Для родителей! Консультации, помощь, советы...

Сахнова Ирина Викторовна

Первый год обучения в школе — очень сложный и важный период и для самих родителей, так как именно в этот период закладываются основы взаимоотношений с ребенком на долгие годы обучения. Ребенку требуется помощь, а родителям — терпение и понимание.

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Активно слушайте ребенка.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Учение — это нелегкий труд.

5. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться — это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.

7. Безусловно, принимайте ребёнка — любите его не за то что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

9. Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка: не сравнивайте его с другими детьми, не ругайте в присутствии других детей. Все проблемы можно решить наедине.

11. Обнимайте ребенка не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день. Когда вы обнимаете ребенка, он чувствует себя защищенным и любимым.

12. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

Быть родителем — особое искусство.

Родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, первыми смогут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе.

Первый класс — это серьезно

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе…

Рекомендации родителям по организации занятий

* Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку интересно учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий

* Старайтесь показывать необходимость каждого знания

* Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми

* Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант

* Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед

* Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности

* В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени

* Избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах

* Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.

Памятка родителям первоклассника

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 7 советов психолога для родителей первоклассников 
 
1.Не перегружайте ребенка предметными знаниями. Не стоит пытаться научить дошкольника всему за оставшееся время, не стоит работать на опережение в изучении предметов. В такой стратегии вреда будет больше, чем пользы. Умение читать и писать перед школой — еще не гарантия того, что ребенку будет легче освоить новую роль первоклассника. А вот умение регулировать свое поведение необходимо для успешного старта.
 
2. Научите ребенка соблюдать правила. Будущему первокласснику потребуется прикладывать много усилий для того, чтобы соблюдать школьные правила, переключаться между разными видами учебной деятельности и концентрировать внимание на учителе и заданиях. Общение с одноклассниками, игры с письменными принадлежностями и наблюдение за жизнью за окном нужно будет откладывать до перемены. Частые замечания учителя, связанные с дисциплиной, могут привести к ощущению собственной неуспешности, так же как и трудности в освоении учебного материала. Это может снизить мотивацию к дальнейшему обучению. Помогите ребенку научиться соблюдать правила поведения до школы. Лучше всего учить этому через настольные, подвижные и словесные игры с определенными правилами. Именно через игры ребенок познает окружающий мир, а главное — тренирует навыки, которые понадобятся ему в жизни.
 
 
3. Составьте для ребенка режим дня. Умение соблюдать распорядок дня — важный навык. Создайте вместе с ребенком красочный плакат с расписанием, расскажите о днях недели, научите пользоваться календарем и часами. Детям, имеющим опыт посещения детских садов, освоить этот навык будет легче.
 
4. Развивайте навыки коммуникации. Ребенок будет проводить в школьной среде значительную часть жизни в последующие 9–11 лет. Это время должно быть эмоционально комфортным для него, что невозможно без успешного социального взаимодействия. Найти новых друзей, уметь взаимодействовать с учителями, просить о помощи как сверстников, так и взрослых — важнейший этап адаптации к школе. Понаблюдайте за ребенком: есть ли у него трудности в общении? Легко ли он вливается в детский коллектив? Не боится ли разговаривать со взрослыми? Имеет ли при этом представление о социальной дистанции, правилах и границах в общении с другими?
 
5. Создайте условия для физического развития. Физическая активность — важная составляющая для успешного обучения. Летом играйте с ребенком в подвижные игры (в том числе с мячом), выполняйте утреннюю зарядку, танцуйте. Заряжайтесь энергией, хорошим настроением и заодно развивайте у дошкольника необходимые навыки — зрительно-моторную координацию, ловкость, сноровку и другие.
 
6. Демонстрируйте позитивный настрой. Чтобы сохранить хорошее настроение ребенка, родителям важно самим быть позитивно настроенными. Тревоги и волнения взрослых легко передаются детям и точно будут мешать адаптации. Если вы знаете, что ваш сын или дочь не особо любит сюрпризы и с опаской относится ко всему новому, лучше познакомиться со школой заранее. Посмотреть класс, поговорить с будущей учительницей, заранее узнать, где находятся столовая и туалет, и так далее.
 
7. При необходимости обращайтесь за помощью к специалисту. Если у вас есть вопросы по поводу готовности вашего ребенка к переходу на новую ступень образования, вы можете обратиться за консультацией к специалистам образовательных организаций. Воспитатели, учителя, школьные психологи расскажут о том, на что нужно обратить внимание при подготовке ребенка к первому классу.