Проектная деятельность

Панишева Анна Аркадьевна

проекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_neskuchnoe_chtenie.docx38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение              

«Детский сад  № 21 общеразвивающего вида   с приоритетным осуществлением деятельности    

по познавательно-речевому направлению развития детей»

660018, г. Красноярск ул.8 Марта,6 тел.298-09-98

dou21@mailkrsk.ru

Проект

 «Нескучное чтение»

Срок реализации: длительный (август 2024 – май 2025)

Группа авторов:

Воспитатель: Панишева Анна Аркадьевна

Воспитатель: Власенко Анна Викторовна

Красноярск 2024г.

Актуальность:

Детей дошкольного возраста, которые растут в эпоху цифровых технологий, часто называют «цифровыми детьми» или детьми с клиповым мышлением. Их восприятие мира и взаимодействие с ним отличаются от предыдущих поколений.

Клиповое мышление (от английского clip- фрагмент, отрывок, вырезка) – восприятие мира с помощью ярких коротких образов. Это новый вид мышления современных детей, возникший как реакция на существование человека в режиме непрерывного потребления информации по средствам компьютеров, смартфонов, игровых приставок, телевидения. Проблема состоит в том, что данный вид мышления в корне отличается от понятийного мышления, на котором строится образовательный процесс.

В детский сад приходят «дети-зрители». Это поколение «Альфа», это те дети, которые не умеют концентрироваться, воспринимать большие объемы информации и вообще фокусироваться на чем-то, где кадр меняется реже, чем раз в 3 секунды. Виной всему, конечно же, Тик Ток и всеобщий бум других социальных сетей с вертикальным видео. Они привыкли к восприятию визуальной информации и с трудом воспринимают устную речь. Смотреть легче, чем слушать, и дети не могут надолго сосредоточиться на том, что говорит воспитатель.

Мы живем в огромном цифровом поле, где информацию не нужно добывать, она появляется по одному клику или даже голосовой команде. Дети ленятся думать, сопоставлять, анализировать. Отсутствие анализа информации приводит к тому, что она исчезает из памяти, как только появляется новый образ. Дети переключают внимание на новые и новые образы, подобно тому, как мы щелкаем пультом, прыгая по каналам телевизора.

В работе с «цифровыми детьми», мы столкнулись с тем, что дети не умеют и не хотят слушать литературные произведения, чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Как следствие, - у детей плохо развита связная речь, они даже с трудом рассказывают о событиях своей жизни. Также в настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Чтобы не стать заложником клипового мышления, развить понятийное мышление (критическое мышление), концентрацию внимания и связную речь у дошкольников (которые погружены в современную информационную среду и имеют в той или иной степени клиповое мышление), повысить уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом  нужно прививать любовь к чтению, организовывать сюжетно-ролевые игры, приучать детей рассматривать, выполнять творческие задания.

Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями образования и во многом определяет их.

Цель проекта:

Создание условий для формирования предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через практику «Нескучное чтение».

Задачи проекта:

  1. Способствовать росту престижности чтения как культурной ценности;
  2. Разработать систему мероприятий, направленных на повышение интереса детей к чтению;
  3. Создать новое инфраструктурное решение, обеспечивающее реализацию практики «Нескучное чтение»;
  4. Организовать совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге;
  5. Развивать познавательные способности детей, любознательность, воображение, память, внимание; работать над звукопроизношением; развивать звуковую культуру речи, обогащать словарь. Развивать связную, грамматически правильную выразительную  диалогическую и монологическую речь; развивать речевое творчество, любознательность, воображение, навыки коммуникации;
  6. Способствовать становлению коммуникативной компетентности ребенка (создавать условия для понимания и использования детьми речи как средства коммуникации);
  7. Знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, способствовать пониманию текстов различных жанров, формировать интерес к чтению;
  8. Активизировать и популяризировать семейное и массовое чтение;
  9. Повышать качество и разнообразие прочитываемой литературы.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный. Проект находится на стадии реализации.

Срок реализации: длительный (август  2024 – май 2025)

Ожидаемые результаты.

Мы предполагаем,  что в результате проекта в группе ДОУ будет создана обновленная образовательная среда, способствующая развитию интереса ребенка к чтению-пространство «Нескучное чтение», оснащенное  различным оборудованием по становлению предпосылок читательской грамотности в гораздо большей степени, нежели групповой центр развития речи. Сама обстановка здесь располагает к чтению изготовлению книг, копированию слов и пр. (удобные сидячие места, лампа с абажуром…).

Появится дополнительная площадка для проведения «клубных часов» для той группы детей, которые проявляют интерес к чтению.

У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.

Через имитацию образа героев дети научаться различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.

Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас.

Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.

Повысится роль чтения, как важной формы проведения досуга в семье.

Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.

Педагоги реализуют инновационные технологии (дидактический синквейн, технология «виммельбух», буктрейлер), обеспечивая тем самым непрерывный процесс дошкольного образования.

Деятельность в рамках проекта.

Одной из причин нелюбви к чтению является то, что наши дети не знакомы с настоящей Книгой.  Заставить любить книгу нельзя, книгой можно только заинтересовать. Дети  дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, поэтому литературное произведение читает им воспитатель или родитель, перед которыми стоит важная задача – донести до своих воспитанников содержание книги, раскрыть авторский замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному.

На подготовительном этапе мы вместе с детьми организовали совместное обсуждение идеи пространства «нескучного чтения», дети формулировали свои идеи и высказали пожелания, где и каким хотят видеть пространство «Нескучного чтения». Так же детьми были сделаны зарисовки наполнения (оборудования), из детских идей был создан эскиз пространства. Дети составили список необходимых материалов и оборудования для пространства. Решили, что для подборки материалов и оборудования пространства необходима помощь родителей.  Именно поэтому в приемной было размещено объявление с просьбой о помощи в сборе необходимых материалов и оборудования.

На основном этапе проекта предполагается вызвать у участников образовательного процесса устойчивый интерес к чтению через реализацию нового инфраструктурного решения, обеспечивающего реализацию практики «Нескучное чтение», организацию совместных мероприятий,  игр, консультаций, совместное чтение книг.

В завершении проекта предполагается оценить степень включенности участников проекта в практику «Нескучное чтение», оценить степень сформированности читательской грамотности у детей, наличие или отсутствие у детей желания «читать», результативность проведенных мероприятий.

Формы реализации проекта: совместная деятельность детей и родителей на основе общего интереса к книге, консультативная работа с родителями, самостоятельная деятельность с использованием дидактических материалов, самостоятельная деятельность с взрослыми.

Методы реализации проекта: игровой, практический, наглядный, словесный, дидактический, материально-технический, ИКТ.

Принципы к формированию проекта: последовательность, доступность, наглядность, занимательное общение, индивидуализация, результативность, межпредметность.

План работы по проекту

Мероприятие

Сроки

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап (август 2024- сентябрь 2024)

1

Анкетирование родителей

Август 2024

Разработка вопросов анкеты

2

Мониторинг интересов детей к детской классической литературе

Август 2024

Наблюдение за детьми, проведение входного тестирования

Дети осознают и формулируют свои познавательные потребности.

3

Заседание творческой группы по теме проекта

Сентябрь 2024

Анализ полученных данных, подбор литературы, составление примерного плана мероприятий.

4

Разработка системы мероприятий, направленных на повышение интереса детей к чтению

Сентябрь 2024

Представление составленного плана для обсуждения с педагогами, родителями, детьми, его корректировка в связи с высказанными пожеланиями участников проекта.

Дети участвуют в обсуждении плана мероприятий, высказывают свои пожелания, вносят собственные предложения, формулируют свои желания.

5

Разработка эскиза пространства «Нескучного чтения»

Сентябрь  2024

Педагоги из своих и  детских идей создают эскиз пространства «Нескучного чтения»

Дети формулируют свои идеи и высказывают  пожелания, где и каким хотят видеть пространство «Нескучного чтения». Дети делают зарисовки наполнения (оборудования), из детских идей создается эскиз пространства.

2 этап (октябрь 2024- апрель 2025)

1

Запуск акции «Почитаем вместе»

Октябрь 2024

Организация совместного прочтения детских книг в пространстве группы, домашних условиях. Применение  инновацион- ных технологий, помогающих освоению текста (дидактический синквейн, технология «виммельбух», буктрейлер)

Совместное чтение и просматривание  книг, записей (зарисовок)о  прочитанном

2

Смотр- конкурс детско- родительс-кого творчества из природных материалов  (даров осени) «Русские народные сказки»

Октябрь 2024

Организуют пространство для представления идей из из природных материалов по русским народным сказкам

Выполняют вместе с родителями персонажей русских народных сказок из  природных материалов

3

Освоение инфраструктурного решения, обеспечивающего реализацию практики «Нескучное  чтение»;

октябрь 2024- апрель 2025

Наполнение пространста «Нескучное чтение»

Освоение пространста «Нескучное чтение»

4

Чтение онлайн книг

октябрь 2024- апрель 2025

Организация совместного прочтения детских онлайн книг, созданных педагогами детского сада в онлайн пространстве

Совместное чтение и просматривание   книг, записей (зарисовок) о  прочитанном

5

Беседы «У книжной полки»

октябрь 2024- апрель 2025

Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты.

Рассматривание книг, беседы о просмотренном, услышанном, прочитанном взрослыми

6

Организация читательского клуба «Читающая мама – читающий ребенок»

Февраль 2025

Привлечение к чтению дорогих для детей взрослых

Дети –слушатели

7

Организация детско-родительской выставки «Моя любимая домашняя книга»

Февраль 2025

Определение места для представления  экспонатов выставки

Изображение полюбившихся литературных персонажей и сюжетов

8

Детско- взрослый конкурс «Книжки-малышки своими руками»

Март 2025

Организуют презентацию (демонстрацию) интерактивных возможностей созданных книжек- малышек перед детьми

Дети вносят свой вклад в создание книжки- малышки, являются первыми «испытателями» ее интерактивных возможностей

3 этап(май 2025)

1

Презентация пространства «Нескучное чтение»

Май 2025

Проведение круга с детьми, обсуждение впечатлений о прочитанных книгах

Дети активно используют пространство «нескучное чтение», обмениваясь впечатлениями о состоявшемся читательском опыте

2

Проведение выходного тестирования.

Май 2025

Проведение опроса детей.

Участие в опросе.

3

Составление отчёта о реализации проекта

Май 2025

Представление результатов реализации проекта на педагогическом совете.

Для оценки результатов проекта будут использоваться:

1. Данные входного и выходного тестирования (опроса детей) (критериально-уровневая система оценки сформированности читательской грамотности- исследования PISA-2022)

2. Наблюдение за детьми в процессе реализации проекта и после него.

3. Оценка степени включенности детей в проект.

4. Степень заинтересованности детей.

5. Количество, созданных детских «продуктов» по прочитанным книгам.

7. Частота обращения к пространству «Нескучное чтение».

8. Наличие или отсутствие у детей желания «читать».

Критерий

Показатель

Индикатор

Количество человек, принявших  участие в проекте

Воспитанники

3- 16-30 воспитанников

2- 11-15 воспитанников

  1. 6-10 воспитанников

0-0-5 воспитанников

Родители

3- 16-30 родителей

2- 11-15 родителей

  1. 6-10 родителей

0-0-5 родителей

Качественные показатели

Наличие четкого плана

  1. План в наличии

0- Реализация без плана

Четкая реализация плана

2-Четкая реализация по плану проекта

1-Реализация по плану с возникновением форс- мажорных обстоятельств

0-Стихийная реализация

Получение итоговых ожидаемых результатов от реализации проекта

Педагоги реализуют инновационные технологии

3- 100 %

2- 80 %

  1. 50 %

0-10%

Создано пространство «Нескучное чтение»

1-Создано

0- Не создано

Соответствие ожидаемых и полученных результатов

2-Получение более 100% ожидаемых результатов

1-Соответствие ожидаемым результатам

  1. 0- Несовпадение ожидаемых и полученных результатов на 40 %

Распространение результатов проекта:

Возможно распространение проекта на другие группы детского сада. Проект, его элементы и идея могут быть реализованы педагогами любых образовательных учреждений, педагогами дополнительного образования, музыкальными руководителями, воспитателями- всеми, кто ведёт свою деятельность в соответствии с ФГОС и ищет эффективные способы его реализации.

Устойчивость проекта:

Любовь к книгам у «цифровых детей» дошкольного возраста – это вызов, но и возможность. С помощью правильных подходов и инструментов можно воспитывать в детях любовь к чтению и помочь им получить от него максимальную пользу.

Риски

Способы решения

Нежелание некоторых детей принять участие в мероприятии

При своевременной деликатной индивидуальной поддержке педагога каждый ребёнок сможет найти приемлемый для него способ стать участником. Включение игровых моментов на всех этапах реализации проекта, поиск нестандартных решений в проблемных ситуациях, использование практик соцопроса, азбука проекта.

Низкая посещаемость.

Проведение оздоровительных мероприятий.

Проведение онлайн мероприятий .

Отказ родителей от участия в проекте

Ведение разъяснительной работы о важности для каждого ребёнка быть участником проекта. Стимулирование и мотивация родителей посредством информирования о ходе проекта через социальные сети.

Бюджет проекта:

Проект требует финансовых затрат на приобретение художественной литературы. Обеспечение материалами и оборудованием инфраструктурного пространства «Нескучного чтения».  

№ п/п

Наименование статьи

Кол-во

Цена (руб.)

Стоимость

1

Канцелярские товары

-бумага для принтера

2

340

680

2

Заправка картриджа краской

3

500

1500

3

Книги

30

100

3000

4

Д/и

10

200

2000

5

Костюмы и маски

6

500

3000

6

Грамоты

30

20

600

7

Поощрительные призы

30

20

600

Итого 11380

Используемая литература

1.Илюхина Ю.В. «Говорящий» дом или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада? Сборник вопросов и ответов для неслучайных педагогов. // Краснодар: Экоинвест, 2022.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

3.Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. РАО:Москва,2010