Методические разработки
Из опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Музыка – могучий источник мысли
и ни с чем несравнимое средство развития
творческих сил разума.
Н. И. Монахов.
Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки и внеурочной деятельности»
Все начинается с детства: первые шаги, первые слова, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба. В воспоминаниях учеников школьные годы навсегда должны остаться светлыми, добрыми, яркими.
Уроки музыки играют большую роль в формировании развитой личности. Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве, в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.
Цель педагогической деятельности – разглядеть в каждом ученике личность, развивать то ценное, что заложено природой.
Необходимо сделать предмет «Музыкальное искусство» интересным и привлекательным для учащихся, при этом максимально учитывая межпредметную логику учебного процесса и возрастные особенности школьников, через формирование слушательского интереса достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитания у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным. Как этого достичь?
Прежде всего, используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии. На мой взгляд, наиболее перспективными принципами педагогической техники являются достижения, изложенные Г. К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно – коммуникативных средств». Необходимо изменить роль ученика: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. С помощью использования современных технических средств, можно повысить мотивацию ученика.
Урок музыки – это урок искусства. Каким мне видится этот урок?
Конечно же, творческим!
И поэтому проблема, над которой я работаю, звучит именно так: «Развитие творческих способностей учащихся в процессе урока музыки и внеурочной деятельности».
Моя главная задача - не погасить в ребёнке искру творчества, а соединить его обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями.
Основные виды музыкальной деятельности, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности:
1 Слушание музыки,
2 Исполнительская деятельность,
3 Игра на музыкальных инструментах,
4 Музыкальная грамота,
5 Импровизация,
6 Пластическое интонирование,
7 Музыкально-ритмические движения
Помочь ребёнку раскрыться, дать толчок и развить творческие способности у детей – это и есть моя основная цель при обучении каждого ребёнка.
Лучший способ для учителя развить творческие задатки у детей – это самому быть творческой личностью
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них». В.Г.Белинский
- Слушание музыки
Уроки музыки дают ученикам возможность развивать воображение, формируют художественную интуицию, высказывать свое собственное мнение.
Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Так, прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя!
Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала школьных занятий музыкой. Уже на первом уроке первого года обучения в классе должен быть установлен закон: когда в классе звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки. При этом необходимо, чтобы ребята сразу же поняли, что они должны выполнять этот закон не потому, что того требует дисциплина, а потому, что когда звучит музыка, только внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко воспринять ее и по-настоящему понять. Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах. Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и «музыкальные картинки» они слушают с удовольствием. Ведущая задача – умение слушать, целостно анализировать музыкальное произведение.
Для того, чтобы дети легче справлялись с этими задачами, на уроках использую различные методы и приёмы:
«Цветные карточки» – после прослушивания произведения учащиеся на уроке показывают карточки в зависимости от характера музыки (тёплые тона – музыка лёгкая, подвижная; холодные тона – музыка тяжелая, серьёзная).
«Словарь эмоций» – в тетрадях в две колонки ученики пишут, как можно больше слов-синонимов, разделяя их по характеру музыки: грустная и весёлая.
«Рисуем музыку» –после прослушивания музыки, ребята делятся своими впечатлениями в рисунках. Это задание может выполняться как домашнее.
На примере музыки Э.Грига «Утро». Я прошу уч-ся 3 класса закрыть глаза, а когда взойдет солнышко открыть. Только этот момент открытия глаз у всех детей разный. .
"Творческая мастерская". К прослушанному произведению подбираем погодные явления, соответствующие настроению произведения. Или учащиеся разбиваются на 3 группы: художники, поэты, танцоры. Дается установка на воспроизведение художественного образа услышанного произведения согласно своему виду деятельности.
"Художники-декораторы". "Художники-костюмеры". Оформляются декорации к программе (концерту), костюмы.
Ситуация "Я - психолог". Через прослушивание произведения композитора рассказать о нем, которого никогда не видели и не знали.
2. Исполнительская деятельность.
При работе над изучением песни используются следующие приёмы:
Игра «Эхо» – учитель поет фразу из песни, а дети повторяют её тише, как эхо.
В русской народной песне «Уж как шла лиса» используются приемы пальчиковой игры: по раскрытой ладошке левой руки шагают указательный и средний пальцы правой руки, повторяя движение восьмых длительностей. На слова «она села на пенек» складываем ладошки вместе и раскрываем их на слова «и читала весь денек».
Игра «На воображаемой гармошке» (Меха инструмента то сдвигаются, то раздвигаются). Используя образ гармошки, поучимся петь тихо и громко.
Когда руки широко раздвинуты, поем гласную «О» громко, в полный голос, когда руки сдвинуты, убавляем звучание. Репертуар, используемый для пения, включает три раздела: народные песни, темы из классических произведений, песни отечественных и зарубежных композиторов. Я подбираю песни, в которых перед ребятами раскрываются современные проблемы, общечеловеческие темы.
3. Инструментальное музицирование.
Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией Известный и благодатный пример музицирования на детских инструментах р.н.п. "Светит месяц", "Озорные частушки" Р.Щедрина. Наблюдая, что инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у моих учеников, желание каждого попробовать свои силы, я часто использую эту деятельность для общего музыкального и творческого развития.
4. Пластическое интонирование.
Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас "договаривают" тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от "переизбытка" чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения. Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки .
Упражнение «Воображаемый оркестр»- выбирается дирижёр. Участники выбирают себе любой инструмент из симфонического оркестра. Дирижёр руководит игрой на воображаемых инструментах.
Или танцевальное упражнение «Танец сидя»- сидя на стуле напротив друг друга, держась за руки, станцевать польку. С. Рахманинов «Итальянская полька». Цель таких упражнений - активизация тела, снятие напряжения и конфликтов, развитие возможности и чувства телесной свободы.
5. Импровизация
Импровизация - это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников.
6. Музыкально-ритмические движения.
Часто на уроках музыки игровую ситуацию создаёт неожиданное начало урока. Сегодня у нас на уроке…весёлый музыкант. Послушайте, на каких инструментах может играть наш гость. Ответы детей – на скрипочке, балалайке и барабане. А дальше начинается творчество – изображаем игру на этих инструментах. Особенно нравится детям играть на балалайке (некоторые притоптывают ножкой, кто-то даже пускается вприсядку).
Кроме того, творчество всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому оно развивает прогрессивную самооценку ребёнка.
Обновление содержания музыкального образования направлено на знакомство учащихся со стилями и жанрами современной музыки.
Это связано с потребностью и интересами школьников, для которых современная популярная музыка является важным компонентом в досуговой деятельности.
Использование ИКТ.
Казалось бы, предмет музыка, насыщенный чувствами и эмоциями несовместим с точным языком операционных систем.
Однако использование мультимедиа делает урок музыки более ярким, зримым, запоминающимся. На уроках музыки применяю анимацию, видеофрагменты, слайды, электронные варианты тестов.
Кроме преподавания в школе предмета «Музыка», важной частью моей деятельности как педагога является внеурочная деятельность, где продолжаются развиваться творческие способности учащихся.
Итог творческих достижений– это участие в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, где представлены различные жанры народного и авторского песенного и поэтического творчества.
Именно там дети могут применить всё своё умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.
Форма различная: праздники, конкурсы, музыкальные путешествия, утренники, муз. сказки. К каждому исполнению, выступлению стараемся подойти творчески: от продумывания костюмов до исполнительского мастерства. Награда за труд- аплодисменты зрителей.
«Творить - жить дважды». А.Камю.
На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе. Мудрость творчества заключается в том, что не надо "торопить" чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, ребёнок внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.
Заключение.
. Смысл преподавания музыкального искусства в школе заключается в том, что, занимаясь музыкой, дети находятся в процессе активной творческой деятельности. Они сами поют и сами играют, приучаясь не только воспринимать красоту музыкальных произведений, но и трудиться, создавая ее «своими руками». Активный характер занятий музыкой учит лучше видеть окружающую жизнь и понимать собственный духовный мир.
В заключении хочу сказать: я стараюсь научить детей мыслить, чувствовать, сопереживать, ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщить к высшим духовным ценностям. Через общение с искусством музыки ребенку легче понять себя и найти свое место в мире, у детей развивается не только интеллект, но и формируются духовно-нравственные ценности.
Закончить хочется словами В. А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»
Список литературы.
- Л.Г. Арнажникова «Профессия – учитель музыки». Москва.1994 г
- Б.Н.Бегак «Воспитание искусством» Москва. 2000 г.
- М.М.Берлянчик «Пути активизации музыкального воспитания личности». Москва.1999 г.
- Л.Г. Дмитриева «Методика музыкального воспитания в школе». Москва. 2003 г.
- Д.Б. Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе». Москва.1973
6. Константинова Л.В. Развитие творческих способностей младших школьников // Начальная школа, 2000. №7.
- Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Мир,1979
- Вишневская С. О. «Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка»
- Н.И. Монахов «Умом и сердцем». Москва, 1999 г.
- И.В. Нестьев «Учитесь слушать музыку». Москва.1987 г.
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Из опыта работы учителя музыки МБОУ Монастырщинская средняя школа им.А.И.Колдунова Перегонцевой Оксаны Ивановны
Актуальность проблемы патриотического воспитания обучающихся обусловлена социальной ситуацией развития современного общества, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни России. Патриотическое воспитание является важнейшим средством укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации.
Его цель заключается в формировании патриотических чувств и сознания, готовности к выполнению гражданского долга по защите Родины, упрочении единства и дружбы народов России.
Искусство является одним из важнейших средств воспитания лучших
человеческих качеств: духовности и нравственности, патриотизма. Можно с
уверенностью утверждать, что сформировать патриотизм у обучающихся невозможно в полной мере без использования богатейшего потенциала, который заключает в себе музыкальное искусство. Воспитание патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, так как этот процесс направлен на формирование настоящего и будущих поколений, а наши молодые современники должны не только овладеть определенным объемом знаний, но и стать духовно зрелыми.
Изучение мировой и отечественной художественной культуры, зарубежной, русской музыки и музыки других народов России позволяет приобщить обучающихся к культуре различных народов и стран, укрепить столь свойственную любому народу толерантность, предупредить проявления национальной дискриминации и экстремизма.
Главной задачей на уроках музыки должно быть обогащение детей знаниями о музыке своей Родины. Обязательным качеством уроков музыки являются их эмоциональная насыщенность, творчески активное, эстетическое отношение обучающихся к любому выполняемому заданию.
Сложность музыкально-воспитательного процесса определяется рядом
моментов: при коллективной форме занятий необходимо учитывать индивидуальные возможности учащихся, подбор музыкального материал для изучения должен соответствовать возрастным особенностям обучающихся,
каждый элемент урока должен быть активным и выполнять роль приобщения обучающихся к музыкальному искусству.
Большую роль в воспитании патриотических чувств детей играет народный фольклор: прибаутки, потешки, песни с историческими сюжетами, трудовые песни, народные игры с пением и движением. Учитель использует на уроках, к примеру, потешки для распевания:
«Скок - поскок молодой дроздок», «Андрей-воробей», «Котя, котенька коток», «Василек», «Дождик» и т д, Трудовые песни «Эх, ухнем» (6кл), «Дуня – тонкопряха» 6кл, «Во кузнице» - 5кл, песни с историческими сюжетами в 6 классе.
Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой культуры. Учитель знакомит обучающихся с биографиями и творчеством русских и отечественных композиторов, таких как Михаил Иванович Глинка, П.И.Чайковский, Модест Петрович Мусоргский, Н.А.Римский – Корсаков в 7 классе - С.Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян - в 8 классе, что позволяют понять детям, как они неустанно трудились на благо нашего Отечества. Так в 7 классе на уроке учащиеся знакомятся с арией Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, слушая которую можно четко осмыслить красоту подвига во имя Родины. В 8 классе музыкальное произведение «Вставайте, люди русские» «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский». Кантата выражает веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к в своему народу и стране.
Рассмотрим программный материал по музыке и пению для обучающихся 1-8 классов.1- 4 классах дети знакомятся с детскими песнями, которые рассказывают о явлениях окружающей жизни, способствуют воспитанию патриотических чувств: о красоте русской природы - «Во поле береза стояла» (русская народная песня), «Лесная прогулка», музыка Татаренко, слова В.Викторова (1кл.); «Осенняя песня», слова и музыка С.Юдиной (1кл.); «Березонька», музыка А.Филиппенко, слова Т.Волгиной (3кл.);
о величии России, о любви к большой и малой Родине: «Наша Родина сильна», музыка А. Филиппенко, слова Т.Волгиной (1кл.); «Здравствуй, Родина моя», музыка Ю.Чичкова, слова К.Ибриева (2кл.); «Родина – одна», музыка Л.Сидельникова, слова М.Пляцковского (2кл.), «Родниковая Русь», музыка Н.Разуваевой, слова Яковенко (3кл.); «Моя Россия», музыка Г.Струве, слова Н.Соловьевой (3кл.), «Ромашковая Русь», музыка Ю.Чичкова, слова М.Пляцковского (6кл.); «Мы землю эту Родиной зовем», музыка Ю.Чичкова, слова М.Пляцковского (4кл.); «Край мой родимый», музыка Н.Разуваевой, слова Т.Башмаковой (2кл.); «Край, в котором ты живешь», музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина (3кл); «Родные места» из сказки «Приключения кузнечика Кузи», музыка Ю.Антонова, слова М.Пляцковского (4кл); «В Подмосковье ловятся лещи» из мультфильма «Старуха Шапокляк », музыка В.Шаинского, слова Э.Успенского (6кл); «Уголок России», музыка В.Шаинского, слова Е.Шевченко (7кл); «Сторона моя» муз. Космачева сл. Л.Дербенева (7кл.), Березовый сок» муз.В.Баснера, сл. М. Матусовского (7кл), «Отговорила роща золотая» муз Григория Пономаренко сл. С.Есенина, «Гляжу в озера синие» муз. Афанасьева, сл. И.Шаферана, «Рассвет – Чародей» муз. Вл. Шаинского, сл. М.Танича., «С чего начинается Родина» муз В. Баснера, сл. М. Матусовского.
о славной нашей Армии: «Слава армии родной», музыка Н.Елисеева, слова Е.Степанова (1кл); «Песня о пограничнике», музыка С.Богословского, слова О.Высотской (2кл); «Не плачь девчонка!», музыка В.Шаинского, слова Б.Харитонова (4кл); «Солдат молоденький», музыка В.Шаинского, слова М.Львовского,» Солдатушки, бравы ребятушки» (4кл) русская народная песня, «Катюша», музыка М.Блантера, слова М.Исаковского (5кл); «Если мы войну забудем», музыка В. Шаинского, слова Р.Рождественского (6кл); «Три танкиста» муз. Братьев Покрасса, сл Ласкина, (6кл), «Погоня» муз Я.Френкеля сл.Р.Рождественского. (6кл).
Песни Великой Отечественной войны «Священная война» муз А. Александрова сл. В. Лебедева – Кумача (6кл.), «На безымянной высоте» муз.В.Баснера сл Матусовского, «Темная ночь» муз. Н.Богословского, сл.Агатова, ), «Женька» муз. Жарковского сл К.Ваншенкина(7кл), «Нам нужна одна Победа» муз. Б. Окуджавы, «День Победы» муз Д.Тухманова (8кл).
Таким образом, на материале этих произведений учитель музыки имеет большие возможности воспитывать в духе любви к Отечеству, родной природе, истории своего государства к национальным традициям русского народа, любви к защитникам Отечества, воспитывать патриотические чувства и формировать личность человека с высокими нравственными качествами. Музыка, понятая и прочувствованная ребенком, становится важным средством нравственно-патриотического воспитания.
Желание высказать свои мысли и чувства не может появиться у ребят, если нет интереса к уроку и музыке вообще. Поэтому я стараюсь создать на уроке атмосферу доверия, доброжелательности, применяю разнообразные методы и приемы активизации познавательной деятельности, чтобы разбудить детское внимание и воображение, способствовать зарождению любви к музыке и ее пониманию. Большое внимание я уделяю слову о музыке, т.е. словесному методу. После того, как прослушана музыка детьми, я обращаюсь к ним с вопросами, цель которых вызвать их на разговор, услышать мнение о прослушанной музыке. Перед знакомством с новой песней часто пользуюсь методом рассказа, рассказываю о том, как и когда создавалась песня, детям это интересно, они с большим интересом воспринимают данный материал.
Так, например, после слушания песни «Наш край» Д.Кабалевского, я рассказываю детям, как появилась эта лирическая песня, детская и взрослая песня о Родине, ставшая одной из популярнейших и любимых. Летом 1952 года композитор находился в Доме творчества в Рузе. Кабалевский работал на террасе. Однажды к нему приблизилась группа ребят-пионеров. Один из них подошел к композитору и сказал: «Напишите, пожалуйста, песню! Завтра в лагере, расположенном по соседству, будет линейка и нужна песня». Композитор не мог отказать детям и, взяв стихи Антона Пришельца, написал музыку и отнес ее ребятам в лагерь. На следующий день с берегов Москвы-реки к композиторским дачам донеслась песня «Наш край».
Еще пример о появлении песни «Священная война», слова Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова. 15 июня 1941 года группа писателей и поэтов вернулись в Москву из Кубинки с военных сборов. Они узнали о том, что с ними имеет встречу редактор из музыкального отдела радио, просит их зайти. При встрече редактор спросил: «Не кажется ли вам, что вот-вот начнется война с немцами? Надо подумать о том, с какими песнями красноармейца пойдут в бой. Если удастся написать в ближайшие дни песню, приносите.
Обещаю вам, что до начала войны о ваших сочинениях такого рода никто не узнает».
В.Лебедев-Кумач приступил к работе над стихотворением 24 июня 1941 года «Священная война» была опубликована в «Известиях» и «Красной звезде». На четвертый день войны композитор А.В.Александров написал музыку на эти стихи, песню срочно разучил Краснознаменный ансамбль, она зазвучала по радио. Эта песня была необходима в те грозные дни. Она стреляла, как пушка, стоявшая в засаде.
Работа на уроке над певческим материалом ведется следующим образом: читаю текст произведения, провожу словарную работу, сама исполняю песню, потом разучиваем в виде игры «Эхо», работаем над дикцией, интонацией, исполнительским мастерством. Хочу отметить, что дети любят петь патриотические песни, знают их, хорошо запоминают.
Урок музыки бывает один раз в неделю. Но чтобы знания и впечатления, полученные обучающимися на уроке, дали ростки, каждый учитель должен подумать о внеурочной деятельности. На уроках я стараюсь вводить в знание детей музыку, как необходимую часть жизни. Многие обучающиеся, которые любят петь, занимаются еще и в объединении дополнительного образования «Вокально – хоровое пение» В хоре ребята не только разучивают новые музыкальные произведения, но и продолжают развивать те навыки и умения, которые приобрели на уроках музыки. Серьезная работа ведется в области развития музыкальных способностей, в области освоения вокала, совершенствования исполнительской культуры. Урок музыки и занятия в вокально – хоровом коллективе закладывают в детях основу музыкальной культуры. В репертуаре хора песни о Родине, о защитниках Отечества, о любви к Отчизне. С большим чувством исполняют дети песни: «Уголок России» В.Шаинского, «Ромашковая Русь», слова М. Пляцковского, музыка Чичкова, «Пусть всегда будет солнце», «Большой хоровод», музыка Б.Савельева, «Родина-светлая песня», музыка А.Левашова, «В мире красок и мелодий», музыка Ю.Чичкова.
В период подготовки к Дню Победы в Великой Отечественной войне дети исполняют песни «Священная война», музыка Александрова, «День Победы», музыка Д.Тухманова, «Баллада о солдате», музыка В.Соловьева - Седого, «До свидания мальчики», «Эх, дороги» Муз Н. Новикова.
Одной из форм работы по патриотическому воспитанию является проект «Филармония школьника», посвященный отечественным композиторам. Уже стало традицией совместное проведение мероприятий с преподавателем фортепианного отделения МБУДО «Монастырщинская ДШИ» Саврасовой Т.А.
Результатом творческой работы обучающихся ДО является ежегодное участие и победа в фестивалях и конкурсах различного уровня, где всегда есть место песням на патриотическую тему.
Через музыку обучающиеся учатся, ценит прекрасное в искусстве, в отношениях людей, любить свое Отечество, свой отчий дом, природу, формируют патриотические чувства. Д.Кабалевский говорил: «Прекрасное побуждает доброе». И действительно, как показывает опыт работы, музыка делает детей серьезнее, добрее, отзывчивее, обогащает их новыми мыслями, чувствами, положительными эмоциями. Музыка, понятая и прочувственная ребенком, становится важным средством патриотического и нравственного воспитания.
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Креативность - это ключ к успеху!
Развитие креативного мышления на уроках музыки
(из опыта работы)
Слайд 2
Музыка как предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, характера и воли к самореализации, другими словами - это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.
Что такое креативность и креативное мышление? Слайд 3
Креативное мышление считается одним из ключевых навыков XXI века. В современном мире от нас все чаще требуют не только конкретных знаний и навыков, но и креативного подхода к решению задач.
Креативность (от лат. креативе - созидание)-– это способность к творчеству, возможности сделать что-то новое, умение создавать что-то новое, отходя от традиционных или принятых схем мышления. Креативность, с одной стороны, талант, с другой — великий труд. Человек должен развить способность придумывать что-то по-настоящему новое.
Понятие ввел в научный оборот в сер .60-х гг. 20 в. Джой Пол Гилфорд (1897-1987) (США) – америк. психолог, профессор, создатель модели структуры интеллекта, занимался исследованиями интеллекта в части памяти, мышления, внимания, творчества и темперамента. Им также предложены основные параметры креативности: способность к обнаружению и постановке проблем, генерированию новых идей, гибкость, оригинальность, способность к анализу и синтезу и т.д.
Креативность не является врождённой способностью, креативному мышлению можно систематически обучать.
Креативное мышление – это способность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей. С помощью креативного мышления мы можем генерировать новые идеи, действовать не так, как привыкли, и находить выходы из сложных ситуаций.
Слайд 4
Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Мышление человека имеет общественную историческую природу, неразрывно связано с практической деятельностью.
Развитие креативного мышления учащихся на уроках музыки невозможно без таких основ, как активность, изобретательность, новизна, оригинальность, созидание, творчество.
Почему - то у многих учащихся, да и некоторых педагогов сложилось такое мнение: музыка - предмет несерьезный, он не требует особого вдумчивого изучения. Однако отнюдь, все это не так. Музыка может о многом рассказать. Но готовы ли мы к общению с ней, умеем ли правильно слушать и понимать ее? Этому, как и многому другому в жизни, необходимо учиться с раннего возраста.
Слайд 5
Основной целью современного образования является формирование социально активной личности школьника, способной полноценно реализовать себя в новых жизненных условиях, то есть человек должен обладать гибким мышлением, свободным воображением, фантазией, интуицией в любой сфере деятельности.
Слайд 6
Музыкальное образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения и ФГОС НОО предусматривает формирование основ учебной деятельности младшего школьника - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. При этом значительное внимание уделяется развитию эмоциональной привлекательности процесса обучения музыке, укреплению познавательного интереса, как ведущего фактора успешности образовательного процесса. В старших классах свою деятельность направляю на формирование умений систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит к поиску нестандартных способов решения проблем.
Отсутствие в программах по музыке жестко регламентированного деления музыкального материала на учебные темы позволяет учителю творчески подходить к подбору материала в зависимости от художественно-педагогической идеи урока, особенностей и уровня развития класса. Необходимо включать в программу обучения разделы, которые бы позволяли учащимся демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать свой творческий потенциал.
Слайд 7
Обучение должно быть «проблемным», чтобы у учащихся развивалось воображение, творчество, расширялась самостоятельность, дети были эмоционально отзывчивы, применяли не только способы действий, но и могли найти выход решения из заданной ситуации. Например, вопросы, которые поощряют учеников думать творчески: представьте себе, сочините, порассуждайте, предложите гипотезу и т. д. Поэтому урок музыки предоставляет учителю простор для развития креативности учащихся при помощи использования разных методов и приёмов. Методы развития творческого мышления не имеют правильных или неправильных ответов, они не ограничиваются в численности. Особенности этих методов: подводить детей к восприятию мира и искусства не с помощью понятий, а с помощью «подготовки» разбуженным чувством. В своей практике работы методы применяю не изолированно, а в различных сочетаниях.
Слайд 8
Использование методов, приемов, технологий
Метод контрастного сопоставления произведений Слайд 9
позволяет мне заинтересовать детей, потому что он активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения, способствует проявлению и выражению эмоционально-оценочного отношения ребенка к искусству — первоначальных предпочтений, эмоциональных и интеллектуальных оценок, собственных суждений. Применяю данный метод с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, например: «Найти черты, которые произведение объединяют или отличают»; «Какое произведение больше понравилось: в оркестровом или фортепианном исполнении? Сравнить музыкальные образы двух произведений: романса М.Глинки «Жаворонок» и пьесы П.Чайковского «Песня жаворонка» из «Детского альбома»; сравнить два музыкальных пейзажа С. Прокофьева из «Детской музыки» - пьесы «Утро» и «Ходит месяц над лугами». Какими средствами музыкальной выразительности композитор рисует картины природы? Какие чувства возникают у вас после знакомства с этими произведениями?»
Слайд 10
В результате использования метода уподобления характеру звучания у детей формируется положительное эмоционально-оценочное отношение к музыке, что способствует глубине восприятия, развитию творческой активности, т.к метод предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Например, задание: «Подберите литературный и живописный ряд, помогает усилить эмоциональное восприятие пьес Г.Свиридова «Весна и осень» из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель», определить общие средства выразительности в разных видах искусства - музыке, литературе, живописи.
Слайд 11
Метод размышления о музыке приводит к открытию новых познаний, подразумевает выбор проблемы, которую способна решить музыка и поиск ответа на нее самими учениками.
Применяя метод «6 шляп мышления» можно перейти от шаблонного, копирующего типа мышления к намеренному и сосредоточенному. Например, по теме: «Первое путешествие в музыкальный театр» в 5 –м классе, после данной учащимся информации по теме урока, слушание музыкальных фрагментов, делю класс на 6 групп, получается 4 (5) чел., даю им на выполнение задания 5 минут и затем учащиеся отвечают, делятся своими находками. Белая – информация «Что такое музыкальный театр, опера, либретто, исполнитель, ария, в какой стране и когда возникла опера, какие виды искусств взаимодействуют в опере?»; красная – высказывание своих чувств после прослушивания разных фрагментов из оперных произведений, «Какие чувства вызывает эта музыка?»; черная – оценка, рассуждения «Понравилась ли учащимся эта музыка, будут ли они слушать такую музыку, пойдут ли в музыкальный театр, на показ оперы?; желтая (защита) - необходимость: посещения оперного театра, прослушивания данных музыкальных произведений, знаний о композиторе, литературной основе, исполнителях, постановках, премьере; зеленая (творчество) – рисунок по теме урока (персонаж, эскиз, костюм, декорация к опере), создание программки к опере; синяя (итог) – обобщение новых знаний, составление синквейна на тему урока, ответы на вопросы: «Верно, ли, что, верите, ли вы что?»
Слайд 12
Использую метод «Мозговой штурм» при обсуждении идей для решения, в том числе, экстренных задач, в разработке креативных решений, особенно когда привычные методы не работают, например детям предлагается составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова:
а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);
б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс «Венецианская ночь»);
в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).
Прием «Лишнее звено» (расширение кругозора в разных областях знаний), например: зачеркни слово, являющееся лишним в логической цепочке, например: романс – вальс – ария; ритм – темп – мелодия; флейта – скрипка – виолончель; forte – piano – allegro и т.д.
Игра «Исправь логические ошибки в предложениях» (развитие логического мышления), например: «Вальс цветов» из оперы П.И. Чайковского «Щелкунчик» исполняется полным составом оркестра, но во вступлении наиболее выразителен тембр арфы. Солирующими тембрами в цикле концертов А. Вивальли «Времена года» являются медные духовые инструменты.
Слайд 13
Творческие задания на уроках музыки могут иметь полихудожественную направленность (развитие художественного мышления, творческого воображения, исследовательских способностей, умения обобщать информацию и формирование коммуникативных компетенций): возможны связи с литературой, поэзией, живописью. Например, ученикам предлагается выбрать из нескольких репродукций одну, наиболее близкую по содержанию, исполняемому либо изучаемому музыкальному произведению. Возможен подбор стихотворений, пословиц, поговорок. Полихудожественный характер уроков музыки имеет огромные перспективы для обучающихся в средних и старших классах общеобразовательной школы. Связи музыки с историей, литературой, живописью, поэзией будут возможны, например, в следующих темах:
- Исторические сюжеты в русской музыке XIX века (на примере опер: М.И. Глинки «Иван Сусанин»; М. П. Мусоргского «Борис Годунов», «Хованщина»; Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка» и др.)
- Немецкая поэзия в творчестве Ф. Шуберта (Р. Шумана)
- А.С. Пушкин в музыке
- Шекспировская тема в музыкальном искусстве
- Пейзаж в творчестве русских художников и композиторов XIX в. – и др.
Слайд 14
Для развития креативного мышления использую разные технологии. Применяя технологию сотрудничества дети дают оценки себе, свои одноклассникам, музыкальным произведениям, что заставляет их думать, отстаивать свою точку зрения, активизируя свой музыкальный опыт, побуждает делать выводы о правильности той или иной позиции, приводить музыкальные примеры, т.к. в ходе дискуссии формируются взгляды и убеждения учащихся. Например, на тему: «Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» в 7 - м классе: подростки с интересом определяют лучшую интерпретацию или композитора произведения, чье творчество им уже знакомо. По теме: «Классика и современность» в 7 –м классе вопрос: «Какое из произведений можно отнести к классике?» приводит учащихся к дискуссии, мнения их разделяются.
При использовании технологии работы с текстом в начальной школе и 5–6 классах у детей происходит «погружение» в текст, поиск необходимой информации при ответе на вопрос, учу ребят включать творческое воображение. Например, во 2-м классе по теме: «Опера «Руслан и Людмила», сначала мы с детьми читаем и обсуждаем название темы урока, анализируем, спрашиваю у детей: «Какие вопросы у вас возникли, на что вы обратили внимание, знакомо ли вам это произведение, кто его написал, о чем оно, кто главные действующие лица? Как вы думаете, как будут дальше развиваться события? Как вы думаете, что сейчас произойдет? Что вас удивило в этом произведении? Что показалось самым интересным? Каким человеком вам представляется Баян? Какие инструменты сопровождают вокальную партию? Какой инструмент может исполнять арпеджированные аккорды? Как на этом инструменте играют?»
Слайд 15
Выполнение разнообразных заданий: слушание музыки, сравнение, анализ, домысливание сюжета программного произведения (например, «Восстанови справедливость»: досочинить окончание программного содержания оркестровой пьесы А. Лядова «Кикимора». Кикимора, злая на весь свет, может превратиться в прекрасную принцессу, добрую фею и др. , возможна небольшая музыкальная импровизация-мелодия, характеризующая чудесное перевоплощение образа, художественное иллюстрирование музыки (например, в 7 классе по теме: «Камерная инструментальная музыка. Этюд» нарисовать этюд к одному из полюбившихся в ходе слушания на уроке сочинений: этюдов Ф.Листа, Ф.Шопена; показать в рисунке настроение музыки, художественный образ музыкального произведения), коллективное сочинение стихов или четверостиший, рассказов или сказок к наиболее полюбившимся произведениям (например «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского); сочинение мелодий на стихотворные строки, пластическое интонирование, ритмические игры-разминки, подбор цветовых ассоциаций, импровизации, составление синквейна, создание ребусов, замысловатых головоломок, кроссвордов, участие в проектной деятельности, использование приема «Верите ли вы, что…?, «Верно ли, что?», развивает чувствительность человека к музыкальным произведениям, помогая через доступную деятельность выразить свое индивидуальное видение содержание музыкального произведения, ведет в активизации креативности учащихся.
Слайд 16-19
Включение активных методов, приемов, технологий в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает обратную связь между учащимися и учителем, приводит к поиску выполнению заданий на уроке и дома нестандартным способом,.
Отследить развитие креативного мышления учащихся могу не только на уроках и во внеурочной деятельности, но и на интернет - портале «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/
Слайд 20
Подводя итог сказанному, следует отметить, что креативность - неотъемлемая часть человеческой духовности и условие творческого саморазвития личности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музыка как предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности : интеллекта, практического ума, трудолюбия, характера и воли к самореализации, другими словами - это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы
Что такое креативность и креативное мышление? Креативность – это умение создавать что-то новое, отходя от традиционных или принятых схем мышления Креативное мышление – это способность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей
Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности, позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Мышление человека имеет общественную историческую природу, неразрывно связано с практической деятельностью (советский энциклопедический словарь, словарь русского языка С.И.Ожегова )
Основная цель современного образования : формирование социально активной личности школьника, способной полноценно реализовать себя в новых жизненных условиях, то есть человек должен обладать гибким мышлением, свободным воображением, фантазией, интуицией в любой сфере деятельности
Музыкальное образование в начальной школе предусматривает формирование основ учебной деятельности младшего школьника - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат
Обучение должно быть «проблемным» развитие воображения, творчества, расширение самостоятельности, эмоциональная отзывчивость, умение применять не только способы действий, но и найти выход решения из заданной ситуации
Использование методов, приемов, технологий метод контрастного сопоставления произведений метод уподобления характеру звучания музыки метод размышления о музыке метод «6 шляп мышления» метод «мозговой штурм» прием «лишнее звено» игра «Исправь логические ошибки в предложениях» задания полихудожественной направленности технология сотрудничества технология работы с текстом
Метод контрастного сопоставления произведений способствует проявлению и выражению эмоционально-оценочного отношения ребенка к искусству — первоначальных предпочтений, эмоциональных и интеллектуальных оценок, собственных суждений
Метод уподобления характеру звучания музыки формирует положительное эмоционально-оценочное отношение к музыке, что способствует глубине восприятия, развитию творческой активности, т.к метод предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа
Метод размышления о музыке приводит к открытию новых познаний, подразумевает выбор проблемы, которую способна решить музыка и поиск ответа на нее самими учениками Метод «6 шляп мышления» (ролевая игра) переход от шаблонного, копирующего типа мышления к намеренному и сосредоточенному
Метод «Мозговой штурм» обсуждение идей для решения, экстренных задач, разработка креативных решений , особенно когда привычные методы не работают ( музыка – литература - композитор) Прием «Лишнее звено» расширение кругозора в разных областях знаний Игра «Исправь логические ошибки в предложениях» развитие логического мышления
Задания полихудожественной направленности (связи музыки с историей, литературой, живописью, поэзией) развитие художественного мышления, творческого воображения, исследовательских способностей, умения обобщать информацию и формирование коммуникативных компетенций
Технология сотрудничества заставляет учащихся думать, отстаивать свою точку зрения, активизируя свой музыкальный опыт, побуждает делать выводы о правильности той или иной позиции, приводить музыкальные примеры, так как в ходе дискуссии формируются взгляды и убеждения учащихся Технология работы с текстом «погружение» в текст, поиск необходимой информации при ответе на вопрос, включение творческого воображения
Выполнение заданий: слушание музыки сравнение анализ домысливание сюжета программного произведения художественное иллюстрирование музыки сочинение стихов или четверостиший, рассказов или сказок к наиболее полюбившимся произведениям сочинение мелодий на стихотворные строки пластическое интонирование ритмические игры-разминки подбор цветовых ассоциаций импровизации составление синквейна создание ребусов, головоломок, кроссвордов прием «Верно ли, что?» проектная деятельность
Креативность – неотъемлемая часть человеческой духовности и условие творческого саморазвития личности