Главные вкладки
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Система работы по использованию методики нравственного воспитания детей дошкольного возраста в педагогическом процессе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи по воспитанию нравственно-патриотических качеств у старших дошкольников Старшая группа Подготовительная группа - закрепить умения представляться: назвать свое имя, фамилию, возраст; -учить называть имена отчества родителей, их место работы; домашний адрес и телефон закрепить знание своих фамилии, имени, фамилии, имени отчества родителей, их места работы, домашнего адреса; развивать качества, свойственные определенной половой принадлежности (мальчикам и девочкам) формировать знания и интерес к «малой Родине» (знать название близлежащих улиц, достопримечательности, культура, традиции; узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.); расширять представления с своей стране (столица, м ногонациональность страны); -углублять представления о гербе своего города, области; России (герб, флаг, гимн, столица, многонациональность, города-герои и др.); - закреплять представление о Президенте, Правительстве России; - знакомить с разными странами (флаг, традиции, промыслы и др.);
расширять представления о Российской армии, учить различать некоторые рода войск Расширять представления о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ о Российской армии, знаменитых людях (космонавты, герои труда, первооткрыватели); - • учить рассказывать о себе как о личности, о своем социальном статусе, о будущем школьном обучении; воспитывать нравственные чувства: сострадание, сочувствие, отзывчивость, взаимопомощь, желание порадоваться успехам другого человека. •продолжать углублять представления детей о дальнейшем обучении, дать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза (по возможности посетить школу, познакомиться с учителем и учениками и т.д.). развивать осознание своего места в обществе (права и обязанности, соблюдение нравственных и моральных норм поведения); формировать представление о принадлежности к человеческому сообществу; формировать элементарные представления о правилах безопасности в общественных местах;
продолжать расширять представление детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Учить бережно, относиться к тому, что сделано руками человека. формировать представление о профессиях: о творческих (художник, артист и др.), о профессиях родителей и месте их работы, о профессиях, связанных со спецификой родного города; рассказывать о взаимодействии человека с природой в разное время года, о значении солнца, воздуха и воды для человека; устанавливать причинно-следственные связи; -учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды; - подвести детей к пониманию того, что жизни человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению и архитектуре здания: жилые дома, магазины, театры, музеи и т.п. формировать эстетическое отношение к предметам и явления окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности; продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы, аптеки, библиотеки и др.). формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой, богатством музыкальных настроений и эмоций; продолжать формировать интерес к музыкальным произведениям различного жанра, расширять круг эмоциональных переживаний детей;
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы на тему "Русский лес — край чудес"
Цель:
Формирование у детей понимания значимости русского леса, его богатств и роли в жизни человека, развитие патриотических чувств и уважения к природе.
Задачи:
- Познакомить детей с особенностями русского леса.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Развивать познавательные интересы через игры и активные формы работы.
- Формировать навыки работы в группе и коммуникации.
Материалы и оборудование:
- Картинки с изображениями различных лесных животных и растений.
- Мультимедийная презентация о русском лесе.
- Лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры для рисования.
- Музыкальное сопровождение для физкультминутки.
- Игровые наборы для дидактических игр (фишки, карточки).
Методы и приемы:
- Рассказ и беседа.
- Наглядные материалы (картинки, презентация).
- Игровые методы (дидактические игры).
- Физкультминутка для активизации детей.
Этапы занятия:
1. Введение (5 минут)
- Воспитатель встречает детей с улыбкой, создает дружелюбную атмосферу.
- Задает вопрос: "Как вы сегодня себя чувствуете?" — для создания положительного настроя.
Беседа о лесе
- Воспитатель начинает обсуждение: "Что такое лес?"
- Вопросы к детям:
- "Кто из вас был в лесу?"
- "Что вы там видели?"
- Обсуждение ответов детей, подчеркивая их личный опыт.
Переход к теме занятия
- Воспитатель говорит о том, что сегодня они узнают много интересного о русском лесу, его обитателях и растениях.
2. Основная часть (25 минут)
Рассказ о русском лесе (10 минут)
- Показ презентации:
- Воспитатель включает мультимедийную презентацию с изображениями леса, животных и растений.
- Каждое изображение сопровождается кратким рассказом:
- Это береза — одно из самых распространенных деревьев в нашем лесу.
- А вот лиса — умная и хитрая лесная жительница.
- Обсуждение:
- Воспитатель задает вопросы: "Какие еще деревья вы знаете?", "Кто из животных может быть в нашем лесу?"
Дидактическая игра "Угадай животное" (5 минут)
- Правила игры:
- Воспитатель показывает картинки с изображениями различных животных.
- Дети должны угадать, кто это, и рассказать о нем (где живет, чем питается).
- Пример:
- Воспитатель показывает картинку медведя: "Кто это? Что он ест? Где живет?"
Физминутка "Лесные жители" (5 минут)
- Описание физкультминутки:
- Дети становятся в круг.
- Воспитатель предлагает им представить себя разными лесными жителями:
- "Теперь мы зайцы! Прыгаем на месте!" (прыжки)
- "Теперь мы медведи! Шагаем медленно!" (медленные шаги)
- "Теперь мы птицы! Машем руками!" (махание руками)
- **Цель**: Разогреть детей, активизировать их внимание и подготовить к дальнейшей работе.
Дидактическая игра "Что растет в лесу?" (5 минут)
- Правила игры:
- Каждому ребенку дается карточка с изображением животного или растения.
- Дети должны найти свою пару: животное и его среда обитания (например, белка — дерево).
- Обсуждение:
- После нахождения пары дети могут рассказать о своих карточках.
Творческое задание "Нарисуй свой лес" (10 минут)
- Инструкция:
- Воспитатель предлагает детям нарисовать свой идеальный лес.
- Объясняет, что можно рисовать любые деревья, цветы, животных, которые они хотят видеть в своем лесу.
- Работа с материалами:
- Дети получают листы бумаги и цветные карандаши или фломастеры.
- Презентация работ:
- После завершения рисования каждый ребенок по очереди показывает свой рисунок и рассказывает о нем: "В моем лесу живет…".
3. Заключительная часть (5 минут)
Обсуждение
- Воспитатель задает вопросы для обсуждения:
- "Что вам больше всего понравилось на занятии?"
- "Какой лесной житель вам запомнился больше всего?"
Рефлексия
- Вопросы для рефлексии:
- "Что нового вы узнали о русском лесе?"
- "Почему важно беречь природу?"
- Дети могут поделиться своими мыслями и впечатлениями.
Заключение
Занятие завершается позитивной нотой: воспитатель благодарит детей за активное участие и напоминает о важности заботы о природе и ее обитателях.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы на тему «Русская культура и традиции»
Цель: воспитание уважительного отношения к русской традиционной культуре.
Задачи:
- Обобщить первоначальные представления детей о культуре и культурном наследии, о том, что сказка - это величайшее богатство русской народной культуры.
- Развивать через русские народные сказки потенциал творческого, абстрактного и образного мышления.
- Учить детей умению размышлять, спорить, действовать самостоятельно, не бояться ошибок.
- Развивать все компоненты речевой активности.
- Обеспечить снятие мышечного напряжения, двигательную активность.
- Воспитывать доброту, умение сопереживать, закрепить знания техники безопасности в повседневной жизни.
Словарная работа: наследие, сказитель, поколение.
Материалы: письмо с фото детей, 2 книги со сказками, чугунок, обруч, сундук, квадрат черного, серого, белого цвета, мольберт, ширма для оформления, платок для завязывания на глаза, презентация.
Музыкальное сопровождение: русская народная мельница.
Ход занятия:
Дети входят в группу, здороваются с гостями. Воспитатель говорит о том, что в группу пришло письмо.
- Дети, посмотрите на фотографию на конверте. Как вы думаете, откуда к нам могло прийти это письмо? (Воспитатель показывает конверт)
- А вы помните мультфильм «Чунга-чанга»? Дети там танцевали очень интересный танец, давайте повторим его.
Включается музыка, дети танцуют. После этого садятся на места.
Воспитатель говорит о том, что написано в письме: дети из Африки очень хотят узнать о русских традициях.
- Ну что, ребята, расскажем о русской народной культуре ребятишкам из другой страны? Как мы можем выполнить просьбу, ведь они живут далеко? (дети предлагают свои варианты)
- Давайте запишем видео и отправим по почте.
- Начнем с того, что расскажем о нашей стране.
Выступление ребенка с рассказом о России.
- Давайте вспомним: от кого мы узнаем о наших традициях, культуре? Какое бывает наследие? Расшифруйте, что значит природное наследие, а что значит культурное?
- Сейчас нам Андрей расскажет еще немного о Руси.
- Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Водяной». Кто расскажет считалку и выберет водящего?
Играют в игру «Водяной».
- В старые времена женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли и песни пели. Кто за прялкой сидел, кто из глины посуду лепил, другие ложки да плошки вытачивали. Ребята, вспомните загадки, чистоговорки про предметы быта (утварь) русского народа. Вот, например, одна из них:
Верчусь, верчусь не худею,
Только более толстею. (веретено)
- Или чистоговорка про чугунок:
Чу-чу-чу у нас чугун
Нок. Нок, нок на столе чугунок.
(Чистоговорка индивидуально повторяется с ребенком, у которого не получается четко произнести все звуки чистоговорки).
- Все эти названия предметов быта мы до сих пор можем услышать в русских народных сказках. А как же появлялись сказки? (варианты детей)
- Правильно, их придумывал народ. Люди сочиняли, рассказывали друг другу, сказки переходили из одного дома в другой, из одной деревни в другую.
- Чему нас учат сказки? Давайте расскажем и посчитаем сказки, которые мы знаем:
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
«Рукавичка», «Теремок»,
«Колобок» - румяный бок,
Есть Снегурочка краса,
«Три медведя», «Волк и лиса»,
Не забудем Сивку Бурку
Нашу вещую коурку,
Про Жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят –
Этим сказкам каждый рад.
- Ребята, а давайте подарим ребятишкам из Африки книгу сказок, я думаю им будет очень интересно почитать ее. Только где же нам ее взять? Может быть нам отправиться в волшебную страну за ней? Как же нам туда попасть? (варианты детей)
- В сказках герои проходят через волшебный предмет, что это за предмет? (зеркало)
- Для того, чтобы волшебное зеркало появилось надо сказать волшебные слова? Ребята, какие волшебные слова вы знаете? (проговаривают волшебные слова)
Появляется зеркало. Дети проходят сквозь него и находят книгу.
Воспитатель открывает книгу и видит, что все страницы пустые.
- Ребята, наши сказки пропали. Куда они могли деться? (дети предлагают свои варианты)
- Кто чаще всего мешает героям сказок? Кто устраивает им препятствия? Правильно, Баба Яга. А где же нам найти ее избушку? Давайте с вами вспомним слова из сказки:
В большом лесу стоит избушка, стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка…
Появляется Баба Яга.
- Это твои Баба Яга проказы? Возвращай нам страницы с текстом!!!
Баба Яга: - Если выполните мое задание – верну! А если нет, то не только сказок не получите, я и вас превращу в Кикимор, лягушек и съем.
- Ребята, нужно сосредоточиться и постараться выполнить задание Бабы Яги.
Баба Яга: - Все предметы из сказок перемешались, чтобы сказки вернулись в книгу нужно подобрать к каждой сказке правильный предмет.
Перед детьми раскладываются книги со сказками и изображения предметов из этих сказок. Задача детей правильно расположить сказки и их предметы.
- Мы выполнили твое задание, возвращай нам книгу сказок.
Баба Яга: - Забирайте, а я утомилась тут с вами, пора мне на печку, спать. (отдает книгу сказок и уходит)
- Ребята, а нам нужно вернуться обратно в детский сад. (проходят через зеркало)
- Как вы думаете, мы смогли доступно объяснить африканским детям о том, что же такое русская культура? Видео у нас получилось прекрасное, сегодня же отправлю его по почте африканским ребятишкам. Ребята, если вы считаете, что мы выполнили просьбу ребят полностью наклейте на наше дерево красное яблочко, если не полностью – желтое.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» г. Тайшета
Выступление на педагогическом совете по теме: «Поддержание инициативы у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Подготовила: Абрамова Валентина Анатольевна, воспитатель МКДОУ детского сада «Рябинка» г. Тайшета
Тайшет, 2024г.
Поддержка детской инициативы является одним из основных принципов дошкольного образования.
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором он сам становится полноценным участником. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка.
Уже в раннем возрасте мы начинаем формировать у детей умения проявлять инициативу. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам.
Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира.
Можно сказать, что инициатива имеет три составляющие:
- внутреннее побуждение к новым действиям,
- вовлечение окружающих людей в эту деятельность,
- умение брать на себя руководящую роль.
Чтобы ребенок раннего возраста проявил свою инициативу необходимо три условия:
- эмоциональный комфорт
- предметная среда
- педагог
Только эти три составляющие толкнут ребенка на проявление инициативы.
Если ребенок раннего возраста эмоционально благополучен, он находится в условиях эмоционального комфорта, то тогда у него возникнет инициатива. У него появляется желание исследовать новое и интересное.
Ребенок раннего возраста познает мир за счет предметов.
Предметная среда должна быть яркой и разнообразной. Она должна звать ребенка поиграть с собой, вызывать желание исследовать тот или иной предмет.
Ребенок, замечая новые предметы в окружении, проявляет интерес к ним; активно обследует вещи, обнаруживая их возможности опытным путем ( разбирает – собирает их, не пытаясь достичь точного исходного состояния). После того как они исследовали предмет, он может превратиться в самолет, телефон, мыло, и т. д.
Так же ребенок раннего возраста проявит инициативу, если педагог сам начинает делать что-то, тогда ребенок проявит инициативу, или желание, и присоединиться к нему, потому что ему интересно. Педагог заинтересует ребенка так, что он проявит свою инициативу и проявит желание исследовать предмет. Мотивация способствует созданию у них интереса к деятельности, ведь в основе инициативы лежит интерес познать что-то новое.
Какие же способы и направления поддержки детской инициативы могут быть в раннем возрасте?
1. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников ее.
Как создать условия для выбора? Необходимо подготовить разнообразную по содержанию развивающую предметно-пространственную среду. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели - вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.
Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.
Дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей. Все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития ( например, кто-то может собрать пирамидку из 3 колец, а кто-то из 8 , кто-то собирает пазлы из 3 частей а кто-то уже из 8 частей).
2. Задача воспитателя - оказать помощь, когда не все дети занимают активную позицию.
Если ребенок затрудняется? Например, нарисовать дождик.
Не спешить при первых же затруднениях на помощь ребенку, лучше:
- дать совет
- задать наводящие вопросы (Из чего состоит дождик? Какую краску возьмем? и т.д).
- активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт (Помнишь, как мы наблюдали, когда падали капельки дождя?).
- нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий (Чем ты будешь рисовать дождик? ватной палочкой или кисточкой?).
Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе: пропали кисточки, чем нарисуем капельки дождя?
3. В каждом возрасте своя приоритетная сфера проявления детской инициативы.
Для достижения этой цели необходимо:
- предоставить детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности для их жизни и здоровья,
- отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей,
- не критиковать результаты деятельности и его самого ребёнка как личность,
- формировать привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия, свободно пользоваться пособиями и игрушками.
4. В этом возрасте рекомендуется поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
Например.
Мы использовали такую интересную форму работы как наблюдения из окна за птицами. Прилетели птицы на кормушку и стали клевать зернышки ребенок смотрит в окно. Я подхожу к нему, наблюдаю вместе с ним и тихонько комментирую происходящее. Другие дети тоже заинтересуются, проявят инициативу и подойдут к окну. Затем детям предлагаю показать, как летают птички. Ответить на вопросы: Какие птички по размеру.
Поддерживаю инициативу и во время прогулки, даю высказаться каждому ребенку, увидевшему что - то интересное, выслушаю его ответ, хвалю . Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность ребёнка - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, которое проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
5. Как поддерживать инициативу в творческой деятельности?
Ненавязчиво содействую появлению у детей желания получить какой-либо конкретный продукт (построить домик, слепить булочку, нарисовать травку и т. д.) и помогаю в осуществлении высказанных детьми намерений.
Внимательно и заинтересованно отношусь к детским постройкам, расспрашиваю детей об их назначении, отмечаю успехи детей.
Для развития инициативы в продуктивной творческой деятельности стараюсь содержать в открытом доступе изобразительные материалы, раскрывать их возможности, показывать разные способы работы с ними;
по просьбе ребёнка стараюсь создавать для ребенка изображения, лепку или другие изделия.
6. Большое значение имеет развитие инициативы в игре.
Например, создаю проблемную ситуацию «Кукла «Ира хочет кушать ».
Все возникающие у игрушек проблемы решаются по единой схеме:
1. Возникновение проблемы.
2. Постановка ее перед детьми (воспитатель доводит проблему до детей).
3. Совместное обсуждение проблемы (активизация детей, выход на решение).
4. Реализация детского решения проблемы.
Дети, опираясь на свой опыт, выбирают из предложенных продуктов кто, что будет варить , помогают накрывать стол, выбирают меню.
При решении проблемы все просьбы, пожелания и благодарность должны идти от лица самих игрушек.
В форме самостоятельной инициативы могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждый оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Мое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка.
Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии
решения заниматься той или иной деятельностью.
Для поддержки детской инициативы педагог должен учитывать следующие условия:
1) уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять желание ребенка получать новые знания и умения, осуществлять деятельностные пробы в соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы;
2) организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребенка в деятельности, побуждающие детей к применению знаний, умений при выборе способов деятельности;
3) расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития детей область задач, которые ребенок способен и желает решить самостоятельно, уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребенка творчества, сообразительности, поиска новых подходов;
4) поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребенка в ДОО, используя приемы поддержки, одобрения, похвалы;
5) создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и упражнения, направленные на тренировку волевых усилий, поддержку готовности и желания ребенка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата;
6) поощрять и поддерживать желание детей получить результат деятельности, обращать внимание на важность стремления к качественному результату, подсказывать ребенку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до конца, какие приемы можно использовать, чтобы проверить качество своего результата;
7) внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к ее дозированию.
8) поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества через использование приемов похвалы, одобрения, восхищения.
Для поддержки детской инициативы педагогу рекомендуется использовать ряд способов и приемов.
1) Не следует сразу помогать ребенку, если он испытывает затруднения решения задачи, важно побуждать его к самостоятельному решению, подбадривать и поощрять попытки найти решение. В случае необходимости оказания помощи ребенку, педагог сначала стремится к ее минимизации: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у
ребенка прошлый опыт.
2) У ребенка всегда должна быть возможность самостоятельного решения поставленных задач. При этом педагог помогает детям искать разные варианты решения одной задачи, поощряет активность детей в поиске, принимает любые предположения детей, связанные с решением задачи, поддерживает инициативу и творческие решения, а также обязательно
акцентирует внимание детей на качестве результата, их достижениях, одобряет и хвалит за результат, вызывает у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
4) Педагог может акцентировать внимание на освоении ребенком универсальных умений организации своей деятельности и формировании у него основ целеполагания: поставить цель (или принять ее от педагога), обдумать способы ее достижения, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
5) Создание творческих ситуаций в игровой, музыкальной, изобразительной деятельности и театрализации, в ручном труде также способствует развитию самостоятельности у детей. Сочетание увлекательной творческой деятельности и необходимости решения задачи и проблемы привлекает ребенка, активизирует его желание самостоятельно определить замысел, способы и формы его воплощения.
Для развития детской инициативы и самостоятельности в младшем дошкольном возрасте основными методами и приемами являются:
1. Одобрительный взгляд, формирование установок «Я могу», «Я сумею».
2. Создание ситуации успеха для каждого ребенка,«Это очень просто, я тебе помогу».
3. Предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
- Поддержка ребёнка в его действиях посредством совместной игры, экспериментальных бесед, проявление радости его действиям.
Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других.
В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
Дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности достигают наивысшие социально – нормативные характеристики. Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.
Можно вспомнить слова Марии Монтессори: «Помогите мне сделать это самому». Только так развивается самостоятельность и инициативность ребенка.
Для организации самостоятельной деятельности детей в группе создаются различные центры активности (игровой, литературный, спортивный, творчества, познания и другое). Самостоятельная деятельность предполагает самостоятельный выбор ребенком ее содержания, времени, партнеров.
Поддерживаю интерес к малым формам фольклора (пестушкам , прибауткам).
В изобразительной деятельности: воспитываю интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке), развиваю интерес к конструктивной деятельности, поддерживаю желание детей строить самостоятельно. В музыкальной деятельности воспитываю интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. В театрализованной деятельности: пробуждаю интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разработал: Воспитатель подготовительной группы № 5 Абрамова В.А. г. Тайшет , 2022-2023 г. Вид проекта: долгосрочный. Участники проекта :воспитанники, родители, воспитатель. Проект предусматривает проведение мероприятий по 2 направлениям: -совместно с детьми. - совместно с родителями. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию по теме : «Знакомство с родным краем».
Повышение уровня основ культуры патриотического сознания у детей и родителей, как условие формирования воспитания и обучение осознанного понимания нравственно -глобальной проблемы. Объект исследования: культурные и исторические ценности, известные люди, улицы, достопримечательности г. Тайшета. Проблема:
Воспитание гражданина и патриота своей малой родины, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию. Цель :
- формировать у детей нравственно- патриотические чувства; обогащать и углублять знания детей о семье, о родном крае, городе; - развивать познавательный интерес к изучению истории родного края, города; - воспитывать уважение к труду людей, живущих в городе; - развивать чувство ответственности и гордости за достижения города; - воспитывать бережное отношение к природе и всему живому . Задачи :
: Дошкольный возраст – лучший период для формирования любви к малой Родине. Надо показать ребенку, что родной край, город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, своими новинками, лучшими людьми. Поэтому воспитание любви к своему Отчеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов. Гипотеза:
1.Сбор информации о родном городе: история, символика, достопримечательности. 2.Создание альбомов «Прогулка по городу», «достопримечательности г. Тайшета», «Их именами названы улицы г. Тайшета». 3.Подбор видеотеки: «Их именами названы улицы г. Тайшета», «В г. Тайшете запустили новый алюминиевый завод», «почетные граждане города», «Н.Боярина «Осенняя симфония»», «Там, где речка, речка Бирюса». 4. Создание папки - передвижки «символы нашего города». 5. Создание презентации «гордимся, помним, чтим». 6. Оформление уголка патриотического воспитания в группе. 7. Подбор бесед по теме. 8. Подборка художественной литературы (стихи, пословицы, рассказы). 9. Организация выставки детских рисунков, обустройство патриотического уголка в группе. 10. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм по теме проекта («дом, семья», «библиотека»). 11. Организация совместной деятельности детей и родителей по изготовлению макетов, поделок, рисунков. 12. Организация и проведение ко Дню семьи, любви и верности конкурса стихов про семью. 13. Привлечение родителей к работе проекта (во время прогулки показать ребенку красоту родного города, рассказать историю происхождения улицы, на которой они живут, места для культурного отдыха всей семьей, новые красивые здания). На первом этапе:
Наша малая Родина! Любимый г.Тайшет!
Моя малая Родина.
Мэр города Тайшета: Кузин Александр Сергеевич.
ГЕРБ г.ТАЙШЕТА
Флаг г.Тайшета
Достопримечательности и памятники г. Тайшета.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ г. Тайшета.
Памятник танку Т-34 Паровоз л-3449, который установлен в 1995 году к 50-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Башня пущена в эксплуатацию в 1910году. Она предназначалась для забора воды ,используемой при заправке паровозов. Памятный камень к 40-летию строительства БАМА открыт 3 июля 2014 года. Знак «Название микрорайона» в виде стелы . Парк им. Н.Д. Пахотищева.
Обелиск воинам –землякам погибшим на фронтах Великой отечественной войны.
Мемориальная доска, с нанесенными именами земляков – Героев Советского Союза.
Николай Трофимович Андреев Яков Антонов Андреевич Степан Степанович Брюханов Иван Павлович Гореликов Михаил Денисович Капустин Алексей Александрович Кублицкий Иван Степанович Мясников Николай Дмитриевич Пахотищев С Тайшетской землей тесно связаны судьбы восьми Героев Советского Союза :
Герои советского Союза.
Медаль –Герой Советского Союза.
Мясников Иван Степанович. Пахотищев Николай Дмитриевич. Матросов Александр Матвеевич. Гастелло Николай Васильевич. Олег Кошевой. Капустин Михаил Денисович. Николай Трофимович Андреев. Их именами названы улицы, микрорайоны г.Тайшета.
Мясников Иван Степанович.
Пахотищев Николай Дмитриевич
Матросов Александр Матвеевич.
Гастелло Николай Васильевич.
Олег Кошевой. .
Капустин Михаил Денисович.
Советский военный деятель, полковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Андреев Николай Трофимович.
Учреждения культуры г.Тайшета.
Поэзия наших земляков: Сергей Стахеев, Наталья Боярина .
Город растет и развивается.
Национальный состав населения г. Тайшета. Русские- 91,41 % человек Буряты - 3,315 человек Украинцы - 1,31%человек Татары-0,98%человек. Другие национальности-( менее 0,55 каждая).
Много пословиц сложил русский народ о Родине. Одна у человека мать ,одна у него и Родина. Человек без Родины , что соловей без песни. Нет в мире краше Родины нашей. Родина – мать, умей за нее постоять. Жить –Родине служить.
Лесные ресурсы нашей Родины.
Эколята -эти герои помогают ближе узнать природу ,полюбить ее!
Такие цветы вырастили наши дети! А сейчас любуются малыши!
Патриотический уголок «Наш родной край»
МКДОУ «РЯБИНКА»находится в Микрорайоне имени Н.Д. Пахотищева.
Конкурс чтецов «О доблестях, о подвигах, о славе». Посвященного 78 - летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Маленькие патриоты нашей Родины!
Предварительный просмотр:
Консультация
«Нравственно - патриотическое воспитание детей
средствами художественной литературы»
Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Одним из важнейших средств является художественное слово русского народа и талантливых авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества, становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки. (Дети пересказывают, инсценируют, сами сочиняют). Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка.
Особым древним жанром устного народного творчества являются былины, с которыми детей знакомим в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания. (После прочтения былин, дети проявляют большой интерес к русским богатырям: они рассматривают иллюстрации, репродукции картин, рисуют богатырей, лепят их из пластилина, подражают им в игре).
Восхищение, удивление и уважение вызывают у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству. (Дети хотят быть летчиками, космонавтами, военными …).
Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств нужно подбирать соответствующий материал: (Стихи о маме, о Родине).
В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса.
Дети старшего дошкольного возраста уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Дети проявляют интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра.
Для чтения детям советую использовать литературу самого разного объема, формы и стиля. Подбирать произведения на определенные темы.
Рассказы о природе – с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю). Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К.Г. Паустовского, В.В. Бианки, Н.И. Сладкова, М.М. Пришвина – богаты яркими зарисовками из жизни натуральной природы и ее обитателей.
Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто - о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.
Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.
Рассказы о родном городе (столице России) - отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Здесь рекомендуется использовать сборники рассказов вроде "Прогулка по Кремлю", "Моя Москва" и т.п. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов: "…Как будто чудное растение или нагромождение скал возвышается собор Василия Блаженного, построенный еще при царе Иване Грозном…", "Как Кремль – сердце Москвы, так и колокольня Иван Великий" - сердце Кремля. Когда-то она была самым высоким зданием в Москве", " За Кремлём - стена, за стеной - Москва, за Москвой страна.
После прочтения художественного произведения проведите с ребенком беседу, пусть ребенок поделится своими впечатлениями от услышанного. Заучите наизусть или перескажите понравившееся стихотворение, отрывок сказки или рассказа.
Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.
Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используйте наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме.
Кроме непосредственного чтения литературных произведений очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам организовывайте драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.
Воспитательная сила художественной литературы направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирует желание быть защитником земли, на которой ребенок родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.
Список произведений художественной литературы нравственной направленности для чтения детям 5 – 7 лет
- Агебаев А. «День Победы»;
- Александров З. «Дозор»;
- Алексеев С. «Рассказы о Великой Отечественной Войне», «Небывалое бывает» (рассказ о Суворове и русских солдатах);
- Андерсен Г.Х. «Стойкий оловянный солдатик»;
- Баруздин С. «Кто построил этот дом», «Шел по улице солдат», «Слава», «Точно в цель», «За Родину»;
- Беляев А. «Хочу быть военным моряком»;
- Бойко Р «Наша Армия родная»;
- Благинина Е. «Шинель»;
- Браиловская Г. «Ушки – неслушки»;
- Бутмин И. «Трус»;
- Былины «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка», «Про прекрасную Василису Микулишну»;
- Воробьёв Е. «Последний выстрел», «Спасибо тебе, Трезор»;
- Высотская О. «Мой брат уехал на границу», «Салют»;
- Дриз О. «Добрые слова»;
- Дурова Н. «Заботливая подруга»;
- Жаров А. «Пограничник»;
- Кассиль Л. «Сестра», «Твои защитники», «Памятник солдату»;
- Коваль Ю. «Алый»;
- Козлов В. «Пашкин самолет»;
- Макунец Г. «Три сестры»;
- Маркуша А. «Я – солдат и ты – солдат»;
- Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое», «Чего боялся Петя?»;
- Митяев А. «Почему армия родная?», «Землянка», «Москва», «Герои 1812 года», «Мешок овсянки»;
- Мустыгина Е. «В таёжной глуши»;
- Никольский Н. «Что умеют танкисты»;
- Носов Н. «На горке», «Карасик»;
- Осеева В. «Плохо», «Волшебное слово», «Сыновья», «Печенье», «На катке», «Просто старушка», «Синие листья», «Три товарища», «Что легче?»;
- Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки»;
- Пермяк Е. «Надёжный человек», «Как Миша хотел маму перехитрить», «Самое страшное», «Торопливый ножик», «Чужая калитка», «Хитрый коврик»;
- Пляцковский М. «Урок дружбы»;
- Понамарева Т. «Хитрое яблоко»;
- Руцень О. «Так или не так?»;
- Рябихин В. «Мой Пыть-Ях»;
- Сапгир Г. «Самые слова»;
- Седугин А. «Дом с трубой и дом без трубы», «Как Артёмка котёнка спас», «Речные камешки»;
- Солоухин В. «Здравствуйте»;
- Сухомлинский В. «Кому идти за дровами», «Почему плачет синичка», «Как мальчишки мёд съели»;
- Твардовский А. «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин»);
- Тимершин Р. «Где лежало спасибо»;
- Тихомиров О. «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «На поле Куликовом»;
- Толстой Л.Н. «Два товарища», «Котёнок», «Косточка»;
- Толстой Н. «Памятник»;
- Ушинский К. «Наше Отечество»;
- Шамов И. «На дальнем рубеже»;
- Шергин Б. «Одно дело делаешь, другое не порть»;
- Шим Э. «Не смей»;
- Юсупов Н. «Папа разбил драгоценную вазу»
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу»
Цель. Показать родителям возможные формы и методы работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей через ознакомление с родным городом.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим, и желание сохранить и приумножить богатства своего города и своей страны.
Семью называют «школой чувств». Это очень справедливо, так как именно в семье ребенок учится эмоциональному восприятию окружающего мира, получает первые уроки нравственного и патриотического воспитания в общении с тем, что ему дорого, прививаются первые чувственные отношения к своей малой Родине, к своему дому, улице, городу.
Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны занять родители.
Роль родителей в воспитании нравственно-патриотических чувств к родному городу имеет очень большое значение. Все, что ребенок получает от самого близкого и родного человека оставляет и неизгладимый след в его памяти.
Далее предлагаем родителям некоторые конкретные задания и ситуации, которые можно использовать для воспитания у детей нравственно-патриотических чувств к своему родному городу.
1. Возвращаясь с ребёнком из детского сада, предложите ему игру «Кто больше заметит интересного? »: «Давай рассказывать друг другу, кто больше интересного заметит на нашей улице. Я вижу, что у строящегося дома появился ещё один этаж. А ты что видишь? Ребёнок может заметить, например, что машины убирают улицу; что в сквере идут озеленительные работы; что появились новые скамейки, в них люди могут отдохнуть; что проехала машина скорой помощи, к кому-то спешит врач и т. д.
Помогите ребёнку увидеть то, что в воспитательном отношении более важно: труд людей, преобразование облика города и др. Такая игра может иметь много вариантов. В другой раз остановитесь возле какого-либо объекта и тоже посоревнуйтесь, кто больше заметит. Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления о городе. Дома предложите нарисовать, что больше всего понравилось на прогулке.
2. Если у ребёнка есть мелкий строительный материал, предложите ему построить такой же дом, что строится на вашей улице. Причем строительство будет вестись параллельно, в настоящем доме появился этаж, в игровом доме после наблюдения тоже появляется этаж.
3. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу городу, стране, людям приносит ваш труд. Если это возможно покажите результаты вашего труда. Расскажите, что вам нравиться в вашей работе, каких нравственных качеств она требует: ответственности, внимания, умение контактировать с другими людьми; что было бы, если бы вы работали плохо.
4. Расскажите о предприятии, на котором вы работаете. Какую продукцию выпускает или добывает, кому и для чего она нужна, куда её отправляют. Подойдите с ребенком к Доске почета вашего предприятия. Покажите, что здесь размещены фотографии лучших работников.
5. Приучайте ребёнка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд, много людей трудилось, чтобы сделать эти вещи. Продемонстрируйте на конкретном примере: «Как ты думаешь, сколько людей трудилось, чтобы сделать тебе рубашку.
6. В выходные дни совершите с ребенком прогулку по достопримечательным местам нашего города, рассказывайте ему о памятниках, в честь кого они воздвигнуты, какое событие предшествовало этому. Восхищайтесь красотой родного города, передавайте свои впечатления и эмоции ребёнку.
7. Посещайте совместно с членами семьи и ребёнком театры, музеи, концерты, праздничные мероприятия, демонстрации, пусть он видит, как люди чтят память героев войны, героев труда, достижения города, значимые для всей страны.
8. Рассказывайте о членах семьи, которые достигли хороших результатов в работе, учебе, защищали в разное время нашу страну от врагов.
Показывайте, как вы гордитесь достижениями своих родственников и членов семьи.
9. Любовь к своему городу – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Воспитывая любовь к природе родного края важно приучать дошкольника беречь природу, охранять её. Здесь важен пример родителей. Часто в воскресные дни принято с друзьями посидеть на лужайке, отдохнуть, повеселиться. Но вот настало время уходить домой. Не забудьте с ребёнком обойти лужайку, осмотреть ее хозяйским глазом: не осталась ли бумага, банки или другой сор. Ещё раз обратите внимание ребенка на то, что уходя из леса, всегда нужно внимательно осмотреть его. Будьте для ребёнка только положительным примером.
10. Привлекайте малыша к выращиванию растений. Возьмите его на субботник по озеленению города, посадите дерево возле вашего дома, пусть ребенок знает, что посадил его он, пусть наблюдает, как оно растет, пусть ухаживает за ним.
Уважаемые родители! Желаем вам успеха в воспитании нравственно-патриотических чувств детей к своему родному городу.
Предварительный просмотр:
Управление образования Тайшетского района
МКУ «Центр развития образования Тайшетского района»
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО
Представление опыта работы по теме:
«Нравственное воспитание младшего дошкольного возраста через русскую народную сказку»
Подготовила: Абрамова Валентина Анатольевна, воспитатель МКДОУ детского сада «Рябинка» г. Тайшета
Тайшет, 2024г.
«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».
В.А. Сухомлинский
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. В этом возрасте начинает формироваться любовь к семье, родным, близким. Основные моральные качества формируются именно в эти годы.
Ранний возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.
Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребёнка.
Чтение сказок - это добрая традиция, которая поможет создать теплую семейную атмосферу в детском саду и в доме, способствует воспитанию патриотизма у дошкольников.
Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, в работе с дошкольниками.
Поэтому, знакомство с русскими народными сказками будет наиболее эффективным и значимым действием и средством для того, чтобы сформировать нравственные качества у малышей такие как отзывчивость, общительность, дружелюбие, развить способность детей отличать хорошее от плохого, сформировать представления о добре и зле, в дальнейшем усвоить понятья духовно – нравственных категорий: добро - зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость сказка.
Свою работу по воспитанию нравственному воспитанию детей 1 младшей группы я начала со знакомства с самыми маленькими по содержанию сказками, где встречаются самые любимые детям бабушки и дедушки, которых они любят. Учитывая интерес детей к сказкам, доступность детскому восприятию, а также значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей я использовала наиболее популярные из них.
Самая первая сказка «Курочка Ряба», через которую дети учатся сопереживать близким, радоваться за дедушку и бабушку, т.к. курочка (добрая душа), чтобы они не расстраивались, снесет другое яичко, не золотое, а простое. Бабушка и дедушка будут довольны и счастливы.
Сказка «Репка».
Читая сказку «Репка», формируем представления детей о семье, как о неотъемлемой части жизни, будь то человек, или сказка, где герои - животное. В семье важен каждый - как дед (глава семьи, так и внучка (подрастающее поколение, которое должно помогать старшим. Объединенная и сплоченная семья сможет совместными усилиями добиться большего результата и успеха. Они не только действуют сообща, но и с готовностью приходят на помощь.
Сказка «Волк и семеро козлят».
Читая сказку «Волк и семеро козлят», мы показываем родительское воспитание детей, безграничную материнскую любовь мамы к своим детям. Как мама заботится о детях, а, чтобы их обезопасить объясняет, что дверь чужим открывать не следует, так мы учим детей о необходимости слушаться родителей и не верить чужим («волкам»).
Читая сказку «Теремок», воспитываю у детей дружеские отношения и взаимопомощь, на примере мышки и других зверей, которые никому не отказывали в гостеприимстве. Учу детей, как важно уметь строить хорошие отношения с окружающими, доверять друг другу и не бросать в беде. Произведение учит совместному труду, бережливости и взаимному уважению.
Сказка «Маша и медведь».
Читая сказку «Маша и медведь», я обогащаю знания детей нравственными ценностями и уроками. Учу детей, что взрослых, на примере сказки - дедушек и бабушек, нужно слушаться и внимательнее относиться к их словам, чтобы не попасть в беду. Нельзя уходить одному далеко от дома, тем более с чужими людьми, чтобы не попасть в беду. Нужно всегда находиться рядом со взрослыми,
Наиболее активными формами работы со сказкой являются Инсценирование сказок.
Большую роль играют театрализованные постановки, способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников. В нашей группе создана предметно-развивающая среда: оборудована театральная зона, где размещены различные виды театров, реквизиты для разыгрывания сказок, набор кукол, ширма для кукольного театра, маски. К сказкам я изготовила наборы игрушек – персонажей пальчикового театра, маски, настольные театры, конусный театр, родители приобрели детям деревянный пальчиковый театр к сказкам «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка». Просмотр сказок через театрализацию помогает создать радостную, непринужденную обстановку в группе. Дети с удовольствием погружаются в мир кукольного театра. За ширмой они легко перевоплощаются в сказочных героев, не смотря на младший дошкольный возраст, они с удовольствием берут на себя роль какого-либо персонажа, героя сказки). Театрализованная деятельность очень хорошо влияет на развитие детской инициативы и самостоятельности.
Не менее значимая роль отводится в младшем дошкольном возрасте знакомству с потешками, которые играют особую роль в развитии детей. Начинаю их использовать во время адаптации детей к детскому саду. Это делает привыкание малышей к новым условиям более безболезненным. Сначала потешить, развеселить, позабавить ребенка, а вслед за этим приготовить его к познанию окружающего мира.
Потешки дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Они пронизаны душевной теплотой и любовью. Потешки прививают детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. Нравственное направление потешки – теплые любящие отношения с мамой, налаживание контакта между родителями, родственниками и ребенком с самого рождения.
Нравственное воспитание начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, воспитывает любовь к семье.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я .
Это вся моя семья.
Читая потешку «Сорока-сорока» воспитываем трудолюбие, желание помогать ближнему.
Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашку варила, детишек кормила.
(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)
Этому не дала: ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил -
Ничего тебе нет!
Одна из самых любимых детских потешек – очень умная и полезная для детей, в «ладушки». Читая ее дети узнают своих бабушек и дедушек, распознают доброту и строгость.
- Ладушки, ладушки, где были?
- У бабушки.
– Что ели?
- Кашку. Кашка сладенька, Бабка добренька, Дед не добр - Поварёшкой стук в лоб!
Рассказывая потешки ласковым голосом, негромко, с доброй улыбкой напевайте песенки ребенку, я почувствовала, как между нами устанавливается прочная духовная и эмоциональная связь.
Хочется отметить, что вследствие проведённой мной работы в 1 младшей группе малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Мои воспитанники много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки, с моей помощью показывают театрализованные представления на полюбившиеся им сказки. Дети заметно выросли в нравственном плане. Они стали внимательнее к окружающим, замечают настроение своих сверстников С помощью театральных игр и мини – спектаклей мы развили чувства доброты, сопереживания. Повысились такие качества как, отзывчивость по отношению к сверстникам, дети умеют дружно играть.
Решение в проект РМО:
- Принять информацию к сведению.
- Педагогам активно использовать знакомство детей младшего дошкольного возраста с русскими народными сказками, как одно из направлений нравственного воспитания.
- Развивать эмоциональную сферу детей через русскую народную сказку для формирования нравственных чувств детей начиная с младшего дошкольного возраста.
- Активно приобщать малышей к устному народному творчеству через песенки, потешки, прибаутки, чтение народных сказок, драматизацию, театрализованные представления, настольный театр.
- Приобщать родителей (законных представителей) для совместной работы по нравственному воспитанию детей через организацию в детском саду, в семье условий для систематической и целенаправленной работы по театрализованной деятельности.