ЛЕГО конструирование в образовательном процессе с детьми

Анна Александровна Лозина

Дети любят играть, но готовые игрушки лишают их возможности творить самому. С помощью конструктора детям предоставляется возможность в процессе игры приобретать такие качества, как любознательность, активность, самостоятельность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышение самооценки, позитивный настрой, умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение, умение пользоваться схемами, формирование логического мышления, исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка.

Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС.

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование и образовательная робототехника.

Лего-конструирование и образовательная робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.

 

Применение конструкторов вне занятий позволяет существенно повысить мотивацию воспитанников, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Использование конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«LEGO-конструирование как средство развития познавательно – творческой деятельности детей дошкольного возраста»

LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, раскрывает для дошкольника мир техники, подготавливает почву для развития технических  и творческих  способностей детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием,  следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, познавательную активность дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности: умение пользоваться схемой, конструировать по схеме и согласно собственному замыслу, реализовывать постройку в игровой и речевой деятельности.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности  – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом и родителями. Эти задачи требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно – деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.

Конструирование направлен на развитие следующих процессов:

  1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
  2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
  3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях.

В процессе  сборки идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.

Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.

В процессе конструирования у детей должен появляется интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций.

Развивается познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

Формируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

Совершенствуются коммуникативные навыки детей.

Формируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Деятельность по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «ЛЕГО — конструирование как средство развития творческого мышления ребенка»

Спросите любого ребенка, чем он любит заниматься больше всего на свете, и он обязательно ответит – играть. Дети живут игрой и выражают в ней свою индивидуальность.

Что такое ЛЕГО для ребенка? Это буря эмоций и восторг, сменяющийся любопытством. Конструктор ЛЕГО-это необъятный мир, со своими фантазиями, развивающими мышление ребенка. Целые города с добродушными жителями, аэропорты, военные корабли, железные дороги, замки с отважными рыцарями и прекрасными принцессами, милые уютные домики с настоящим семейство и многое-многое другое. Только ребенок получает все это не сразу, а кропотливо собирает из мельчайших деталей, ощущая себя настоящим создателем. LEGO— это поистине универсальная игрушка, одинаково обожаемая и мальчишками, и девчонками. Причем играть в него могут даже самые маленькие крохи, которым едва исполнилось полтора годика. Но только не маленькими детальками, а кубиками побольше. И для подростков найдется немало интереснейших конструкторов для экспериментирования, в том числе радиоуправляемых игрушек, которыми нередко увлекаются даже взрослые, мечтая снова окунуться в сладкие объятья детства. А еще ЛЕГО вырабатывает у детей тягу к творчеству и познанию нового. Каждый набор — это своя история, которую можно переписывать с чистого листа. Ведь эти конструкторы предоставляют практически неограниченные возможности для моделирования. Сегодня ты властелин фантастического звездолета, завтра — мирный фермер или хозяин зоопарка. С помощью конструкторских наборов малыши постигают окружающий мир в изумительно ярких красках, свойственных цветным кубикам ЛЕГО. С ними можно забыть про унылые дома, перемежающиеся серыми росчерками асфальтовых дорог, про ненастную погоду за окном, грязь и слякоть. Можно отрешиться от взрослого, не всегда понятного мира, и построить свой, красочный и необыкновенный, ощущая гордость за собственные творения.

 

Какие психолого-педагогические условия развития способностей к конструированию в условиях ДОУ должны преобладать? Важным является внесение творческого начала в формирование конструктивных умений при выполнение отдельных работ во взаимодействии со значимыми взрослыми. Ребенок работает с большой активностью, со значительным напряжением мысли, если перед ним стоит задача изменить размеры или форму изделия, подумать над количеством необходимых деталей, изменением в оформление, в последовательности всего процесса изменения изделия. Целесообразно подготовить детям разные конструкции одних и тех же изделий, что направит творческую инициативу детей. Изложим основные этапы развития способностей конструирования на примере работы с легоконструктором: — планирование предстоящей деятельности, представления хода работы по операциям, описание черт окончательного результата изделия. — овладение элементами графической грамотности: кратко охарактеризовать модель, уметь выполнять зарисовку чертежа, описать эскиз изделия. — Самостоятельное конструирование. — Овладение конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателями и детьми. — Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с составленными задачами и запланированным образом. — Определение назначения получившегося изделия. Кроме понимания назначения изделия при конструирование учитывают функции, конкретные требования к определенному изделию. Необходимо подчеркнуть, что развитие способностей конструирования активизируют мыслительные процессы ребенка, порождают интерес к новому к творческому мышлению поставленных задач, к изобретательности и самостоятельности.

Конструирование рождает инициативность, стремление к поиску, формирует волевые качества. Именно по этому, основным требованием к конструкторской деятельности является творческий характер деятельности во взаимодействии детей и взрослых, оптимальный уровень трудности в конструирование для исполнителя изделия, устойчивая мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончанию выполнения конструкторской деятельности. Если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и становится достаточно привлекательной для ребенка. Как только ребенок начинает самостоятельно сидеть, значимые взрослые могут активно приступать к развитию первых способностей к конструированию ребенка. Речь идет о подготовительных «элементах» такой сложности и полезной деятельности как проектирование. Любая деятельности по собиранию, строительству – это отличная тренировочная база для будущей логики и интеллекта. Пространственное мышление и воображение выходят из попыток сложить кубики, построить куличики в песочнице или собрать кораблик из бумаги и спичек. Все перечисленные игры развивают конструкторские навыки. Конструкторская деятельность у самых маленьких детей – это познание габаритов и свойств предметов, того как можно что-то с чем-то соединить. В качестве игр, развивающих способности к конструированию детей раннего возраста можно предложить следующее «раскладывание игрушек на место»«укладывать игрушки спать»«игры с конструктором». Остановимся подробней на играх с конструктором. С помощью конструктора дети могут воплотить в жизнь любые фантазии, построить свой, неповторимый мир, и даже не задумываясь, освоить сложнейшие физические и геометрические законы, развить моторику, координацию движений, глазомер.

Игры с конструктором развивают: — образное мышление (мышление, которое отвечает за создание определенного образа представления ребенка воплощая этот образ в действительности, ребенок реализует задуманное); — пространственное мышление (малыш на практике познает различные пространственные соотношения элементов: правее – левее, выше – ниже; учится понимать соответствие деталей: если один предмет выше, а другой оказывается ниже); — мелкую моторику, глазомер (развивает мелкие мышцы руки, учится соизмерять мышечные усилия, тренирует глаз); — фантазию и воображение (придумывает, изобретает, создает, воплощает, преобразует и т. д); — способность к конструированию (ребенок не только осознает расположение деталей, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект).

Лего и его прототипы являются обязательными атрибутами игровой деятельности ДОУ, начиная от больших блоков и заканчивая стандартными деталями для настольного творчества. С помощью таких деталей дети учатся конструировать не только по схеме, но и воплощают свои задумки, строя города, станции и обыгрывая свои изобретения. Лего применяется в детском саду не только как досуговая игра, но и факультативные взаимодействия. Лего-конструирование с элементами программирования – это организация взаимодействия, где дети не только собирают замысловатые конструкции, но и создают программы на персональном компьютере, которые приводят модели в действие. Так, на пример, крокодил открывает пасть, лев садиться на задние лапы и рычит, а корабль качается и скрепит во время шторма. Работа с лего-конструктором «Роболаб» так же развивает навыки программирования на ПК. Данный конструктор предназначен для старших школьников.

Опасения по поводу того, что этот вид конструктора будет сложен для детей 5 – 7 лет, не подтвердились на практике. Работа с «WeDo» существенно упрощает освоение нового конструктора.

Список литературы:

  1. Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2012 г.
  2. Мельникова О.В. Лего- конструирование. – Волгоград: Учитель-2012-51 с.
  3. Комарова Л.Е «Строим из Лего» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Лего). -М.; Линка Прес, 2001г.
  4. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
  5. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.; Академия, 2002г. -192с.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер класс на тему: «Лего - конструирование для детей младшего дошкольного возраста».

Возрастная группа: младшая.
Цель: повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах разностороннего развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Дать представление родителям о роли конструкторов «Лего» во всестороннем развитии ребенка.
2. Приобщить родителей к Лего - конструированию.
3. Познакомить с различными вариантами игровых упражнений посредством конструкторов «Лего».
4. Повысить интерес родителей к использованию конструкторов «Лего» для разностороннего развития дошкольников.
5. Создать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей, педагогов.
Форма проведения: родительское собрание.
Участники:
- родители воспитанников,
- воспитатели.
Место проведения: музыкальный зал.
Подготовка:
1.Оформление информационного стенда для родителей на тему «Детское конструирование».
2. Организация выставки детской работы на тему «Мы умелые конструкторы».
3. Организация выставки методической литературы по теме родительского собрания.
4. Оформление памятки «Конструктор – Лего».
5. Подборка фоновой музыки.
6. Оформление приглашений для родителей на собрание.
Материалы и пособия:
- различные виды конструктора «Лего»,
- презентация к собранию;
- ноутбук, проектор, экран, колонки;
- памятка для родителей «Конструктор - Лего».

План проведения:
1. Вводная часть.
1.1. Вступительное слово.
2. Основная часть.
2.1. Доклад на тему «Лего - конструирование – для детей младшего дошкольного возраста».
2.2. Показ презентации, как отчет о проведенной работе с детьми в группе по Лего-конструированию.
2.3. Играем как дети. (Познакомить с различными вариантами игровых упражнений посредством конструкторов «Лего»).
2.4. Мастер-класс с родителями «Строительная мастерская».
3. Заключительная часть.
3.1. Подведение итогов родительского собрания.

Подробнее

promotion.aliexpress.ru

Реклама

3.2. Рефлексия.

Ход собрания

1. Вводная часть.
Организационный этап.
Встреча родителей при входе в музыкальный зал. Воспитатель предлагает ознакомиться с выставкой детского творчества на тему «Мы умелые конструкторы», выставкой литературы, пособий.
Приветствие присутствующих.
Оглашение повестки дня, целей и задач собрания.


Вступительное слово.
Воспитатель:
- Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня наша встреча посвящена теме: «Лего-конструированию – для детей младшего дошкольного возраста».
Лего – это мир фантазий!
Мир идей, разнообразий.
Изучая схемы в нем,
Может получиться дом.
Или мы построим замок,
Где живет большой дракон.
Он принцессу сторожит
И огнем на всех рычит.
Лего руки развивает
И мечтать нам не мешает.
И скажу про Лего я
Это лучшая игра!

2. Основная часть.
В последние годы, попадая в игрушечный магазин, вы оказываетесь перед очень трудным выбором: какую игру или игрушку купить, чтобы она не просто радовала и развлекала, но и развивала ребенка?!
Мы предлагаем остановить свое внимание на конструкторах! Удивились?! Может, многие из вас считают, что это устаревшие игрушки, но мы утверждаем, что этот, на первый взгляд, простой игровой материал таит в себе огромные возможности и дает развитию вашего ребенка то, что не может дать ни одна другая игра.
Для малыша весь мир – это огромное, уникальное и удивительное явление, где каждый элемент вызывает восторг и интерес. Позволить малышу лучше узнать окружающий мир и собственные способности, наполнить обычное развлечение красочными сюжетами и новыми открытиями родители могут с помощью правильно подобранных игр и увлекательных занятий. Все родители мечтают видеть своих детей грамотными личностями с хорошо развитой памятью, вниманием, логическим мышлением. Но для этого необходимо уделять внимание занятиям с малышом. Обучать, тренировать основные навыки ребенка в игре помогают игрушки с развивающим эффектом. Ярким примером развивающей игры, позитивно влияющей на детское восприятие и способности, является конструктор «Лего».
Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать.
Лего-конструирование относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и интегрируется с такими образовательными областями как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.
Смотр презентации.

Воспитатель:
- Уважаемые родители! Сейчас поиграем с вами так, как мы играем с детьми на занятиях и в свободной деятельности. Играем как дети. Игра называется «Назови и построй».
Цель игры:
- закрепить названия конструктора «Лего»,
- учиться работать в коллективе.
Ведущий каждому игроку по очереди дает деталь конструктора. Игрок называет и оставляет у себя. Когда у каждого игрока по две детали. Ведущий дает задание построить из всех деталей одну постройку и придумать что построили.
Когда построили, один игрок рассказывает, что построили.


Мастер-класс «Строительная мастерская»
Воспитатель:
- Сегодня мы собрались с вами на мастер-класс, где я научу вас как можно по схемам красиво построить что-то интересное из конструктора «Лего».

3. Заключительная часть.
Воспитатель:

- Наша встреча подходит к концу, и пора подвести итог.
- Уважаемые родители, практический опыт показывает, что именно эти игры, с конструктором «Лего», становятся наиболее любимыми детьми, они вызывают у них большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта. Игры, которую я сегодня предложила, вы можете дома совместно с детьми поиграть. Именно во взаимодействии и сотрудничестве с родителями можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности родителей и детей. При этом целью семейного воспитания, должно быть развитие личности ребёнка.
Хочется верить, что наша сегодняшняя встреча была для вас полезной, интересной и познавательной.
Спасибо за участие в нашем мастер – классе.

Рефлексия
Воспитатель:
- Уважаемые родители! Нам важно Ваше мнение: что в ходе проведения встречи
- было для Вас сегодня интересным?
- было трудным?
- Вас удивило?
- нового для себя Вы узнали?
- для чего нужен конструктор?
- кому могут быть полезны игры с конструктором?
- в чем польза конструктора?
- что такое конструктор «Лего» для ребенка?

Конструктор дает возможность экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой – беспрекословным лидером в созданной ситуации.
Родителям раздаются памятки.



Предварительный просмотр:

Исследовательский проект "Конструктор Лего – игра, или

Увлекательное и развивающее занятие для детей?"

Краткая аннотация

Дети играют с самого рождения. Игра для нас то же, что работа для взрослого человека. В играх мы развиваем свои естественные задатки - интеллект, воображение, чувства, ловкость и многое другое. Фирма Lego дала нам такую возможность для экспериментирования и самовыражения. Язык игры Lego хорошо знают даже малыши, он помогает общаться детям всего мира. Мы живём в сложном и многообразном мире, игра помогает понять его, сделать лучше и интересней. Мы любим играть потому, что нам это увлекательно, интересно и захватывает нас. Игра отражает наше развитие, показывает то, чего мы достигли. В своих любимых играх бессознательно приспосабливаемся к достигнутому уровню и к своему окружению, готовясь перейти к следующему этапу. Конструктор Lego помогает нам, придерживаясь принципа: в игре дети учатся и развиваются!

Аннотация

В ходе данной работы мы выяснили, что ребята очень любят собирать конструктор Lego, а производители конструктора радуют нас великим многообразием. Через игру конструктор помогает познать мир, в котором мы живём. А уникальность наборов, доступность и многофункциональность даёт нам возможность создать, что -то собственное, не такое как у всех.

КонструкторыLego по своей цветовой гамме очень красочны и многофункциональны, их части взаимозаменяемы, так как они не меняли размер с середины прошлого века. Каждый ребёнок индивидуален, конструктор Lego позволяет, придумывать новые сюжеты и собирать модели в том темпе, который ему удобен и комфортен. Конструкторы Lego развивает мелкую моторику, так как все модели мы собираем собственными руками; речь, а эстетическому воспитанию способствует цветовая гамма конструкторов Lego, по инструкции, приложенной к наборам, мы можем увидеть, как аккуратно и красиво собрать модель. Этим он сильно отличается от компьютерных игр, которые перегружают психику, тем самым вредя детям.

Мы занимаясь этим вопросом можем сказать однозначно, что Lego - это полезная зарядка для ума.

Во-первых, конструирование помогает развиваться творческим способностям человека.

Во-вторых, собирать Legoребёнок любит один или в группе людей. Когда ребёнок собирает один, то развивает в себе самостоятельность, что в реальной жизни, бесспорно, оказывает положительное влияние. Моделируя в группе, дети взаимодействует друг с другом. Они учатся слушать друг друга, помогать, дружить, знакомиться с новыми людьми, связанными одним увлечением всем ребятам заниматься легоконструированием.

Введение

В детстве для каждого ребёнка новая игрушка – это главное детское счастье. Наша жизнь с ними становится интереснее, увлекательнее и насыщенней. При помощи игрушек мы не только веселимся, но и познаем окружающий мир. Благодаря им, мы получаем массу новых знаний и навыков. Играя в игры, мы хотим проводить время с пользой и увлечением, развиваться не только физически, но и умственно.

Сначала сделать хороший выбор в игрушках и играх нам помогли наши родители, которые познакомили нас содной из наиболее из самых замечательных, популярных и действенных развивающих игрушек - конструктор. Через игру Lego дети развивают моторику рук, развивают фантазию и воображение, логическое мышление. Создание различных объемных моделей из деталей помогают разбираться в структурном строении различных объектов. Так же, конструктор – это хорошая возможность научиться выдержке, внимательности и усидчивости. Из личного опыта конструктор требуют большой концентрации и проявления волевых качеств. Чем больше в нем деталей, тем разнообразнее они по форме, тем лучше для нас.

В детском саду мы продолжили знакомство с конструктором в кружке “Легоконструирование”.

Актуальность данной темы: Я считаю, что тема Легоконструктора в настоящее время актуальна. Так как выбор игрушек для детей очень важен, игрушки должны быть такие, которые помогали бы детям развивать фантазию, раскрывать своё творчество, мышление и логику. Сегодня, одним из самых знаменитых производителей детских конструкторов, является датская компания Lego. Ее продукция пользуется необычайной популярностью среди детей во всем мире. Подобное развлечение любят как мальчики, так и девочки.КонструкторыLego развивают кругозор, знакомят детей с мифами, легендами и известными фильмами, позволяет попасть в мир любимых персонажей. Это захватывающий мир ярких красок и сильных эмоций, который, в отличие от мира компьютерных игр, не вызывает зависимости, не ограничивает ребенка в его развитии, а наоборот, позволяет развиваться и учиться в собственном темпе. Конструкторы HYPERLINK "http://www.virastayka.ru/lego/"Lego знакомят детей с повседневной жизнью, учат ориентироваться в городе, рассказывают о том, какие бывают профессии. Конструкторы Lego предназначены и для групповых, и для индивидуальных игр.

Цель проекта: Доказать значимость легоконструирования для детей.

Задачи:

- Изучение истории создания Lego-конструкторов.

- Доказать, что конструктор Legoимеет развивающее свойство.

- Узнать, какие бывают конструкторы Lego.

- Подготовить проект о Lego

Гипотеза: Если систематически, планомерно и целенаправленно заниматься с конструктором Lego, то эти занятия будут содействовать формированию творческих и умственных способностей.

Этапы исследования:

- Подготовительный (сентябрь)

  • Сбор информации и материала по теме “Легоконструирование”.
  • Проведение анкетирования среди родителей
  • Проведение мониторинга среди детей

- Основной (октябрь-апрель)

  • Реализация проекта Lego

- Заключительный (май)

  • Организация выставки Lego
  • Создание презентации проекта Lego
  • Проведение мониторинга среди детей

Предполагаемый результат:

В рамках реализации проекта:

- будут созданы условия, способствующие внедрению легоконструирования

- освоение основных компонентов конструкторов ЛЕГО, конструктивных особенностей различных моделей, сооружений

- овладение приемами и приобретение опыта конструирования

- формирование умения работать по инструкциям, схемам;

- формирование умения творчески подходить к решению задач;

- формирование умения анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

- формирование умения работать в команде, эффективно распределять обязанности.

Заключение

  • С целью выявления значимости конструктора Lego в жизни детей нами была проведена эта исследовательская работа.
  • Воспитателями средней группы были созданы условия, способствующие внедрению проекта по легоконструированию.
  • В процессе внедрения проекта у детей были сформированы навыки работы по инструкциям, схемам. Дети овладели умением творчески подходить к решению задач.
  • Сформированы умения анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
  • Дети овладели навыками эффективного распределения обязанностей, умением трудиться в коллективе.

Перспективное планирование исследовательского проекта “LEGO” в средней группе

Тема / месяц

Задачи

Целевой ориентир

Сентябрь

Проведение анкетирования

Проведение мониторинга

Обеспечение осведомленности воспитателей Выявление развития логического мышления;

Проявление интереса к логическим заданиям.

Ребёнок умеет рассуждать, описывает то, что видит на картинке.

Октябрь

Занятие 1. “Пожарная станция”

Занятие 2 “Пожарные машины”

Закрепление знаний о специальном транспорте – пожарная машина;

Закрепление знаний о работе пожарных;

Формирование представления детей об опасности огня;

Развитие логического мышления, пространственной координации.

Воспитание чувства осторожности и самосохранения

Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Начинает появляться образное предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия

Ноябрь

Занятие 1 “Продуктовый магазин”

Занятие 2 “Ферма”

Формирование умения анализировать конструкции сооружений, определять форму, размер, расположение деталей;

Развитие умения устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке.

Закрепление знаний о ферме; о работе фермера;

Развитие логического мышления, пространственной координации.

Воспитание чувства осторожности и самосохранения

При создании построек из строительного материала может участвовать в планировании действий, договариваться, распределять материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.

Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств

Декабрь

Занятие 1 “Железнодорожная станция”

 

Выпуск печатной консультации для родителей “История возникновения конструктора Lego”

Развитие умения анализировать образец постройки: выделять основные части и различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, вверху - перекрытие, крыша; в паровозе – главный состав, вагон и т. д.).

Ознакомление родителей с историей возникновения конструктора.

Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.

Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога.

Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

Умеет создавать постройки по собственному замыслу.

Январь

Занятие 1 “Госпиталь”

Закрепление знаний о госпитале; о работе врачей;

Развитие логического мышления, пространственной координации.

Воспитание чувства осторожности и самосохранения

Способен при создании построек из строительного материала участвовать в планировании действий, договариваться, распределять материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.

Февраль

Занятие 1

Городские строители “Подъемник”

Развитие интереса к конструированию. Формирование умения анализировать постройки, рисунки, элементарные чертежи, выделяя основные части, функциональное назначение.

Формирование представление о строительных деталях, их названиях, свойствах (форма, величина, устойчивость).

Способен конструировать по собственному замыслу.

Умеет анализировать образец постройки.

Может планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.

Март

Занятие 1 Городские строители. “Кран”

Формирование умения преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции.

Совершенствование конструкторских навыков, развитие умения комбинировать детали, сочетая их по форме, величине, цвету.

Создает постройки по рисунку.

Умеет работать коллективно.

При создании построек из строительного материала может участвовать в планировании действий, договариваться, распределять материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.

Апрель

Занятие 1 Конструирование из деталей “Лего”

Развитие представления о форме, величине, цвете.

Развитие желания строить по собственному замыслу, объединять постройки по сюжету, обыгрывать их, побуждать к совместным играм.

Воспитание усидчивости, самостоятельности.

Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.

Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога.

Май

Проведение мониторинга

Выявление интереса к легоконструированию.

Подтверждение целей, задач и гипотезы по проекту “Легоконструирование”



Предварительный просмотр:

Истоки способностей и дарования детей

на кончиках пальцев,

Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок 

В.А.Сухомлинский

«Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

Психолог Александр Романович Лурия говорил: Конструирование – «продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу».

В педагогической практике мы широко используем разнообразные виды конструирования - из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Из всего многообразия конструкторов Лего представляет собой яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка.

Применение Лего способствует:

1) развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета

2) развитию и совершенствованию высших психических функций - памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение

3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка  к письму

4)сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к  другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

 Развитие конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, последовательно проходит в несколько этапов:

-Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить.

- Конструирование по инструкции – кконструктору прилагается готовая инструкция-схема, для сборки модели.

- Конструирование по условиям- определяем условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение; здесь формируется умение анализировать, что способствует развитию творческого конструирования.

- Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте особое значение имеют игра и первые попытки продуктивной деятельности.

Конструирование – важнейший для дошкольников вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. Конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы с детьми дошкольного возраста, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.

Лего-конструирование является уникальным инструментом  для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения.

Наглядные модели создаются детьми в ходе разных видов деятельности. Это рисование, конструирование, сюжетно - ролевая игра и др. Конструирование мы включаем в такие виды занятий, как «Ознакомление с окружающим миром», «Конструирование», «Математика», Кружковая работа, и др., обеспечивающие развитие способностей к конструированию.

Сначала мы с детьми на занятии НОД по познавательно – исследовательской деятельности познакомились с конструктором Lego, его разновидностями и свойствами. Мы исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность и плавучесть. Определили с ребятами название каждой формы: кирпичик, кубик, клювик, горка и т.д.

После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования дети стали чаще играть с Lego в самостоятельной деятельности, причем,  использовали его не, только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно-ролевых играх.

Играя в «Lego» на «Математике» с детьми мы получаем математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии. Развиваются сенсорные представления, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета. Используем Lego - элементы в дидактических играх и упражнениях. Например:

«Найди пару»

Цель. Закрепить знания о разновидностях геометрических форм. Тренировать в умении группировать с учетом выделения одинаковых признаков, развивать зрительные функции.

Ход: педагог предлагает вспомнить, как называются детали конструктора LEGO и найти каждой детали пару.

«Найди все кубики»

Цель. Учить различать с помощью осязания детали конструктора, тренировать в группировании с учётом выделения одинаковых предметов, развивать мелкую моторику.

Ход игры. Педагог предлагает вспомнить, как называются детали конструктора, и разложить их на группы: кубики, кирпичики, декоративные детали.

«Расскажи, где находится деталь»

Цель. Учить объяснять местоположение деталей конструктора по отношению к другим деталям, развивать навыки ориентировки в пространстве.

Ход игры. На столе 10-12 деталей конструктора. Педагог предлагает рассказать, где находится та или иная деталь (Например, «справа от синего кирпичика стоит желтый кубик, слева – красный кирпичик»).

Так же мы используем  Lego-элементы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.  Дети могут строить не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим. Конструирование формирует в детях самостоятельность, стремление довести начатое дело до конца. Например такие упражнения как:

«Куда села бабочка»

Цель. Учить детей определять местоположения в пространстве по словесному указанию с использованием игрушки бабочки, развивать зрительные функции.

Ход игры. Педагог предлагает рассмотреть 7-9 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции педагога, например, «Бабочка села на белый кубик», ребенок выполняет задание.

«Составь цепочку»

Цель. Учить различать детали конструктора «Лего» по цвету, по форме, по величине; развивать логическое мышление.

Ход игры. Педагог предлагает построить цепочку из деталей конструктора по предложенной схеме (например, белый кубик, синий кубик, зелёный кубик) продолжить цепочку, не нарушая закономерности.

«Найди по схеме»

Цель. Учить анализировать схематичное изображение предметов, подбирать соответствующую схеме постройку, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.

Ход игры. Педагог предлагает рассмотреть несколько построек и найти конструкцию соответствующую данной схеме.

«Что сначала, что потом? »

Цель. Учить анализировать схематичное изображение предметов, выкладывать схемы в определённой последовательности, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.

Ход игры. Педагог предлагает из 5-7 схем выложить алгоритм последовательного построения постройки и с помощью деталей конструктора по схемам построить конструкцию.

Применяя конструктор на занятиях по развитию речи, мы способствуем развитию грамотной речи детей, так, как каждый ребенок стремиться рассказать о том, что у него получилось, как он назвал свою конструкцию, чем она ему нравится, что он хотел смастерить.

«Фантазер»

Цель.Развивать грамотную речь детей, творческие способности ребенка Учить анализировать полученные изображения предметов.

Ход игры. Педагог предлагает из 5-7 деталей, проявив фантазию, сделать конструкцию.

 Созданные Lego-постройки мы с детьми используем в играх-театрализациях на кружковом занятии «Страна чудес». Например:

«Построй заборчик», «Собери пирамидку»

Цель. Упражнять в расположении элементов в ряд, закрепляя умение устанавливать соотношение между элементами по высоте, длине; тренировать прием плотного прикрепления деталей, развивать мелкую моторику.

Ход: педагог предлагает построить забор для дачного участка, показывает способы соединения деталей:стопкой; внахлест; ступенчатая.

Дети стремятся соблюдать технику безопасности. К тому же они постоянно следят за тем, чтобы на их рабочем столе был порядок, а все детали конструктора в нужном количестве лежали по своим ячейкам. Эти навыки способствуют развитию областей образования «Социализация», «Труд», «Безопасность».

Своевременное овладение конструктивно-игровой деятельностью оказывается важным и в плане создания готовности к дальнейшему обучению в школе. У дошкольников формируются необходимые для будущего учения предпосылки: познавательное развитие, умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить его до конца, планировать будущую работу.

В этом нам помогают школьники начальных классов, они посещают нас и знакомят ребят с набором конструктора ЛЕГО «ВЕДО»

Занятия с набором ЛЕГО «ВЕДО» помогают детям познакомиться с отдельными принципами механики во время построения моделей, где применяются колёса, оси, весы, зубчатые колёса, блоки, червячные и ременные передачи, лопасти. При работе с набором у детей есть превосходная возможность понять, что такое равновесие, подъёмная сила, устойчивость конструкции, создать настоящие инструменты для измерений.

Таким образом Лего-конструирование является эффективным воспитательным средством, способствующим развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.



Предварительный просмотр:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/01fe/0008ef25-29431b45/hello_html_1214604f.jpg

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе

LEGO-конструирования

Лозина Анна Александровна

МАДОУ «Сказка»

с. Сладково

Развитие речи ребенка является важным этапом в полноценном развитии личности человека в целом. Следует понимать, что речь является основой всякой умственной деятельности, именно это умение обеспечивает реализацию успешной коммуникации индивида с обществом. Также успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определенную успешность в учебной деятельности по всем предметам.

Главной задачей дошкольного детства является всестороннее развитие личности ребенка, и от использования конкретных форм деятельности во многом зависит успешность данного процесса. Развитие речи тесно связано с сенсорными способностями ребенка, которые  обусловливают значительную двигательную активность ребёнка, и, поскольку, движение является естественным состоянием ребенка, способствующим его интеллектуальному развитию, особенно важно грамотно организовать предметную среду.

Наряду с применением традиционных методик обучения в последнее время возрастает роль LEGO-технологии в психолого-педагогическом процессе. Логопеды и педагоги отмечают, что внедрение в практическую работу с детьми наборов LEGO позволяет в более короткие сроки достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психо-коррекции, обучении и воспитании.

В качестве базовых способов организации работы с применением LEGO-технологий принято выделять конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.

http://gelios-kids.ru/upload/iblock/28b/28baf43553b00bd649f9fcabce551b1a.jpg

Существует несколько видов конструирования, которыми должны овладеть дети:

http://img1.labirint.ru/books/444383/scrn_big_1.jpg1. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: как сюрпризный момент можно использовать на занятии письмо-схему, которую принес сказочный герой - ребенок выполняет задания и строит постройку по схеме. Данная форма конструирования может применяться на различных этапах работы над звуком.

http://donthatethegeek.com/wp-content/uploads/2017/03/legobuild2.jpg2. Конструирование по теме: применяется на этапах автоматизации звука в словах, фразах, стихах и позволяет расширить кругозор и лексику по определенной теме. 

3. Конструирование по условиям: детям не дают идеальной модели (образца) конечной постройки, а также инструкции, описывающей способы ее возведения, а лишь определяются рамочные условия, которым конечный вид постройки должен соответствовать (например, построить гараж для легковых или грузовых машин, собрать дачный дом и т.д.). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. В данном случае мы ориентируемся на понимание лексического значения слов, логико-грамматических структур, ориентацию в пространстве. Данный вид конструирования может применяться на этапах отработки звука в словах, фразах, стихах, связной речи.

4. Конструирование по образцу: детям предлагаются макеты (образцы) конечных построек, выполненных из деталей строительного материала. Применяется на занятиях по развитию связной речи.

http://ds36.detkin-club.ru/images/teachers/307_59db972353ee6.jpg5. Конструирование по замыслу: ребенок сам вправе решать, что и каким образом он будет конструировать. Применяется на занятиях по закрепления звука в свободной речи. 

Основные принципы использования LEGO-технологий:

  • доступность и наглядность материала;
  • систематичность и последовательность обучения и воспитания;
  • работа по индивидуальной траектории с учетом возрастных и психо-физиологических особенностей детей.
  • личностно ориентированный подход (обращение к опыту ребенка, предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы)

В педагогике LEGO-технология интересна тем, что, опираясь на использование интегрированных принципов, она объединяет в себе как элементы игры, так и элементы непосредственного экспериментирования. Игры LEGO здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.

http://vselego.ru/upload/resize_cache/iblock/95b/1820_1580_1b19f5aea8d2e4482e73ce2847b82f40c/95b5fd5ed57018221eaa4e08924a5a73.jpgСледует подчеркнуть, что работа по развитию речи с применением LEGO-технологий делает логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Все это помогает лучшему усвоению не только коррекционного, но и основного материала, предполагаемого в рамках основной образовательной программы.

Этапы развития способностей к конструированию:

http://www.farlandgroup.com/wp-content/uploads/2014/03/build-collaborate-engage.jpg1. Планировать предстоящую деятельность, представлять ход работы по операциям, описывать окончательный результат готового изделия.

2. Овладевать элементами графической грамотности: умение охарактеризовать модель.

3. Самостоятельно конструировать. 

4. Овладевать конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми.

5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом.

6. Определять назначение получившегося изделия.

Важно отметить и то, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает:

  • Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.
  • Концентрацию внимания.
  • Мелкую моторику.
  • Умение следовать образцу.
  • Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек.
  • Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.

Таким образом, работа по развитию речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/236760/1f5fab10-08fe-45a9-a092-4d48cbb285a2/s1200?webp=false



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Технология лего-конструирования как метод развития инженерного мышления

Дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.

Что же такое инженерное мышление?

«Инженерное мышление» - это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции" (по словам Г.И. Малых и В.Е. Осипова). То есть мы можем говорить о том, что зрелое инженерное мышление – это залог успеха на производстве у специалистов технической отрасли. Но данный вид мышления не формируется сам по себе, могут быть лишь предпосылки для его формирования у конкретной личности. Что же всё-таки способствует формированию инженерного мышления у человека? А способствует качество всего образовательного процесса: не только высшего, среднего и начального, но и дошкольного. Ведь, как мы знаем, дошкольное образование - первое звено образовательной цепи, на котором закладывается фундамент будущей личности. Разберемся с сущностью инженерного мышления у человека. Мышление инженера содержит в себе не только данные, сведения, формулы, оно основывается на умении самостоятельно выстроить алгоритм действий, последовательность изготовления продукта. То есть инженер умеет мысленно предугадать результат своей деятельности, опираясь на обоснованные факты, накопленные знания, умения и опыт. Формула инженерного мышления такова: знания, умения, опыт в профессиональной деятельности плюс способность к самостоятельной работе, находчивость, изобретательность, творческий подход, ответственность, умение анализировать, прогнозировать. Инженерное мышление – активная форма творческого мышления. Формированию инженерного мышления способствуют постановки и решение практических профессиональных задач. Задачи, которые ставит перед собой инженерия, должны основываться на общечеловеческих интересах (экологических, экономических, социальных) и признавать высшей ценностью человеческую жизнь. То есть для того, чтобы реализовать цель дошкольного образования в отрасли технического творчества - сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы, необходимо развить ряд основных качеств, необходимых будущему успешному инженеру: способность комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи; развитость внимания и сосредоточенность; развитость творческого мышления; способность к самостоятельным видам работы; гуманизм. Развитие технического мышления основано на гуманистических идеях и ориентировано на создание полезных для общества изобретений. А. Эйнштейн говорил так о технической творческой инженерной деятельности: «Это гамма пропорций, мешающих делать плохо, и помогающая делать хорошо».

Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно- технической деятельности, такой как Лего-конструирование.

Основная цель Лего-конструирования по ФГОС ДО:

развитие интереса к конструктивной деятельности;

 - знакомство с различными видами конструкторов;

 - воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Использование лего-технологии дает большие возможности для всестороннего развития ребенкаВ процессе конструкторской деятельности у детей формируются пространственные представления, развивается воображениемышлениет. е. совершенствуются те способности, которые лежат в основе технического творчества.

Активная деятельность в процессе конструирования - необходимое звено в системе коррекционного обучения. Известно, что у детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь. Очень важно разработать систему занятий, которая позволит переходить от простых конструкторских действий к сложным, развивать творческие и технические способности детей. Работу можно начать с игровых заданий по плоскостному моделированию.  Сначала дети выкладывают изображения, накладывая геометрические фигуры на схему, затем конструируют по замыслу. Подберите интересные игры для детей, например, «Выложи изображение из геометрических фигур»«Превращение фигур»«Цветная геометрия». На занятиях по аппликации предложите ребятам изготовить поделки из геометрических фигур (коврики, звезду и т. д.).

Дети могут также придумывать свои постройки, рассказывать о них друг другу. Далее от плоскостного моделирования переходим к конструированию из самых разнообразных строительных материалов. Это деревянный конструктор, конструкторы «Лего», крупный напольный строительный материал. Такое разнообразие позволяет воплощать любые замыслы детей. Использование разных конструкторов, показывает, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от того, какой строительный материал используется, и от того, как соединяются его детали.

Например: постройки из лего-конструктора более устойчивы за счет прочного соединения, а из кубиков быстро разрушаются, и их установка требует определенных усилий. С целью расширения знаний об окружающем мире и активизации словаря детей, на прогулке очень важно обращать внимание на различные здания и сооружения, рассматривать машины, автобусы и другие виды транспорта, выделять их части, называть форму. На занятиях по конструированию упражнять детей в их строительстве.

Прежде чем перейти к самостоятельной конструкторской деятельности, необходимо дать детям образец постройки, чтобы они поняли назначение каждой детали, способы их соединения. Надо сказать, что конструирование по образцу - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. Далее переходим к более сложному этапу - конструированию по простейшим чертежам и наглядным схемам, через которое развивается наглядное моделирование, так как надо соотнести размер, цвет, форму деталей и скомбинировать их. В процессе работы дети рассматривают чертежи, отвечают на вопросы: «Что нарисовано на схеме», «Из каких деталей состоит постройка?». И наконец, конструирование по замыслу, которое позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Сооружая свои постройки, дети имеют возможность придумывать и создавать что-то новое. Они экспериментируют, изобретают, фантазируют и обыгрывают свои постройки. В качестве итогового задания, предложите детям стать строителями и построить улицу города с домами, дорогой, парком. Имея представления о конструировании домов, мостов, транспорта, они создадут свои варианты уже знакомых построек. Дети очень увлекаются строительством и в процессе совместной работы учатся договариваться, оказывать помощь друг другу, решать проблемные вопросы: «Как сделать машину устойчивой?», «Какие детали использовать, чтобы построить мост через широкую реку?». Так как одна из важнейших задач - это развитие речи детей в процессе конструирования, необходимо побуждать их рассказывать о своей постройке, помогать наводящими вопросами. Но самое интересное это коллективная игра. Здесь дети могут забыть о своих трудностях и проблемах, перестать стесняться и максимально раскрыться в общении.

Так как наша задача - сделать одни и те же постройки из разного вида конструкторов, то необходимо дать детям возможность построить такой же город из ЛЕГО конструктора. Здесь уже потребуется другое исполнение и другие навыки. Таким образом, конструирование больше, чем другие виды деятельности подготавливает почву для развития инженерного мышления у детей.

В образовательной программе детского сада для младших групп предусмотрены строительные игры с игрушками, игры со строительным материалом, во время которых происходит обучение необходимым действиям формирование простейших, но четких и прочных умений. Детей знакомят со строительным материалом, их формой, величиной, различным расположением на плоскости стола (лежит, стоит); учат накладывать один на другой, размещать кирпичики по горизонтали (поезд, дорожка); образовывать простейшие перекрытия (ворота, домик). Воспитатель находит сходство между постройками и знакомыми предметами в окружающей жизни.

В младшей группе осваиваются навыки не только определять основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина), но и называть их, а также располагать детали на равном расстоянии друг от друга по кругу, по четырехугольнику (забор, загородка), ставя их на меньшую плоскость. Уже в этом возрасте детей начинают обучать целенаправленному рассматриванию предметов, построек. Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды – отборе строительного материала.

Для детей средней группы в программе предусматривается дальнейшее развитие интереса к строительным играм, использованию созданных построек в сюжетно-ролевых играх, воспитания умения строить не только по предложенному образцу, но и намеченной самим теме, обучение более сложным приемам работы. Под руководством воспитателя дети 4-5 лет способны отражать в строительной игре впечатления об окружающем. Им дается разнообразный материал (строительный материал; конструктор; куски фанеры, картона, материал для украшения построек). Воспитатель на виртуальных экскурсиях, целевых прогулках обращает внимание детей на здания, мосты, транспорт, улицы, ограждения и т.д., учит их видеть красоту сооружений, замечать не только общее, но и различное, выделять отдельные части. Таким образом, в процессе руководства строительными играми детей этого возраста расширяются их представления об окружающем мире, которые они используют в игре.

Лего-конструктор с животными DUPLO – это набор конструктора, который сочетает в себе элементы игры, работу с карточками-схемами и конструирование животных. Этот образовательный набор создан специально для самых маленьких с целью познакомить их с принципами обучения, которые пригодятся малышам в дальнейшем.   Во время организованной в игровой форме работы с набором Лего Лото с животными DUPLO малыши запоминают цвета,формы, учатся анализировать и работать по схеме. А также знакомятся с представителями животного мира. Кроме того, игра отлично развивает коммуникативные навыки.

Lego Education - "Моя первая история". Данный конструктор разработан производителем как один из эффективных инструментов, способствующий развитию речи детей.

   Применение набора с детьми среднего возраста начинается со знакомства с конструктором, его деталями в свободной деятельности детей в ходе режимных моментов. Детям дается возможность наиграться. Кроме того, для закрепления знания деталей, продолжения развития мелкой моторики я использую конструктор в ходе таких видов специально организованной образовательной деятельности как занятия по ФЭМПНа этих занятиях мы учимся сравнивать детали конструктора по таким признакам как длина, ширина, высота, толщина, используя приемы наложения и приложения. Знакомимся с образованием числа от одного до пяти. Детям дается возможность научиться считать и отсчитывать определенное количество предметов по образцу и названному числу, объединять детали в группы по цвету, форме. Так же на таких занятиях с конструктором формируются навыки определения пространственных направлений – лево, право.

  Основная работа с набором «Моя первая история» строится в соответствии с его предназначением в ходе специально организованной образовательной деятельности – занятиях по речевому развитию, где данный набор используется 1 раз в две недели, а продолжается в свободной творческой деятельности детей. В ходе занятий дети, как всей группой, так и малыми подгруппами придумывают сюжет, опираясь на декорации в виде 5 двухсторонних карточек, которые служат фоном к рассказываемой истории.  Помимо карточек, которые предложены в наборе, мы используем и другие разнообразные сюжетные картинки, мультимедийные изображения. Так же набор содержит фигурки людей и животных, чем очень привлекает внимание детей. Малыши учатся создавать полноценные сказки, истории, состоящие, например, из трех завершенных частей (начало, середина и конец) или описывать определенную сцену истории, а также составить рассказ из личного опыта.

  В старшей группе конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием. В этой возрастной группе средствами развития технического творчества дошкольников являются конструкторы нового поколения Лего из серии «Машины и механизмы», которые позволяют быстро и эффективно обучить самых маленьких основам физики, проектирования и технологии.

Опираясь на эти основные принципы инженерного мышления дошкольников, мы используем следующие приемы организации деятельности детей:

- конструирование из конструкторов Lego Education, Lego «Первые механизмы» и  Lego WeDo, включающие элементы робототехники для детей старшего и подготовительного к школе возраста и дидактические игры с использованием Lego конструкторов для детей младшего дошкольного возраста, включающие в себя обучение составлению алгоритма сборки того или иного продукта деятельности, и обучение изображению продукта деятельности в трех проекциях;

- проектно-исследовательская деятельность детей с последующей презентацией своих результатов;

- экспериментальная деятельность детей, способствующая решению проблемных ситуаций нестандартными способами.

Использование этих приемов организации деятельности детей позволяет объединить образовательное пространство семьи и детского сада, тем самым позволяя развивать инженерное мышление детям не только во время образовательной деятельности в дошкольном учреждении, но и в свободной деятельности как в детском саду, так и дома.

 При этом становление базовых (стартовых) потенциальных компетенций и личностных качеств детей дошкольного возраста формируются в «эволюционной цепочке»: я - исследователь, я - конструктор, я - мастер, я - творец. Что позволяет нам запустить процесс использования вариативных методов и приемов педагога, то есть наших поливозможностей в рамках развития инженерного мышления.

Итак, проследуем по пути ребенка-творца.

Я – исследователь. На данном этапе ребенок попадает в так называемое «Техническое бюро». Он исследует образцы продукта, у него формируется восприятие формы, размеров объекта, пространства. Юный исследователь, активно используя опорные схемы, различные символы и знаки, носящие образный характер, пробует установить, на что похож предмет и чем он отличается от других. Ребенок-исследователь учится представлять образец в различных пространственных положениях.

Я – конструктор. В «Конструкторском бюро» кипит работа по усовершенствованию продукта, ребенок делает его креативным и уникальным. Инициативность, творческий потенциал и воображение помогают юному конструктору найти положительные свойства предметов. Применение которых, улучшат, преобразуют продукт, сделают его находкой конструкторской мысли. Особое значение данный этап имеет для совершенствования знаний, умений и навыков о части целого, свойствах предмета, о понятиях синтеза и анализа.

Я – мастер. В «Мастерской» ребенок реализует свой опыт созидания. Для своей поделки юный мастер комплектует Мастер-кейс необходимым материалом (природным, бросовым или другим на выбор). 

У ребёнка-мастера собственная активная позиция, широкий спектр для созидания: техническое или художественное конструирование, использование конструктора Лего, основ моделирования, макетирования.

В «Мастерской» ребенку-мастеру, создавшему поделку, можно вручить знак-стикер (свидетельство его «точки гордости»). Это положительно отражается на его самооценке и создает мотивацию для перехода на следующий этап.

Я – творец. Это созидатель, вершина мастерства: в его портфолио - навыки конструирования, исследовательской деятельности, умение устанавливать причинно-следственные связи, уникальный «почерк» мастера.

Ребенок созидает и творит. Продукт его деятельности – часть окружающей жизни: может стать героем сказки, рассказа, может послужить натурой для рисунка юного художника; стать объектом игровой, исследовательской, проектной деятельности. И как всякий рукотворный продукт он способствует самовыражению ребенка, развитию его самостоятельной творческой активности, стремлению к созиданию и свободе выбора.

Такой подход к организации деятельности детей, с применением лего-технологии делает их развитие более легким, быстрым и позволяющим достичь больших высот. В нашем случае такой «высотой» является последующее формирование и развитие инженерного мышления у подросшего ребенка, направляя его по пути научно-технического творчества.