Логиновой Елены «Почему мы помним Ломоносова» опубликовано в сборнике «Почему мы помним Ломоносова. Лучшие творческие работы», Москва: Всероссийский детский центр «Орленок», 2011 г., стр. 15;
эссе Базарновой Екатерины «Люди Мордовии – украшение России» опубликовано в сборнике «Искусство слова. Литературное творчество учащихся», Саранск: Центр эстетического воспитания, 2012 г., стр. 21 (Приложение IV)
Коммуникативная стратегия образования – одна из основ трансформации образовательного пространства на пути формирования человека, адекватного современному типу культуры и коммуникации.
Приложение I
Программы элективных курсов по русскому языку
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8 класса «Учимся писать изложение»: numi.ru/fullinfo.php?id=4759
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9 класса «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»:
http://numi.ru/fullview.php?id=10605
http://pedgazeta.ru/viewdoc.php?id=109
Приложение II
Приложение II
Дидактические материалы к элективному курсу «Учимся писать изложение»
«Что такое изложение как средство формирования связной речи»: http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=56896
«Основные приёмы компрессии исходного текста»: http://numi.ru/fullview.php?id=4758
«Изобразительно-выразительные средства языка»: http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=56906,
http://numi.ru/fullview.php?id=55686
«Основные тропы»: http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=53833,
http://numi.ru/fullview.php?id=3231
Приложение III
Опубликованные разработки уроков
«Обучение сжатому изложению текста-повествования»: http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=10629
«Подготовка к подробному изложению текста-повествования»: http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=22259
«Подготовка к обучающему изложению текста публицистического стиля»: http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=46097
«Подготовка к сочинению по картине»: http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=10647
Приложение IV
Опубликованные творческие работы учащихся
Зеленова Татьяна – победитель
Всероссийского литературного конкурса «Волшебное перышко»
Логинова Елена – лауреат
Всероссийского конкурса творческих работ «Почему мы помним Ломоносова»
Базарнова Екатерина – победитель
Республиканского конкурса творческих работ «Искусство слова»
Статья «Мой путь к успеху»