Проектная деятельность
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 21 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому направлению развития детей»
660018, г. Красноярск ул.8 Марта,6 тел.298-09-98
Проект
«Нескучное чтение»
Срок реализации: длительный (август 2024 – май 2025)
Группа авторов:
Воспитатель: Панишева Анна Аркадьевна
Воспитатель: Власенко Анна Викторовна
Красноярск 2024г.
Актуальность:
Детей дошкольного возраста, которые растут в эпоху цифровых технологий, часто называют «цифровыми детьми» или детьми с клиповым мышлением. Их восприятие мира и взаимодействие с ним отличаются от предыдущих поколений.
Клиповое мышление (от английского clip- фрагмент, отрывок, вырезка) – восприятие мира с помощью ярких коротких образов. Это новый вид мышления современных детей, возникший как реакция на существование человека в режиме непрерывного потребления информации по средствам компьютеров, смартфонов, игровых приставок, телевидения. Проблема состоит в том, что данный вид мышления в корне отличается от понятийного мышления, на котором строится образовательный процесс.
В детский сад приходят «дети-зрители». Это поколение «Альфа», это те дети, которые не умеют концентрироваться, воспринимать большие объемы информации и вообще фокусироваться на чем-то, где кадр меняется реже, чем раз в 3 секунды. Виной всему, конечно же, Тик Ток и всеобщий бум других социальных сетей с вертикальным видео. Они привыкли к восприятию визуальной информации и с трудом воспринимают устную речь. Смотреть легче, чем слушать, и дети не могут надолго сосредоточиться на том, что говорит воспитатель.
Мы живем в огромном цифровом поле, где информацию не нужно добывать, она появляется по одному клику или даже голосовой команде. Дети ленятся думать, сопоставлять, анализировать. Отсутствие анализа информации приводит к тому, что она исчезает из памяти, как только появляется новый образ. Дети переключают внимание на новые и новые образы, подобно тому, как мы щелкаем пультом, прыгая по каналам телевизора.
В работе с «цифровыми детьми», мы столкнулись с тем, что дети не умеют и не хотят слушать литературные произведения, чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Как следствие, - у детей плохо развита связная речь, они даже с трудом рассказывают о событиях своей жизни. Также в настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Чтобы не стать заложником клипового мышления, развить понятийное мышление (критическое мышление), концентрацию внимания и связную речь у дошкольников (которые погружены в современную информационную среду и имеют в той или иной степени клиповое мышление), повысить уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом нужно прививать любовь к чтению, организовывать сюжетно-ролевые игры, приучать детей рассматривать, выполнять творческие задания.
Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями образования и во многом определяет их.
Цель проекта:
Создание условий для формирования предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через практику «Нескучное чтение».
Задачи проекта:
- Способствовать росту престижности чтения как культурной ценности;
- Разработать систему мероприятий, направленных на повышение интереса детей к чтению;
- Создать новое инфраструктурное решение, обеспечивающее реализацию практики «Нескучное чтение»;
- Организовать совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге;
- Развивать познавательные способности детей, любознательность, воображение, память, внимание; работать над звукопроизношением; развивать звуковую культуру речи, обогащать словарь. Развивать связную, грамматически правильную выразительную диалогическую и монологическую речь; развивать речевое творчество, любознательность, воображение, навыки коммуникации;
- Способствовать становлению коммуникативной компетентности ребенка (создавать условия для понимания и использования детьми речи как средства коммуникации);
- Знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, способствовать пониманию текстов различных жанров, формировать интерес к чтению;
- Активизировать и популяризировать семейное и массовое чтение;
- Повышать качество и разнообразие прочитываемой литературы.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный. Проект находится на стадии реализации.
Срок реализации: длительный (август 2024 – май 2025)
Ожидаемые результаты.
Мы предполагаем, что в результате проекта в группе ДОУ будет создана обновленная образовательная среда, способствующая развитию интереса ребенка к чтению-пространство «Нескучное чтение», оснащенное различным оборудованием по становлению предпосылок читательской грамотности в гораздо большей степени, нежели групповой центр развития речи. Сама обстановка здесь располагает к чтению изготовлению книг, копированию слов и пр. (удобные сидячие места, лампа с абажуром…).
Появится дополнительная площадка для проведения «клубных часов» для той группы детей, которые проявляют интерес к чтению.
У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.
Через имитацию образа героев дети научаться различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас.
Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.
Повысится роль чтения, как важной формы проведения досуга в семье.
Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
Педагоги реализуют инновационные технологии (дидактический синквейн, технология «виммельбух», буктрейлер), обеспечивая тем самым непрерывный процесс дошкольного образования.
Деятельность в рамках проекта.
Одной из причин нелюбви к чтению является то, что наши дети не знакомы с настоящей Книгой. Заставить любить книгу нельзя, книгой можно только заинтересовать. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, поэтому литературное произведение читает им воспитатель или родитель, перед которыми стоит важная задача – донести до своих воспитанников содержание книги, раскрыть авторский замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному.
На подготовительном этапе мы вместе с детьми организовали совместное обсуждение идеи пространства «нескучного чтения», дети формулировали свои идеи и высказали пожелания, где и каким хотят видеть пространство «Нескучного чтения». Так же детьми были сделаны зарисовки наполнения (оборудования), из детских идей был создан эскиз пространства. Дети составили список необходимых материалов и оборудования для пространства. Решили, что для подборки материалов и оборудования пространства необходима помощь родителей. Именно поэтому в приемной было размещено объявление с просьбой о помощи в сборе необходимых материалов и оборудования.
На основном этапе проекта предполагается вызвать у участников образовательного процесса устойчивый интерес к чтению через реализацию нового инфраструктурного решения, обеспечивающего реализацию практики «Нескучное чтение», организацию совместных мероприятий, игр, консультаций, совместное чтение книг.
В завершении проекта предполагается оценить степень включенности участников проекта в практику «Нескучное чтение», оценить степень сформированности читательской грамотности у детей, наличие или отсутствие у детей желания «читать», результативность проведенных мероприятий.
Формы реализации проекта: совместная деятельность детей и родителей на основе общего интереса к книге, консультативная работа с родителями, самостоятельная деятельность с использованием дидактических материалов, самостоятельная деятельность с взрослыми.
Методы реализации проекта: игровой, практический, наглядный, словесный, дидактический, материально-технический, ИКТ.
Принципы к формированию проекта: последовательность, доступность, наглядность, занимательное общение, индивидуализация, результативность, межпредметность.
План работы по проекту
Мероприятие | Сроки | Деятельность педагога | Деятельность детей | |
1 этап (август 2024- сентябрь 2024) | ||||
1 | Анкетирование родителей | Август 2024 | Разработка вопросов анкеты | |
2 | Мониторинг интересов детей к детской классической литературе | Август 2024 | Наблюдение за детьми, проведение входного тестирования | Дети осознают и формулируют свои познавательные потребности. |
3 | Заседание творческой группы по теме проекта | Сентябрь 2024 | Анализ полученных данных, подбор литературы, составление примерного плана мероприятий. | |
4 | Разработка системы мероприятий, направленных на повышение интереса детей к чтению | Сентябрь 2024 | Представление составленного плана для обсуждения с педагогами, родителями, детьми, его корректировка в связи с высказанными пожеланиями участников проекта. | Дети участвуют в обсуждении плана мероприятий, высказывают свои пожелания, вносят собственные предложения, формулируют свои желания. |
5 | Разработка эскиза пространства «Нескучного чтения» | Сентябрь 2024 | Педагоги из своих и детских идей создают эскиз пространства «Нескучного чтения» | Дети формулируют свои идеи и высказывают пожелания, где и каким хотят видеть пространство «Нескучного чтения». Дети делают зарисовки наполнения (оборудования), из детских идей создается эскиз пространства. |
2 этап (октябрь 2024- апрель 2025) | ||||
1 | Запуск акции «Почитаем вместе» | Октябрь 2024 | Организация совместного прочтения детских книг в пространстве группы, домашних условиях. Применение инновацион- ных технологий, помогающих освоению текста (дидактический синквейн, технология «виммельбух», буктрейлер) | Совместное чтение и просматривание книг, записей (зарисовок)о прочитанном |
2 | Смотр- конкурс детско- родительс-кого творчества из природных материалов (даров осени) «Русские народные сказки» | Октябрь 2024 | Организуют пространство для представления идей из из природных материалов по русским народным сказкам | Выполняют вместе с родителями персонажей русских народных сказок из природных материалов |
3 | Освоение инфраструктурного решения, обеспечивающего реализацию практики «Нескучное чтение»; | октябрь 2024- апрель 2025 | Наполнение пространста «Нескучное чтение» | Освоение пространста «Нескучное чтение» |
4 | Чтение онлайн книг | октябрь 2024- апрель 2025 | Организация совместного прочтения детских онлайн книг, созданных педагогами детского сада в онлайн пространстве | Совместное чтение и просматривание книг, записей (зарисовок) о прочитанном |
5 | Беседы «У книжной полки» | октябрь 2024- апрель 2025 | Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты. | Рассматривание книг, беседы о просмотренном, услышанном, прочитанном взрослыми |
6 | Организация читательского клуба «Читающая мама – читающий ребенок» | Февраль 2025 | Привлечение к чтению дорогих для детей взрослых | Дети –слушатели |
7 | Организация детско-родительской выставки «Моя любимая домашняя книга» | Февраль 2025 | Определение места для представления экспонатов выставки | Изображение полюбившихся литературных персонажей и сюжетов |
8 | Детско- взрослый конкурс «Книжки-малышки своими руками» | Март 2025 | Организуют презентацию (демонстрацию) интерактивных возможностей созданных книжек- малышек перед детьми | Дети вносят свой вклад в создание книжки- малышки, являются первыми «испытателями» ее интерактивных возможностей |
3 этап(май 2025) | ||||
1 | Презентация пространства «Нескучное чтение» | Май 2025 | Проведение круга с детьми, обсуждение впечатлений о прочитанных книгах | Дети активно используют пространство «нескучное чтение», обмениваясь впечатлениями о состоявшемся читательском опыте |
2 | Проведение выходного тестирования. | Май 2025 | Проведение опроса детей. | Участие в опросе. |
3 | Составление отчёта о реализации проекта | Май 2025 | Представление результатов реализации проекта на педагогическом совете. |
Для оценки результатов проекта будут использоваться:
1. Данные входного и выходного тестирования (опроса детей) (критериально-уровневая система оценки сформированности читательской грамотности- исследования PISA-2022)
2. Наблюдение за детьми в процессе реализации проекта и после него.
3. Оценка степени включенности детей в проект.
4. Степень заинтересованности детей.
5. Количество, созданных детских «продуктов» по прочитанным книгам.
7. Частота обращения к пространству «Нескучное чтение».
8. Наличие или отсутствие у детей желания «читать».
Критерий | Показатель | Индикатор |
Количество человек, принявших участие в проекте | Воспитанники | 3- 16-30 воспитанников 2- 11-15 воспитанников
0-0-5 воспитанников |
Родители | 3- 16-30 родителей 2- 11-15 родителей
0-0-5 родителей | |
Качественные показатели | Наличие четкого плана |
0- Реализация без плана |
Четкая реализация плана | 2-Четкая реализация по плану проекта 1-Реализация по плану с возникновением форс- мажорных обстоятельств 0-Стихийная реализация | |
Получение итоговых ожидаемых результатов от реализации проекта | Педагоги реализуют инновационные технологии | 3- 100 % 2- 80 %
0-10% |
Создано пространство «Нескучное чтение» | 1-Создано 0- Не создано | |
Соответствие ожидаемых и полученных результатов | 2-Получение более 100% ожидаемых результатов 1-Соответствие ожидаемым результатам
|
Распространение результатов проекта:
Возможно распространение проекта на другие группы детского сада. Проект, его элементы и идея могут быть реализованы педагогами любых образовательных учреждений, педагогами дополнительного образования, музыкальными руководителями, воспитателями- всеми, кто ведёт свою деятельность в соответствии с ФГОС и ищет эффективные способы его реализации.
Устойчивость проекта:
Любовь к книгам у «цифровых детей» дошкольного возраста – это вызов, но и возможность. С помощью правильных подходов и инструментов можно воспитывать в детях любовь к чтению и помочь им получить от него максимальную пользу.
Риски | Способы решения |
Нежелание некоторых детей принять участие в мероприятии | При своевременной деликатной индивидуальной поддержке педагога каждый ребёнок сможет найти приемлемый для него способ стать участником. Включение игровых моментов на всех этапах реализации проекта, поиск нестандартных решений в проблемных ситуациях, использование практик соцопроса, азбука проекта. |
Низкая посещаемость. | Проведение оздоровительных мероприятий. Проведение онлайн мероприятий . |
Отказ родителей от участия в проекте | Ведение разъяснительной работы о важности для каждого ребёнка быть участником проекта. Стимулирование и мотивация родителей посредством информирования о ходе проекта через социальные сети. |
Бюджет проекта:
Проект требует финансовых затрат на приобретение художественной литературы. Обеспечение материалами и оборудованием инфраструктурного пространства «Нескучного чтения».
№ п/п | Наименование статьи | Кол-во | Цена (руб.) | Стоимость |
1 | Канцелярские товары -бумага для принтера | 2 | 340 | 680 |
2 | Заправка картриджа краской | 3 | 500 | 1500 |
3 | Книги | 30 | 100 | 3000 |
4 | Д/и | 10 | 200 | 2000 |
5 | Костюмы и маски | 6 | 500 | 3000 |
6 | Грамоты | 30 | 20 | 600 |
7 | Поощрительные призы | 30 | 20 | 600 |
Итого 11380 |
Используемая литература
1.Илюхина Ю.В. «Говорящий» дом или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада? Сборник вопросов и ответов для неслучайных педагогов. // Краснодар: Экоинвест, 2022.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
3.Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. РАО:Москва,2010