Делюсь опытом

Бариева Яна Вячеславовна

Современным детям быстро надоедают однотипные занятия. Их жизнь разнообразна, им хочется нового и необычного. С каждым годом у детей увеличивается тяга к познанию и интерес к окружающему миру. Есть нетрадиционные техники развития мелкой моторики, от которых дети будут в восторге и точно не заскучают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_zmeyka.docx831.25 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Аппликация из цветного песка»

Цель: Способствовать формированию у педагогов представлений о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Задачи: Познакомить педагогов с нетрадиционными техниками аппликации, показать приемы и этапы аппликации, закрепить теоретические знания в практической деятельности.

Материалы: плотные листы формата А-4 голубого цвета с нанесенным рисунком; стаканчики с цветным песком; клей ПВА; кисти – мягкие и жесткие; салфетки сухие и влажные;

Ход мастер-класса:

I. Теоретическая часть

          Добрый день уважаемые коллеги!

Развивать мелкую моторику пальцев рук детей можно различными способами, в том числе с помощью нетрадиционных техник аппликаций.

Аппликация (от лат. application– прикладывание) - интересный вид художественной деятельности - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, бисера, войлока, сухих листьев и т.д. при помощи прикладывания или присоединения к основе выступающей фоном для картинки.                                                                                                                                                           Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда.                                                                                                                                                           Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей второго - третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умения составлять из частей целое изображение, владение навыками намазывания, наклеивания и т. д. Деятельность, в общем - то действительно, нелёгкая. Но нелёгкая не значит бесполезная. Учёные исследовали оптимальные возможности детей дошкольного возраста. Результаты наблюдений и экспериментов доказывают, что упражнения с готовыми плоскостными формами и изображениями обеспечивают качественный скачок в разностороннем развитии ребенка.

Виды аппликации:

• предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т. д.);

• сюжетная, отображающая те или иные события;

• декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

По форме аппликация бывает объемной и плоской.

По цвету — одноцветная и многоцветная.

          Нетрадиционные виды аппликации в дошкольном учреждении – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста, на развитие творчества дошкольников. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение!

Итак, аппликация:

  • Развивает художественное воображение и эстетический вкус.
  • Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.
  • Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, песок,соль.
  • Помогает выучить цвета и формы.
  • Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.

Нетрадиционные виды аппликации:

Аппликация из салфеток

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки.

Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

• возможность создавать шедевры без ножниц;

• развитие мелкой моторики маленьких ручек;

• развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;

• широкие возможности для проявления креатива.

Аппликация из ваты и тополиного пуха

С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты - облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков. Помните, что вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз.

Аппликация из крупы

Техники «Посыпание» – аппликация из крупы, выполненная на основе контурного рисунка (шаблона). В этом случае рисунок полностью намазываем клеем ПВА и посыпаем пшеном (пшено немного прижимаем пальцами, чтобы лучше держалось). Крупа должна лежать в один слой.

Техника «вдавливание»

1. Нам понадобится заготовка: цветной рисунок или самая простая аппликация из бумаги. На фото в качестве заготовки используется именно бумажная аппликация – силуэт дерева, приклеенный на цветной картон.

2. Затем примазываем круги из пластилина, аккуратно разравнивая края.

3. Предлагаем ребенку декорировать круги крупой (или зернами кофе, орехами, семечками и т. п.) – вдавить их в пластилин.

4. Так же делаем ствол дерева. Примазываем коричневый пластилин, формируя силуэт дерева.

Если дерево зимнее, пластилиновый ствол можно присыпать крупной солью, а затем вдавить кристаллы соли в пластилин.

Аппликация из засушенных растений (листьев)

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев — так называемая флористика. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Аппликация из резанных шерстяных ниток

Для данной работы понадобятся старые шерстяные вещи, которые дети мелко нарезают и откладывают в ёмкости по цветам. Затем, на участки подготовленного изображения наносится клей и приклеивается нарезанная шерсть.

Аппликация из конфетти

Нарисуйте контур рисунка, нанести клей на всю поверхность рисунка и густо посыпать весь лист бумаги конфетти, затем стряхнуть лишнее с листа бумаги. Как вы поняли, работать в этой технике можно с детьми любого возраста.

Аппликация из песка и соли

Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными. Аппликацию песком или солью можно начинать делать с детьми от 2-2,5 лет. Для начала выбирайте простые аппликации с небольшим количеством деталей, постепенно усложняя рисунок и увеличивая число мелких деталей.

Аппликация из ватных дисков

Ватные диски чрезвычайно удобны в использовании и являются отличным материалом для творчества: их можно использовать целиком или делить на части, вырезать из них любые заготовки и красить в любые цвета. Красить ватные диски можно обыкновенной гуашью и кисточкой. Красить ватные диски можно до начала работы, а потом вырезать из них нужные детали, а можно покрасить и уже готовую работу.

Сегодня, мы с вами познакомимся с техникой аппликации цветным песком.  

     Цветной песок - это удивительный материал для создания картин, приятный на ощупь. Аппликация цветным песком успокаивает нервную систему, способствует развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук. При работе с песком массируются определённые точки на пальцах, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка, что напрямую влияет на развитие речи ребенка, которая взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, фантазия, наблюдательность, зрительная и двигательная память.                                                                                                                                           Занятия с песком воспитывают в ребенке аккуратность, усидчивость, формирование умения доводить начатое дело до конца. Картины из цветного песка одно из наиболее естественных для детей и самых любимых ими занятий. Для создания песочных картин можно использовать клей ПВА и любую картинку или раскраску

II Практическая часть

Перед воспитателями на столах:

- плотные листы формата А-4 голубого и желтого  цвета с нанесенным рисунком;

  • стаканчикис цветным песком и сухим кофе; 
  • клей в тарелочках;
  • кисти – мягкие и жесткие;
  • салфетки сухие и влажные.

А апплицировать мы будем  символ 2025г., зеленую, деревянную змею

 Алгоритм нанесения песка на изображение.    

Рисовать мы будем посыпая песок на силуэт, можно сыпать струйкой, можно насыпать горстку и разровнять ее сухой кистью, пальцем.

Начинаем наносить клей и посыпать песком основное изображение животного, лишний песочек ссыпаем в тарелочку.

Приступаем к работе, звучит приятная музыка.

Рефлексия.

Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ваш интерес к нашему опыту работы, за активное участие в мастер – классе!

Вот такие чудесные картины из цветного песка  у нас получились!

Использованная литература:

1. Богатеева З. А. «Занятия аппликацией»- М.: Просвещение, 2008.

2. Гришина Н. Н., Анистратова А. А. «Поделки из кусочков бумаги»- М.: Оникс, 2009.

3. Корчикова О. В. «Декоративно- прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях» (серия «Мир вашего ребенка»)- Феникс, 2002.

4. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду»- Карапуз, 2010.

5. Невилько Н. «Волшебные салфетки», Обруч, 2003.

6. www.stranamasterov.ru