Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Образовательные технологии, используемые при обучении дошкольников плаванию
Технологии | Данные о применении и результат применения |
Технологии обучения здоровому образу жизни | |
Обеспечение температурного режима | «Тренироваться, но не перенапрягаться, закаляться, но не переохлаждаться». Самое главное - температурный перепад. Чтобы его компенсировать, организм и «запускает» механизм закаливания. Поэтом температурный режим: в раздевальной комнате +25О С, вода в чаше бассейна + 27 О - 31 О С, воздуха + 29 О С |
Гигиенический душ | проводится до входа в бассейн и после выхода из бассейна |
Босохождение по массажным дорожкам | «Самая лучшая обувь - это отсутствие обуви». Стопа - это часть тела, на которой находится огромное количество нервных окончаний. Это проектор всех наших внутренних органов. Мощный закаливающий эффект хождения по коврикам объясняется тем, что стопы рефлекторно связаны с гландами. Охлаждая стопы, мы тем самым закаливаем горло |
Технологии стимулирования и сохранения здоровья | |
Игры на воде | благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Играя, даже застенчивые и робкие дети быстро привыкают к воде, лучше осваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой. Игры на воде являются отличным стимулятором двигательной и познавательной активности детей. Игры в воде способствуют воспитанию у детей решительности, смелости, находчивости, уверенности в своих силах, инициативности |
Упражнения на релаксацию | проводятся в заключительной части занятия после интенсивной нагрузки с целью расслабления и снятия мышечного тонуса и особенно нравятся детям. Например, такие упражнения, как «Поплавок», «Звездочка», «Медуза» |
Упражнения на дыхание | это замечательный инструмент не только профилактики, но и лечения органов дыхания. Происходит развитие дыхательной системы, формирование рационального дыхания. Благодаря дыхательным упражнениям, приводится в равновесие эмоциональное состояние ребенка, улучшается самочувствие и настроение. Большинство упражнений дыхательной гимнастики в плавании выполняются над водой, а на выдохе - под водой. В этом заключается их польза и сложность, например, «Сделай волны», «Горячий чай», «Задуй свечу», «Ветер и кораблик», «Пузыри» и др. |
Элементы Хатха-йоги | высокую эффективность дыхания йогов - «пранаямы» обеспечивает умелое и разнообразное дыхание (глубокое или полное) с задержкой его как на вдохе, так и на выдохе. Волевая задержка дыхания способствует расширению сосудов сердца и мозга и сужению периферийных сосудов |
Самомассаж | при его выполнении улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов; способствует не только физическому укреплению здоровья, но и оздоровлению психики ребенка. Самомассаж проводится в игровой форме. Занимательные стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их доступность и простота, делают самомассаж для ребенка интересным и увлекательным |
Гимнастика для глаз | необходима для предупреждения утомления глаз, укрепления глазных мышц, а также для профилактики нарушения зрения дошкольников. Гимнастика используется в игровых ситуациях, а также в специальных упражнениях «Морская звезда», «Водолазы» |
Аквааэробика | это синтетический вид деятельности, основанный на умеренных по интенсивности движениях в воде под музыку. Эффективность аквааэробики заключается в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы ребёнка. В основу комплекса мы включаем разнообразные движения, сюжеты, образы, позволяющие выразить эмоциональные состояния ребенка |
Коррекционные технологии | |
Музыкотерапия | Музыка - это безопасное профилактическое средство, аналогов которому в мире нет. Музыкотерапию используется во время свободного плавания, на занятиях по аквааэробике, во время разминки, при проведении спортивных развлечении и праздников, а также для упражнений на расслабление. Для снятия эмоционального и физического напряжения используем спокойную классическую музыку, музыкальные композиции наполненные звуками природы |
Элементы сказкотерапии | включаются в процесс занятия, так как при слушании, придумывании и обсуждении сказки у ребенка развивается фантазия, творчество. Немаловажно и то, что ребенок усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Одна из наших сказок «Впервые в бассейне»: увлекательная история позволяет детям уяснить общепринятые правила поведения в бассейне, логически объясняет необходимость их соблюдения. Главный герой Дельфинчик знакомит детей с помещением бассейна, рассказывает какой инвентарь и оборудование используется на занятиях плаванием. Также элементы сказкотерапии применяются к тем детям, у которых водобоязнь и чувство страха перед выполнением различных упражнений в воде. |