Материалы по теме самообразования
Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям "жизнь", "милосердие", и "добро" в процессе духовно-нравственного воспитания детей ОВЗ - это дело моей жизни, в которое я вкладываю свою душу, любовь и бескорыстие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.12 КБ |
![]() | 525.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение комбинированного вида второй категории детский сад №7 «Солнышко»
Программа
по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
«Окно в мир добра»
Разработали: воспитатель Аксёнова С.М.
воспитатель Адамова Т.А.
Г. Белая Калитва
2017 г.
Содержание
- Паспорт программы ……………………………………………………….3
- Актуальность программы …………………. …………………………..6
- Основные принципы программы……………………………………… 8
- Основные направления программы …………………………………… 9
- Формы работы …………………………………………………................9
- Этапы реализации программы ………………………………………… 11
- Основное содержание программы ………………………………………12
- Целевые ориентиры………………………………………………………20
- Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ………………………22
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа духовно-нравственного воспитания «Окно в мир добра» |
Разработчики программы | Творческая группа педколлектива |
Основные цели программы |
|
Задачи программы |
|
Участники реализации программы |
|
Методическое обеспечение программы. | Материально-технический ресурс: -фото – видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера), необходимые для проведения фотовыставок, праздников; -компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий. Кадровый ресурс: - педагоги ДОУ; -уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной программе. Организационный ресурс. Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно-нравственные нормы и ценности. Информационно-методический ресурс: - Белокалитвинский историко-краеведческий музей; -Центральная Городская Библиотека им. м. Ю. Лермонтова; - Дом детского творчества; -Православная библиотека Усть-Белокалитвинского казачьего юрта |
Ожидаемые результаты | В результате реализации программы у воспитанников сформируются следующие представления:
|
Ожидаемые конечные результаты | Планирование воспитательного процесса в соответствии с данной программой, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию воспитанников, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум. |
Актуальность программы «Окно в мир добра»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Также одной из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности.
Основные принципы программы:
1. Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
#1050;ультурологический принцип: Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям».
#1050;раеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
#1055;ринцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, соседям, друзьям; бережного отношения к природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведением местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
#1055;ринцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
6. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Основные направления программы:
Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:
- формирование духовности дошкольников через отношение к живой и неживой природе;
- восприятие литературных произведений;
- эстетическое развитие детей;
- сотрудничество семьи и ДОУ
- обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Формы работы:
С детьми: |
|
С кадрами: |
|
С родителями |
|
Этапы реализации программы
- Диагностический:
- Выявление затруднений участников Программы;
- Анализ состояния воспитательно-образовательной работы.
- Теоретическое исследование:
- Изучение теоретических вопросов;
- Предварительная работа, сбор материалов;
- Организация работы творческих групп.
- Практическая часть:
- Разработка и принятие Программы, оформление пособий,;
- Наработка практического материала;
- Установление взаимосвязи с социальными институтами.
- Разработка и реализация проектов.
- Подведение итогов работы:
- Выступление с опытом работы на конференциях различного уровня, защита проектов.
Основное содержание программы «Окно в мир добра»
Программа включает в себя 8 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска ДОУ, семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки, Дома творчества, общественных организаций.
Тематические блоки:
Наименование блока | Основные темы | Задачи | Формы работы |
I Ты да я | «Мой детский сад» «Моя семья» «Все на белом свете солнышкины дети» «Вглядись в себя – сравни с другими» «Я и моё имя» «Чем мы похожи, чем отличаемся» | - Помочь ребёнку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидульность, особенность, неповторимость. - Повысить педагогическую культуру родителей - Гармонизовать детско-родительские отношения, достичь оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнёрства | - изучение семей, семейных традиций - создание альбомов о семье -тестирование; -анкетирование; -опрос; -творческие работы; -педагогические наблюдения; -беседы. -составление генеалогических деревьев; - проведение совместных вечеров, праздников |
II Мой любимый город | История города Достопримечательности города «Тепло родного дома» | - Формировать у детей понятие о принадлежности к своему городу, осознание себя как личности-гражданина своей «малой» родины, уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного города; | - Чтение художественной литературы - совместные экскурсии, - творческие работы; - проекты; - выставки; создание фотоальбомов «Путешествие по городу» - участие в акциях - участие в концертах - изготовление макета города, - разучивание стихотворений, песен |
III Обучение и труд рядом идут | Профессии «В труде человек хорошеет» | - Воспитание положительного отношения к труду,как важной ценности,развитие потребности в творческом труде; - Воспитание бережного отношение к результатам своего труда, труда других людей; | - чтение художественной литературы; - участие в субботниках; - создание фотоальбома «Профессия моих родителей» - сюжетно-ролевые игры; - продуктивная деятельность: рисование, ручной труд, аппликация, лепка; самообслуживание, дежурство - участие в смотрах-конкурсах - создание предметно-развивающей среды |
IV Край мой Донской | История Донского края Природа Ростовской области Достопримечательности По святым местам Белой Калитвы | -Формировать представления о родном крае; -Расширять знания о природе родного края; -Воспитывать уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного края; -Расширять знания детей о святынях,воспитывать любовь и уважение к святым местам; | - создание фотоальбома - беседы - выставки сотворчества - проведение консультаций, родительских собраний - чтение художественных произведений - проведение досугов |
V Дорога добра | «Доброе слово, что ясный день» «Дружим с добрыми словами» «Подари другому радость» «Добрым жить на белом свете веселей» Чего в других не любишь, того не делай сам «Хорошие песни к добру ведут» День добрых дел | - Воспитывать уважение, доброжелательность к близким и окружающим людям; -Расширять словарный запас детей за счёт добрых и вежливых слов, автоматизировать их в повседневной речи; -Способствовать формированию эмоционально-положительных интонаций в речевом общении; -Формировать умение разрешать конфликтные ситуации мирным путём; -Воспитывать желание совершать хорошие поступки; | - беседы - чтение художественной литературы - театрализация по мотивам сказок - игры - проведение акций -создание видеописем для отсутствующих детей «Мы скучаем без тебя» - проведение тематических праздников «День матери», «День пожилого человека» разучивание стихотворений, песен |
VI Я - Россиянин | Обойди весь свет, краше Родины нет! (знакомство с символами, флагом, гербом); Сохраним и приумножим растительный и животный мир России «Мы соберем дружный хоровод» «С русским задором по русским просторам» Мы помним и гордимся Традиции народных праздников Любимые сказки «Я имею право…!» «Наши соседи» | - Познакомить детей с символами государства: гимном, флагом, гербом; -Воспитывать бережное отношение к природе; - Приобщать детей к духовному наследию русского народа; - Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку; - Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям; - Развивать способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества; - Помочь осознать принадлежность к своему народу, государству, дать понятие о правах и обязанностях; | - беседы - чтение художественной литературы - рассматривание альбомов, карт, репродукций - участие в конкурсах - педагогические проекты - продуктивная деятельность - проведение тематических праздников -познавательные праздники, досуги - ярмарки - сюжетно-ролевые игры - встречи с интересными людьми - народные игры |
VII Братья наши меньшие | «Домашний любимец» «Дружок» «Мы с тобой одной крови» «Не проходите мимо» «Села птичка на окошко» «Дверь откройте поскорей – кот мяучит у дверей» Что бы сделал я «Мы в ответе за тех, кого приручили» | -Воспитывать чувство милосердия к блудным животным; -Формировать основы поведения в обращении с животными; -Учить оказывать помощь животным; | - создание книги «Наши питомцы» -беседы о бездомных животных - проведение акций -чтение художественных произведений о животных - ООД -создание презентаций -создание песочной анимации «Пропала собака» -показ спектаклей -выставки рисунков -составление рассказов -решение проблемных ситуаций |
VIII Природа – наш дом | «Природа родного края» «Солнце, воздух и вода» «Давай пройдёмся медленно по лугу…» «Не навреди» «Дорогою добра» | -Воспитывать гуманное отношение к природе; - Воспитывать элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде | -показ презентаций - беседы - чтение художественной литературы - ООД - театрализация по мотивам сказок - игры - проведение акций - разучивание стихотворений, песен -педагогические проекты - продуктивная деятельность -выставки рисунков и поделок |
Целевые ориентиры
Младший дошкольный возраст |
|
Средний дошкольный возраст |
|
Старший дошкольный возраст |
|
ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ
"Нет случайно родившихся детей. Ни один путник вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился, потому, что именно его не хватало миру. Он путь для мира, так же, как мир есть путь для него. И не сравнивайте душу его с телом: он младенец не душою, а телом. А душою он- носитель Истины, Бессмертия, Беспредельности. В нём предназначение, миссия. Служение своей миссии даст его духу восхождение…
Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»
(Миф 5: 15)
Современный человек – это человек активный и компетентный. Проблема формирования и развития жизненных компетенций особенно актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), ведь именно эти дети испытывают наибольшие трудности в социализации и развитии. При этом неизбежно встают вопросы, как развить познавательный интерес у ребенка с ОВЗ при достаточно ограниченном круге социального общения, как снять тревожность, конфликтность, напряженность и научить преодолевать трудности, позитивно выстраивая своё будущее. Одним из такой компетентности является нравственность, которую нужно воспитывать «чем раньше, тем лучше». Когда?
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей.
Активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна.
Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии, а таких детей в нашем городе достаточно.
Часто в силу своих заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется прежде всего недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья) и малым количеством методической и практической базы для духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.
Нельзя недооценивать роль духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку оно способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует воспитанию трудолюбия (добровольное отношение к труду и честность); позволяет решить проблему социального инфантилизма.
Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок.
При подборе методического сопровождения необходимо опираться на жизненный опыт детей; использовать материал доступный для восприятия и осознания; применять те формы работы, которые позволят ребёнку на практике применять полученные навыки.
Педагог и родители подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в воспитании детей. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни ребенка был наполнен множеством примеров нравственного поведения. Воспитание и социализация обучающихся с ОВЗ, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях современного мира детства и виртуальной зрелости для детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: нередко они его не осознают, потому что недостаточно действуют, поскольку живут преимущественно в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный.
Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком культурной нормы, как своей собственной цели и желаемого будущего [Аверин Н.Г.].
Необходимо выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни группы.
Огромное влияние на детей оказывают сказки (особенно в дошкольном возрасте); они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ различных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.
Предлагаемые нами формы, методики позволят создать в образовательных учреждениях воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения учащихся.
Пояснительная записка.
Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от воспитателей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такие дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение детей с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Воспитатель может добиться того, чтобы убеждения детей, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.
Мы ставим перед собой задачу коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возможностей, реабилитации и социализации в обществе. Мы осуществляем коррекционно-воспитательный образовательный процесс с учетом того, что воспитательная система в коррекционных группах должна оказывать корригирующее влияние на личность воспитанника. Эта задача решается путем включения в воспитательную работу системы образовательной деятельности духовно-нравственной направленности.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре программы воспитания. Она определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию воспитания. Программа духовно-нравственного развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на формирование: общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. При планировании воспитательной работы на учебный год педагог учитывает государственные и национальные праздники.
Цель программы: создать условия для формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, делающих её способной противостоять негативным факторам современного общества и выстраивать свою жизнь на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, развитие патриотического отношения к малой Родине и Отечеству, гражданского долга и ответственности.
Задачи.
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
- формирование стремления к доброте, правдивости, трудолюбию, вежливости;
- развитие самостоятельности в выборе нравственной позиции; способность различать нравственное и безнравственное в литературе, жизненных ситуациях;
- формирование навыков исследовательско-поисковой деятельности.
В области формирования социальной культуры:
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- формирование коммуникативных навыков и готовности к взаимной помощи, навыков доброжелательного общения, умения бесконфликтно общаться;
- формирование чувства патриотизма, гордости за свою страну;
- формирование интереса к культурному наследию своего народа; христианским ценностям.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье, как основе российского общества;
- формирование у воспитанников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство воспитанников с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:
● патриотизм - любовь к Родине, своему народу, малой родине ;
● социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
● гражданственность – долг перед Отечеством, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
● семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;
● личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самооценка и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
● труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
● наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
● традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности;
● искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие;
● природа - родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
● человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества.
Принципы организации содержания духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ:
- принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание бесед, сказок, виртуальных экскурсий должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример педагога.
- принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В дошкольном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Содержание программы:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма:
- элементарные представления о важнейших событиях истории России;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Ростовской области;
- любовь к детскому саду, своему городу, России;
- умение отвечать за свои поступки;
- негативное отношение к нарушениям порядка в детском саду, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- различение хороших и плохих поступков;
- представления о правилах поведения в ДОУ, в других общественных местах, дома, на природе;
- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- первоначальные представления о роли труда, значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- первоначальные навыки коллективной работы;
4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным.
5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музеям;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам.
Ожидаемые результаты:
результат в данном случае - это принятие детьми конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции; на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках. Только при наличии действий, поступков можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если дети с ОВЗ осознают, что такое «справедливость», «честность», «правдивость», «любовь к ближнему», и в разных жизненных ситуациях стремятся поступать в соответствии с этими понятиями, то можно отметить эффективность данной программы.
Мероприятия для детей с ограниченными возможностями, принимают самую разную форму – это и специальные спортивные мероприятия, и творческие конкурсы, и стандартные тематические и календарные праздники. Но самое главное, что все они должны дать возможность детям-инвалидам почувствовать себя равноправными членами общества, возможность ребенку не только раскрыть свои творческие способности, но и стать непосредственным участником.
Рекомендации в организации праздника:
1. Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.
2. Речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с программными требованиями, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.
3. При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.
4. При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.
5. При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.
6. Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника, т.к. участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма, украшение группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей.
7. Праздник не должен быть растянут во времени, т.к. слишком долго детям трудно удерживать внимание на происходящем.
8. В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.