Главные вкладки
Я участница Муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России - 2025"
Я участница Муниципального этапа
Всероссийского профессионального конкурса
"Воспитатель года России - 2025"
Визитная карточка участника Муниципального этапа конкурса "Воспитатель года России - 2025"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе «Я - воспитатель» | 12.62 КБ |
Проект "Вода, вода, кругом вода" | 1.92 МБ |
Методическая разработка | 94.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Я - воспитатель»
Я – воспитатель: предназначение и призвание
Быть воспитателем – это не просто профессия, это предназначение и призвание. Это неотъемлемая часть моей личности, которая определяет мой образ жизни, мои ценности и мои цели. В каждом маленьком человеке, которого я встречаю, я вижу потенциал, искру, которую нужно разжечь, чтобы она превратилась в яркий огонь.
Я вижу свою роль не только в обучении, но и в воспитании целостной личности: доброй, отзывчивой, любознательной, уверенной в себе. Я стремлюсь вдохновлять детей, зажигать в них интерес к познанию мира, формировать критическое мышление и творческие способности.
Я – проводник в мир знаний и наставник, который помогает преодолевать трудности. Я – друг, который разделяет радости и печали своих воспитанников, и родитель, который заботится о их благополучии.
Мое сердце переполняет радость, когда я вижу счастливые лица детей, искру вдохновения в их глазах, успех в их достижениях. В этот момент я понимаю, что мое предназначение имеет смысл.
Быть воспитателем – это тяжелый труд, который требует терпения, любви, творческого подхода и постоянного самосовершенствования. Но я готов к этим вызовам, потому что люблю свою работу. Я верю в ценность своего вклада в развитие будущих поколений.
Я не просто воспитатель. Я – строитель будущего, творец детских сердец, неутомимый искатель знаний и друг детей. И я горжусь своим призванием.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Вода, как мотивационное средство в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила:
Вагу Карина Игоревна
воспитатель
Муниципального дошкольного
образовательного учреждения
детский сад п. Тихменево
Рыбинского муниципального района
2024 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Теоретический аспект использования игровых упражнений с водой в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
- Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей
1.2 Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.
1.3.Обоснование необходимости использования игровых упражнений с водой в образовательной деятельности со старшими дошкольниками.
Глава II. Содержание работы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых упражнений с водой.
2.1. Результаты первоначального исследования по определению уровня речевого развития детей старшей группы.
2.2. Разработка и реализация мероприятий, направленных на повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
2.3. Анализ результатов реализации комплекса мероприятий по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых упражнений с водой.
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение.
Актуальность методической разработки.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Использование игр при формировании речи в дошкольном возрасте является актуальным в связи с тем, что игра, являясь простым и близким ребенку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.
Новые стандарты образования побуждают к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с дошкольниками. Работая с детьми дошкольного возраста, хочется разнообразить виды деятельности, включая и образовательную деятельность, поэтому мной было принято решение внести в занятия по развитию речи игровые упражнения с водой. Игровые упражнения с водой обеспечивают большой образовательный и воспитательный эффект, дополняя стандартные формы обучения. Данный вид занятий является актуальным, эффективным и перспективным.
Игра с водой – это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых интересных способов обучения. Игры с водой используются и проводятся мною в качестве дополнительного инновационного педагогического приема.
Цель методической разработки: Развитие речи, познавательных процессов через игровые упражнения с водой в образовательной деятельности и индивидуальной работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Формирование эмоциональной сферы, моторных и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами игровых упражнений с водой.
Объект исследования: речевое развитие и познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровые упражнения с водой, как фактор, имеющий влияние на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования мною были поставлены задачи:
- формировать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- воспитывать звуковую культуру речи, обогащать, уточнять и активизировать словарь, формировать грамматический строй речи, развивать связную речь, коммуникативные умения;
- формировать у детей навыки игровых действий с водой;
- развивать наблюдательность, творческие способности детей, мелкую моторику рук;
- совершенствовать предметно-игровую деятельность.
Новизна методической разработки заключается в создании картотеки игровых упражнений с водой, применяемых в процессе образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Планируемый результат: воспитание звуковой культуры речи; обогащение, уточнение и активизация словаря; сформированность грамматического строя речи; развитие связной речи, развитие коммуникативных умений, развитие познавательных интересов, любознательности, мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Практическая значимость: состоит в разработке, подборке и реализации мероприятий, направленных на повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Опыт работы по использованию игр и игровых упражнений с водой в развитии речи детей старшего дошкольного возраста может быть использован для образовательной практики детских садов.
Глава I. Теоретический аспект использования игр с водой в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
1.1 Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей
Вопросы речевого развития детей издавна интересовали многих исследователей. У каждого из них свое понимание проблемы обучения, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов речевого развития.
Все педагогические исследования, относящиеся к вопросам речевого развития детей, обращаются к наследию К.Д. Ушинского, так как ему принадлежат произведения, подчеркивающие роль родного языка в воспитании ребенка и раскрывающие конкретные методы обучения.
Идеи Л.Н. Толстого и особенно К.Д. Ушинского разрабатывала Е.И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи. Она считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи – значит владеть орудием умственного развития человека [1].
Большой вклад в разработку проблемы развития связной речи внесла A.M. Леушина, которая предлагала вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того, чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже имеется в детской речи [3].
Рассматривая основные задачи, направленные на речевое развитие детей, следует отметить, что дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Исследования психологов, педагогов, лингвистов (В.В. Виноградов, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, М.М. Конина, А.А. Леонтьев, A.M. Леушина, Л.А. Пеньевская, А.А. Пешковский, С.Л. Рубинштейн, О.П. Соловьева, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконин) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников [2].
О.С. Ушакова говорит о том, что выделяют три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку. Во-первых, структурное (формирование разных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического); во-вторых, функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связной речи, речевого общения); в-третьих, когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны речевого развития дошкольников [6].
1.2.Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Говоря об особенностях развития речи старших дошкольников, следует отметить, что на данном возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Фразы становятся развернутыми; произношение - чище, высказывания - точнее. Ребенок не только вычленяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было ясно и понятно, что он им хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать к ним свое эмоциональное отношение.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря, которое осуществляется не только за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами, новыми словами, обозначающими действия, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, за счет использования новых суффиксов, приставок, которые дети начинают широко употреблять. Все чаще в речи ребенка появляются обобщающие существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. Многие слова из пассивного запаса слов переходят в активный словарь.
За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. Обычно к 5 годам количество слов доходит до 2000-2500.
Словарь дошкольников активно обогащается за счёт слов, придуманных ими. Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. При этом новые, придуманные слова построены по законам языка на основе подражания тем формам, которые дети слышат от окружающих взрослых. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.
На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно. Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки. Освоение грамматического строя представляет для детей большую сложность, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлечённостью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.
В старшем дошкольном возрасте происходит завершение освоения системы родного языка. К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже.
У детей встречаются ошибки в чередовании согласных, в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов. Трудности для ребёнка представляют сочетание существительных с числительными, местоимениями, употребление причастий, глаголов хотеть, звонить. Усвоение грамматики продолжается развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием языковых обобщений.
Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность её и четкую дикцию.
Сформированность звуковой культуры речи является важным критерием оценки речевой готовности детей к школе.
Особое место в формировании речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе занимает развитие связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе. В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе, а также мотивами. Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобрести диалогические свойства.
Важным в связи с обсуждением сущности связной речи является уяснение понятия «разговорная речь». Дошкольники овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Монологическая речь разговорного стиля встречается редко, она ближе к книжно-литературному стилю.
1.3.Обоснование необходимости использования игровых упражнений с водой в образовательной деятельности со старшими дошкольниками.
Проанализировав усвоение детьми учебного материала, уровень речевого развития детей сделала вывод, что необходимо разнообразить методы работы.
Насторожил тот факт, что дети не всегда внимательно слушали задание, некоторые выполняли задания без желания, хотя структура занятий выполнялась чётко, физкультурные минутки проводились вовремя, объём учебного материала выдавался строго по возрасту, соблюдалась смена деятельности детей.
Для того чтобы сконцентрировать внимание детей на усвоении нового материала, закрепление, полученных ранее знаний, пришла к выводу – нужно разнообразить традиционные занятия применением игр и игровых упражнений с водой.
Создание Картотеки игровых упражнений с водой стало началом новой и интересной работы. Для этого нужно изучить опыт работы детских психологов, педагогов дошкольного образования.
Игры с водой включаются в общий комплекс образовательной работы с детьми, в том числе и по развитию речи. Приобретение дошкольниками игрового опыта, как правило, идёт двумя путями: под руководством педагогов или самостоятельно.
Игра с водой становится все более популярной в педагогической практике. В них есть мощный ресурс для развивающей и образовательной работы. Игры с водой помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, развить не только тактильно-кинестетические ощущения, но и способствуют развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Дети с удовольствием играют с водой, т.к. это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.
Игра с водой – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Сама фактура воды оказывает приятное успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Играя с водой, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.
Цель применения игр и игровых упражнений с водой:
1. Способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию, развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук, так как регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний, формируют оздоровительные процессы в организме;
2. Способствовать концентрации внимания, развитию логики и речи;
3. Способствовать развитию художественно-эстетического восприятия ребенка;
4. Снижать проявления гиперактивности ребенка.
Организуя игры детей с водой, решаем следующие задачи:
1. Способствуем физическому развитию ребенка (развиваем мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию).
2. Знакомим ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды. В процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире.
3. Дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре).
4. Расширяем и обогащаем словарный запас.
5. Способствуем овладению детьми элементарными математическими понятиями: полный - пустой, далеко - близко. Помещая в воду заданное количество игрушек, природного материала, соотнося одно количество с другим, у детей формируются количественные представления.
6. Сравнение количества предметов, находящихся на воде и под водой способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка.
7. Бросая в воду заданное количество предметов, дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого.
8. В процессе таких игр развиваем тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие игрушки, цифры или буквы и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество.
9. В процессе сравнения формируем представления о величине. Например, пуская кораблики по воде, ребенок называет их величину: большой кораблик, средний и маленький. Камешек тяжелее листочка, поэтому он тонет, а листочек легкий, поэтому он плавает на воде.
10. Снимаем психическое напряжение и агрессию.
Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Такие игры, желательно сопровождать прослушиванием аудиозаписей - шума дождя, водопада, журчания ручейка, рокота прибоя. Эти игры хороши тем, что в них могут участвовать как дети, так и взрослые. В естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.
Наблюдения и опыт показывают, что игры с водой позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
В планировании работы по развитию речи и подготовке к обучению грамоте много заданий детям предлагается выполнить в тетрадях, разнообразить работу можно выполнением некоторых заданий на подносах с водой или работе в «бассейне».
Цель работы – практически доказать действенность игровых упражнений с водой для речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Определить уровни речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на первоначальном и контрольном этапе работы, проанализировать и обобщить полученные результаты.
2. Подобрать игровые упражнения с водой, направленные на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, осуществить их апробацию.
3. Определить эффективность проведенной работы.
С целью определения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста, в начале и конце учебного года, была использована методика О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной. Критериями оценки речевого развития стали следующие показатели: словарь и грамматика, звуковая культура речи, связная речь. [7] (Приложение 1)
2.2. Разработка и реализация мероприятий, направленных на повышение уровня освоения математических представлений детей подготовительной к школе группе.
В старшей группе в 2023-2024 учебном году была организована работа по внедрению игровых упражнений с водой в образовательную деятельность, а именно на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Участниками являются воспитанники старшей группы. Была разработана картотека игровых упражнений с водой в соответствии с планом образовательной деятельности. Сроки реализации: октябрь 2023 года – май 2024 года.
Новизна опыта работы состоит в том, что игры и игровые упражнения с водой включены в образовательную деятельность.
Основные принципы работы:
Принцип индивидуального подхода ориентируется на индивидуально-психологические особенности учащегося, работа строится с учетом этих особенностей.
Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития.
Принцип наглядности означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.
Принцип научности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала, их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических нагрузок.
Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что знания, которые учащиеся приобретают на занятиях, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, т. е. более успешно применять на практике.
Принцип оздоровительной направленности предполагает: а) при выборе средств и методов физического воспитания необходимо руководствоваться прежде всего их оздоровительной ценностью; б) соответствие физических нагрузок должно соответствовать возможностям учащихся; в) осуществление систематического педагогического контроля.
Работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды заключается в подборе оборудования: стол для игр с водой или таз; подносы, бассейны (пластиковые контейнеры с крышкой), наглядного материала, подготовка коллекции мелких игрушек, природного материала (жёлуди, камешки разного цвета и размера, ракушки, веточки, палочки), разнообразные предметы: пинцеты, сита, стаканчики, ложки, половники; пластиковые игрушки (геометрические фигуры, цифры, буквы, картинки и т. п.); удочки-игрушки; губки; краски.
При организации игр с водой педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, элементарные гигиенические правила и правила безопасности работы с водой. Игры с водой надо проводить в тёплом помещении, со здоровым ребёнком не более 7-10 минут, после игры насухо вытереть руки полотенцем и предложить другие игры (пальчиковые, нанизывание и др.). Не использовать стеклянные предметы, не пищевые красители, мелкие детали, горячую воду. Во время игр с водой необходимо следить за её температурой, чтобы она не была ниже + 22 градусов. Следить за тем, чтобы одежда детей во время игр с водой была сухой. Для этого можно использовать фартуки.
Детям, прежде чем приступать к играм, нужно запомнить несколько простых правил:
– нельзя намеренно выливать воду на пол;
– нельзя брызгаться водой;
– после игры вытереть руки насухо.
Была организована работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста, основанная на использовании игр и игровых упражнений с водой. Были подобраны, разработаны и систематизированы соответствующие игровые упражнения, которые были включены в образовательную деятельность по развитию речи старших дошкольников. Образовательная деятельность с использованием игр с водой проводилась 1 раз в неделю в соответствии с имеющимся планом работы в группе. Кроме того, данные игры были нами включены в режимные моменты: во время пребывания детей в группе, во время прогулок, во время самостоятельной деятельности.
Заключительный этап работы по теме «Вода, как мотивационное средство в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» предполагает проведение контрольного диагностического исследования и понимания целесообразности введения данного вида деятельности.
2.3. Анализ результатов реализации комплекса мероприятий по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых упражнений с водой.
С целью определения эффективности проделанной работы была проведена диагностика усвоения программы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Процедура конечной диагностики была аналогична первичному этапу: исследование осуществлялось по тем же показателям, критериям оценки, уровням и методам, которые использовались при проведении первичной диагностики.
Итоговая диагностика показала положительную динамику в развитии вышеперечисленных параметров. У 25 % детей уровень исследуемых параметров достиг высокого результата, а так же значительно снизилось количество детей с низким уровнем речевого развития. Данные диагностики показывают эффективность применения игровых упражнений с водой в работе с детьми.
Заключение
Игровые упражнения с водой обеспечивает положительную мотивацию для участия в образовательной деятельности. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической и умственной деятельности.
Оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и развитие речи, показали результаты итоговой диагностики.
Формы работы с водой разнообразны: использование развивающих игр и упражнений, творческих заданий. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности.
В заключение следует отметить, что использования игровых упражнений с водой в образовательной деятельности и индивидуальной работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи способствует развитию познавательных процессов и интересов у дошкольников.
Игровые упражнения с водой в большей степени развивают мелкую моторику, внимание, речь, повышают интерес.
Можно сделать вывод, что перенос традиционных педагогических занятий «в бассейн» даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
В заключении хочется ещё раз отметить большую воспитательную и развивающую роль игр и игровых упражнений с водой в работе с детьми дошкольного возраста. Используя игры и упражнения с водой на занятиях и в свободной деятельности, можно достичь концентрации внимания, сосредоточенности при выполнении определённого действия, побуждать детей к активным действиям, проявлению инициативы в совместных играх. Всё это способствует гармоничному развитию личности ребёнка, а это очень важно и ценно, как для самого ребёнка, так и для общества в целом.
Библиографический список
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания дошкольников. – М.: Просвещение, 1996. – 278 с.
- Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы у детей. // Усвоение ребенком родного языка. – СПб., 1995. – 48 с.
- Логинова В.И. Формирование словаря. / Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1994. – 295 с.
- Некрасова, Е. Играем с песком, водой и глиной /Е. Некрасова //Дошкольное воспитание. -2006.- №6.-С. 41 — 43.
- Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
- Ушакова О.С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я. − №2 (14). – 2005. – С. 18-21.
- Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5–6 лет. Старшая группа.- М.: ТЦ Сфера, 2021. — 288с. — (Развиваем речь).
Приложение 1
Методика выявления уровня речевого развития
(Разработана О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной, В.И.Яшиной)
Методика позволяет выявить успешность усвоения ребенком программных задач по развитию речи, степень владения фонетикой, лексикой, грамматикой и связностью речи при построении разных типов высказываний.
Показатели речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Фонетика
1. Правильно произносит все звуки родного языка, твердые и мягкие, глухие и звонкие, различает свистящие, шипящие и сонорные звуки. Осознает недостатки звукопроизношения в речи окружающих и своей.
2. Четко произносит слова и фразы, пользуется различными средствами интонационной выразительности (темп речи, владение голосом, плавность изложения текста) в зависимости от содержания высказывания.
3. Понимает термины «звук», «слог», умеет провести звуковой анализ слова.
Словарь
1. Правильно называет предметы, их действия и качества, различает видовые и родовые понятия, употребляет обобщающие слова.
2. Понимает смысловую сторону слова (может подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы), близкие по смыслу (синонимы), правильно понимает значения многозначного слова разных частей речи). Понимает переносный смысл слова.
3. Точно употребляет слова в связных высказываниях в соответствии с контекстом.
Грамматика
1. Морфология. Правильно согласовывает существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, употребляет трудные грамматические формы (глаголы повелительного наклонения, существительные множественного числа в родительном падеже).
2. Словообразование. Образовывает новые слова разными способами, подбирает однокоренные слова.
3. Синтаксис. Строит предложения разных типов (простые, распространенные, сложные).
Связная речь
1. Владеет умением составлять разные типы текстов: описание, повествование или рассуждение.
2. Составляет связное высказывание по серии сюжетных картин. Умеет определить тему и содержание, структурно выстроить текст в логической последовательности, соединять части высказывания разными способами связей, предложения строит грамматически правильно. Использует в рассказе образные слова и выражения.
3. Излагает текст четко, эмоционально, с выразительной интонацией.
I серия заданий (словарь и грамматика)
Задание 1. Ты знаешь уже много слов. Назови, какие слова ты
знаешь? Что значит слово «кукла» («мяч», «зайчик», «посуда»)? (Можно назвать
сказанное ребенком слово.)
1) Правильно объясняет значение слов (это игрушки, из посуды едят и пьют).
2) Называет отдельные признаки, действия.
3) Называет 1—2 слова.
Задание 2. Какую посуду ты знаешь? Из чего она сделана?
1) Называет несколько видов посуды (чайная, столовая, кухонная) и материал, из которого она сделана (металлическая, глиняная, стеклянная, фарфоровая).
2) Называет два вида посуды.
3) Называет один вид.
Задание 3. Подбери слова, противоположные по смыслу: длинный, светлый, быстрый; говорить, смеяться, спрашивать; громко, много, легко.
1) Правильно называет противоположные слова.
2) Называет слова с частицей «не».
3) Неточно подбирает слова.
Задание 4. Что бывает глубоким? мелким? (высоким, легким?)
1) Выполняет все задания, понимает переносный смысл слова,
называет слова, согласовывая их в роде, падеже (глубокая яма, глубокое море, легкий ветерок).
2) Подбирает слова к 2 прилагательным.
3) Подбирает слово только к одному прилагательному.
Задание 5. Каких животных ты знаешь? Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат).
Аналогичные вопросы задаются про других животных. У лисы, медведя,
ежа, жирафа, бегемота...
1) Называет диких и домашних животных, а также всех детенышей в правильной грамматической форме.
2) Называет правильно только одну форму.
3) Не выполняет задание.
Задание 6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)».
1) Правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы).
2) Называет 2—3 слова.
3) Подбирает только одно слово.
Задание 7. Как ты скажешь зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал?
1) Правильно называет все слова в повелительном наклонении.
2) Допускает ошибку.
3) Допускает две ошибки.
Задание 8. Что на спине у ежа? (Иглы.) Что называют словом «игла»?
Какие иглы ты еще знаешь?
1) Называет иглы (у елки, ежа, у сосны, швейная или медицинская игла).
2) Называет только одно значение этого слова.
3) Повторяет слово за взрослым.
Задание 9. Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим «острый», «острая», «острые»?
1) Называет несколько предметов и правильно согласовывает слова (острый нож, острая пила, острые ножницы).
2) Правильно подбирает 2 слова.
3) Называет одно слово.
Задание 10. Что можно делать иглой? Для чего она нужна? Составь предложение со словом «игла».
1) Называет разные действия (шить, вышивать; уколоться), составляет сложное предложение («Игла нужна, чтобы шить»).
2) Называет два действия (накалывать грибы, шить), составляет простое предложение («Иглой шьют»).
3) Называет одно действие (шить).
II серия заданий (звуковая культура речи)
Задание 1. Ты все звуки произносишь правильно?
1) Отвечает утвердительно и произносит все звуки.
2) Отвечает утвердительно, но не произносит сонорные.
3) Не произносит шипящие и сонорные.
Задание 2. Детям предлагаются картинки. Отбери картинки, в названии которых слышится звук [л] (лошадь, волк, слон, белка), [л’] (лев, лиса, леопард). В названии каких животных слышится звук [р] (тигр, корова, баран, жираф), [р’] (черепаха, курица)?
1) Отбирает картинки на каждый заданный звук.
2) Отбирает две-три картинки.
3) Указывает на одну картинку.
Задание 3. Назови слова, в которых есть звуки [с] и [ш] (старушка, Саша, сушка), [ж] и [з] (железо, жизнь).
1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует
шипящие звуки.
2) Называет более двух слов.
3) Называет слово без предлагаемых звуков.
Задание 4. Какую скороговорку ты знаешь? Произнеси ее быстро — медленно или
тихо — громко, шепотом.
1) Говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса.
2) Недостаточно четко произносит.
4) Не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
Задание 5. Произнеси предложение «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет, или ты об этом спрашиваешь.
1) Передает заданные интонации.
2) Передает только вопросительную интонацию.
3) Повторяет повествовательную интонацию.
Задание 6. Назови, из каких звуков состоит слово шар, ручка? Какой первый звук? Второй? Третий? Сколько слогов в этих словах?
1) Называет все звуки, их последовательность и слоги.
2) Называет не все звуки и слоги.
3) Нарушает последовательность в назывании звуков.
III серия заданий (связная речь)
Дается одно из предлагаемых заданий.
Задание 1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке, игрушке).
1) Составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. «Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах».
2) Рассказывает, опуская начало (или конец).
3) Перечисляет отдельные качества.
Задание 2. Воспитатель показывает ребенку серию картинок (3—4), объединенных сюжетом, предлагает ему разложить их в последовательности и составить рассказ.
1) Раскладывает в правильной последовательности, составляет связный рассказ.
2) Рассказывает с помощью взрослого.
3) Перечисляет изображенное на картинках.
Задание 3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название.
2) Составляет рассказ с помощью взрослого.
3) Рассказывает по вопросам взрослого.
Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее
количество баллов.
3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.
2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.
1 балл ставится, если ребенок не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, недостаточно понимает задания.
Качественная характеристика уровней речевого развития
I высокий уровень. Дети произносят правильно все звуки родного
языка, могут провести звуковой анализ слова, правильно называют звуки,
слоги и их последовательность. Они имеют представление о том, что
такое «слою», понимают его смысл, понимают значение многозначных
слов. Они ориентируются и на смысловые различия близких по смыслу
слов (синонимов) в предложении, могут подобрать антонимы к
изолированным словам разных частей речи: прилагательным, глаголам,
наречиям, называя слова, правильно по смыслу и грамматической форме.
При определении значения слова дети называют существенные признаки,
понимают не только прямой, но и переносный смысл слова.
Дети могут определить смысловую структуру предложения, правильно называя последовательность слов в предложении, включая союзы
и предлоги. При согласовании прилагательных и существительных в
родительном падеже множественного числа они называют слова в
правильной грамматической форме, умеют пользоваться разными
способами словообразования, могут составлять сложные предложения
разных типов, правильно соотносят окончание предложения с его
началом.
В построении связного высказывания дети развивают сюжетную
линию в логической последовательности, строят предложения (простые,
распространенные, сложные) грамматически правильно, выдерживая
структуру (начало, середина, конец), соединяя части высказывания
разными способами связей, давая точное название рассказу.
II средний (достаточный) уровень
Дети произносят правильно не все звуки родного языка, однако
осознают недостатки своего произношения. Проводя звуковой анализ
слова, неточно выделяют звуки и слоги.
Дети второго уровня недостаточно четко представляют себе, что
такое «слово», частично соотносят слово по смыслу: по словообразовательному (игла-иголочка) или фонетическому (игла-игрушка) принципу. Вместо предложения они составляют словосочетание из двух
слов. При подборе антонимов называют слова по смыслу другой
грамматической категории или слова с частицей «не». Определяя
значение слова, дают описание вместо определения или объясняют его
через конкретную ситуацию.
В предложении не могут определить последовательность слов, делая
грамматические ошибки в согласовании и изменении их по падежам.
В рассказах детей частично нарушается последовательность изложения текста (заминки, паузы, остановки), больше используют простые
предложения, в изложении представлены только две структурные части
(начало, середина), используются однообразные способы связей между
предложениями и частями высказывания (союзы И, А, наречия «потом»).
Дают длинное название рассказу.
III ниже среднего уровень
Дети неправильно произносят некоторые звуки родного языка, не
могут провести звуковой анализ слова, не осознают нарушения
последовательности звуков и слогов.
Они недостаточно четко понимают инструкцию взрослого, вместо
слова могут назвать звук или слог, не соотносят слово со смыслом, не
давая никакого объяснения. Подбирая антонимы, называют слова только
с частицей «не» или не называют никаких слов, отказываются от
выполнения задания.
Выполняя задания по грамматике, не могут составить предложение
или нарушают порядок и грамматическую форму слов.
В составлении связного текста отсутствует последовательность и
структура изложения, используются однообразная лексика, однотипные
конструкции и только простые предложения. Не умеют озаглавить
рассказ.
Высокий уровень: 51 балл
Средний уровень: 34 – 50 баллов
Низкий уровень: 17 – 33 баллов
Сводная таблица на начало учебного года
№ п/п | Имя ребенка | Словарь и грамматика | Звуковая культура речи | Связная речь | Баллы | Уровень |
1 | Раиса | 11 | 7 | 2 | 20 | Н |
2 | Татьяна | 24 | 11 | 3 | 38 | С |
3 | Ярославна | 17 | 9 | 2 | 28 | Н |
4 | Захар | 13 | 6 | 1 | 20 | Н |
5 | Алишер | 14 | 8 | 2 | 24 | Н |
6 | Милана | 16 | 8 | 2 | 26 | Н |
7 | Федор | 25 | 11 | 3 | 39 | С |
8 | Вячеслав | 14 | 8 | 2 | 24 | Н |
9 | Полина | 15 | 7 | 2 | 24 | Н |
10 | Ксения | 16 | 8 | 2 | 26 | Н |
11 | Семен | 24 | 10 | 2 | 36 | С |
12 | Марк | 16 | 8 | 2 | 26 | Н |
Низкий уровень – 75% (9 чел.)
Средний уровень – 25% (3 чел.)
Высокий уровень – 0%
Сводная таблица на конец учебного года
№ п/п | Имя ребенка | Словарь и грамматика | Звуковая культура речи | Связная речь | Баллы | Уровень |
1 | Раиса | 20 | 14 | 2 | 36 | С |
2 | Татьяна | 30 | 18 | 3 | 51 | В |
3 | Ярославна | 22 | 13 | 2 | 37 | С |
4 | Захар | 18 | 10 | 2 | 30 | Н |
5 | Алишер | 21 | 12 | 2 | 35 | С |
6 | Милана | 23 | 13 | 3 | 39 | С |
7 | Федор | 30 | 18 | 3 | 51 | В |
8 | Вячеслав | 21 | 15 | 3 | 39 | С |
9 | Полина | 23 | 11 | 2 | 36 | С |
10 | Ксения | 24 | 13 | 3 | 40 | С |
11 | Семен | 30 | 18 | 3 | 51 | В |
12 | Марк | 25 | 12 | 2 | 39 | С |
Низкий уровень – 8% (1 чел.)
Средний уровень – 67% (8 чел.)
Высокий уровень – 25% (3 чел.)
Приложение 2
Картотека игровых упражнений с водой
Разработала: Вагу Карина Игоревна,
воспитатель
Муниципального дошкольного образовательного
учреждения детский сад п. Тихменево
2024г.
Игры и игровые упражнения с водой, ориентированных на речевое развитие детей 5-6 лет, представлены в следующих направлениях:
- развитие речевого дыхания;
- развитие звуковой культуры речи;
- развитие словаря и грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
- организация работы с детьми во время образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности по желанию и интересам детей.
Предусматривается совместная деятельность воспитателя и детей в процессе игр и занятий.
Содержание игр направлено так же на развитие познавательных интересов, любознательности, мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Картотека игровых упражнений с водой разработана в соответствии с планом образовательной деятельности по речевому развитию.
Игры и игровые упражнения с водой
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ и ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
«РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ»
«На воде»
С помощью коктейльной трубочки ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку или шарик по поверхности воды.
«Буря в стакане»
Ребенок длительной воздушной струей, с помощью коктейльной трубочки, вызывает «бурю» на воде.
«Кораблик»
Детям предлагается плавно подуть на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.
«Буль-буль»
Взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налить много воды, почти до краев, а в другой чуть-чуть. Играем в игру «буль-буль» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «буль-буль», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого берем разноцветные стаканчики и трубочки и дуем в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.
«Буря в море»
Предложите ребенку поиграть с трубочками для коктейля. Он может сам выдувать через трубочку в воду сильно или слабо.
«Цветочки»
Оборудование: емкость с водой, трубочки (коктейльные), цветочки из бумаги.
Предложите ребенку поиграть с трубочками для коктейля. С помощью коктейльной трубочки переместить цветочек в емкость с водой.
«СЛОВАРНАЯ РАБОТА»
«Я делал - я сделал» - глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: наливаю в чашку – наливал, лью – лил, поливаю – поливал т. д.
«Морские жители»
Оборудование: емкость с водой и игрушки (морские животные), салфетки.
Ход: Педагог загадывает загадки (кто отгадал, тот и достал).
В Африке толстяк живёт,
У него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде,
Думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт.
Ненасытный (Бегемот)
Став огромным, многотонным,
Он питается планктоном.
В море бодрствует и спит.
Ну, а имя носит … (Кит)
Может плавать в океане,
Может ползать по саванне,
Панцирь в клетку, как рубаха…
Кто же это? … (черепаха)!
В синеве морских пучин
Бродит он по дну один.
Все в присосках восемь ног …
Кто же это? … (Осьминог)
Интересная загадка,
И похожа на лошадку,
Но не ест овёс и травку,
С рыбками играет в прятки! (Морской конёк)
Перед носом корабля,
Стая плещется играя,
Из воды глядят глаза,
Доброту всем излучая.
То подпрыгнут высоко,
То под воду скроются,
Любопытство утолив,
Уплывают в море! (Дельфины)
«Овощи-фрукты»
Оборудование: емкость с водой, игрушки (овощи, фрукты), корзиночки (тарелочки) половники, полотенца (салфетки).
Ход: педагог просит достать, например – овальный, желтый, пластмассовый (резиновый) фрукт (лимон) и положить в корзиночку.
«Расширяем словарный запас»
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.
«ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ»
«Кораблик» - в этом игровом упражнении с водой можно учить правильно употреблять в речи грамматические категории:
- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ,
- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
«Подбери слово» - ребенок обнаруживает плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).
«СВЯЗНАЯ РЕЧЬ»
«Что случилось?» - в игровых упражнениях с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).
«Придумай историю» - используя игрушки по выбору или плавающие свечи, ребенок рассказывает реальный случай или придумывает историю.
«Расскажи о рыбке» - выполняя действия с игрушкой в воде, ребенок составляет рассказ-описание. Описывая внешний вид рыбки, он проводит в воде пальцем по частям ее тела. «Мне нравится эта рыбка. У нее хвостик ярко- красный, головка желтая, а спинка зеленая. У этой рыбки круглые черные глазки. Она любит плавать в теплой водичке. Рыбка умеет даже выпрыгивать из воды и нырять глубоко-глубоко. Иногда она достает до самого дна и ищет там корм».
«Вспомни и расскажи сказку»
Цель — развитие навыка пересказа знакомой сказки.
Оборудование: надувной бассейн (маленький) или ванночка с теплой водой, плоскостные изображения героев знакомой детям сказки из дерева или пластика, наборное полотно, салфетки.
Ход: когда дети обнаружат в бассейне во время игр фигурки героев сказки, педагог предлагает им достать фигурки, расставить их на наборном полотне, вспомнить и рассказать сказку или разыграть ее по ролям.
«Дюймовочка»
Оборудование: надувной бассейн (маленький) или ванночка с теплой водой, лист кувшинки или кубышки, лепестки цветов, камешки, маленькая куколка Дюймовочка, салфетки.
Ход: когда дети во время игр обнаружат в бассейне фигурку Дюймовочки, педагог организует с ними беседу и спрашивает, почему они решили, что это Дюймовочка. Можно предложить детям сделать выборочный пересказ фрагментов сказки. Затем педагог обращает внимание детей на то, что в бассейне плавает не только лист кувшинки с Дюймовочкой, но и лепестки цветов, а на дне бассейна лежат камешки. По предложению педагога дети объясняют, почему лист и лепестки не тонут и плавают в воде, а камешки утонули и лежат на дне. Затем педагог просит детей назвать еще предметы, которые не утонут в воде, потому что они легче, чем вода. Завершить игру можно перечислением предметов, которые утонут в бассейне, потому что они тяжелее воды.
«Расскажи сказку» - используя плавающие свечки с закрепленными на них изображениями героев сказок, ребенок пересказывает знакомые сказки.
«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»
«Сильный мотор» - произносить звук р, рисовать на воде букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«Слабый моторчик» - произносить звук Р (мягкий, проводя пальчиком дорожку воде).
«Горочка» - набрать в руку воду и произносить звук С, выливая воду из ладошки.
«Дорожка» - произносить заданные взрослым слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по воде ладошками.
«Напиши букву» - перед ребенком карточки с буквами, емкость с водой.
Педагог называет букву, ребенок ее находит, а затем пишет эту букву на воде.
«Родные слова» - в играх с водой при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова: вода, водичка, наводнение, водяная (мельница, приводнился (гидросамолет).
«Шлёп-шлёп» - шлёпнуть по воде, услышав заданный звук (из ряда звуков, в слогах, в словах).
«Слоговые дорожки»: пальчиком рисуем круги по воде и проговариваем слоги: са-со-су, ша-шо-шу, ба-бо-бу и тд.
«Порт» - понадобится кораблик (можно бумажный) или легкая игрушка. Задача ребенка: дуя на игрушку (помогать руками нельзя!) провести кораблик в «порт». Портом может быть берег, бортик ванны/бассейна или противоположная сторона емкости, куда налита вода.
«Найди заданный звук в слове»
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход: говорим ребенку звук «А» и просим достать игрушку, название которой начинается на этот звук. Например: автобус, аист и т.д.
«Рыбалка»
Цель — совершенствование навыков составления и чтения слов.
Оборудование: надувной бассейн (маленький) или ванночка с теплой водой, разноцветные пластмассовые буквы, салфетки.
Ход: педагог предлагает детям поиграть у бассейна, показывает им слова (выкладывает карточки на столе), в которых пропущены буквы: м...к, д...м, с...н, с...м, р...ма, лис..., ...олк, п...лка, б...лка, с...акан, ли...он и т.п., и объясняет, что пропущенные буквы можно найти в бассейне. Дети вылавливают буквы, находят им место в словах, а потом читают полученные слова.
«Узнай букву на ощупь»
Оборудование: ёмкость с водой, пластмассовые буквы, непромокаемые фартуки.
Ход: закрой глаза, опусти руки в воду, возьми любую букву и узнай ее, какая это буква?
«Измени слово»
Цель — совершенствование навыков составления и чтения слов.
Оборудование: надувной бассейн (маленький) или ванночка с теплой водой, разноцветные пластмассовые буквы, салфетки.
Ход: педагог зовет детей к бассейну, показывает им слова на столе и предлагает их прочитать, а потом превратить эти слова в другие, заменив в каждом слове только одну букву. Дети вылавливают буквы из бассейна, меняют одни буквы на другие и получают новые слова: кит, сом, лак, фант, белка, мишка и т. п.
«Поймай схему»
Цель — совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов.
Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 4 бамбуковых тросточки длиной 80 см1, шнур, большие магниты, пластмассовые или металлические прямоугольники с наклеенными на них схемами слов, салфетки.
Ход: когда дети обнаружат в бассейне во время занятия схемы слов, педагог дает им удочки. Они должны поймать по одной схеме. Когда дети справятся с задачей, педагог предлагает детям подобрать слова к пойманным схемам.
Образцы схем слов и слов к схемам:
ООО (усы, осы, ива, ивы, Ира, иду)
ООО (кот, нос, дом, шар, лук, рот)
ОООО (мама, папа, вата, рыба, каша, луна)
ОООО (стол, стул, кран, брат, план, штаб)
ОООО (бант, фант, торт, порт, куст, пост)
«Поймай букву» - ребенок по заданию взрослого удочкой с магнитом вылавливает со дна ванночки заданные буквы.
«Гласные-согласные» - ребенок по заданию старшего вылавливает удочкой буквы, обозначающие гласные или согласные звуки.
«Составь слово» - ребенок по заданию взрослого удочкой вылавливает буквы и составляет слово.
«Два моря» - таз делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).
«Придумай слово» - ребенок бросает в воду заданное количество камешков, а затем по их количеству придумывает слово.
«Исправь ошибку» - взрослый бросает в воду ошибочное количество камешков. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишний камешек.
«Два моря»
Оборудование: две емкости с подкрашенной водой (синий, зеленый), кораблики с парусами. На парусах картинки, в названии которых мягкий и твердый звуки (В и В’, Д и Д’ и т.д)
Ход: дети запускают кораблики в «нужное» море.
«Закрепляем зрительный образ буквы»
Оборудование: ёмкость с водой, пластиковые буквы, непромокаемые фартуки.
Ход: бросаем в воду пластиковые буквы и просим достать одну из них.
«Выложи букву»
Оборудование: ёмкость с водой, металлические палочки, непромокаемые фартуки.
Ход: выложи на дне емкости буквы металлическими палочками.
«Ракушки» / «Камешки»
Оборудование: ёмкость с водой, ракушки (камешки белые марблс, жемчужины), непромокаемые фартуки.
Ход: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество ракушек. Сколько в слове слогов, столько и ракушек.
«Цветные камешки»
Цель: закрепить понятия «гласный - согласный», «твердый - мягкий», и их цветовые обозначения.
Ход: на дне аквариума (любой емкости с водой) камешки трех цветов, красного, синего, зеленого. Взрослый называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает камешки нужного цвета.
Варианты упражнения: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же камешек нужного цвета.
«Собери бусы»
Цель: формирование фонематического анализа.
Ход: на дне аквариума (любой емкости с водой) бусины («жемчужины») трех цветов, красного, синего, зеленого. Взрослый называет слово, и предлагает сделать звуковой анализ на дне аквариума из цветных бусин.
«Рыбка»
Цель: развивать умение находить место заданного звука в слове.
Ход: на дне аквариума (любой емкости с водой) «Рыбка». Взрослый называет звук, местоположение которого необходимо определить в названных словах. Затем взрослый произносит слово, ребенок слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и поднимает соответствующую карточку (голова, середина или хвост рыбки).
«Достань игрушку с заданным звуком»
Цель: развивать умение определять наличие, заданного звука в слове.
Ход: на дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки. Взрослый называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.
«Угадай букву, плавающую "на животе"»
Цель: сформировать или закрепить (если ребенок уже знает) знание оптического образа букв, развивать внимание, память.
Материал. Пластиковые буквы, ёмкость с водой.
Ход: "Посмотри на буквы, которые плавают в нашем озере. Одни буквы плавают правильно, на спине, а другие неправильно, потому что перевернулись на живот. Назови только те буквы, которые плавают в воде перевернутыми, а теперь те, которые плавают правильно". Затем вы просите ребенка выловить и приклеить к стене те буквы, которые располагаются в воде правильно, а после этого расположить на стене перевернутые буквы, придав им правильное положение.
«Найди нужную букву»
Понадобятся буквы из магнитной азбуки и емкость с водой. На столе (или другой ровной поверхности) педагог выкладывает слова с пропущенными буквами и дает подсказки. Задача ребенка угадать слово, выловить нужную букву (можно усложнить – вылавливая буквы удочкой с магнитом) и собрать слово. Например: мАк, сОк, лУк, кОт, кИт, тУча, лИст и тд. Начинайте с простых слов, постепенно усложняя задания.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- Математические представления
«Восстанови запись»
Цель — развитие математических представлений, совершенствование вычислительных навыков.
Оборудование: надувной бассейн (маленький) или ванночка с теплой водой, разноцветные пластмассовые цифры и знаки, салфетки.
Ход: Педагог предлагает детям поиграть у бассейна, показывает им примеры (выкладывает карточки), в которых пропущены цифры и знаки: 2+...=5, ...-7=3, 4...4=8, 9...5=4 и т.п., и объясняет, что пропущенные цифры и знаки можно найти в бассейне. Дети вылавливают цифры и знаки и восстанавливают запись, а потом проверяют, правильно ли они это сделали.
«Продолжи узор»
Оборудование: надувной бассейн (маленький) или ванночка с теплой водой, разноцветные геометрические фигуры, подбор которых зависит от того, в какой возрастной группе проводится, салфетки.
Ход: педагог предлагает детям поиграть у бассейна, показывает им узор, который нужно продолжить, выловив нужные геометрические фигуры из бассейна. Дети вылавливают фигуры и продолжают узор.
«Поймай цифру»
Цель — развитие математических представлений.
Оборудование: надувной бассейн (маленький) или ванночка с теплой водой, 5 бамбуковых тросточек длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или металлические цифры (1, 2, 3, 4, 5), окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), 5 ведерок с наклеенными на них цифрами, салфетки.
Ход: педагог приглашает детей к бассейну, просит рассказать, какие цифры они увидели, какого они цвета. Педагог предлагает детям удочки. Их задача поймать и сложить в ведерко цифры, такие же как та, что написана у него на ведерке.
«Рыбки» (ориентировка в пространстве)
Оборудование: ёмкость с водой, стеклянные рыбки (марблс), за ламинированный шаблон в клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве), непромокаемые фартуки.
Ход: просим ребенка помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию: две клетки вверх, 1 клетку влево и т.д.
«Рыбацкие сети» (математика, счет)
Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки.
Ход: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем
«Рыбацкие сети» (счет и формирование цветовосприятия, величина)
Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки или ситечко), непромокаемые фартуки.
Ход: поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал?
«Ракушки» (порядковый счет)
Оборудование: ёмкость с водой, ракушки, непромокаемые фартуки.
Ход: доставай по одной ракушке и считай: 1 ракушка, 2, 3, 4, ракушки, 5 ракушек и т.д.
«Плавающие цифры»
Цель: сформировать или закрепить (если ребенок уже знает) знание числового ряда, развивать внимание и память.
Материал. Пластиковые цифры, ёмкость с водой, салфетки.
Ход: Бросаем в воду пластиковые цифры. После этого предлагаем ребёнку поиграть с цифрами-рыбками, плавающими в "пруду". "Назови цифры, которые плавают в воде. А теперь бери по одной по порядку и "приклеивай" их к стене". После того как малыш выложит цифры по порядку, просим его отвернуться от стены и меняем цифры местами. "Посмотри на цифры, ничего не изменилось? Исправь ошибку, поставь цифры по порядку". При необходимости можно еще раз смочить цифру в воде, восстанавливая ее свойства (намоченная в воде фигурка легко приклеивается к кафелю).
«Легкий и тяжёлый»
Цель: сформировать или закрепить (если ребенок уже знает) представление о величине (тяжёлый - лёгкий, большой - маленький), закрепить умение сравнивать предметы по весу, закрепить знание правой и левой руки, развивать внимание и память.
Материал. Два камня, разных по величине, ёмкость с водой.
Ход: Предложите ребенку взять в правую руку большой камень, а в левую - маленький. "В какой руке у тебя тяжелый камень? А в какой руке легкий камень? Давай посмотрим, какой камень опустится на дно быстрее. Тяжёлый или лёгкий?".
- Мир природы
«Домашние птицы»
Оборудование: надувной бассейн (маленький) или ванночка с теплой водой, детали плоскостных изображений домашних птиц и их птенцов, предметные картинки с изображениями домашних птиц и их птенцов, магнитная доска, салфетки.
Ход: педагог предлагает детям поиграть у бассейна и выложить на магнитной доске изображения домашних птиц и их птенцов, выловив детали изображений из бассейна. Дети вылавливают детали и составляют из них изображения. Можно предложить детям вспомнить стихи о тех птицах и птенцах, изображения которых они составили.
«Животные и их детеныши»
Оборудование: надувной бассейн (маленький) или ванночка с теплой водой, детали плоскостных изображений домашних животных и их детенышей, предметные картинки с изображениями домашних животных и их детенышей, магнитная доска, салфетки.
Ход: педагог предлагает детям поиграть у бассейна и выложить на магнитной доске изображения домашних животных и их детенышей, выловив детали изображений из бассейна. Дети вылавливают детали и составляют из них изображения. Можно предложить детям вспомнить загадки о тех животных и их детенышах, изображения которых они составили, или загадывает загадки сам.
«Лесные малыши»
Оборудование: надувной бассейн (маленький) или ванночка с теплой водой, детали плоскостных изображений диких животных из разноцветной бумаги, предметные картинки с изображениями детенышей диких животных, салфетки.
Ход: педагог предлагает детям поиграть у бассейна и выложить на магнитной доске изображения детенышей диких животных, выловив детали изображений из бассейна. Дети вылавливают детали и составляют из них изображения. Можно предложить детям вспомнить стихи или загадки о тех детенышах, изображения которых они составили. Педагог может сам загадать детям загадки.
«Дед Мазай и зайцы»
Оборудование: ёмкость с водой, картина «Дед Мазай и зайцы», пенопластовые островки, мелкие игрушки зверей из киндер-сюрпризов, непромокаемые фартуки.
Ход: помните историю об охотнике дедушке Мазае, который спас зайцев во время весеннего половодья? Зайчишки оказались отрезанными от берега на крошечных островках посередине разлившейся реки. Дед Мазай собрал зайцев в лодку и выпустил на спасительную сушу. Сейчас ты будешь в роли Деда Мазая. Ребенку нужно с помощью игрушечного кораблика пройти все островки и «спасти» тех, кто терпит бедствие.
«Морские жители» (на внимание «Кого не стало»)
Оборудование: емкость с водой и игрушки (морские животные)
Ход: Педагог загадывает загадки (кто отгадал, тот и достал).
В Африке толстяк живёт,
У него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде,
Думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт.
Ненасытный (Бегемот)
Став огромным, многотонным,
Он питается планктоном.
В море бодрствует и спит.
Ну, а имя носит … (Кит)
Может плавать в океане,
Может ползать по саванне,
Панцирь в клетку, как рубаха…
Кто же это? … (черепаха)!
В синеве морских пучин
Бродит он по дну один.
Все в присосках восемь ног …
Кто же это? … (Осьминог)
Интересная загадка,
И похожа на лошадку,
Но не ест овёс и травку,
С рыбками играет в прятки! (Морской конёк)
Перед носом корабля,
Стая плещется играя,
Из воды глядят глаза,
Доброту всем излучая.
То подпрыгнут высоко,
То под воду скроются,
Любопытство утолив,
Уплывают в море! (Дельфины)
- Ознакомление с окружающим миром
«Цветочная мозаика»
Оборудование: надувной бассейн (маленький) или ванночка с теплой водой, лепестки цветов из яркой ткани, магнитная доска, предметные картинки с изображениями цветов, салфетки.
Ход: педагог предлагает детям поиграть у бассейна и выложить на магнитной доске цветочный узор из выловленных в бассейне лепестков. Дети вылавливают лепестки и составляют из них узор.
«На улице нашей ...»
Оборудование: надувной бассейн (маленький) или ванночка с теплой водой, детали плоскостных изображений различных машин из разноцветной бумаги, предметные картинки с изображениями машин, салфетки.
Ход: педагог предлагает детям поиграть у бассейна и выложить на магнитной доске изображения машин, выловив детали изображений из бассейна. Дети вылавливают детали и составляют из них изображения. Можно загадать детям загадки о тех машинах, изображения которых они составили.
«В синем море...»
Оборудование: надувной бассейн (маленький) или ванночка с теплой водой, детали плоскостных изображений различных кораблей и парусников из разноцветной бумаги, предметные картинки с изображениями кораблей и парусников, салфетки.
Ход: педагог предлагает детям поиграть у бассейна и выложить на магнитной доске изображения кораблей и парусников, выловив детали изображений из бассейна. Дети вылавливают детали и составляют из них изображения. Педагог может загадать детям загадки.
«Художники-волшебники»
Оборудование: таз с чистой теплой водой, сосуды-брызгалки по числу детей.
Ход: педагог предлагает детям стать художниками-волшебниками и нарисовать на асфальте картины простой водой. Он помогает детям наполнить сосуды-брызгалки водой (Это могут быть самые маленькие пластиковые бутылки с дырочкой в пробке, в которую вставлена трубочка для коктейля). Дети придумывают, что они будут рисовать, и воплощают свои идеи. Все вместе они выбирают самый красивый рисунок.
«Морской бой»
Цель — развитие меткости.
Оборудование: бассейн с чистой теплой водой, кораблики двух цветов по числу детей, каштаны или шишки (по 2—3 на каждого ребенка).
Ход: педагог предлагает детям спустить кораблики на воду. Педагог читает четверостишие:
На волнах кораблики. Только посмотри —
На волнах качаются, раз, и два, и три.
Красные и желтые на волнах морских,
Красные и желтые. Сосчитаем их.
Педагог предлагает детям сосчитать, сколько корабликов в красной и желтой флотилиях. Когда дети выполнят задание, педагог предлагает провести морской бой. Каждый играющий получает несколько каштанов или шишек. С помощью любой считалки выявляется команда, которая будет первой вести стрельбу. Дети выстраиваются в шеренгу вдоль бассейна на одной линии и каштанами или шишками пытаются потопить корабли соперника. Затем стрельбу ведет вторая команда. Побеждает команда, потопившая наибольшее количество кораблей противника.
«Тонет – не тонет» - Используя предметы из различных материалов (дерево, металл, бумага, резина, пластик), можно проверить, какие из них утонут, а какие – нет.
«Что нас защитит от дождя?» - Представьте ситуацию, что вы попали под дождь, но зонтика у вас не оказалось. Зато есть другие предметы: целлофановый пакет, кусочек ткани, фольга, бумага, картон. Медленно поливая каждый из материалов водой, ребенок сможет сделать вывод о том, что промокает, а что отталкивает воду.
«Цветы распускаются в воде» - Вырежьте из цветной бумаги несколько цветов с продолговатыми лепестками. Затем согните их или закрутите при помощи карандаша к центру. Если бросить цветы в воду, то бутоны в скором времени раскроются, так как намокшая бумага становится тяжелее. С помощью этого опыта можно показать, что растениям для жизни нужна вода.
«Корабли из льдинок» - Залейте воду в формы для льда, и положите в каждую из них зубочистку или небольшой кусочек коктейльной трубочки. После того, как льдинки будут готовы, прикрепите к ним паруса из бумаги и смело отправляйте в плавание. Ребенок может подуть на паруса, чтобы корабли начали двигаться. Этот эксперимент познакомит ребенка со свойствами льда и воздуха.
«Угадай, что это»
Оборудование: емкость с водой и разные игрушки.
Ход: Ребенок закрывает глаза и по описанию пытается угадать: о чем/о ком речь: например, красное, круглое, наливное… яблоко. Если ответил правильно, то надо достать игрушку из воды и забрать себе.