Пальчиковая гимнастика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 533.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковой гимнастики
для детей 5 -7лет
«Игрушки» На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: Два медведя, Буратино, И весёлый Чиполлино, И котёнок, и слонёнок. Раз, два, три, четыре, пять Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. | попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками поочерёдно загибают пальчики поочерёдно разгибают пальчики попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками |
«У Зиночки» Овощи в корзиночке: Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Наша Зина – молодец! | Дети делают ладошки «корзинкой». Сгибают пальчики, начиная с большого. Показывают большой палец. |
«Компот» Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот! Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмём лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. | левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают» загибают пальчики по одному, начиная с большого опять «варят» и «мешают» |
«Осень» Разбросала осень листья Разукрасила их кистью Мы в осенний парк пойдем, В букеты листья соберем. Лист кленовый, лист с осинки, Лист дубовый, лист рябинки, Рыжий тополиный лист На дорожку спрыгнул вниз. | Волнообразные движения ладонями. Плавные взмахи ладонями вверх-вниз. «Шагают» пальцами обеих рук. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев Поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист. Звонко хлопают в ладоши. |
«Мы по городу шагаем» Мы по городу шагаем, Много видим, называем: Светофоры и машины, Ярмарки и магазины, Скверы, улицы, мосты, И деревья, и кусты. | «шагают» пальчиками по столу загибают поочередно пальчики, начиная с большого |
«Сидит белка на тележке» Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки. Лисичке-сестричке, Мишке толстопятому, Воробью, синичке, Заиньке усатому. Кому в платок, кому в зобок, Кому в лапочку. | хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно загибают по одному пальчику, начиная с большого хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно |
«Обновки» Танечка, бери иголку, Сошьем рубашку и футболку, Брюки, кофточку и платье, И оденем куклу Катю. | Показывают указательный палец правой руки - иголку. Вращают указательным пальцем вокруг каждого пальца левой руки. Повторяют другой рукой. |
«Новые кроссовки». Как у нашей кошки На ногах сапожки. Как у нашей свинки На ногах ботинки. Как у пса на лапках Голубые тапки. А козленок маленький Надевает валенки. А сыночек Вовка – Новые кроссовки. Вот так. Вот так. Новые кроссовки | Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках |
«Мамины помощники» Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали. Так мы маме помогали. | Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках Потирают ладони Загибают пальчики, начиная с мизинца Потирают ладони Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках Хлопают в ладоши |
«Елочка» Перед нами елочка Шишечки, иголочки, Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звезды, человечки. | Кулачки указательные пальчики выставлены шарики из пальцев рук, вниз, вверх Ушки из указательного и среднего пальцев, обе ладони сложены, пальцы сжаты Ладони сложены, пальцы расправлены, средний и указательный пальцы стоят на столе. |
«Машина каша» Маша каши наварила Маша кашей всех кормила Положила Маша кашу Кошке — в чашку, Жучке — в плошку, А коту — в большую ложку В миску курицам, цыплятам И в корытце поросятам Всю посуду заняла Все до крошки раздала. | Указательным пальцем правой руки «мешают» в левой ладошке. Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название посуды. Разжимают пальцы. Сдувают воображаемые крошки с ладошки. |
«Повар» Повар готовил обед, А тут отключили свет. Повар леща берет, И опускает в компот. Бросает в котёл поленья, в печку кладёт варенье. Мешает суп кочерыжкой, Угли бьёт поварешкой. Сахар сыплет в бульон. И очень доволен он! | Ребром ладони дети стучат по столу Загибают большой палец правой руки Загибают указательный палец Загибают средний палец Загибают безымянный палец Загибают мизинец Разводят руками |
"Мы во двор пошли гулять". Раз, два, три, четыре, пять, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем-совсем не сладкий. Раз — подбросим, Два — поймаем Три — уроним , И... сломаем. | Загибают пальчики. Дети "лепят". Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую. Грозят пальчиком. "Подбрасывают". "Ловят". "Роняют". Топают. |
«Козлик» Вот мостик горбатый Вот козлик рогатый На мостике встретил он Серого брата . Упрямцу с упрямцем Опасно встречаться. И козлик с козликом Стали бодаться Бодались, бодались Сражались, сражались И в речке глубокой Вдвоем оказались | Пальцы прижаты друг к другу, одну ладонь положить поверх другой. Правой рукой сделать «козу» Соединить указательные пальцы и мизинцы обеих рук. Не отрывая пальцы, друг от друга, поднимать кисти рук: то правую, то левую. Разъединить руки и резко опустить их кистями вниз. |
«Снежок» Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем-совсем не сладкий Раз – подбросим. Два – поймаем. Три – уроним И …сломаем. | загибают пальчики, начиная с большого «Лепят», меняя положение ладоней показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую грозят пальчиком |
«Мебель» У стола четыре ножки. Сверху крышка, как ладошка. Ножки, спинка и сиденье – Вот вам стул на удивленье. | Одну рука сжать в кулак. Ладонь второй положить сверху Одну ладонь поставить ребром вверх. Вторую сжать в кулак и соединить руки |
«Пальчики» Раз, два, три, четыре, пять. Будем пальчики считать. Вот кулак, а вот ладошка, На ладошку села кошка и крадется потихоньку, Может, мышка там живет? Кошка мышку стережет. Мяу! | загибаем пальчики Показать кулак и ладошку По ладошке перебирая пальчиками продвигается другая ладошка Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки |
“Уточка” Шла уточка бережком, Шла серая по крутому Вела детей за собой, И малого и большого, И среднего, и маленького, И самого любимого. | “Идут”двумя пальчиками по столу переваливаясь Загибают безымянный палец, большой палец Загибают средний палец, мизинец Загибают указательный палец |
«Кормушка» Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? | Ритмично сжимают и разжимают кулачки |
«Птичка». Птичка летала, Птичка устала. Птичка крылышки сложила, Птичка пёрышки помыла. Птичка клювом повела Птичка зёрнышки нашла. Птичка зёрнышки поела, Снова крылышки раскрыла, Полетела. | скрестить ладони рук сделать замок вращение замком выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв соединённые мизинцы стучат по столу скрещенные ладони делают взмахи |
«Новый дом» Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Молоток бери, мой друг! Мы построим новый дом, Есть окошко в доме том. Есть еще одно, повыше, Есть труба вверху на крыше. Дом готов, зовем гостей: «Приходите поскорей!» Сколько в доме этажей? . Этот дом - он двухэтажный. А вот этот - трехэтажный. Этот дом - он самый важный: Он у нас пятиэтажный. | Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок. Ставят рядом ладошки-«стены», Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей». Мизинец отставляют в сторону - труба. Делают приглашающий жест рукой. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. |
«Здравствуй» Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю – Я вас всех приветствую | пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками |
«Весна пришла» Стучат всё громче дятлы, Встаёт пораньше солнце, | Ладони сомкнуты “ковшом”, поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены Движения повторяются Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз Ладони сомкнуты “ковшом” Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка). |
«Кого встретили в лесу?» Раз, два, три, четыре, пять. | "Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук Рукой показать хвост за спиной. Кулачки прижать к подбородку. |
«Цветок» Вырос высокий цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье Дружно дают под землей корешки. | Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить. Развести пальцы рук. Ритмично двигать пальцами вместе-врозь. Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести. |
«Путешествие» Тук-тук–тук, тук–тук–тук. Наши ушки слышат стук. Вот ладошечки шуршат, Наши пальчики трещат. Теперь в ладоши громко бей, А теперь ты их согрей . К путешествию готовы? Да! В путь отправимся мы снова: Сядем мы на самолет и отправимся в полет. Мы теперь на корабле, Нас качает на волне. Едет поезд , колеса стучат! В поезде много веселых ребят! | потирание ладоней друг о друга потирание кулачков друг о друга хлопки ладони на щеки кулаки на коленях руки вверх, ладони раскрыть вращательные движения кистями руки вытянуты в стороны, ладони напряжены ладони лодочкой одна вверх, вторая вниз ребром ладони двигаем по коленям подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени |
«Весна» Иди, весна, иди, красна, Принеси ржаной колосок, Овсяный снопок, Яблоки душистые, Груши золотистые, Большой урожай в наш край. | («шагают» пальчиками обеих рук по столу) загибают по одному пальчику с мизинца |
«Наперсток» Вышивает, шьет иголка, Пальцу больно, Пальцу колко. А наперсток в тот же миг К девочке на пальчик прыг! Говорит иголке: - Шей, а колоться ты не смей! | Левая ладошка раскрыта, в правой руке — воображаемая иголка; иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке Дети делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указ. палец левой руки наперсток «Шьют». Грозят указательным пальчиком левой руки |
«Что принес нам почтальон» Что принес нам почтальон? С толстой сумкой ходит он! Перевод, журнал, газету В бандероли две кассеты И письмо от тети Вали, Чтоб ее приезда ждали! | Сжимают и разжимают кулачки «Шагают» пальчиками по столу. На каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого |
«За ягодами» Раз, два, три, четыре, пять, В лес идем мы погулять. За брусникой, за калиной. Землянику мы найдем, И братишке отнесем! | Пальцы обеих рук «здороваются», начиная с больших пальцев. Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу. Загибают пальцы на обеих руках, начиная с больших пальцев |
«Деревья» Вот деревья: клен, рябина, Липа, дуб, береза, вяз, Ясень, тополь, елка, пихта Мы в лесу встречаем вас | Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами.Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке. |
«Вышел дождик погулять» Раз, два, три, четыре, пять, Вышел дождик погулять. Шел неспешно, по привычке, А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» Дождь вздохнул тихонько: ОХ! И ушел. Газон засох. | Удары по столу пальчиками. «Шагают» Удары ладонями по столу. Хлопок. Хлопки по столу. |
Капельки Пять весёлых капелек по земле стучат, Пять весёлых капелек земле говорят: Том – том – том – том! Тим – тим – тим – тим! Тик – тик – тик – тик! Тип – тип – тип – тип! | Постукивают по коленям: пальцами обеих рук, большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами. Повторяют движения на полу, в воздухе. |
« Зайчик-кольцо» Прыгнул заинька с крылечка И в траве нашел колечко. А колечко непростое- Блестит, словно золотое. | Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую: а) пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный соединить в кольцо |
«За ягодами» Раз, два, три, четыре, пять, В лес идем мы погулять. За черникой, за малиной, За брусникой, за калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем. | Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого. Обе руки идут по столу. Загибают пальчики, начиная с большего. Обе руки идут по столу |
«Компот» Будем мы варить компот, Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, Грушу будим, мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. | Левую ладошку держат «ковшиком» пальцем правой руки мешают. Загибают пальчики по одному, начиная с большого. Опять варят и мешают |
«Осенний букет» Пошли пальчики гулять Стали листья собирать: Красный листик, желтый листик… А потом давай считать: Один, два, три, четыре, пять! Сколько листиков собрали? Пять! С листьями осенними Будем мы играть. | «Пробегают» пальчиками по бедрам к коленям. Поочередно прикасаются подушечками пальцев, начиная с указательного, к большому. Поочередно загибают пальцы на одной руке. Протягивают вперед ладошки. Поднимают вверх одну руку, широко раздвинув пальцы |
Утром Мама мишек будит рано. Не встают они с дивана. -Эй, Большак, вставай скорей! Ждут друзья уж у дверей! -Ну, а ты, лентяй Указка! У тебя засохла краска! Вы должны с Середняком Побелить амбар и дом. -Безымянный, мой бедняжка! Знаю, болен был ты тяжко. Пожалею я тебя, Полежи ещё два дня. Ты, Мизинчик – малышок, Роста у тебя – вершок! Но зато проказ и драк Сосчитать нельзя никак! | Пальцами обеих рук изобразить мишек Удивленно пожать плечами Встряхиваем большие пальцы рук Указать руками на дверь Встряхнуть указательные пальцы Изобразить руками ведро Встряхнуть средние пальцы, плавные движения кистями рук, как кисточкой, снизу – вверх Погладить безымянный палец пальцами другой руки Прижать безымянный палец к ладони и погладить его Встряхнуть мизинцы, показать, какого они роста. Погрозить мизинцу пальцем, сосчитать на пальцах его проказы |
«Улитка» Улитка, улитка, высуни рога. Улитка, улитка, высуни рога. Дам тебе, улитка, Я пирога. | Кулачки лежат на столе, локти чуть разведены. Большие пальцы обеих рук «появляются» их кулачков и ложатся на стол. Затем мизинцы, указательные… Все пальцы убегают и прячутся в кулак. |
«Помощники» Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли: Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали. | Удары кулачками др. о друга. Одна ладонь скользит по другой. Загибают пальчики, начиная с большого. Одна ладонь скользит по другой. Загибают пальчики, начиная с большого. Удары кулачками др. о друга |
«Наши пальчики» Мы писали, мы писали, А теперь все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. Мы немножко отдохнем – И опять писать начнем. | Ритмично сжимать пальцы в кулачки. Выполнять соответствующие движения. Ритмично сжимать пальцы в кулачки. |
«Пчела» Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. А за нею шмель-шмелек И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. Пожужжали, полетали, От усталости упали | Машут ладошками. На каждое название насекомого загибают пальчик. Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам. Роняют ладони на стол. |
Забор Вот забор. В заборе щели. Пальцы в них пролезть хотели. Сунул голову Большак. Дальше не пройти никак! Вслед за ним застрял Указка. Середняк хотел – напрасно! Безымянный – безуспешно! Хоть один прошёл? Конечно! Щуплый, маленький мизинчик Помощь братьям оказал: Из щелей их всех достал. | Пальцы правой руки прижать друг к другу. Раздвинуть пальцы. Просунуть большой палец левой руки между большим и указательным пальцами правой. Крепко зажать большой палец. Указат.палец левой руки между Указат. и средним пальцами правой, средний палец левой руки между средним и безымянным пальцами правой, мизинец несколько раз согнуть – разогнуть, потом помахать им. Каждый палец по очереди освободить из плена. |
«Слон» В зоопарке стоит слон, Уши, хобот – всё при нём. Головой своей кивает, Будто в гости приглашает | Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой указательным и большим. Шевелить средним пальцем, качать кистью. |
Щука Щука хищная, зубастая, Для лещей, плотвы опасная, Ищет, чем бы поживиться? Кто-то там, в воде резвится? Чей-то рядом хвост мелькает? Хвать? Тут щука не зевает! Но попалась на крючок – Тащит щуку рыбачок! | Двумя руками изобразить пасть щуки. Щука щёлкает зубами – пальцами. Ладонь сложить лодочкой. Руками имитировать движения рыб. Помахать кистями рук, как хвостом. Пасть щуки захлопывается. Указательным пальцем изобразить крючок, Перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды щуку. |
Пальчики Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. Вы скачите, пальчики, Как солнечные зайчики. Прыг – скок, прыг – скок, Прискакали на лужок. Ветер травушку качает, Влево – вправо наклоняет. Вы не бойтесь ветра, зайки, Веселитесь на лужайке! | Сжимаем и разжимаем кулачки. Пальчики скачут по столу. Растопырить пальцы, ладони вверх. Пальчики скачут по столу. Лёгкие движения кистями влево, вправо. Погрозить пальцем. Весело хлопать в ладоши |
Базар На базар ходили мы, Много груш там и хурмы, Есть лимоны, апельсины, Дыни, сливы, мандарины, Но купили мы арбуз – Это самый вкусный груз! | Пальцы сжимаются и разжимаются в кулак Соединяем мизинцы, безымянные, средние, указательные и большие, по очереди.
|
В гости На горе мы видим дом, Много зелени кругом, Вот деревья, вот кусты, Вот душистые цветы. Окружает всё забор, За забором - чистый двор. Мы ворота открываем, К дому быстро подбегаем, В дверь стучимся: «Тук–тук– тук!» Кто–то к нам идёт на стук. В гости к другу мы пришли И подарки принесли. | Кистями рук изобразить домик. Волнообразные движения кистями рук Руками «показать» деревья, кусты Пальцами «показать» бутон. Пальцами «показать» забор. Погладить ладонями стол. «Открываем» кистями ворота. Пальцами пробежаться по столу. Постучать кулаком по столу. Ладонь приложить к правому уху, прислушаться. Вытянуть руки вперёд, как будто преподнося что – то. |
«Кукушка» Летела кукушка мимо сада, Поклевала всю рассаду, И кричала : «Ку – ку!» Мак, Раскрывай один кулак. | Руки согнуты в локтях, скрещены перед грудью. Выполняют плавные, волнообразные движения от предплечья до кончиков пальцев. Лицевая сторона левой ладони развёрнута вверх, пальцы от себя, пальцы правой руки – в «щепотку», клюют. Положение рук меняется, выполняются те же действия. Пальцы имитируют крик – раскрывая и закрывая клюв. Пальцы сжимаются в кулак. По очереди раскрывают каждый кулак по два раза. |