Учителям
Программа коррекционно-развивающего курса по альтернативной коммуникации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Программа по коррекционно - развивающему курсу по альтернативной коммуникации
«Альтернативное средство общения»
Составитель: Скребцова Карина Евгеньевна,
Королева Камилла Дмитриевна.
Должность: учитель начальных классов
Срок реализации: полгода
Утверждена:
Класс: 2
Сыктывкар, 2024
Оглавление
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА 6
Календарно – тематическое планирование 8
МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ 12
Уровни подготовки учащихся по формированию функциональной грамотности 13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. Nº 273-Ф3.
- Приказ Министерства образования и науки РФ Nº 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Рабочая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития «Альтернативная коммуникация» Трифоновой Г. В.
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»
- Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» Ефимова Ю. М.
Специфика коррекционного курса определяется тем, что у обучающихся, не владеющих вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает их психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Ведь по ФГОС для детей с УО (I. Общие положения пункт 1.7): удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:
существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): "Речь и альтернативная коммуникация", "Человек" и другие;
- созданием оптимальных путей развития;
- использованием специфических методов и средств обучения к чему можно отнести карточки PECS.
Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана АООП обучающихся с УО, вариант 2.
Сроки реализации программы: полгода
Класс: 2 (8-9 лет)
Количество часов: 15 часов
Цель: освоение системы карточек PECS как средством альтернативной коммуникации.
Задачи:
- Формирование умения сообщать о своих потребностях, желаниях, а также выражать себя с помощью невербальных средств коммуникации.
- Формирование умений пользоваться изображениями, фотографиями, для объяснения своих потребностей и желаний.
- Формирование пассивного словаря понятий, объясняющих основные действия.
- Формирование и поддержание у учащихся интереса к коммуникации.
Планируемые результаты
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
На уроках Альтернативная коммуникация во 2 классе формируются следующие личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
Предметные результаты
- Умение выражать согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
- Умение понимать слова, обозначающие действия предмета (пить, есть, сидеть и др.).
- Умение понимать слова, обозначающие признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
- Умение понимать слова, обозначающие признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
- Умение понимать слова, указывающие на предмет, его признак (я, он, мой, твой, мама, папа, педагог и т.д..).
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием карточки PECS. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием использованием карточки PECS. Обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием карточки PECS. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чёрно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточки PECS.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой,
твой).
Календарно – тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Содержание | Планируемые результаты | Формы работы |
«Здравствуйте!» | 1 час | Ознакомление со словом приветствия «здравствуйте» карточкой. Упражнение в употреблении слов «привет», «здравствуйте» символом в коммуникативной ситуации. | Умение выражать приветствие (прощание) | Познавательная, практическая |
«До свидания!» | 1 час | Ознакомление со словом приветствия «до свидания» карточкой. Упражнение в употреблении слов «до свидания» карточкой в коммуникативной ситуации. | Познавательная, практическая | |
«Да - нетка» | 1 час | Ознакомление со словом «да» и «нет», жестом и символом. Упражнение в употреблении слова «да» и «нет» жестом, карточкой в игровой ситуации. | Умение выражать согласие (несогласие), с помощью карточки. | Игровая |
«Вежливые слова» | 1 час | Ознакомление со словом приветствия «спасибо», «пожалуйста» карточкой. Упражнение в употреблении слов «спасибо», «пожалуйста» карточкой в коммуникативной и игровой ситуации. | Умение выражать благодарности, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). | Игровая |
«Что я чувствую» | 1 час | Ознакомление со словом приветствия «весело», «грустно» карточкой. Упражнение в употреблении слов «весело», «грустно» карточкой в коммуникативной и игровой ситуации. | Умение понимать слова, обозначающие признак действия, состояние (хорошо, плохо, весело, грустно и др.). | Познавательная, игровая |
«Вокруг меня люди» | 2 часа | Ознакомление со словами, связанные с семьей и окружающими людьми карточкой. Упражнение в употреблении слов словами, связанные с семьей и окружающими людьми карточкой в коммуникативной и игровой ситуации. | Умение понимать слова, указывающие на предмет, его признак (я, он, мой, твой и мама, папа, педагог и т.д.) | Познавательная, игровая |
«Продукты» | 2 часа | Ознакомление со словами, связанные с продуктами карточкой. Упражнение в употреблении слов словами, связанные с продуктами карточкой в игровой ситуации с мячом. | Умение понимать слова, указывающие на предмет, его признак | Игровая |
«Школа» | 2 часа | Ознакомление со словами, связанные со школой, предметами в ней и действиями ученика карточкой. Упражнение в употреблении слов словами, связанные с продуктами карточкой в игровой ситуации. | Умение понимать слова, указывающие на предмет, его признак; Умение понимать слова, обозначающие действия предмета (пить, есть, сидеть и др.). | Познавательная, практическая |
«Дом» | 2 часа | Ознакомление со словами, связанные с домом, предметами и мебелью в нем и действиями дом карточкой. Упражнение в употреблении слов словами, связанные с продуктами карточкой в игровой ситуации. | Умение понимать слова, указывающие на предмет, его признак; Умение понимать слова, обозначающие действия предмета (пить, есть, сидеть и др.). | Познавательная, практическая |
«Времена года» | 2 часа | Ознакомление со словами, связанные с домом, предметами и мебелью в нем и действиями дома карточкой. Упражнение в употреблении слов словами, связанные с продуктами карточкой в игровой ситуации. | Умение понимать слова, указывающие на предмет, его признак; Умение понимать слова, обозначающие признак предмета (цвет и др.). | Игровая |
МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
Система оценивания Г.В. Трифоновой - педагогом-психологом
Баллы | Качественное содержание доступных действий |
0 | Невозможно выявить: узнает объект или нет. |
1 | Не узнает объект. |
2 | Не всегда узнает объект. |
3 | Узнает объект. |
0 | Действие не выполняет. |
1 | Выполняет действие со значительной физической помощью. |
2 | Выполняет действие с частичной физической помощью. |
3 | Выполняет действие на уровне совместных действий с педагогом. |
0 | Выполняет действие по подражанию. |
1 | Выполняет действие по образцу. |
2 | Выполняет действие по последовательной инструкции. |
1 | Ребенок знает последовательность действий, но выполнить самостоятельно не может. |
3 | Выполняет действие самостоятельно. |
3 | Умение самостоятельно исправить допущенные ошибки. |
Баллы:
- Низший бал – ученик не делает ничего из заданий, только с помощью подражания.
- Средний балл – выполняет действие только образцу с помощью учителя.
- Высший балл – выполняет действие по инструкции и с частичной помощью учителя.
- Наивысший балл – ученик выполняет действия самостоятельно.
Уровни подготовки учащихся по формированию функциональной грамотности
II этап
Ученик приобретает знания как осуществлять общение с помощью взрослого. Когда ребёнок видит предмет, который хочет получить, он берёт карточку с изображением данного предмета, протягивает её партнёру и оставляет в его руке.
На данном этапе обучения присутствуют двое взрослых (на занятии эту роль выполняют педагоги, а дома при отработке навыка участвуют родители ребенка). Один из взрослых - коммуникативный партнёр - сидит напротив ребёнка и держит в руках предмет, который ребёнок хочет получить. Второй взрослый - помощник - сидит позади ребёнка и физически (своей рукой) направляет руку ребёнка к картинке, помогает ему взять её и протянуть коммуникативному партнёру.
III этап
Ученик приобретает положительно отношение к карточкам «PECS». Если ребёнок научился подавать от 10 до 24 карточек и делает это самостоятельно, без физической подсказки помощника.
Формируем навык отходить на всё большие расстояния от собеседника до альбома, суть заключается в том, чтобы изменения каждый раз были достаточно заметны для педагога и незначительными для ребёнка.
Конечная цель: ученик подходит к своему индивидуальному альбому для занятий, берет из него карточку, подходит к взрослому, привлекает его внимание, и кладет ему в руку карточку.